Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения. Основные правила обучения письму. Становление детского почерка

Занимайтесь не более 15 минут в день

Письмо - сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали - отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

Исследования показываютYoung Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями , развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя - в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.


Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка - 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику . Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнятьDo fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола - не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.


Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши : на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику .

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты .


babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и . Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева , «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам - 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки - «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

«Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 99 рублей →
  • Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

    Письмо - комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

    • Правильно держит ручку или карандаш.
    • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
    • Быстро и безошибочно определяет , положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

    Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

    Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

    Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

    Каллиграфия – это мастерство

    Писать буквы сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

    Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

    Начните занятия как можно раньше

    Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

    Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

    Рукоделие

    Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

    • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
    • раскрашивание и занятия штрихованием;
    • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
    • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
    • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
    • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

    Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

    Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

    Как сидеть и что держать в руках

    Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

    • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
    • Подходящей должна быть высота письменного стола.
    • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

    Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

    Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

    Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

    Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

    Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

    Не следует спешить

    Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

    Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.

    В век повсеместного использования компьютеров и прочих девайсов потребность в написании текстов от руки отошла на второй план. Однако навык письма приходится осваивать каждому школьнику. И если родители хотят, чтобы успеваемость их чада, зависимая, в том числе, и от красивого разборчивого почерка, была на высоте, им придется озаботиться вопросом о том, как научить ребенка красиво писать.

    Основные причины плохого почерка

    • Неправильное положение тела и тетради при письме . Почерк, при котором буквы имеют неправильный наклон, а элементы букв не параллельны, формируется у детей, неправильно сидящих за письменным столом. При такой посадке буквы «н», «к», «п», «и» могут быть очень похожи и трудно различимы, а строки неровны: они то поднимаются над линейкой, то спускаются ниже.
    • Неправильный выбор ручки . Неверно подобранная ручка может испортить почерк ребенка. Она должна быть удобной, не требующей чрезмерного напряжения пальцев и кисти.
    • Недостаточно развитые мышцы рук и пальцев . Часто проблема, мешающая младшим школьникам красиво и быстро писать, заключается в плохом развитии мелкой моторики. Малышам просто не хватает гибкости и ловкости пальцев для аккуратного почерка. Признаками данной проблемы могут быть неправильное написание округлых элементов букв (они становятся заостренными) и разный размер букв.
    • Нарушение развития пространственного восприятия . На наличие данной проблемы указывают следующие признаки: несоблюдение интервалов между буквами в строке, неравномерное распределение слов по строке, текст, заходящий на поля тетради, строки, не дописанные до конца страницы, несоблюдение границ красной строки. Ребенок может путать оптически схожие буквы – «б» и «д», «х» и «ж», «п» и «т», а также прописывать буквы в зеркальном отображении. Обычно дети с таким нарушением медлительны и не успевают за учителем, и от волнения их почерк становится еще хуже.

    Устранение проблем

    Садимся правильно

    Неправильная посадка может привести не только к неровному почерку, но и к такому заболеванию позвоночника, как сколиоз.

    Правила посадки за столом (партой):

    • Спина должна быть прямой и иметь опору на спинку стула.
    • Нельзя опираться грудью на стол, это перекрывает диафрагму и осложняет дыхание. Между столом и грудью ребенка должна проходить ладонь (параллельно телу, ребром по направлению к полу).
    • Ноги следует ровно поставить на пол или на специальную подставку, бедра должны быть параллельны полу.
    • Тетрадь должна лежать под углом 20–25 градусов относительно края стола.

    Выбираем ручку

    • Для письма ребенку не подходят слишком длинные или чересчур короткие ручки. Оптимальная длина – 15 см.
    • Ручка должна быть круглой формы.
    • Не годятся для школьников различных видов подарочные ручки, в т. ч. слишком толстые. Диаметр ручки должен быть не более 7 мм.
    • Важно, чтобы в ручке был мягкий стержень. С твердым ребенку придется прикладывать много усилий на письме. Это приведет к утомляемости руки и организма в целом.
    • Хорошо, если в месте соприкосновения пальцев малыша с ручкой будет резиновая накладка. Она поможет ребенку зафиксировать ручку, избегая скольжения пальцев. Наличие пупырышков на резинке – дополнительный плюс. Это поможет стимулировать нервные окончания на пальцах, а значит, и отдел головного мозга, отвечающий за речь.

