КВН «Мы – будущие железнодорожники» (подготовительная группа). История моей семьи в истории российских железных дорог

Недавно в Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеке им. Сабита Муканова (Петропавловск) состоялась презентация книги «Близкие люди». Аdebiportal.kz встретился с автором книги «Близкие люди», писателем, поэтом, руководителем областного литературного объединения им. М. Аверина Филоновым Кириллом Николаевичем .

- Здравствуйте Кирилл! Расскажите нам, пожалуйста, о себе, о своих интересах и увлечениях. Кто ваши родители?

Я родился в 1987 году. Город Петропавловск - мой родной город, помню его зимние заснеженные улицы, помню детство, очереди в магазинах. В 1995 году пошёл в первый класс. Точные науки не любил с детства. Спорил с учителями. Мои родители - железнодорожники. Семья довольно-таки не творческая. И в творческую интеллигенцию подался только я. Предпосылки к этому были. У нас в родне писатели были, где-то в Кургане. Довольно сложно давать себе оценку? Человек, который живет в довольно прозаическом обществе, где вверх взяли материальные ценности. Нет, материальные ценности - это не плохо, только у нас жуткое отношение к этому. Мы не умеем адекватно реагировать на проблемы общественные. В нашем обществе нет элементарной толерантности, уважение человека к человеку, у нас есть глубокое призрение друг к другу. Родители всегда гордились моими творческими успехами, но я не находил нужной поддержки. Своих детей я не буду воспитывать по указке. Буду делать из них свободных людей, у которых будет право выбирать, куда им идти и что делать. Что это за взаимоотношения, когда батька садиться за стол, и кто берет чашку или ложку первым, тому по лбу этой ложкой? Я считаю, что это неправильно, это грубые, дикие наши нравы. К сожалению, мы возвращаемся к этому. Понимаете, мать всю жизнь проработала на железной дороге, отец проработал на железной дороге, дед проработал на железной дороге, бабушка тоже, все дядьки и тетки - железнодорожники. Я первый кто привнес в эту специальность какой-то культурный оттенок. Технократия приведет людей, в конечном итоге, к тому, что безкультурный человек изобретет атомную карманную бомбу и будет терроризировать все человечество. Это слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, и я с этим согласен. Потому что если развивать только технику, но не вкладывать при этом в культуру мы получим большую беду, и мы ее уже получили. Мы стали страшными мещанами, с одной стороны, а с другой стороны мы стали агрессивными мещанами. Вот это довольно страшно. Варлам Шаламов мыкался по сталинским лагерям очень много. У него спросили: «А зачем писать всю жизнь?». Он ответил: «Чтобы вы не оскотинились!». Вот поэтому, чтобы не оскотинится, надо продолжать работу в этом направлении.

- Как и когда Вы начали придумывать сюжеты для истории и писать их?

Сюжеты моих произведений рождались произвольно. Я что-то брал из жизни, что-то брал из того, что видел, но никакой принципиальной задачи перед собой я не ставил. Свои самые первые прозаические произведения, я начал писать в конце 2011 - начале 2012 гг. «Близкие люди» появились в 2012 г. Тогда я впервые написал эту вещь и отнес в литературно-художественный журнал «Провинция», которого сейчас уже нет. В «Провинции» рукопись редактировал Василий Георгиевич Коноплев. После этого Василий Коноплев через редактора Морозову меня вызвал. Мы с ним начали разбирать построчно буквально самую первую повесть «Близкие люди», которая в принципе и послужила в дальнейшем названием моей книги. Первое впечатление от повести «Близкие люди», Коноплев выразил так: «Мне не хотелось продолжать чтение, слишком много было накручено, много не нужных, совершенно лишних вещей, к тому же язык был шероховатый, суконный». Перед этим я очень много читал публицистику Бориса Васильева, Бакланова и других авторов, конца 80-х - начало 90-х гг., потому что увлекался этой публицистикой. После этого мы с Коноплевым, посидели, все разобрали, и в принципе, она попала в издательство, попала в журнал. Так вышла самая первая повесть. Мою книгу за личный счет издал Коноплёв.

- С чего началась идея создания книги «Близкие люди»?

Как таковой никакой основной идеи по ее созданию не было. Были неоднократные рекомендации разных людей по поводу необходимости издания книги, прозы. И о том, что она будет называться «Близкие люди», по названию произведения я просто-напросто включил это название в книгу, дал ей название. Может быть, она должна была назваться «Сестра», потому что у меня был рассказ «Сестра», который я туда не включал, и оно было бы, может, даже лучше. Но как выяснилось потом, само название книги и включенная туда повесть, как литературный опыт, тоже была необходимость, это было очень важно. В книге два рассказа и одна повесть. Книга моя о взаимоотношениях между людьми, о человеческих судьбах. Первое произведение - «Преданная». В нем рассказывается о фельдшере сельской амбулатории, 82-летней старушке, которая была предана своему делу, а с другой - она оказалась преданной в смысле предательства. Преданная поневоле, потому что нет другого выбора, как оставаться до глубокой старости в амбулатории, полуразваливающейся, в забытой всеми деревне.

