Когда рождество у баптистов евангелистов. Рождество Христово: традиции праздника у протестантов. Справка

В прошлом году я читал статью одного христианина, который жаловался на то, что его церковь отмечала Рождество. Он считал, что это «не по-библейски». Всё-таки евангельские верующие и их церкви руководствуются Писанием, а нигде в Библии не сказано праздновать Рождество каждый год, тем более конкретно 25 декабря (или 7 января). У меня есть друзья с такой же точкой зрения. Они считают, что мы должны устраивать свою жизнь и свою церковь исключительно в соответствии с указаниями Священного Писания. И в нём нет повеления праздновать Рождество, а тем более Адвент!

Если добавить ещё весь этот наплыв рекламных акций на Рождество и весь предшествующий месяц, а затем вспомнить про многих людей, для которых Рождество это особенно трудное время, тогда может быть и правда есть смысл евангельским верующим отказаться от него. Что бы мы от этого потеряли?

Что говорится в Библии?

Думаю, есть библейский ответ и на само возражение, и на вопрос «Что бы мы потеряли?»

Во-первых, библейский ответ на возражение. Мы ответственны за соблюдение всех Божьих заповедей в его Слове. Но это не то же самое, что сказать, будто если в Писании не написано о чём-то прямо, то нам не нужно этого делать.

Возьмём брак. Библия не повелевает вам жениться. Как и не говорит, на ком жениться. Она даёт принципы, побуждает применять их в своей жизни и обещает в этом помощь от Духа. Вы стараетесь применять эти принципы мудро.

То же самое относится и к церковной жизни. Мы знаем определённые базовые принципы, которые направляют нас, как вместе жить и поклоняться Богу одной церковной семьёй. Но для нас не составлен план богослужения, не названо нужное количество собраний по воскресеньям и тысяча других деталей. Бог ждёт, что мы используем мудрость для управления как своей личной жизнью, так и нашим общим поклонением Ему, общением и служением.

Как это относится к празднованию Адвента и Рождества в церкви? На самом деле, очень просто. Церковь может решить провести конференцию в какой-нибудь весенний выходной. Это не заповедь. Но и не нарушение заповедей. Так поступают, потому что находят этот вариант мудрым и полезным. Проповедник может решить целый месяц проповедовать по Евангелию от Иоанна 3:16. Он не обязан, но считает, что это будет полезно для духовного состояния общины. Церковный совет вполне может решить, например, каждую осень проводить благодарственный праздник Жатвы, или что каждый год в День Святой Троицы будет проповедь по второй главе книге Деяний или параллельным местам и пение гимнов по этой теме. То же самое будет правильно и с Пасхой. Верно, что каждый воскресный день напоминает о факте воскресения; Христос воскрес и присутствует со Своим народом. Но не каждая воскресная проповедь и не каждый гимн — о воскресении. Таким образом, для церкви было бы мудрым решением провести одно воскресенье, посвящённое именно воскресению Христа.

То же самое касается и Адвента, и Рождества.

Предвосхищая воплощение Бога

Думаю, есть ещё одно соображение. Многие места Ветхого Завета предсказывают пришествие нашего Господа, зачатого в утробе девы, рождённого в Вифлееме. Матфей посвящает почти две главы описанию и объяснению этого события; Лука делает то же самое. Иоанн возвращает нас обратно в вечность, когда приглашает задуматься о его значении. В Новом Завете есть и другие отрывки, которые помогают понять его. Другими словами, Библия уделяет большое внимание рождению Спасителя и богословию воплощения. Не стоит ли это сделать и нам?

Мой собственный опыт служителя был таким. Часто я рассказывал от четырёх до двенадцати проповедей о рождении Иисуса в течение декабря. Это составляет где-то от 3% до 10% моего проповедования на тему Великого Чуда. Это несоразмерно много? Конечно, нет.

