Любовь в 16 лет психология. Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Рекомендации родителям по поведению с влюбленным подростком

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

Реализация «Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (консультативно-диагностический, коррекционный и реабилитационный аспекты)» была начата в 1998 году в рамках научно-исследовательской программы «Научно-методическое обеспечение развития системы образования» (Приказ Министерства образования РФ № 830 от 30.03.98. Исполнительный директор программы Г.К. Шестаков. Ответственный исполнитель — начальник управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей МО РФ Г.Н. Тростанецкая.)

Руководителем программы в 1998 году был Н.В. Вострокнутов, а с 1999 года им является М.М. Семаго.

В рамках программы ведется работа по следующим направлениям:

— педагогическая диагностика дезадаптивных нарушений у детей дошкольного возраста на момент поступления в школу и в процессе обучения;

— социально-психологический мониторинг как средство сопровождения детей группы риска по школьной дезадаптации;

— организация деятельности школьного консилиума в системе комплексного сопровождения детей со школьной дезадаптацией, социально-психологическая помощь детям и семье (в том числе детям с аддиктивным поведением);

— выявление детей с риском дальнейшей школьной дезадаптации и профилактические (развивающее-коррекционные) мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях.

В рамках программы проводится методологический анализ необходимой нормативной и рабочей документации, разрабатываются наиболее оптимальные формы и средства психолого-педагогической диагностики, авторские методики коррекционно-развивающего обучения и реабилитационной помощи социально дезадаптированным детям. Сейчас в нашей стране практически отсутствуют документы и рекомендации, которые регламентируют различные аспекты взаимодействия специалистов, занимающихся коррекцией детей со школьной дезадаптацией, а также нет преемственности в работе дошкольных и общеобразовательных корекционно-реабилитационных учреждений.

Школьная дезадаптация — это любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляет образовательное пространство. Изначальная причина дезадаптации в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. На это накладываются разного рода трудности, возникающие у ребенка в дошкольном образовательном учреждении, что, естественно, приводит к формированию школьной дезадаптации. Опасность дезадаптации есть и тогда, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей.

Соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально-эмоционального, художественно- эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании.

Основополагающий компонент профилактики школьной дезадаптации – это сохранение здоровья будущих первоклассников, формирование культуры здоровья и основ здорового образа жизни. Распространенность патологий и заболеваемости среди детей дошкольного возраста ежегодно увеличивается на 4-5%, причем наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний и отклонений в физическом развитии происходят в период систематического образования. Есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы в школе ухудшается, чуть ли не в 1,5–2 раза. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Необходимо совершенствовать образовательный процесс, обеспечив его медицинское сопровождение, а в основу положить преемственность в работе поликлиники и ДОУ. А так же необходимо разработать систему социально-психологического мониторинга, которая дает возможность выявить детей, находящихся на пределе своих возможностей.

Основные направления в работе по этой программе:

1.Создание здоровьесберегающей – адаптивной образовательной среды в ОУ, обеспечение ранней диагностики и коррекции, последовательная социализация и интеграция этих детей в массовую школу.

2.Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания детей:

*Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку в образовательном процессе в зависимости от особенностей (социально-психологических, физических, эмоциональных) его состояния здоровья.

*Психолого-медико-педагогическое сопровождение и коррекционная работа.

*Создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для становления валеологческой культуры дошкольника, приобщения его к ценностям здорового образа жизни.

*Информационно-методическое обеспечение субъектов образовательного процесса по проблемам становления валеологической культуры.

*Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

*Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, модернизация содержания работы на основе внедрения личностно-ориентированных технологий, отказ от «школьного» типа обучения дошкольников, введение элементов креативной педагогики.

3. Профилактическая работа предусматривает комплекс мероприятий по реабилитации детей с заболеваниями ОДА и ЦНС (физиотерапевтические процедуры, ЛФК с использованием современных технологий и оборудования, плавание в бассейне, кислородный коктейль и сбалансированной питание, ортопедический режим, гибкий двигательный режим).

Наряду с сохранением и укреплением здоровья, важным компонентом профилактики дезадаптации является обеспечение своевременного и полноценного психического развития - это ориентация на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, а для этого необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми. Содержание и организация должны отбираться с учетом задач относительно новых поколений, и с учетом возрастных особенностей:

Приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества, посредствам научно обоснованных, конкретных методик и систем применения игровых компонентов на разных этапах и в разных видах детской деятельности;

Педагогическое содействие собственно психическому развитию детей.

Из опыта работы по организации этой работы:

В дошкольном учреждении организована и успешно действует система психолого-педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

*Создан банк данных об индивидуальных особенностях выпускников ДОУвозрастные характеристики и психолого-педагогические представления.

*Осуществляется психолого-педагогический мониторинг за социально-личностным и познавательным развитием дошкольников в течение года, разработан диагностический инструментарий.

*Разработана программа индивидуального сопровождения ребенка.

*Действует психолого-педагогический консилиум по выводу детей в школу.

*Организована школа для родителей будущих первоклассников: создан банк методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания, а также по вопросам адаптации ребенка к школьному обучению, путей преодоления возникающих проблем, овладения приемами психологической поддержки ребенка на пороге школьного обучения; идет изучение и анализ мнений родителей об актуальности проблемы преемственности, создан банк данных о семьях воспитанников, работает лекторий «Как сохранить здоровье ребенка к 1 классу».

Третий компонент в этой профилактической работе - обеспечение системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Утверждение статуса дошкольного образования как первой ступени общего образования.

Усиление государственной поддержки стимулирования труда педагогических и управленческих работников дошкольного образования.

Повышение профессионализма педагогических кадров.

Любовь в 17 лет – это нечто одновременно детские и взрослое, ведь парни и девушки в этом возрасте только готовятся стать мужчинами и женщинами, и вместе с тем обладают минимальным жизненным опытом.

Нету в жизни человека более загадочного и манящего чувства, чем любовь. Она может постучать к нам в дверь внезапно или вырастать и развиваться долгое время.

Что нужно знать

Предупрежден – значит вооружен. Любовь в 17 лет в подростковом возрасте нередко сопряжена с негативными факторами, которые приводят в дальнейшем к проблемам с учебой, родителями, друзьями.

Нет, это совсем не значит, что в 17 лет «нельзя». Как раз такой возраст является удачным для первых отношений.

Формирование личности

Личность человека развивается на протяжении всей жизни. Каждый период сопряжен с действием своих социальных и биологических факторов, которые влияют на формирование характера человека, его мировоззрения.

По Э. Эриксон 11-20 лет – это время полового созревания, подростничества и юности. В этот период происходит самоопределение подростка, формирование планов на будущее.

Парни и девушки решают главный вопрос: кем быть и что делать в жизни? Они экспериментируют, играют разные роли в обществе.

«Первая любовь - это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас ещё была», — А. В. Вампилов

Однако нас интересует следующее: в этот период идет четкая половая поляризация, т.е. развитие полового самоопределения и сопряженных форм социального поведения.

Также Э. Эриксон выделяет аномальную сторону развития личности в 11-20 лет, когда человек не может сосредоточиться на своем будущем и часто заглядывает в прошлое.

Его мировоззрение и убеждения перемешиваются, становятся неубедительными для самого индивидуума. Появляется проблема «самокопания». Происходит смешение форм полового поведения в обществе.

Что же может влиять на формирование личности:

Путь к совершеннолетию

17 лет – это переходный возраст, когда парень или девушка готовятся к взрослой жизни. В этот период подростки начинают задаваться такими вопросами, о которых они даже не задумывались раньше (Что такое жизнь?

Как правильно жить? Как стать счастливым? Что сделать, чтобы добиться успеха в обществе? Что меня ожидает в будущем? Что скажут обо мне родители в 20-25 лет?).

В общем, человек разбирается в себе и в своих желаниях, потребностях, обязанностях, увлечениях, убеждениях.

Уже с 16 лет большинство мальчиков и девочек испытывают влечение к противоположному полу. Они задаются вопросами о половых особенностях мужчин и женщин, их физиологии, сексе.

И да, секс в 16-18 лет – это нормально. Единственное, о чем нужно помнить, — это о возможных рисках. в 17 лет оставит множество воспоминаний на всю жизнь.

