План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Познавательное занятие. Детские занятия, интересные и познавательные. Детский сад или домашнее воспитание

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т.д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Например: чтобы помочь собачке построить домик, необходимо сначала сделать чертеж домика с учетом заданной формы, пространственных и размерных соотношений, затем подобрать строительные детали нужного размера, формы, цвета и в необходимом количестве (если нужной детали нет, то сделать ее из подходящего материала) и, наконец, построить домик по чертежу. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приемов и игрового в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги. Это яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, удары, цифры, буквы, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и буквами, логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны -- цвет, форму, величину, расположение в пространстве Лего-детали дают ребенку возможность самому построить смысловой, сериационный и числовой ряд, найти отрезок, точку, линии пересечения. Лего-детали с цифрами и буквами, используемые вместо традиционной кассы цифр, помогут малышу в игровой форме освоить начала математики: последовательность чисел, понятие смежных чисел, использование знаков «больше»-- «меньше» и многое другое. Главное -- заразил, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи.

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие); толщиной (толстые и тонкие).

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами и, или, частицей не и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления, сенсорных и математических представлений. Дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач, -- выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С блоками Дьенеша можно организовать интересные, многовариативные игры на занятиях, в совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности детей. Разрабатывая многовариативную игру, воспитатель обеспечивает длительный интерес ребенка к познавательной задаче и возможность дифференцированного подхода к детям в соответствии с уровнем их познавательного развития.

Игры на умение классифицировать по одному или нескольким признака.

Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки -- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,.. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.

Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

Как вариант включения ребенка в проблемно-игровую ситуацию на занятии можно организовать моделирование.

Моделирование -- наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности. Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений -- отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения -- план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности. Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае -- обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фес Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание. обосновывают выбор материала и конструкции.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема -- вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация -- теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Варианты проблем:

  • -- связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);
  • - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами -- семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);
  • -- для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?);
  • - Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнение).

Классификация -- объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки)* понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д. Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2--3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).

Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам), помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и ТЛ) нужные вещи и т.п.

  • 2. Сериация -- составление сериационных рядов по различным признакам:
    • -- цвет (от самого бледного до самого яркого);
    • -- размер (от самого узкого до самого широкого);
    • -- форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
    • -- фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
    • -- количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством).

Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.

Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку, помоги Машеньке спуститься с горы и ТА

3. Выводы и умозаключения

А. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д.

Света выше Любы, а Люба выше Наташи, что можно сказать про Свету и Наташу?

Может ли Незнайка положить в группу красных многоугольников красный круг, синий квадрат, красный треугольник? Почему?

При делении предмета на равные части: что больше -- две четверти апельсина или половина? Почему? Можно ли составить целый круг из трех половин? При каких условиях?

Б. На основе системы рассуждений.

От причины к следствию: «Посмотрите, в сказочной стране прошел снег, он падает на дома, деревья, землю. Что изменится?», «Медвежонок говорит, что наступила осень, поэтому...».

От следствия к причине: «Белочка проснулась утром и увидела, что все кругом белое. Как вы думаете, что случилось ночью?». «Птички вьют гнезда потому что...».

4. Ассоциации

Можно использовать «метод ассоциаций», предложенный Я. Буш. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а последнему слову.

Например, к картинке с изображением подбираются другие карточки, которые вставляются в окошки «поезда».

Воспитатель. Что сюда подходит: цыплята или медведь?

Дети. Цыплята.

Воспитатель. Что сюда подходит: галоши или солнце?

Дети. Солнце.

Воспитатель. Что сюда подходит: блин или чемодан?

Дети. Блин.

Воспитатель. Что сюда подходит: хлеб или песок?

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Что сюда подходит: плита или кровать?

Дети. Плита

Воспитатель. Что сюда подходит: туалет или кухня?

Дети. Кухня.

Затем детей просят посмотреть на «пассажиров» паровоза и запомнить их. После этого воспитатель заменяет какую-нибудь карточку на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Вы только представьте, какой колоссальный поток информации обрушивается на ребенка в первые 10 лет его жизни – он должен узнать все и обо всем. Путем прикосновений ребенок чувствует структуру и теплоту вещей, глазами видит все вокруг, с помощью запахов определяет, что ему нравится, а что нет . Но как же дальше развивать познания маленького человечка, чтобы он развивался полноценным членом общества? Об этом прекрасно знают воспитатели, которые проводят познавательные занятия в детском саду , начиная уже с ясельных групп.

