Правильные четки. Православные четки - символ веры и украшение

История возникновения прообраза современных четок уходит корнями во II тысячелетие до н.э. Далеко не все монахи, которые посвящали себя религиозному служению, были грамотными и умели считать. Чтобы прочитать молитву или священный текст определенное количество раз, им выдавались веревочки или полоски кожи, на которых завязывали узелки. Для этих же целей использовались и различные природные материалы, которые нанизывали на нить и перебирали пальцами: ракушки, семена, деревянные брусочки, косточки плодовых растений.

В наше время четки изготавливают из бусин. Они могут быть стеклянными, каменными или костяными, но самыми популярными по сей день остаются . Этот природный материал обладает собственным энергетическим полем, который успокаивает и защищает человека, пополняя его запас сил.

Из каких пород деревьев делают четки

Четкой регламентации по использованию того или иного дерева для изготовления четок не существует. Вы можете выбрать породу лично для себя, исходя из энергетического посыла каждой породы:

  • обладают мощной силой, которую чувствует человек, беря в руки изделие из дуба. Не зря друиды считали его энергетическим донором. Дуб излучает жизненную силу, нормализует сердечную систему и продлевает жизнь;
  • подойдут для тех, кто жаждет понять божественную природу человека, ведь это дерево считается проводником знаний небесных ко всему земному;
  • обладает сильным защитным действием, оберегая владельца деревянного аксессуара от внешнего негатива и потусторонней нечисти;
  • помогут обрести ясность сознания и ускорят процесс понимания божественных и сакральных текстов. Это дерево знаний и просветления;
  • способны научить терпению и кротости, умерить свою гордыню и найти радость в служении Богу и людям.

Чем отличаются четки мусульманские от православных

В мире много различных религий, которые помогают людям обрести свое место в жизни и стать добрее. В каждой есть свои каноны и предписания, поэтому универсальных изделий, подходящих для всех учений одновременно, не существует.

Отличие православных четок от мусульманских кроется во внешнем виде: разное число бусин и атрибутика, а также в материале изготовления. Например, православные нанизывают бусины на шерстяную нить, а последователи ислама – на шелковую.

Православные четки

На церковнославянском языке четки принято называть «вервицею». Это слово произошло от древнеславянского «вервь» – что значит «веревка» или «шнурок». На веревочку нанизывали деревянные шарики, чтобы не сбиться со счета, когда читали молитвы.

Сколько бусин должно быть в православных четках

Это зависит от того, для каких молитв они предназначены, существует два варианта:

  • Число шариков в равно количеству земных лет Иисуса. 33 бусины за каждый год, проведенный сыном Божьим с людьми;
  • Четки для христиан с числом бусин, кратным десяти – 30, 50, 100 шариков. Число десять символизирует число заповедей.

Для удобства использования, каждые десять бусин на нити разделены более мелкой деталью, либо миниатюрным крестиком. Это позволяет не сбиваться, и не отвлекаться на подсчет, а погрузиться в молитву полностью. Часто у монахов или священнослужителей можно видеть на шее длинные четки из 100 шариков, сомкнутых в кольцо и украшенных деревянным крестиком. Их также носят на руке, обмотав вокруг запястья в несколько рядов.

Четки для мусульман

В исламе четки называют «субха», что в переводе означает «свет» или «раннее утро». Шарики для изготавливают не только из дерева, но и часто применяют такие природные материалы, как полудрагоценные камни, янтарь или стекло. Они отличаются от православных внешней роскошью и привлекательностью.

Сколько бусин должно быть в мусульманских четках

В писаниях пророка Мухаммеда указано, что их число должно быть кратно 11, именно из стольких частей состоит молитва приверженцев ислама. Чаще всего в четках мусульман можно встретить 33 или 99 шариков (по количеству имен Аллаха).

Каждые 11 бусин разделены между собой перемычкой из детали, отличающейся по форме или размеру. Замкнутые в кольцо четки на конце имеют большую продолговатую бусину, которая, в свою очередь, украшена кисточкой из нитей.

Четки и здоровье

Хотя четки и являются исконно религиозным атрибутом, и имеют цель постоянно напоминать верующему, чему он посвятил свою жизнь, нередко люди покупают себе этот аксессуар совсем не для того, чтобы отсчитывать количество произнесенных молитв.

Многим известно, и это не раз доказывали научные исследования, что разминание пальцев на руках очень благотворно влияет на общее состояние организма. Существует целая наука, которая изучает воздействие нажатия на определенные участки тела для гармонизации энергетического баланса человека, а также для снятия боли, лечения и профилактики многих заболеваний.

