Творческое занятие. Занятия творчеством – отличный источник внутренней энергии! Роль рисования в развитии малыша. Инструменты для рисования

Наблюдая за сыном, я поняла, что все его дела наполнены творческим началом. Он все познает, максимально используя свои чувства. Поэтому занятия творчеством дома необходимы каждому малышу.Другое дело, как их организовать, ведь творчество во многом процесс спонтанный.

Уголок творчества

Как у ребенка, так и взрослого желание творить может проснуться в самых неожиданных местах. Когда сыну исполнился год, я обустроила для него стол со стульчиком возле которого расположились всевозможные материалы для художественного творчества и лепки. В 1, 3 года у нас появился мольберт. Но, не смотря на все это, чаще всего вдохновение настигало сына на полу. Восковые карандаши и краски оказывались на полу с завидной регулярностью, и, честно говоря, мне тоже больше нравится «напольный размах», которого не может дать узкое пространство стола.

Сейчас, в 4 года, мы все также предпочитаем пол, как место для живописи, на стол переместилась лепка и наиболее грязные работы, к примеру, . Хочу сделать вывод из всего этого: не нужно дергать ребенка, как бы нам не хотелось усадить его за стол, этого делать не стоит - желание творить может пропасть даже от простой просьбы «Пересядь сюда». Главное — увлеченность процессом, а не его место.


Задача родителей максимально упростить доступ ребенка к тому, что ему может потребоваться для самовыражения: пластилину, краскам, бумаге, клею, мелкам. У нас дома для этого используется стеллаж, к которому сын имеет неограниченный доступ с самого раннего возраста.


Можно выделить на стеллаже место и для поделок ребенка, а картины можно вешать прямо на стену. Но не нужно постоянно акцентировать внимание на выставке – это может переключить малыша на стремление к результату, вместо наслаждения процессом. А истинное творчество – это процесс.


Хорошим стимулом для творческого развития ребенка станут и вещи, сделанные вами, которые можно размещать по всему дому. Ребенок копирует поведение взрослых: если вам нравится творить, то и для ребенка это будет увлекательно.

Папа, мама, я - творческая семья

Пример родителей - это вдохновение для ребенка. Я, например, всегда любила петь, просто так – во время домашних дел, на улице. У меня это от мамы. Когда Петя родился, я не знала, о чем с ним разговаривать вне режимных моментов, мне было немного странно болтать с таким маленьким человечком. Поэтому я все время ему пела, напевала. Он рос под мое напевание и очень рано сам стал петь и напевать, повторять услышанные мелодии и придумывать свои. К слову сказать, помимо творческого отношения к музыке, к 3-м годам у него сформировался отличный слух.
Стоит подумать, что творческого вы можете делать с ребенком вместе. Может быть, вы любите печь? Тогда устраивайте дни «печенья», когда общими усилиями замешивается тесто, вырезаются заготовки, и украшаются изюмом, орехами, разноцветными посыпками. Такое занятие объединяет семью и дарит радость совместного творчества. Кстати, такое печенье всегда самое вкусное.


Во многих семьях чтение - это ритуал, но и в него можно привнести творческое начало. Например, чтение по ролям. Такой вид чтения подойдет, если ребенок уже хорошо знает сказку или умеет читать. Ролевое чтение не только дарит каждому персонажу свой голос, но и наделяет неповторимым характером.

Театр – еще одна форма творческих занятий дома. Общими усилиями можно ставить сказки сначала для ребенка, а потом и вместе с ребенком для бабушек и дедушек. Это может быть кукольный театр, теневой театр или просто представление с переодеванием. В больших семьях с успехом могут проходить целые театрализованные представления со сменой декораций, выступлениями чтецов, танцами, песнями, небольшими сценками.


Даже рисованием можно заниматься сообща. Выберите всей семьей сюжет для рисования, и пусть каждый изобразит его на своем листе, а потом устройте выставку и удивляйтесь тому, как по-разному у всех получается. Не менее интересно и весело создать вместе одну картину на листе ватмана на общую тему.

Творческий дом

Чтобы у ребенка был стимул для творчества, лучше всего в доме создать и поддерживать атмосферу творчества. Если вы растите творческого человека, то не стремитесь к идеальному порядку в детской. Если позволяют условия – пусть одна стена в комнате будет отведена под выражение художественных порывов в вертикальной плоскости. Можно на дорогие (сердцу) обои повесить листы ватмана или рулонной бумаги. Есть еще специальное покрытие для меловых досок, которым тоже можно покрасить часть стены. Кстати, маме и папе тоже будет полезно порисовать на такой поверхности.

С раннего возраста дети чувствуют красоту, поэтому будет здорово, если на стенах дома будут развешаны картины или репродукции великих художников, красивые фотографии. Мы часто устраиваем тематические выставки картин, связанные как именем автора, так и единой темой – это могут быть дети или животные, текущее время года или грядущий праздник. Картины можно распечатать или купить готовые наборы: такие или такие . Такое окружение - стимул для творчества ребенка.

Еще одна наша находка – всевозможные коробочки с «мусором». Часто случайная вещь – коробочка, деталь от сломанной машины, палочка для суши могут стать отправной точкой для новой игрушки, истории или целого театрального представления!
Самый большой творческий подъем у всех членов семьи, как правило, наблюдается перед праздниками - Новый год, дни рождения. Почему бы не взять это на вооружение и не устраивать праздники каждый месяц? Можно изучить календарь и выбрать самые интересные праздники (или придумать свои), а потом готовится к ним в течение месяца, мастеря открытки, рисуя картинки, придумывая игры, украшая дом.


