Что же такое Зло? Определения и понятия. Добро и зло. Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Зло - это сочетание отрицательных свойств характера и эмоций человека таких, как Тщеславие, Разрушение, Насилие, Страх, Не

Все мы пользуемся такими понятиями как зло и добро, но что каждый из вас подразумевает под этими словами? Ведь у каждого человека своё личное зло и добро. Хотя очень часто мнения могут совпадать с другими людьми, ведь мы все воспитаны и получили образование в одном социуме, хотя и в разных слоях. Так, какова же глубина погружения в заблуждения о добре и зле у каждого из нас? В этой заметке я коснусь темы которая у всех на глазах, но многие её не осознают, не видят, или не хотят видеть. Какова глубина погружения в иллюзию?

Хочется разобраться, что же такое зло на самом деле. Давайте просто поразмышляем на эту тему. Есть несколько вариантов, возьмём первое что приходит в голову.

Зло - это отсутствие добра.
Зло - это низковибрационный мир и сущности или люди, наполняющие его.
Зло - это обратная сторона добра.

Для начала возьмём хотя бы три самых распространённых версии

Зло - это отсутствие добра

Другими словами, сторонники этой версии утверждают, что то, что называют злом, на самом деле - пустота. Можно для понятности сравнить со светом. Свет это наличие потока фотонов, а тьма - это его отсутствие, примерно так же и со злом. Если нет добра значит, на этом месте пустота, то есть зло.

Для того, чтобы понять, что это на самом деле, нужно как-то обозначить что же такое зло. В области чувств злом можно назвать обиду, злость, ненависть, ну хотя бы эти три возьмём для примера. На мой взгляд - это зло в чистом его проявлении, все перечисленные чувства имеют одну основную черту: они разрушают, значит они зло.
Если взять эти проявления как одно из проявлений зла, то это не отсутствие, потому что мы их чувствуем как сильную эмоцию, поток энергии. Другими словами, есть физическая величина как поток энергии, значит вариант с отсутствием не подошёл. Для верности можно взять ещё проявления зла в физическом варианте, проще говоря война, убийство, насилие, я думаю, можно с уверенностью отнести к проявлениям зла. Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что тут тоже о пустоте речь не идёт. В каждом из перечисленных случаев есть объект, несущий разрушение.

Зло - это низко вибрационный мир и люди наполняющие его

На мой взгляд этот вариант неплохо подходит, в основной своей массе люди, несущие зло примерно так и выглядят. В основной массе это злые эгоистичные существа, они не умеют созидать в глобальном смысле слова, для всех. Сознание их на примитивном уровне, если что то понравилось, он стремится забрать себе, идя по головам, если что не нравится (не укладывается в его картину мира) значит это нужно уничтожить.

Зло - это обратная сторона добра

Другими словами, это просто выбор, или уравновешивающая структура по отношению к добру. В этом варианте каждый человек является одновременно тем и другим. Просто он держит баланс или намеренно склоняется в выбранную сторону.
Но если человек не стабилен, тесть ему не хватает воли и выдержки, то неприятные для него ситуации выбрасывают человека в состояние злого, обидчивого раздражительного. Человек становится источником разрушения — зла. Но когда этот же человек восстанавливается, уравновешивает своё психическое состояние, наполняется энергией, силой, он становится добрым. Вернее у него появляется возможность не раздражаться на окружающих людей. Но что это тогда получается? Данный человек по природе своей зло, но волевым усилием переводит себя в состояние доброго и держит себя в этом состоянии пока у него достаточно сил, обуздать своего внутреннего демона.
Хочу напомнить, что люди деградируют когда сталкиваются с непреодолимыми препядствиями. Возвращаются в начало своего развития, а не впадают в просветление и святость. Это отражает суть, природу человека. Но мы же помним что человек состоит из 3х основных составляющих, тело, личность и душа, так кто же ведущий в человеке? Кто главный?

Вернёмся к теме, что же тогда добро?
Каким должен быть человек который по всеобщему мнению будет являться добром? Человек всем вокруг помогающий? Но копнуть глубже, то практически в любой помощи можно найти или тотальное разрушение или хотя бы эти нотки. Но здесь я не буду продолжать, пусть эти слова помогут вам прийти к собственным выводам.

В заключение хочу дать повод для размышления.
Всё, что делает наша цивилизация разрушает окружающую среду, любой искусственно сделанный предмет к которому мы прикасаемся, создан на заводе, который кроме производства продукции выбрасывает в мир сотни тысячи тонн разных отходов, уничтожая при этом нашу планету. Так же, для самого завода и создания транспортных путей к нему, было загажено и уничтожены огромные пространства живой природы. Плюс к этому заводы для производства комплектующих. Это только самое очевидное в проявлении человека.