Хорошими они будут или негативными, зависит от самих подростков и их психологического состояния. К этому возрасту личность становится достаточно зрелой, чтобы впервые «попробовать» отношения на вкус.

Как понять, что это любовь в 17 лет

Даже в 17-летнем возрасте может возникнуть настоящая любовь. Однако это бывает редко, и подростки часто путают это чувство с влюбленностью или страстью.

Если страсть – это наркотик, то любовь – это лечение и созидание. Так и отличаются эти два чувства. Влюбленность также не является любовью.

Это мания, симпатия к представителю противоположного пола. Подростку хочется проводить время вместе и с комфортом, не чувствуя каких-либо обязанностей или проблем.

Когда между подростками есть любовь, все становится иначе: людей не только тянет друг к другу из-за их положительных качеств.

Парень и девушка также не обращают внимание на недостатки друг друга, порой находя в них достоинства. Они не пытаются исправить что-то¸в себе, ин это не надо.

Вот конкретные признаки любви, которые актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий:

  1. Волнение при виде своей симпатии.
  2. Неловкое покраснение лица.
  3. Разговоры с ближними часто уходят в русло обсуждения своей первой любви.
  4. Хочется очень много общаться со своей половинкой.
  5. Тебя тянет к нему/к ней, и непонятно, как и почему это происходит.
  6. Есть желание отдать все, что у тебя есть. И речь идет о духовных ценностях.

Признаки влюбленности подростка

Любые отношения начинаются с чувства влюбленности. Исключением не являются и 17-летние подростки.

Есть несколько признаков, по которым можно догадаться о существовании симпатии у парня или девушки:

Подросток возвращается домой позже, чем обычно Он начинает тратить свободное время не на компьютер или книги, а на «прогулки с друзьями»
Долгие телефонные разговоры становятся обыденным делом Подросток может зависать у телефона по 30 минут или даже несколько часов подряд, болтая о всем, что угодно
Парень или девушка начинают следить а своей внешностью с большей усердностью
Появляются контрацептивы
Постоянные изменения в настроении подростка Либо он счастлив (после удачного свидания) либо находится в депрессии, плачет, ходит с грустным лицом (безответная любовь)

Также есть различия в поведении у мальчиков и у девочек.

У девочек

Какие же характерные черты поведения могут выдать влюбленную девочку-подростка:

Теперь поговорим о мальчиках. Какие особенности поведения можно заметить у представителей сильного пола:

  1. Он постоянно ищет свою симпатию в толпе. Ему хочется, чтобы она его заметила.
  2. Происходит смена поведения парня при любом появлении своей второй половинки. К примеру, если в компании друзей юноша – душа компании, то при появлении «ее» на горизонте, он превращается в стеснительного мальчишку.
  3. Парень становится джентльменом: открывает дверь своей девушке, носит ее сумки/рюкзак, говорит комплименты.
  4. Влюбленный юноша старается исполнить любое желание своей пассии. Очень часто в шутку сказанное желание девушки тут же исполняется.

Первая любовь в 17 лет

Подросткам всегда интересно что-то новое, и отношения не являются исключением. Они могут повлиять на парня или девушку по-разному, и это часто можно заметить.

Видео: моя первая любовь в 17 — опыт и выводы

Каждый подросток всегда должен помнить, что отношения – это не только удовольствие в компании своей второй половинки, но и ответственность.

Поэтому настоящая первая любовь в таком раннем возрасте встречается не часто и характерна только для лиц зрелых не только физически, но и духовно.

— В наше время у людей смешались все понятия, и, соответственно, смешался образ жизни. Даже взрослой женщине, скажем, тридцатилетней, не всегда ясно, что такое, на самом деле, женщина и чем она отличается от мужчины. Тем более, молодым девочкам, девушкам. Но многие из них приходят к такому моменту, когда они все-таки хотят в этом разобраться, так как понимают, что есть свои плюсы в том, чтобы быть настоящей женщиной. Так вот — чем, в действительности, женщина отличается от мужчины, и почему?

— Женщина от мужчины многим отличается, легче перечислить, чем они похожи.

Существуют три женских качества. Одно — это материнство, забота о детях, нежность матери, к мужу, к детям, именно тогда, когда у нее уже есть ребенок.

Второе — сила женщины, которая может организовать дом, семью, и на себе это все держать. Хозяйство, образование, здоровье. Такая Шива многорукая.

Третье — слабость женщины, как такого нежного существа, о котором надо заботиться. Женщина — это такой ребенок, который сам требует защиты и внимания.

От природы девочке, женщине в большей степени дано одно из последних двух качеств. Либо это хорошая хозяйка, организатор, либо это нежное, слабое существо, требующее защиты. А остальные два качества ей нужно вырабатывать — они сами не появляются.

Первое качество — материнская забота — появляется, согласно исследованиям шведских ученых, через 26 месяцев после рождения ребенка, если матери уже исполнилось 25 лет. В очередной раз происходит изменение химического состава организма, изменяется внутренний мир, и появляется вот эта материнская нежность. Проявляется она не только с детьми, но и в отношениях с другими людьми.

— То есть, когда видишь молодых незамужних девушек 17, 20, 23 года, когда они берут на руки младенца, думаешь: «Вот какая она будет хорошая мама», это все кажется?

— Это кажется. Бывает, с племянниками великолепно играют, с чужими, а когда появляется свой — у них стресс. Мало того, что материнство — это перестройка организма, это до конца не понятый процесс. Причем у каждого ребенка даже одной матери свои нюансы. Поэтому для матери это тоже всегда сложный процесс. И потом, важно, когда он рождается. Если он рождается у молодой девочки, до 25 лет, у нее еще детская психика. Как она себя поведет — никто не знает. От большой нежности — она выстрадала это, это ее ребенок, ее награда, — до такого клушества: ой, никто не подходите, он мне так достался, так достался, — и даже до ненависти — «так измучил, что ненавижу уже его».

Что значит «детская психика»? Это восприятие мира с открытыми глазами. Это нервная система без защиты. То есть, любое потрясение наносит более глубокий след, чем взрослому человеку. Не важно, радостное потрясение, или, наоборот, трагическое потрясение, оно оставляет в несколько раз более глубокий след. Это относится не только к девушкам, но и к ребятам. До 25 лет у них детская психика.

Рождение ребенка — не важно, для мужчины, или для женщины — это сильное потрясение. Для кого-то оно радостное, для кого-то — «о, все, конец моей карьеры», и как скажутся его последствия на невзрослом человеке, неизвестно. После 25 лет это небольшое потрясение организма для нашей устоявшейся психики, наоборот, влияет на нас положительно.

— Как проявляются эти позитивные изменения, которые вы назвали материнской заботой, нежностью матери?

— Появляется мягкость, более спокойное отношение ко многим явлениям.

Что значит, более спокойное отношение? Допустим, девушка 16 лет познакомились с парнем. Парень посмотрел в другую сторону. Все, катастрофа, ее мир рушится. Взрослый человек не увидит в этом оснований для бури эмоций. Может быть, он тебя просто не заметил, о чем-то думал, о чем-то мечтал. Теоретически незрелые девушки понимают все, на практике срываются очень быстро. Взрослые женщины-матери реагируют гораздо здоровее. Это не безразличие, нет, ты так же волнуешься, переживаешь, заранее продумываешь ходы. Но не надо свою взрывную энергию передавать другим людям, это плохо влияет на наши отношения с ними. Со взрослыми людьми это приводит к скандалам. Дети, с которыми мы так себя ведем, начинают бояться любых своих действий.

Сдержанность эмоций — это не закрытость, от этого не перестают меньше любить. Кто больше всего любит своего ребенка? Та, кто, если ребенок не успеет упасть, поднимает крик, или та, кто просто подойдет, погладит, обработает рану, научит технике безопасности? Или та, которая будет кричать: «Ах, плохая горка»!

С эмоциями надо быть аккуратнее. Улыбнуться — и уже чуть-чуть станет светлее. Видите — один грустный попался, другой грустный попался, и у самого тоже на душе сереет, «что я улыбаюсь, может, надо быть чуть серьезней». И ребенок, когда окружен этими взрывными эмоциями, у него расшатывается нервная система.