Вдохновение приходит неожиданно. Но и неожиданность дает мощный толчок творчеству. Даже в пространстве своего дома можно делать ребенку неожиданные подарки, начиная от перестановки его игрушек во время его сна и до появления небольших подарков в неожиданных местах. С вопроса «Откуда они здесь взялись?» может родится сказка, сочиненная малышом прямо на ваших глазах.

Художественно-эстетическое воспитаниеявляется одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Функции эстетического воспитания в самом широком контексте реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире.

Результат художественно-эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Педагогическими формами развития творческих способностей детей являются творческие занятия и занятия по искусству.

Творческие занятия (сущность и специфика).

Цель творческих занятий: пробуждение и развитие креативных свойств, духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, креативное отношение к себе и окружающему миру.

Специфика творческих занятий наиболее рельефно проявляется в сравнении с традиционными познавательными занятиями.

Таблица 1

Линии анализа Традиционные занятия Творческие занятия
Ориентации На стандарты На вариативность
Мотивация Приобретение знаний Самореализация
Характер информации Непротиворечивая,предлагается в "готовом" виде Альтернативная, добывается самостоятельно, продуцирование собственных идей
Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие
Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергентное (творческое)
Результаты Запланированы, известны Вероятностны, не известны
Субъект-объектные отношения Ребенок - объект обучения Ребенок - субъект познания и творчества
Технологии Имитационные, репродуктивные Проблемные, эвристические, креативные
Функции педагога Воздействие Взаимодействие, сопровождение

Творческие занятия в системе дошкольного образования могут быть включены в образовательный процесс по разным видам занятий: математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, музыке, изобразительному искусству, лепке, конструированию и т.д. Но наиболее эффективны, как показывает практика, творческие занятия художественно-эстетического цикла, содержание которых составляют различные элементы культуры.

Занятия по искусству

Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные. (Д. Дидро )

Занятия по искусству - педагогическая форма видов художественного творчества (музыки, литературы, изобразительного искусства и др.)

Цель занятий по искусству - полихудожественное развитие ребенка.

Задачи: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой и сотворческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.

Характерные признаки занятий по искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество и сотворчество;
  • эмоционально богатая партитура занятия;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность и др.

Функциональные связи различных видов искусства реализуются по типам:

  • "доминанты", приоритета одного вида искусства и дополнительных функциях других;
  • равноправия всех видов искусства при сохранении специфики и "автономности" каждого;
  • синтеза , глубокой интеграции, результатом которой является "качественно иная целостность".

Вопрос синтеза различных видов искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста далее будет рассмотрен более подробно.

Синтез искусств в эстетическом воспитании детей.

Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Однако в массовые детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания детей решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, развитие речи - без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей отражения в искусстве как целостной системы, что не дает детям достаточных оснований, чтобы составить картину развития культуры.

В Программе развития и обучения детей "Детский сад -2100" существует курс "Синтез искусств". Работа по этой программе позволяет реализовывать задачи, о которых говорилось выше.

Программа "Синтез искусств" под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы "Школа-2100" для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству .

Программа "Синтез искусств" является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе "Синтез искусств" усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.

Однако делать сравнительный структурный анализ различных программ мне не представляется возможным, т.к. программа "Синтез искусств" далеко выходит за рамки собственно музыкального воспитания детей, являясь интегрированной с другими видами эстетического развития детей. "Музыка", "Изобразительное искусство", "Развитие речи", "Пластика, ритмика, театральные формы" - таковы основные разделы программы.

Развивающе-обучающий характер программы определяет следующие методические принципы:

1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. В методическом пособии "Путешествие в прекрасное" к программе "Синтез искусств" предлагается обширный методический материал: игры, задания, упражнения, которые направлены на формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства. Работа строится по 4 основным разделам:

а) музыка;

б) изобразительное искусство;

в) развитие речи;

г) пластика, ритмика, театральные формы.

2. Принцип вариативности . Каждый педагог вправе предлагать на занятиях музыкальный и иллюстративный материал, не противоречащий позиции авторов. Этот принцип дает педагогу свободу выбора менять или включать свой музыкальный материал.В частности, я широко пользуюсь данной возможностью для песенного репертуара и музыкально-ритмических движений. В предлагаемые в пособии "Путешествие в прекрасное" конспекты занятий я включаю различные песни для детей, танцы, музыкальные игры, подходящие к теме.

3. Принцип креативности (организации творческой активности детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Здесь важную роль играет театрализованная деятельность детей на занятиях, а также различные пластические этюды-импровизации.

4. Принцип непрерывности . Важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивался на занятиях по синтезу искусств, а продолжался на других занятиях. Например, на занятиях по развитию речи, по изодеятельности должны быть музыкальные иллюстрации, которые объединяли бы художественный образ в единое целое. В реализации этой задачи очень помогают рабочие тетради по курсу "Путешествие в прекрасное". Комплект состоит из 3 частей: ч.1 - для детей 3-4 лет; ч.2 - для детей 4-5 лет; ч.3 - для детей 5-6 лет.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.

Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Неоценимую помощь оказывают рабочие тетради "Путешествие в прекрасное", в которых имеется почти весь иллюстративный материал к занятиям.

Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению . Хорошо, когда тема позволяет сочетать и то и другое, как, например, картины и стихи к произведению Э.Грига "Утро".

Музыка, изодеятельность и развитие речи -эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры дошкольников.