Хорошо, раз уж мы оказались в такой среде, в этой уже готовой цивилизации, что делать? Мы часть её, и наша жизнь ничтожно мала на фоне всей цивилизации. Да, лично, большинство из нас скорее всего не принимали решение построить завод ради получения наживы. Но спрос рождает предложение, мы все потребители, рождающие новые и новые заводы. А потребительские наклонности наши в большинстве своём сформированы не необходимостью, а завистью, жадностью, и стремлением выделиться, похвастаться.
Не согласны!?
Тогда вопрос, как часто вы меняете телефоны и почему, обои в квартирах, машины, одежду….вы меняете телефон по тому, что он развалился пополам от старости, или машину…. или одежду?

Нет я не призываю вас уйти в пещеры и жить у костра питаясь лягушками. Я просто рассуждаю на тему добра и зла. Мы часть системы которая по сути своей является злом для окружающего мира.
Но ведь даже для нас людей, она не является добром, она нас точно так же разрушает.

Вопрос для размышления, какое живое существо вы знаете, которое приносило бы столь масштабные разрушения для окружающего мира? Или хоть какие то значимые.

Что с этим мы можем поделать, раз уж мы родись в этом мире? Каждый из нас, читающих эту заметку. Мир изменить мы не можем, но в силах поменять себя, человека из которого состоит эта цивилизация.
Что такое добро для вас?
И.В.

_____________
Вот один повод для размышления, Для Тюменцев.
Вспомните лет 10-15 назад что вы видели утром после дня горда? Асфальта не видно было от мусора, бутылки банки бумага лежали слоем 10-15 см по всему городу, все улицы были забиты этим …..и что сейчас. Это значит только одно, изменения возможны!

Одной из центральных задач человекознания является создание новой отрасли психологической науки - нравственной и этической психологии. Однако в психологической науке пока не сформулировано четко представление о ее предмете, адекватных методах исследования, строгой системе соотнесенных понятий. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добра и зла, имеет глубокие истоки в истории человеческой культуры. Поведение может быть созерцательным и преобразующим, оцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обусловлено внешними и внутренними факторами, а также уровнем человечности.

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека. В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение - наказывается. Есть основания считать, что фундаментальное научное знание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания любого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько оценивать их, сколько проникать в суть и создать модельное представление о нем в знаковой форме, которое как знание не требует моральной оценки.

Однако полный цикл жизнедеятельности человека включает и второй вид направленности действий человека, его субъектные инициативные действия по преобразованию мира, общества и самого себя. И если созерцание может происходить на уровне удовлетворения собственного любопытства, то преобразующие действия должны быть соотнесены с интересами других людей, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения оценивающей составляющей в структуру действий человека, который решается приложить найденное знание в практику. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали».

Человечность как явление духовной жизни человека, по материалам книги В.Д. Шадрикова , проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Человечность, по мнению В.Д. Шадрикова, возникла на основе инстинктов, которые в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный - в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности - в сострадание, альтруизм.

Другим источником человечности явились предания, обычаи, благодаря которым осуществлялась идентификация себя со своим народом. Человечность, проявляясь в борьбе добра и зла, эгоизма и альтруизма, в конечном счете выступает как победа добра над злом в конкретном поступке и во всем складе личности . Выражением человечности является духовность, главным источником которой выступает осознание себя и своих отношений с другими людьми, осознание своей выгоды и отказ от нее во имя другого . На формирование духовности повлияло то, что еще издревле человек складывался под влиянием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в виде страха наказания перед Богом за моральное зло. В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, то есть идей, за которые человек готов отдать жизнь или жертвовать ценным, если они личностно значимы для него.

  • 1. Добро, как и зло, являются этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений.
  • 2. Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.
  • 3. Основные свойства проявления добра и зла заключаются в универсальности, конкретности, субъективности, относительности и единстве противоборства.
  • 4. Человечность есть соотношение проявлений добродетелей и пороков человека.

Практическая часть

Добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания, которых зависят духовность и все этические представления. Человечность как явление духовной жизни человека, проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Проведение исследования предполагало подтверждение гипотезы.

Гипотеза: Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.

Цель: Определить уровень проявления добра и зла как фактора человечности.

