Направления профилактики алкоголизма среди детей и подростков. ​Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних. Как влияет алкоголь на психику ребенка в разные возрастные периоды

Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

Что такое профилактика

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

Виды профилактики алкоголизма

Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

Первичная

Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

  • нарушается сердечная деятельность;
  • разрушается печень;
  • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
  • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

  • антиалкогольное обучение;
  • работу средств массовой информации;
  • организацию детской и молодежной активности;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • формирование социальной компетентности.

Вторичная

Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

Третичная

Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

Программа профилактики алкоголизма

Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

  • здоровое питание;
  • излечение от спиртного родителей;
  • антиалкогольное воспитание;
  • полноценный сон;
  • приобщение к спорту.

Среди подростков

Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

Профилактика женского алкоголизма

Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

  1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
  2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
  3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

Мужское пьянство

По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

Пивной алкоголизм

Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

Видео

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма - взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
. чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
. чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
. быть смелее и увереннее в себе;
. чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
. происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
. повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
. нарушается работа поджелудочной железы;
. деятельность сердечно-сосудистой системы;
. развиваются воспалительные заболевания почек.
. появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
. снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Советы родителям:

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
. Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
. Ребенок стал замкнутым, скрытным.
. В доме пропадают деньги, вещи.
. У ребенка резко снизилась успеваемость.
. Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
. Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
. Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
. Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению - факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи программы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Н.А.Петровская

«______»_____________2013 год

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

Программа

По профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Шарыпово 2013

Название:

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна - социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

2013–2014 учебный год.

Учреждение-заявитель:

Юридический адрес:

г. Шарыпово, пер. Школьный,1

Учредитель программы:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Цель программы:

Задачи программы:

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

Пояснительная записка

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

А развращает.

Л.Н.Толстой

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи:

Формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

Обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

Вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

Просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

Открытости и информированности;

Добровольности и сотрудничества;

Системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просветительская деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел - черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» - по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Профилактическая деятельность.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Структура проекта.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог - психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

План мероприятий

№ п\п

наименование

цель

форма

сроки

I. Просветительская деятельность

Информационный стенд для учащихся и родителей

Информационные документы

В течение года

Информация и нормативные документы

Знакомство с направлениями деятельности школы и правоустанавливающими документами

Информационные документы

Сентябрь

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

сентябрь- октябрь

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

Ноябрь

Мы выбираем здоровое будущее

Пропаганда здорового образа жизни

Круглый стол

декабрь

Я выбираю жизнь

Пропаганда здорового образа жизни

Встреча с наркологом

март

Информация о достижениях и результатах работы учреждения за уч.г.

Распространение информации о деятельности школы

Выставка детских работ, родительские собрания.

«Планета детства»

Пропаганда здорового образа жизни

Летняя площадка

июнь

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Буклеты

октябрь- апрель

«Безопасное детство»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

октябрь

«Право на жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

март

«Мы за безопасную жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Акция (распространение листовок)

апрель

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Тренинги

сентябрь, октябрь, и по запросу учителей

Остановись, подумай

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Тренинг, конкурс стихов и плакатов

февраль

II. Профилактическая деятельность

День открытых дверей.

Знакомство родителей с объединениями школы.

Мероприятие

сентябрь

Родительские собрания в объединениях и студиях

Знакомство с воспитательной политикой школы

Беседа

сентябрь, октябрь

Спектакль «Белый ангел – черные крылья»

Пропаганда здорового образа жизни

Просмотр, обсуждение с приглашением инспектора ПДН

ноябрь

«Здоровье молодежи – здоровье России»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа за круглым столом с приглашением инспектора ПДН

декабрь

Консультирование специалистов: нарколога, ОДН, подростковый педиатр

Знакомство с ответственностью детей перед законом. Профилактика подростковых заболеваний и различных «маний»

Консультация

специалиста

Ноябрь февраль

апрель

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Консультация

психолога

в течение года

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра

в течение года

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

Консультация психолога

в течение года

Привлечение родителей к участию в мероприятиях школы

Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы

Мероприятия для детей и родителей

в течение года

III. Диагностико-аналитическая деятельность

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкеты-опросники

октябрь

Анкетирование по изучению социального положения семьи при поступлении ребенка школу, 5-е и 10-е классы

Изучение социального положения семьи.

