Современной маме. Развивающие игры с детьми на кухне. Чем занять ребенка на кухне: развивающие игры

Игры на кухне с детьми

Готовим и играем на кухне вместе с детьми.

Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы.
А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня?
Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать?
А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Обращаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
- Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
- Поможем научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
- Дадим понять, как заботимся о своей семье.
- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.
Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

Вкусные слова.

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром.
Мама: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга».
По очереди называть слова и «выкладывать» на ладошку.
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

Охота на слова.

Цель: Дать понятие об овощах, способствовать
развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща?
Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще.

Помощники.

Цель: Упражнять в словообразовании сложных слов.
Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

Готовим сок.

Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Образуем слово: «Из яблок получается сок…(яблочный), из груш - (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…»

Покупки.

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
1.В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук)
2.Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.

3.Что для тебя здесь самое вкусное?
4.Что самое тяжелое (легкое)?

Раскладываем и пересчитываем.

Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов.
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное
количество приборов.

Охота на цифры и буквы.

Цель: Упражнять в умении различать и называть цифры (буквы), закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Обратитесь к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры.
Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают? А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они?
Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы? И т.д.

Выдумщик.

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру
высказывания.
Предложите ребенку придумать сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы и т.д.), если нужны ребенку подсказки помогите ему, задавайте наводящие вопросы.

В доме, где живет семья, каждая комната имеет свое предназначение. Так вот, кухня — это сердце дома! Чаще всего именно на кухне мы проводим свое совместное время, собираясь за обеденным столом. И даже когда в семье появляется ребенок, подрастая и исследуя обстановку в доме, ему волей- неволей приходиться пребывать именно на кухне, ведь как раз там зачастую происходит все самое важное.

Чтобы маленький ребенок был в поле зрения и не приходилось бы все время его проверять, мама даже выделяет для него на кухне специальный уголок. Сначала там может появиться передвижная кроватка или коляска, затем манеж или одеялко на полу, и вскоре ребенок уже надолго «вливается» в кухонный интерьер, гремя кастрюлями и поварешками и предоставляя маме возможность приготовить обед. Порой, это просто свободное время, в которое маме можно передохнуть, ведь на игры с посудой и продуктами у детей может уходить достаточно много времени.

Почему же обычные игрушки не интересуют детей так, как кухонная утварь?

Во-первых : естественные материалы (в том числе крупа и мука) имеют природную способность притягивать и снимать напряжение.

Во-вторых: на кухне часто находится мама, которую, как и она, сама ребенок не желает упускать из поля зрения (особенно, если ему меньше двух лет).

В-третьих: срабатывает способность детей к подражанию. Раз взрослые этим занимаются, значит это очень важно, и если я буду делать так же, то стану похожим на них (то есть таким же важным и значимым).

Что развивают игры на кухне?
Игр на кухне существует множество и каждая из них придумана каким то конкретным ребенком. Родители иногда просто подхватывают его идею и направляют ее в какой то конкретный сюжет или творчество. Но даже если этого не происходит, будьте уверены — малыш все равно получит удовольствие от этого процесса.
Маленьким детям, начиная с годовалого возраста и даже раньше, интересно играть в игры, имеющие три основных направления:

  • использование сенсорной чувствительности (вкусовой, тактильной, слуховой);
  • взаимодействие с предметами-емкостями (куда можно что то положить);
  • проталкивание крупных и мелких предметов куда либо.

Сюжет здесь пока не важен, так как это очень ранняя форма развития игровой манипулятивной деятельности.
Такая ранняя деятельность малыша развивает и тренирует его зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, тактильную чувствительность, представление о величине и цвете предметов и плюс ко всему снимает напряжение.
Для детей постарше игры на кухне открывают возможность побыть самостоятельными, получить одобрение и признание со стороны взрослых, чтобы почувствовать свою важность и значимость.
Во что играют дети на кухне?
При опросе родителей, дети которых играют или играли на кухне, мы выделили следующие виды деятельности:

  1. Игры с посудой (кастрюлями, банками, тазами, ложками и т.д.).

Соотносить величину предметов ребенку помогают емкости разной величины, помещенные одна в другую, туда же можно что- то класть («что-нибудь полезное»).
Маленькие любители стучать о днища кастрюль металлическими или деревянными ложками часто доставляют много шума, однако это позволяет им развивать слуховую чувствительность и даже способствует формированию кисти руки.
Некоторым детям постарше под присмотром взрослых позволяют крутить на механической мясорубке мягкие продукты и это также хорошо тренирует руку.