В реализации программы большое значение я придаю творческим заданиям.

Творческие задания.

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например, П.И.Чайковский "Осенняя песня" из цикла "Времена года", стихотворение А.С.Пушкина "Унылая пора:", картина И.Левитана "Золотая осень".

Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" и картины А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Ф.Васильев "Перед дождем", А.Дубовской "Притихло". Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Я предлагаю им поставить себя, например, "внутри пейзажа Шишкина", представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести авторское стихотворение (например, стихотворение А.С.Пушкина "Осень", "Осенняя песня " П.И.Чайковского и пейзаж А.Шишкина "Золотая осень").

Творческие задания "Мы рисуем музыку". Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания "Сочини сказку об услышанном", "Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам", "Придумай название музыкальному произведению" - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту русского языка. Поиск подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.

Игровые технологии.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Как педагогический феномен игра - полифункциональна. В процессе игры реализуется ее познавательная, коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, развлекательная и другие функции. Все это соответствует и музыкальной игре.

Игровые формы в музыке рельефны и наглядны, Как и детская ига, музыка преимущественно коллективна. Исполняют музыку, играя на музыкальных инструментах, певцы в опере играют свои роли. На пересекающихся связях Музыки и Игры основана музыкальная педагогика, использующая игровые формы.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступно все богатство игровой деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:

  • имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?");
  • сюжетно-образные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события");
  • музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент");
  • игры-импровизации (Музыкальные вопросы", "Сочиняем цвет, чувство, настроение", "Поющие звуки", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты");
  • игровой фольклор;
  • моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина");
  • деловые игры ("Идем в концертный зал", "Мы - фольклористы");
  • компьютерные музыкальные игры.

В заключении, хочется отметить, что наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, только сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты.

Список литературы. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.

  • Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 308-314 С.
  • Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 196-263.
  • Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174 с.
  • Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.
  • Тематическое музыкальное занятие для старшей и подготовительной групп детского сада
    "МОЙ ГОРОД РЕУТОВ"

    Цель занятия:

    • Познакомить детей с историей города, в котором они живут.
    • Воспитывать любовь и чувство патриотизма по отношению к родному городу.
    • Учить детей видеть прекрасное и интересное вокруг себя.
    • Учить рассказывать о своем городе, про любимые и знакомые места.
    • Познакомить детей с колокольным звоном.

    Ход занятия

    Педагог: Как часто мы ходим мимо знакомых и родных мест и не замечаем, какие они красивые. И вдруг, в один прекрасный день, мы по-новому смотрим на все, что нас окружает.

    Вопросы для общения:

    Как называется наш город?

    Какие вы знаете улицы в нашем городе?

    Что интересное есть в нашем городе? (Храм, парк, Дворец культуры, фонтан и др.)

    Бывали ли вы на празднике "День города", что там видели интересного?

    Как красив наш город летом, сколько красивых цветов растет на клумбах. Давайте представим, что мы хотим ощутить аромат этих цветов.

    Дыхательная гимнастика "Цветок", "Подуем на одуванчик", "Надуваем шарик".

    Ребята, о нашем славном городе сложена замечательная песня, послушайте ее.

    Исполняется "Песня о Реутове" муз. и сл. А. Наумовой.

    (в нот. А. Наумова "Пойте песенки мои", М., 2005)

    Пластический этюд "Цветок".

    Педагог предлагает детям одними кистями рук и пальцами показать, как бутон цветка постепенно начинает раскрывать свои лепестки, красуется, распустившись, и затем потихоньку вянет, наклоняя головку в сторону - вниз.

    Педагог рассказывает об истории города, почему он был назван Реутов, показывает герб города, на котором изображен колокол .

    Вы когда-нибудь слышали колокольный звон?

    Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон - старинное древнее искусство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их разного размера, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.

    Звучит запись "Ростовский и Суздальский перезвоны".

    Педагог: В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. С помощью колокольного звона можно передать разное настроение - веселое, праздничное, грустно-задумчивое или тревожное, скорбное.

    Колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков нередко изображаются в музыкальных произведениях. Вспомним, например, пьесу П.И.Чайковского "На тройке" из цикла "Времена года". Как светло и радостно, звонко и нежно позвякивают колокольчики под дугой мчащейся тройки.

    Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского "На тройке".

    Педагог: А во вступлении к опере М.Мусоргского "Хованщина" совсем другие колокола изображаются в оркестре. Они звучат мрачно, мощно. Перезвон огромного, "низкого", могучего глухо-звучащего колокола и маленьких "высоких" колоколов сопровождает мелодию, похожую на русскую народную песню. Этот колокольный звон символизирует силу Руси, ее могущество.

    Звучит фрагмент вступления к опере "Хованщина" М.Мусоргского.

    Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.

    Дидактическая игра "Колокол и колокольчик".

    Учить детей различать низкий и высокий регистр. Педагог поет низким или высоким голосом "Бом-бом-бом", дети должны поднять карточку с изображением соответственно большого колокола или маленького колокольчика.

    В заключение дети исполняют песню Г.Струве "Моя Россия".

    Итог занятия.

    Очень важно знать историю своего родного города, его достопримечательности, любить свой город.

    Изотерапия

    Рисование для детей может оказывать не только развивающий эффект, но и благополучное психологическое воздействие. Избавиться от страхов, боязней, нервных потрясений поможет изотерапия . Упражнения очень разнообразны.

    Для занятий лучше найти специализированный детский центр, в котором есть психолог, но можно самостоятельно помочь ребенку справиться со страхами.