Цель занятий в детском саду

У ребенка должны развиваться не только 5 органов чувств, но и внимание, мышление, восприятие, память, воображение, умственная деятельность, речь, способность сравнивать, анализировать . Чем любознательней малыш, тем больше пользы принесут ему занятия в детском саду.

Рассказать ребенку что-либо об окружающем его мире можно не только в игровой форме, но и в форме каких-либо занятий, например, рисования, лепки, ручного труда . В этом случае ребенок научится чувствовать поверхность, различать цвета, формы, и таким образом начнет отделять каждый предмет от его свойств.

Познавательно-речевые занятия

Детей нужно знакомить не только с миром природы, но и с миром людей, поскольку всем им придется жить в социуме и общаться с другими людьми, со сверстниками, взрослыми тётями и дядями. Именно поэтому познавательно-речевые занятия в детском саду играют одну из главных ролей. Прогрессивные воспитатели знают, что нет ничего лучше, чем диалог со сверстниками . Для начала ребенку необходимо обогатить его словарный запас, постоянно называя не только предметы, но и их свойства, качества. Если малыш услышит новое слово, он переспросит, что оно означает и с полным ответом лучше его запомнит.

Нельзя детей ругать за то, что у них неправильная грамматика – в этом все дети: они создают свои словосочетания и слова, рифмы, грамматические конструкции и лишь путем проб и ошибок учатся правильно говорить. Перед воспитателями стоит задача лишь направить и подправить ребенка, если он говорит что-то неправильно.

Хотя бы 1-2 раза в день перед детьми нужно ставить задачу провести заданный диалог друг с другом. Разбить их на пары или на небольшие группы, дать несложное задание (девочкам разговор о куклах, мальчикам, как всегда, о машинках). Пускай они разговаривают друг с другом, а воспитатель будет слушать, и в случае неправильной постановки речи поправлять её. Таким образом, ребенок будет стараться говорить правильно, чтобы лишний раз его не поправляли перед сверстниками. Однако учебная мотивация и прямые указания в этом случае не действуют – дети делают и говорят, что хотят, поэтому их нужно заинтересовать для достижения хорошего результата.

Из чего состоят познавательные занятия?

Любые занятия в детском саду должны иметь свою цель, последовательность и план проведения. Познавательные занятия можно разбить на такие составляющие:

Развитие при помощи прикосновений

Это элементарные , которые помогают детям обследовать предмет, прикоснуться к нему, осмотреть со всех сторон. Однако им обязательно нужно указывать на цвет, форму, величину предмета, а затем научить малышей видеть различия между предметами с одинаковыми названиями, например: одинаковые лопатки, но одна желтого, а другая зеленого цвета, одна маленькая, другая большая, одна квадратная, другая овальная.

Знакомство с деталями

В этом случае детям предлагаются игры со «строительным материалом», например, пластилин, кубики, фигурки . В результате ребенок может услышать такие названия предметов, как цилиндр, кирпичик, призма, пластина. Можно попросить ребенка повторить построить фигурки в такой последовательности, как это сделал воспитатель, а потом дать волю фантазии малыша. С такими играми малыша легко научить соотношению размеров и форм , например, дать две машинки разных размеров и уточнить, что для одной нужен маленький гараж, а для другой очень большой. Обязательным является приучение детей собирать свои игрушки.

Познание целостной картины мира

Помимо того, что дети должны знать названия предметов в из ближайшем окружении, они должны понимать, для чего они нужны и представлять связь между ними, например: из тарелки едят, а из чашки пьют, для тарелки нужна вилка, а для чашки ложка. Дети познают, из какого материала сделан тот или иной предмет, например, из ткани, дерева, глины, бумаги, находить пару к предмету по цвету, предназначению, величине. Малышей необходимо знакомить с окружающим транспортом: сначала можно показывать им просто картинки, а потом выйти на прогулку и показать легковые и грузовые автомобили на дороге.