В любых духовных практиках начинается все со спокойствия. С философского отношения к миру. Можно так же любоваться небом, но не материться при этом от избытка чувств. Да, можно порадоваться, посмеяться. Отрицательные переживания никому не нужны. Близких людей этим можно задавить.

Это можно назвать обдуманной нежностью. Что такое материнский подход? Вроде бы ничего не сказала, а подошла — тут подправила, тут сделала, там ободрила. Старая пословица говорит: «При солнышке светло, при матери тепло». Особенно остро это проявляется в молодых семьях. Из двоих родителей хотя бы один должен быть взрослый, чтобы уметь все это обуздывать.

— Взрослая психология и взрослая психика — это одно и то же.

— Нет, это разные вещи. Взрослая психология — это ответственность. Взрослая психика — это созревание определенных отделов головного мозга. Кора головного мозга созревает к 25 годам. Нервные окончания становятся устойчивыми. Поэтому взрослого человека сложно вывести из себя.

— Значит, первый пункт — это материнская нежность, не только к своим детям, но и к окружающим людям. Это появляется через 2 года после рождения ребенка и это не то, что нужно в себе воспитывать.

— Хочется понять, чем это качество женщины отличается от третьего в вашей классификации — женской слабости как какого-то нежного существа.

— Третье — это определенное отношение к себе: «я слабая, меня нужно защищать». Некоторые воспринимают это состояние, как «я кукла». Воспитанная как самая маленькая, единственная. Я ничего не умею, куда ни пойду — попадаю в неприятности. Меня нужно защищать. При этом комплекция может быть какой угодно. Это внутреннее ощущение. И это хорошо стыкуется с представлением многих мужчин о том, что женственность — это «я сильный и я о ней забочусь, она такая хрупкая, ничего не умеет».

У нее на поверхности больше эмоций, чувствительности, и нервная система более подвижна. Да, женщины более метеозависимы, они эмоциональны, они быстрее воспринимают шутку и музыку. Просто потому, что чувствительность нервных окончаний у женщин выше. Почему тяжелую работу женщине тяжелее делать? Опять-таки, из-за высокой чувствительности нервных окончаний. Доказано, что при пережатии нервных окончаний человек может поднимать тяжелые грузы. Мы устаем, когда несем груз, не мышечно. Мы несем груз своей нервной системой, и устаем головой. У женщины — она более чувствительна.

— Как формируются все эти женские качества у девочки, девушки?

— До 12 лет девочки формируют в своем сознании логические схемы. С 12 до 24 лет у нее проявляется активный рост эмоций. Почему говорят, то после 12 лет девочки тупеют, а мальчики умнеют? Нет, девочки не тупеют, просто у них начинает развиваться область эмоций.

У мальчиков, наоборот, первый этап формирования — эмоциональный. До 12 лет они живут на эмоциях. С 12 лет у них начинают развиваться логические схемы, выстраивается отношение к миру.

Женская логика похожа на фрукт — снаружи мягкое, эмоции, внутри косточка, это ее логика, та, которая изначально заложена, структурно. А мальчики — как орех, снаружи твердый, а внутри мягкое; если расколоть, с ним можно делать, что угодно.

По этой причине мальчики позже начинают говорить. Если к 4-м годам он заговорил — это нормально, но он говорит сразу фразами. У мальчиков в раннем детстве эмоции через край, они хотят сказать все предложения. Девочки читают в 2 года — это нормально. Они структуру, логику запоминают. Девочки лучше учатся в начальной школе.

Мужская и женская нежность тоже разные. Мужская нежность — она глубинная. Сначала она может быть грубая, но если привязывается — то глубинно. А женская — даже если сначала это нежно, то потом начинается логика.

В чем женская нежность? В том, чтобы суметь подойти, где-то уступить. Это как бы нежная слабость. Зато у женщины много идей, которые лучше претворяет в жизнь мужчина. Женственная женщина способна организовать процесс не криками, не какими-то манипуляциями, а добрым словом, где-то улыбкой… Ну видишь — он пришел уставший, сумей почувствовать, что какое время его лучше не трогать.

Это и есть женственность — почувствовать. Это формируется с 12 до 24 лет. Романтический возраст, когда девочек снова нужно погружать в сказки, и пусть она ждет своего принца. Пусть она верит, что любовь — это не какая-то грязь, а что-то необыкновенное, доброе, светлое, что именно мужчина может привнести в ее жизнь.

Мужчина и женщина — как сосуд и вода. Мужчина — сосуд. Женщина — всегда вода. Ее можно переливать в любую форму. Но сосуд и вода должны соответствовать друг другу. Не противоборствовать, а соединиться вместе, тогда и у мужчины будут раскрываться его мужественные черты, мужское отношение к миру. «Да, я сильный, и от меня многое зависит, и мне до всего есть дело, не только до своей семьи и работы, — кто и где закричал, как там в подъезде… Да, мне до всего есть дело, потому что я суть Земли, я ее соль». Это мужественность. Во многих народах женщину часто сравнивают с вином. Но оно может и забродить, и скиснуть, и в уксус превратиться, а может стать бальзамом.

— То есть, мужчина влияет на логическую суть женщины, а женщина — на эмоциональную суть мужчины.

— Да. И когда это взаимно — раскрываются оба качества. А когда односторонне — это надоедает и заканчивается взрывом.

У мужчины есть сила горы двигать, а вот увидеть, куда двигать горы, чтобы стало больше пространства, — это способность женщины, им лучше видно. Не зря говорят, что у умной жены и средний мужчина гением становится, а у глупой — и гений ничего не добивается. Возьмите историю, почитайте биографии талантливых людей — как много зависело от того, какая рядом с ним была женщина. Сколько мужских талантов погублено женщинами, и сколько поддержано.

Настоящей женщине свойственно умение создать уют в любой ситуации. Женщина должна подпитывать эмоциональность мужчины. Потому что она первична у нее, и действует на глубинную структуру восприятия мужчины. Эта работа складывается из мелочей. Повседневное формируется от женщины, а праздники — от мужчины.

У нас очень много женщин живут не по своему типу мышления. Тип мышления ставится к 7 годам. У кого-то системный, у кого-то центристский, у кого-то линейный. Если человек имеет системный тип мышления, для принятия решения ему нужно собрать информацию, что есть, что будет, чем закончится. Потом уже принять решение. Если это центрист, то он должен увидеть в каждом себя, в чем его суть, выгода, неважно — моральная, материальная, духовная. Если имеет линейный тип мышления — ему нельзя вываливать все разом. Ему нужно поэтапно, ставить мелкие задачи и достигать. Если это маятниковый тип — ему нужно все время возвращаться в начало: так, я ставил себе это, так было в начале, а сейчас так. Добился, и исходя из этого, какие следующие шаги…

У 80% населения развиты именно эти 4 вида мышления, а у 20% — остальные, более 12 тысяч вариантов. И вот представьте, когда человек не может жить по своему типу мышления, он начинает испытывать неудовлетворение от жизни. Кого-то работа вынуждает, кого-то вторая половина вынуждает, кого-то неумение договориться с другими людьми. Представьте, попала на работу в коллектив, и от неумения договариваться, от проблем в общении, наступает решение: действовать «как все». Начинает действовать «как все», появляется незащищенность. Но чаще всего у женщин это из-за второй половины. Муж думает по-другому — и мне нужно так же. Непохожесть увеличивает общие семейные способности, даже в бизнесе — она может подсказать ему свое видение, а он ей — свое, происходит взаимообогащение. Но часто вместо дополнения разностей, дополнения друг друга, происходит или задавливание, или ломка. «Я, конечно же, думаю по-другому, но сделаю так, как ему нравится». А потом, когда начинает кто-то меняться, наступает бунт…

— В чем причина нарушений нормального развития женственности у девушек?

— Одна из основных причин — эмансипация. Начиная с 12 лет, девочке говорят: «Ты отупела. Какие романы, какие свидания, какие принцы, о чем ты мечтаешь? Надо формулы наизусть выучить! Это в жизни главное!» И тогда на каком фоне воспитывается ее эмоциональность? Да, я понимаю, что это период старших классов, института. Большие перегрузки. И поскольку сейчас общество построено так, что в этот период нужно воспитать хорошего работника, вот и воспитывают робота. Происходит притупление чувств, в том числе и женственности.

