Жаль, что больше таких не делают! Изначально аромат «Букет императрицы» создавался для царского двора. Парфюмерное прошлое наших бабушек. LaParfumerie. : Любимый букет императрицы - Ароматы - Парфюмедия - LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России

Бывает, при покупке духов в магазине встречаю аромат из прошлого. В таких случаях я вспоминаю свою бабушку, которая была невероятной модницей. Помню, как мы с сестрой планировали тайные похищения косметики из «бабушкиного сундука». Мое детство пахло сиренью и ландышами, приторными нотами с цветочным шлейфом.

В этой подборке мы познакомим тебя с парфюмерным прошлым наших мам. Мало кто знает, что Chanel № 5 и «Красная Москва» пахнут одинаково! Особого внимания заслуживают названия ароматов - чудные творения советских маркетологов.

  1. Лидер магазинных полок - «Шипр». Это не просто одеколон, это своеобразный вкус и стиль того времени. Создан как аналог французского Chypre. С оригиналом мало схожести, наш обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

  2. «Ландыш серебристый» - отличный бюджетный вариант повседневного аромата . Купить можно было в первом попавшемся магазине. Стойкий и в меру спокойный парфюм.

  3. Если аромат ландышей преследовал нас каждый день, то «Красную Москву» мог позволить себе не каждый. Терпкое послевкусие и стойкий шлейф - главные особенности этих духов.

    История аромата начинается в 1864 году, когда парфюмерное производство «Брокар и Ко» подарило царской семье «Любимый букет императрицы». После революции название изменили на «Красную Москву». Согласно легенде, популярный парфюм Chanel № 5 - копия первого, царского варианта. Правда или нет, но шлейфы у них похожи.

  4. Духи советских времен «Карпаты» обладали стильным и благородным запахом. Изготавливали их во Львове.

  5. Аромат «Быть может» создан в честь популярной песни Эдди Рознера «Может быть». Преобладает свежий цветочный букет.

  6. «Каменный цветок» появился в 1949 году как символ возрождения. Производитель - действующая фабрика «Новая заря». Особенностью была необычная упаковка духов. В свое время аромат получил Гран-при на мировом фестивале парфюмерии.

  7. Популярностью пользовался и «Красный мак», духи восточного семейства с китайским колоритом.

  8. Белый пион, жасмин, цитрусовые нотки - это композиция духов «Признание». Они посвящены театру, это гимн красоте и эмоциям.

  9. Духи «Очаровательная шалунья» стеснялись покупать из-за волнующего названия. Тем не менее смешанный аромат ванили и кумарина нравился многим женщинам.

  10. Наши мамы и бабушки отдавали предпочтение цветочному запаху. Популярными были «Персидская сирень», «8 Марта», «Жемчуг».

  11. Особое внимание заслуживают подарочные наборы парфюмерии. Среди них «Малахитовая шкатулка», «За мир и дружбу», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Черный ларец». Их считали богатым и статусным подарком.

  12. Для мужчин выбор был поскромнее. В основном шипровые ароматы и композиции на их основе. Наиболее популярные - «В Полет», «Рейс», «Огни маяка», «Дымок».

  13. Элитные духи занимают особое место в истории. Их еще называют «французские духи советских времен» . Будучи всегда в дефиците, они были мечтой каждой девушки. Популярными из элитных были: «Незнакомка», «Злато скифов», «Эллада», «Ноктюрн».

Ценители советской парфюмерии активно ищут ее на всевозможных барахолках и аукционах. Есть что-то особенное в этих ароматах, их нотки всё чаще присутствуют в современных духах.

Появление моды на ароматические средства вполне можно отнести к заслугам разнообразных монархов. Их пристрастия дали жизнь многим известным ароматам и даже парфюмерным домам, и давние времена, и сейчас. Все знают, что Людовик IV цитрусовые и травяные запахи, Наполеон - "кёльнскую воду", названную после одеколоном, и представлявшую тогда смесь из бергамота, лимона и розмарина. А что же их женщины, королевы и императрицы?


Старинные флаконы для духов

Кстати, именно во времена Наполеона произошло разделение ароматов на женские и мужские.
Несмотря на «аскетизм» самого императора, во времена Директории в моде оставались утончённые вкусы. В то время как Жозефина питала пристрастие к ванили, корице и гвоздике, мадам Тальен (одна из самых выдающихся женщин того времени) проявляла любовь к ваннам, ароматизированным фруктами и цветами.