Анкета

сентябрь

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Анкета-опросник

Апрель

май

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении.

В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

Лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание учеников;

Практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие учачимся раскрыть свой внутренний потенциал;

Деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.

А так же беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

1. Методы проблемного обучения:

Создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;

Самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

2. Психолого-социалогические:

Ролевая игра;

Создание и решение различных ситуаций.

3. Методы практико-ориентированной деятельности:

Упражнения и тренинги.

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Ожидаемые результаты.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек. (Приложение №1)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Дивиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
  5. Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
  6. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
  7. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
  9. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
  10. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
  11. Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
  12. «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
  13. «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
  14. «Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. - видеоматериал.

Подростковый алкоголизм

Алкоголизм среди подростков в наше время стал настоящей трудноразрешимой проблемой как физиологического, так и морального плана.

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Причины алкоголизма среди подростков

Подростковый алкоголизм, как говорит статистика, в большинстве случаев, начинается с семейных застолий. Когда в дом приходят гости и усаживаются за щедро накрытый стол, то, прежде чем начать трапезу, они наливают себе в рюмки или бокалы спиртное, говорят какой-либо тост, пьют и только после этого принимаются за еду. Тосты во время застолья следуют один за другим, и временной промежуток между ними становится все короче. Когда темы для тостов заканчиваются, выпивающие просто говорят «будем здоровы!» и пьют очередную рюмку.

Со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. Это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Еще сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают пробовать пиво или сладкое вино. Ребенок приучается к мысли, что это - вкусно.

Следующим фактором развития алкоголизма среди молодежи является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.

В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим. В поведении молодых людей отчетливо начинают прослеживаться особенности домашнего уклада. Из своего еще не большого жизненного опыта ребенок уяснил, что пить просто необходимо, а когда выпивки не хватило, нужно срочно бежать за добавкой. Понаблюдав за взрослыми, ребенок понял, что пить нужно большими порциями и сразу всю рюмку. Поэтому все выпивки в среде подростков так и происходят - большими дозами, чтобы ничего не осталось из того, что удалось достать. При этом еда присутствует в чисто символическом виде, ведь она в данный момент не является едой, а играет роль закуски. Страх перед пьянством у подростков отсутствует напрочь, как и опыт употребления спиртного. А вот бравада перед ровесниками присутствует в максимальном количестве.

Психология подростков такова, что они стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя точно так. Подражание основано на том, что подростки стремятся выглядеть модными, лучшими, как их кумиры.

Немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм - подражание другим подросткам в кругу своего общения. Если в пьющей компании находится юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают насмехаться, презирать, и, в конце концов, изгонят из группы.

Еще одна причина подросткового алкоголизма - безнадзорность и уличное воспитание. Это происходит, в основном, если ребенок растет в неполной семье и предоставлен сам себе. Гиперопека ребенка также может привести к тому, что подросток станет увлекаться алкоголем. Стремясь оградить свое чадо от жизненных трудностей, родители всячески ему потакают, и в результате воспитывают безвольное и морально слабое существо, которое попав в иную среду и не имея «моральных тормозов», легко поддается плохому влиянию.

Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, за слушаньем музыки и принятием спиртного. Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.

Регулярные медицинские осмотры старшеклассников ежегодно выявляют все большее количество алкоголиков в возрасте не более 16 лет. Детский и подростковый алкоголизм формируется на протяжении каких-то двух-трех лет активного употребления разных спиртных напитков, абсолютным лидером среди которых является пиво. Следует заметить, что активная реклама большого количества сортов пива привела к росту пивного алкоголизма среди молодых девушек.

Вред алкоголя для молодого организма

Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.

Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками - развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного увлечения пивом.

