Вопросы как я знаю своего ребенка. Какой вы садовник? Тест для родителей «Я и мой ребенок»

АЛЁНА МОСКАЛЁВА
Родительское собрание «Насколько я знаю своего ребенка?»

Цели : развивать интерес к познанию своего ребенка , содействовать активному взаимодействию с ним, содействовать взаимодействию педагогов и родителей в решении единых воспитательных задач.

Предварительная работа :

Написание родителями сочинений на тему "Мой ребенок ";

Беседа с детьми на тему "Что ты любишь?" (любимая игрушка, сказка, телепередача, песня, животное, блюдо) ;

Запись видеоинтервью с детьми группы (вопросы : "С кем ты дружишь в детском саду? Какие занятия в детском саду тебе больше всего нравятся? Чем любишь заниматься с мамой и папой дома?").

Ход собрания:

1-й воспитатель. Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности , однако многие хотят быть самыми лучшими родителями . А каким должен он быть?

2-й воспитатель. Ответственным, целенаправленным, увлеченным, активным, заинтересованным в развитии своего ребенка , говорят педагоги. Заботливым, любящим, понимающим, ласковым, считают сами родители . Всеми этими качествами обладают те, кто пришел сегодня на родительское собрание .

(Зачитываются выдержки из сочинений родителей "Мой ребенок ").

1-й воспитатель. Уважаемые родители ! Прозвучали выдержки из ваших сочинений "Мой ребенок ". Какой любовью и теплотой проникнуты эти строки!

Ваша роль в воспитании ребенка незаменима . Вот почему так важно знать своего ребенка , чтобы успешно справится с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.

2-й воспитатель. Жизнь многогранна. Порой она ставит перед нами сложные проблемы, а порой радует. И дети, как неотъемлемая часть нашей жизни, могут вызвать самые разнообразные чувства.

1-й воспитатель. Сейчас мы увидим, насколько хорошо вы знаете предпочтения ваших детей. Ваши дети предварительно дали ответы на вопросы, а сейчас вы должны ответить за вашего ребенка . Потом вы сравните ваши ответы с ответами ваших детей.

Игра "Верно - не верно" ("Что любит ваш ребенок ?")

2-й воспитатель. Дети в своем поведении чаще руководствуются чувствами, поэтому важно понять их причину. Мы предлагаем вам закончить предложения, которые очень важны для нашей работы :

Мой ребенок радуется , когда.

Мой ребенок огорчается , когда.

Мой ребенок злится , когда.

Мой ребенок удивляется , когда.

1-й воспитатель. Готовясь к сегодняшнему собранию , мы задали детям несколько вопросов и их ответы записали на видео.

(Родители просматривают видеозапись с интервью детей) .

2-й воспитатель. Ваш ребенок в этой группе детского сада не один день.

Каждый из вас тем или иным образом также причастен к ее жизни. И наверняка вы знаете, с кем общается ваш ребенок . Мы предлагаем вам ответить на вопросы блиц-опроса, а вы должны быстро дать ответы.

Кто из детей самый старший в группе?

Кто самый младший в группе?

Кто из детей самый высокий?

А кто самый низкий?

У кого самые светлые волосы?

У кого самые темные волосы?

У кого кудрявые волосы?

У кого ямочки на щечках?

1-й воспитатель. Жить жизнью ребенка , радоваться вместе с ним, помогать ему быть счастливым - это предназначение успешных родителей . А то, что наши родители именно такие , мы предлагаем еще раз убедиться, ответив на вопросы теста "Как я ". (Тест прилагается) .

Тест "Как я знаю и понимаю своего ребенка ?"

Инструкция. Ответьте пожалуйста, "да", "нет", "не знаю " на предложенные вопросы.

1. На некоторые поступки ребёнка вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка.

3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребёнка.

4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение в вашем ребёнке других людей.

6. Вам случается просить у ребёнка прощение за своё поведение.

7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей .

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют / радуют/ вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребёнка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка, /даже, если у вас есть деньги / потому, что знаете, что ими заполнен дом.

11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент для ребёнка - физическое наказание /ремень/.

12. Ваш ребёнок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребёнком.

Оценка результатов теста :

За каждый ответ "ДА" вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 получаете 10 баллов.

За каждый ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9., 11, 13, 15 получаете 10 баллов.

За ответ "НЕ ЗНАЮ " на любой вопрос получаете по 0 баллов.

Посчитайте сумму баллов.

100-150 баллов. У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребёнка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одно маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребёнка.

50-99 баллов. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка . Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить , начав с себя, И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребёнка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь их использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означает принимать. Не только ребёнка, но и собственную личность тоже.

0-49 баллов. Кажется, можно больше сочувствовать больше вашему ребёнку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не всё потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего ребенка , попробуйте иначе. Может быть, вы найдёте кого-то, кто вам в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернётся благодарностью и сложившейся жизнью ребёнка.

2-й воспитатель. Сегодня мы еще ближе узнали своих детей, и это значит, что теперь мы будем лучше их понимать, а наши дети будут более счастливы. Ведь говоря словами героя фильма "Доживем до понедельника", "счастье - это когда тебя понимают".

Ираида Тимофеева
Консультация для родителей «Знаю ли я своего ребенка»

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка .

Безусловно принимать ребенка – значит , любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и. т. д., а просто так, за то, что он есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. Это говорит об «условной любви» : что-то выполнил- хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта , знаний, сводится к какой-то дресуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка- это основные жизненные потребности ребенка . Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей , в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку , что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами : ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами : «Я очень скучала по тебе, пока была на работе» , «Я очень люблю играть с тобой» и. т. д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку , но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии- необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия - то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье».

Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы это сделаете сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

ТЕСТ 1. «КТО Я?»

Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответ на листочке бумаги.

- «Конечно результаты тестирования нельзя принимать как истинное положение вещей. Мы только призываем призадуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете главное предназначение- материнство и отцовство. И решать это только вам самим!»

Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» , «Я отец» . Если вы его написали в начале, значит родительская позиция для вас наиболее важная в жизни, если нет, то вы немного отвлеклись на повседневные дела, отдалились от ребенка , значит надо пересматривать свое отношение к ребенку .

ТЕСТ 2. «КАКОЙ МОЙ РЕБЕНОК .

Задание. Нужно записать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка . Затем оценить каждое названное качество знаком «» плюс и «минус» , но не в общепринятом смысле, а с вашей точки зрения.

Например, щедрость это хорошее качество, но если у вашего ребенка это настолько выражена, (он постоянно раздает игрушки, что вы склонны считать это недостатком. Постарайтесь писать откровенно, я их собирать не буду, вы проверите себя сами.

И так, сколько получилось + и -. Если + преобладают, их не менее 8, то в вашем отношении к ребенку все в порядке . Если нет ни одного минуса, ничего хорошего «Слепая любовь» . Если 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать на половину плохим своего ребенка может очень критичный родитель или недостаточно любящий.

ВЫВОД : Дошкольный возраст- самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это делать будет делать очень трудно.

А сейчас посмотрим шкалу самооценки ребенка и ожидаемую оценку ребенка от взрослого .

Методика «Лесенка» .

Приложение №1.

Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали-

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого-

Одно удовольствие, честное слово.

Приложение №1

1. Методика «Лесенка» .

Анкета для родителей .

1. С каким настроением ваш сын или дочь идет в детский сад?

С радостным

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

2. В чем вы видите нежелание ребенка идти в детский сад ?

Трудности в отношениях с педагогом, с сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

3. Как складываются отношения вашего ребенка с сотрудниками сада ?

а)Благополучно. С кем именно?

С воспитателями

С дефектологом

С помощником воспитателя

С другими специалистами сада

б)Неблагополучно. С кем именно?