Но поставьте вопрос наоборот. Когда церкви «игнорируют» Рождество, сколько проповедей и назиданий о воплощении Христа они могут услышать? От четырёх до двенадцати? Вряд ли. Это моё ненаучное исследование проповедников говорит о том, что, по сути, Божье воплощение останется незамеченным. Разве это более библейский подход? Сомневаюсь, а потому я согласен с тем, что сказал доктор Мартин Ллойд-Джонс:

Я считаю обязательным готовить специальные проповеди в связи с особыми событиями. Думаю, что целесообразно читать специальные проповеди на Рождество и в предрождественские дни.

доктор Мартин Ллойд-Джонс, «Проповедь и проповедники»

Настоящая радость с настоящим смыслом

Да, Рождество стало светским и коммерческим праздником. Но есть старая фраза на латыни: «Abusus non tolit usus» — нельзя позволять, чтобы злоупотребление чем-то разрушило и правильное его использование. Лучшее лекарство в этой ситуации — это чтобы христиане праздновали истинное значение Рождества. Говоря о себе, чем больше у меня получается слушать или рассказывать о пришествии Христа, тем больше это помогает мне сосредоточиться на том, что действительно важно в декабре. Иначе я плыл бы против течения в духе Эбинейзера Скруджа («Гм... вздор!»). Если так, то я бы не только не радовался в праздновании воплощения — я бы вообще потерял чувство радости! Нет, мне нужно то, что великий шотландский богослов Томас Чалмерс назвал «вытесняющей силой первой любви». Познание нового об Иисусе и Его пришествии приносит радость, которая является более глубокой и продолжительной, чем все эти торжества мишуры и блеска кругом. Эта уверенность стоит за моей книгой об Адвенте «Любовь сошла на Рождество». Это приглашение использовать предрождественские дни, чтобы глубже созерцать воплощение, отодвинув всё остальное, что соперничает за наше внимание.

На самом деле, в каком-то смысле эта потребность идти против большинства — это то, как празднование Рождества распространилось в древности.

Вы когда-нибудь слышали, как люди говорят, что оно на самом деле произошло от языческого праздника?

Это правда, что римский фестиваль Сатурналии проходил в декабре. Но скорее праздник Рождества не произошёл от него, а создан против него, и для контраста с ним. Сатурналия была поводом для распущенности и для всего того, что мир продолжает называть «хорошим провождением времени» (часто это значит «получить кайф» — раскалывающуюся голову и всё в этом духе!). Христиане древности хотели жить контркультурной жизнью, чтобы Сатурналия не переделала их под себя. И они знали, что у них есть что-то — точнее Кто-то — достойный праздника. Вот они и собирались вместе, чтобы отпраздновать день рождения своего Спасителя.

Первыми это сделали пастухи — и они прославили Бога за то, что увидели. А потом пришли волхвы — и они поклонились Христу, когда Его увидели. Какое будет благословенно, если Рождество и для нас станет таким же!

Вконтакте

Рождество Христово - один из любимых христианских праздников. Он отмечается во всем мире людьми разных культур и конфессиональных традиций. К сожалению, в современном мире все больше забывается смысл праздника. Более того, и само слово «Рождество» не в чести на современном Западе. Все больше людей, боясь «обидеть» представителей нехристианских религий, поздравляют своих знакомых не с Рождеством Христовым, а с «праздниками». Как не прискорбно, при этом люди не очень боятся обидеть Бога, явившего им спасение в Иисусе Христе, родившемся в Вифлееме.

Для настоящих христиан Рождество - один из важнейших дней в году, когда мы вспоминаем о Боге ставшем Человеком, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7). Он пришел в этот мир для того, чтобы умереть. «Смирил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Он добровольно избрал этот путь «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Христос родился как Спаситель. Поэтому Его рождение в христианском сознании тесно связано и с последовавшим страданием на кресте и с пасхальным торжеством воскресения Господа из мертвых.