Неспешное перебирание гладких бусин успокаивает нервную систему, помогает дистанцироваться от внешних факторов, концентрируясь на своем внутреннем состоянии. Четки могут помочь тем, кто бросает курить снять напряжение, либо их можно использовать для проговаривания собственных позитивных установок.

7/01/2013

Чем отличаются четки в различных религиях? Какие материалы используются в мусульманские и христианских четка. Подробнее в данном обзоре

КУПИТЬ ЧЕТКИ В АВТОМОБИЛЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ:

Количество бусин в четках

Четки – вещь сугубо индивидуальная. В разных религиях есть определенные правила и нормы того, какими должны быть четки. Они определяют количество звеньев и бусин, их размер и материал, из которого они должны быть изготовлены. Чаще всего эти правила носят определенный религиозный смысл. В каждой цифре заключен определенный символ. Вот некоторые из них:

  1. У мусульманских четок 99 бусин – количество имен Аллаха.
  2. – количество лет жизни Иисуса Христа, реже 40 зерен – количество дней периода, в течение которого Христос находился в пустыне, 100 бусин – 10 раз по 10 заповедей.
  3. В католичестве используются четки с 50 бусинами. Это число означает количество лет, по истечение которых была написана первая биографическая книга об Иисусе.
  4. В Буддийских ― 108 бусин. Это число является священным и установлено самим Буддой.

Материалы четок в различных религиях

Материал для изготовления четок везде разный, но сейчас это стирается. Так как производство приобрело массовый характер, то и материалы используются более распространенные и простые в обработке. В основном, это различные самоцветы и разные сорта дерева. Правильный это материал для изготовления или нет – определить сложно. Об этом нигде ничего не сказано. Известно лишь, что каждый камень несет свою энергетику и её можно подобрать человеку. Еще несколько правил для четок разных религий:

  1. – символ Веры всех христиан.
  2. На конце мусульманских увеличенное, удлиненное звено или полумесяц (в массовых встречается редко, чаще в четках ручной работы).
  3. На каждом звене буддийских моделей делаю иероглиф.

Если все, что я перечислил, относится к классическим четкам, то . У них тоже есть определенные правила, но предназначены они больше для удобства использования. Эти четки слабо связаны с религией. Чаще всего они имеют 13 звеньев. Изготавливают их из разных материалов и украшают разными рисунками. Кто-то вырезает на них кресты, тем самым приобщая их к христианству.

Каждый использует четки по-разному. Конечно, предназначение у них схоже. Поэтому есть определенные правила для изготовления тех или иных четок. И эти правила соблюдаются при их массовом производстве. Если образцы делаются вручную, то Вы сами вправе решать, что именно Вам нужно.

Что такое и для чего используются четки (фото их представлено вашему вниманию в этой статье)? Ведь все мы знаем только то, что чаще всего их используют в исламе. Об их назначении вы и узнаете, прочитав эту статью.

Что собой представляют четки?

Можно предположить, что каждый из нас имеет представление об этом предмете, хоть и зачастую весьма отдалённое. Внешне они напоминают ожерелье с множеством нанизанных на нить бусин (зёрен). Они могут быть круглыми или овальными - форма не ограничена парой вариантов.

Нить, которая соединяет бусины вместе, при скреплении образует круг. Само место скрепления также может быть украшено бусинами, а также кистью из нитей, цепочек или других материалов, в зависимости от вероисповедания владельца.

Четки давно уже стали воплощением течения жизни.

Область применения

Нетрудно догадаться из названия, что этот предмет изначально - религиозный атрибут. Его используют при счете прочтенных молитв. Если молитва непрерывна, то четки, фото которых вы имеете возможность увидеть в статье, помогают избежать сонливого состояния, войти в определенный ритм прочтения и не потерять концентрацию.

Существует толкование чёток как воплощения потока жизни. Отдельная бусина являет собой прожитый момент или день, и, перебирая их одну за другой, мы принимаем мысль о том, что жизнь течёт, а отведённые мгновения необходимо отпускать спокойно до самого конца нити.

Ислам - не единственная религия, использующая данный атрибут. Это может быть и буддизм, и христианство, но каждая из них имеет определённую форму. Существует несколько названий мусульманских четок: субха, мисбаха, тасбих.