  • 1. Изучить понятия «Добра и зла» в разных культурах и на различных исторических этапах становления общества.
  • 2. Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.
  • 3. Провести психологическое исследование на определение уровня добра и зла как проявление коэффициента человечности.

Объект исследования: проявления добра и зла.

Предмет исследования: коэффициент человечности.

Респонденты: подростки 15 - 18 лет, педагоги - 12 человек.

Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска).

Методы исследования:

  • · 1. Теоретический: анализ, систематизация.
  • · 2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.

Критерием оцениваемого поведения может служить уровень человечности поступка в условиях ситуативного проявления. Уровень человечности определяется разностью проявления добродетельно оцениваемых действий и действий, оцениваемых как порочные, противоречащие принятым нормам.

Уровень человечности (высокий, средний, низкий) в соответствии с данными обоснованиями может быть индивидуально зафиксирован в форме количественного показателя с помощью теста «Добро-зло» [приложение№1]. Поведение на философском уровне определяется как «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой». При оценке реального поведения человека определяются внешние и внутренние регуляторы поведения. Под внешними следует понимать социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры, субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения, тот или иной способ достижения цели. Под внутренними понимают потребности и мотивы деятельности. К внутренним регуляторам поведения следует отнести ценностные ориентации, установки, систему ценностных смыслов, а также психологические особенности личности. Добродетельные действия соотносятся с теми чертам (свойствами, характеристиками) личности, которые в этических источниках даются как положительно оцениваемые: достоинство, духовность, ответственность, справедливость, стыдливость, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Порочные действия соотносятся с такими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство .

Для проведения исследования в наибольшей степени подошёл экспериментальный тест «Добро и Зло» профессора Л.М.Попова из Казанского государственного университета, так как он был разработан и апробирован на студентах вуза, а также непосредственно раскрывает оценочные особенности отношения людей к другим людям. Тест выделяет поверхностные, глубокие и стержневые проявления Добра и Зла в личности человека. Коэффициент человечности определяется разницей суммы Добра и Зла, т.е. по формуле: ДЗ = сумма А (проявления Добра) - сумма В (проявление Зла) или ДЗ = Сумма А - Сумма ГВ (глубокие проявления Зла). Мы произвели подсчёт результатов по первой формуле, которую в своей книге рекомендовал автор теста.

Результаты исследования представлены в таблице:

В тестирование приняли участие ученики 8 «а» - 27 человек, 10 «а» - 23 человека, 11 «а» -22 человека классов и также 12 учителей нашей школы, всего приняли участие 84 человека. Тестирование проводилось во время классных часов. Анализируя результаты, мы отметили, что проявление исследуемых характеристик не зависело от возраста школьников, но учителя показали выше коэффициент проявления добра и в свою очередь человечности. Таким образом мы получили результаты и видим, что женщины в виду своих особенностей (женственности, мягкости) оказались немного добрее, чем мужчины, независимо от возраста. Но в целом результаты показали, что коэффициент человечности высок (тест) : мужчины - 94% (средний и выше среднего - 25%) , женщины - 93% (выше среднего - 61%). Выше среднего уровень показали 50,5% тестируемых.

Мы разработали анкету с целью выяснить, что считают ли испытуемые сами себя добрыми людьми: Вы считаете себя добрым человеком? Да- 61% , Не знаю - 30%, Нет - 9%. Считаем ответы объективными, т.к. каждый хочет быть в душе лучше и добрее. Результаты ответов целом совпали с результатами теста. Чтобы узнать какие произведения искусства учат добру и оказывают влияние на личность, мы задали следующие вопросы: Самое известное литературное произведение, где наблюдается противоборство добра и зла: Булгаков М. Мастер и Маргарита. 51%. Самое радостное событие в жизни человека: рождение ребёнка - 75%, Любовь - 81%, хорошая зарплата - 83%. Самое доброе произведение: русские народные сказки - 78%, библия 35%.

  • 1. Проявления Добра и Зла определяют уровень человечности.
  • 2. Проявления Добра и Зла в жизни человека не зависят от возраста, пола.
  • 3. Ученики и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска имеют уровень человечности выше среднего.

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле? Многие считают, что на этот вопрос ответа не существует. Давайте разберемся, так ли это. Понятие о добре и зле известно многим людям. Способность отличать эти нравственные категории является врожденной. Такой же врожденной является любовь к добру, осознание того, что жизнь в добре это нормальное состояние человеческого существования.