С воспитателями

С дефектологом

С помощником воспитателя

С другими специалистами сада

в) В чем это выражается?

Иногда бывают конфликты

Обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки

4. С кем из детей группы ваш ребенок часто общается ?

5. Рассказывает ли о своих взаимоотношениях с детьми?

6. Жалуется ли на сверстников?

Если да, то на что жалуется?

Дети не принимают в игру

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

7. Что вам хотелось бы изменить в отношениях сына, дочери с ровесниками?

8. Есть ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

9. Как ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и. т. д.)

10. Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный сам командовать, чем подчиняться

Другой ….

11. Как на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывает

Благополучие семейных отношений- это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка , облегчающий его жизнь.

Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился…». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях. Вы – садовник; но вы не рассердились. Вы просто сейчас решаете, что вам делать в той ситуации, которую (в очередной раз) подкинул вам ваш драгоценный ребёнок.

Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? Да попросту - всегда ли вы понимаете своего ребенка. Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику.

Подсказка: читая вопрос, обращайте особое внимание на возраст ребенка. Если у вас уже большой малыш – честно вспоминайте свои прошлые действия. Если человек еще мал – фантазируйте о будущем.

2 месяца

№ 1. Ваш малыш проснулся и заплакал. Что делаете Вы:

А) Если знаю, что сухой и накормлен, подожду, может, это просто капризы, сам утихнет.

Б) Кто-то из домашних подходил, если некому, конечно, подбегу к нему

В) Моментально реагируете на плачь – подбегаете, чтобы успокоить, берёте на руки

8 месяцев

№ 2. Вы разговариваете по телефону, а ваш малыш интенсивно вам «помогает»: кричит, лезет на руки, требует повесить трубку.

А) Призываете к порядку; объясняете, что скоро закончите

Б) Просите кого-то из домашних занять его или заканчиваете разговор

В) Подсовываете кастрюлю и крышку, есть шанс, что пока погремит, вы успеете наговориться

1 год

№ 3. Собираетесь с ребёнком на прогулку, он не желает одевать ни курточку, ни ботики. Что вы подумаете и сделаете?

А) Может, ботиночки стали малы? Пора покупать другие?

Б) Успокаиваю и рассказываю, почему надо одеваться

В) Скажу, что ботиночки сами пошли гулять, и покажу, как они уходят «топ – топ».

1,5 года

№ 4. Ваш ребёнок мирно играл. Вдруг какой-то ровесник-бутуз вцепился в его игрушку. Оба тянут её, каждый в свою сторону, и оба вопят при этом. Вы

1. Вмешиваетесь и объясняете, чего нельзя делать, а что можно.

2. Кидаетесь на помощь своему ребёнку и успокаиваете

3. Даёте девочке что-то другое, но возвращаете игрушку малышу.

2 года

№ 5. Ваш ребёнок, играя с кошечкой, попытался открутить ей хвост, и та, оскорбившись, цапнула его. Вы, принимая необходимые санитарные меры и говорите:

А) плохая кошка, мы ей зададим,

Б) давай-ка выпустим её погулять

В) ты же сделал ей больно.

3 года

№ 6. Ваш ребёнок показал язык взрослой тёте, которая пытается погладить его по головке. Вы

1. Делаете ему замечание и позволяете погладить.

2. Объясняете малышу, что это просто замечательная тётя, она его очень любит

3. Громко говорите своему чаду - давай я свяжу тетю, а ты в это время погладишь ее по голове

4 года

№ 7. Вы забрали сына из детского сада. По дороге выясняется, что он прихватил из садика маленькую матрёшку, и хочет подарить её подружке – соседке, потому что влюбился в неё. Вы согласны, что это – уважительная причина? Ваша реакция?

А) Да вы что? Какая любовь в этом возрасте?

Б) Очень забавно, но игрушку придётся всё-таки вернуть.

