Материал на тему: как разговорить молчуна? Что бывает…. Какое бывает…. Что могут назначить врачи

Как разговорить молчуна?

Все родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить как можно раньше, чтобы его речь была чистой и правильной. С каким нетерпением ждут близкие появления первых слов малыша! А с момента, когда дитя отпразднует свой первый день рождения, начинают ревностно следить за развитием речи ребенка, сравнивая его достижения с успехами других детей этого возраста. Замечательно, если малыш вас радует. Но как быть, если в развитии речи ребенок отстает от сверстников? Как помочь малышу заговорить?

Если малыш не говорит, стоит ли бить тревогу или есть время подождать?
Тема развития речи малыша очень актуальна для большинства молодых родителей. Речь малыша 1-3 лет – важный показатель его развития, ведь речь не только помогает малышу в общении, но является средством получения новой интересной информации о мире вокруг. Задержка развития речи негативно влияет на все стороны личности ребенка, и часто тормозит его общее развитие. Поэтому не стоит ждать, когда малыш разговорится сам, лучше создать оптимальные условия – такую развивающую среду, которая будет максимально стимулировать появление новых слов в речи малыша. Конечно, очень неплохо проконсультироваться по этому поводу у специалистов – психоневролога, логопеда, а также проверить слух.

Что делать, если на просьбы «Скажи!», «Повтори!» малыш реагирует негативно – отворачивается, отказывается от общения, обижается и замыкается в себе. Как можно добиться от ребенка повторения слов?
Не стоит проявлять излишнюю настойчивость и приставать к ребенку с бесконечными просьбами повторить слово. Ведь даже самый маленький ребенок способен почувствовать по реакции родителей, что с ним «что-то не так…», и начать переживать по этому поводу. Поэтому, прежде всего надо научиться создавать во время речевых занятий добрую и непринужденную атмосферу, не напрягаться самим и не напрягать малыша, а напротив, заражать его своими положительными эмоциями. Для этого научитесь проводить веселые эмоциональные игры, чтобы малыш видел в вас партнера по игре, а не строгого учителя.

На занятиях по развитию речи малышей обязательно используются звукоподражания – что это такое?
Действительно, на занятиях по развитию речи малыша мы вначале используем специальные облегченные слова. Звукоподражания – пример таких облегченных слов. Это подражания голосам животных – мяу, му, ав-ав, кря-кря, ква-ква, и-го-го и т.д.; звукам транспорта – би-би, ту-ту и т.д.; или музыкальным инструментам – ду-ду, динь-динь, и другие. Советуем использовать и другие облегченные слова – топ-топ вместо «идет», бух вместо «упал», кач-кач вместо «качается», и др. Фразы, которые мы предлагаем малышу для повторения, также должны быть простыми и короткими, состоящими из 2-3 простых или облегченных слов: Зайка бай-бай. Ляля куп-куп. Мишка ам-ам. Дай мяч. На лялю.

Если малыш не говорит или говорит мало, надо ли менять стиль общения в семье?
Чтобы речь ребенка активно развивалась, необходимо создать дома развивающую среду. Как можно больше говорите с малышом, комментируя все жизненные ситуации, режимные моменты и игры малыша на протяжении дня. Например, на прогулке: Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот лист какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т.д. Также рассказывайте малышу потешки и стишки – читайте их выразительно, постарайтесь обыграть.

Что делать, если с малышом занимаются, а он все равно молчит? Как быстро можно ожидать результатов речевых занятий с ребенком?
Прежде чем ребенок начнет активно говорить, необходим «период накопления», когда малыш слышит много разных слов и фраз, запоминает их, у него формируется пассивный словарный запас – это слова и фразы, которые ребенок понимает, но пока не говорит. Активная же речь может развиваться параллельно пассивной, или чуть задерживаться. Чтобы процесс развития собственной активной речи малыша был виден нагляднее, советуем внимательно следить за появлением у малыша новых слов и фраз и вести дневник развития речи, записывая не только новые слова, но и даты их появления. Просмотрев записи в дневнике за несколько месяцев, вы сможете увидеть прогресс и результаты совместных с малышом усилий.

Есть ли какие-нибудь эффективные приемы, которые помогают разговорить малыша 1-2 лет?
Занимаясь с ребенком 1-2 лет развитием речи, используйте прием договаривания: когда малыш запомнит стишок или потешку, которые ему регулярно читает взрослый, при очередном прочтении делайте паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в строчке.
Еще один «секрет»: чем больше слов-глаголов в арсенале ребенка, тем выше уровень развития его речи. Поэтому глагольному словарю стоит уделить особое внимание! Первые слова-действия также поначалу могут быть в облегченной форме, например: «Зайка прыгает – прыг! Зайка упал – бух! Зайка купается – куп-куп!»

Уровень развития речи связан с развитием мелкой моторики малыша. Как можно развить ручки ребенка?
Подражание движениям рук, игры с пальцами важны не только для формирования навыков ручного труда – они стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Специальные упражнения для обучения подражанию движениям рук и развития мелкой моторики пальцев стали особенно популярны в последнее время и включают в себя массаж рук, разнообразные пальчиковые игры, игры с различными предметами, использование специальных пособий для развития мелкой моторики (шнуровки и др.).

Чтобы помочь малышу заговорить, какие книжки, игрушки и пособия можно использовать? Серия «Новый ребенок» издательства «Эксмо»
Развитие речи малыша – дело непростое, требует специальных знаний, навыков, обучающих пособий. Но в наше время осуществить такую самостоятельную работу с ребенком в домашних условиях намного легче, чем было раньше: уже созданы и адаптированы эффективные методики развития речи самых маленьких. Книги по развитию речи малышей второго и третьего года жизни серии «Новый ребенок» не только содержат в себе весь необходимый материал по развитию речи, но и специально разработаны таким образом, что их может с успехом использовать не только специалист, но и неподготовленный в данной области человек. Книги по развитию речи малышей учат родителей разговаривать с ребенком на разных уровнях сложности (звукоподражания, простые слова, фразы), развивать его словарный запас, работать по картинкам, учить с ребенком потешки и стишки, применять пальчиковые игры и многому другому.

Инструкция

Убедитесь, что у вашего молчуна все в порядке со слухом. Обратите внимание, как реагирует на ваши слова. Понимает ли он ваши просьбы? Развита ли у него пассивная речь? Обратите особое внимание на взгляд . Малыш, который плохо слышит, очень внимательно следит за мимикой . Если речь идет о взрослом, задайте себе и ему вопрос, не стал ли он хуже слышать.

Если вы не особенно болтливы, преодолейте свою любовь к молчанию. Побольше разговаривайте с молчуном. Он мог унаследовать молчаливость и от вас. Кроме того, он должен понять, что может быть интересно. Обсуждайте все, что видите вокруг. Рассказывайте малышу, что случилось за день, и не забывайте его спрашивать, как он провел день в яслях или у бабушки. В конце концов малыш поймет, что от него ждут ответа, и начнет говорить. Со говорите об интересных для него вещах. Так вы скорее вызовите желание ответить. Старайтесь быть компетентным в том, о чем говорите.

Создавайте игровые ситуации, в которых молчун должен будет что-то попросить. Например, загородите проход в детский уголок предметом, который ребенок не способен сам сдвинуть с места и не может через него перелезть. Если ребенок просто потянет вас за руку и попытается показать жестами, что нужно предмет сдвинуть - сделайте вид, что вы не . Но слишком не упорствуйте и не доводите ребенка до слез. Не добивайтесь, чтобы он заговорил сразу, а лучше придумайте еще подобные ситуации. Это можно проделывать и со взрослыми, но ситуации, конечно, будут другими.

Не надейтесь, что ребенок сам начнет говорить, если вы будете ему много книжек. Читать, конечно, необходимо, как и показывать малышу мультфильмы. Но все это нужно обсуждать . Задавайте вопросы, на которые ребенок должен будет дать ответ, хотя бы односложный. Со взрослым молчуном просто обсуждайте прочитанное вместе. Старайтесь читать те же книги, что и он, чтобы быть в теме.

Детские руки - ваши надежные помощники. Развитие речи ребенка непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Создайте дома развивающую среду. У него должно быть достаточно игрушек на застежках. Мозаик, конструкторов. Разговорить взрослого помогут любые общие дела, даже уборка в квартире, когда вы вынуждены будете общаться и о чем-то договариваться.

Учтите, что человек охотнее всего говорит о том, что ему интересно. Старайтесь увлечь ребенка разными занятиями. Выбирайте для него книжки с яркими , водите на спектакли. Кстати, взрослый молчун тоже может заговорить, если что-то потрясло его воображение.