Первое упоминание о празднике Рождества Христова относится к 4 столетию. В более древние времена христиане также помнили о рождении Иисуса. Например, долгое время в христианских церквах праздновался день Богоявления, во время которого вспоминали и о приходе Спасителя в мир, и о Его крещении от Иоанна Крестителя. Однако, в конце концов, христиане, как на западе, так и на востоке, сочли более приемлемым события, связанные непосредственно с рождением Сына Божия, вспоминать и праздновать как отдельный праздник. Рождество, со временем, стало важнейшей датой христианского календаря, наряду с Пасхой.

Для христиан всегда значимым был смысл Рождества Христова. Важным было то, что как свидетельствует апостол Иоанн: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодать и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Дата праздника Рождества была установлена произвольно, так как точное время рождения Господа Иисуса Христа нам неизвестна. Священное Писание Нового Завета говорит о духовном смысле Рождества, а не о его дате. Иногда люди, считающие себя христианами, спорят о дате Рождества, между тем как в этом споре по определению не может быть «правильной» и «ошибочной» точки зрения. Важно не то, когда мы празднуем Рождество, а как мы празднуем.

В Россию праздник Рождества пришел с древности вместе с первыми христианами, появившимися на территории древний Руси. Со времен князя Владимира, сделавшего христианство государственной религией, Рождество навсегда вошло в народный календарь. Однако духовный смысл праздника для многих оставался неясным, скрытым за непонятными религиозными обрядами и различными традициями. Евангельские христиане-баптисты, появившись в России в 19 веке, наполнили Рождество подлинно библейским духовным смыслом, поставив в центр праздника евангельскую историю рождения Божественного Младенца и духовное значение этого события для нашего спасения.

Рождество было и остается для нас праздником подлинно духовным. Одновременно и церковным и домашним. Христине прославляют родившегося Спасителя и на церковных богослужениях и в семейном кругу. Евангельские христиане-баптисты всегда любили встречать этот светлый праздник всей семьей. Поэтому для нас Рождество - это еще и детский праздник. В отличие от светского Нового Года со сказочным Дедом Морозом, Рождество с самого детства вводит наших детей в подлинную правдивую евангельскую историю и ориентирует их на осознанную встречу с Иисусом.

В любые времена Рождество Христово является для нас праздником веры. Рождественские дни помогают нам хотя бы на время замедлить темп современной жизни, сосредоточится на Боге и прислушаться к голосу Иисуса, нежно говорящему слова мира и ободрения христианскому сердцу. Как бы ни была сложна наша жизнь, сколько бы в ней не было переживаний и печалей, Христос пребывает с нами. Его «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Ничто не способно погасить свет Христа, свет надежды в жизни христианина. Пока мы держимся за Христа и уповаем на Него, даже в наши самые темные дни Он пребывает с Нами, Он наш Свет Истинный (Ин. 1:9). Об этом напоминает нам и в этом утверждает нас Рождество.

И, конечно, Рождество - это праздник любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это то время, когда христиане являют Христову любовь друг другу в поздравлениях и подарках. Это те дни, когда церковь особенно стремится явить любовь Божью всем людям, приглашая их на праздничные богослужения, проповедуя им Евангелие спасения во Христе и проявляя заботу о нуждающихся и одиноких, которым так нужен Спаситель.

Пусть Рождество Христово вновь обогатит и обрадует наши души! Будем праздновать во славу Божью!

Мир вам, дорогие друзья. Желаю благословений Свыше в эти рождественские дни, когда мы снова напоминаем друг другу о событии, свершившемся в Вифлееме больше двух тысяч лет тому назад. Мы поем и рассказываем о пастухах, волхвах, ангелах, яслях, таинственной звезде, Иосифе и Марии, но, прежде всего о Младенце, Который «родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим. 1:3-4).