В) Быстренько придумываете, что он может подарить этой девочке, а пока возвращаетесь в садик и ставите матрёшку на место.

5 лет

№ 8. Жарко. Ребёнок выпил уже два стакана воды, и вот прибежал и требует третий. Вы наливаете полкружки. Он рыдает и требует полную Вы

А) оставляете, как есть, захочет, выпьет;

Б) наливаете эту кружку да краёв, придумывая на ходу, как отобрать и не дать выпить всю;

В) прикинув, что кружка больше стакана, переливаете воду в стакан.

6 лет

№ 9. Как ваш ребёнок закончит эту историю? «Дочка с мамой шли по дорожке, вдруг на девочку зашипел гусь…она испугалась, но тут мама….

А) Мама сказала: «Нельзя шипеть на детей»

Б) Мама подняла и пожалела девочку.

В) Мама обняла дочку, а потом они угостили гуся хлебными крошками.

7 лет

№ 10. Ваш ребёнок сообщил, что сегодня получил две пятёрки и одну тройку. Что вы скажете ему в первую очередь?

А) Я ж говорила тебе: надо учить все уроки.

Б) Спрошу, по какому предмету схватил трояк, даже посочувствую.

В) Похвалю за пятёрки.

8 лет

№ 11. Ваш ребёнок уговаривает вас купить ему большую собаку, овчарку или пит-буля. Вы не против, так как и сами хотели купить щенка. Что вы сделаете сначала

А) Обсудим его обязанности

Б) Поговорим и помечтаем, как будем её дрессировать.

В) Выясню, почему именно большую собаку (может, ему нужна защита)

9 лет

№ 12. Вы договорились, что он вернётся сегодня с прогулки пораньше, и вы вместе пойдёте в гости. В результате вы прождали его около часа, и вот наконец-то звонок. Он оптимистично сообщает, что сидит у друга и сейчас прибудет. Как и когда вы предъявите ему свои претензии?

А) Сразу же, как появится.

Б) Решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина.

В) Замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же.

10 лет

№ 13. Вы купили ребёнку красивый свитер. Он в восторге, но вот одел пару раз – сходил в школу – и забросил, потом наотрез отказался одевать. Вы

А) уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идёт;

Б) убираете, надеясь при случае подсунуть снова;

В) решаетесь присмотреться, как и во что одеты его друзья.

11 лет

№ 14. Ваш ребёнок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором – дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал?

А) вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно;

Б) таким образом он высказал мнение о нас;

В) думаю, что это тактичное предупреждение, чтоб не мешали

12 лет

№ 15. Ваш сын пришёл домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе сейчас поиграть на компьютере. Если вы ответите: «Конечно, зайчик», а чуть позже заметили, что он обижен. Почему?

А) Какие-то неприятности? Надо расспросить

Б) Как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате?

В) Зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом.

13 лет

№ 16. Ваш ребёнок часто рассказывает варианты повести, которую собирается написать. Впрочем, он её пишет уже давно, но сюжет меняется, характер и поведение героя – тоже, и дальше завязки дело не движется. Что вы ему посоветуете?

А) Писать: надо учиться любое дело доводить до конца.

Б) Видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи

В) Ничего не посоветую, буду просто с удовольствием слушать всё новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чём думает).

14 лет

№ 17. Вы идёте по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульптуры, стоит ваш ребёнок и очень увлечённо декламирует читает какие-то стихи. Его шумно слушают несколько приятелей. Вы опешили от неожиданности, но потом:

А) прикидываете, а не стоит ли подойти поближе

Б) прикидываете, нет ли поблизости милиции;

В) Слушаете текст, потом, радостно отметив, что он вполне цензурен, потихоньку уходите, пока не заметил вас.

15 лет

№ 18. Вы вдвоём с сыном на экскурсии, у вас нет никаких определённых планов. Ваш сын уверенно ведёт вас по городу, но вам кажется, что вы заблудились. Вечереет, а вы всё никак не можете отыскать нужную вам улицу. Ваш молодой мужчина упрямо не желает расспрашивать редких прохожих.

