Туристический поход по детскому саду. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Физкультурный досуг "Туристический поход по территории детского сада"

Когда я посещала семинары педагога-новатора Н.Н. Ефименко, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами, лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемыв нашем детском саду была создана творческая группа педагогов и привлечена родительская общественность. В результате совместной деятельностиродилась идея создания и оборудования«Тропы здоровья». Она включает в себябеговую дорожку, полосу препятствий - «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляну сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом,мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие: травяное, песчаную поверхность, поверхность с галькой, отсевом, беговую дорожку с дренажным слоем от застоя влаги.

Маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами,достигая 400–600 метров.

Цель туристических прогулок - оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно-сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент - неожиданное задание или интересная встреча (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность дошкольникам еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «поход». Туризм в детском саду - это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например,в «Слова-рифмы», «Города». В игровой форме выполняется полученное задание, подводятся итоги.

Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
Туристическая прогулка может преследовать экологические цели - ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Также происходит интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе . Но главнаяцель и задача мини-походов - оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%). При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детских образовательных учреждениях.

Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей, проводимциклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий,

Наблюдение в природе и сбор природного материала,

Беседа о лесе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям,

Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых),

Подвижные и дидактические игры,

Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений,

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме,

Упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки),

Самостоятельные игры (на привале),

Игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап - подготовка

2 этап - проведение

3 этап - подведение итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение намеченного маршрута.

Действия в соответствии с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть – вводная,длительностью до 5 минут.

Цели: сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту (до 40 минут).Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движения: метание, бег, лазание и т.д.).

Третья часть - включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим (до 15 минут) Дети тренируются быстро переключаться с одного двигательного задания на другое, формируется ловкость, быстрота, координация. Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». Зимой сокращается длительность отдыха на привалах. Движения заменяются по сезону (ходьба по траве - ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке - ходьба «след в след»).

Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», во время которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах, овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. Для повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой - катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом - игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т.д.

В прогулках-походах участвуют инструктор физической культуры и воспитатели групп. Проводятся туристические прогулки в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность, ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время годазанятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой - затрудняет её, даёт право выбора нагрузки по силам, по интересам, по возможностям.


«Рецепты» организации пеших прогулок-походов

  1. Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом.
  2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»,

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

или протянутый между стволами деревьев.

4. Для организации прыжковв естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

  1. Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.
  2. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути.
  3. Лабиринт можно сделать авторским по своим чертежам, соблюдая рекомендуемые размеры.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения, требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс – значит, успокоился!

Нам всё больше и больше нравятся туристические прогулки, т.к. благодаря им нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, всегда спешим на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколяти много другого.

Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень:

Совместный спортивный осенний праздник;

Пешеходный поход в осенний лес;

- “Зов джунглей”.

Зима:

Новогодний спортивный праздник;

- «Крокодил Гена идёт в армию» (праздник вместе с папами и действующими военнослужащими),

- «Проводы русской зимы».

Весна:

- “Здравствуй, масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

- “А ну-ка, девочки” (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

- «Славься, славься, День Победы!» - туристский слёт (туристская полоса препятствий и соревнования по ориентированию),

- “Всё наоборот” - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

Легкоатлетическая эстафета (круг 400 метров делится на 4 дистанции: 1 - девочки; 2 - мамы; 3 - мальчики; 4 - папы);

- “Весенний пешеходный поход в лес”.

Лето:

- «Дружат дети всей земли» - малые Олимпийские игры

-“День озорника”

- “День Нептуна”

- “День скакалки”

- “День велосипедиста”

- “День мяча”

Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая в виде туристического слёта, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы. К этому времени дети уже приобретают туристический опыт, у них есть определённые знания и навыки.

Я обратилась к теме истории спорта, для того, чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По моему мнению, это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Нравственный аспект - безусловная основа туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня, что солдат без ружья», «Назвался туристом - надевай рюкзак», «Кончил дело - помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие - уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину - учимся слушать музыку природы».

Таким образом,используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

Туристические прогулки в режиме дня детского сада №160

(Таблицу см. во вложенном файле) .

Схема «Тропы здоровья»,описание маршрутов.
















Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ответственные

«Мы - туристы»

2-я неделя сентября

Воспитатели

«Путешествие в осенний лес»

3-я неделя сентября

Инструктор

«Осенняя экскурсия»

1-я неделя октября

Инструктор

«Лесные приключения»

4-я неделя октября

Инструктор

«Хочу стать ловким»

1-я неделя ноября

Воспитатели

«Осенний букет для мамы»

2-я неделя ноября

Воспитатели

«Готовимся к зиме»

1-я неделя декабря

Воспитатели

«Зимой на воздухе»

2-я неделя января

Инструктор

«Зимние забавы на санках»

3-я неделя января

Воспитатели

«Взятие снежной крепости»

1-я неделя февраля

Инструктор

«Дорожные знаки»

1-я неделя марта

Воспитатель

«К бабушке пешком»

2-я неделя марта

Инструктор

«Путешествие в зоопарк»

2-я неделя апреля

Инструктор

«Мы идём в поход»

4-я неделя апреля

Воспитатели

«Путешествие за кладом»

1-я неделя мая

Инструктор

«Среди красок природы»

3-я неделя мая

Воспитатели


Мини-поход «Лесные приключения » (5-7 лет)

Вид: спортивно-тренировочный.

Цель: обучение преодолению естественных препятствий.

Задачи:

Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

Развивать доказательную речь.

- Прививать любовько всему живому на земле, воспитывать желание сочувствовать и помогать в трудную минуту.

Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы).

Инвентарь : рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки - 2 шт., много небольших игрушек. Оригами «Голубь - по количеству детей.

1 часть. Вводная.

Инструктор : Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе?

(Ответы детей).

Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по одному. Песню запевай!

(Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

Ход занятия.

II часть. Остановка на «Поляне сказок».

Инструктор : Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы - песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу?

Дети : Да.

Инструктор : Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла.

Колонной по одному дети идут друг за другом на разминку.

Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко.

Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом один круг.

Инструктор: На пути показались большие деревья!

Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной.

Инструктор : Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (Один круг ). Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «Ау!».

Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх) . Молодцы!

Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу? Теремок. Кто в тереме живёт? Бабочка. Дайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца. (Руки вперёд).

Бабочка : Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? Тогдалетите за мной! (Бег со взмахами).

Инструктор : А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (На двух ногах, на одной ноге).

Инструктор : А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться (растирают нос) , чисто вытираться (растирают лоб), гребешком чесаться (гребнем по волосам ). (Самомассаж) . Подарите ему кусочек тепла.

Инструктор: А это волк - зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (Один круг) . Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит «Спасибо!». (Дыхательное упражнение «Веер»: «ох-ох-ох» - обмахиваясь руками).

А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём один круг и, взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

Переход на лабиринт.

А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные «физкультуринки».

Общеразвивающие упражненияс использованиемлабиринта.

1. «Посмотрим по сторонам ». Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

2. «Накачаем воду в озеро ». Ип: то же. Отжимания от лабиринта. (Хлюп-хлюп)

3. ЛюбопытнаяВарвара. (Присесть, держась за лабиринт, встать,поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, «что видите?»).

4. «Розовые пяточки». (Голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу).

5. Сердитый шлагбаум . Не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение одной ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!». (Затем поворот в другую сторону). Спросить: «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

6. Коровки и бычки . А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (Одну ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Рукой изобразить рога. Поменять ногу).

7. Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом). Поменять ноги 3-4 раза.

8. Трусливые зайцы . А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их. (Инструктор изображает голодного волка).

9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (Сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

1) Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затемзмейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см друг от друга на беговой дорожке).

2) Обратно ходьба по полосе препятствий - 2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

3) Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

Инструктор : Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. Берите рюкзаки и идём дальше.

На ходу говорят речёвку «Мы - туристы»:

Кто шагает дружно в ряд?

Наш детсадовский отряд.

Мы хотим быть смелыми,

здоровыми, умелыми!»

3 часть. Игры.

Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков. Нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры.

(Игра идет до победителя. 2-3 раза).

Инструктор : Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь - символ мира. Возьмите их на память себе домой.

4 часть. Привал.

А теперь привал или, по-другому, отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало!

«Завтрак на траве».

Мини-поход «Зимние забавы - взятие крепости» (5-7 лет).

Вид : познавательный.

Цель : знакомство с праздником День защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

Задачи:

Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

Инвентарь : санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

I часть. Вводная.

Инструктор : 23 февраля - День защитника Отечества. Пройдет немало времени, и на смену нынешним воинам нашей армии придут наши мальчишки. Кто-то, возможно, будет нести службу на Севере, где много снега. Что вы знаете о Севере?

Дети: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему там царство льда и снега. Земля замёрзла, везде снег, температура воздуха до -50.

Инструктор : Сегодня и у нас снег в городе!

Я предлагаю отправиться в поход на север, где нам надо будет показать, какие мы смелые и умелые, найти и завоевать крепость. Я знаю пословицу, которую придумали в народе: «Хорошие туристы не лежат на диване». Как вы думаете, что люди хотят сказать этим выражением? (Ответы, доводы детей). Верно, даже если за окном много снега, холодно, мы должны быть активными, путешествовать, закаляться. Догадайтесь, что нам поможет определить, где север, а где юг? Слушайте загадку:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.(Компас) .