Обратите внимание

Бывают дети, которые великолепно манипулируют игрушками и придумывают даже в два года довольно сложные сюжеты, но все это - без единого звука. При этом они отлично понимают, что им говорят. Если же ребенок реагирует на ваши слова неадекватно, нужно немедленно обратиться к врачу. Чем раньше будет выявлена причина нарушения слуха - тем больше шансов, что удастся обеспечить ребенку нормальное развитие.

Никогда не сюсюкайте, даже если ребенок еще очень мал. Говорите понятно и четко, но не подражайте детской речи.

Полезный совет

В разговоре с ребенком старайтесь не употреблять витиеватых предложений и непонятных слов. Конечно, в какие-то моменты новые слова необходимы. Постарайтесь ребенку их объяснить.

Мозаики и конструкторы для маленького ребенка должны быть с достаточно крупными деталями. Детали не должны пролезать в нос или в ухо.

Источники:

  • Почему ребенок не говорит, или как разговорить молчуна

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!

Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными - уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

Что делать?

Общее правило - разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение - поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

Развиваем дыхание

Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.
- Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
- Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
- Нарвите несколько клочков белой бумаги (малыш может сделать это и сам, ведь книжки рвать ему, увы, не дают), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. Снег пошел!
- Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

Пальчиковые игры-потешки

Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов

Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.

Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать. Поначалу взрослый показывает игрушки и рассказывает о них, а затем побуждает ребенка самого придумывать продолжение, проговаривая эту историю.

Звукоподражание

Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ку-ку, му, бе-е) и шаг к тому, чтобы простое му-му превратилось в вожделенное «мама».

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «ко-ко-ко» - это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.

Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

Игры на развитие словарного запаса

Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – путь в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.

Кто какой? Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.

Кто чья мама? Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны - как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница - то слон, то львица» Маяковского, будут, как всегда, кстати.

А наоборот? Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор антонимов: длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п. Поскольку маленькому ребенку сложно представить что-то умозрительно, спрашивайте конкретно: Слон какой? (можно и руками для верности показать) – Большой! А мышка какая? – Маленькая!

Многие считают, что если ребенок молчун, значит у него робкая и слабая натура. На самом деле это далеко не так, а даже наоборот. Для того, чтобы все время молчать, и при этом внимательно слушать, улавливая ход окружающих событий, нужно быть сильным, упрямым и обладать невероятной волей. Стоит единожды присмотреться к молчуну и уловить его взгляд, вряд ли в нем имеется робость, скорее читается полноценная стратегия, которую вырабатывает ребенок, дабы заполучить желаемое.

Несомненно, еще одной причиной молчаливости ребенка может быть его неумение выговаривать правильно буквы и звуки. Если у ребенка сильно развит интеллект или же он родился с сильной гордыней, он будет молчать, чтоб не поставить себя в неловкое положение и не вызвать насмешек.

Конечно же, переделать полностью ребенка молчуна не получиться, как бы родители не старались. Но все же, изменить некие стратегии своего поведения маме и папе придется, ведь гордыня и скрытность не лучшие качества человека и жить с ними ребенку будет очень, не просто, учитывая, что ему необходимо научиться социализироваться и выстраивать отношения с окружающим миром.

Что делать родителям?

Когда ребенок молчун, мама должна посмотреть на их отношения. Зачастую ребенок, особенно сын, совершенно не может без матери, ведь именно она связывает свое чадо с внешним миром. Конечно же, некоторых мам подобное отношение удовлетворяет, ведь ребенок без нее не может, и все время нуждается в маме. Но, зачастую это быстро утомляет, ведь у мамы совершенно нет времени на себя. Она не может отойти от ребенка даже на 10 минут. Естественно, где-то подсознательно мама начинает понимать, что это не совсем правильно, но старается успокоить себя тем, что со временем это пройдет. Вот только, если ничего не изменить, то ситуация будет только ухудшаться.