    Предложите малышу нарисовать то, чего он боится. Ни в коем случае не обещайте ему, что после рисования его страх исчезнет. Ожидание может только усугубить ситуацию. Зачастую дети боятся ни чего-то конкретного, а совокупности явлений и факторов. Поэтому рисунок ребёнка может быть незаконченным. Страхи ребёнка могут быть совершенно обычными для взрослого человека предметами или явлениями. Часто малыш не может объяснить словами, чего он боится. Рисунок помогает ему в этом. Очень часто рисунок представляет собой разноцветные пятна, перечёркнутые линиями. Таким образом ребёнок выражает свои чувства тревоги. Каждый элементы такого рисунка, это определённые ощущения малыша в той или иной ситуации.

    Психологи советуют «прятать страх». Так, страх перед большой собакой можно спрятать, посадив её в клетку или на цепь. Или просто дорисуйте собаке улыбку и бант, чтобы она казалась не злой и пугающей ребёнка, а доброй. Таким образом изотерапия для детей служит средством, помогающим малышу разобраться в себе и в своих чувствах.

    После изложения ребёнком своих тревожных эмоций психологи рекомендуют сделать следующее. Сомните этот рисунок, поместите в огнеупорную форму, и подожгите на глазах у ребёнка. Когда лист бумаги сгорит дотла, возьмите чистый, накройте им пепел и хорошо потрите. Так вы получите оттиск и интересное изображение. Рассмотрите получившийся рисунок. Дорисуйте радостный образ и поместите его на видном месте. Каждый раз, сталкиваясь с изображением, ребёнок будет забывать о страхах, которые его преследовали.

    Такая терапия оказывает благотворное влияние на детей, которые не хотят или не желают объяснять родителям свои страхи, а также для тех деток, которые страдают эмоциональными расстройствами. Воспользовавшись нашими советами, вы поможете малышу обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

    Чем полезны занятия творчеством?

    Раннее творческое развитие ребенка, несомненно, очень важно. Малыш на глазах взрослеет, становится менее зависимым от родителей. У ребенка появляется самоуважение, повышается его самооценка, он счастлив, что сам умеет что-то делать. Кроме того, рисование, лепка, и аппликация играют большую роль в формировании речи. Как известно, развитие мелкой моторики приводит к активизации речевой деятельности. Чем больше Вы развиваете моторные навыки ребенка, тем быстрее идет процесс становления речи малыша.

    Рисование

    Начинать занятия творчеством рекомендуется с рисования ладошками и пальчиками. Ведь держать в маленькой ручке кисточку и карандаш еще сложно. Намазав ладошки и пальчики малыша специальными пальчиковыми красками, попробуйте изобразить кружочки, линии, кляксы - все, что захотите.

    Особенное удовольствие принесет малышу и Вам процесс смешивания двух цветов для получения третьего. Это превращение для ребенка станет настоящим чудом!

    У Вашего ребенка появился новый друг - кисточка? Тогда Вам нужна и новая краска - гуашь. Чем она привлекательна? Гуашь - яркая краска, легко наносится на кисточку. Кроме того, это самая безобидная и безопасная краска. Ведь первое, что сделает Ваш маленький художник при знакомстве с краской, - попробует ее на вкус. Это естественный исследовательский поступок ребенка. Малыш пробует все на язык не потому, что он маленький и (как Вам кажется) несмышленный, а потому, что он исследует окружающий мир на вкус и запах.

    Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, поэтому малышу вряд ли захочется повторить опыт. Наверняка и у Вас с детства остались воспоминания о вкусе и запахе гуаши!

    Какие кисточки станут лучшими друзьями Вашего ребенка?

    Сначала малышу лучше давать широкую кисть из жесткой щетины толщиной в палец или даже толще.

    Позднее, когда ребенок уже научился уверенно держать кисточку, дайте ему кисть потоньше.

    Первая стадия творчества Вашего маленького художника - это ляпы по бумаге. Ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть нарисует следы, которые тянутся за мокрым котенком, или волнистую дорожку, оставленную плывущей рыбкой.

    Следующая стадия - это изображение прямых горизонтальных и вертикальных линий, затем кругов и зигзагов.

    Очень нравятся детям делать отпечатки на бумаге различными предметами: поролоновой губкой, кусочком бумаги, ластиком, штампиками, ватной палочкой и т.д. Сначала это просто забава. Потом малыш будет стараться попадать в нужные места. Так развивается координация рук.

    В полтора - два года можно знакомить малыша с акварелью. Лучше работать с медовой акварелью, т.к. она самая безопастная.

    И опять у Вашего ребенка появятся новые друзья - кисточки с мягким ворсом (белка, пони, коза). Пробуйте с этими красками и кисточками разные техники: рисуйте на мокрой бумаге, наблюдайте за смешением красок. Это очень обогатит знания ребенка об окружающем мире, о свойствах красок, о существовании множества оттенков.

    Кроме красок можно давать малышу для рисования и цветные восковые мелки. Они мягкие, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложаться на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Когда Вы предлагаете малышу мелки, скажите ему, что эти цветные палочки очень хрупкие, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Научившись рисовать восковыми мелками, ребенок легко освоит рисование фломастерами и карандашами. Для работы с карандашами лучше давать небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе.

