Самая сильная масть в картах. Почему играть в карты – грех? Что означают масти

В советское время игра в карты была одной из самых распространенных игр не только среди взрослых, но и детей. А уж в поездах дальнего следования, на пляжах, во дворах и на школьных задворках в карты не играл только ленивый. Множество людей «резались» в картишки - в «дурака», в «очко», в «короля», совершенно не задумываясь об их святотатственной (буквально, украденной у Церкви) символике. Несомненно, карты - один из древнейших способов «занять себя», «провести время», но следует знать, что поначалу они использовались исключительно в пифических, гадательных целях. Странно звучит, однако, в древнем мире «играть в карты» было непристойно, возмутительно, как если бы сейчас кто-нибудь вознамерился «поиграть», например, Российским гербом или православными «святыньками». Постепенно оракульское значение карт утратило свой первоначальный смысл (во многом благодаря христианству) и профанизировалось. Древняя карточная символика за тысячелетия изменилась до неузнаваемости. Сегодня для большинства людей игра в карты это просто «приятное», легкое времяпровождение, не связанное ни с какими мистико-символическими глубинами. Но так ли это на самом деле?

Карточное обучение

История свидетельствует, что помимо карточных игр колоды использовались и в других случаях. С момента своего появления в Европе игральные карты применялись в педагогических целях. Правда, на них не было христианских символов. С помощью карт преподавали географию и историю, юриспруденцию и логику, латынь, астрономию, грамматику, геральдику, военное искусство и математику.


В начале 16 века францисканский монах Томас Мурнер выпустил книгу «Chartiludium logicae», состоящую из учебных игральных карт, посредством которых он преподавал логику. В педагогике монах добился такого успеха, что его стали обвинять в колдовстве. В защиту Мурнера выступил ученый Иоганн фон Глогау, который доказал, что методы используемые Томасом основаны на приемах мнемотехники (запоминание при помощи картинок) и совершенно духовно безвредны. Позже Томас издал эту книгу в виде колоды учебных игральных карт. Колода состояла из 51 листа, на каждом из которых было изображено 16 мнемонических символов. Каждая игральная карта охватывала определенный круг логических правил. В настоящее время колода Мурнера имеется в двух экземплярах: одна в музее в Базеле, вторая в Вене. Изобретенная Мурнером методика показалась эффективной европейским учителям 16 и 17 веков. Данную методику охотно применяли для обучения королевских особ. Например, известно, что Людовика XIV обучали по игральным картам и гравюрам. Когда Людовику было шесть лет, у него было четыре колоды: «География», «Королевства», «Короли Франции» и «Сказки». Но карты - картам рознь.

Карточная игра в России

Карточная игра в России насчитывает более четырех столетий. Одно из первых упоминаний о картах есть в относящемся к XVI веку перечне мирских «неисправлений» рязанского епископа Кассияна. В вышедшем в 1649 году «Уложении» — своде законов царя Алексея Михайловича — карточная игра приравнивалась к тяжким преступлениям и жестоко каралась, вплоть до смертной казни. Тем не менее, в описях имущества царского двора XVII века карточные колоды упоминаются неоднократно — очевидное доказательство того, что двору не была чужда эта забава. По свидетельству историка И.Е.Забелина, в 1635 году для царской семьи были куплены па торгу молотковые карты (так назывались карты первого разбора от первых гравированных оттисков). Примерно в то же время иконнику Оружейной палаты Никифору Бовыкину «было велено вновь написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу».


Петр I карт не любил, многие его сподвижники, в том числе Александр Меньшиков, наряду с шахматами увлекались и карточной игрой. Именно с тех пор карты начали занимать досуг русской аристократии. Особо популярными они стали в эпоху правления Екатерины II. Редкий дворянский дом обходился без карт, а ломберные столы были обязательной деталью обстановки.

В 18 веке карточные колоды в Россию пришли двумя путями — через Германию и Польшу, отсюда и двойное название мастей: пики (французский вариант) и вини (немецкий вариант). В России же их изготавливали отдельные частные лица. В 1765 году, при Екатерине II, был введен специальный налог на торговлю картами в пользу Воспитательных домов в Петербурге и Москве. В 1798 году была построена Александровская мануфактура под Петербургом. В 1817 году указом Александра I ей было дано монопольное право на производство карт. На них всегда ставился штамп с изображением пеликана, кормящего птенцов своим мясом, и надписью по-латыни или по-русски: «Себя не жалея питает птенцов». Русские карты долгое время не отличались каким-либо явным своеобразием, повторяя европейские образцы. Во второй половине XIX века Александровская мануфактура начала выпускать карты по образам взятым из народных сказок в стилистике русского модерна.