  1. Игры с водой

Вода — это естественный растворитель, без которого не обходиться ни одно смешивание, которое дети просто обожают.
В тазике с водой можно что-нибудь помыть.
В кастрюле с водой можно «сварить» кашу или суп, используя заранее порезанные овощи, а также крупы и макароны.
Многим малышам нравится опускать в стакан с водой пакетик чая, а если долго это делать, то можно наблюдать, как чай растворяется.

  1. Игры с продуктами

Для таких игр часто используются крупы, макароны, бобовые, мука, овощи и фрукты.
Самое простое, что может сделать ребенок, это погружать свои ручки в разные сыпучие продукты, катать горошины по ладошке, прятать и искать предметы в крупе.
Все, что можно, малыш любит пересыпать и смешивать. Так, мука превращается в тесто и у ребенка появляется обширное поле для деятельности. А учитывая желание детей проталкивать мелкие предметы куда-либо, можно предложить засовывать горошины прямо в тесто. Вообще, с тестом можно делать что угодно — раскатывать, отщипывать, мять.
Дети постарше лепят из соленого теста определенные фигурки и раскрашивают их. Ну а если предоставляется возможность вместе с мамой что- то постряпать (например, формовочное печенье), большей радости для ребенка и не придумаешь. Кстати, такое печенье, как правило, всегда съедается ребенком.
Ближе к более осознанному возрасту, дети могут использовать также овощи и фрукты для приготовления элементарных блюд или молочных коктейлей.
В настоящее время этот процесс можно разнообразить, используя различные шпажки, зонтики и трубочки. Дети очень любят делать различные канапе и слоеные бутерброды, да и какой же коктейль обходится без трубочки? Кстати, удерживать трубочку между губ и пить таким образом полезно для развития артикуляции.
Существует множество кулинарных книг для детей с простыми рецептами блюд, которые ребенок может приготовит в своем возрасте. Родителям можно доверить детям украшение сладостей разноцветными посыпками раскрашивание пасхальных яиц, сервировку стола и конечно же, уборку на кухне.Прививаем любовь к порядку
Как известно, только лишь приготовлением дело на кухне не заканчивается. И вот ребенок уже тянется за тряпкой, видя, как мама вытирает стол. Поэтому, ведро с водой, в которое можно что то окунать (например, губку) имеет для ребенка просто магическое притяжение. Будьте уверены, что, одев вашему ребенку яркий фартук, закатав рукава и вооружив «набором хозяюшка», вы выиграете не менее часа свободного времени. Как показывает опыт, в момент уборки ребенок помоет вам все, начиная от посуды и заканчивая полами. И когда вы будете убирать за вашим «уборщиком», нужно постараться, чтобы он этого не увидел. А дальше — только хвалить!
Опыты на кухне
Дети дошкольного возраста очень любят узнавать все новое и особенно исследовать и экспериментировать. Где, как не на кухне, можно узнать, что будет, если:

  • крупу или бобовые залить водой,
  • соединить чай с молоком и лимон,
  • взбивать долго яичные белки,
  • залить крахмал кипятком,
  • заморозить в формочках воду или сок,
  • растворить в воде желатин,
  • погасить соду уксусом и т.д.

Смешивание, кипячение, заморозка — все это наглядным образом продемонстрирует ребенку разные состояния веществ, которые могут изменяться под воздействием определенного химического процесса.
Безопасность — прежде всего!
Доверяя малышу игры на кухне, вы, прежде всего должны помнить о безопасности. И это достаточно серьезный вопрос, который нельзя оставить без внимания.Ежегодно многие дети попадают в больнице с серьезными травмами, полученными именно в быту.
Помните: мелкие предметы, бьющаяся посуда, консервные банки, бытовая химия, уксусная эссенция, ножи и мясорубки, газ, электроплита, кипяток — таят в себе очень большую опасность для здоровья и жизни ребенка.С ранних лет необходимо не только следить за малышом, но и объяснять ему все меры безопасности. То, что нельзя спрятать, нужно закрепить категоричным словом «нельзя».Многие родители не допускают детей на кухню, опасаясь вероятности травматизма и не желая лишний раз убирать за ними. Что ж, это можно понять — ребенок не должен каждый день путаться у вас под ногами, пока вы готовите или занимаетесь уборкой. Но, если хотя бы раз в неделю вы сможете спокойно поиграть с ребенком, уделяя ему необходимое внимание пока находитесь на кухне, этого будет достаточно, чтобы познакомить малыша с реальными вещами, развить его познавательную активность и воспитать себе в недалеком будущем хорошего помощника по хозяйству — главное, чтобы вы оба получали от этого процесса положительные эмоции.