    Аппликация

    Занятия аппликацией обычно очень нравятся детям. Сначала Вы будете выполнять практически все сами: вырезать детали, мазать их или весь лист клеем. А малыш будет брать фигуры или отрывать кусочки цветной бумаги и приклеивать их на клейкий лист. Обрывная аппликация доступна самым маленьким детям. С ее помощью можно передать особенности фактуры образа (пушистый цыпленок, воздушный одуванчик и т.д.)

    Затем Вы научите ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые Вы вырезали заранее. Сделайте домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Ребенок охотно поможет Вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка...

    В аппликации, помимо обычной цветной бумаги, используйте необычные материалы: салфетки, гофрированную бумагу, ткань, вату, крупу, нитки, фантики и т.д. Очень важно предоставить малышу возможность эксперементировать с бумагой - пусть он складывает, мнет, разрывает разные виды бумаги, делает все возможные надрезы и срезы. Помогайте малышу увидеть в образовавшихся формах предметы реального мира - цветок, машину, дерево...

    Лепка из пластилина

    Пластилин - мягкий и эластичный материал, который может принимать разные формы и поддается воздействию. Работать с ним приятно, это позволяет детям и взрослым расслабиться, дает возможность получать новые тактильные ощущения.

    Разминая в пальцах рук кусочки пластилина, мы снимаем напряжение, развиваеммелкую моторику, стимулируем нервные окончания пальцев и тем самым способствуем развитию мышления и речи.

    Лепка не только развивает у ребенка пространственное мышление, но и дает крохе начальные понятия о геометрии окружающего мира.

    На начальном этапе ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки. Примерно с года ребенок уже может отщипывать кусочек пластилина, плющить пластилин всей ладошкой, тыкать пальцем в раскатанный пласт. Из шариков, которые Вы катаете сами, попросите малыша сделать пальцем маленькие лепешки. Покажите малышу, что пластилиновые кусочки можно размазать по листику, создавая какой-нибудь узор или рисунок.

    Потом научите Вашего малыша катать из пластилина "колбаски", большие и маленькие шарики, вытягивать пластилин и делать различные фигуры, резать "колбасу" и т.д. На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышом от года. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.

    Воспитатель по ИЗОдеятельности : Лавбина Светлана Олеговна.

    "Как понимать и ценить детские рисунки"

    Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?

    Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.

    Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.

    Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить,-посоветует педагог.

    Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.

    Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

    Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье . Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.

    У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Например, синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.

    Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.

    В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.

    К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.

    И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".

    Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других - игры, пения, танцев, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

    В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания. Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

    А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

    Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

    а) обсуждать рисунок с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)

    б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

    в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

    г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.

    д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе, использование изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.

    Е) Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.

    ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

    В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

    Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младшего возраста, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце своего занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание ребёнка на хорошо переданную форму, цвет, на появление изображений, которые ваш малыш ранее не умел создавать.

    Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".

    В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.

    Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

    Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

    "Мы любим рисовать"

    Рисование - одно из самых люб имых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по лист у бумаги и появление на нё м следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очерта нии ли ни й с окру ж ающи ми предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "ожива ют " машина едет и гро мко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружа ющ ий мир.

    В начале обучения рисова ни ю помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите е му , сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.

    Рисован ие малыш обычно с опровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ре бё нок ещё не може т , а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начина е т с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление реб ё нка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла дево чка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит о бщен ие ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.

    Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.

    Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

    Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.

    Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.

    "Сотворчество" ребёнка с художником (имеется в виду рисование в раскрасках) является тоже хорошим опытом для ребёнка. На страницах раскраски изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в раскраске. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).

    Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному .

    Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

    «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»

    Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретного образного мышления - это особенности психологического развития детей третьего года жизни, которые определяют характер их изобразительной деятельности. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Появляется процесс ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла; нарисовал, увидел образ, назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке как о зарождении художественного творчества. Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабо развиты.

    Современная отечественная психология и педагогика рассматривает раннюю ступень развития ребенка- как процесс усвоения им социокультурного опыта. Поэтому изобразительная деятельность детей третьего года жизни направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через предметную деятельность восприятие и создание графических изображений возникает довольно рано.

    С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развития воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщение их к искусству.

    Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как правильно держать карандаш и вести линию, не прерывая её, как правильно брать кисть, аккуратно набирать краску, промывать кисть, рисовать на всем пространстве листа. В работе с пластилином учите ребенка раскатывать комок пластилина ладошками, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей: колобка, матрешки, зайчика и т.д. Ваш ребенок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, пластилином, создавая простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.

    Процесс изобразительной деятельности младшего возраста имеет свои особенности. У детей этого возраста в рисунке, лепке возникает так называемый «временной образ»: т.е. для ребенка важна динамика развития образа. Он воспринимает изображение в определенном временном соотношении, стремится к активным действиям, потому и возникают живые образы, а так же можно увидеть в его действиях объективное сходство с реальными предметами и явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в содержании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением - связь которую он усваивает подражая взрослому.

    Постепенно у ребенка младшего возраста формируется произвольность движений. Он уже способен создавать и другие образы т.е. сам устанавливает новые связи и овладевает ими. Его отображение отличается устойчивостью, понятной внешней формой. Это уже не случайно вспыхивающие ассоциации, а преднамеренные образы.

    Способность передавать свои впечатления в художественно - образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служат основой для последующей творческой деятельности.

    Помогите своему ребенку выбрать наиболее типичные , яркие явления и события. Для этого рассмотрите вместе с ним доступные его пониманию произведения искусства: картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и другими произведениями детских писателей (Васнецова, Жихарева). Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребенку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл происходящего на картинке. (Например, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации к сказке «Три медведя», обратите внимание на мишутку, когда он увидел, что стульчик поломан. Пусть ребенок сделает вывод: Мишутка плачет: стульчик сломался). Знакомьте ребенка с предметами декоративного прикладного искусства: рассмотрите цветы, любуйтесь нарезным сарафаном матрешки.