Помимо предметов вокруг познавательные занятия в детском саду должны ознакамливать детей с природой, животными и растениями. У каждой группы должны быть свои игрушки, которые имитируют тех или иных животных, а еще лучше, если в собраны их развивающие собратья, показывающие, как выглядят животные и какие звуки они произносят. Нужно называть не только кота и собаку, но и их детенышей: котенка и щенка, чтобы дети понимали разницу. Конечно, ничто не заменит наглядный живой пример на улице – понаблюдайте с детьми за птицами, за играми кошек и собак, за бабочками. Однако, уже в детском саду детям нужно прививать не только познания, но и доброту, переживания за ближнего, научите их подкармливать голубей или бездомных животных. К растениям также нужно относиться с бережностью, рассказывать детям о том, что большие ивы, растущие возле детского сада, были посажены много лет назад и новое деревце еще не скоро обзаведется большой кроной, а если сорвать с дерева веточку, то ему будет больно. Давайте детям не только познавательные, но и воспитательные уроки.

Воспитатели должны каждый день выводить детишек на прогулку, и во время игр рассказывать им о временах года, насколько красива природа в период цветения, опадания листьев или в заснеженную пору.

Введение.

“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Вызвать у ребенка интерес к собственному здоровью, желание его укреплять помогают познавательные занятия из цикла “Познай себя”. На таких занятиях дети в доступной игровой форме получают первичные знания о своем организме. Любимые герои из сказок дают советы о том, как нужно заботиться о своем организме, чтобы расти здоровыми. Предлагаемое занятие относится к данному циклу.

Познавательное занятие “Давайте расти здоровыми!”

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели и задачи:

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении гигиены, о значении активных физических упражнений и труда, положительного эмоционального состояния. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Оборудование:

Чемоданчик Айболита, в котором фрукты, готовый напиток из плодов шиповника, луковицы для посадки; “Чудесный мешочек” с туалетным мылом, расческой, зубной пастой и зубной щеткой.

Ход занятия

В группу входит Айболит.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Когда мы встречаем знакомого человека мы говорим ему “здравствуй”. А что это означает? (Мы приветствуем человека и желаем ему крепкого здоровья).

Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается)

Айболит осматривает детей: отмечает, кто бледный, а у кого румяные щечки, трогает мышцы рук и ног, выясняет крепкие они или слабые. Спрашивает у детей, часто ли они болеют.

А знаете, ли вы, ребята, как можно укрепить свое здоровье? Что для этого нужно делать? Часто люди сами виноваты в том, что болеют, т.к. они не заботятся о своем здоровье – одеваются слишком тепло, боятся выходить на улицу в плохую погоду. А ведь солнце, воздух и вода – лучшие помощники и друзья не только животных и растений, но и человека. С ними необходимо подружиться. А еще нужно закаляться и заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать правила гигиены. Это нужно делать каждый день. Давайте начнем с самого утра.

Пальчиковая гимнастика “Утречко”.

Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись, а теперь поспешим на веселую зарядку.

Солнце глянуло в кроватку,

Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении.

Ребята, мой друг Мойдодыр передал вам вот этот чудесный мешочек. Как вы думаете, что в нем? А хотите посмотреть, что там лежит?

В чудесном мешочке туалетное мыло, расческа, зубная паста, зубная щетка. Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет.

Какой молодец Мойдодыр! Скажем ему спасибо за столь необходимые предметы. Ведь чистота – залог здоровья. Кроме того, умывание – прекрасная закаливающая процедура. А еще, нужно загорать, купаться в речке, бегать босиком по траве. Но ведь не всегда есть такая возможность. Ребята, а как еще можно закаляться? Что вы для этого делаете в группе? (Воздушные ванны, солевые дорожки, ребристые коврики, самомассаж, дыхательная гимнастика)

Дети читают стихотворения и поговорки.

Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.

Поговорки:“Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение”.

“Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно”.

Ребята, а как вы питаетесь? Какие полезные продукты вам дают в детском саду? (Салаты из овощей, запеканки, молочные каши, компоты, соки и т.д.) Вот сколько полезных продуктов получаем мы в детском саду. И основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, - это… (хлеб). Есть очень хорошая пословица о хлебе: “Хлебушек – от земли, а силушка – от хлеба”. Дети, а что еще необходимо нашему организму для здоровья и роста? Очень важно принимать витамины. Это такие вещества, которые нужны организму для повышения работоспособности, сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Они способствуют росту нашего тела. Больше всего витаминов содержат овощи и фрукты. В какое время года больше витаминов поступает в наш организм? (летом и осенью) А зимой и весной витамины покупают в аптеке.