    Отличный вариант для освоения навыка красивого письма – перьевая ручка. Она пишет только при определенном нажиме и наклоне пера. В противном случае ручка будет рвать бумагу либо оставлять кляксы в тетради.

    Развиваем мелкую моторику

    Регулярные занятия и игры, способствующие развитию мелкой моторики, способны сделать почерк малыша ровным и красивым в течение двух недель.

    1. «Театр теней». Направить поток света на стену, с помощью тени от рук создавать различные изображения (собака, бабочка, лебедь и т. д.).

    2. Расстегивание и застегивание. Можно устроить соревнование на скоростное застегивание и расстегивание пуговиц или завязывание шнурков.

    3. Для тренировки пальцев полезны также следующие занятия:

    • вырезание аппликаций;
    • складывание мозаики, сбор пазлов или конструктора;
    • рисование на крупе, рассыпанной тонким слоем;
    • выкладывание картинок из зернышек;
    • лепка из пластилина или теста;
    • вышивание;
    • плетение из бисера.

    Повышаем уровень развития пространственного восприятия

    Развитию пространственного восприятия способствует игра «Кривое зеркало». Взрослый показывает различные движения правой рукой, ребенок должен их в точности повторить, но только левой рукой.

    Можно использовать графические диктанты (отступить две клетки вправо, две клетки вниз, три клетки вправо и т. д.). После окончания работы ребенок может видеть полученный рисунок, который он составил самостоятельно.

    Работа с прописями и раскрасками

    Для занятий по выработке или исправлению почерка необходимо приобрести для ребенка прописи, где контуры букв обозначены пунктиром. Работу с прописями можно разделить на несколько этапов:

    • Малыш обводит контуры букв в прописи.
    • Ребенку дается задание повторить написание отпечатанной буквы или слова по образцу на той же строке. К каждой последующей букве можно переходить только тогда, когда предыдущая начинает отлично получаться.
    • Малыш переписывает отдельные предложения и целые тексты сначала в разлинованную пропись, затем в обычную тетрадь без косых линеек. Упражнение должно стать ежедневным, с переписыванием небольших абзацев текста.

    Для графических занятий подойдут раскраски с контурами различных фигур, линий и узоров. Для раскрашивания лучше не использовать фломастеры, а дать ребенку цветные карандаши. Они лучше развивают мелкую моторику, т. к. на них приходится нажимать. Необходимо следить за тем, чтобы картинки были закрашены аккуратно и равномерно, в пределах контурных линий.

    Можно не только закрашивать рисунки, но и заштриховывать их. Нужно попросить малыша сделать это в различных направлениях – вертикально, горизонтально и по диагонали. Необходимо следить, чтобы ребенок не переворачивал лист, когда переходит от одного направления штриховки к другому, а передвигал только руку.

    Полезно использовать пунктирные рисунки, которые требуется обвести. Такое упражнение развивает точность движения рук.

    Еще один вариант – зеркальное рисование. Ребенок, глядя на изображение половины картинки и отсчитывая клетки, должен дорисовать вторую часть симметричного рисунка.

    Правильный захват ручки

    Подходящая ручка только половина успеха. Нужно научить ребенка правильно ее держать. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. Кончик ручки должен быть направлен в плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать следующие способы:

    • Ребенок берет ручку за верхний кончик тремя пальцами (большим, средним и указательным), держа ее вертикально. Затем пальцы соскальзывают вниз, не доходя до кончика стержня около 2 см. Ручка лежит правильно, безымянный и мизинец остаются свободными и скользят по бумаге, являясь опорой для руки.
    • Нарисовать на среднем пальце малыша яркую точку в том месте, где палец должен соприкасаться с ручкой. На самой ручке можно сделать отметку (например, при помощи скотча), ниже которой пальцы опускать нельзя.
    • Можно использовать обычную банковскую резинку. Один конец обматывают вокруг ручки примерно в 2 см от верхнего края. В полученную свободную петлю ребенок сверху вниз продевает кисть. Резинка, обернутая вокруг запястья, натягивается и не позволяет малышу взять ручку неправильно. Кроме того, такой тренажер поможет укрепить мышцы руки.
    • Сложенную вчетверо бумажную салфетку ребенок прижимает к ладони безымянным пальцем и мизинцем, а остальными тремя пальцами берет ручку. В таком положении мизинец и безымянный палец не могут принять участие в удержании ручки.
    • при обучении должна быть мотивация, чтобы малыш с энтузиазмом приступал к занятиям;
    • нельзя ругать ребенка за неудачи, а за любые успехи обязательно нужно хвалить и поощрять;
    • спешка – враг красивого почерка, если подгонять малыша, он начнет нервничать, что не будет способствовать качеству обучения.