Бог стал человеком. Он не просто приблизился к нам, не просто стал похожим на нас, но стал одним из нас. Евангелие от Иоанна первая глава четырнадцатый стих: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…». Иисус жил среди людей, умер за нас, воскрес и вознесся во славе, но при этом Он остается с нами до скончания века. Он по-прежнему дарит полноту радости, не уничтожаемый обстоятельствами или временем смысл жизни, светлую надежду… А без Него мы, в сущности, не можем иметь ни первого, ни второго, ни третьего…

После революции 1917 года проходили диспуты между верующими и атеистами. В одном из них участвовал Владимир Марцинсковский, другие лекторы, в том числе Луначарский, выступавший против религии. Во время лекции поступали записки из публики. Одна была полна упреков по адресу атеистической проповеди Луначарского. Женщина написала: «Я пришла сюда с разбитой душой, и ухожу еще более разбитая».

Действительно, разве может человек жить только земным? Разве это не бесчеловечно – отнимать у людей Бога? Разве удовлетворится душа комфортом или материальным благополучием? Разве насытят ее Санта Клаус или Дед Мороз со Снегурочкой?

Слава Богу, с неба сошел Хлеб жизни. Родился Иисус Христос! Бог приготовил нам чудесный подарок! Замечаем ли мы Его среди множества рождественских декораций: елок, гирлянд, мишуры, огней, игрушек? Так много вокруг праздничной «волшебной пыли». Даже детали Его рождения — пастухи, звездочка, ясли, волхвы – могут отвлечь от Лежащего в яслях.

Поучительный пример был рассказан в брошюре «Дар Рождества». Две нарядно одетые женщины заказали дорогой обед в первоклассном ресторане. Знакомый, увидев их, подошел к столику, чтобы поздороваться. «Что у вас за событие?» — поинтересовался он. Одна из женщин ответила: «У моего малыша сегодня день рождения: два года!» «А где же малыш?» — удивился собеседник. Мама виновника торжества пояснила: «Я оставила его на вечер с бабушкой. Будь он тут, никакого веселья не было бы».

Может быть, поэтому большинство людей предпочитают праздновать Рождество без Христа, чтобы Он Своим присутствием «не испортил праздник»? Иисус нужен только как повод для праздника, но не как Спаситель и Господь.

Примеры такого отношения ко Христу можно найти и среди тех, кто считает себя верующим. Меня, например, поражает реакция первосвященников и книжников на весть о рождении Христа (Мф. 2:1-6). Они правильно ответили на вопрос Ирода: «где должно родиться Христу?» — «В Вифлееме Иудейском». Что удивительно, при этом священникам не пришла в голову мысль: «Это же исполнение пророчеств! Надо бежать в Вифлеем! Пойдем, поклонимся Ему!»

Кажется, Христос их совершенно не интересовал… Они сделали свое дело, и, вероятно, ушли готовиться к богослужению или изучать пророчества, в том числе пророчества о Мессии!

Прочитаем текст, который с удивительной глубиной раскрывает идею рождения Христа. Записан он в шестнадцатом стихе третьей главы Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что о тдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Бог возлюбил мир… возлюбил каждого из нас. В греческой мифологии все обстояло не так. Прометей однажды попытался украсть огонь для смертных. За это он заплатил невероятными мучениями, ниспосланными в виде наказания от Зевса. Жившие на Олимпе «боги» не желали делиться своими благами с людьми, а вечный живой Бог отдал Себя. Ведь Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками.

А что значит «возлюбил»? Пережил какие-то приятные теплые чувства? Подарил цветы? Написал стихотворение? Испытал эмоциональный подъем? Так бывает с нами, когда от любви (влюбленности) перехватывает дыхание, учащается сердцебиение, к лицу подступает краска.

Божье выражение любви намного глубже: Он о тдал Своего Сына.

Конечно, и мы из любви способны делать ценные подарки: дорогой сувенир, путешествие на двоих, букет цветов, ужин в ресторане, шоколадку. (К счастью, наши любимые имеют скромные потребности.) Но Божья любовь проявляется в несравнимой мере. Он отдает самое дорогое, самое ценное… Он приносит в жертву Себя… Это действительно любовь, превосходящая разумение. Но не в этом ли мы нуждаемся более всего?