Доказательства этого положения таковы: О своих положительных жизненных моментах человек не будет говорить, так как о негативных. Никто не будет жаловаться на хорошую жизнь, скорбеть о своем благополучии, с надеждой ожидать худшей участи и считать, что жизнь во зле это нормальное состояние человека. Каждый человек подсознательно стремится к лучшему, худшее для себя человек не выберет. Эта внутренняя установка «на нормальность добра» говорит о том, что для оптимального развития, существования человека нужна добрая атмосфера. «И увидел Бог, что это хорошо» (). Эти слова прозвучали в отношении сотворенного мира, до сотворения человека. Человек был поставлен в эти хорошие условия и эти условия воспринимались им как норма.

Откуда же появилось зло и почему Бог не остановит все зло на земле? На небе в среде ангелов, произошло противление Богу. Самый близкий к Богу ангел воспротивился его воле. И отсюда произошло зло: этот ангел, посчитав, что обладает неимоверными способностями, используя которые он может стать как Бог, стал, однако, удаляться от Бога. Но, так как все в мире живет и существует благодаря Богу, то удалившись от Бога, потеряв связь с Богом, ангел, так сказать, перекрыл себе кислород и стал питаться теми остатками воздуха, которые у него остались. Для того, чтобы этому ангелу брать новые порции воздуха, ему необходимо обращаться к тому, кто их может дать: к Богу. Однако по гордости и сделанному первому шагу (отстранению от Бога) это почти невозможно. Чем дальше в тем, тем больше дров. У кого можно еще получить этот глоток воздуха? От человека, в которого при творении Бог вдунул дыхание жизни (). Со времен грехопадения, когда ангел, облекшись в змея, обольстил человека, пообещав ему то, о чем он сам мечтал, но еще не добился (стать Богом), человек поверив и склонив свою волю к этому ангелу со злой волей, приобрел этот навык. С тех пор человек иногда и слушает этого злого ангела, которого называют противником (по греч. «сатана»), или клеветником (по греч., диаволом, тот, который говорит двойственно, потому что исказил слова Бога, оклеветал Его). Злому ангелу это выгодно, потому что чужими руками он загребает жар своих прихотей, не имея силы в себе самом и черпая их через человека от Бога.

Бог есть добро, если он сотворил такой мир, о котором мы читаем в начале книги Бытия. И это были нормальные естественные условия существования человека. Зло, это удаление от Бога, которое вторично по отношению к созданному миру, привнесенное и несвойственное ему, как не происходящее от добрых намерений Бога.

Зло воспринимается человеком, как нечто такое, от чего необходимо отдалятся и что вообще не имеет права быть. Тем не менее, проявления зла мы наблюдаем в этом мире и считаем это ненормальным.

Из Священного Писания мы узнаем о том, что зло появилось как результат противления Богу, то есть начало зла лежит в воле, которая может направить все силы существа ко злу или к добру и развивать соответственно в том или ином направлении.

Чем больше человек грешит, тем более размытыми становятся его представления о границе между нравственными категориями добра и зла. Четкую границу между добром и злом человек определяет в зависимости от своей греховности. Зло это удаление от добра. Чем меньше добра, тем больше зла в человеке, как в некотором сосуде. Следовательно, чем благороднее и праведнее человек, тем острее он чувствует границу между добром и злом.

Зло несостоятельно само по себе. Чем сильнее духом человек, тем больше он видит несостоятельность зла. Оно не имеет внутри себя источника для продвижения своих целей, такого источника, который имеет добро. Источник добра в Боге, а источник зла, только в злой воле.

Неправильное радикальное представление о добре и зле, является следствием глубокого и безостановочного, бездумного направления своей воли ко злу. Каждый может вместить ту меру добра, на которую он способен. Однако часто человек оказывается способен вместить больше зла, на добро остается меньше места. Попросту человек не впускает в себя добро, а зло приходит само.

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле?

Зло есть привнесенное, а не врожденное качество человека. Однако навык уклонятся от Бога, проявлять зло, со времен первого грехопадения настолько вошел в привычку, укоренился и выдрессировал волю человека, что тому уже кажется не в силах жить без проявлений зла. Апостол Павел так свидетельствует об этом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (). Здесь налицо четкое осознание того, что грех в глубине своей человек делать не желает. Грехом может быть все, что пленяет человека и оставляет тяжелый осадок. Однако на глубинного человека, накладывается воля, которая может уводить человека от добрых намерений. Таким образом, осуществлять или не осуществлять зло - зависит от воли человека.

Если человек долгое время, влекомый уловками дьявола, направляет самого себя в сторону зла, постепенно полюса меняются, и в восприятии этого человека происходит подмена понятий: разрушающее его зло становится добром, а добро, созидающее, становится злом. Так человек незаметно для себя, разрушается.