Айболит достает луковицы лука и советует ребятам посадить их, чтобы выросла зелень, которая очень полезна для здоровья, т.к. в ней много витаминов. В заключении Айболит угощает ребят фруктами, витаминным напитком из шиповника.

Ребята, сегодня вы много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А угрюмый, злой человек может принести нам здоровье?

(Нет, конечно же, нет).

Давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Доброго вам всем здоровья!

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог или воспитатель вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников младшего и старшего возраста. Программа развития детей может включать многообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры.

Компьютерные игры учат ребенка планировать ход игры и прогнозировать результат действий. Это является началом развития теоретического мышления, владение которым необходимо для подготовки дошколят к обучению в школе.

Компьютерные математические игры способствуют развитию наглядно-действенного и логического мышления, усидчивости и концентрации внимания, учат ребенка анализировать, сравнивать и обобщать.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

  • легкому усвоению понятий величины предмета, его формы и цвета;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
  • повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

Дети быстрее овладевают навыками чтения и письма, проще усваивают понятия числа и множества, развиваются способности ориентирования в пространстве и на плоскости.

Ребенок познает окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Очень важно формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему, так как положительные эмоции способствуют высокой познавательной активности.

Новый проект! Готовые познавательные занятия «Мир вокруг»

Если вашему ребёнку от 4 до 6 лет, то вы уже почувствовали, что такое активная любознательность. Ребёнок задает вопросы обо всем, что он видит, готов всё время говорить, обсуждать, спрашивать. В то же время произвольность, то есть способность заниматься тем, что неинтересно, развита недостаточно. Поэтому ребёнок предпочитает увлекательные разговоры и занимательные игры.

Мы предлагаем вам готовые комплекты для познавательных занятий «Мир вокруг»!

  • одна тема в неделю;
  • пять занятий в неделю (в выходные отдыхаем);
  • игры, опыты, творческие задания и познавательные презентации для детей;
  • удобный формат — в виде готовой презентации;
  • текстовые пояснения к заданиям в PDF (для родителей);
  • минимальная предварительная подготовка;
  • презентации озвучены!
  • Темы для занятий мы будем выбирать разные. Близкие ребёнку, то, с чем ребёнок взаимодействует и может изучить на практике. А также будем расширять знания о мире и рассказывать что-то новое. Ведь после четырёх лет ребёнок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт.

    Начать мы предлагаем с блока о живой и неживой природе и рассмотрим темы:

  • Камни
  • Деревья
  • Что будет в занятиях

    В каждом занятии вас ждут несколько разделов, в которой по каждой теме будут:

  • Стихи.
  • Познавательная презентация.
  • Опыты.
  • Игры.
  • Картины.
  • Необычные факты.
  • Поделка.
  • Дополнительно для желающих упражнения по чтению и счёту.
  • Курс состоит из 20-ти занятий, чтобы получить бесплатные пробные занятия, подпишитесь на странице:

    Лена Данилова – мама пятерых детей, руководитель портала «Раннее развитие детей». Автор курсов для родителей и детей, ведущая семинаров, автор книг, развивающих пособий. Автор уникального спорткомплекса «Ранний старт».

    Формат занятий

    Вы будете получать задания по электронной почте раз в неделю. На неделю пять занятий (в выходные отдыхаем).

    Каждое занятие — это презентация в формате MS PowerPoint. Внутри занятия будет познавательная презентация, блоки на чтение и счет, стихотворение, а также непосредственно задания — что-то сделать, во что-то поиграть. Вам нужно будет подготовить материалы для подобных заданий заранее.

    Материалы для занятий вы будете получать по электронной почте раз в неделю.

    Важно, чтобы ребёнок не только смотрел на экран, но и получал непосредственный опыт, делал что-то руками самостоятельно. А для этого нам понадобятся материалы. Например, к теме камни нужны будут, конечно же, камни, а ещё небольшая картонка или коробка, канцелярский нож, тазик с водой, кое-что ещё.

    Вместе с презентацией вы получите PDF, в котором будет указано, что именно в какой день вам понадобится. Материалы, которые вам потребуются, у вас скорее всего есть, потребуется самое простое — бумага, вода, ножницы, маркер и т.д.

    Стоимость курса: 2990.00 руб