Стать другом - просто!

Любая мама проводит достаточно времени на кухне (особенно та мама, ребенок которой кушает неважно). Соответственно, если вы не можете похвастать толпой родственников, стоящих в очередь поиграть с вашим ребенком, пока вы кашеварите, то готовить и одновременно развлекать ребенка придется самой. На кухне.

Конечно, можно банально принести игрушки из комнаты и играть в них, а можно проявить фантазию и поиграть с ребенком на кухне в следующие игры:

1. Разобрать шкафчики . По возможности, организуйте детский шкафчик, где будет храниться вся безопасная пластиковая посуда. Ну или по крайней мере, уберите все крупы и опасные вещи повыше. В возрасте от 1 года дети очень любят открывать-закрывать шкафчик, изучать его содержимое, доставать все из шкафчика. Предложите ребенку потом убрать все вещи обратно или уберите вместе с ним.

2. Играть с консервами . У меня и у моих подруг в нижнем шкафчике часто хранятся консервные банки (горошек, шпроты и т.п.). Это прекрасный материал, чтобы построить башню из консервов.

3. Перебрать макароны. Очень способствует развитию мелкой моторике рук. А еще макароны можно сложить в банку, а можно пересыпать из одной банки в другую.

4. Поиграть в «Ку-ку». Универсальная игра в ку-ку. Можно играть, где угодно. Поиграйте с ребенком и на кухне.

5. Сложить пластмассовые емкости одна в одну, построить башню.

6. Помузицировать с 5-литровыми пластиковыми бутылками. Пустые 5-литровые емкости для воды могут послужить отличным музыкальным инструментом – по ним можно стучать ладошками или ложкой (или двумя), а можно ударять одной емкостью о другую. Дочка сама додумалась засунуть в 5-литровую емкость шариковую ручку и греметь ею, как погремушкой.

7. Сделать маракасы. В сухую пластиковую бутылку 0,5 (или 0,33) из-под воды или газировки можно насыпать рис. Получится отличный маракас для вашего ребенка. Мы в него играем с 6 месяцев. Раньше им гремела я, т.к. для дочери игрушка была великовата. Сейчас она гремит ею сама.

8. Сортировать разноцветные крышки от 5-литровых емкостей . У нас накопились крышки красного и синего цвета (от разных брендов воды). Предложила своей дочке раскладывать крышки в разные стороны в зависимости от цвета. Пока путается.

9. Закрывать пластиковые контейнеры крышкой . У нас пластиковые контейнеры разного размера. Соответственно, крышки для них тоже разные по размеру. Можно рассыпать все контейнеры и крышки от них и подбирать заново, заодно попутно осваивая свойство «большой-маленький» у предметов.

10. Варить кашку, игра с ложками-поварешками . Варить кашку можно ложкой в кастрюле, а можно половником на полу. Цель: научите ребенка помешивать, дуть на воображаемую кашку в ложке. А как смешно детки дуют впервые!

11. Кормить кукол . Берем ложку, чашку, сажаем рядом куклу и предлагаем ребенку накормить куколку, можно предложить спеть кукле песенку, укачать ее после плотного обеда, положить в коляску и покатать, чтоб заснула.

12. Рисовать пальцами. Можно насыпать тонким слоем манки или муки на стол и рисовать на поверхности картины пальцем. Это очень развивает тактильные ощущения у детских ручек.

13. Стучать ложкой. Предложите ребенку постучать ложкой по разным поверхностям и послушать звук. Комментируйте, по какой текстуре ребенок сейчас стучит: дерево, металл, пластик. Можно осторожно вместе (придерживая руку ребенка) постучать по чашке или тарелке.

14. Играть с дуршлагом. Переверните дуршлаг дном вниз. Сделайте ежика, натыкав сухие спагетти в дырки дуршлага.