Правильно, в походе поможет нам компас.

Напомню, что синяя стрелка указывает на «север», а красная-на «юг». Наши санки оставим в лесочке, они нас подождут немножко. Но прежде, чем начать путешествие, нам необходимо сформировать отряд. (Дети строятся парами).

В ыход на «Поляну сказок» по компасу.

Инструктор. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы пошли в поход! А сейчас я загадаю вам загадки. (По ходу движения). Слушайте каждую внимательно до конца и только потом говорите отгадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Скатерть бела всю землю одела. (Снег).

Нахмурилось небо. Наверно, не в духе!

Летают, летают белые мухи. (Снежинки ).

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? Почему вы так считаете? Как вы думаете, какого цвета зима? Какая погода бывает зимой? В какие игры вы играете зимой? (Ответы детей). Как хорошо, что вы так много знаете о зиме! Мы пришли на «Поляну сказок». Как красиво на поляне! Всё здесь укрыто снегом. Какой бывает снег? (Ответы детей).

Ходьба парами по глубокому снегу по дорожке к «Поляне сказок» и на ней, ходьба по узкой тропинке по одному,

Ходьба по следам зайца (семенящий шаг ), оленя (выпадами ),бег трусцой как белая куропатка, ходьба с восстановлением дыхания: «Полярная сова угукает».

Игра по ходу движения: «Смена ведущих» . Дети движутся в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен бегом занять место направляющего.

II часть. Выходят на полосу препятствий.

Инструктор : Ребята, продолжаем идти на север, ищем снежную крепость. Но прежденужно незаметно подобраться к крепости (к снежной горке ). А что такое крепость? (Ответы детей ). Правильно, это высокое башенное здание. Помните, мы вчера с вами построили снежную крепость? Водрузили на неё знамя. Сегодня она будет крепостью, которую надо найти и завоевать. Сейчас идём по лабиринту. На нашем пути цепочка следов. (На заснеженной беговой дорожке взрослые заранее оставили следы). Нужно пройти так, чтобы не оставлять после себя никаких дополнительных следов. (Упражнение «След в след»: следы расположены на разном расстоянии, пятки сближены, носки разведены, расстояние 20-30 см). Если вас обнаружат, то надо быстро укрыться за любым деревом.

В конце, когда все дети перейдут дорожку, выбегает солдат (охранник детского сада), который смотрит по сторонам и как будто никого не видит. Он говорит: «Я видел с горы, что к нам кто-то идёт, но никого нет. Наверное, не рассмотрел». Уходит.

Инструктор: Давайте, пока нас не обнаружили, вернёмся домой.

(Дети возвращаются, минуя цепочку следов).

Инструктор : Ну что, больше не пойдём? Ладно, давайте ещё раз попробуем пробраться. Может, нам пробежать по этим следам или пройти быстрее, тогда нас не успеют засечь? Кто сможет быстрее пройти, тот идёт первым, а мы пойдём за ним.

Повторяется первая ситуация, но после того как дети спрячутся, солдат проходит по цепи дорожки и проверяет, все ли попали след в след. Если он обнаружит дополнительные следы, то начинает искать нарушителей, натыкается на детей и пытается их поймать, а педагог в это время даёт сигнал «Быстрее в укрытие» (за веранду). Дети возвращаются.

Инструктор . Что же нам делать?

Все обсуждают ситуацию. Желательно расположить детей спиной к крепости, чтобы солдат мог незаметно покинуть крепость.

Принимается решение ещё раз пройти к крепости, несмотря на то, что её охраняет солдат. Но на этот раз взять с собой снежки (если снег липкий, то дети сначала лепят снежки; если снег не липкий, то подготовить мешочки) и атаковать крепость метанием. Перед крепостью на расстоянии 4 м чертится линия, а за линией ров шириной 700 см, глубиной 30 см, в крепости отверстия. Снежки можно перебрасывать через стены крепости, а можно бросать в амбразуры.

Бросив снежки (мешочки) и не встретив никакого противодействия, дети решают, приблизиться к крепости, перепрыгнув через ров. Когда все перепрыгнут и начнут подходить к крепости, изнутри крепости охранник начинает метание снежков по атакующим. Увидев солдата, педагог предлагает быстро перепрыгнуть через ров обратно и бежать в укрытие. Солдат продолжает «стрелять» снежками со стороны крепости. Атакующие тоже начинают метание. И ещё пытаются завоевать флаг. Если снежок защитника крепости попадёт в того, кто забирает знамя, в плен попадает весь отряд атакующих. Поэтому он должен принимать правильное решение, и может быть оставить знамя на месте. «Раненые» доставляются в плен, в крепость, и переходят на сторону защитника крепости.