Количество бусин

Как выглядят мусульманские четки, сколько бусин должно быть нанизано на их нить? Традиционно чётки в исламе содержат 99 бусин, согласно количеству имён Аллаха. Также они могут иметь 33 и 11 бусин (зёрен), скреплённых специальной кистью или бусиной-замком.

Преимущественно чётки состоят из 11 зёрен, которые разделены плоским кругом, бусиной-разделителем, после которой количество повторяется до необходимого.


Изготовление чёток

Как и в любом другом деле, тут есть свои профессионалы, которые известны умением искусной резьбы на бусинах. Они умеют делать правильные четки (мусульманские). При этом один из важнейших и ответственных процессов - сверление того самого отверстия в бусине. Для особо мелких отверстий мастеру необходим весь его опыт. Кстати, зачастую мастера делают станок для работы самостоятельно.

Изготовление чёток - длительный и кропотливый труд. Для начала сверлят отверстия в выбранных кусочках материала. После этого их делают овальными, гранёными, приплюснутыми, грушевидными или сферическими. Бусин всегда делают больше: для изделия из 99 зёрен мастер заготавливает 110-120 бусин. Это объясняется тем, что перед нанизыванием на нить будут отобраны наиболее подходящие друг к другу. Неиспользованные бусины пойдут на чётки из 33 зёрен.

Но на этом работа ещё не заканчивается. Бусины - лишь основа для будущего изделия. Теперь необходимо изготовить оставшиеся элементы чёток:

  • нисан - бусину-разделитель плоской формы, которую размещают через каждые 33 зерна;
  • пул - маленькую бусину, обозначающая седьмую позицию;
  • имам - длинную составляющую, указывающую начала нити.

После имама изготавливают тепелик - деталь, которая находится на его конце. В имаме делается углубление, маскирующее узелок нити.

Не менее важно, чтобы все вышеуказанные элементы гармонировали между собой так же, как и выбранные бусины. Традиционно все бусины должны иметь одинаковый размер, но бывает, что бусины отличаются по размеру, и на нить их нанизывают по убыванию, начиная с самой крупной.

Ранее нить для чёток непременно была шелковой, но сейчас используют и нейлоновые нити разных цветов.

После готовности всех составляющих, их в нужном порядке нанизывают на нить, украшают и гравируют надписи. Затем стягивают и добавляют кисть для декора.


Материал для четок

Материалов довольно много, и выбор их неограничен. Для изготовления изделия используют дерево, верёвки, полудрагоценные и драгоценные камни и минералы. Есть и более простой материал - косточки разных фруктов, зёрен гороха и бобов, ракушек, кукурузных семян.

Последний из перечисленных - натуральный и целебный материал. В процессе трения чётки электризуются, и человек получает небольшой заряд электричества - эффект электрофизиотерапии.

Мусульманские четки из дерева способствуют снятию головных болей и улучшают сон. Если материалом для изделия послужила пахучая древесина, к примеру, можжевельника, то хранят их в закрытой шкатулке, дабы сберечь запах.

Когда-то турецкая знать предпочитала четки из натуральных камней. Наибольшей популярностью пользовались изделия из Бусины их были прохладными, а гранёные зёрна создавали небольшие радуги из солнечного света. Мастера венчали их кистями из серебра, каждая из которых была произведением ювелирного искусства.

На сегодняшний день мусульманские четки изготавливают из синтетических материалов. Их производство давно приняло промышленный масштаб, и они продаются за довольно низкую цену. Четки, привезённые из Турции, - достойный и памятный подарок.


Еще о медицинских функциях четок

Четки стали атрибутом не только религиозных служений, но и в обиходе. Они способствуют поддержанию здоровья человека. О некоторых лечебных свойствах изделия уже упоминалось выше, но их перечень велик.

Одно из основных - избавление от неврозов и депрессий. Всем известно, какая сила и воздействие на мозг заключаются в кончиках пальцев. Психотерапия использует чётки для отвлечения внимания от негативных мыслей и успокоения.

Как четки воздействуют на организм

Мусульманские четки могут повлиять на организм лечебным образом, в зависимости от того, на какой палец приходится наибольшее воздействие:

  • указательный палец - исчезает головная боль и стабилизируется затрудненное дыхание;
  • средний палец - смеряется гнев;
  • безымянный палец - нормализуется кровяное давление, и благоприятно переносятся магнитные бури;
  • центр ладони влияет на нервную систему и снимает стресс.