15. Готовить вместе с ребенком. Пусть размешает тесто, порвет листья салата, попробует скатать шарик, размазать сливочное масло по холодной сковородке. Так и аппетит ребенка станет лучше, ведь он будет думать, что это он сам приготовил покушать.

Готовьте вместе с ребенком. Почему обязательно нужно с ребенком именно играть? В таком возрасте для ребенка любое действие игра – он так познает мир. Вам нужно готовить? Так привлеките к этому мероприятию ребенка. Можно предложить ребенку делать несложные манипуляции:

- налить воды (дайте воды в кружке, но немного. Лучше дать несколько раз по чуть-чуть),

- насыпать крупы

- размять тесто. А еще тесто можно кидать. Главное, изготовить тесто для лапши или пельменей. Можете выделить ребенку персональный кусочек, а можете дать поиграть большим куском теста.

Научите ребенка катать колобок. Потом сможете сделать гусеницу из кучи колобков.

Если вы готовите лапшу, то можно ребенку дать задание подбрасывать лапшу , чтобы она не слипалась

16. Показывать продукты, из которых вы готовите, озвучивать их, дать подержать в руках. Конечно, на картинках в книжках овощи-фрукты тоже есть, но подержать их вживую в 100 раз интересней.

Если вы мастерица, то сможете развлечь ребенка, вырезав ему интересные фигурки животных из овощей или фруктов. Потом их еще и съесть вкусно!

17. Мыть вместе посуду . Моя дочь обожает вместе со мной мыть посуду. Я ставлю ее на стул, и она видит, как я мою посуду, а она в это время ловит струю воды половником (по-другому не дотягивается) или бьет ладошкой по воде на дне раковины. Попутно комментируем, какой предмет сейчас моем (ложку, тарелку ит.д.)

На самом деле, игры на кухне очень развивают детскую фантазию, т.к. для игры на кухне с ребенком используются образные предметы, которые могут воплотиться в любую задумку автора. А мама успевает сделать массу полезных вещей, обязанности по которым никто не отменял!

Часто ли вам приходится слышать (или задавать) вопрос: «Как все успеть с ребенком, ведь дома столько дел?». На самом деле , нужно просто , превращая их в развивающую игру.

Сделать это легко, нужно лишь проявить немного фантазии. Сегодня на я поделюсь с вами идеями развивающих игр с ребенком на кухне .

Почему? Потому что на кухне много всего интересного: крупы, макароны, вода, посуда, еда. И поверьте, лучше позволить ребенку быть рядом с вами и играть всем этим, чем оставить его самого по себе, а потом убирать разгромленную квартиру. На собственном опыте знаю, что убрать крупу намного быстрее, а ребенок от таких игр получает двойную пользу: весело проведенное время и развитие.

В какие игры на кухне можно придумать, пока мама готовит?

1. Привлекаем ребенка к приготовлению пищи

Ребенок может:

  • порезать овощи пластиковым или небольшим и не очень острым ножом (в зависимости от возраста);
  • насыпать крупу, просеять муку, лепить из теста вместе с вами;
  • подавать вам нужные овощи в нужном количестве (чем не математика?);
  • украшать готовые блюда.

2. Игры с крупой и макаронами

Для удобства можно взять яркий поднос или картонную коробку из-под обуви (положив на дно яркий лист картона).

Сортируем крупы

Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным и разложить им по тарелочкам еду.

Пересыпаем крупы, ищем клады

Для таких игр мы использовали детскую ванночку для купания. Пока я готовила, Анютка сидела прямо в ванной и пересыпала горох из одной емкость в другую, искала маленькие магниты и фигурки животных, которые я заранее прятала в горох. Кстати, если ребенок играет в ванночке убирать значительно проще и меньше.

Пересыпать крупы можно руками, ложкой, поварешкой. Приготовьте разные емкости: большие и маленькие. Можно использовать баночки от детского питания с крышками. Заодно ребенок научится открывать и закрывать их.

Нанизываем

Подготовьте разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложите малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.

Анютка любит кормить червячка: червячок – это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становится толстым и сытым.

3. Игры с водой

Это наверно самое любимое занятие деток. Ребенка можно поставить на стул и включить воду в раковине: пусть набирает ее в разные емкости и переливает из одной в другую. А чтобы детская одежда не пострадала, ее лучше снять, ведь все равно ребенок намочится и вам придется его переодевать.

Я очень часто ставлю тазик с водой, даю дочке ситечко, воронку, разного размера емкости, ложку, поварешку и тряпочку, чтобы вытирать воду. Она очень долго может со всем этим богатством играть.