Наличие правильного представления о добре и зле, следование добру является для человека залогом естественного существования, к которому он предназначен. Любое использование «не по инструкции» чревато такими сбоями, которые могут оставить кровоточащие раны на всю жизнь.

Если зло плохо и Бог всемогущ, почему он не может создать для человека условия, удобные для жизни, сообразные для его существования? Но Он однажды создал такие условия, однако человек по своей воле не смог жить в этих условиях. А Бог, дав свободу человеку, не нарушает ее. «Вредить природе, не свойственно Промыслу». Промысел же все проявления зла направляет на благо человеку. Во всем действии Бога есть Его непрестанное попечение о нас.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия,
преподаватель КДА

Кирилл Мартемьянов

«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений», – говорил французский философ Рене Декарт еще в XVII веке. Но слова и их значения продолжают быть предметом различных манипуляций в невежественной среде, и сегодня это особенно заметно в нашей стране на примере христианства. Внутреннее наполнение понятия «христианство» (учение Христа) со стороны ряда политиков и активистов подменяется нетерпимостью, угрозами насилия, давлением, политическими интересами, - всем, что не только не близко христианству, но прямо противоположно ему. Страшно, что подмененное содержание поселилось в оболочке того слова, которое изначально означало совершенно противоположную суть.

Проявление этого псевдохристианства я рассмотрю на трех свежих в информационной повестке примерах - реакции депутата Госдумы Натальи Поклонской на фильм «Матильда», словах члена партии «Единая Россия» Вячеслава Макарова, сказанных во время крестного хода в Санкт-Петербурге 12 сентября, и образе действий группировки «Христианское государство». Хочу только отметить, что я ни в коем случае не настаиваю на прямой связи этих трех примеров друг с другом и рассматриваю их как разрозненные проявления общей тенденции.

Не буду тщательно разбирать каждое высказывание госпожи Поклонской, мне лишь хочется показать несовместимость ее позиции с фундаментальным положением христианства - свободой человеческой воли.

Наталья Поклонская

Одна из основных аксиом христианства гласит: человек есть образ и подобие Бога. Я понимаю эти слова не только как данность и неизменный факт (отражения Бога в человеке), но и как перспективу, возможность, которую мы вольны либо использовать, либо нет. И поскольку Бог есть творец, не зависящий от чьей-либо воли, постольку и человек является творцом своей личности, своей жизни и отчасти окружающего его мира. Одним из свойств человеческой свободы, доказывающих ее всеобъемлющий характер, является возможность от нее же отказаться, променять ее на рабское и комфортное положение по отношению к внешнему миру, вещам, эмоциям. Перед человеком, таким образом, вновь и вновь возникает фундаментальный выбор. Каждую минуту он определяет то, каким он будет в следующую.

О том, что христианство воспринимает человека как фундаментально свободное существо, говорит и тот факт, что Христос пришел в мир в образе простого человека, а не царя. Образ царя несет в себе элемент контроля и закрепощения, и необходимость поклониться царю ради собственного блага неизбежно приводит к потере свободы. Христос же, придя в мир как человек, не имеющий земной власти, обращался именно к свободному человеку, зная о его свободной воле и праве выбора. Евангелие рассказывалось людям без принуждения, и после проповеди за Христом шли лишь те, кто этого хотел. Очень чутко понимал это Достоевский, который под отказом Христа превратить камни в хлеба понимал нежелание «порабощать человека чудом».

Понять христианство невозможно без признания личностной свободы человека. Госпожа Поклонская пытается эту свободу ограничить. В ее действиях я вижу не более чем личную неприязнь к инакомыслию со стороны чиновницы, которая привыкла действовать административными методами. И эти действия не могут быть оправданы стремлением «защитить веру». Я хочу сказать, что если христианство настаивает на абсолютной свободе человеческой воли, то оно настаивает и на абсолютной свободе творчества, какой бы характер это творчество ни носило. Любой кинофильм - это продукт творчества, а значит, с точки зрения христианства, он имеет право на существование. Если в содержании фильма нарушается законодательство РФ, то государство само с этим разбирается, потому что это его прямая обязанность, и не нужно приплетать к этому христианство. Повторюсь, что госпожа Поклонская действует в данном случае с позиции чиновницы, а не христианки, и ее публичное появление с иконами на религиозных мероприятиях выглядит как политическая акция.