- Насколько тема Вашей книги своевременна и универсальна?

Тема моей книги будет современна всегда, потому что взаимоотношения между людьми всегда были и будут. Нельзя назвать эту книгу каким-то реализмом с большой буквы, это не до конца реализм, потому что там есть метафоры, отсылки, подтекст, это основное. Современна и универсальна настолько насколько может быть универсальна и современна в принципе классическая направленность текста, потому что классика - это всегда лучшие образцы. Я не изобретал велосипед. Но в своей книге я как раз делаю упор на классическое развитие сюжета. Но что-то свое я туда тоже должен привнести, в любом случае эта вещь универсальна, новаторская.

- Тема взаимоотношений в книги способствует улучшению жизни человечества?

Улучшения жизни человечества - это задача любого уважающего себя автора, любого писателя. Вообще человеческая жизнь, она должна быть изначально направлена на улучшение жизни вокруг, но, к сожалению, люди к этому относятся совершенно по-разному, есть люди, которые привыкли только лишь разрушать и это очень плачевно. Задача литературы и авторов, писателей, это непременно задача гуманистическая. Задача гуманизма - это не только сохранение человечества вообще как человеческой расы, но и улучшение жизни. Проблема отношений вечна, поэтому я, кстати, и говорил, что это универсальная тема. Улучшается человечество, если читатель находит какой-то отклик в своей душе по поводу поднятой темы. Если человека затрагивает, значит, читатель в какой-то мере находит себя в этом во всем, в том, что он читает, поэтому в любом случае здесь все с одной стороны очень просто, а с другой стороны довольно таки сложно.

- Какие книги, журналы и газеты Вы читаете?

Книг и журналов читаю довольно много. У меня дома большая библиотека книг. Сейчас я, например, читаю Юрия Трифонова. Юрий Трифонов одни из любимых писателей. У Юрия Трифонова в произведениях очень глубокий подтекст. Он описывает взаимоотношения людей. У него очень хорошие городские романы, рассказы. Рассказы это вообще отдельная история, Трифоновские рассказы. Стоит почитать даже вот этот «Обмен», когда больная, умирающая мать говорит сыну: «Ты уже обменялся Витюша». Речь шла о воздействии на ее сына, жены мещанки, которая заставила обменять безжалостно квартиру больной матери. Такие произведения как у Юрия Трифонова очень животрепещущие, очень с большим подтекстом. Юрий Трифонов, рассказывает о том, до чего мы докатились. Он описывает время, в котором живёт наш человек. И это время, кстати, и эти рассказы характерны и сегодня, потому что люди не поменялись, люди не стали великодушнее, люди вообще стали мещанами и даже еще худшими мещанами. Я люблю читать Валентина Распутина «Прощание с матерой», Бориса Васильева, у него мощная проза, мощная публицистика, начала 90-х годов. Вообще это время конец 80 - начало 90-х годов это уникальное время, появились большие писатели. У меня дома стоят книги тех лет, впервые издаваемые в Советском Союзе, потому что эти книги вообще были закрыты от советского читателя. Журнал «Наш современник», в котором впервые в Советском Союзе с января по июль 1990-го года печатали произведения Александра Исаевича Солженицина. Он тогда еще жил в Америке, но уже здесь приоткрывалась завеса его творчества. «Архипелаг-ГУЛАГ» впервые был напечатан в «Нашем современнике». У меня на руках этот журнал есть. Журналов я читаю особенно тех уникальных журналов очень много. Сегодня у нас одна проблема: в сегодняшнем Казахстане закрываются литературно-художественные журналы, это очень горько. Журналы «Провинция», «Нива», «Простор». Государственной поддержки никакой нет. Все журналы издаются на средства наших людей, наших читателей, и это очень горько, это очень больно. Читать хотелось бы такие журналы. Журнал «Провинция» Северо-Казахстанской области очень востребован, но сегодня, когда он закрылся, начинают выступать некоторые люди, я не буду называть фамилии, которые начинают говорить: «Верните нам журнал «Провинцию»! А люди не понимают, что он издавался за средства подписчиков. Никто и не забирал этот журнал. Его забрали сами те люди, кто не хотел внести в поддержание этого журнала, хоть какую-то копейку. Теперь они обвиняют всех, что у них отобрали журнал. Никто его не отбирал, такая вот проблема. Перечитываю журналы и книги.

Я на своих творческих вечерах специально делаю лекции по литературе, чтобы читателям рассказать о творчестве того или иного писателя. Нельзя ограничить все уроком русского языка и литературы, не только русского языка, вообще литературы. Я затрагиваю наших казахстанских авторов, которых очень много.