А если добавить сюда продукты (настоящие или игрушечные) то ребенок вместе с вами будет самостоятельно готовить свой обед.

Мы делаем так: в тазик с водой я запускаю пластмассовых рыбок (с магнитиками) и даю Анютке удочку. Она сначала ловит рыбу удочками и ситом (как Мишка в мультике «Маша и медведь»), потом режет пластмассовые овощи и фрукты на две части (они соединены между собой на липучку) и варит из всего этого папе суп в кастрюльках.

Для чего ребенку игра в «Повара» и «Кухню»?

Сегодня мы открываем серию статей о столь любимых всеми без исключения детками игрушках - об игрушечных кухнях и огромном количестве аксессуаров для них. Но даже больше, чем об игрушках, мы хотим рассказать Вам о сюжетно-ролевых играх в «Повара», в «Кухню», для которых и создаются все эти игрушки. Нашей основной целью является помощь мамам и папам сделать своих малышей чуточку счастливее… а какой путь именно Вы для этого выберите – устроите для крохи «тематическую недельку», просто поиграете в «Поваренка», почитаете стихи о профессии «Повара» или купите готовый игровой набор – это только Ваш персональный выбор! Мы лишь предлагаем уже готовые решения, а Вы выберите именно тот вариант, который идеально подходит Вашей семье по ритму, стилю, сложности реализации, бюджету и креативу! Вы можете трансформировать игры, менять порядок действий, придумывать свои сценарии игры, ведь только Вы знаете уникальные особенности и интересы своего чада…

Но для начала предлагаем разобраться, почему деткам так нравится эта игра и как, Вы, многоуважаемые родители, можете разнообразить игру своего малыша без особых материальных затрат…

Пожалуй, самая популярная сюжетно-ролевая игра дошкольников – игра в «Кухню».

Причем, мы намеренно говорим не об игре в «Повара», а об игре с условным названием «Кухня», поскольку этот формат игры намного обширнее.

Этап сюжетно-ролевой игры не обходит сторонний ни одного малыша на планете, ведь это закономерный этап взросления маленького человека, способ осмысления происходящих вокруг него процессов и событий. Именно через воссоздание известных и понятных крохе сюжетов и образов, он усваивает бытовые действия, знакомится с социумом во всем его разнообразии, учится общаться со сверстниками и окружающими его взрослыми. Любой ребенок дошкольного возраста является активным участником и инициатором сюжетно-ролевых игр. Другой вопрос, насколько это замечают родители? Насколько они способствуют развитию подобных игр? Насколько они готовы сами участвовать в процессе? И насколько в целом развит конкретный ребенок?

Мы еще неоднократно будем рассматривать вопрос сюжетно-ролевой игры в жизни малыша, только под разными «соусами», т.е. в разрезе самых разных направлений игр. Сегодня же мы говорим только об игре в «Кухню».

Почему малыши любят играть в «Кухню и повара»?

Потому что с рождения ребенок наблюдает за тем, как мама, стоя у плиты, готовит крохе молочные смеси, кашки, супчики и десерты. Потому что в современной России даже 2-хлетка знает, что такое кафе и ресторан, а возможно, ему уже посчастливилось побывать на кулинарном мини-шоу, когда еду готовят прямо перед посетителями. Еда и процесс ее приготовления окружают малыша повсюду – дома, в детском садике, в большом торговом центре, на дне рождения друга, в многочисленных и так популярных сейчас телевизионных кулинарных шоу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в какой-то момент ребенок изъявляет желание помочь маме на кухне или просит купить ему свой собственный кухонный уголок, ведь он хочет быть «как большой»! Он хочет примерить на себя эту роль и понять, действительно ли все это так интересно, как кажется со стороны.

Распознаем сигналы…

Как понять, что ребенок действительно заинтересовался вопросами приготовления пищи? Что ему нужны какие-то разъяснения? Что пора и родителям проявить чуть больше активности, что-то показать и рассказать, дать возможность что-то сделать самому на кухне или даже просто купить тематическую игрушку?