Наталья Трауберг заметила: «Почему человек так одинок, самолюбив, требователен, жаден? Потому что он нуждается в любви. Нуждается он правильно: без любви жить невозможно». И вот Бог являет любовь, восполняет нужду в любви… Забудем слова старой неправильной песни: «Мы ничто, пока нас не полюбят…» Бог возлюбил нас, возлюбил прежде создания мира.

Евангелие говорит и о благах, которые мы имеем, благодаря этой удивительной любви. Бог возлюбил мир, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Слово Божие говорит, что «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Человеку угрожает погибель… Речь не только о физической смерти: это далеко не самое страшное. Смерть духовная (когда человек живет без Бога), и смерть вечная (вечное отделение от Бога, ад), вот что ужасно.

Без Бога мы живем в состоянии духовной смерти, не имеем мира, полноты радости, глубины взаимоотношений. Грех разделил нас с Источником жизни, и мы потеряли утешение, блаженство, отраду, которые можно иметь только в Нем. Мы, как расстроенный инструмент, и пальцы Мастера должны коснуться его, чтобы он зазвучал. А без Христа мы не найдем себя, не обретем жизни с избытком, в чем так нуждается человек.

Один ученый, оценивая состояние современного человека, пишет: «Современные информационные технологии, реализуемые телевизионной и компьютерной техникой, производят особый искусственный мир виртуальной реальности, в свою очередь творящий (конструирующий) нового человека… [Этому человеку] присущи тотальное бесстыдство и порочная извращенность, сексуальная разнузданность, похабщина, разгул страстей, пикантное отношение к смерти, вседозволенность. «Новый человек не любит – он занимается любовью». Он не творит – он «самовыражается». Он не смиряется – он пытается приспособиться. Он не раскрывает в себе образа Божьего – он делает себе имидж. Он даже не играет – он «ведет игру».

Действительно, человек не может разобраться даже в себе. Он ищет счастья, и не находит его… Более того, эти поиски разрушительны для его души и тела, поскольку часто связаны с грехом…

Мы ищем общения, придумывая новые средства связи, чаты, форумы и блоги в Интернете, недорогие (дешевле только бесплатно, уверяют нас) тарифные планы мобильной связи, но не может найти общего языка с самыми близкими людьми, живущими в одной квартире: дети не могут нормально общаться с родителями, муж – с женой и наоборот. В результате семьи распадаются. Дома красивые, о домашние очаги разрушены.

Человек считает себя слишком образованным, чтобы верить в Бога, но при этом поклоняется творению, обожествляя знаки Зодиака, черного кота или других людей («кумиров»). Разве это не говорит о состоянии духовной гибели?

Но грех, и это поистине ужасно, ведет к вечному отделению от Бога, к вечной смерти, если отчуждение между Создателем и творением, пропасть между Богом и человеком не преодолевается смертью и воскресением Христа.

Но возрадуемся сегодня! Христос пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Сын Божий родился, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Спасены ли вы от погибели? Имеете ли вы в Его любви будущность и надежду? Ведь Он отдал самое дорогое. Разве Он не может принять, простить, наполнить радостью?..

Иисус хочет, чтобы мы доверились Ему, последовали за Ним. Такой поступок станет благословением не только для нас, но и многих людей вокруг нас. «Спасись сам, и спасутся тысячи вокруг тебя», — говорил Серафим Саровский. Когда мы верим, когда мы служим Ему, когда мы поклоняемся Младенцу, другие люди получают через это благословения: наши дети, мужья и жены, близкие родственники и, вообще, все, кто встречается на нашем пути. И через нашу жизнь прославляется Небесный Отец.

Благословений вам в праздник Рождества Христова и жизни с Богом.

Чье Рождество? Бога?

"Рождество?" - оторопеет прохожий. - "Что это? Я не совсем понимаю. Чье-то рождение… Бога?" Так, наверное, будут реагировать на вопрос о Рождестве многие люди.

