Праздник аграфены купальницы и ивана купалы. День Аграфены (Агриппины) Купальницы. Как отмечать и праздновать праздник Аграфены Купальницы

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.

Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

Народный праздник Аграфена Купальница отмечается 6 июля 2019 года (по старому стилю - 23 июня). В православном календаре это дата почтения памяти мученицы Агриппины Римляныни. В народе люди назвали праздник «Купальницей» потому, что еще в давние времена возник обычай в этот день массово купаться в водоемах.

История

Агриппина жила в III веке в Древнем Риме. В детстве она узнала о вере в Иисуса Христа и решила посвятить всю жизнь служению Господу. В годы правления Валериана II язычники схватили девушку-христианку. Они подвергли ее всевозможным пыткам, перебили кости и нагую приковали к стене за то, что она не хотела отречься от истинного Бога.

Во время казни Агриппине явился ангел и забрал с собой ее душу до того, как обезглавили тело. Истерзанные останки христиане тайно вывезли из города и после долгих скитаний похоронили их в Сицилии.

На протяжении многих лет физически и психически больные люди выздоравливали у гробницы святой мученицы Агриппины. Верующие почитают ее с давних пор и по сегодняшний день.

Традиции и обряды

На Аграфену Купальницу народные целители заготавливают и запаривают банные веники в таком количестве, чтобы их хватило на целый год.

В этот день люди массово купаются в водоемах. Некоторые перед этим посещают баню, чтобы ступить в воду чистыми. Если поблизости нет озера, реки или другого водоема, принимают ванну с целебными травами.

В этот народный праздник люди готовят обетную кашу - постные блюда для нищих и странников.

Вечером собирают лечебные травы и коренья, которые в этот день наделены целебной силой. Ночью отправляются на поиски папоротника, который расцветает именно в это время. Согласно народному поверью, тот, кому удается найти и сорвать его, обретает счастье и богатство.

Приметы

Если в этот день посадить репу, то урожай будет хорошим.

Муравьи спешат спрятаться в норки - к скорому сильному ненастью с ветром и грозой.

Не слышно соловьиных трелей - пора готовиться к сбору ячменя.

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня . Уже из самого названия можно понять, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали в этот день начало купального сезона. Общее купание сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

На Аграфену Купальницу заготавливались банные веники на целый год вперёд. Веников тогда и сейчас существует большое разнообразие - из берёзы, ольхи, рябины, ивы и даже, если можно так сказать, мультивеники, которые состоят из различных пород деревьев и растений. К тому же, веники использовались не только для бани, но и для различных ритуалов — их бросали через голову или на крышу бани, чтобы узнать будущее. Банными вениками наряжали отелившихся коров и т.д. В этот день украшали дома цветами и травами.

Как уже говорилось выше, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, по крайней мере, в современной ванной. В Древней Руси, во время мытья в бане использовали различные лечебные травы, чтобы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни. По аналогии с праздником Ивана Травника (), славяне снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу).

Одно время в Вологодской губернии в этот день собирали нищих и неимущих, и для них ставились столы с обетными кашами. Все нищие, что собирались, а иногда их доходило до нескольких сотен, ели на Аграфену за счёт деревни. В окрестностях города Кириллова был также довольно интересный обычай, когда девушки ходили по домам и просили - Умойте. Умойте могло означать - подайте что-нибудь из

Такое название праздник получил в честь великой святой мученицы Агриппины, начинается это событие в канун праздника Ивана Купалы. В этот день людям разрешалось купаться, считалось, что Бог прогревает для них воду. С этого же дня начинался и сбор лечебных трав, которые использовались в различных снадобьях и примочках. Заготовка банных веников также начиналась после этого дня, их заготавливали и сушили.

Великая мученица умерла, когда ангел пришел за ней. Девушка с раннего возраста воспитывалась в христианской семье, где верили в Бога и молились. Но позже когда она выросла, ее заставили отречься от Бога, но она призналась в своей вере. За это ее подвергли странным мучениям, тело было буквально растерзано на кусочки, она мучилась, но не отрекалась. Палачи разрубили тело на куски и похоронили в Риме, уже много позже ее останки перенесли в Минео, поэтому ее считают сицилийской. Она по сей день остается главной покровительницей этого места, где ее помнят и чтут. В православных храмах ее почитают 6 июля, где проводится богослужения и песнопения.

Традиции праздника

Считается, что в этот праздник вся природа разговаривает между собой, и если прислушаться, то можно услышать ее шепот. Практически каждый лепесток травы и цветка мог сказать что-то очень важное, но услышать и понять их удавалось не каждому. Еще нужно было сберечься от нечистой силы, для этого в сарай, где держали скот, втыкали осиновые веточки, а у основного дома на окна клали жгучую крапиву.
Молодые девушки в эту ночь искали чудную траву, которая обладала огромной силой и могла исцелить любое заболевание. Но чаще всего все заканчивалось весельем, и они просто вытаптывали все травы.