В период, когда у девушки формируются эмоции, очень важно почувствовать романтическую природу, птичек, небо, литературу, живопись. Благотворны в этот период задушевные разговоры, с мамой, папой, бабушкой, старший круг общения. Мальчикам легче. У них воспитание эмоций проходит до 12 лет. Никто его не осуждает за то, что он в этом возрасте эльфами интересуется, рыцарями. У девочек это же происходит с 12 до 24 лет. «Что ты читаешь? Ты отупела? Тебе что, мальчики в голову идут?».

Очень много семей в этот период начинают относиться к девочке, как к тупице, которую как-то надо подтянуть. Начинают навязывать ответственность: ты должна то, ты должна это… Не дают возможности раскрыться эмоциональным структурам. У нас не воспитывают благородных девиц. Нет той философии. Сейчас другая система образования. Структурированный мир. «Завтра будет то, что и сегодня. Смотри на других — и тебя больше ничего не ждет, все будет так же, как и у других». Либо идут механизмы замещения несформированных истинных чувств новыми удовольствиями — шопингом, тусовками. А истинным чувствам не дали развиться. Не дали научиться в обычном видеть радость.

Важно, чтобы в этот период — с 12 до 24 лет — девушка спала не менее 10 часов. Если будет меньше — это приведет к перегрузкам нервной системы, будут притупляться добрые чувства, растут раздражение, негативизм, умение создавать скандалы. И вся женственность будет сводиться к трем «искусствам»: «истинная женщина должна уметь создать из ничего шляпку, скандал и деньги».

Вот реальный пример. Девочка, 15 лет, занималась шахматами. Как-то приходит она и говорит папе: «Папа, не хочу я заниматься шахматами, давай поговорим, за что ты полюбил маму, что тебе в ней понравилось?» А он отвечает: «Ты что, очумела? Тебе надо разряд очередной сдавать». И скандалы. В итоге девочка сбежала из дома. Попала в грязь... Этого бы не произошло, если бы просто родители понимали, что мальчика и девочку нужно по-разному воспитывать.

До 12 лет девочкам нужна логика, структура, а мальчиков учат через сказки, через игры, через практические опыты, иначе им неинтересно. А с 12 лет все должно быть наоборот. У нас все учебники написаны для мальчиков, и то не для всех типов. И распорядок дня неправильный. Представьте, школьница, 6-7 уроков отсидеть, прийти домой, сделать домашнее задание, еще кучу кружков родители понавешали. Зачем ей эти кружки, она уже не понимает. Остается немного времени поспать урывками, и когда она в эти урывки говорит: «Мама, погладь меня, погладь меня по головке». - «Ты че, сбрендила?» Нет, не сбрендила, просто такой период, когда она все впитывает. Надо подойти, обнять, погладить по головке. Как в том мультике, когда дарят букет цветов, а щенок спрашивает: «Это мне? А за что?» — «А просто так». Просто так — понимаете? Тогда и она будет понимать, что в жизни можно отдавать просто так. Тогда эти чувства начинают подниматься. И в своей личной жизни появляется вот эта вот женственность, нежность…

Для чего девочка красится? Ей говорят: «Ты что, соблазнять кого-то собралась?» Да для себя она в первую очередь это делает. Потому что период сейчас такой, когда гармоничным нужно быть. А вы посмотрите, мальчики в 3-5 лет с каким удовольствием себе разные маски рисуют на лицах? Девочка в другом возрасте хочет увидеть себя разной Ей нужно, чтобы ее оценили в первую очередь те близкие люди, которые находятся рядом с ней, — мама, папа, дяди, тети, братья, сестры, а уж во вторую очередь одноклассники.

И если дома не принимают, дома идут в штыки — ищет опоры в дворовой среде, в итоге эстетика чувств формируется не с позиции взрослого отношения, а с позиции вот того дворового отношения. Нравится девушка— дернул ее за косичку или развязно поговорил. В моей практике не единственный был случай, когда 35-летние мужчины так пытались ухаживать за женщиной. Не дергая за косичку, но ругаясь с ней, крича на нее и так далее. Это такая детская независимость, детский поход. Я понимаю, что до 12 лет у него был сформирован такой стиль, и он привнес это в свою жизнь. Задержка развития психики. Но из-за этого он не может проявить свою мужественность, не может проявить свои черты.

— Или как героиня Ахеджаковой учила героиню Фрейндлих в «Служебном романе».

— Да, «походка от бедра» и прочее. Этот фильм — яркий пример. Почему героиня Фрейндлих такая? Потому что из нее воспитали работницу. Потому что не состоялись первые опыты у зеркала в 13, 14, 15 лет.

— А вот символика готов, когда они себя красят во все черное — это ведь тоже эмоциональность?

— Эти девочки дома не нашли поддержки своим эмоциональным поискам, а на улице им сказали, что можно проявить свои эмоции так, через символику смерти.

— То есть, можно эмоции проявлять, но это как-то будет не на пользу. Значит, их нужно не как попало проявлять?

— Вот почему важно, чтобы формировать эмоции помогал кто-то из взрослых. Возьмем старую традицию. С 12 лет девушки начинали готовить себе приданое. Шить, именно мечтать об этих отношениях, вместе собирались, песни соответствующие пели, какая-нибудь женщина рассказывала, как это было у нее, период влюбленности. В богатых семьях читали французские романы, танцевали на балах.

Больше всего испортил, конечно, советский подход. Подготовка работниц, роботов. Минимализм, жесткость, строгость в одежде и косметике. Вырывается из такого гетто женщина на волю — и здесь либо аляпистость — так красится, что «туши свет, бросай гранату», — либо появляется неудержимая развязность.

— Имеет ли значение для женственности фактор работы, карьеры, успеха вне дома?

— Чтобы оставаться в форме, чтобы больше дать своим детям, она должна оставаться в обществе. Работа — один из способов быть в обществе. Человек — многосторонний, и природа создала женщину не только ради семейного очага. Не обязательно уделять работе много времени, чтобы находиться в тонусе этой жизни.

Я за то, чтобы мама хотя бы на два часа, хотя бы через два дня должна оказываться в принципиально другой среде, где люди заняты принципиально другим делом. Где она может проявиться по-другому, увидеть себя со стороны. Где у нее принципиально другой статус, принципиально другая жизненная роль, другое отношение к ней.

Это может быть работа, а может быть что-то другое. Благотворительность, пение в церковном хоре, занятия музыкой или спортом. Речь не о сидении на лавочке или хождении по магазинам. Она должна находиться там, где она может проявиться по-другому, увидеть себя со стороны, заметить новые моменты у себя.

И у детей другое отношение — не то, что мама, как мебель, всегда под рукой.

Есть миф, что девочке главное — выйти замуж. Ну, вышла, а дальше-то что? Сказка закончилась? Нет, история только начинается. Как дальше сделать свою жизнь и жизнь близких людей счастливой? Как раскрыть свои способности и помочь в том же близким? Если женщина чувствует какие-то свои задатки нереализованными, то зачастую нереализованная мечта переносится на ребенка. «Я всю жизнь мечтала, чтобы быть врачом — вот ты будешь врачом». И если у ребенка другие задатки — происходит взрыв, раздражение.

— То есть, для женщины цель работы — это не карьера или зарабатывание денег?

— Нет, ей просто надо быть в социуме. Потому что иначе будет развиваться культ личности матери. «Я сказала, надо сделать так, и все — потому что я в этих стенах главная». Происходит деградация женщины, и духовная, и интеллектуальная.

С работой нужна мера. Будет работать больше меры — будет приносить все с работы домой. Безопасно для семьи можно работать 6 часов в день, или 35 часов в неделю. Больше этого времени — будет страдать семья, будут страдать взаимоотношения мужчины и женщины. Домашняя работа тоже требует своего времени. Да, можно что-то сделать вместе с мужем, но все равно, есть свои нюансы. Даже для того, чтобы заметить, в каком настроении пришел, или к ребенку — погрустнел он или повеселел — для этого взгляд должен быть не замыленным и не отупевшим. Если более 35 часов — она приходит домой уже утомленная.