А) Начинаете нервничать, берёте инициативу в свои руки и быстро находите дорогу.

Б) Вы всегда неплохо ориентировались на местности и поэтому даёте ему советы по выбору маршрута.

В) Решаете, что гулять – приятное занятие и полностью полагаетесь на него, да и время позволяет.

16 лет

№ 19. Ради сына или дочери вы забросили своё любимое занятие, изменили своему увлечению (хобби), т.к. хотели как можно больше внимания уделять своему ребёнку. Вы скажете ему об этом?

А) Да

Б) Нет

В) А зачем бросать своё хобби?

№ 20. Младшее поколение в очередной раз не понимает вас. Как Вы считаете:

А) Эта вечная проблема «отцов и детей»!

Б) Понять друг друга можно, если очень захотеть.

В) Есть вопросы и случаи, которые можно не понять, но нужно принять

Результаты

Ни для кого не секрет, что дети иначе думают и чувствуют (секрет только: зачем они запустили тортом к кошку). Им пока не доступна логика взрослых; и то, что взрослому кажется очевидным, может быть непосильным для понимания ребёнка, мир для них наполнен прежде всего чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых, и это часто формирует собственно-детскую систему приоритетов и ценностей (где мамино золотое кольцо не дороже павлиньего пера, а потому их можно поменять). И как следствие - точки зрения ребёнка и взрослого часто не совпадают.

Проблемы часто возникают тогда, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают и очень переживают – за что им всё-таки досталось.

Но проявить понимание придется нам, взрослым. Оценивая (или осуждая) поступок ребёнка, необходимо учитывать, что есть какие-то причины, почему любимый человечек поступил именно так. Это с вашей взрослой точки зрения его действия неверны, а со стороны детской логики все законно.

И, заставляя его подлаживаться под нас, требуя «взрослости» раньше, чем он сам до неё дорос, мы не только выдёргиваем его из детства, но ещё и сбиваем с толку, не даём созреть, дорасти, отстоять себя и право на своё миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей – уборка, уроки вовремя - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, каков ты есть на самом деле, стать собой.

Если большинство ответов:

А) Вы всегда видите перед собой маленького взрослого. Зачастую на действия малыша любого возраста вы реагируете так, как среагировали бы проступок взрослого. И потому вы бываете недовольны и разочарованы, а ваше сокровище либо выбивается из сил, чтобы «соответствовать», либо уже готовится стать записным лентяем и прогульщиком – все равно же невозможно соответствовать всем вашим взрослым требованиями.

Другими словами, садовник из вас – так себе. Потому что иногда ваши действия похожи на выращивание пальмы в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растет!

Б) Ребёнок для вас – маленький, всегда и при любых обстоятельствах, сколько бы лет ни прошло после выхода из роддома.

Вы помните, что дети отличаются от взрослых, но возможно, иногда забываете, что это не признак их беспомощности, слабости или «недоразвитости». Это просто другая, Вселенная, альтернативная вашей, с ней надо считаться, ее надо уважать.

Другими словами, садовник вы старательный, но вы закидаете пальму ватниками и зальете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти - это ее дело, а не ваше!

В) Вы твердо усвоили, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. Вы знаете, что он видит мир иначе, что иначе думает. И что самое главное – вы успеваете вспомнить об это и мысленно встать на сторону ребенка прежде чем приступить к «воспитательным мероприятиям»

Поздравляем: вы грамотынй садовник. Именно такие как вы возводят оазисы в пустыне.

Почему предпочтительнее вариант «В»? Пока мы не скажем, потому что скоро вы и сами поймёте это. Впрочем, наиболее нетерпеливые могут сразу начать читать эту книгу с третьей главы, где мы более подробно рассказываем о возрастных особенностях наших детей.

Кто прав?