На самом деле здесь нет универсальных ответов! Просто прислушивайтесь к своему малышу. Понятно, что мамы и папы очень заняты, устают на работе в будни, а в выходные решают основные бытовые вопросы, но заметить интерес к игре не так уж сложно. Ваш малыш подставляет детский стульчик, чтобы, взобравшись на него, разглядеть, что происходит на плите? Он с радостью мешает ложкой варящиеся в кастрюльке пельмени? Кроха с неустанным упорством вытаскивает из ящиков всю кухонную утварь? Дочка объясняет куклам, что варит им кашку? Малыш в песочнице формирует не куличики, а «печет пирожки»? Собственно, вот они – основные «сигналы», что ребенку именно сейчас интересна тема приготовления пищи и все остальные, связанные с этим процессом, вопросы.

Наша рекомендация: не закрывайте глаза на эти сигналы, не откладывайте свое участие в игре на потом из-за занятости. Потому что, если Вы научите ребенка процессу игры на волне его личного интереса, покажете простые приемы, как разнообразить игру, познакомите самых маленьких исследователей с новыми для них понятиями и предметами, то позднее ребенок сможет сам усовершенствовать игру, за счет собственной фантазии, за счет привлечения к игре друзей. И на этом этапе, активной самостоятельной игры, Вашей сильной включенности в процесс не потребуется, достаточно будет просто подобрать интересные развивающие пособия и игрушки.

Эволюция игры…

Сюжетно-ролевая игра трансформируется и совершенствуется параллельно с взрослением самого ребенка. И игра в «Кухню» - не исключение.

В 1-2 года ребенок если и проявляет интерес, то только пассивный, и направленный на знакомство с предметами и действиями. На этом этапе родителям нужно не столько ждать проявлений со стороны самого крохи, сколько предлагать ему «пищу» для размышлений. Знакомьте малыша с кухонной с утварью, объясняйте свои действия во время приготовления еды, в кафе расскажите малышу кто сделал его любимое мороженое. Игрушки у малыша должны быть максимально простые и безопасные, например, деревянные кухонные наборы еды. Не старайтесь приобрести много дорогих и больших игрушек, больше обращайте внимание на функционал и безопасность.

В 3-4 года наступает активный этап сюжетно-ролевой игры, когда ребенок сам с большим удовольствием подражает действиям взрослых. На этом этапе самое лучшее, что Вы можете сделать для развития малыша – это позволять ему выполнять простые и безопасные действия под Вашим строгим контролем. Например, малыш может бить молоточком по мясу (для отбивной), делать кружок из теста, обвалять котлетку в муке перед жаркой, раскатать скалкой тесто, украсить торт кремом из кондитерского шприца. Конечно, у крохи может не все, не идеально и не сразу получиться. Будьте терпеливы, дайте возможность несколько раз повторить одно и то же действие, тогда все обязательно получится, а радости малыша не будет предела. Но все-таки ребенок еще очень маленький, поэтому оградите его от острых и опасных предметов, чтобы обезопасить игру малыша, при этом не упростив ее сюжета, Вы можете предложить ребенку готовые игровые сюжетные наборы. Это может быть и первая деревянная кухня, и готовые наборы еды, и игрушечная посуда.

В 5-6 лет ребенок приходит к пику сложности . Теперь он сам придумывает замысловатые сюжеты игры, активно взаимодействует в игре со сверстниками. На этом этапе мамам и папам стоит просто вовремя «подбрасывать» малышу интересные идеи сюжетных линий. На этом этапе важно, чтобы и игровые аксессуары у ребенка были максимально реалистичными и разнообразными. Современные кухонные наборы

Помимо общего знакомства малыша с тематикой «Кухни» и покупки обучающих игрушек, что еще Вы можете предпринять для развития малыша?

В статье « » мы впервые предложили Вашему вниманию пример тематической недельки. На нашу разработку пришло много благодарственных откликов. Рады, что оказались Вам полезными! :-) настолько многообразна, интересна и популярна, что мы решили повторить эксперимент, и предлагаем на Ваш «суд» еще одну тематическую недельку.

Тематическая неделька «Готовим с интересом».

Для кого: для мальчика или девочки в возрасте 2-5 лет

Что понадобится: Ваша фантазия, позитивный настрой малыша и следование нашим общим рекомендациям. Вы можете изменять порядок заданий и игр, адаптировать их (усложнять или упрощать в зависимости от возраста, уровня развития и полученных ранее знаний именно Вашего малыша).