Границы между «кесаревым» и «Божьим» четко очерчены Христом в Евангелии. К сожалению, в России границы эти в очередной раз превращаются в условность. Во время крестного хода 12 сентября в Санкт-Петербурге член партии «Единая Россия» Вячеслав Макаров сказал следующие слова: «Великое предназначение России в том, чтобы решать такие вопросы, которые не может решить ни одна страна в мире».

Депутат Вячеслав Макаров в крестном ходе по Невскому проспекту. Фото: spb.er.ru

Мне крайне неприятен тот факт, что эти слова были сказаны именно во время религиозного, православного мероприятия. Потому что в сознании многих людей, бывших там или увидевших это со стороны, православие стало отождествляться со слепым патриотизмом, с провозглашением особого отличия российских верующих от других христиан, с нездоровой гордостью. Между тем, православие как христианское учение не имеет и не может иметь к этому ни малейшего отношения. В словах Христа «Царство Мое не от мира сего» нет чего-то неоднозначного. Христианство не интересуют государства или империи, его интересует внутренняя жизнь конкретного человека.

В другом высказывании господина Макарова о том, что «Россия - последняя надежда Бога на планете Земля», заметна чисто политическая манипуляция массовым сознанием. И эта манипуляция часто срабатывает, ведь люди, не имеющие четкого представления о Евангелии, начинают верить в свою избранность, как и в то, что господин Макаров может знать о надеждах Бога. Но слова Вячеслава Макарова в данном контексте – это слова чиновника, а не христианина.

Христианство невозможно отождествлять с политикой и государством. В фокусе политики всегда массы, в фокусе христианства - отдельная личность. В фокусе государства тело человека, его материальное благополучие и безопасность, в фокусе христианства - дух человека, его возвышение, его освобождение от страстей и рабства. Миссия государства в обществе - обеспечение общественного порядка через наблюдение, ограничение, наказание. Миссия христианства - преображение мира через любовь, прощение, бескорыстное служение ближнему. И в том, что сегодня тенденция к сращиванию государства и христианства продолжает укрепляться, я вижу историческую неудачу христиан, а не христианства.

В информационном пространстве участились упоминания об организации «Христианское государство - Святая Русь». Ранее мы о ней не слышали. В самом названии этой организации уже заключен оксюморон, говорящий, прежде всего, о ее провокационном характере. Повторюсь, между «кесаревым» и «Божьим» есть четкая грань, проведенная Христом. В интервью порталу «Медуза» лидер этой организации Александр Калинин заявил, что фильм «Матильда» - это зло, против которого нужно бороться. Он также убежден, что с его помощью фильм не выйдет в прокат. «А если выйдет, - говорит он, - то уверяю, что каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, ‪завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре - и он сгорит». На вопрос, кем будут люди, исполняющие это, господин Калинин отвечает: «православные верующие».

Александр Калинин. Фото: meduza.io

Уже из этих только высказываний видно, что взгляды организации в корне противоположны христианским, православным. Нетерпимость никоим образом не может стать выводом из религиозного учения, призывающего отдавать верхнюю одежду тому, кто захочет отобрать у тебя рубашку. Насилие, вытекающее из нетерпимости, не может быть оправдано с точки зрения религии, в основе которой лежит акт любви и прощения. «…Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас… Ибо если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете?» (Мф. 5:44-47). И любая реакция, переходящая из слов в насилие и оправдывающая это насилие «верой», носит антихристианский характер.

В словах господина Калинина о «лишении жизни за веру» веры я совсем не вижу. И любви не вижу. И Бога в этом тоже нет. Я вижу там нетерпимость, фанатизм, терминологию ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - «Правмир»), - все что угодно, но не православие. Лично мне хотелось бы задать лидеру этой странной организации всего один вопрос: «Почему вы называете себя христианином, если Христос заповедовал любить своего врага, а вы оправдываете стремление ломать ему ноги?»

Христос не призывал к насильственному уничтожению зла, потому что разрушение зла через насилие - это порождение нового зла. Когда апостол Петр, желая защитить Христа, достал меч и ударил раба первосвященника, Христос сказал ему: «Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:51-52). Что из этого следует? Что нужно закрывать глаза на зло? Конечно, нет. Завет непротивления злу насилием стоит понимать не как призыв к игнорированию этого зла, а как необходимость реагировать на зло созиданием. Если жечь машины - это реакция насильственного характера, то создание разнородных проектов, направленных на культивирование чувства любви в людях, сострадания, ответственности друг за друга, - это реакция созидательная. Для христианина, таким образом, любое проявление зла должно лишь усиливать желание проявлять любовь.