- Что поменялось в вашей жизни после выхода первой книги?

Внешне не поменялось ничего. Что-то поменялось внутри меня. Во-первых, издание книги сегодня это большой шаг для человека пишущего. Издать книгу затруднительно в финансовом положении. Дело в том, что если раньше, когда существовал Союз писателей Советского Союза, там было намного проще, за государственный счет издавались книги. Писателю отдавалось 20-30 экземпляров книг, остальной тираж расходился в литфонд, магазины и т.д. Но там был государственный заказ на книги. Сегодня нет. Беда в том, что если человек имеет хоть какие-то деньги, может издать свою книгу. С одной стороны - это здорово! С другой стороны, появилось много людей, которые ничего не смыслят в этом и уже бегут издавать. Мания величия - это очень опасная штука. Человек считает, что он что-то может, как будто у него спрашивают его слово в литературе. Бежит издавать свою книгу, платит огромные деньги. А потом эта книга никому не нужна. Чтобы этого не было, наверное, человек должен выдерживать какую-то золотую середину, у него должен быть нравственный самоограничитель. Каждый человек, издавая свои произведения, должен нести ответственность.

- Что Вас интересует в жизни кроме литературы и книг?

Кроме литературы и книг в моей жизни меня интересует семья, дети, моя деятельность на работе. Как в свое время сказал поэт Евгений Евтушенко: «поэт в России, больше, чем поэт». Для Казахстана эта ситуация очень даже характерна. По своему образованию, я технарь, работаю в Петропавловской дистанции сигнализации связи ОАО «Российские железные дороги», то есть работник железнодорожного транспорта. Но на производстве я продолжаю заниматься литературной деятельностью: пишу заметки в производственные газеты, сотрудничаю с областными газетами. У нас работает музей, которым я занимаюсь. Я - смотритель музея и собираю материал для музея. Поэтому сфер, в которых бы я участвовал в этой жизни, много. У человека должна быть какая-то высшая цель в жизни, ради чего он живет. Моя высшая цель - это помогать улучшать жизнь, в которой мы живем. Чем больше полезного мы сделаем для себя, и для людей, прежде всего для людей, то и будет продолжением нашей жизни. Наши дети будут смотреть на то, и жить в той обстановке, которую мы сегодня создадим, какую атмосферу мы сегодня сделаем, то и будет завтра.

- Как относятся к Вашему увлечению коллеги, семья?

Это не увлечение. Литературе я отдаюсь всецело, я прихожу домой, делаю домашние дела и продолжаю работать над своими повестями, рассказами, веду массу всевозможных дневников и записок. Это часть жизни, а не увлечение. Это первое ради чего я живу. Это наследие, которое останется потомкам. Для того, чтобы была достойная литература - это слово должно быть очень весомо. Было время, Татьяна Четверякова сказала мне такую фразу: «Тебе надо заниматься, дальше, дальше и дальше!» и я занимаюсь. Я слово дал поддерживать такую деятельность, это необходимость. А в целом, к моей литературной деятельности все относятся с пониманием. В свое время мне мама говорила: «Да зачем это нужно? Ты поступишь в технический ВУЗ, будешь железнодорожником, зачем тебе это всё? Это люди несчастные!». Это глубокое заблуждение тех, которые не разбираются во многих вещах. Поэтому произнесенное и изданное в книге слово - это очень серьезная ответственность.

- Какой момент из своей жизни Вы цените больше всего?

Таких моментов в жизни несколько. Один из таких моментов, это детство. Тогда по-другому совершено воспринималась реальность. Я помню, когда приходилось с родителями стоять в очередях в магазинах. Я донашивал за старшей сестрой вещи. Зимой носил ее шубу, шапку на резинке. Однажды тетенька подошла в очередь, встала сзади и говорит: «Девочка, ты тоже в очереди стоишь?» Запомнились гастрономы с кафелем на стенах. С одной стороны была какая-то недостача, питались хуже, одевались скромнее. Но было состояние сплоченности. Иначе воспринималась действительность, было как-то уютнее. С другой стороны, запомнилось время учебы в институте, они были связаны с большими переменами в душе. Я остро воспринимал человеческие взаимоотношения, ходил такой возвышенный, влюбленный всегда. Этим люди пользовались. На мои светлые чувства люди откликались злобой, ненавистью. Это очень плохо. Но от этих светлых чувств и воспоминаний тепло, это здорово. Я рад, что у меня есть свет в душе, связанный с какими-то самыми приятными светлыми воспоминаниями из жизни.

- Что интересного ожидать читателю в ближайшее время?