Умение играть в карты в 19 веке, наряду со знанием французского, танцами, верховой ездой, искусством пистолетной стрельбы, считалось признаком общепризнанной светской образованности. Без знания же христианского богословия и церковной символики русскому, европейски «просвещенному» дворянину, можно было легко обойтись. Больше того. Карты, бывшие, по словам Петра Вяземского, «одной из непреложных и неизбежных стихий» в России, во многом отражали философию русской жизни XVIII —XIX веков. Это с максимальной точностью выразил герой лермонтовской драмы «Маскарад»: "Что ни толкуй Вольтер — или Декарт, Мир для меня — колода карт, Жизнь — банк: рок мечет, я играю, И правила игры я к людям применяю ".

В годы царствования Александра I на карточной игре лежала печать вольнодумства — император не любил ни карты, ни картежников. В представлении «золотой молодежи» это только прибавляло картам привлекательность. Карточная игра приобрела характер романтического бунта против рутинности и жестокости реальной жизни. Она была подобна маскараду, где люди, чьи лица скрывала маска, были способны на поступки и слова, немыслимые в обыденной жизни. Карты, подобно той же маске, раскрепощали греховные страсти и обнажали чувства. Соответствующими были и понятия чести и честности у молодых дворян. Отдача карточного долга была как раз делом чести, поскольку кредитор в этом случае не находился под защитой закона и властей. Честь и честность представлялись понятиями разными. Честный поступок могли и презирать, если бы заподозрили человека в трусости.

Жизнь известных карточных игроков — это целая вереница занимательных авантюрных историй и исторических анекдотов. Среди них — баснописец И.А. Крылов, умный и расчетливый игрок, отдавший игре много лет, видевший в ней способ зарабатывания денег и обретения независимости. Много было написано мелом по зеленому сукну такими великими литераторами, как Пушкин, Некрасов, Достоевский. Карты превратили жизнь известного композитора А.А.Алябьева, гусара, ближайшего друга А.С. Грибоедова и Дениса Давыдова, в авантюрный роман. Бесстрашный воин, рыцарь по отношению к дамам, вместе с тем — азартный игрок (карты входили в обязательный набор гусарских занятий), автор знаменитого «Соловья» воплощал в себе тот романтизированный тип гусара, который возник в общественном сознании после войны 1812 года. После ссоры за карточным столом в собственном доме он был заподозрен в убийстве. После суда композитор и гусар был лишен чинов, орденов, дворянства. Долгие 20 лет он провел в ссылке, категорически отказавшись выполнять возложенную на него епитимью — публичное покаяние три раза в неделю. Внезапные переходы от роскоши и богатства к нищете и обратно были обычным уделом карточного игрока. Пушкин, и сам немало времени проведший за ломберным столиком, никогда не романтизировал карточной страсти, с присущим ему гениальным прозрением в повести «Пиковая дама», он на примере своего героя немца Германна и его «дьявольского» проигрыша знаменитому картёжнику миллионеру Чекалинскому, показал невидимую для многих внутреннюю, «утробную» взаимосвязь между темным инфернальным миром и карточной игрой. Примечателен конец этой короткой повести: «Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Почему Германн «обернулся» и вместо «пророческого» туза вытащил карту пиковой дамы? Традиционно дама пик в карточных гаданиях означает старуху, роковую женщину, вдову, королеву мечей. Обычно она изображалась в виде богини войны — Афины или Минервы. Из этих небольших составляющих (старуха, вдова - смерть, война - гибель) нетрудно заметить, что пиковая дама это ничто иное, как «светский», закодированный образ дьявола в его женской ипостаси. Германна обманула не «проклятая графиня». Он стал не жертвой, как принято говорить в пушкиноведении, «слепого рока», космического фатума. Его надул, «кинул», объегорил личным произволением через пристрастие и доверие к карточной фортуне, «отец лжи и человекоубийца от начала» - диавол.