Старинные флаконы для духов

Цивилизованность приносила свои плоды. В парфюмерии возникли романтические настроения. Появился вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Политические интересы на Востоке напомнили о себе ароматами амбра, сандала, мускуса, пачули, цивета и гелиотропа. Одновременно парфюмерное производство превратилось в искусство: Виолле, Легран, Любин, Герлен составили свои первые собственные композиции ароматов.



Духи Герлен и духи Любин

В конце XVIII века специально для Марии Антуанетты был создан легендарный аромат, впитавший в себя роскошь версальского сада. Со временем парфюм во флаконе из чёрного нефрита стал настоящей семейной реликвией. Его формула была сохранена Пьером-Франсуа Любином, находчивым учеником Жана-Луи Фажона. Благодаря сообразительности помощника парфюмера этот образец роскоши и изысканного вкуса в наше время смог возродиться под названием Black Jade , принеся славу бренду Lubin .


Восстановленный аромат Black Jade и его обожательница

В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы - нарциссами, фиалки - фиалками, а ландыши - ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны.


Великая княжна Мария Александровна



Старинные флаконы для духов

В 1882 году духи «Букет императрикс» были одними из лучших творений Генриха Брокара - так Брокар решил воссоздать аромат букета, преподнесённого княгине. Был ещё один букет, но о нем - позже...

К концу XIX века популярность вновь завоевали цветочные ноты. Любила их и последняя российская императрица Александра Фёдоровна. Воздух в её комнате всегда был наполнен ароматом ландышей и сирени, которые целыми корзинами поступали во дворец с Ривьеры. Из духов же предпочтение Александры Фёдоровны было отдано «Белой Розе» фабрики «Аткинсон» . Хотя злые языки, не очень любившего императрицу, двора утверждали, что она обожает трехрублевую "Вербену" .


Духи "Белая роза"

О "Любимой букете императрицы" любимых духах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, созданных для неё Августом Мишелем в 1912 году, и трансформированных позже, после революции, в "Красную Москву" , вы конечно же знаете. Букет этих духов представляет из себя смесь основ ириса, фиалки, гвоздики, со значительной долей жасминной эссенции.


Стенд духов "Красная Москва"

Сохранила история сведения и о пристрастиях других известных особ. Например, особого внимания австрийской императрицы Елизаветы Баварской удостоился аромат Fantasia De Fleurs , а Елизавета II с любовью отзывалась о Chloe Narcisse и Fleurissimo .


Fantasia De Fleurs и императрица Елизавета Баварская

Современные королевы и принцессы любят духи не меньше своих предшественниц. Их вкусы, ставшие достоянием общественности, приоткрывают перед нами тайны утончённости и стиля, перед которыми не могут устоять даже короли.
Так, в парфюмерном арсенале Уоллис Симпсон, ради которой отрёкся от престола Эдуард VIII, особое место занимали ароматные композиции от Guerlain . Сердце супруги герцога Виндзорского навсегда было отдано не только возлюбленному, но и шипрово-фруктовому запаху Mitsouko с нотами персика, специй и дубового мха.

Духи «Красная Москва» обязаны своим появлением французскому парфюмеру Генриху Брокару, который благодаря мужскому взгляду сумел воплотить в жизнь желания многих женщин. Он основал свою фабрику по производству духов в Москве в 19 веке. Небывалая популярность пришла к нему в 1913 году, когда аромат его духов пришелся по вкусу жене Александра III императрице Марии Федоровне. Вернее, это были не совсем духи. Брокар преподнес ей восковые цветы, каждый из которых имел неповторимый запах. Но в букете все запахи сливались в завораживающий и обворожительный аромат, который потом воплотился в жизнь в духах. Женский парфюм стал называться «Любимый букет императрицы».

После национализации Генриха на ней перестали выпускать эти полюбившиеся многим женщинам духи. Но один из сотрудников, опытный парфюмер Август Мишель, задумал воссоздать их и вновь наладить производство. Конечно, наименование пришлось изменить в связи с политическими событиями в стране. Для них придумали новое название - «Красная Москва». Мишель упростил технологию производства духов, поэтому утверждать, что аромат остался прежним, невозможно.

Но в любом случае женщинам аромат очень понравился, духи стали пользоваться у них бешеной популярностью.