    Во время занятий по обучению ребенка красивому письму необходимо делать перерывы каждые 15 минут, чтобы малыш мог передохнуть, сделать пальчиковую гимнастику. Если не давать ребенку отдыхать, он будет уставать, что приведет к его раздражительности. Занятия должны быть увлекательными, не вызывающими негативных эмоций. И тогда результатом усилий родителей будет ровный и разборчивый почерк их любимого чада.

    Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

    «Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

    Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

    Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

    И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

    План урока:

    Основные составляющие каллиграфического успеха

    Развитая мелкая моторика

    Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

    Для этого подходят такие задания-развлечения как:

    • рисование и раскрашивание карандашами;
    • лепка из пластилина;
    • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
    • бисероплетение;
    • оригами;
    • работа с ножницами;
    • перебирание круп и т.п.

    Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

    Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

    Крепкая спинка

    Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

    А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

    Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

    Правильная ручка

    Ручки бывают разные:

    • гелевые и шариковые;
    • тоненькие и толстенькие;
    • гладенькие и шершавенькие;
    • красивые и не очень.

    Какую же выбрать для младшего школьника?

    В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

    Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

    Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

    Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

    Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

    Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

    Правильный захват ручки

    Если ребенок держит ручку вот так

    или вот так

    Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

    А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

    Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

    К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

    Способ «Пинцет»

    Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

    Способ «Контрольная точка»

    Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

    Способ «Резиночка»

    Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

    Способ «Салфетка»

    Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

    Способ «Ручка-самоучка»

    Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

    Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

    Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

    Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

    Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

    Тренировки

    Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

    Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

    Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

    Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

    Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

    До новых встреч, в новых интересных статьях!

    Всегда ваша, Евгения Климкович

    Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

    Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Зачем нам красивый почерк?

    Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

    Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

    Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

    Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво - задача вполне решаемая, главное - заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

    Кто-то считает, что дополнительные занятия каллиграфией перегружают ребёнка. Я же думаю, что умение писать красиво и аккуратно никогда не будет лишним. К тому же занятия письмом хорошо развивают мелкую моторику (ловкость пальчиков ребёнка), а это помогает в интеллектуальном развитии.

    Сразу скажу, что научить ребёнка писать красиво - задача куда более сложная, чем просто научить его писать буквы и слова. Выработка красивого почерка потребует от школьника настойчивого труда, ежедневных занятий, пока нужный навык не закрепится.

    Как поставить почерк ребенку?

    Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

    Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

    Итак, обратите внимание на следующие моменты:

    1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
    2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

    Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое.

    1. Вам понадобятся:
      - мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
      - удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
      - прописи для письма - 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
      - тетрадь в узкую косую линейку.
    2. Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.

    Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.

    На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.

    Карандаш или ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.

    1. Если у малыша возникают трудности, не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
    2. Когда ребенок рисует палочки и кружочки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.
    3. Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

    Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.

    Мелкую моторику развивают следующие занятия:
    - вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
    - оригами;
    - раскрашивание и упражнения на штрихование;
    - рисование в любом виде - кисточкой, мелом, карандашами;
    - рисование на гречке;
    - игры с мелкими деталями - пазлы, мозаика, конструктор;
    - шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
    - лепка из пластилина.

    Этапы обучения красивому письму

    1. Первый этап - обводка.

    Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.

    Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.

    Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.

    На этом этапе можно добавить графические диктанты, когда ребёнок по команде обводит линии в тетради в клеточку: 2 клетки влево, две вверх. т.д. и т.п.

    2. Второй этап - отработка написания букв, слогов и слов по образцу.

    Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.

    Возьмите за правило - переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущую. Не так важно, сколько времени на это уйдет - полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.

    3. Третий этап - переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.

    4. Следующий этап - закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».

    Этот этап занятий - самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.

    Коррекция почерка у детей

    Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей.

    Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!

    Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.

    Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.

    Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.

    Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.

    1. Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
    2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
    3. Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

    На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!