— То есть, эти моменты нужно решать индивидуально, главное — иметь правильные цели?

— Да. Нужно знать правильные ответы на главные вопросы.

«Пусть он приносит деньги, а я будут их тратить». Это подход — но это не семья.

Я хотела замуж — и о, победа, награда! А дальше что с ним делать? Не надо выходить замуж за человека, если он тебя чем-то раздражает. На первом месте должно быть то, что и чем он тебе нравится. Что ты просто хочешь быть рядом, помогать ему. Он интересуется твоими интересами, помогает тебе. У людей есть цель, и они этим занимаются. А когда нет цели? Должно быть понимание — зачем замуж, зачем рожать детей. Зачем замуж именно за этого мужчину? Ведь, когда мы любим, мы начинаем меняться, мы начинаем себя изменять. Когда с нами рядом тот, кто нам дорог, кто нас сильно уважает, мы проявляем свои способности, нежность женщины. Женщина должна мужчину сильно и за что-то уважать, чтобы в ней проявились качества женственности. Любовь — это когда ты принимаешь его любого. Терпит — любит, значит, это же мое.

— Непонимание того, зачем я вместе с этим мужчиной, и почему именно с ним, приводит и к абортам. Как аборт отражается на женственности женщины? Он что-то меняет?

— Если прошло более 21 дня беременности, запускается весь процесс созревания ребенка. И аборт не прекращает этот процесс полностью. Когда приходит реальный срок рождения убитого ребенка, женщина испытывает ощущения настоящих родов. Матка сокращается, и так даже. Только это не созидательное, не доброе, а в обратную структуру уходит. Появляется склонность к онкологическим заболеваниям.

Как делаются аборты? Вакуумно или хирургически. Хирургически — это выскабливают стенки матки, идет искусственное вторжение в стенки матки, вслепую, наощупь. Поэтому в 80% случаев поражаются стенки матки, истончаются, остаются где-то куски. Сами врачи говорят, чтобы обезопасить операцию, через 3 месяца нужно повторить чистку.

Психологически то же самое. Что значит это пережить? Мозг посылает в этот момент запрос повышенной заботы о ком-то. А заботиться не о ком. Сознание наше устроено так. Когда после напряжения идет награда — мы удовлетворены, мы понимаем, что дело сделано. В случае аборта, воздействие было — а награды нет. Многие начинают слышать плач новорожденного, его голос. Даже если эту проблему «задавить», вокруг растут дети, а женщина всегда будет считать, сколько было бы ее ребенку. Она все равно несет его в себе. И в дальнейшем, как бы счастливо ни сложилась жизнь женщины, она все чаще начинает его вспоминать. По эмоциям идет все равно притупление чувств. Женщина становится жесткой, иногда даже ей хочется причинить боль. И этот человек будет осознанно причинять боль другим людям. Только после серьезной реабилитации, через осознание потери и раскаяние она может избавиться от этого. Но все равно, человек становится жестким. Это еще не маньяк-убийца, но эмоциональный вампир, которому приятно мучить других.

В этом нет ничего удивительного. Ведь ты осознанно выносишь приговор тому, кто не может от тебя защититься. Потом это уходит или в материнскую тоску, или в озлобленность. Потом, когда рождается второй ребенок, он становится просто заласкан, не воспитание, не любовь, а заласканность, удовлетворение любой прихоти.

— Все мы несовершенны. Что можно сделать, чтобы стать более женственной женщиной?

— В первую очередь, нужно принять себя — недостатки, достоинства, как составляющие тебя. Чтобы менять, надо вначале принять. Принять себя, как единое целое. Получится самостоятельно — значит, получится, если нет — может помочь или профессиональный психолог или духовник.

Второй момент — если ставишь жизненную цель, всегда понимать, а что потом, а зачем? Выработать умение понимать, для чего, зачем этот шаг?

Не бояться мечтать. Жизнь сама внесет свои коррективы. Но бояться мечтать о счастье не нужно. Нужно выбирать идеал своей жизни и стремиться к нему.

Не навязывать мужу свое мнение. Если ты сказала, а человек не принял — отойди. Значит, еще не время. Это не твой враг, это твой друг. Если столкнулись ваши мнения — отойди, чтобы проанализировать. А действительно ли твое мнение правильное? Мужчине всегда сложно пересматривать свои отношения. А ты можешь изменить форму, эти методы, разбить на части. Да, бывает так, что и муж внес неверное предложение. Тогда нужно сесть и обсудить приемлемые варианты. С мужем можно договариваться, чтобы всем было хорошо. Главное — помнить, что если вы решили жить вместе — то это не враг, это не повод для манипуляций и подкалывания. Раньше вы были два отдельных человека. А теперь вы вместе, вы смотрите в одном направлении. Будете бороться между собой — внешние враги вас разведут. Будете вместе друг с другом — ваша крепость будет целой.

В первую очередь, чтобы расцвести — нужно забыть о себе. Чтобы понять, кто рядом с тобой, чтобы принять его до конца, потом не забыть о себе, чтобы оставаться интересной для этого человека, чтобы не упасть. Тогда у женщины расцветет женственность, а у мужчины — мужественность.

— Что привлекает мужчину? Спокойствие, надежда на счастье, ну как бы, мечта о счастье, и гармоничность. От привлекательной женщины идет чувство уверенности в себе. Если она суетливая — она не привлечет внимание. Если она по 20 раз достанет сумочку — нет, она не привлечет внимание. Уверенная, но не самоуверенная, красивая, спокойная.

И главное — находиться всегда с собой в хорошем настроении. Потому что печаль не привлекает любви. Ну, если только пожалеют. Привлекают тогда, когда она изнутри счастлива. Светится изнутри. Это тема принятия себя.

И еще — красота корыстной быть не может. Как только появляется корысть — человек начинает волноваться — а выйдет, не выйдет. Начинаются мысли. А здесь — этот поток мыслей идет ровно, и параллельно, мир воспринимается таким гармоничным не по отдельности, а целиком, полностью.

Ваши отзывы

Содержание статьи:

Любовь подростков - это первое восхитительное чувство для них самих и внеочередное испытание на прочность их родителей. В данном возрасте подрастающему поколению все видится исключительно в радужных тонах и прекрасных перспективах. Следовательно, еще эмоционально незрелые личности порой не в состоянии адекватно оценивать возникшую в их жизни любовную ситуацию. Взрослым необходимо помочь им в этом разобраться, но сделать желаемое нужно с максимальной мудростью.

Признаки влюбленности в подростковом возрасте

Прежде всего данный вопрос интересует родителей, у которых начали взрослеть дети. Любовь в подростковом возрасте взрослым можно определить по следующим признакам, которые свидетельствуют о происшедшем событии:

  • Проведение досуга вне дома . Если ребенок раньше львиную долю своего свободного времени посвящал компьютерным играм или чтению познавательной литературы, то никакого амурного интереса у него однозначно не появилось. В обратном же случае подросток начнет стараться при любой возможности покинуть родные стены в неизвестном направлении, выдумывая при этом всевозможные поводы. Встревоженные родители постараются пресечь подобное поведение их взрослеющего отпрыска, чего делать однозначно не стоит. В итоге элементарно пропадет доверие между ребенком и взрослым поколением семьи, которое затем будет сложно вернуть. Необходимо просто четко озвучить своему влюбленному бунтарю, какое количество времени он может проводить вне дома.
  • Тайные разговоры по телефону . В последнее время редко у какого подростка нет своего личного средства связи. Общение с друзьями по мобильному телефону не является запретным, поэтому родители спокойно относились к данному факту. Их сын или дочь могли довольно долго общаться с невидимым собеседником на разные молодежные темы. При этом дети абсолютно не опасались той вероятности, что родители могут услышать их разговор обо всем и ни о чем. Если же взрослые стали замечать, что их ребенок при телефонном общении старается уединиться или вообще выйти на улицу, то все свидетельствует о том, что у него появился его первый объект для увлечения.
  • Просьба в увеличении карманных денег . Многие родители часто не могут однозначно ответить на вопрос касательно снабжения подростка определенными личными средствами. Сердобольные бабушки и дедушки в этом случае даже не задумываются над подобной просьбой от обожаемого внука или внучки. Однако со временем родители начинают понимать, что разумную сумму карманных денег на нужды своего ребенка они выделять должны. Если же их взрослеющий отпрыск неожиданно попросил прибавку к «жалованию», то не стоит сразу паниковать о возникновении у него пагубных пристрастий вне родных стен. Сын, который перестал быть малышом, может нуждаться в дополнительных денежных средствах по причине того, что ему необходимо преподносить своей первой даме сердца небольшие презенты и водить ее в кино.
  • Перемена во внешнем виде подростка . У детей обычно во время возникновения первого романтического чувства к представителю противоположного пола резко меняется отношение к своей прическе и гардеробу. Начинается период очевидных перемен в их внешнем облике, что часто пугает встревоженных происходящим родителей. Пугаться данного факта не стоит, если все остается в рамках разумного и эстетически приемлемого. Запреты по этому поводу только вызовут протест у сына или дочери, которые в дальнейшем из послушных детей могут превратиться в бунтарей.
  • Ухудшение показателей в учебе . Все влюбленные люди витают в облаках и мало обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Первое романтическое чувство является серьезным испытанием для еще не окончательно сформировавшейся психики подростка. Он пока не готов концентрировать свое внимание на серьезных вещах, когда его голова затуманена любовными переживаниями. В итоге взрослеющий ребенок начинает меньше времени уделять подготовке к учебным занятиям, а все его прежние достижения в этой области могут значительно ухудшиться.
  • Изменение пристрастий подростка . Если любимое чадо поразила первая стрела Амура, то бывший предсказуемый подросток может кардинально поменять свое поведение. Дочь, которая интересовалась фильмами в стиле фэнтези, начинает неожиданно увлекаться мелодрамами о большой и светлой любви. Сын после систематического ознакомления с новинками «пацанской» музыки и времяпровождения в компьютерных играх неожиданно перестает этим интересоваться. Если при данном факторе он начинает витать в облаках при звучании романтических баллад, то это верный знак, что к нему пришло первое чувство.
  • Нахождение родителями контрацептивов . Обычно заботливая мама хватается за сердце и начинает в огромном количестве поглощать успокоительное, когда обнаружит в кармане своего сына-«малыша» презервативы. В данном случае специалисты дают совет пустить ситуацию на самотек и молча положить найденное средство контрацепции на место. Однако все же при этом стоит помнить о возрастных рамках начала познавания данной взрослой стороны жизни. В семье, где царит доверие и подросток проинформирован о сексе, венерических заболеваниях и незапланированной беременности, не произойдет катастрофы во время взросления ребенка. В ином случае ситуация может достичь критической точки, как в югославском кинофильме конца 80-х годов «Пришло время любить», когда незнание многих вопросов обернулось трагедией.
Внимательные родители никогда не пропустят озвученные признаки влюбленности у своих детей. Психологи советуют не создавать панику при обнаруженном событии, потому что подобному чувству все возрасты покорны. Ребенок начал созревать, и это неизбежное явление необходимо принять адекватно.


Если ребенок впервые познал, что такое нежное чувство к представителю противоположного пола, то ничего страшного в этом нет. Однако несчастная любовь в подростковом возрасте - довольно распространенное явление. Именно по этой причине психологи разработали ряд советов, как вести себя ребенку при новом этапе своего взросления:
  1. Наслаждаться порой юности . Данный период формирования личности не повторится никогда, поэтому следует с благодарностью принимать все то, что в дальнейшем станет бесценным жизненным опытом. Первая любовь - это прекрасное чувство, воспоминания о котором многие люди хранят в своем сердце долгие годы.
  2. Не растворяться в понравившемся человеке . Как бы ни пришелся по душе первый в жизни объект страсти, следует помнить и о своих интересах. Если нравится соул-музыка, а избранник предпочитает тяжелый рок, то это вовсе не сигнал для того, чтобы кардинально менять свои пристрастия. Люди предпочитают общение только с теми личностями, которые во всех ситуациях остаются самими собой.
  3. Обращаться за помощью к родителям . Если первая любовь является неразделенным чувством, то следует максимально откровенно поговорить со старшим поколением семьи. Не стоит стесняться своих накопившихся эмоций, потому что родители с багажом имеющегося опыта все поймут и дадут дельный совет. Иногда проще бывает даже выговориться бабушкам с дедушками, их помощь и поддержку также не следует отвергать.
  4. Не забывать о своих планах на будущее . Первое чувство - вовсе не повод забросить любимое хобби и забыть об учебе. Если избранник ответил взаимной симпатией, значит, он должен уважать разработанные перспективы на дальнейшее понравившегося человека. Если его мало интересует данный факт, то стоит ли продолжать общение с такой безразличной и эгоистичной личностью?
  5. Не замыкаться в себе . Через безответную любовь проходят многие люди, вспоминая в дальнейшем об этом тяжелом жизненном периоде с улыбкой. Если объект страсти не отвечает взаимностью, значит, это необходимо принять с достоинством. Новые знакомства, совместный досуг с друзьями помогут избавиться от мрачных мыслей. Самобичевание и уход в себя только усугубят сложившуюся непростую ситуацию.
  6. Быть осторожными . Только сам подросток решает, когда он стал достаточно взрослым для начала половой жизни. Спешить с этим не стоит, потому что часто при полностью сформировавшемся теле нервная психика влюбленной особы остается в стадии разработки и совершенствования. Если же избранник настаивает на интиме, то следует сказать ему четкое и категоричное «нет». Значит, понравившийся человек не ценит чувства и желания других людей и от него стоит держаться подальше.

Рекомендации родителям по поведению с влюбленным подростком

Следует помнить всегда и в любой ситуации, что взрослые должны быть другом своему ребенку, а не его надзирателем. Следовательно, им необходимо задуматься над тем, как себя вести при первых признаках увлечения кем-то у своих детей.

Запреты родителям при контроле влюбленного подростка


Некоторые чрезмерно заботливые папы и мамы считают себя доками в вопросах воспитания подрастающего поколения. Советы психологов им не указ, и они совершают следующие ошибки по отношению к своим детям:
  • Критика избранника . Высмеивать выбор ребенка с высоты своего жизненного опыта - недостойное и алогичное занятие со стороны взрослого человека. Родителям может категорически не нравиться объект обожания их отпрыска, но это является исключительно проблемами самих пап и мам. Подобное поведение только оттолкнет от себя ребенка, потому что для него его первое чувство священно и неприкосновенно.
  • Обесценивание симпатии подростка . Следующей крайностью со стороны взрослых является упорное напоминание подростку, что он еще не созрел для серьезных отношений. В идеале такие родители хотят вернуть своего взрослеющего ребенка играть назад в песочницу, потому что видят в нем исключительно малыша. Главный аргумент семейных диктаторов в таком игноре чувств сына или дочери - это фразы «получи сначала паспорт» и «закончи сперва школу (лицей)». Наиболее провальным доводом будет рассуждение взрослого по типу «вот в наше время об учебе думали, а не о всяких глупостях».
  • Запрет общения с избранником . Одним из самых безрезультативных способов искоренить любовь ребенка является озвученный метод воздействия. Потерять при этом доверие родного существа очень легко, а изменить ситуацию в свою пользу практически невозможно. Запрет еще более подстегнет упрямца к тайным встречам, которые могут очень плачевно закончиться.
  • Обыск вещей подростка . Если ребенок вырос, то это вовсе не повод родителям превращаться в профессиональную ищейку. Контролировать своих детей необходимо в обязательном порядке, чтобы в семье не началась эра вседозволенности. Однако некоторые излишне самоуверенные в своих силах взрослые считают нормой перечитывать переписку отпрыска в социальных сетях, потрошить его телефон и комнату в поисках компромата. Любой зрелый человек с возмущением бы отнесся к данному факту, но не следует забывать, что и подросток имеет право на свое личное пространство.