Во-первых, книга, которая вышла недавно, нашла горячие отклики. Я продолжаю собирать следующую книгу, знаю, как она будет называться. Уже заканчиваю следующую повесть. Судьба героев в этой повести неоднозначна и трагична тоже. Трагичность должна быть. Должен быть у автора какой-то определенный почерк. Я подготовил новую повесть, там несколько будет рассказов, довольно небольших и несколько повестей. Планирую также печататься в казахстанском журнале «Простор», я уже несколько повестей туда отправил. В ближайшее время отправлю туда новую вещь. Хотелось бы узнать еще несколько журналов, которые брали бы из интернета авторов. Большие журналы «Звезда», давным-давно издаются, с интернетом работают неохотно, пробиться туда довольно-таки тяжело.

- Как Вы относитесь к современной литературе, прозе?

Отношение во многом неоднозначное. В литературе сейчас не всегда очень интересные тенденции. Если говорить откровенно, то общий уровень литературы сегодня упал сильно. Это связано с широкой доступностью издания книг. У нас считается критиковать нельзя. Хотя, все держится на здоровой критике. Среди прозаиков появилось много людей, которые пишут умозрительные темы, пытаются создавать какие-то странные образы. Они думают, что они создают новые образы. Это не новаторство, это далеко от лучших экземпляров, традиций. «Над городом появилось облако, и это облако спасло город». Понимаете какая-то фантасмагория. Это даже не пахнет Стругацкими. У Стругацких был очень глубокий подтекст. У фантастики были интересные традиции. Сегодня это заменяется какой-то глупостью. Люди не умеют выражать свои мысли правильно. В прозе все плачевно. Нужно заниматься, развиваться. А у нас заниматься и развиваться никто не собирается. Критику не воспринимают, относятся к ней неправильно.

- Сколько книг Вы написали и выпустили в свет?

Эта книга первая, рождалась тяжело, еще в Омске в 2010 г., когда проходил семинар молодых писателей. Геннадий Андреевич Попов, заместитель председателя правления союза писателей России сказал мне такую вещь: «Нужна книга!» Он, конечно, говорил о поэзии. Потом мне несколько человек говорили, нужна книга и нужна проза. Ты занимаешься прозой, проза удается тебе лучше. Долгое время я не уделял прозе значительного внимания. В 2012 г. я понял, что в прозе я чувствую, как рыба в воде. И там свое слово я скажу, и я думаю, что в прозе я свое слово сказал. Эта книга весома, она отмечена довольно высоко. Я рад, что начал именно с прозы, и именно с сильной вещи. В 2010 г. и немного позже, я бы не выпустил такую книгу, качество было бы намного хуже. Я себя уберег от создания никому не нужной книги. Прошло время, и жизнь расставила все по местам.

Что из себя представляет областное литературное объединение им. М. Аверина? Какие у него задачи? Где оно находится?

Литературное объединение имени Михаила Аверина - это литературное объединение, созданное в Северо-Казахстанской области еще в 20-е годы. Оно работало под разным руководством и обкома комсомола, и горкома, и отдела культуры. После распада Советского Союза объединение стало работать на общественных началах, появились добровольцы, которые занимались развитием литературного объединения. Долгое время им руководили Пряников, Щукин. Были большие люди, которые занимались развитием этого литературного объединения. В свое время М. Аверин не просто руководил этим объединением. Обсуждались книги, книги выходили намного чаще, коллективные сборники.

Сейчас чтобы издать коллективный сборник, нужны большие финансовые средства. Вкладывать люди не очень хотят. Самое главное, что нет никакой поддержки со стороны руководящих органов, которые непосредственно заинтересованы в развитии культуры. Кроме призывов, каких-то разговоров, мы ничего не слышим и не видим. Сегодня литературное объединение периодически собирается, авторы обсуждают свои литературные произведения, обсуждают книги, которые сами выпускают за свой счет. Идет литературная работа, пускай она не такая мощная, как раньше, но литературная жизнь есть. Находится литературное объединение в г. Петропавловске при областном историко-краеведческом музее. Писателю необходимо, прежде всего, что, чтобы задалась определенная среда, в которой он мог бы себя хорошо чувствовать. Нужны те люди, с которыми бы он говорил на одном языке. Это здорово! Каждый автор вносит какой-то определенный вклад в развитие культуры.Сегодня все очень сложно, но литература продолжает жить.

- Вы пишите стихи. Самое любимое стихотворение из написанных Вами?

Стихи я так активно не пишу. Поэтические законы - очень сложная вещь. Я в них себя чувствую не достаточно хорошо. Плох тот писатель, который не пишет стихов. Если я пишу стихи, то, в конечном счете, сегодня я их дарю своим героям или своим антигероям в своих произведениях, в своих прозаических произведениях. Они непрофессиональные авторы, непрофессиональные литераторы и мне легко дарить им свои стихи, написанные мною. Дело в том, что поэтическое творчество подразумевает сложные законы. Когда графоман начинает писать свои бездарные поэтические вещи, они либо передирают у весомых авторов какие-то образы, начинают петь чужим голосом и зачастую люди даже не знают о существовании мужских, женских рифм, не понимают, что такое ритмические стихи, силлабо-тоника, не разбираются, какие закономерности, образы, метафоры. Они пишут либо какие-то поздравлялки, зачастую в эстетическом смысле пошлые. Они мнят себя великими авторами и бегут создавать книги. Вот это печально! Тут нужны художественные советы, чтоб отсеивать, не допускать таких авторов к перу, пусть пишут своим родным, близким, но не на общее обозрение. Я довольно критично отношусь к себе, к своему творчеству, и считаю, что проза здесь сильнее, касаемо меня, моего творчества. Я силен в прозе, в ней себя чувствую лучше. Мое любимое стихотворение, лично мое:

Цель: Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей положительного отношения к труду взрослых и чувства гордости за своих родителей.
Задачи:

  • формировать знания детей об окружающем мире – железной дороге, вокзале, поездах;
  • прививать интерес детей к профессиям железнодорожного транспорта;
  • закреплять знания об истории железной дороги, ее развитии;
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;
  • воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

Предварительная работа:

  • экскурсии по мини-музеям детского сада;
  • чтение и заучивание рассказов, стихов, сказок, частушек о железной дороге;
  • отгадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций об истории развития Российских железных дорог;
  • знакомство с профессиями железнодорожной магистрали;
  • изготовление книжек-самоделок родителями с детьми на тему «Я работаю на железной дороге»;
  • рисование на тему «Мои родители – железнодорожники».

Материал и оборудование :
Эмблемы для команд; два круглых стола для игроков, на которых стоят таблички с названием команд; стол для жюри с картами оценки конкурсов; табло для оценок каждой команды; грамоты для победителей и памятные призы; фишки-детали для составления картины «Пожарный поезд»; спецодежда машиниста, проводника, монтера пути, повара; два конверта с карточками слов, из которых составляются пословицы: труд человека кормит, а лень портит, любишь кататься - люби и саночки возить; два ватмана, на которых изображены точки в определенной последовательности, два маркера; игра «цепочка слов»; картинки с правилами поведения на железной дороге; две схемы паровоза для конструирования.
Ход развлечения:
(развлечение проводится в виде соревнования двух команд)

Дети под музыку заходят в зал и встают в два полукруга.
Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости. Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.
У нас сегодня КВН – для тех, кто любознательный.
У нас сегодня КВН железнодорожно-развлекательный.
Жюри, как видите, у нас достойно уважения!
Им приходилось не раз оценивать сраженья.
Оценивать ваши ответы будут…..
Клуб веселых, клуб задорных,
Клуб находчивых ребят.
Две команды наших сборных
Начинают свой парад!
Мы попросим команды представиться.
Команды, поочередно, называют свое название и девиз:
«Экспресс» Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена
Чтоб «Экспрессом» нашим
Гордилась вся страна.
«Локомотив» Самый лучший коллектив
Это наш локомотив.
Ведущий: А теперь команды могут занять свои места.
Команды, под музыку, рассаживаются за круглыми столами. На столах стоят эмблемы каждой команды для ориентировки детей.
Первый конкурс – «Разминка»
Максимальная оценка этого конкурса 2 балла.
Ведущий: Сейчас каждая команда, поочередно, сможет загадать загадки своим соперникам. По шесть загадок от каждой команды. В случае необходимости болельщики могут помочь своей команде.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Везет всех за собой. (поезд)

Там справки выдаются
Не тем, кто сильно болен,
А тем, кто уезжает
Или пришел встречать.
Когда приходит поезд,
Какие остановки –
Где вы это сможете все узнать?
(справочное бюро)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)

В быстром поезде сидит
И в окно свое глядит
Он движеньем управляет
Грузы вовремя доставляет.
(машинист)

Подходит с вежливою просьбой:
«Предъявите свой билет!»
Пассажиры без задержки
Предъявляют их в ответ
(контролер)

Пропускает поезда,
Знает все – кому, куда?
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит,
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит.
(диспетчер)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)

Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон)

Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье.
(железнодорожный переезд)

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Машинистам помогаю
Но зовут не светофор
(семафор)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное «Р» содержит он
И называется …
(перрон)

Я хозяйка в доме на колесах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь не уставая.
Назови профессию мою!
(проводница)

Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки приветствия и разминк

Второй конкурс - «Знатоки»

Ведущий: Я буду задавать поочередно вопросы каждой команде. И за каждый правильный ответ команда получит по две фишки-детали картины, которую потом вы должны будете сложить. Максимальная оценка конкурса - 1 балл.
(из фишек-деталей дети складывают пожарный поезд)

  • Кто в России изобрел первый паровоз? (Дети: отец и сын Черепановы)
  • Как называлась первая железная дорога от Москвы до Царского села? (Дети: Царскосельская)
  • Какие виды поездов вы знаете? (Дети: пассажирский, грузовой)
  • Где люди ждут электричку или поезд? (Дети: на перроне)
  • Для чего нужен стоп-кран? (Дети: срочно остановить поезд)
  • При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? (Дети: электричества, пара, тепла)
  • Где ремонтируют локомотивы? (Дети: ДЕПО)
  • Что устанавливают на железнодорожных переездах для предупреждения пешеходов и машинистов о приближении поезда? (Дети: шлагбаум)
  • Как называются люди, которые едут в поезде? (Дети: пассажиры)
  • Кто ведет поезд? (Дети: машинист, помощник машиниста)

Ведущий: Теперь я предлагаю составить картинку из фишек – деталей, которые вы получили, отвечая на вопросы.

  • Что у вас получилось? (Дети: пожарный поезд)
  • Для чего нужен пожарный поезд? (Дети: тушить пожар в труднодоступных местах)
  • Что входит в состав пожарного поезда? (Дети: электровоз, цистерна с водой, инструменты для тушения пожара, спецодежда для пожарных)

Ведущий:

Железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий, -
Всем почетна и важна.
А теперь вопрос к болельщикам: Люди, каких профессий работают на железной дороге? (Дети: машинист, помощник машиниста, проводник, диспетчер, монтер пути, дежурный по станции, кассир, контролер и т.д.)

Третий конкурс «Конкурс капитанов»

Ведущий: Для того чтобы было удобно работать, для безопасности, люди носят специальную одежду. У машиниста своя форма, у проводницы своя, есть форма у повара, монтера пути. Посмотрите, здесь лежит специальная одежда для этих профессий. Сейчас четыре человека попробуют разобраться, кому какая необходима (под фонограмму, по два игрока от каждой команды, капитан с помощником, выходят, называют профессию, кем они сейчас будут, и выбирают одежду, одевают ее).
Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Знатоков» и конкурса капитанов.

Четвертый конкурс «Шифровка»

Ведущий: Задание – у вас на столах конверты, в которых лежат карточки со словами, а вы должны будите составить из них пословицу и объяснить ее.

Пословицы:

  • Труд человека кормит, а лень портит. (Дети: человек трудится, чтоб обеспечить себя едой и одеждой).
  • Любишь кататься - люби и саночки возить.

Пятый конкурс «Спортивный»

Ведущий: Люди, работающие на железной дороге должны быть внимательными, смелыми, сильными. Следующий конкурс – «Спортивный», где вы тоже сможете проверить себя на ловкость, внимание.
Для этого необходимо построиться в две колонны. По очереди, преодолев препятствие, нужно соединить точки по порядку и узнать что получилось. Первый игрок, преодолев препятствие, соединяет точки один и два и возвращается бегом обратно, второй – два и три и т.д. А затем определить, что получилось на рисунке. Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Шифровка» и «Спортивный»

Игра с болельщиками «Поезд»
Болельщики со своими командами встают в две колонны. Первый игрок добегает до стойки, обегает ее и, возвращаясь обратно, берет за руку второго игрока и бегут с ним до стойки, обегают ее и, возвращаясь обратно, берут третьего игрока и т.д. Выигрывает команда, первой «приехавшей» целым составом к исходной позиции.

Шестой конкурс «Сформируй состав»

Ведущий: Команды должны будут составить поезд. На вагонах нарисованы картинки, последний звук первой картинки должен быть первым звуком второй картинки. Максимальная оценка этого конкурса – 2 балла.

  • Какие поезда у вас получились?

«Экспресс» должна будет составить грузовой поезд, а команда «Локомотив» - пассажирский.

Седьмой конкурс «Правила поведения на железной дороге»

Ведущий: Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Без правил жить на свете никак, никак нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
На железной дороге много правил, чтоб с вами не случилась беда, а вот знаете ли вы их? Мы сейчас проверим. На экране появляются картинки и дети должны объяснить, о чем они говорят. Максимальная оценка этого конкурса – 3 балла.
Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Сформируй состав» и «Правила поведения на железной дороге»

Восьмой конкурс «Юный конструктор»

Ведущий: Из конструктора, по схеме, вы должны будете построить паровоз. Максимальная оценка конкурса – 2 балла.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаются команды. Команда «Экспресс» и команда «Локомотив». (под музыку команды выходят в центр зала)
Уважаемые игроки! У вас было «Домашнее задание» вам необходимо было выучить стихи и сейчас мы их послушаем.

У меня растут года
Будет мне семнадцать
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?