С употреблением алкоголя подростками связаны такие заболевания, как гепатиты и панкреатиты, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением. Наблюдаются также снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства.

Наверное, самым заметным для окружающих следствием употребления подростками спиртного является нарушения эмоционального и волевого плана. Такие подростки становятся менее активными в общественной деятельности и трудовой деятельности, страдает их честолюбие и нравственность. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость. Пьющие подростки становятся невнимательными и даже жестокими по отношению к близким людям. К тем ровесникам, которые раньше были их друзьями, подростки-алкоголики начинают проявлять недоверие и холод в отношениях. Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники.

Только в кругу «своих», подобных себе, пьющие подростки проявляют прямо-таки трогательную заботу. Они могут целыми группами навещать друзей, лечащихся от алкоголизма в стационаре. С другими лицами, злоупотребляющими алкоголь, такие подростки легко находят общий язык и быстро с ними сближаются.

Характерные качества для несовершеннолетних алкоголиков - наигранность, бесцеремонность, бахвальство и развязность, которые порой быстро сменяются подавленностью, беспомощностью и подчинением. Такая молодежь испытывает трудности в прогнозировании событий, плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений. То есть, такие подростки живут одним днем.

Риск алкоголизма среди подростков

Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

Специалисты подростковой наркологии провели четкую градацию в употреблении напитков, содержащих спирт:

· экспериментальное употребление - когда подросток просто пробует спиртное раз или два;

· эпизодическое употребление - если подросток употребляет спиртное один или два раза в месяц;

· систематическое употребление спиртных напитков подростком.

Так как алкоголизм - это не привычка, а заболевание, то, как и в случаях с другими болезнями, к нему бывает предрасположенность. Человек не осознает, что заложено в его генах. А неумолимая статистика свидетельствует, что у подростка, чей отец пьет, риск стать алкоголиком увеличивается в четыре раза по отношению к сверстникам из непьющих семей.

Лечение алкоголизма у подростков

Какими бы ни были причины подросткового алкоголизма, с этим заболеванием нужно бороться незамедлительно, чтобы не потерять для общества полноценного человека. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.

Лечение подросткового алкоголизма осложняется тем, что увлечение спиртным пришлось на пубертатный период жизни человека, когда изменениям подвергается не только тело, но и психика взрослеющего подростка. В это время подросший ребенок смотрит на все через «очки» своего гормонального всплеска, многократно усиленного алкоголем.

Как же лечить подростковый алкоголизм, если многие методы лечения, используемые в случаях с взрослыми, для растущего организма не подходят? Например, условно-рефлекторная терапия может негативно сказаться на состоянии органов и тканей подростка. Возрастное ограничение намного осложняет лечение и кодирование от алкогольной зависимости .

При лечении алкоголизма у подростков первоначально проводят диагностику всего организма. Все процедуры проводятся в стационарных условиях или же при выезде нарколога на дом к больному. Самолечение в случаях с подростками исключено!

При длительном употреблении спиртного подростком проводится дезинтоксикационная терапия - очищение организма от токсических веществ и продуктов распада алкоголя, нормализация работы печени и почек. Для нормализации психического состояния подростка назначаются ноотропы и витамины.

Основной метод лечения алкоголизма у подростков - психотерапия, которая подразумевает кодирование от зависимости методами гипноза. Этот метод, учитывающий неустойчивую психику несовершеннолетних, применяется вместе с химиотерапией, также как и при лечении взрослых больных. Также в лечении подросткового алкоголизма используется поддерживающая и восстанавливающая терапия, используются методы переключения несовершеннолетнего на занятия спортом и полезную деятельность.

При лечении в наркологических диспансерах подростки находятся в специализированных палатах в целях исключить контакт и влияние со стороны взрослых, больных алкоголизмом.

Профилактика алкоголизма среди подростков

В наше время профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя самый главный факт - для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!

Профилактика подросткового алкоголизма разработана еще недостаточно. Остается крайне низкое внимание к профилактическим мерам – не привлекаются средства массовой информации (или в недостаточном объёме), неэффективные государственные или общественные программы, крайне не эффективные специальные методы борьбы с алкоголизмом и пьянством среди подростков и пр.