    Вызывайте у него радость, желание еще раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогут ребенку запомнить тот или иной персонаж, вызовут доброжелательное отношение к нему. У детей младшего возраста только формируется способность , поэтому они пользуются доступными им, пока еще простейшими средствами выразительности.

    Рисуя со своим ребенком, вы формируете у него отдельные навыки и умения, воспитывайте активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как начальное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в образ. Благодаря развитию формообразующих движений в рисунке, лепке у детей младшего возраста возникает «памятное» изображение предметов. Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа (у мишки круглые уши, у зайца - длинные, солнце круглое и т.д.) Происходит формирование художественно-образной основы деятельности: дети линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления окружающего.

    Обращайте внимание ребенка на рисование и характер цветовых пятен, которые могут быть «слоном», «медведем», «рыбками», «радугой» или узором для «платья». В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребенок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определенными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя и т.д.

    В младшем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Ассоциативные образы возникают быстрее. Однако многие из родителей, желая избежать лишних проблем с уборкой, предлагают детям для рисования карандаши и ограниченные по размерам листы бумаги. Ваш ребенок в этом случае вынужден действовать в пределах микропространства , хотя в силу своих физиологических особенностей, в том числе двигательной сферы, ему необходимо макропространство . А для освоения макропространства ребенку надо чаще рисовать красками на больших листах бумаги. Кроме того, это дает возможность создавать ритмичные композиции, заполнять весь лист очертаниями разных по размеру, цвету, форме пятен и мазков.

    Еще один совет - для рисования с детьми младшего возраста надо использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ваш ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем. Именно «оснащение детей качественными художественными материалами является основой для дальнейшего художественного развития.»

    Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

    Ряд эффективных методов и приемов для развития изобразительной деятельности у ребенка

    1 метод «пассивных движений».

    Вы берете руку ребенка в свою и начинаете рисовать круги (или проводите лини в разных направлениях - ленточки, дорожки, лучики и т.д.) Действуя вместе с ребенком, вы учите его рисовать, лепить. Подражая вам ребенок затем самостоятельно осваивает движения кистью, карандашом.

    Используя игровые приемы вы можете создать эмоциональное отношение вместе ребенка к процессам рисования, лепки.

    Например:

    Вы рассматриваете с ребенком иллюстрации к произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш», читайте его. Затем возьмите коробку с карандашами, погремите ею и спросите, что в ней может быть. Покажите -там цветные карандаши. Скажите: « Вот такими карандашами можно нарисовать любопытного мышонка». Ребенок с интересом начнет рисовать. Продолжайте игру «А где же кошка, от которой убежал мышонок? Нарисуй и ее». Помогите построить композицию, передать особенности образов -кошка больше мышки, у нее пушистый хвост и т.п.

    2 метод «сотрудничество взрослого с ребенком».

    Например, на большом месте вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (все это можно выполнить и аппликативным способом), а ребенок дополнит эти картины - рисует листья, цветы, грибы, огни.

    Метод сотрудничества дает детям возможность воспринимать явление в двух вариантах - незаконченном и окончательном. Этот метод представляет особую значимость для развития эстетического восприятия, так как именно при участии ребенка, в окнах домов «зажигались» огни, на деревьях «распускались листья», на земле выросли цветы и т.д. Предоставляйте своему ребенку возможность по своему желанию использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

    Однако надо отметить, что в результате такого обучения воображение, образное восприятие линий, штрихов, форм не развиваются. Эту техническую задачу можно решить, если использовать аппликацию - это заранее вырезанные и наклеенные вами фигурки; например котят: «Котята шаловливые, веселые, любят играть клубочками». Для пушистых проказников ваш ребенок с интересом нарисует разноцветные клубочки в разных частях листа и «протянет» каждому котенку нитку от клубка. Так возникает образ, который постепенно развиваясь, приобретает игровой характер. Ваш ребенок активно действует, движения руки с карандашом, фломастером становятся увереннее: играя с котенком, он рисует для него много разноцветных клубочков. Одновременно развивается речевая активность и интерес к результату деятельности. Для детей младшего возраста так же интересен процесс создания образа в лепке, так как в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок только начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: н-р,предложить слепить продукты для игры в «магазин» или угощение для гостей и т.д.

    Или, вы можете предложить построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. Чтобы лиса не унесла петушка, курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек. Покажите как в ладонях раскатывать пластилин. Затем ваш ребенок сам лепит «бревнышки», из которых вместе с вами будет строить избушку. Игровая ситуация вашему ребенку панятна. Он старается сделать хорошие «бревнышки», чтобы получилась «крепкая» избушка. Продолжая развивать сюжетно - игровой замысел, предложите малышу сделать больше ровных столбиков и для «заборчика». Помогите укрепить заборчик. Ваш ребенок будет доволен конечным результатом.

    Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - ролевую основу, а сам процесс направлен на развитие у вашего ребенка воображения.

    Занимаясь с ребенком лепкой, главное внимание обращайте на движение пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов: развивать координацию движений рук, уточнять представление о форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Рисовать и лепить с ребенком можно и во время прогулок - порисовать на снегу, а летом с помощью различных формочек создавать постройки из песка. Эта деятельность обогатит опыт ребенка новыми знаниями об окружающем.

    Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.


    Воспитывать творческую личность — ужасно увлекательное дело! Помочь вам в этом может сегодняшняя подборка идей

    В ней есть занятия и для самых маленьких, и для школьников и взрослых.

    1 . Рисовать двумя руками.

    Суть процесса заключается в том, что вы рисуете двумя руками одновременно, создавая симметричный, «зеркальный» рисунок. Для рисования подойдут карандаши, ручки, фломастеры. Вариант для продвинутых – когда правая и левая рука выводят разные рисунки, например, круг и квадрат.

    2. Дорисовывать незаконченные картинки.

    Если картинки абстрактные – то это друдлы (про друдлы я уже )

    Если на картинке изображены понятные узнаваемые предметы, но нужно дорисовать к ним недостающие элементы и придумать сюжет, то это тоже отличное задание для развития воображения.

    Вот примеры таких картинок-раскрасок (их автор — художник Мария Жизневская , спасибо ей!!!)






    Еинеровт!

    Слово звучит как будто на незнакомом языке. Какие ассоциации оно вызывает? Может быть, это имя или название? Что вы можете о нем рассказать?

    4. Освоить искусство показывать фокусы.

    5. Изучать прошлое предметов. Это нужно для понимания того, как развивались и улучшались привычные нам вещи (начинать можно с простых предметов: колеса, карандаша, чашки). Кроме того, такие знания прокачивают системный взгляд на вещи.

    6. Придумывать истории от конца к началу.

    7. Делать материалы для игр из подручных, бросовых вещей.

    Вот несколько примеров:

    9. Сочинять синквейны.

    Синквейн, пятистрочная форма стихотворения – это лаконичный способ сформулировать информацию о предмете или объекте изучения, провести рефлексию. Его придумывают по схеме:

    Можно сочинять синквейны как про сказочных героев или животных, так и про более абстрактные понятия – музыку, фотосинтез, сингулярность))

    10. Искать области пересечения между вещами, которые на первый взгляд никак не связаны друг с другом.

    Что общего у ворона и письменного стола? Помните? Я как раз об этом.

    Размышления о том, чем могут быть похожи объекты, помогают находить скрытые свойства предметов (у ворона блестящие крылья, у стола блестящая поверхность), выходить на уровень подсис темы (на уровне атомов все мы похожи))) или в надсистему (ворон и письменный стол могут быть частью одного помещения).

    Так формируется привычка смотреть на вещи шире.

    11. Создавать свой «банк идей». Пусть это будет коробка, куда будут вкладываться бумажки с идеями, или блокнот для ведения списка.

    Что это могут быть за идеи? Например о том, как интересно провести выходные, во что поиграть, какой сюрприз сделать.

    12. Рисовать, используя картинки из журналов или просто обрывки газет.

    13. Изучать биографии гениев.

    Важно, чтобы у ребенка укрепилось осознание, что за каждым изобретением, произведением искусства, прорывом в науке стоит человек . И что он, ребенок, тоже может быть таким человеком.

    14. Узнавать каждый день новый факт.

    15. Рассматривать и рисовать картинки-иллюзии.


    16. Тренировать память — творческому человеку важно ничего не забыть в водовороте увлекательных дел!

    В этом поможет игра «Минутка болтовни». Играть может от 2 человек. Что нужно делать:

    • закрыть глаза (или завязать их),
    • представить предмет, заданный ведущим, — это должен быть конкретный объект, хорошо знакомый игроку (класс, рабочий стол, шкаф с игрушками),
    • за минуту нужно назвать как можно больше слов-существительных, связанных с этим объектом.

    Ведущий фиксирует, сколько слов вспомнилось, повторы не считаются. Секрет в том, чтобы припоминать как можно больше мелких деталей.

    17. Обсуждать необычные картинки, придумывая как можно больше объяснений произошедшему. Такая игра прекрасно развивает вариативность мышления.

    Почему динозавры пришли на автобусный вокзал? Кто придумает больше объяснений?!

    18. Рисовать светом, дождем или снегом

    19. Удивляйте! Будьте той тропинкой, которая уверенно и бесповоротно приведет ребенка к настоящим чудесам!

    Для тех, кто пропустил, вот предыдущие .

    В этой статье:

    Каждый родитель желает для своего ребёнка только самого лучшего. Каждый хочет, чтобы у его детей творческое развитие было на высоком уровне. Но многие ли из нас могут похвастаться тем, что знают, как правильно это сделать? Ведь убить позитивные ростки будущей ответственности и самостоятельности вашего ребёнка совсем просто. Чадо замкнётся в себе, и подобрать ключ к его душе будет довольно сложно.

    Итак, для чего же необходимо творчество детей и что это вообще такое? После этих слов в родительских головах начинают возникать уроки аппликации, лепки, рисования, музыки и т.д. Верно, но всё же картина будет неполной. Однако обо всём по порядку.

    Понятия и определения

    Развитие творческих способностей у детей – это формирование определённых качеств, благодаря которым они успешно справляются с заданиями, где нужен нестандартный подход. В западной литературе это также называется креативностью. Определение достаточно универсальное и к конкретной деятельности не привязывается. Прежде всего, это интеллектуальный процесс приобретения новых знаний и навыков на основе
    ранее полученной информации. Знания открывают новые грани понимания этого мира. Проходя через сознание и подсознание ребёнка, они трансформируются в навыки по взаимодействию с окружающей средой.