Педагог предлагает подобраться к крепости с другой стороны. Обходной путь предусматривает лёгкий бег. Обойдя кругом, дети неожиданно берут в плен (в круг) солдат.

Дети договариваются, что отпустят солдат из плена, если те смогут выскочить из круга. Проводится игра по типу «Мышеловки».

Переходв «Уголок леса».

3 часть.Самостоятельная двигательная деятельность детей

Инструктор. Нет солдату передышки, такова армейская жизнь! Что ж, новобранцы, боевые учения вы прошли успешно. Преодолели все препятствия, отгадали все загадки. Отгадайте ещё одну:

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка,

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (Санки).

Инструктор : Правильно, ребята, санки всё лето стояли, зимы ожидали, как же на них не покататься! (Разделить детей напод­ группы по трое по желанию).

Катание на санках по кругу, змейкой на «Поляне сказок».

Инструктор : Придумайте ещё немного зимних забав и назовите их мне.

(Дети предлагают катание со снежной горки на санках, скольжение по ледяной дорожке, лепка из снега).

4 часть. Сбор детей и возвращение в детский сад .

5 часть . Подведение итогов мини-похода во второй половине дня в форме отчётов-рассказов детей по типу заседания клуба путешественников.

Мини-поход «К бабушке пешком» (5-7 лет )

Вид: развлекательный

Цель : поддержание интереса к туризму в форме прогулки с элементами развлечения.

Задачи :

Оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки: развивать аэробические возможности организма. Развитие силы, ловкости, навыков самоорганизации;

Приобретение навыков ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута;

Подготавливать к преодолению возможных трудностей (полоса препятствий);

Воспитывать чувство доброго отношения к близ­ кому человеку; закрепить в речи представления детей о семейных отношениях и о семье;

Создание атмосферы доброжелательности у детей и взрослых в период похода; воспитание чувства товариществ, взаимопомощи.

Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка Лесовичоки Бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемойзадания.

Ход занятия

Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

Инструктор : Что же такое семья?

(Ответы детей).

Инструктор : Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй?

(Ответы детей).

Педагог подводит детей к мысли, что семья - это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

Инструктор : В одной семье существует несколько поколений: молодое - дети; среднее - мамы и папы; пожилое - бабушки и дедушки; старшее - прабабушки и прадедушки.

Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

«Уложи рюкзак»

На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­ реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­ зака.

По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­ дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­ фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­ дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­ зирует ошибки).

Инструктор : Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

1 часть. Вводная .В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

Это я, едой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Инструктор и дети: Здравствуй, старичок-Лесовичок!

Лесовичок : Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Инструктор: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

Лесовичок : От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо, сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой - бутылочка волшебная. В ней карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать игде живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

Инструктор : Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают, куда идти).

2 часть. Основная.

План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

1 этап. Уголок леса . В соответствии со схемой дети находят карточку с 1-м заданием: «Назвать деревья вокруг». Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». Надо по сигналу, подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

2 этап. На дорожках детского сада . На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (рисунки на асфальте). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на двух ногах из вагона в вагон (поточным способом) - 2-3 раза.

4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины» из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

5 этап. Полоса препятствий. Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень.

6 этап. Встреча с Бабушкой , которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

1) Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога ).

2) Чёрен - да не ворон,

Рогат - да не бык,

Шесть ног - да без копыт. (Жук ).

3) Балерина пляшет,

Вся искрится блёстками,

Над цветками машет

Лепестками пёстрыми. (Бабочка ).

3 часть. Заключительная.

Бабушка: Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих - для мальчиков и 5 красных - для девочек.

Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней - сок.

Инструктор . Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

1. М.А.Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М., 2000

2. Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания иоздоровления детей дошкольного возраста». Таганрог, 2004

3. С.В.Реутский «Физическое развитие ребёнка». Спб: Речь, 2009

4. Н.Ч.Железняк «Занятия на тренажёрах». М., 2009

5. Н.И.Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста». М., 2003

6. Н.И.Бочарова «Туристские прогулки в детском саду». М., 2004

7. Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». М., 2000

8. Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве». М., 2005

9. М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья». М., 2009

10. С.Н.Николаева «Юный эколог». М., 2002

11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35.

Марина Филонова , инструктор по физической культуре детского сада комбинированного вида №160 города Краснодара, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

МБОУ «Центр образования № 23» отделение 1 Детский сад «Солнышко»

Туристический поход

по территории детского сада

для детей подготовительной группы

Санаева Наталья Владимировна

Инструктор по физической культуре

г.Новомосковск

Цель.

Знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход)

Путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми)

Прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)

Путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения)

Задачи.