Профилактика подросткового алкоголизма имеет медицинскую и социальную сторону. Медицинская сторона сводится к санитарному просвещению, а также к выявлению людей с повышенным риском развития подросткового алкоголизма.

Санитарное просвещение сводится в распространении информации о вреде алкоголя для здоровья подростка и о первых симптомах формирующегося алкоголизма. Для подростков медицинская информация преподносится вместе с социальной. Социальная информация – о неблагоприятных последствиях алкоголизма для подростков, для их друзей и для общества в целом. Главную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют работники охраны правопорядка и воспитатели. Сейчас сочетание медицинской и социальной информации в профилактике подросткового алкоголизма не приносит должного эффекта – это связано с тем, что подростки видят пьянство старшего поколения и постепенно принимают это за норму поведения, перестают видеть очевидные вредные последствия, и часто слышат от пьющих взрослых информацию противоположного содержания. Этим объясняется отрицательное отношение к антиалкогольной пропаганде среди подростков.

реализуется через следующие информационные каналы: лекции, брошюры, беседы, книги, кинофильмы, радиопередачи, телевизионные передачи. Эффективность этих информационных каналов разная. Так опрошенные подростки считают, что наиболее эффективными считаются телевизионные передачи и фильмы, а наименее эффективными считаются лекции, беседы и радиопередачи. Наше же телевидение активно рекламирует пиво и ориентирует этот продукт, прежде всего на подростков. Передач о вреде алкоголя на телевидение крайне мало – это и объясняет не эффективность профилактики подросткового алкоголизма на данный момент. Так был проведен эксперимент среди подростков, суть его сводилась к следующему: две группы подростков анонимно анкетировали перед экспериментом, затем первой группе проводили занятие в виде лекций, чтения и дискуссий о вреде алкоголя, второй группе показывали фото и видео материалы о вред алкоголя. После эксперимента проводили повторное анонимное анкетирование. В первой группе «выпивку по праздникам» допускало 85%, после занятий – 83%. Во второй группе «выпивку по праздникам» допускало 83%, а после видео программ – 15%. Из этого простого эксперимента видно какой информационный канал в профилактике подросткового алкоголизма наиболее эффективен. Даже если наши уважаемые учителя приложат все усилия и будут читать лекции о вреде алкоголя в 2 раза чаще – результат будет не слишком высоким. А вот если бы по основным центральным каналам регулярно выходили бы видео материалы о вреде алкоголя, то результат был бы гораздо лучше.

Сейчас необходимо направить все усилия, чтобы изъять алкоголь из жизни подростков, нужно дать подросткам другое, что могло бы сплотить компанию, поднять настроение, избавить от стрессов, дать силу и способность проявить себя. Необходимо позаботится о том, чтобы каждый подросток мог заняться спортом, искусством, духовным мастерством, определенным хобби и пр.

Выявление подростков с высоким риском развития алкоголизма. К подросткам с высоким риском развития алкоголизма относятся подростки проживающие с пьющими родителями, общающиеся с пьющими друзьями, подростки у которых имеются уходы из дома, прогулы школы, приводы в милицию, неустойчивый характер, подростки из интернатов. При опросах подростки были поделены на 2 группы: с умеренным отношением к алкоголю, и с отрицательным отношением к алкоголю. Оказалось, что 67% подростков с умеренным отношением к алкоголю через 2 года стали злоупотреблять алкоголем и только 7% подростков из второй группы стали злоупотреблять алкоголем. Подростки со склонностью к алкоголю должны быть под постоянным наблюдением (профилактическое наблюдение врачами наркологами). Кроме того следует учитывать, что подростки высокого риска нуждаются в поддержке сверстников, а не в опеке старших, поэтому следует создать сеть сверстников с отрицательным отношением к алкоголю. В подобных группах подростки вместе учатся решать возникшие проблемы и всегда приходят на помощь к своим друзьям, они успешно решают и возникшие семейные проблемы.