Полуторалетнюю Арину угостили булочкой с маком.

Малышка, старательно повертев её в руках, вдруг отколупывает корочку и бросает на пол.

Одновременно раздаются два возгласа:

«Ты что делаешь?!»,- это мамин.

«Ай-яй-яй, как плохо! Нельзя бросаться хлебом!!»,- это тётин из очереди.

Обе уверены, что малышка хулиганит.

А та поднимает от булки небесно-синие глаза и спокойно говорит: «Глясь!» И в самом деле – малышка никогда не видел мак и справедливо приняла маковые зёрнышки за грязь.

Вот и очищает.

Вывод: Хорошо, когда мама не торопится с выговором.

Знаю ли я своего ребенка?

Упражнение для родителей и детей

Цель: осознание важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Психолог может заранее опросить ребенка, и тогда обсуждение происходит сразу на консультации

Примерные вопросы:

1. Мое любимое животное и почему.

2. Мое нелюбимое животное и почему

3. Мой любимый цвет и почему.

4. Мой нелюбимый цвет и почему.

5. Моя любимая сказка

6. Сказка, которая мне не нравится.

7. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…

8. В другом человеке мне не нравится такая черта, как...

9. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

10. Доброго волшебника я попросил бы о... Почему?

11. А злого попросил бы о... Почему?

12. В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Важно, чтобы родители рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей.

Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям, касаются их желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы родителей побуждает к самоанализу.

Анализируемые параметры

Несмотря на изменения в мире, наиболее ценимыми в людях качествами остаются доброта, честность, открытость, верность, ответственность, а в числе неприемлемых чаще всего называются лживость, лицемерие.

Что касается животных, то кошки и собаки, безусловно, держат пальму первенства. Желание превратиться в кого-нибудь у взрослых часто связано с потребностью унестись от забот (ветерком, облаком, птицей, ручейком) или обрести могущество (как Ванга, волшебник, обладатель цветика-семицветика). Иногда возникает вопрос: почему в одних семьях ассоциации на животных носят однообразный характер (например, мы все кошки, волчья стая, или мама — доберман, папа — ньюфаундленд, сын — щенок), а в других семьях четко прорисовывается индивидуальный характер каждого животного? Например: муж — слон, жена — пантера, сын — котенок, дочь — белка. Нельзя интерпретировать эту информацию однозначно, не опираясь еще на какие-то данные об отношениях в семье. Обычно, в разных животных обращают членов семьи дети старшего возраста, которые хорошо чувствуют индивидуальность каждого. Можно, конечно, строить гипотезу о большей интеграции ребенка в состав семьи, если все животные принадлежат к одному виду, однако она не должна преподноситься как единственно верная. Желания стать кем-то на короткое время могут быть вызваны самыми разными причинами.

Выбор сказок диктуется предпочитаемыми качествами сказочных героев (искренность, бескорыстие, справедливость, красота и т. д.), однако чаще сюжеты сказок являются отражением реализованных или нереализованных жизненных сценариев. Размышления на тему «Почему мне не нравится эта сказка» могут быть еще более увлекательными, чем поиск причин предпочтения любимого сюжета. Сказки, которые завораживали в детстве нехитрыми, повторяющимися действиями, кажутся взрослым людям глупыми, непонятными, бестолковыми («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. п.). Действительно, смысл многих сказок скрыт в глубине веков: кто догадается сейчас, что золотое курочкино яйцо — символ вечной жизни, и тот, кто его разобьет, обретет счастье бессмертия? Да и сказки писались когда-то не для детей.