Закрепление навыков безопасного поведения на природе.

Воспитание бережного отношение к окружающей среде.

Формирование основ здорового образа жизни.

Ход.

1. Прежде чем отправиться в поход, инструктор заходит в группу к детям перед завтраком, он одет по-походному, на плечах -рюкзак, на шее бинокль. Обращается к детям:

Я собираюсь в поход, хотите со мной?

Дети: Да!

Тогда подкрепитесь, съешьте весь завтрак, вам понадобится много силы, путешествие будет долгим.

Дети после завтрака выходят на улицу, где их ждет инструктор.

Инструктор рассматривает детей в бинокль:

Дайте я на вас посмотрю, вижу, все в хорошем настроении и готовы отправиться в поход.

Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы!

Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.

РАЗМИНКА «Вместе весело шагать»

Чтобы нам не растеряться

Отряд! Становись в ряд!

По порядку рассчитайсь!

И так, нас …. человек.

Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу .

Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Чтобы было веселей в пути

Надо пару себе найти.

Игра «Найди себе пару»

Дети строятся парами.

Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад мы никого не забыли. А, чтобы в пути было веселей, давайте послушаем песенку туристов.

Дети идут за инструктором по физкультуре, слушают песенку из мультфильма

«Слоненок-турист».

2. Доходят до стола медпункт.

Дети отвечают на вопросы инструктора.


1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребят посмотрите что лежит на столе. (На столе лежат картинки с разными лечебными растениями)

Эти растения используют туристы находясь в лесу и не имеющие рядом медицинской помощи.

Например, если вы нечаянно поранились о корягу, вы можете найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Найдите на картинке. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Попробуйте найти подорожник, только не рвите его напрасно, просто запомните, как он выглядит. В лесу много целебных трав.

Мать и мачеха -Листья приматывают гладкой стороной к ране, ушибу и прибинтовывают. Можно привязать лентой.

Ромашка аптечная лечит ожоги, в ее настоях пропитывают примочки., так же ромашка лечит насморк.

Мох сфагнум растет на болотах. Сухой мох в 4 раза сильнее впитывает влагу, чем медицинская вата.

Корень одуванчика Улучшают пищеварение, повышает аппетит.

Итак теперь вы знаете как обработать рану в лесу. Нам пора идти дальше.

3. Дети продолжают идти по периметру.

Подходят к площадке ПДД.

Инструктор задает вопросы касающиеся правил перехода через дорогу.

По какой стороне дороги двигаться.

4. Продолжаем поход и подходим к площадке со спортивным оборудованием.

Проходят все препятствия не снимая рюкзаки.

5. Дети продолжают идти по периметру. Подходят к большой клумбе.

Инструктор: Ребята, посмотрите, какая красивая клумба, на ней трудятся все сотрудники д/с. Ребята, а в знаете какие цветы растут на клумбе? Как за ними ухаживать.

Проводится подвижная игра «Садовник и цветы»

Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры . Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий - "садовник" - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.

6. Дети подходят к запасному выходу. Там висит плакат с запрещающими знаками.

Ребята а вы знаете как вести себя в лесу? Давайте посмотрим знаки и что же они обозначают?

Ответы детей.

А что еще нельзя делать в лесу?

Ломать ветки, кидать в воду банки, склянки и мусор, сорить, нельзя кричать.

В остях у природы нужно вести себя вежливо и уважительно.

7. Маршрут ведет на спортивную площадку.

Если ничего нельзя делать в лесу, то чем тогда заняться?

А давай-ка лучше поиграем.

Складываем свои рюкзаки и становимся в две колонны.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты.

Придумайте себе название команд.

П/И «Тропинка»

Под музыку марша дети идут по площадке. По сигналу «Деревья!» они берутся за руки и поднимают их вверх, расходясь в стороны. Последний ребенок в колонне пробегает «змейкой» под поднятыми руками детей и встает впереди колонны, сделав такое же «дерево». Игра повторяется до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

Эстафета «Пауки»

Команды строятся за линией старта в колонну по два. Спиной друг к другу. По сигналу бегут первые, обегают конус, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Эстафета: "Что в походе пригодится?"

Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

Эстафета «Не урони мяч»

Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до конуса, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

Эстафета « Преодоление препятствий».

Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам), перелазание через препятствие, встречающихся на их пути.

П/И «Кто соберет больше шишек.»

Дети собирают разбросанные шишки в обруч.

П/И «У ребят порядок строгий».

Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по площадке и гуляют. Инструктор: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та.»

По сигналу быстро строятся на свои места.

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые!

Продолжаем двигаться по маршруту.

8. Заходим на игровую площадку к детям средней группы и они с воспитателем предлагают отдохнуть и разгадать загадки.


В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).

Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).


Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)


Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).

Продолжает движение.

9. Инструктор обращает внимание детей на игровую площадку где гуляют дети 2 младшей группы, давайте зайдем к ним в гости.

Детей встречает воспитатель группы с детьми.

Воспитатель группы:

Здравствуйте, ребята, далеко ли вы направляетесь?

Дети рассказывают, что они в походе по территории детского сада.

Воспитатель группы:

Мы рады, что вы зашли к нам в гости, а где вы уже побывали?

Ответы детей.

Инструктор . Ребята давайте покажем малышам каких животных вы знаете, а малышки будут угадывать.

Продолжаем двигаться по маршруту

Инструктор: отлично посоревновались, много интересного узнали, пора двигаться дальше, вспомните, кто с кем стоял, посмотрите, никто не отстал в походе,(осматривает детей в бинокль) мы продолжаем поход.

Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться.

Организовывается привал, на траве расстилаются покрывала, дети рассаживаются и пьют сок из маленьких коробочек через трубочку. Музыка «Милая моя» или «Изгиб гитары желтой»

Инструктор:

Хороший привал не обходится без веселой песни.

Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).

Инструктор:

Хорошо отдохнули, много узнали, что вам понравилось в походе.

Ответы детей.

Инструктор :

Вижу, что наш поход по территории детского сада вам понравился, но теперь пора возвращаться в группу. Но перед этим давайте посмотри не остался ли после нас мусор.

Вставайте парами, проверьте, все ли на месте (осматривает детей в бинокль).

Под музыкальное сопровождение «Тури тури туристы» дети возвращаются в детский сад.

Вот и закончился наш веселый турпоход, но вы, ребята, должны запомнить следующие правила поведения в природе.

Любите и охраняйте родную природу.

Тщательно тушите костер. Уходя из леса, не оставляйте после себя мусор.

Не засоряйте реки и родники.

Не ломайте деревья – они могут засохнуть и погибнуть.


Туризм детский неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний в области естественных наук, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха; развивает жизненно необходимые качества. Это приобщение к миру взрослых. Туризм в нашем детском саду занимает значительное место.

Актуальность. Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму. Нами была составлена программа сотрудничества ДОУ и семьи “Здоровый ребенок”, в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по детскому туризму “Гора Здоровья”.

Его цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками.

Работу по туризму вели по нескольким направлениям

1. Работу с детьми.

Занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану (см. приложение 1). Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Кружок "Тури - тура - туристы", где дети имеют возможность закрепить полученные знания по туристической технике, приняв участие в краеведческой и туристической викторине, КВН, аукционе КТД, играх на местности, соревнованиях по туристической технике, соревнования по туристическому многоборью, ориентированию, лыжных прогулках.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристиско-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристического слета или туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие - игры в походе.

2 занятие - элементарные формы туризма.

3 занятие - практическая часть, организация работы на туристических этапах: "Навесная переправа", "маятник "параллельные веревки", "переправа через болото", "полоса препятствий на спортивной площадке".

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма "Идем в поход".

Выступление методиста-инструктора школы детского и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

  1. День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, игры на воде (преодоление водных преград - инструктор по плаванию), спортивные и подвижные игры в лесу - (физинструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, “Самарская Лука – жемчужина нашей области”.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Семейный поход”.
  6. Организация семейных походов по Самарской Луке.

4. Сотрудничество с внешними партнерами.

Большую поддержку оказывает нам центр детского и юношеского туризма "Эдельвейс" (предоставление туристического оборудования, организация судейства на этапах, совместные походы с родителями по плану школы), ТОС 2 (предоставление площадки для проведения внутриквартальных соревнований), Общественный Фонд Тольятти (грант в 2007 году проект "Гора Здоровья").

Этапы работы по детскому туризму

На 1 этапе мы накапливаем знания о туризме (оздоровительная роль туризма, “Как мы путешествуем семьёй”, словарь юного туриста, фото выставки, встречи с туристами школ, экскурсии); от познавательных занятий “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи), переходим к формированию умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.

На 2 этапе организуем совместные прогулки с родителями ("Путешествие по белой тропе"), формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карте, обозначь на карте-схеме, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли, определение расстояния на местности на глаз, “Найди клад”. Лыжная подготовка туриста.

Родословие “Мы в Тольятти родились и на славу удались”, “Древо семьи”, “История моей семьи”; фамилии, имена моего рода, профессии, селения, традиции, реликвии семьи. Земляки. Природа моего края.

Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивание каната, вытолкни из круга, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)

На 3 этапе продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.

На 4 этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, скальной стенке, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования. Горы Самарской области; виды туризма – фото презентации; походы с родителями.

Результативность работы

Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам, по тренажеру "Паутина", спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.

Приложение № 1

“Темы и сюжеты туризма, как части занятия по физкультуре”

  • “Как мы путешествуем семьёй”.
  • Рюкзаки туристы взяли.

Каким должен быть турист.

  • Вдоль по Волге матушке реке.
  • Птицы, звери, рыбы родного края.
  • “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи).
  • Тропинками туристов. Лекарственные и ядовитые растения.
  • Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мото, спелео.
  • Движение группы на маршруте.
  • Карта Самарской области.

Декабрь Горы Самарской области. Молодецкий курган.

  • Самоцветы горы здоровья. Найди клад по карте-схеме.
  • О ценностях здорового образа жизни.
  • Итоговое занятие Путешествие на гору здоровья.
    • Путешествие по белой тропе.
    • Новогодние приключения туристов.
    • Лыжная подготовка туристов.
    • Жизнь леса зимой.
    • Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение.
    • В поход с Чингачгуком. “Найди клад”.
    • Виды переправ.
    • Правила поведения в походе. Т.Б.
    • Север, юг, восток и запад.
    • Смешарики идут в поход.
    • Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска).
    • Сколько шагов до дерева. Закаливание, гигиена туриста в походе.
    • “К походу готов”, “Туристы на учениях”.
    • Турслёт. Радуга в горах.
    • Костёр дружбы. Игры туристов. Установка палатки. Укладка рюкзака.
    • “Что возьмём с собой в поход”. (Коллаж из журналов)
    • Походная газета “Путешествуем семьёй”.

    Рис. 1. “Здравствуйте туристы!”

    Рис. 3. Виды костра “Шалаш”

    Рис. 4. Маршрутная карта

    Рис. 5. “Колодец”

    Рис. 6. “Туристский завтрак на траве”

    Рис.7 “Дом туриста – палатка”

    Рис. 8. Этот узелок мы назвали “Барашек”

    Рис. 9. Узел туристический, как восьмёрка

    Рис. 10. “Паутина” - этап подготовки туриста

    Рис. 11 “Мы в Тольятти родились и на славу удались”

    Туристы солнышка восход встречают утром песнями.

    Турист идёт в большой поход дорогами чудесными.

    Первое посещение детского сада - большой стресс для ребенка и много волнительных моментов для родителей. Что нужно сделать для того, чтобы поход в детский сад не стал трагедией семейного масштаба?

    1. Постепенно приучать ребенка к режиму детского сада
    Ранний подъем, игровые занятия, обед примерно в то же время, как в садике (около 12:00), дневной сон, полдник, вечером - ложиться спать не позже 21:00. Если ребенок не любит спать днем, попытаться убедить его просто отдохнуть в кроватке: легли, закрыли глазки и не балуемся. Готовьте еду, близкую к той, которую готовят в садике:каши, компот, кисель, омлеты, запеканки.

    2. Отучить от подгузников и приучить к горшку
    О том, как приучить ребенка к горшку, написаны километры «научных» статей. На этой теме эксперты могли бы сделать не одну докторскую диссертацию, но, как показывает практика, универсального рецепта похода на горшок нет, так же как и нет предела совершенству материнской изобретательности в этом важном вопросе.

    3. Прививать навыки самостоятельности
    С трех лет дети должны уметь застегивать и расстегивать обувь, справляться с колготками, носками, рубашками, платьями и верхней одеждой. Ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки, самостоятельно есть. Разумеется, если ребенок не сможет усвоить все «премудрости» до садика, воспитатели будут ему помогать, но, все-таки, лучше, чтобы минимальные навыки самостоятельности были проверены дома.

    4. Необходимо пройти диспансеризацию
    Каждый ребенок проходит диспансеризацию перед поступлением в детский сад. Надеемся, что вы уже посетили всех врачей и получили на руки медицинскую карту, чтобы подписать результаты диспансеризации для получения заветной справки.

    5. Родителям нужно заранее побывать в садике
    За несколько дней до похода в детский сад не постесняйтесь пообщаться с будущими воспитателями, познакомьтесь с расписанием в группе и условиями пребывания в саду.

    6. Найдите возможность заранее показать территорию сада ребенку
    Идеальный вариант - зайти c ребенком в садик в то время, когда у детей из группы начинается прогулка. Пусть ваш малыш пообщается с ними, расскажите ему, что он тоже часто будет здесь гулять и играть, когда пойдет в садик, найдет новых друзей. Познакомьте его с воспитательницей.

    7. Постарайтесь, чтобы ребенок общался с ровесниками на детской площадке , с детьми ваших знакомых и друзей
    Может быть, кто-то из знакомых детей будет посещать тот же садик и ту же группу. Вашему ребенку будет в таком случае легче адаптироваться в новой среде.