Вернемся к истории. Постепенно карточная игра утратила характер либерального свободомыслия, «вольтерьянства». В правление Николая I карты вновь стали обычным занятием при дворе. Им уже не суждено было исчезнуть из русского быта. Их популярность только возрастала. Автор брошюры «О карточной забаве», вышедшей в 1914 году, отмечал, что «азартными играми и особенно игрою в карты вытеснены почти все невинные развлечения. Карточною игрою ныне увлекаются и старые и малые, богачи и бедняки, высокопоставленные чины и простые рабочие». Расцвет игорного бизнеса пришелся на начало XX века, появилось множество клубов, где основным занятием стала игра в карты. Но уже никогда картам не суждено было сыграть такую роль, как в конце XVIII — первой половине XIX века. Выигрыш или проигрыш в серьезной игре воспринимался как знак судьбы. Знаменитый игрок, бретер, авантюрист, и в то же время — доблестный герой войны 1812 года, Федор Толстой-Американец убил на дуэлях одиннадцать человек. Впоследствии, потеряв одиннадцать детей, он каждую личную утрату отмечал в поминальной книге коротким словом «квит». Жизнь свою граф закончил, будучи очень религиозным человеком, проведя остаток лет в постоянных молитвах.

Карты и церковное общество

А что же Церковь? Почему, порицая азартный характер карточный игры, призывая верующих не садиться за «ломберный столик», она не прибегла к такому весомому аргументу отвращения от картежной страсти, как богохульные символы мастей? Известно, что и духовенство, как сельское, так и городское, в 19 веке нередко «баловалось картишками» для отдохновения от трудов праведных. Неужто батюшки, что называется, в «ум не брали» постыдный характер карточной символики? Некоторые возможно и «брали», только по причине распространенности среди практически всех сословий игры в карты и «господствующего» положения Церкви в имперской России, смотрели на эти символы отстранено, «замыленным» социальным глазом, примерно так, как мы в советское время смотрели на вездесущие красные звезды, переставая в них видеть печать богоборчества, замену православного креста на атеистическую звезду. «Привычка свыше нам дана» и потому, обвыкнув в чем-нибудь, человек перестает замечать, «вникать» в поначалу смущавшие его символические парадигмы. Есть и еще одна особенность. 19 век в России был веком символического бесчувствия, веком классической, академической, можно даже сказать, подробно-анатомической живописи, в основе которой был дух рационализма и материализма.

Интерес к символам начинает вновь зарождаться в начале двадцатого века. Именно тогда появились в России символические школы живописи и поэзии, историки культуры открыли мировое значение, во многом тоже очень символической, древнерусской иконы. Большевистская революция 17 года на многие десятилетия откатила интерес общества от инфернальной темной символики, каббалистических и масонских знаков, потусторонних многозначительных начертаний народных религий и языческих культов. Оно и понятно. «Всем миром» сначала строили - военный коммунизм, потом - коммунизм, потом - развитой социализм, потом - просто социализм, а потом вдруг скопом побежали в «демократическое общество» с капиталистическим лицом. Не до «Шекспира» было, сапоги бы не прохудились. Но все в прошлом. Сегодня карточная, «черно-красная» символика раскрыта до азбучной прозрачности. И мы, христиане, имеем полное, документальное право обозначить ее антихристианскую направленность и предупредить «малых сих».

Православная символика креста

О кощунственной карточной символике

Словарь Ушакова отвечает: "туз" - слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы. Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет, ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших темных сил до низших, «бесовских шестерок». В христианстве число «шесть» символизирует полноту, совершенное число дней творения. В колоде игровых карт, основанных во многом на символике антихристианского учения Каббалы, цифра «6» символизирует начало нашего смертного, «низшего» мира. Иногда в колоду добавляется еще одна карта - Джокер. Двусмысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики, изломанная поза. А в руках - царский жезл с нанизанной на него мертвой головой человека, который сейчас светскими художниками заменен на музыкальные «тарелки».


Храм в Демре

В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Карта "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется «князю мира сего». «Козырные» карты, само их название, имеют своё особое назначение. «Кошерными», т. е. «чистыми» называют в Талмудизме ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картёжных игр заключается в унижении наших святынь, ведь покрывая крест «козырной шестёркой» игроки неосознанно утверждают, что «шестёрка» выше и сильнее Животворящего Креста! Указанием на антихристианскую подоплеку карточных игр служат некоторые из их правил, как, например, когда сочетание трех шестерок бьет любые другие комбинации.