При выполнении этих заданий родители почти всегда отмечают, как им хочется угадать ответы ребенка, а некоторые даже начинают искать себе оправдания за неугаданные ответы. Часто эти чувства родителей связаны с установками «Я должен все о ребенке знать», «У него не должно быть никаких тайн от меня», «Если я хорошая мама (папа), значит, я все знаю о нем». Отчасти эти установки связаны с предыдущим ранним опытом ухаживания за малышом, когда действительно было очень важно распознавать малейшие телодвижения, чтобы удовлетворять все потребности не умеющего говорить младенца. Известно, что именно способность матери эмпатично относиться к младенцу способствует формированию у него надежного типа привязанности, возникновению чувства безопасности, на основе которых в дальнейшем базируется уверенность ребенка в себе. Об этом неоднократно писали Карен Хорни, авторы теории привязанности М. Эйнсворт и Дж. Боулби.

Однако часто перечисленные выше чувства и установки родителей являются следствием их возрастающего желания оказывать влияние на ребенка, несмотря на его взросление. Пониманию этих явлений может способствовать рассказ о «двух территориях» — детской и взрослой, которые существуют рядом на протяжении всей совместной жизни. Особенно ярко эта модель может быть продемонстрирована на примере «территории матери». В период вынашивания плода территория ребенка полностью принадлежит матери, находится под ее контролем. Появление на свет лишь немного меняет ситуацию — за территорией ребенка (кроватка, его желания) столь же необходим неусыпный контроль. Но дальнейшие события разворачиваются таким образом, что ребенок все чаще и чаще начинает выходить из поля зрения матери, и в конечном итоге целью его развития становится обретение самостоятельности. Конечно, этот процесс постепенный и во многом индивидуальный, с постепенной передачей прав и ответственности по мере готовности ребенка действовать независимо от матери, однако вся проблема в том, насколько родители готовы предоставить эти права. Иногда на этих «территориях» могут разворачиваться целые сражения — ребенку приходится бороться за отстаивание своей самостоятельности, или, наоборот, ситуация «маминого крылышка » его очень устраивает, но зато маму очень тяготит социальная несостоятельность взрослеющего дитяти.

Одна мама при наблюдении за схематическим «изложением модели двух территорий» сделала для себя открытие:«Оказывается, отделение детской территории освобождает мою собственную, и у меня появляется больше времени для себя самой

Тематический план родительского всеобуча «Знаю ли я своего ребенка»

Тема

Форма проведения занятий

Образовательный результат

1-4 класс

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

(1 час)

Теория:Мини-лекция «Особенности развития младших школьников».

Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Что меня радует и огорчает в моем ребенке».

Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Родители узнают о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьного возраста.

Готовность ребенка к школе Роль семьи в адаптации ребенка к школе

(1 час)

Теория: мини-лекция «Особенности развития младших школьников», рекомендации «Роль семьи в адаптации ребенка к школе».

Практика: тест «Ваш первоклашка». Упражнение «К школе готов».

Лекция, групповые упражнения, тестирование, беседа.

Повысят уровень психологической компетентности в области взаимодействия с детьми на протяжении адаптационного периода первоклассника.

Как правильно поощрять и наказывать ребенка. Копилка полезных советов

(1час)

Теория: мини - лекция «Поощрение и наказание».

Практика: работа в группах «Методы поощрения и наказания», Упражнение «Расскажи историю».

Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, беседа.

Больше узнают о воздействии мер поощрения и наказания на формирование личности ребенка.

Общение детей младшего школьного возраста в среде сверстников, в сети интернет (профилактика влияния групп деструктивной направленности)

(1 час)

Теория: мини-лекция «Общение в сети интернет», просмотр видеоролика «На здоровье. О вреде компьютера»

Практика: инсценировка ситуаций, мозговой штурм «Безопасность детей в сети интернет».

Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, просмотр видеофрагмента, беседа, тестирование.

Получат информацию по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

5-8 класс

Мой ребенок - подросток (психологические особенности детей подросткового возраста)

(1 час)

Теория: Мини-лекция «Особенности подросткового возраста».

Практика: Мозговой штурм «Портрет современного подростка». Упражнения: «Знакомство по цепочке»; «Мой ребенок: какой он на самом деле?»;

«Семь свечей».