В эту ночь также по селам проходили гадания, что-то вроде Рождественских. Девушки гадали на жениха, а более взрослые на удачу в семье. Гадания имели некий смысл и проводили их в полной тишине. Чаще всего они сбывались и поэтому каждый год девушки снова приступали к таким гаданиям.
На следующий день наступал праздник Иван Купала и его справляли уже по-другому. Также широко, но приметы менялись и уже травы не разговаривали. Вся природа, как будто просыпалась, и наступал совсем другой период праздника.

Также вытапливалась баня, в которой следовало помыться и смыть с себя весь грех. При этом использовали различные травки, которые приносили исцеление, не только телу, но и душе. Обязательно с вечера готовили кашу, которую поутру раздавали нищим, всех нужно было накормить и напоить.
В каждом районе и области люди придумывали свои обряды, связанные с этим праздником. Он считается больше языческим, чем православным и многие его традиции очень похожи на языческий праздник. Хотя не было злых обрядов, в которых совершались жертвоприношения и другие дела.

Как празднуют Аграфену Купальницу

Обязательно в этот праздник искупаться в бане или речке. Праздник чем-то похож на Ивана Купала, но у него есть и свои особенности. Так как начинался сезон открытия купания, все шли к реке, чтобы его начать. Вода имела целебную силу, и после купания человек становился чище и душой и телом.
Многие традиции празднования связаны с водой и травой. Заготовка трав на зиму начиналась в этот день, люди шли гурьбой в лес и срывали нужные травы. Веники, сорванные на этот праздник, обладали целебной силой.

Купались не только в чистой воде, но и грязной при этом можно было не снимать одежду. После того как одежда маралась все шли на общее купание, такой обряд имеет некий интимный подтекст. Но в те времена никто и не думал об этом.
Вечером девушки наряжались в красивую одежду и начинали ходить по дворам, где им дарили украшения и сувениры. Щедрые и богатые хозяева хорошо их одаривали. Всевозможные серьги и броши, кольца и бусы. Все это приходилось для них подарком.
Умываться нужно было вечерней росой, она считалась целебной и сохраняющей долгую молодость. Росу собирали, чтобы надолго сохранить. Все что имело отношение к природе, имело особую силу и могло излечивать от всех заболеваний.

Где и как отмечают этот праздник.

Сегодня многие не знают православные праздники и отдают предпочтение всему новому и современному. В больших городах этот праздник отмечается только в церквях. В маленьких селах еще признают традиции старины и отмечают это событие, но уже не с тем размахом что раньше.
Мы сильно отдалились от наших традиций и многие просто потеряны для нашего народа, но есть и те, кто глубоко уважает культуру и историю русского народа. Каждый праздник мы выходим в рестораны или кафе, для того чтобы отметить с друзьями событие за рюмкой вина, уже невозможно представить себе простое веселье с песнями и плясками без вина и водки, происходящее на свежем воздухе.

Верующие люди в этот день пойдут в церковь, чтобы поставить свечу за упокой великой мученицы, раздадут милостыню просящим и вернутся домой. Остальные может даже не заметят за суетой дня этого праздника и ни когда не узнают, что была такая мученица, которая отдала свою жизнь за веру в Бога.

В современном мире мы многое забываем, перестаем порой почитать наши традиции, а ведь именно от них начинается наша жизнь, многие до сих пор связаны с рождением ребенка. Если выкупать его в эту ночь в росе, то ему не будут страшны ни какие невзгоды. Но где же взять росу в городе, она вся покрыта пылью и выхлопными газами. Невозможно при нашем ритме жизни успевать за великими праздниками, но иногда стоит хоть на минуту задержаться и зайти в церковь поставить свечу за всех нас.

Девушка в венке.

Тип народно-православный иначе Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня также Агриппина (христ.) Значение подготовка к празднику Купалы Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни Отмечается славянскими народами Дата 23 июня (6 июля) Традиции мытьё в бане, сбор охранительных трав, девушки плетут венки Связан с Иваном Купалой

Аграфе́на Купа́льница - славянский народный праздник, отмечаемый 23 июня (6 июля) . В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Купалы .

После принятия христианства на этот день наложилось церковное почитание святой Агриппины , прозванной в народе Аграфеной.

Другие названия дня

Купальница, Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня, Ивановские ночи, Сбор лечебных трав, Липеньские купальщицы, Купало, Скакунов вечер (белорус.), Ведьмин день (белорус.), Купалье (белорус.), Аграфена.

В церковном календаре

Русские традиции

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня пели:

Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки , из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы - сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

Самое главное значение дня - это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

На Аграфену гречиха мала - овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену - хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике). Купаленька - ночь маленька. Сегодня - Купало, завтра - Иван. Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь. Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей. «Віночок вити - життя любити» (укр.).

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9
  2. Коринфский А. А. Народная Русь . - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы . - М .: Русская книга, 1999. - 336 с. - ISBN 5-268-01383-1 (по изд. 1847 – 1848 гг.).

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники 23 июня
  • Праздники 6 июля
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .