Нод развитие речи зима в средней группе. Развитие речи. Тема: "Зимушка-зима".Средняя группа

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Зимушка-зима»

Программное содержание :

Познавательное развитие : Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Речевое развитие : Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Составлять предложение, распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу(игра «Доскажи словечко»). Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук.

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Безопасность: Закрепить правила поведения и безопасности на улице в зимний период

Здоровье : Развивать мелкую моторику рук; упражнять в длительном, плавном выдохе.

Художественно-эстетическое развитие . Рисование: Упражнять в рисовании снеговиков.

Физическая культура : Учить соотносить движения со словами текста.

Оборудование:

Волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы; альбомные листы и фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима) .

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,ложится..

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

Ребята, зима (какая?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ходьба на месте, колени высоко поднимать

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников»)

А вот и первая ее подружка – сосулька .

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка, тот и отвечает) .

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, сладкий, и совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение о снежинке.

Ребенок читает стихотворение

Белая, узорная, звездочка-малютка

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать) .

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.(корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Снеговику скучно одному, давайте, нарисуем ему друзей.

Нарисуй снеговика

Дети делятся на две команды встают друг за другом. Задача команд – нарисовать снеговика. Каждый игрок рисует одну деталь.

Нарисованных снеговиков размещают рядом со снеговиком-помощником.

Воспитатель Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ). Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А в каких зимних словах тоже есть звук с? (снегирь, сугроб, синица, снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию: Ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем. (Игра «Бывает – не бывает»)

Письмо:

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть себе корм. Люди ходят без шапок и варежек.Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!( Дети исправляют неточности в тексте).

Ребята, молодцы. Зимушке-зиме очень понравились ваши ответы и она прислала вам свои подарки - сосульки, но только съедобные и сладкие. Угощайтесь.(детям раздаются сосульки «Чупа-чупс»).

Ирина Валерьевна Еремина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!»

Задачи :

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением .

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление , слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Ход занятия:

Ребята кто мне подскажет, какое время пришло на смену осени? А что изменилось в природе? (Ответы детей) . Зима. Какие зимние месяцы к нам приходят? Говорят, что зимой природа засыпает. День становится короче, ночь- длиннее. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой» ? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице.» (мороз)

«С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. «(снег)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

«Зимой и летом одним цветом?» (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку –водой» (снежинка)

«Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой» (лыжи)

«Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел. (сосульки) »

«Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает.» (снеговик)

«Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим.» (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый.» (Дед Мороз)

Динамическая пауза «Мороз»

"Вот так холод вот мороз, больно щиплет нос. " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней. " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать. " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать … " - хлопают по ножкам, трут их.

Действия соответствуют тексту песни.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком …»

«Чтобы ручки согревать будем ими мы махать…»

«И в ладошки будем бить, локтями шевелить…»

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим…»

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей»

«Чтоб согреется побыстрей, побежим скорей.»

Будем руки согревать будем бить махать, махать

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду : шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма : «Зима – чудесное время года!» . Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму .

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Морковкин, он приехал к нам из далека, из деревни «Дедморозовка»

Деревни этой сказочной

На картах мира нет.

Живёт в ней самый праздничный

И самый лучший дед

Снегирь зарёю розовой

Летает у окна…

Деревня Дедморозовка-

Родная сторона!

Ребята, я приехал к вам по поручению Деда Мороза, чтобы рассказать о правилах безопасности в зимнее время года. Дед мороз написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы :

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму »

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды спорта вы знаете?

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года :

Мы открываем календарь.

В нём первый, белый, лист- Январь.

Второй- Февраль. Бушует вьюга.

Ещё во всю метёт метель.

И вдруг, как будто птицы с юга,

Спешит к нам Март, за ним –Апрель.

Порхает бабочкою Май.

Весна прошла. Пойди –поймай!

Июнь. Июль и Август –это

Листы волшебной книги лета.

А следом –словно листопад –

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь летят.

Осыпалась с дождями осень.

И в тёмном небе Декабря

Снежинок лёгкий вальс уносит

Последний лист календаря.

Кружит весёлый хоровод.

Вот и ещё промчался год.

(А. Усачёв)

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж» - счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговики»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика? Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму . Музыканты изображают зиму с помощью звуков . Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки» .

Молодцы! Давайте покажем снеговику Морковкину каких сказочных снеговиков вы нарисовали (просмотр рисунков) .

Конспект НОД в средней группе по развитию речи по тему «Зимушка-зима»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

Расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов;

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание, память

Развивать общую моторику.

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: конверт, картина, снежинки, макет дерева, Совунья, сосулька, снежный комок из ваты, обезьянка Чича.

Ход занятия.

В.: Сегодня я пришла в детский сад раньше всех вас ребята и меня уже поджидала наша обезьянка Чича. Она мне рассказала, что ей приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу сон Чичи, а вы помогите разгадать его.

В.: Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Укутывает деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие белые завалы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? Кто приснился Чичи? (Зима ) .

В.: А точно это зима ? А может, это осень? (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом, покрывает реки льдом) .

В.: Спасибо, что помогли Чиче и мне разобраться в этом сне. А почему Чича не смогла сама разгадать свой сон? (не видела зимы, жила в Африке)

В.: Да, обезьянки живут в Африке и не знают ничего о зиме. Расскажем Чиче о зиме?

В.: Чича и вы ребята, послушайте стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни короче солнце светит мало, вот пришли морозы и зима настала.

В.: О каких зимних приметах говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

В.: Действительно, зимой и солнышко светит мало, и морозно, и быстро темнеет, но всё же зима – замечательное время года.

В.: Смотрите, наша Совунья приготовила для нас письмо. Какой большой конверт! Что же в нём может лежать?

В.: Посмотрите, что это такое? (картина)

Рассматривание картины

В.: Кто нарисован на этой картине? (На картине нарисованы дети)

В.: Где дети находятся? (Дети вышли на прогулку)

В.: Какое время года на картине? (На картине время года –зима)

В.: Почему вы так думаете? (везде лежит снег)

В.: Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мокрый)

В.: Что делает мальчик? (Мальчик держит лопату, лепил снеговика)

В.: С кем пришёл мальчик на прогулку? (Мальчик пришёл с мамой)

В.: Что делает мама? (Помогает мальчику)

В.: Как она помогает? (Закрепляет метлу у снеговика)

В.: А что есть у девочка в синей курточке? (У девочки в синей курточке есть санки)

В.: Молодцы, внимательно все рассмотрели!

Физкультурная минутка:

Здравствуй зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки (имитируем движение лыжников и конькобежцев)

И на елке огоньки!!! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра «Подберите признаки»

В.: А в конверте, ещё что то лежит. Отгадаете загадку и узнаете.

Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (сосулька)

В.: Сосулька какая? (длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая)

В.: С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые...(снежинки )

В.: Снежинки какая? (красивая, легкая, резная, пушистая, белая, блестящая, холодная, нежная)

В.: Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? (снежок)

В.: Снежок какой? (круглый, белый, холодный)

В.: Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть наше дерево от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы помогайте, добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать наше дерево. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

(воспитатель читает стих-ие и вместе с детьми вывешивает на дерево снежинки)

В.: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали дерево.

(Дети повторяют еще раз слова, а воспитатель переворачивает снежинки на дереве, на них изображены снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег).

В.: снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег. Что мы можем сказать о этих словах? (звучат одинаково)

В.: А как ещё можно сказать о таких словах? (слова-родственники)

В.: От какого слова получились у нас эти слова-родственники? (слова снег )

В.: Ребята, мы все рассказали Чиче о зиме? Какая у нас получилась зима? (холодная, долгая, морозная, снежная, красивая, ветреная).

В.: А вам понравилась рассказывать Чиче о зиме? Как вы думаете, она сможет рассказать о зиме другим обезьянкам из далёкой и жаркой Африке? А вы ребята, расскажите о зиме, если вас попросят?

В.: Посмотрите, по моему обезьянка стала замерзать, после снежных слов. Надо бы погреться. Ребята, в какие игры мы любим играть зимой, чтобы не замёрзнуть (кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков, играть в снежки)

В.: Предлагаю поиграть в снежки и развеселить Чичу.

Подвижная игра «Мы с тобой…»

(раздать детям листы белой бумаги, проговаривая слова дети делают комочки)

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

«Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий»

Дети играют в снежки.

В.: Посмотрите, обезьянка развеселилась.

В средней группе

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи

Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивающие задачи

Развитие диалогической речи.

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

Развивать память.

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «В зимнем парке»; конверт; снежинка, предметные картинки «Времена года».

1. Орг. момент:

Дети собираются в круг на ковре. Воспитатель вносит конверт.

Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта, снежинку ).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку. Выберите это время года (на столе разложены картинки времён года: дети выбирают ).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля.

2. Игра: «Снежное поле»

Воспитатель: Посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме.

(Дети выбирают и закрывают картинками «снежное поле». )

Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.

Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Ребенок 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.

Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики. )

3. Беседа по картине.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

А сейчас поиграем в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, прыжки вверх

Два – поймаем приседают

Три – уроним наклон

И…. сломаем. топают

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить? (Повтор рассказа один – два ребенка.)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Наталия Ткаченко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Зима».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема “ Зима” .

Образовательные цели :

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи .

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.

Воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование : наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимние игры,зимние явления, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям взять по одной предметной картинке.

Рассмотрите картинки и назовите.

(Снежинка, снеговик, Снегурочка,санки)

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какая погода на улице?

Что можно рассказать о снеге?

Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный) Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.

3. Игровое упражнение “Снежинки”

-Ребята,отгадайте загадку :

Белые Комарики

В воздухе кружатся.

Белые Комарики

Под ноги ложатся.

В скверы, парки и дворы

Для ребяческой игры. (Снежинки)

А вы видели какие бывают снежинки? Снежинки – маленькие, похожи на комариков, как маленькие звёздочки они медленно падают, кружатся, одна за одной и получается одно снежное покрывало.

А давайте вы сейчас будете снежинками, и покажите как они кружатся и медленно опускаются на землю.

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Упражнение повторить 3-5 раз.

4. “Что бывает зимой?”

Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Посмотрите на картинки, и назовите, что происходит зимой в природе.

Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления, и назвать их.

5. Игра “Назови ласково” с мячом

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок Сосулька – сосулечка

Мороз - морозец Дерево - деревце

Ветер - ветерок Горка – горочка

Лёд - ледок Холод - холодок

Зима - зимушка Санки – саночки

6. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн . пальч.

Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой

стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.

7. Упражнение “Где это бывает?”

Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на .

Где лежит снежинка?

Где висит сосулька?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где стоят санки?

Где слепили снеговика?

8. Упражнение “Закончи предложение”

Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить (снеговика) .

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

Мы показали соседям нашего (снеговика) .

Мы играли с нашим (снеговиком) .

Мы рассказали бабушке о (снеговике) .

9. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)

Воспитатель убирает картинки.

Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

Давайте все вместе произнесем четко это слово.

А теперь произнесите это слово по очереди.

Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.

10. Итог занятия

Вспомните, о чём мы говорили на занятии ?

Что мы делали на занятии ?

Что понравилось?

Оценка детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в средней группе Алия Батырова Занятие на тему:" Зимушка-Зима" в средней возрастной группе. Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Поможем бабушке Федоре» Цель: развивать связную речь детей. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие». Закреплять умение определять и различать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Ермишиной Татьяны. Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Красавица-Зима». Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Красавица- Зима». Подготовила и провела:.

Конспект открытого просмотра занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание народной сказки «Три поросенка» Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки. Познакомить с новой сказкой "Три поросенка"; помочь осмыслить ее содержание; совершенствовать.