Лекция, работа в группе, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Расширят представления об особенностях подросткового возраста; получат помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.

Теория: лекция «Особенности общения детей в сети интернет».

Практика: обсуждение в группе, Упражнение «Меня радует, меня огорчает»

Лекция, анкетирование, работа в группе, беседа.

Узнают об основных причинах, признаках участие детей в «опасных» группах и признаках суицидального поведения подростков; выработают активную родительскую позицию при возникновении кризисной ситуации.

Я тебя слышу

(профилактика детско-родительского конфликта)

(1 час)

Теория: Лекция «Что такое конфликты? Как их избежать?».

Практика: Тест «Стратегии поведения в конфликте». Упражнения: «Внимание, конфликт!», «Сглаживание конфликтов». Упражнение-разминка «Внимание, конфликт!».

Лекция, тестирование, групповые упражнения.

Расширят знания о конфликте; определят стратегию поведения в конфликтных ситуациях; отработают умения и навыки сглаживания конфликтов.

Я тебя понимаю

(эффективное взаимодействие родителя с подростком)

(1 час)

Теория: Лекция «Приемы активного слушания».

Практика: Дискуссия «Правила эффективного общения с подростком или я тебя понимаю!». Упражнения: «Я тебя понимаю»; «Испорченный телефон жестов»;

Тесты: Анкета для родителей (по итогам всеобуча).

Лекция, дискуссия, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Выработают основные правила эффективного взаимодействия родителя с подростком; узнают о техниках эффективного слушания при построении беседы и отработают их на практике.

9-11 класс

Психологические особенности старшеклассников

Теория: Лекция «Психологические особенности старшеклассников»

Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Портрет моего ребенка в лучах солнца».

Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование.

Расширят представления о психологических особенностях старшеклассников

Как помочь ребенку успешно сдать ГИА

Теория: знакомство с результатами тестирования, рекомендации «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам».

Практика: Упражнение «Рисуем чувства», «Схема помощи»

Лекция, групповые упражнения, беседа.

Снизится уровень тревожности в период подготовки и сдачи ГИА выпускниками школ

Семья и ГИА

Теория: Лекция «Особенности общения с ребенком в семье».

Практика: просмотр видеофрагментов, упражнение «Я-высказывание», «Сердце любви».

Лекция, просмотр видеофрагментов, групповые упражнения, беседа.

Повысится родительская компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых

Учимся справляться со стрессом

Теория: Лекция «Стресс в нашей жизни».

Практика: комплекс упражнений на саморегуляцию. Тесты: Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона

Лекция, тестирование, индивидуальные упражнения, беседа.

Познакомятся с понятием «Стресс» и способами его преодоления.

Занятия родительского всеобуча для 1-4 классов

Занятие 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Цель: изучение возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста.

Ход занятия

1. Упражнение «Знакомство по цепочке»

Цель: знакомство участников, возможность лучше узнать друг друга перед началом совместной работы.

Время проведения : 5-10 минут (в зависимости от количества присутствующих).

Техника проведения : членам группы предлагается представиться. Каждый участник называет свое имя, возраст (по желанию), род деятельности, хобби. Представление проходит по кругу.

2. Упражнение «Что меня радует и огорчает в моем ребенке»

Цель : раскрепощение участников.

Время: 5 минут

Техника проведения : Родителям предлагается продолжить предложение «Меня радует…», «Меня огорчает…».

3. Мини-лекция «Особенности развития младших школьников».

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое неожиданное яркое интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснения учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и также быстро забывают выученное. Обычно на второй третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание. Наиболее сложно, когда дети запоминают медленно. Этих детей нужно терпеливо учить приемам запоминания.

Возрастной особенностью младших школьников является недостаточно развитая воля: младший школьник еще не обладает большим опытом борьбы за намеченную цель, он может опустить руки при неудаче, поэтому дети в этом возрасте особо нуждаются в поддержке взрослых и их одобрении.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.