Все четыре карточные масти подразумевают крест Христов вместе с другими священными артефактами, ставшие символами православной веры: копьем, губой и гвоздями. Все четыре христианских символа в сумме являют искупительные страдания на Кресте Сына Божьего, Его Подвиг спасения человечества от смерти, разделения с Творцом и власти диавола. Расскажем подробней о каждой из карточной масти.


Храм в Демре

Итак, карточная масть «крести» есть святотатственный образ Креста Господня. Карточная масть «вини», или иначе, «пики», бесчестит евангельскую пику, копье святого мученика Лонгина Сотника: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19, 34). Карточная масть «черви» сквернит Евангельскую губу на трости: «Один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27, 48). Карточная масть «бубны» чернит Евангельские кованые четырехгранные гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя к Крестному Древу. Апостол Фома, сказавший, «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25) и, «поверил, потому что увидел» (Ин, 20, 29).

Для современного человека все эти Евангельские аналогии кажутся «поповскими баснями», притянутой «за уши» соотнесенностью христианских символов с карточными. Если бы так… Существует немало исторических свидетельств их символической тождественности, обнаруженных в последнее время на древних облачения, церковных сосудах, при раскопках православных святынь. Дело обстоит именно так, что на православных святынях изображены символы идентичные (буквально, один в один) тем, что используются сегодня в игральных картах, только нужно сделать одну существенную оговорку. Это не православные художники и храмоздатели, ювелиры и ремесленники кощунственно копировали карточные символы, а «темные люди», ненавистники Церкви Христовой, используя свою власть, богатство и социальное влияние, содрали у нас христианские символы спасения и в оккультных, «гаденьких» целях обозначили ими колоды игральных карт. Мы приведем лишь одно из свидетельств этого символического святотатства, но зато документальное и неопровержимое.


Храм в Демре

Документальное свидетельство

В Турции, в городе Демре (Миры Ликийском) есть древний храм-базилика. Изначально на его месте возвышалась церковь, где был захоронен в мраморном саркофаге святитель Николай Чудотворец. Каменная церковь была уничтожена землетрясением. После на церковных руинах не позднее 7 века почитатели святителя Николая возвели храм в виде базилики. Он претерпел множество исторических сокрушений и перестроек в основном касавшихся храмового фасада. В 1087 году итальянские купцы вскрыли саркофаг в храме и вывезли мощи в г. Бари, так как в окрестностях практически не осталось никого, кто бы исповедовал христианство.

С годами церковь затянуло песком, приносимым протекающей рядом рекой Мирос (Демре). Толщина песчаного слоя достигала 5 метров. В 1853 году, после начала Крымской войны, при посредстве русского консула на острове Родос церковь святителя Николая с участком земли вокруг нее была выкуплена представителями Российской Империи на имя княгини Анны Голицыной. Начались работы по раскопкам и реставрации. Однако очень скоро османское правительство признало сделку недействительной и аннулировало подписанное соглашение. Спустя столетие, в 1952 году, одна из турецких газет признала факт существования этой сделки в связи с тем, что годом ранее вторично начались раскопки вокруг церкви святителя Николая. Длились они четыре года, за которые удалось снять 5-метровые песчаные наносы и восстановить храмовые интерьеры и частично росписи. Сегодня храм открыт, как музей (почти под открытым небом) для паломников и туристов. Мы пишем об подробно, чтобы исключить возможность датировки храмовой росписи позже века иконоборческой ереси. Настенные изображения в храме являются подлинными. Это не «новодел». С левой стороны от алтаря в храме есть обширное подсобное помещение. В нем на одной из мраморных колонн изображены все четыре христианских символа «карточные масти». Они, разумеется, не «карточные», а истинно христианские, просто любой человек, увидевший их в первый раз, сразу вспоминаем аналогичные им, изображенные на «картях». Видит и задумывается.

Многие люди играют в игральные карты, но кто задаётся вопросом о сути самой игры, о значении символов, мастей игральных карт? Откуда взялись названия – валет, туз, джокер, трефи, пики, червы и др.? Как говориться "кто ищет, тот обязательно найдёт".