Современная история создания

Многие историки сомневаются, что вышеприведенная легенда является правдоподобной. Они утверждают, что в 1913 году невозможно было создать аромат, подобный «Красной Москве», так как технологии того времени были недостаточно развиты для этого.

По их мнению, создание знаменитых женских духов произошло только в 1924 году. Курировала их производство жена Молотова Полина Жемчужина. Она занималась вопросами поставки эфирных масел и упаковочных материалов для парфюма, просила Сталина наладить этот процесс. Не удивительно, что именно этой женщине удалось почувствовать, какой аромат придется по вкусу модницам того времени.

Причем за флаконом с духами «Красная Москва» гонялись не только советские женщины, но даже француженки!

Какая из этих легенд является правдой, доподлинно неизвестно. Состав духов «Красная Москва» держится в секрете по сей день. К тому же никто не знает, какой именно аромат так любила Мария Федоровна. Поэтому каждый вправе решать, какую версию считать правильной. Достоверно лишь одно: духи «Красная Москва» пользовались огромной популярностью. Даже сейчас выпускается современная версия этих замечательных духов, которые охотно покупают женщины.

В далеком 1913 году к 300 — летию дома Романовых был выпущен подарочный набор, состоявший из духов, пудры и мыла. Духи из набора были названы “Любимый букет императрицы”. Роскошный парфюм очень быстро завоевал сердца тогдашних модниц не только России, но и Европы. Это был ошеломляющий успех, сравнимый только с популярностью легендарных Шанель № 5 .

Автором шедевра был парфюмер Август Мишель, молодой, но безмерно талантливый. Его жизнь была короткой и яркой, наполненной минутами триумфа и забвения. Он создал гениальное произведение парфюмерного искусства, которое олицетворяло женственность, элегантность и в то же время царственное величие обладательницы парфюма. Но век “Любимого букета императрицы” был не долог — всего четыре года.

Хотя этот парфюм ждало второе рождение. “Любимый букет императрицы” после Революции перевоплотился в духи “Красная Москва”. Для новых духов нужен был новый флакон, который отражал бы дух того неспокойного и полного надежд времени.

“Любимый букет императрицы” был одет во флакон с изображением Екатерины II. Коробочка была парадной и вычурной и украшена красным шелком. Художник Андрей Евсеев, друг Августа Мишеля, облачил духи “Красная Москва” во флакон, напоминающий строения старорусской архитектуры и коробочку неизменного красного цвета, расчерченную молниями.

Парфюмер решил усовершенствовать формулу аромата, добавив к нотам бергамота, цветущего жасмина, нероли и мускуса несколько синтетических акцентов, сделав духи “Красная Москва” более легкими, немного спонтанными, но по — прежнему обворожительными.

И не прогадал — вскоре его обновленное творение покорило всех теперь уже советских модниц, а автор стал главным парфюмером фабрики “Новая Заря”, в которую переименовали главную парфюмерную фирму царской России “Брокаръ и Ко”.

“Красной Москвой” душились, кажется, все женщины того времени, аромат был признаком хорошего вкуса и предметом великой роскоши. Эти духи стали эпохальными, именно они были самым желанным подарком женщин на любой праздник.

О значимости духов “ Красная Москва” говорит тот факт, что во время Великой Отечественной Войны после победы под Сталинградом посреди разрухи и голода “Новая Заря” возобновляет производство этого аромата. И несмотря на отсутствие фирменной тары, покупательницы приходили со своими пузырьками и бутылочками за духами, выстаивая огромные очереди. Но уходили довольные и безгранично счастливые!

Духи “Красная Москва”, словно первая любовь, остались в сердцах наших бабушек и прабабушек. Они пронесли это чувство через все невзгоды и трудности. Я никогда не видела более трепетного отношения к духам, какое они проявляли к этому аромату. Так бережно хранили уже пустой флакончик — под стеклом, но на самом видном месте!

Духи “Красная Москва” — забытая легенда, олицетворение целой эпохи. Предмет восхищения наших бабушек и средство для заправки фломастеров для современного поколения. Как бы не менялась мода, что бы не происходило в мировой политике, именно эти духи всегда будут вызывать эмоции.

И не важно, что вы думаете и чувствуете — любовь или отвращение, восхищение или непонимание, духи “Красная Москва” — это произведение искусства, вечная классика которая всегда будет вне моды, вне времени, вне нравов...но никого не оставит равнодушным.