Не могу пройти и мимо реакции ряда СМИ на высказывания названных мной выше деятелей. В некоторых публикациях мы видим такие термины, как «православный террорист» (что тоже оксюморон), упоминания о христианах и православных исключительно как о невежественной, консервативной части, не желающей перемен. Такая подача информации демонстрирует полное незнание темы авторами и приводит к глубокому искажению образа христианства и православия в информационном пространстве.

Из христианской и православной культуры родились великие произведения художественной и философской мысли, ставшие неотъемлемой частью общечеловеческого гуманизма. В центре русской религиозной философии и литературы всегда были проблемы внутренней жизни человека, его личностной свободы, поиск в человеке Бога.

Не понимаю я и официальной позиции Русской Православной Церкви в контексте последних событий. Возможно, молчание церковных спикеров связано с пониманием того, что деятели разного рода используют религиозную тему в своих целях, и Церкви не место в этих играх. Возможно, какие-то заявления этих деятелей кажутся настолько маргинальными, что официальной Церкви не хочется опускаться до разъяснений простых для христиан вещей и терминов. Но у Церкви в этом светском круговороте новостей, информационных поводов и реакций нет другого выхода, кроме просвещения. Сегодня просто необходимо регулярное публичное изъявление официальной позиции Церкви по тому или иному поводу, касающемуся искажения образа христианства в публичном пространстве.

В заключение я бы хотел привести слова Николая Бердяева из его статьи «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». «Бог, - пишет он, - не хочет насиловать, не хочет внешнего торжества правды, хочет свободы человека. Поэтому можно было бы сказать, что Бог терпит зло, не уничтожает его насильственно, а лишь пользуется злом для целей добра. Именно Христова правда не может быть насильственно осуществлена».

Что же такое Зло? Определения и понятия

Что такое Зло - сможет очень примерно, часто размыто, ответить почти каждый, но вот точных определений, полноты и глубины, не противоречивости - нужно ещё найти! Добро и Зло - нужно понимать, потому что, как ещё делать нравственный выбор? Как стать Достойным Человеком и прожить достойную жизнь, если не разобраться в этих понятиях? Да никак!

Не восринимающий добро и зло - может пеереступать через честь и совесть, оправдывать зло: обман, предательство, продажность, пороки, и это его не приведёт ни к чему хорошему в жизни. Наоборот - проблем только на собирает, за которые потом придётся расплачиваться по полной!

Так что - делайте правильный выбор господа и дамы!

Что такое Зло? Определения и понятия

Продолжая тему Добра и Зла, мы с вами плавно переходим к вопросу - что такое Зло? Несмотря на то, что наука практически вообще не изучает вопросы Добра и Зла, современное общество просто бурлит этой темой. И действительно, большая часть мировой литературы, как-то связана с раскрытием этой темы, много художественных фильмов снимается о борьбе Добра и Зла, и т.д. Причём Зло, часто в фильмах показано во многом правильно и глубоко, не всегда раскрываются все его грани, но суть чаще всего показывается верно. Это говорит о том, что есть всё-таки люди, которые в основном правильно воспринимают Добро и Зло, и понимают последствия одного и второго. Только фильм «Адвокат Дьявола» чего стоит, с фразой Дьявола в конце фильма: «Тщеславие - мой любимый из всех грехов…»

Зло, как и Добро - может быть проявлено в миллионах форм и оттенков, но чтобы его научиться распознавать и не попадаться на его уловки и искушения, нужно хорошо понимать суть Зла, и знать что является противоядием. Но обо всём по порядку.

Определение - что такое Зло

Всё соответствующее идеалам Зла (противоречит идеалам и законам Творца), сила разрушающая Добро и противоположная ему. Идеалы Зла - разрушение, насилие, страх, ненависть, агрессивность, гнев, зависть, злость и несвобода. Иерархия Зла - иерархия существ (людей, сил Тонкого мира), осознанно или неосознанно служащих злу.

Причину Зла сформулировал ещё Учитель Патанджали (5 век до н.э.): «Неведение, невежество - источник всех страданий и Зол» . То есть когда человек обретает Свет Знания, он становится свободным от Зла. О том, что такое Добро - читать .

Зло - неизбежно возникает при развитии и наличии свободы выбора как результат ошибочного познания. Оно целесообразно используется Иерархией Света (иерархия сверх существ Творца) для ускоренного развития человека через его наказания за ошибки (примерно в 70% случаев), активизацию развития (как факел под пятую точку, примерно в 20% случаев) и другие методы.