    Поэтому развитие детей в плане творчества – это не только банальная лепка, рисование и тому подобное, а в первую очередь создание благоприятных условий, в которых ребёнок может успешно развиваться и совершенствоваться, окунаясь в неизведанное и радуясь своим открытиям и достижениям.

    Чего нельзя делать ни в коем случае

    Известно, куда ведёт дорога, вымощенная из благих намерений. И чтобы не оказаться в столь неприятном месте, здравомыслящие родители должны усвоить несколько простых правил.


    Основные этапы творческого развития детей

    Точнее, не этапы, а уровень задействования каналов восприятия информации и подготовки фундамента для сознательного творчества. Правильное и своевременное развитие творческих способностей вашего чада существенно облегчит ему дальнейшую учёбу. А способность быстро и эффективно решать нестандартные задачи в будущем даст значительное конкурентное преимущество на рынке труда или позволит открыть своё дело. Недостаточно обладать способностями от природы: без должной подготовки и постоянных тренировок они попросту будут зарыты в землю.

    Абсолютно у
    всех детей развитие творческого любопытства начинает проявляться в самом раннем возрасте. И тут сознательным родителям главное не упустить момент и вовремя начать творчески развивать своего ребенка. В противном случае вы заложите бомбу замедленного действия, которая взорвётся, когда настанет время идти в школу. С помощью педагогов вы вынуждены будете сделать всё с нуля, только за гораздо более короткий промежуток времени.

    Развитие в каждом возрастном периоде характеризуется своими особенностями. О них мы сейчас и поговорим.

    0-3 года. Понаблюдайте за малышом. Кто-то любит двигаться под музыку, кто-то склонен рисовать картины, кто-то хочет быть в центре внимания, а кто-то обожает конструировать из кубиков. Как правило, направление зависит от темперамента. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии.

    3-4 года. Пиковая точка исследовательской активности, которая сводится от большого к малому. Книги, игры и обучающие программы вам в помощь. Не забрасывайте занятия, ведь это один из важнейших этапов.

    5-6 лет.
    Творчество у детей выходит на более осознанный уровень. Идёт подготовка к школе. Задания усложняются, делается упор на более глубокую умственную активность.

    6-8 лет.
    Младшая школа, первые шаги во взрослую жизнь. От общих ознакомительных занятий по различным видам деятельности ребёнок постепенно переходит к чему-то одному, что ему нравится. Но так бывает не всегда. Не пугайтесь: возможно, ваш сын или дочь ещё не определились. Предложите им самостоятельно понаблюдать за собой и выявить соответствующие склонности.

    Если ваш ребёнок стал лгать вам, учителям и окружающим без какой-либо особой выгоды для себя, жить в своём придуманном мире, значит, этот воспитательный момент был где-то упущен. Ваша задача – направить эту энергию в нужное русло, ведь природа не терпит ни пустоты, ни переизбытка. И отговорки родителей об отсутствии у них педагогического образования не просто глупы, а даже преступны. Не может быть оправданий собственной лени при воспитании своего ребёнка. Данные методы просты, понятны и берутся из повседневной жизни.

    Методы и принципы развития творческих способностей

    Для максимальной
    эффективности данного процесса прежде всего вы сами должны стать для ребёнка авторитетом. В противном случае информация будет усваиваться им плохо или не будет усваиваться вообще. Внимательно следите за своим тембром голоса и интонацией. Истеричный и раздражённый тон недопустим. Помните, что в детском саду проводится это только малая часть мероприятий, необходимых для полноценного развития ребёнка в творческом плане. Разговоры на прогулке с мамой и конструктор дома дадут намного более быстрое развитие, чем те же действия, но выполненные с воспитателем и не в родных стенах.

    • Прогулка и окружающий мир.

    Неспешные разговоры о том, что происходит дома, в саду, на улице, в транспорте, рассказы об увиденных животных, растениях, элементарных процессах и т.д. лучше проводить на свежем воздухе под спокойный шаг. Одновременно с этим прививаются и развиваются нужные шаблоны поведения в различных ситуациях.

    • Активные и тихие (настольные) развивающие игры.

    Внимание: не путайте их с развлекательными. Положительные эмоции обязательно должны быть, но это не самоцель, а скорее сопутствующий бонус. Также игры должны соответствовать возрасту.

    • Рисование.

    Детский рисунок в
    руках хорошего психолога не только расскажет об эмоциональном состоянии малыша, но и поможет определить его склонности. Да вы и сами можете это сделать, понаблюдав за преобладанием цветов и тематикой картинки. Так что не жалейте для детей бумаги, красок и карандашей. А чтобы не было изрисовано всё жильё, мягко очертите границы дозволенного.

    • Лепка.

    Работа ребёнка пальцами с мягким материалом способствует развитию мелкой моторики и напрямую влияет на мозг. Дайте малышу свободу – спешка здесь ни к чему. Шары, квадраты, кольца со временем станут сложными фигурками домов, людей, деревьев, животных и т.д.

    • Чтение и музыка.

    Читая ребёнку книги, особенно интересные места в них, говорите ему, как это хорошо и удобно, когда умеешь читать. Можно начать показывать простые слоги и объяснять, как они складываются в слова. Включайте ему спокойную классическую музыку и пойте на ночь колыбельные песни. Это развивает образное мышление и способствует укреплению памяти у детей.

    И главное – развитие должно быть системным. Ваши действия от случая к случаю принесут больше вреда, чем пользы. Не забывайте чаще хвалить ребёнка, мягко указывайте на ошибки и описывайте преимущества, которые будут получены при их исправлении.