Несколько слов об истории происхождения карт.

1. Первая версия происхождения карт - китайская , хотя многие до сих пор не хотят в неё верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы , который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

2. Египетская версия происхождения карт , растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро , используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист и таролог Эттейла (Jean-Baptiste Alliette ) , а его продолжатели французы Элифас Леви (Alphonse Louis Constant ) и оккультист, масон, маг доктор Папюс (Gerard Anaclet Vincent Encausse ) и англичане: оккультист Мэзерс (Mathers Samuel Liddell McGREGOR ) и поэт, оккультист, каббалист и таролог Кроули (Edward Alexander Crowley ) создали собственные системы интерпретации карт Таро . Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта . Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро учёным найти не удалось.

3. Европейская версия происхождения карт – она считается основной. Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Бёрне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлечённо режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер , шут душевнобольного французского короля Карла VI , нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Его колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Бывает часто с игроком:
Сел богачом - встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Её придумал сатана!

Это слова немецкого учёного, юриста, сатирика Себастиана Бранта (Sebastian Brant ) , написанные в 1494 году.

4. Оккультная версия происхождения карт . По версии писателя Сергея Сергеевича Наровчатова , во время правления Ивана Грозного появился в Москве некто Черчелли . Черчелли , в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших. Так же имеется джокер - легкомысленная фигура в трико, в шутовском колпаке, с бубенчики. А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который позже гуманными художниками заменён на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фра-Дьяволо (Fra Diavolo ) . Джокер выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не король.

В карточной колоде выше самого короля стоит туз - слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы.

Король . Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля - это величайшие монархи древности: Карл Великий (Carolus Magnus ) (черви), библейский второй царь Израиля Давид (пики), древнеримский государственный и политический деятель Юлий Цезарь (бубны) и македонский царь Александр Македонский (Alexander III Magnus ) (трефы).

В отношении дам такого единодушия не было - например, дама червей была то Юдифью (еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев), то Еленой Троянской (Прекрасная ) то Дидоной (сестра финикийского царя Пигмалиона ). Дама пик традиционно изображалась как богиня войны - Афина , Минерва (Minerva ) (римская богиня мудрости, почитаемая этрусками) и даже Жанна д"Арк . В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль Ветхом Завете младшая дочь Лавана , одна из двух жён патриарха Иакова ): она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция (Lucretia ) (героиня древнеримской легенды об изгнании из Рима династии этруских царей), превратилась в Аргину - аллегорию суеты и тщеславия.

Валет (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») - игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) - французский рыцарь Ла Гир (Etienne de La Hire ) по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (Holger Danske ) (пики), Роланд (Roland ) (бубны) и Ланселот Озерный (Lancelot du Lac ) (рыцарь Круглого стола из легенд о короле Артуре ) (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" то есть "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, что, как известно, связанно с каббалой.


Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки - в "черви", денарии - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии - "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах ещё можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что касается оккультных начал (то есть, значения символов игральных карт), то суть их следующая:

  1. "Крести" (трефа) - карта с изображением креста, на котором был распят Иисус Христос и которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть".
  2. "Вини" (пики) - символизирует евангельскую пику, то есть копьё святого мученика Лонгина Сотника (прозвище римского воина), которым он пронзил живот Иисусу .
  3. "Черви" - подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить".
  4. "Бубны" - графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса Христа к деревянному кресту.

Интересный факт, что в СССР в годы НЭПа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти - "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ В КАРТЫ, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и тем более гадать хоть на пиковую даму, хоть на червовую? Символы, изображения, иероглифы - отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях.

По тем же причинам нельзя рисовать нечестивые сюжеты ради самих сюжетов любым способом: натуралистическим, символическим или знаковым (табуированным), в том числе карточным.

Откуда карты к нам пришли?

Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение картам: «склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур».

Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено.

Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Карточные масти использовались в Византии для украшения тканей. В Западной Европе карты появились в ХІV веке. В современном виде с королями, валетами и т. д. они существуют с XV века.

По версии писателя С. С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе - Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привез он в Москву сундучок, завернутый в шаль, черную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - черным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

Началась в Третьем Риме картежная эпидемия, «резались на деньги». Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картежного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, - печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Федоров участвовать в таком деле наотрез отказался.

Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), т. е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

В XVIII веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось и вообще, при исследовании о запрещенных играх, повелено было «поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств». Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?

Так кто есть кто?

Словарь Ушакова отвечает: «туз» - слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого «диаболос» - рассеиватель клеветы.

Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), еще ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестерок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта - Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики... А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо.

Карта «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь, господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым.

Сакральное значение слова ДЖОКЕР кроется в истории Таро. Первым и главным арканом Таро назывался Пагад, он же соответствовал первой букве еврейского алфавита - алеф. В сниженном значении pagad означает - дурак. В английских колодах Пагад был назван Магом и смещен на второе место, а роль Фокусника, Шута и Дурака получил нулевой аркан.

Мистики и герметики соотносили Пагада с образом Голема, персонажем из еврейской мифологии, человеком из неживой материи, глиняным болваном (ср. дурак, шут), который однако являлся потусторонним, всезнающим существом. Через него человек познавал не только самое себя, но и мир по эту и ту сторону бытия. А в пражской легенде о Големе легко улавливается мотив борьбы с несправедливостью.

Итак, дурак - это не тот, за кого он себя выдает. Это хитрец, владеющий знаниями, которые скрывают от профанов, шут, который под маской глупца рассказывает людям правду. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель.

Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его» (Отеч. стр. 549). Познакомившись со структурой карточной колоды, давайте посмотрим, что представляют собой загадочные символы - «трефы», «вини», «черви» и «бубны».

Модель господства князя мира

В разных странах эти символы называют по-разному и по-разному трактуют их значение. Так, «черви» представляются сердцем, чашей; «вини» - лопатой, желудем, мечом; «бубны» - бриллиантами, колоколами, монетами; «трефы» в большинстве стран несут на себе одно название - «дубинка». Но существуют и другие объяснения данной символики, по которым все четыре картежные масти подразумевают священные предметы - орудия страдания и смерти Божественного Искупителя.

«Трефа» или «крести» - карта с изображением креста «трилистника», креста Христова, которому поклоняется полмира. В переводе с идиш «трефа» означает «скверный» или «нечисть». Задумываются ли увлекшиеся картежники, какой хулой на Господа оборачивается их «невинное» занятие!

Картежная масть «вини», или, иначе, «пики» символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал в Своем провидении Господь, устами пророка Захарии, «что воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12:10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).

Картежная масть «черви» подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины «дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22), так и сбылось: «Один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48).

Картежная масть «бубны» - графическое изображение евангельских кованых четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

«Козырные» карты, само их название, имеют свое особое назначение. «Кошерными», то есть «чистыми», называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картежных игр заключается в унижении наших святынь, ведь, покрывая крест «козырной шестеркой», игроки верят, что «шестерка» эта выше и сильнее Животворящего Креста!

Итак, игральные карты - отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр. 2:24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните, кто выше карточного короля.

Бывает часто с игроком: Сел богачом - встал бедняком. Кто карты взял, прельстясь наживой, Тому не знать игры счастливой. Игра азартная грешна: Она не Богом нам дана, - Ее придумал сатана! Себастиан БРАНТ, 1494 г.

Карточная масть - это одна из нескольких категорий, на которые делятся карты в колоде. Чаще всего каждая карта имеет один из нескольких символов, показывающих, к какой масти она относится. В качестве альтернативы или в дополнение масть может выделяться отдельным цветом при печати карт. Большинство карточных колод устанавливают также ранг каждой карты и могут содержать специальные карты в колоде, которые не имеют масти, чаще всего их называют джокерами.

Трефы называют также клевера или цветы . Значок треф, как считается, произошёл от немецкой масти жёлудей.

В Германии пики были символом, связанным с лезвием лопаты . Английский термин «spade» изначально не относился к инструменту (лопате), а произошёл от итальянского слова spada = меч , от названия итало-испанской масти. Позже символ был заменён на лопату, чтобы избежать путаницы. В Германии и Голландии масть называлась соответственно Schüppen и schoppen (ковш). В некоторых районах Англии, например, в Западном Мидланде, масть иногда называется «капуста » или «капустный лист », что указывает на прямую связь с немецким названием масти «листья».