Я бы стрелочником стал,
Так же как мой папа
Поезда бы направлял
С севера на запад.
Продавать билеты в кассе

Я могла бы каждый день
Пассажиров просто масса,
Но работать мне не лень

Всю страну хочу объехать
В дальних побывать краях
Проводницей скоро стану
Я на дальних поездах.

Я хочу быть машинистом
Я хочу быть впереди
Буду я локомотивы
По стране своей вести.

Профессий много на земле,
Портной, кузнец, сапожник
Но мы решили, лучше всех
Профессия – железнодорожник!

Жюри объявляет результаты игры, награждает всех участников, и присуждают всем детям звание «Юный железнодорожник».
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Большое всем спасибо! До новых встреч.

Вера Федорова
Проект «Мои родители-железнодорожники»

Проект \\\ "Мои родители железнодорожники\\\ " МБДОУ \\\"Саянский детский сад \\\"Волшебный град\\\" Разработали :Федорова В. В - воспитатель 1 кваликафиционной категории, Мокштадт А. В - воспитатель старшей группы

Мы выбрали этот проект , потому что в нашем поселке развита инфраструктура железной дороги. Приходя в детский сад дети делятся своими впечатлениями о своих родителях , их профессиях и часто задают связанные с этим вопросы. Отсюда и сформировалась цель нашего проекта . (слайд 3)

Задачи нашего проекта :

Обогащать знания детей о людях разных профессий, работающих на железной дороге;

Обобщать знания детей о профессии железнодорожников, как об очень нужной и интересной профессии;

Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии.

Нами был разработан тест, который состоит из 8 вопросов. В нем приняли участие 40 детей. Результаты опроса показали следующие результаты : 4 ребенка имеют 1- 2 ошибки, что составляет 11 %, 3 - 4 ошибки имеет 15 детей, 5 и более ошибок 21 ребенок (52,5 %) . (слайд 4)

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу, поддерживали их любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создавали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Водили детей в проблемную ситуацию, доступную на их личный опыт и с опорой на личный опыт.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА (5 слайд)

I. Подготовительный. (6 слайд)

1. Составление плана деятельности по достижению цели.

2. Изучение тематики проекта воспитателями .

3. Подбор материала и оборудования для работы.

4. Подбор методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами и стихами на железнодорожную тематику.

5. Обзор статей по теме (газеты, журналы) .

6. Фотографии железнодорожников разных профессий.

II. Продуктивный. (8- 10 слайд)

1. Чтение художественной литературы : К. Чуковский «Багаж» , «Паровозик из Ромашково» , С. Капутикян «Поезд» .

2. Прослушивание записей песен «Голубой вагон» , «На дальней станции сойду» .

3. Занятия, беседы о людях железнодорожных профессий.

4. Подбор открыток, иллюстраций

5. Экскурсии к вокзалу

6. Заучивание стихотворения Цыферова «Едет поезд» .

7. Просмотр мультфильма «Безопасность детей на железной дороге»

8. Просмотр фильма «Становление железной дороги»

9. Подбор атрибутов к сюжетно развивающим играм.

III. Заключительный этап. (11 – 12 слайд)

1. Фото выставка, на тему «Мои родители – Железнодорожники » .

2. Рисунки на тему «Внимание, железная дорога!»

Публикации по теме:

Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о железной дороге. Задачи: 1. Закрепить с детьми названия профессий железнодорожников,.

Детский исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов» Актуальность проекта: Выращивание кристаллов - очень увлекательное занятие. Я люблю узнавать всё новое и интересное, а ещё мне нравиться.

Материал для изготовления открытки: набор цветной двусторонней бумаги «Весёлая бумага», лист картона, ножницы фигурные и обычные, клеевой.

Материал для выполнения мастер – класса: дидактическое пособие для развивающего обучения «Умная мозаика», ножницы, клеевой карандаш.

Физкультурное развлечение на улице «Мы - будущие железнодорожники» Старший возраст Цель: воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка, приобщение к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные: закреплять представление.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Проект «Развиваемся вместе: детский сад, родители и я» Проект «Развиваемся вместе - детский сад, родители и я». Актуальной во все времена является проблема взаимодействия детского сада и семьи.

Цели :

  • Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги
  • Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге
  • Продолжать знакомить детей с правилами поведения на железной дороге
  • Продолжать формировать связную, грамматически правильную речь и правильное звукопроизношение

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации с изображениями паровоза, тепловоза, электропоезда
  • Картинки о правилах поведения на железной дороге
  • Фотографии родителей- железнодорожников
  • Предметы спецодежды железнодорожников (жилет сигнальный, каска, фуражка железнодорожника, защитные перчатки, защитные очки)
  • Портреты изобретателей паровоза в России: отца и сына Черепановых

Раздаточный материал:

Светофорики из картона с зеленым и красным цветом

Ход занятия

Звучит музыка “Гимн РЖД” (аудиозапись)

Под музыку дети проходят на свои места.