Да, Бога и человека! Рождение и жизнь Иисуса заметно отличаются от историй всех других "божеств" и "спасителей". Он просто родился. В том-то и дело, что Ему не нужно было достигать особого просветления, стяжать особой мудрости и вдумчиво вникать в учения других религий. Он просто родился и подарил человечеству самого себя. Его имя (на иврите Джошуа) означает "Господь спасает", а Христос - это вовсе не фамилия, как думают многие, но титул, который означает "Помазанник".

Обычно мы связываем Рождество с зимой, хотя, по всей видимости, Иисус родился летом (пастухи в зимнее время вряд ли оставались бы на открытом воздухе в поле). Нам кажется, что ясли - это специальная детская кроватка или что-то вроде садика для детишек, однако это простая кормушка для животных. Иисус родился в хлеву в антисанитарных условиях, а не в медицинском заведении, выбирая которое, современные мамы оценивают качество предоставляемых услуг и престижность. Мы спорим, когда нам отмечать Рождество младенца Иисуса: 25 декабря или 7 января, поскольку в Библии информация по этому поводу крайне скупа. На рождественских открытках рисуют пастухов и волхвов, трепетно склонившихся перед Мессией, хотя Евангелия говорят, что последние пришли к Нему намного позже (Мф. 2:11) . Сколько интересных и необычных фактов! Не так ли?

Итак, Рождество - это праздник, посвященный рождению Иисуса , - ни Будды, ни Кришны, ни Мухаммада. Это рождение Божьего Сына. Многие церкви отмечают его по-разному и в разные дни. Мы привыкли думать, что 25 декабря по Григорианскому календарю Рождество празднуется только католиками и протестантами. Однако и православные церкви, например, константинопольского, александрийского, антиохийского, румынского патриархатов, а также православные церкви Греции, Болгарии, Албании, Польши, Кипра, Сирии, Ливана, Америки и Египта также отмечают этот праздник вместе с христианами других конфессий.

Не секрет, что церквям ВСЕХБ праздновать Рождество Христово 7 января навязали советские власти, и произошло это только после великой отечественной войны, где-то в 1946 году, не смотря на то, что раньше Рождество и баптисты и евангельские христиане праздновали, как и все их братья зарубежом, 25 декабря.

В последнее время участились нападки на дату Рождества. Это в основном из-за пропаганды так наз. свиджетелей Иеговы, которые рождение Иисуса Христа вообще хотят отнести к осени. Но прислушиваться к таким "знатокам" вообще несолидно.

Можно ли доказать, что Иисус Христос родился именно 25 декабря, или проще - в декабре? Да. Есть такие расчеты. Вот они.

В Западной Церкви Рождество Христово стало праздноваться 25 декабря значительно раньше, чем в Восточной. Однако, с конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. Эта дата была выбрана для празднования Рождества Христова по следующим соображениям.


  • Есть предположение, что праведный Захария, отец Иоанна Предтечи, был первосвященником и что явление Ангела ему было за завесой в Святом Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, его и стали считать днем зачатия Иоанна Крестителя. В шестой месяц после этого было Благовещение матери Иисуса Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился сам Господь Иисус Христос.

  • Однако, точных данных о том, что Захария был первосвященником нет. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам, зачался от матери Христа Марии во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос - свет миру, солнце правды, через 9 месяцев во время зимнего солнцеворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его - 24 июня - время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще один из отцов древней церкви Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя (Ин. 3:30): "Ему должно расти, а мне умаляться".

  • Существует еще одно предположение о вычислении дня Рождества Спасителя. Месяц и день Крестных страданий Христовых точно известен из Евангелий, как и его возраст. Издавна в Церкви было распространено убеждение о том, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Значит, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта (День Благовещения). Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получим дату Рождества Христова - 25 декабря.

Еще раз.

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событий Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень". (Лк. 1,5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24,10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают - месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году - чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1,23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1,24). Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Крестителя можно определить как сентябрь (23 сентября). Время рождения Иоанна Крестителя, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Лк. 1,25), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Крестителя. Это - март (Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).