Таблица перевода

Традиционные западные игральные карты
Национальная культура Масть
Французская колода Червы ()
(Hearts , Cœurs , Copas , Corazones , Herz , Hjärter , Srdce , Hjarta , Harten , Cuori , )
Бубны (♦ )
(Diamonds , Carreaux , Diamantes , Kára , Karo , Ouros , Ruter , Squares, Tigull , Ruiten , Quadri , )
Трефы (♣)
(Clubs , Clovers , Klöver , Kreuz , Kříže , Paus , Tréboles , Trèfles , Lauf , Klaveren , Fiori , Chuồn )
Пики (♠)
(Spades , Espadas , Listy/Piky , Picas , Pik , Pikes, Piques , Spader , Spadi , Schoppen , Picche , Bích )
Немецкая колода Сердца (Herz ) Бубенцы (Schellen , Kule ) Жёлуди (Eichel , Žaludy) Листья , трава или зелень (Laub , Gras , Blau , Grün , Blatt , Zelený )
Швейцарская колода Розы (Rosen ) Бубенцы (Schellen ) Жёлуди (Eicheln ) Щиты (Schilten )
Итало-испанская или латинская колода
(Показаны знаки из Пьяченцы .)
Кубки (Coppe / Copas ) Монеты (Denari / Oros ) Палицы Палицы (Bastoni / Bastos ) Мечи (Spade / Espadas )
Испанская колода Кубки (Copas ) Монеты (Oros ) Палицы (Bastos ) Мечи (Espadas )
Североитальянская колода Кубки (Coppe / Copas ) Монеты (Denari / Oros ) Палицы (Bastoni / Bastos ) Мечи (Spade / Espadas )
Карты Таро (Марсельское Таро /Таро Райдера - Уэйта) Кубки Пентаграммы, Монеты, Кольца или Диски Жезлы, Палицы, Пуговицы или Посохи Мечи
Феодальный класс/каста Духовенство Купечество Крестьянство Военные
Стихия Вода Земля Огонь Воздух
Распространённая ассоциация Любовь или романтика Богатство или сокровища Государство, работа, служба; тюрьма Ссоры
Использование в карточных гаданиях Любовь, эмоции или духовность. Материальные ценности и физическое благополучие. Интерпретации варьируются. Чаще всего указывает на мудрость, трудолюбие и творческий энтузиазм, однако в некоторых системах ассоциируется с войной . Несчастья и проблемы.
Чёрные символы Юникода
(с HTML именами)
U+2665 ( ) ♦ U+2666 (♦) ♣ U+2663 (♣) ♠ U+2660 (♠)
Белые символы Юникода ♡ U+2661 ♢ U+2662 ♧ U+2667 ♤ U+2664
Албанская Maçet/Macet - кошки
Армянская Սիրտ (sirt, sird) - сердце ; Փոսիկ (pʰosik, posig) - ямка ♦ Ագուռ (aguṙ, akuṙ) - алмаз ; Քարփինջ (kʰærpʰinʤ, kʰarpʰinʧ) - кирпич ♣ Խաչ (χač) - крест ♠ Ագռավ (agṙav, akṙav) - ворона ; Ղառ (ʁаṙ) - гар (ҕарр)
Афганская لعل (lal) - рубин ♦ خشت (khesht) - кирпич ♣ پشه (pasha) - комар ♠ قره (qara)
Белорусская чырвы звонкі трэфы, жалуды/жолудзі віны
Бенгальская Horoton Ruiton Chiriton Ishkapon
Болгарская Купа Каро Спатия или Трефа - французская транскрипция Пикa - французская транскрипция
Венгерская kőr káró treff pikk - французская транскрипция
Вьетнамская Chuồn Bích
Германская Herz - сердца Karo или Eckstein - ромбы или угловые камни Kreuz или Treff - кресты Pik - пики , копья (в Швейцарии Schaufel - лопата)
Греческая Κούπες (Coupes) - кубки Καρό (Caro) - квадратная сетка Σπαθιά (Spathia) - мечи Μπαστούνια (Bastounia) - трости
Датская Hjerter (всегда во множественном числе) ♦ Ruder ♣ Klør ♠ Spar
Еврейская (всегда в единственном числе) לב (Lev , сердце) יהלום (Yahalom , алмаз); также מעוין Meu’yan , ромб תלתן (Tiltan , клевер) עלה (́Ale , лист)
Индонезийская Hati - Любовь Tahu - Тофу или Wajik - Рисовый торт Keriting - Волнистый или Cengkir - Клевер Sekop - лопата
Исландская Hjarta Tigull - черепица, половая плитка Lauf - листья Spaði
Испанская Corazones - сердца Diamantes - алмазы Tréboles - клевер Picas - пики , копья
Итальянская Cuori - сердца Quadri - квадраты Fiori - цветы Picche - пики, копья
Китайская 紅心 - Красное сердце 方塊 - Квадрат или 階磚 - Кирпич 梅花 - слива 黑桃- Чёрный персик или 葵扇 традиционный веер такой формы из засушенных растений.
Латвийская Ercens Kāravs Kreicis Pīķis
Литовская Širdys - сердца Būgnai - барабаны Kryžžiai - кресты Vynai - Вина
Македонская Срце - сердце (всегда в единственном числе) Баклава (Пахлава , из-за её формы) или Каро (от нем. Karo / фр. Carreau ) Детелина - клевер (всегда в единственном числе) Лист (всегда в единственном числе)
Нидерландская Harten - сердца Ruiten - Ромбы (Во Фландрии их иногда называют Koeken : Печенье) Klaveren - Клевер Schoppen - Лопаты
Норвежская (всегда во множественном числе) Hjerter - сердца Ruter - квадраты Kløver -