Целесообразность Зла - связан с реализацией предназначения человека. Правитель (Создатель вселенных, тот, кем должен стать человек в будущем) - должен уметь управлять так, чтобы ни одно существо не страдало несправедливо. На Земле человек имеет возможность изучить и прочувствовать на себе все проявления зла, и все виды последствий (страданий, т.д.).

Из книги «Философия Космоса» акад. Миание М.Ю.

Эзотерическая расшифровка понятий и идеалов Зла:

Разрушение - изменение структур какой-либо энергии, объекта или процесса, связанное с разрывом их связей.

Насилие - преобразование какой-либо энергии, объекта или процесса против их воли.

Ненависть - целенаправленное разрушающее энергетическое воздействие

Страх - состояние возникновения реакций на возможность насилия.

Агрессивность - состояние поиска повода к насилию

Гнев - состояние целенаправленного выброса агрессивной энергии

Зависть - состояние порождающее реакции страха

Злость - состояние одновременного присутствия страха, агрессивности, гнева и зависти

Несвобода - состояние отсутствия возможности выбора.

Зло - способно разрушать только существа содержащие в себе зло. Существа без зла в себе - неуязвимы для зла (находятся под защитой Абсолюта).

Необходима для приобретения силы. Борьба со Злом - необходима для познания и недопущения зла в себе, она требует больших сил и отсутствия зла в себе.

Целесообразность зла - развитие людей через борьбу со злом. Развитие людей - через их наказание за нарушение Законов Творца.

Из книги «Законы Творца» акад. Миание М.Ю.

Зло имеет столько же много проявлений, как и добро, и может входить в любую часть нашего сознания и жизни - от наших мыслей, мотивов, целей, методов до сиюминутных реакций и образа жизни.

Самое важное, что нужно понять , Зло - это то, что разрушает вашу душу, тело, судьбу, ум, светлые чувства и т.д. Зло - это всегда враг, что бы человек себе не думал и как бы он Зло не оправдывал. потому что, у нас с ним природа разная, а точнее противоположная. У Души природа божественная, светлая, а Зло - это программы разрушения всего божественного.

Как проявляется Зло в человеке и в жизни?

В самом человеке - в его внутреннем мире и всех внешних проявлениях:

В виде негативных разрушающих мыслей и решений.

В виде негативных мотивов, например обида и месть, использование других, др.

В виде тёмных коварных целей и планов - насилие над другими, угнетение, совершение зла и причинение вреда, страданий, др.

В виде тёмных методов - постановка в зависимость, насилие, страх, др.

В виде негативного поведения - агрессивных реакций, слов, действий разрушающий и угнетающих других людей (причиняющих им страдания и боль, др.).

В виде разрушительных действий и негативных поступков - разные виды преступления: наркоторговля, прямое насилие или уничтожение (убийство, др.), воровство, др.

В виде причинения вреда себе - с помощью вредных привычек или прямого насилия.

В судьбе человека:

Любые действия, которые косвенно или напрямую ведут к разрушению собственной судьбы или судьбы другого человека.

Как видеть проявления Зла в современном обществе и в окружающих людях?

Эзотерическивидеть и понимать Зло, его Иерархию, все причины и следствия - не каждому под силу, по крайней мере не сразу. А вот видеть проявления его в жизни общества и людей - может практически каждый.

Зло это:

Негативные мысли, реакции, эмоции (злость, ненависть, т.д.) и качества (агрессивность, завистливость, лень, жадность, др.) человека. Они ведут к его разрушению, а соответственно страданию, к наказаниям и смерти. Одним словом - к негативным последствиям.

Всевозможные пороки и вредные привычки: хамство, алкоголизм, наркомания, злословие, все виды зависимости, распущенность, др.

Есть ещё красивое выражение, которое несёт в себе большую долю истины: «Зло появляется там, где нет света или его очень мало» . То есть, там где нет любви - возникает ненависть, где нет бесстрашия - там рождается страх, а соответственно и трус, где нет доброты - там затаится злоба. Т.д.

Отсюда совет: сделайте так, чтобы внутри вас и вокруг вас - было как можно больше Добра и Света.

Отдельная большая тема - что такое борьба со Злом, и почему она необходима. Но это уже другая история, в одну статью всего не уместишь.

А кто считает,что Зла нет, тот первый же от него пострадает. Помните, злу очень выгодно, чтобы мы люди считали, что его нет и ничего не предпринимали для его уничтожения.

Источник - Всё о Добре и Зле в человеке и его судьбе