Обратите внимание! Ошибки взрослых прежде всего негативно сказываются на дальнейшей судьбе их потомства. Нельзя сделать свое любимое чадо счастливым насильно, требуя от него действовать по созданной родителями модели поведения. Подобное поведение в лучшем случае закончится протестом со стороны подростка, а в худшем - неврозом и даже попыткой суицида.

Правильные действия родителей по отношению к подростку


Если родители хотят сохранить дружественные отношения со своими выросшими детьми, им стоит прислушаться к советам психологов о правилах поведения:
  1. Знакомство с избранником сына или дочки . Никто в данном случае не говорит о необходимости организации семейных смотрин. Званый ужин будет также неуместен, так как в ближайшее время женить влюбленных детей никто не собирается. Лучшим выходом из создавшейся ситуации станет приглашение в дом на чаепитие, во время которого с максимальной тактичностью следует изучить избранника своего отпрыска.
  2. Знакомство с ближайшим окружением ребенка . Мудрые родители всегда знают, с кем проводит досуг их чадо. Подростки бывают довольно скрытными особами, но при грамотном анализе их поведения можно с легкостью узнать об имеющихся друзьях подростка. Психологи советуют организовать в доме вечеринку по поводу какого-либо знаменательного события и предложить сыну или дочке позвать на нее их приятелей. Однако при этом не стоит коршуном виться над гостями, создавая при этом только неловкую ситуацию. При корректном поведении и максимальной тактичности реально с легкостью определить, кто стал друзьями подростка, и даже вычислить его тайную страсть.
  3. Откровенный разговор об избраннике . Если ребенку кто-то всерьез понравился, значит, его зацепила в нем какая-то черта характера или манера поведения. В данном случае можно и поиграть в шпионов, аккуратно узнав о причине выбора подростка. В итоге может сложиться такая ситуация, что родители придут в ужас от словесной характеристики появившегося в жизни их ребенка объекта страсти и поклонения. Собрав всю свою волю в кулак, взрослым следует воздержаться от едких комментариев по отношению к описанному избраннику сына или дочери.
  4. Разрешение права на ошибку . Очень многие люди не просто учатся на своих промахах и безрассудном поведении, но и умудряются наступить на те же грабли в дальнейшем. Следовательно, не стоит требовать от подростка мудрых решений в амурных делах. Он еще морально не готов к глубокому анализу отношений между противоположными полами. Однако только посредством собственных набитых шишек может начаться пора эмоциональной зрелости при общении с понравившимися людьми.
  5. Ностальгия по первой любви у родителей . Пришло время поговорить со своим ребенком о том, что было много лет назад до его появления на свет. Без нотаций и поучений следует рассказать ему о своих первых чувствах, и чем они закончились. Дети остро чувствуют, когда взрослые им доверяют и раскрываются при этом сами. Подросток оценит подобную откровенность со стороны папы или мамы и будет в дальнейшем советоваться с ними по поводу своей личной жизни.
  6. Повышение самооценки ребенка . Делать это необходимо не за счет его избранника, что принесет кардинально противоположный желаемому результат. Мудрые родители, видя явную ошибочность выбора их отпрыска и даже некоторую ее опасность, сделают акцент на несомненных достоинствах своего родного существа. В дальнейшем подросток может самостоятельно понять, что его убеждения и жизненные принципы не имеют ничего общего с мировоззрением появившегося поклонника.
Смотрите видео о подростковой любви:

Психология подростка – это термин, трактующийся неоднозначно. Поскольку с одной стороны он подразумевает науку, изучающую особенности поведенческих паттернов детей, вступивших на пубертатный этап формирования. С другой – означает непосредственно суть рассматриваемого понятия – возрастную специфику поведения, особенности психических процессов.

Подростковая психология считается самым противоречивым феноменом, характеризующимся непостоянством и появлением ноток бунтарства. Подростковый этап знаменуется выходом крохи из детства. Здесь вчерашний малыш начинает заглядывать в собственный внутренний мир, постигает новое о своей личности. На описываемом этапе формируется критическое мышление на фоне бунтарства и отрицания привычных поведенческих .

Особенности подросткового развития

Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.

На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства бытия ребенка и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия с однолетками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.

Помимо того у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников. Ребёнок начинает играть более значимую роль в школьной среде, семье. В этой связи ему начинает предъявляться больше требований социумом и родителями, которые по содержанию становятся более серьезными и основательными.

В процессе усложнённой учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков. Содержание постигаемых в школе наук, модификация характера и содержания учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно мыслить, обобщать, рассуждать, анализировать, сопоставлять и резюмировать.

Помимо того описываемый этап в созревании детской личности знаменуется также и половым созреванием, что серьёзно осложняет прохождение рассматриваемого этапа развития.

13 лет

Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.

Физические особенности у уже не малышей, но и ещё далеко не взрослых индивидов, характеризуются большей развитостью юных барышень в сравнении с их младыми кавалерами. Особенно это выражено в росте, поскольку у девушек замедляется формирование мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета.

Считается, что в среднем юноши отстают в формировании от девушек на два года. Однако не зависимо от половой принадлежности, все взрослеющие дети делаются более мнительными, начинают уделять внимание собственной внешности, у большинства отмечается рост аппетита.

Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.

К особенностям эмоционального характера следует отнести:

– повышенную эмоциональность девочек;

– вспыльчивость;

– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;

– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);

– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);

– появляется увлечённость чем-то новым.

Среди особенностей социальной направленности выделяют:

– стремление к независимости от родительской опеки;

– появляется ценность дружбы;

– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;

– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).

Интеллектуальное развитие имеет следующие специфики:

– детям ближе делаются воззрения идеалистов;

– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;

– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);

– интенсивно проявляется умение мыслить логически;

– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;

– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.

14 лет

Значимость рассматриваемого этапа формирования ребёнка объясняется закладкой в данный период основ моральных, этических принципов и социальных установок.

Здесь наблюдаются многочисленные сдвиги, носящие характер ломки ранее привитых: интересов, особенностей, взаимоотношений. Трансформации, знаменующие рассматриваемый этап, сопутствуются субъективными проблемами подростка (душевные переживания, внутренняя сумятица, трудности физиологического характера) и
осложнениями для педагогов и родителей взрослеющего чада (упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, раздражительность).

Психологи описываемый возраст именуют временем пяти «нет», поскольку подростки:

– не желают учиться, как позволяют их способности;

– не желают слушать советов;

– не делают бытовые дела;

– за собой не убирают;

– вовремя не приходят.

На рассматриваемом этапе также отмечаются следующие биологические сдвиги: увеличение роста, эндокринные изменения, преобразование моторного аппарата, несоответствие роста миокарда и капилляров (миокард растёт быстрее, нежели кровеносная система, что порой может порождать дисфункции сердечно-сосудистого аппарата).

Следствием биологических трансформаций является:

– формирование полового влечения;

– резкие перемены состояний, настроения и реакций (неуравновешенность, возбуждённость, периодическая апатия, вялость, слабость);

– неуклюжесть, угловатость, суетливость, яркое и непринуждённое проявление эмоций.

Главной потребностью данного возрастного этапа считается потребность в коммуникативном взаимодействии с товарищами. Общение для них является своеобразным средством познания собственной личности через других, самоутверждения личности, нахождения себя.

В связи с превалированием общения резко падает успеваемость, поскольку снижается мотивация к учебной деятельности. Юноши менее общительны, нежели девочки, которые тянутся к старшим мальчикам.

Психология подростка 14 лет осложняется ещё и возрастанием влияния эмоциональной сферы на разнообразные виды деятельности. Собственное отношение к педагогам, взрослым, сверстникам, учебной деятельности подросток выстраивает на основе эмоций. Разум здесь отходит на задний план.

15 лет

На описываемом этапе зарождается так называемое раздвоение в чувственном поле и сознании. Наблюдается противовес гормонального всплеска, полового влечения, охватывающего разум и тело, и внезапного появления интереса к сотоварищам противоположного пола. Происходит интенсивное «взросление» сознания, что порождает новое мировоззрение.

Психология подростка 15 лет отмечается изменениями в когнитивной сфере. Наиболее разительные перемены проистекают в интеллектуальной деятельности. На рассматриваемом этапе происходит развитие навыков логической мыслительной деятельности, затем теоретического мышления, формируется логическая память. Также активно созревают и творческие способности вчерашнего ребёнка и вырабатывается индивидуальная манера деятельности, находящая своё отображение в стиле мыслительной деятельности.