  1. Именно поэтому родители, в первую очередь, должны пересилить себя и предоставить ребенку возможность быть самостоятельным, ни смотря на то, что он может протестовать. Необходимо переворачивать привычные для ребенка жизненные ситуации, таким образом, чтоб ему приходилось общаться с людьми для достижения своих целей. При этом, стоит делать это регулярно и не вестись на эмоции ребенка, как бы он не упрашивал родителей поступить по-другому.
  2. Кроме того, родители могут сказать ребенку, что молчание стало заразительным, и теперь они тоже будут молчать. Вряд ли ребенку понравиться, что родители перестали вести с ним желаемый диалог или монолог, ведь если чадо не отвечает, это не означает, что он не слушает. Мама может отказаться читать сказки на ночь, ведь разучилась говорить и, конечно же, она не может отправиться на прогулку, ведь без общения с окружающим миром, прогулки не получиться.

Несомненно, когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, он научиться разговаривать по необходимости, но вряд ли его социализация будет легкой. Если сложить руки и ничего не делать, можно травмировать психику малыша, что приведет в будущем к серьезным проблемам, исправить которые будет очень не просто.

анонимно

моему сыну почти два года. он говорит мало слов (мама, папа, тетя, дядя, деда, не надо, дай, на, Деня, бах, бам, ам), выполняет сложные задачи (напр. обписялся, снял колготки, взял их в руку, открыл дверь, зашел в ванную, открыл стир. машинку и положил туда колготы), складывает сложные пазлы и головоломки, любит руководить действиями других показывает чтоб сложили на место взятую вещь, рисует, танцует, поет, играет. Мы ходили к логопеду, ребенок выполнил все ее задания, но она сказала что если ребенок говорит меньше 20 слов, то у него отставание в развитии речи и направила нас в Приднепровский реабилитационный центр. нам сказала заниматься с ребенком самим т.к. она такими детьми не занимается и прийти летом. Позвонила я в этот центр, а там мне сказали что они занимаются тяжелыми детьми и что логопед в таком возрасте не может определить такой диагноз. Ходили мы к неврологу нам сказали что ребенок здоров и они ничего такого не видят что пишет логопед. Мы с ребенком с 5 месяцев ходим в центр раннего развития и дома мы с ним занимаемся. Мы не можем понять почему другие детки уже говорят как их зовут, а у нас молчит. помогите нам, посоветуйте как нам разговорить нашего молчуна? Логопед говорит ждать, невролог - здоров, а в центр - не берут

Здравствуйте! Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми! Даже в одной семье речевое развитие детей проходит по разному. В норме у двухлетнего ребенка обычно насчитывается около 50 слов в активном словаре, начало формирования фразовой речи (составление предложений из 2-х слов, н-р, "Дай сок", "Мама, на" и т.п.). Одно и тоже слово может быть названием одного и того же предмета, действия. Н-р, "ати" - может быть - машина, пошли, смотри и т.п. - эти слова означают, что в лексике есть не одно слово, а три! Обычно, мальчики начинают говорить позже девочек (к 3-м годам!), в их словаре больше присутствует глаголов, чем сущ.-х. Конечно, если в словаре менее 50 слов, мы можем говорить о задержке, именно о задержке, а это означает, что через несколько мес. от нее может не остаться и следа, при условии занятий мамы с ребенком. К сожалению, единицы специалистов работают с детьми такого возраста, стоит получить консультацию логопеда-дефектолога, попросить рекомендации о проведении занятий в домашних условиях. Играйте, читайте стишки, сказки, рассматривайте картинки, обсуждайте, что на них нарисовано- героев, предметы, действия..., озвучивайте все, что делаете Вы и ваш ребенок.

Консультация врача-логопеда на тему «Как разговорить молчуна?» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Логопед-дефектолог. В сфере образования с 1992 года. Окончила Московский психолого-социальный институт. Прошла курсы повышения квалификации по темам: "Основы нейропсихологии", "Афазия", "Дизартрия. Нарушение голоса" в Институте дефектологии и медицинской психологии, а также стажировку в Центре патологии речи и нейрореабилитации.

Занимается с детьми (4-12 лет) и взрослыми по направлениям:
. Профилактика и коррекция:
- звукопроизношения;
- общего недоразвития речи;
- фонетико-фонематического недоразвития речи;
- нарушений письма и чтения.

Логопедические занятия с детьми страдающими задержкой психического развития, ДЦП, умственной отсталостью.
. Логопедическая помощь по восстановлению речи больным, перенесшим инсульт и черепно-мозговые травмы.
. Развитие оптико-пространственных представлений и моторных функций у детей с речевой патологией.
. Подготовка детей к школе.