    8. Не пугайте ребенка детским садом
    «Не хочешь есть? Вот пойдешь в детский сад и там тебя заставят…», «Не слушаешься? В саду тебя накажут!» и т.д

    9. Приучайте ребенка к тому, что мама не может быть с ним постоянно
    Объясните ребенку, что маме нужно работать. Пробуйте оставлять малыша с родственниками хотя бы на короткий промежуток времени. Но не забывайте говорить ребенку, что вы скоро вернетесь - можно даже конкретно сказать, когда. Малыш должен привыкнуть к тому, что если его на какое-то время оставляют, то это не страшно, мама за ним обязательно придет.

    10. Возьмите отпуск на время адаптации ребенка к саду
    В первые дни лучше приводить малыша в детский сад на короткое время, например, на час во время прогулки, потом до обеда, и так постепенно, в течение пары недель, увеличивая время пребывания ребенка в садике.

    Оставляя ребенка в детском саду, соблюдайте ежедневные простые ритуалы: обязательно поцелуйте, попрощайтесь, скажите, когда за ним вернетесь и сразу уходите, даже если ребенок начинает плакать. Воспитатели, знакомые с таким явлением, умеют переключить внимание ребенка и успокоить его после ухода родителей. Пусть ребенок в первые дни посещения садика берет с собой свою любимую игрушку, ему с ней будет спокойнее, комфортнее, появится чувство защищенности.

    С уважением, Ирина Александрова

    Уважаемые читатели!

    Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

    Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

    Алеся Ермолаева
    Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы»

    Цель : формирование простейших туристических навыков .

    Задачи :

    1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,

    2. формировать познавательный интерес,

    3. отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,

    4. воспитывать чувство коллективизма.

    Предварительная работа : разучивание речевки, беседа о правильном поведении на природе, выбор капитана, придумать название команды.

    Материалы : аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход » , карта маршрута, ведерки, кастрюльки, маленькие стаканчики, шнуры, колокольчики, веревки, прищепки, фотоаппарат, спальный мешок.

    Участники похода : педагоги, дети, родители.

    Воспитатель вызывает капитанов команд и объявляет задание :

    Эстафета «Что возьмем с собой в поход » . В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе , так и совершенно не нужные : свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет , возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры воспитатели проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. Главное правило – в поход берем только то , что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

    После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

    Во время следования ребята вспоминают речевку туриста :

    Кто шагает с рюкзаком?

    Мы туристы !

    Кто со скукой не знаком?

    Мы туристы !

    Эй, ребята, тверже шаг!

    Что турист берет в дорогу ?

    Песню, ложку и рюкзак!

    Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе :

    Не ходить в лес без взрослых,

    Не кричать,

    Не срывать незнакомые грибы, ягоды,

    Не ломать ветви деревьев и кустарников ,

    Не выдирать цветы с корнем,

    Не разорять муравейники,

    Не трогать птиц и гнезда и др.

    Игра – эстафета «Походный суп » .

    Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

    Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз» .

    Игра в слова.

    Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

    Игра «Дружба» .

    Дети встают в два круга напротив друг друга.

    Я в походе , ты в походе ,

    Я веселый, ты веселый,

    Я твой друг, ты мой друг,

    Давай обнимемся.

    Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

    Игра «Паутинка» .

    Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

    Игра «Кто быстрее» .

    Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

    Познавательная беседа «Мусор в природе» .

    Очень часто туристы , отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

    Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

    Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

    Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

    У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

    Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

    Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

    Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

    Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

    О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

    Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет. (С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом

    Туристические загадки :

    Он с тобою и со мнойШёл лесными стёжками,

    Друг походный за спинойНа ремнях с застёжками.

    (Рюкзак)

    И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

    А как спать в ней сладко. Что это?

    (Палатка)

    И в тайге, и в океане. Он отыщет путь любой.

    Умещается в кармане,А ведёт нас за собой

    (Компас)

    Он в походе очень нужен ,он с кострами очень дружен

    Можно в нём уху варить. Чай душистый кипятить

    (Котелок)

    Дети приглашаются к большому, походному столу . Самостоятельная деятельность : сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

    Дорога обратно в детский сад.

    Публикации по теме:

    Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Поход в лес» Тема: «Поход в лес» Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, познание, здоровье, социализация, безопасность Интегративные.

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «В поход за здоровьем» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию Тема: «В поход за здоровьем».

    Конспект физкультурного занятия «Поход» для детей старшей группы Конспект занятия с элементами ЛФК в старшей группе. Задачи: 1) Оздоровительная: Снять психологическое и физическое напряжение с помощью.

    Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми подготовительной группы «Мы туристы» Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми подготовительной группы «Мы туристы» Подготовил: воспитатель подготовительной.