Перебирание гладких бусин даст возможность сконцентрироваться или расслабится. Чётки применяют также при восстановлении двигательных функций пальцев после травм и операций на них или при артрите фаланг. Людям, страдающим им, перебирание чёток облегчает боли в руках. Регулярное использование чёток способствует уравновешенности и спокойствию человека.


Практическая и приятная функция чёток

Когда человек заметно нервничает и не знает, куда деть руки, то чётки отлично выручат в такой ситуации. Если вы держите их в руках, то люди обязательно обратят на вас внимание, ведь это не будничный аксессуар.

Это дополнительная тема для беседы, так как изделие хоть и относится в первую очередь к религии, но сам процесс изготовления и сфера применения четок могут заинтересовать любого собеседника. Кстати, перемещение внимания на руки отвлечёт его от скрываемых недостатков внешности.

Серебряные четки (мусульманские) или же из других дорогих материалов - ценных металлов, драгоценных камней - подчеркнут статус их владельца. Существуют коллекционеры этих изделий, сокровища которых насчитывают множество образцов и ничем не уступают другим произведениям искусства.


При выборе помните, что изделие, прежде всего, должно удобно лежать в руке. Качественные бусины должны быть эластичными и приятно перебираться. Стоит обратить внимание на расстояние между зёрнами, на качество материала, из которого изготовлены бусины, состояние нити.

Продумайте, для чего нужны четки: большие изделия не подойдут, если вы планируете все время носить их с собой. Если четки вам приглянулись, и вы заинтересовались их использованием, то лучше иметь под рукой изделия разных форм, цветов и размеров.

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .



Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.



Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.





Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


16 сентября 2013

Для того, чтобы сделать свою жизнь более комфортнее и легче, людьми придумано множество всяких приспособлений и полезностей и даже в святых предусмотрено, благодаря четкам, полное сосредоточение на молитве, полностью отдаваясь беседе с Господом…

На иконах, наверное вы обратили внимание, молящиеся держат в руке и для усиления бдения, благословляются молитвы по четкам. При своих появлениях верующим, Богородица тоже благословляла молитву по четкам , считая их мощнейшим орудием против всяческих козней нечистого.

На заре христианства, многие скрывались в пустыне, дабы сохранить свою веру в чистоте и молиться Богу свято веря в свое сближение с Господом, подальше от суеты мирской … В основном, это были неграмотные люди и для облегчения чтения Пластыря, а это, как никак сто пятьдесят псалмов, эти монахи использовали веревки с узелками навязанными, или же зернышки злаков нанизывали на нить – это и были те самые первые христианские четки…



Существует предание, по которому к одному истинно верующему человеку, явилась Богородица и поведала, что мелкие зерна следует разделить, отсчитав десяток, одним крупным зерном, в последствии уже после тринадцатого века, зерна заменили бусинами. Православные используют , во время чтения молитвы Иисусу и не только для подсчета количества молитв, в основном для сосредоточения большего на молитве и для удержания ритма, чтобы не только разумом погрузиться в священнодействие, но и телом…


Учеными давно доказано, что благодаря четкам не только можно вести беседу с Господом, но и от многих хворей. Свидетельств исцелений хватает… Однажды к старцу Порфирию Кавсокаливиту обратился человек с просьбой каким то образом облегчить страдания его близкого человека больного раком. Для больного старец передал четки и произошло чудо. Исцелился больной, по прошествии недолгого времени… Молиться на четках советовал болящим душой и телом другой старец по имени Паисий Святогорец…


Во время молитвы на четках, можно обратиться к Господу с любой просьбой, но прежде следует получить от священника благословение. Часто к священнослужителям обращаются с просьбой пояснить, какие четки следует считать православными. Судя по ответам их, можно сделать вывод, что православные используют четки из шерсти плетенные и кожаные с вкладышами из дерева. Такие, с вкладышами, называют лествицами (чем то на лестницу похожи), соединяются они кожаными треугольниками на которых кресты изображены.


Четки сплетенные из шерсти снабжены бусинами и на месте соединения бусин вставлен крестик с кисточкой на конце креста. Кисточка нужна для того, что бы с помощью четок окроплять святой водой, поэтому священники многие, предпочитают именно такие четки. Количество бусин колеблется от десяти и до тысячи, чаше всего можно увидеть четки со ста бусинами.


Католические четки отличает крестик- распятие с объемным изображением Христа с перекрещенными ногами. И еще, купив четки, лучше всего отнести их в церковь, где священник проведет нужный ритуал для их освящения.