Есть множество версий того, когда и где впервые люди стали использовать карты для развлечения. В одном случае их изобретение приписывают китайцам, которые начали разрисовывать домино из картона. Другие полагают, что новатором в этом деле выступил французский король, который смог таким образом скрывать свое безумство во время вечерних игровых партий. Так или иначе, в конце XIV века во Франции представители самых низких сословий стали одержимы этим занятием, что часто вредило и семье, и работе. Скорее всего, именно оттуда пришла эта страсть к азартным забавам у людей.

Что такое масть карт и что она обозначает?

Каждая масть имеет свое значение и различное название не только в языках и культурах, но и в исторических периодах. Их прародителями были карты Таро, название которых до сих пор используется в Италии — мечи, мечи и кубки, динарии, жезлы. Немцы стали называть четыре символа по-своему: «листья», «желуди», «сердца», «бубенцы».

Всем известные современные названия каждая масть карт получила значительно позже своего возникновения. В средневековье считалось, что каждая из мастей обозначает конкретный слой населения, а достоинства карт были придуманы согласно существующему тогда

Особое отношение к картам у верующих христиан. Они считают их порождением дьявола, который посредством их пытается привлечь людей на свою сторону. Азартные игры или же просто нахождение колоды в доме считается грехом, а душа таких людей будет погублена и жизнь вечная не будет им дарована, если они вовремя не одумаются.

Ответ знает каждый, но не все задумываются, что они символизируют. Согласно одной из самых распространенных версий, все масти обозначают и страдания Христа во время его распятия на кресте (непосредственно сам крест, копье, губку с уксусом и гвозди). Вот почему у церкви такое однозначное отношение к этому развлечению.

Каждая масть карт символизирует одну из известных стихий. Пики — воздух, обозначает все, что происходит негативного с человеком в данный момент: ссоры, неудачи, ложь, потери. Крести — огонь, показывает, какое положение в обществе занимает человек, обладает властью или, наоборот, находится в подчинении. Червы — вода, отвечает за любовь и отношения. Бубны — земля, помогает узнать и прояснить все деловые вопросы, связанные с работой, путешествиями, образованием и др. Эти обозначения используются при гаданиях с помощью специальных карт.

Какая масть карт самая благоприятная?

Большинство считает, что это червы. В чем-то они правы, ведь выпадение такой карты во время гадания может сулить помощь в разрешении различных неурядиц. Дела при таком раскладе будут идти хорошо, события станут развиваться своим чередом. О человеке, на которого выпала карта червы, можно говорить как о мудром и рассудительном. В определенных ситуациях это может означать скорый отпуск.

Как же насчет мастей, которые несут негативную нагрузку? Очевидно, что черная масть в картах не предвещает ничего хорошего. Если выпала такая карта, то скорые неприятности обеспечены. Верить или нет в это, дело каждого.