Описываемый период знаменуется вторичной социализацией, что предполагает большее задействование когнитивных механизмов. Здесь формируется мировоззрение, вырабатывается ценностная база, представление о собственном предназначении, смысле бытия.

Вчерашние дети включаются в совершенно новую структуру отношений. Изменяется также их фактическое положение среди ровесников и в семье. У подростков существенно расширяется поле деятельности, серьезно усложняются её вариации. У них появляется собственная позиция. Подростки начинают считать себя взрослыми. Появляется желание, чтобы педагоги, родители и иное взрослое окружение воспринимало их в качестве равных. При этом тинейджеры не задумываются, что требуют больше прав, нежели в состоянии взять на себя обязанностей.

Здесь главными новообразованиями периода считаются появление сознательной регуляции собственных поступков, умения учитывать интересы, чувства окружающих и ориентироваться в своём поведенческом реагировании на них.

Психология подростка 15 лет такова, что здесь определяющим в развитии становится именно характер системы взаимоотношений, сложившейся с окружающим социумом.

16 лет

Шестнадцатилетний подросток является для родителей наиболее трудным испытанием. Именно этот период и обозначил понятие «трудный» применительно в целом к подросткам.

При этом, как полагает множество психологов, сложность рассматриваемого этапа обусловлена, как правило, трудностью «вписывания» самого подростка в среду.

Шестнадцатилетним ребятам довольно трудно примериться с качественно новым собой – ведь они уже перестали быть детьми, но взрослыми ещё не стали.

Ниже приведены характерные особенности, знаменующие рассматриваемый этап:

– у подростков на сознательном уровне активно вырабатывается мировоззрение, на фоне полной зрелости «концепции самости», вследствие чего оценивание окружающими 16-летних мало интересуют;

– формируются профессиональные интересы, обнаруживаются навыки управления окружающими нередко граничащие с откровенными провокациями;

– растёт потребность в сплочённой группе индивидов, которую объединяют общие интересы, именно этому возрасту присущи случаи массовых акций протестов;

– происходит формирование привлекательности и индивидуальных позиций, выказывающих отношение к этой проблематике;

– на данном этапе созревания подростки делаются более эмоционально уравновешенными, а действия их становятся более последовательными и практически лишёнными импульсивности;

– шестнадцатилетки начинают стремиться к серьёзным взаимоотношениям, как в дружбе, так и в романтической связи;

– личностные взаимоотношения здесь выходят на передний план, возрастает интимность этих отношений;

– подростки начинают стремиться к самостоятельным заработкам.

– негативизм снижается.

17 лет

Рассматриваемый этап знаменуется формированием ценностно-смысловой саморегуляции поведенческого реагирования. Когда индивид научится трактовать и соответственно регулировать собственные поступки, потребность разъяснить своё поведение поневоле ведёт к подчинению собственных деяний законодательным нормам. У подростков возникает так называемое философское «отравление» сознания. Они окунуты в сомнения, бесконечные раздумья, препятствующие инициативной деятельной позиции.

Семнадцатилетние индивиды уже считаются социумом взрослыми, что давит на ещё не повзрослевшего ребёнка. Наступает поворотный момент, когда школа осталась позади, а социум и родители требуют от детей принятия решения на счёт дальнейших действий – либо они продолжают учиться, либо находят работу. Отсюда у подростков зарождается опасение не осилить возникшую нагрузку, страх перед открывшимися возможностями и вероятными неудачами.

Стержневой деятельностью семнадцатилетнего возраста становится социальное взаимодействие. Девушки все больше внимания посвящают собственной внешности. Порой надуманные недостатки ведут к их скованности и нежеланию появляться в социуме.

В рассматриваемом периоде завершается формирование черепа. Также на данной стадии созревания заканчивается формирование женского организма. Все главные размерные признаки туловища практически доходят до окончательной величины. У девушек завершается окостенение трубчатых (длинных) костей.

Юность считается началом взрослой жизни. Поэтому ощущение, что впереди ещё очень много времени, предоставляет широкую платформу для экспериментов, проб, ошибок и поиска себя. На данном этапе уже сформированы в основном все функции психики. Началась стадия стабилизации личности. Анализируемый этап знаменуется кризисом семнадцатилетнего возраста.

Психология мальчиков подростков

Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.

Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.

В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.

Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается. Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье.

Такие подростковые проблемы нередки. Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес. Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.

Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.

Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.

Психология девочек подростков

В периоде пубертата происходит интенсивный рост организма и гормональная перестройка. Поэтому многие девушки начинают прибавлять в весе, тело округляется, становясь более женственным.

Поскольку организм быстро адаптироваться к происходящим метаморфозам не успевает, ему приходится трудиться на износ. Отсюда у девочек наблюдается повышенная усталость, сонливость и апатия. Также могут обостриться недуги хронического течения или появиться новые.

Состояние кожи может ухудшаться из-за роста продукции эстрогена и прогестерона, что также негативно воздействует на эмоциональный настрой ребёнка. Также данный этап знаменуется появлением первых менструаций, которым нередко сопутствуют болезненные ощущения и слабость.

Все проистекающие в организме процессы, неизбежно отражаются и на детской нервной системе. Помимо того надуманные недостатки такие как: лишний вес, проблемная кожа, появление запаха пота, негативно влияют на самооценку девочки-тинейджера. Это благодатная почва для зарождения различных комплексов у девочки подростка.

Вследствие увеличенной продукции половых гормонов эмоциональный фон девочек нестабилен, его различные формы могут сменяться ежесекундно – от апатии до радостного беспричинного возбуждения, от плаксивости до явной агрессии.

Девочки-тинейджеры часто подвержены унынию. Они убеждены, что у них всё плохо. Девушки часто склонны к плаксивости. Нередко они ощущают ненависть и раздражение в отношении наиболее близких лиц.

У них ухудшается память, снижается концентрация, нарушается способность выражать свои мысли.

Девушки, находящиеся на описываемом этапе взросления, зачастую собственными действиями и словами напоминают трехлетних малышей. Часто от них можно услышать: «я сама», «не лезьте ко мне», «отстаньте от меня».

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

эмоциональная неустойчивость;

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная , родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– , выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Пубертатный этап считается наиболее сложным периодом для самого подростка и для его родителей. Поэтому главным во взаимоотношениях с взрослеющим чадом должно быть взаимопонимание. Для этого родителям надобно быть инициативными и не обижаться на вчерашних детей. Не следует потыкать сиюминутным «хочу» тинейджеров, но и постоянно противиться им тоже не рекомендуется. Если родитель не желает либо по объективным причинам не может удовлетворить «хочу» подростка, то необходимо объяснить ему причины.

Нужно стараться больше коммуникативно взаимодействовать с детьми, рассказывать о собственной работе, обсуждать насущные ситуации, жизненные проблемы, интересоваться их увлечениями. На рассматриваемой стадии становления личности подросткам очень важно ощущать родительскую любовь. Они должны понимать, что родители – это их друзья, которые всегда поддержат, а не выкажут пренебрежение или насмешку.

Стратегия родителей в описываемый период должна заключаться в формировании у подростков позиции уверенности. Ребёнок должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он.

Нельзя выстраивать воспитательный процесс на конфронтации, противостоянии. Нужно основываться на сотрудничестве, вооружиться терпением и участливостью.

Родителям необходимо постигнуть главное, что наибольшее влияние на становление подростковой личности оказывает именно их жизнь, привычки, манера общения, взаимоотношения в семье. Если в семье превалируют ссоры, неуважение супругов друг к другу, упрёки, враньё, то пользы от нравоучений, как нужно жить правильно, будет нуль.

Следует постараться не обманывать тинейджера, не пренебрегать его мнением, уважать его позицию, не навязывать собственное мировоззрение как единственно верное. Необходимо добиться доверия от ребёнка. Когда чадо полностью доверяет собственным родителям, верит им и знает, что в любых ситуациях его дома ждёт понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды и снижает риски попадания в так называемую «плохую» компанию.