Орг. момент

Игра “Что было раньше на жд и что сейчас”.

Дети называют и показывают паровозы и т.д. (тепловоз, электропоезд).

Воспитатель : Знаете ли вы. дети, кто был первым изобретателем паровоза в России?

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы - русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Паровозы Черепановых - первые паровозы, построенные в России. Использовался для перевозки медной руды от места её добычи до завода.

1 часть

Воспитатель:

Игра “назови железнодорожную профессию”:

(дети называют профессии)

  • Поезд водит... .(машинист)
  • Формирует состав.....(составитель)
  • Связь обеспечивает... (связист)

Загадки детей

1 загадка Егор:

Кто ведет локомотив,
Сигналов слушая мотив?
(машинист)

2 загадка Никита

Кто пропускает поезда
И знает все кому – куда?
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю
(Дежурный по станции)

3 загадка Арсений

Найти для поезда свободные пути
могу я, не сходя со стула,
Мне на табло со схемами пути
Светящаяся кнопка подмигнула
(Диспетчер)

4 загадка Рома

Кто в желтых жилетах
всегда на путях,
И в холод и в зной
С инструментом в руках
(Путеец)

Дети рассказывают о профессиях родителей и членов семьи

Арсений :

Мой дед Николай Петрович- монтер пути. Он чинит пути: меняет шпалы, участки рельсов. Работа тяжелая и ответственная.

Степа:

Мой папа Александр Иванович работает в ПЧ-27 монтером пути и ремонтирует железнодорожные пути, для безопасности движения поездов.

Артем

Мой папа Валерий Иванович работает машинистом. Он управляет тепловозом. Это очень сложная и ответственная работа.

Егор:

Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает мастером в локомотивном депо. Папа занимается ремонтом тормозов у тепловозов. Работа трудная и ответственная.

Никита

Моя мама работает приемосдатчиком груза. Груз должен быть правильно закреплен, чтобы доехать целым и не упасть с вагона.

Физкультминутка “Посидели где придется”

Посидели, где придется (приседание),
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан.
Очень быстро мы бежали (бег на месте),
К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой),
Всем билеты показали (вытягивать поочередно сначала правую, потом левую руку),
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх),
Заняли места в купе (сесть на стулья),
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой)

2 часть

Воспитатель:

Дети, нельзя забывать о том, что железная дорога – зона повышенной опасности. Давайте вспомним правила безопасного поведения на железной дороге.

  • Ходить по железнодорожным путям категорически запрещается!
  • Нельзя заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы!
  • Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах.
  • He использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути!

Правила поведения в поезде:

  • не высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.
  • не кричать;
  • не бегать по вагону;
  • не мешать попутчикам;
  • не бросать мусор в окна;
  • не стоять на подножках;
  • не прислоняться к дверям;
  • не открывать наружные двери;
  • при движении по вагону нужно держаться за поручни
  • без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.

Воспитатель:

Железная дорога – не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести

3 часть

Игра “Опасно – безопасно”

Воспитатель описывает ситуацию.

Дети дают оценку с помощью светофоров из картона (красный цвет – опасно, зеленый цвет – безопасно)

Ситуации:

Ребята играют на платформе

Мальчик прыгает по рельсам.

Щенок сидит на рельсах.

Дети играют в прятки. Оля спряталась под вагон, чтобы ее не нашли.

В вагоне поезда жарко, Петя открыл окно и высунул голову.

Ваня в зале ожидания ждет поезд.

Сережа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.

Бабушка очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Воспитатель предлагает детямнадеть предметы спецодежды и объяснить, зачем нужен каждый предмет (Для безопасного производства работ на ж.д. транспорте)

4 часть

Воспитатель:

Некоторые ребята уже знают какой профессией хотят овладеть. и сейчас они расскажут об этом

Дети читают стихи

Артем :

У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.

Рома :

Летят года, недели стремительной стрелою,
Железная дорога – мечта для нас с тобою,
Преодолеть преграды мы сможем без труда,
Стать железнодорожниками – вот наша мечта.

Степа:

Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник,
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!

Арсений:

Много дел у машинистов, возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне, за вагоном ветер мчит.
"Не догонишь, не догонишь",
Электровоз ему кричит.

Итог занятия:

  • О чем говорили?
  • Что узнали нового?
  • Что запомнилось?

Литература

  1. К. П. Нефедова “Транспорт. Какой он?” М.:ГНОМ и Д. 2008 г.64 с.
  2. Нуждина Т. "Чудо-всюду. Мир вещей и машин” Академия Развития 1998
  3. Большая энциклопедия дошкольника. - М. : Махаон, 2002. - 336 с
  4. Материалы сети Интернет сайт “http://railway.kanaries.ru”