День 1:

Вам понадобится:

  • фото основных кухонных предметов (5- 10 штук, предметы должны реально находиться в Вашей квартире): холодильник, плита, духовой шкаф, раковина, посудомоечная машина, кухонные шкафы или полки, микроволновая печь, вытяжка, стол, стул. Вы можете сфотографировать и домашние предметы, но лучше скачайте фото в интернете, чтобы на картинках были те же предметы, но в другом цветовом и стилистическом исполнении. Только не переусердствуйте! Не нужно гнаться за экстравагантными дизайнерскими решениями, мебель должна быть узнаваема и понятна маленькому ребенку.
  • кукольный домик, набор игрушечной кухонной мебели для кукол или игрушечная детская кухня. Если нет ничего из перечисленного, то можно будет воспользоваться и приготовленными картинками.

1. Знакомимся с кухонным блоком в доме:

Утром расскажите малышу о мебели и основных бытовых приборах, которые есть на каждой кухне, и на Вашей в том числе. Самым маленьким покажите фото конкретного предмета, попросите назвать предмет и показать такой же на Вашей кухне. Деткам постарше помимо уже сказанного выше обязательно задавайте вопросы и просите рассказывать, для чего нужен тот или иной предмет.

2. Игра «Найди пару»:

Идеально, если у Вашего ребенка есть кукольный дом с базовым набором кухонной мебели или отдельная игрушечная кухня. Если нет, то специально для «недельки» можно приобрести набор кукольной мебели отдельно (стоят такие мини-наборы от 200 до 2 000 рублей, цена зависит от материала исполнения (пластмассовые дешевле, деревянные дороже) и от детализации набора) или снова использовать картинки. Однако, желательно, чтобы Вы использовали для игры другой набор картинок, чтобы не повторять утренние изображения.

Игру лучше провести после дневного сна или вечером, т.е. сделайте перерыв между 1-ым и 2-ым заданиями.

Цель игры: закрепить пройденный утром материал.

Суть игры: Попросите кроху найти пару маленькому игрушечному предмету на Вашей настоящей кухне. В процессе игры обязательно рассматривайте с малышом и большой и маленький предметы, находите сходства и различия, обсуждайте их свойства и «кухонные обязанности».

День 2:

Вам понадобится:

  • игрушечная посуда или фотографии посуды (как и фото для предыдущего дня Вы сможете найти их в разделе «Картинки» любой поисковой системы),
  • одноразовые или пластиковые тарелки и стаканы,
  • пластилин,
  • цветная бумага,
  • клей.

1. Знакомимся с кухонной утварью:

Если Ваш малыш еще плохо говорит или Вы просто знакомите кроху с новыми понятиями, то просто показывайте картинки или игрушки, объясняя что это за предмет и для чего он предназначен. Деток постарше обязательно вовлекайте в дискуссию: «А ты знаешь, что это такое? Расскажи, пожалуйста, для чего используется этот предмет? Он полезный или бесполезный? А ты видел этот предмет когда-нибудь раньше, кроме дома? У бабушки на даче, в кафе, в садике? И т.д

Задача второго дня познакомиться со следующими предметами:

Ложка. Ложка предназначена для еды жидкой пищи, например, супчика. Ложкой также удобнее кушать кашку. Ложки бывают большие (столовые), средние (десертные) и маленькие (чайные).Большими и средними мы кушаем первые и вторые блюда, а маленькими очень удобно размешивать сахар в чае или кушать тортик.

Вилка. Предназначена для твердой пищи. Вилка состоит из нескольких зубчиков, расположенных на расстоянии, поэтому, например, скушать вилкой суп никак не получится Ты как бы накалываешь на вилку еду. Для старших дошкольников можно углубиться в разновидности вилок и рассказать какие они бывают необычные! Например, для меня, взрослого человека, стало настоящим открытием, что существуют даже специальные вилки для оливок, основание которой круглое, а на конце 2 перпендикулярных основанию зубчика. Зубчиками подкалывается оливка, и получается, что оливка лежит на основании, как на ложки, при этом фиксируясь зубчиками. Причем рассказывайте о таком неординарном предмете не сразу. Сначала покажите картинку вилки и предложите малышу подумать для какой еды она предназначена. Уверены, что такая «угадайка» ребенку очень понравится, а Вы услышите самые невероятные предназначения разных вилок. :-)

Нож. Предназначен для резки продуктов на части. Ножей тоже существует огромное множество – большие и маленькие, для хлеба, для овощей или для мяса.

Половник. Им наливают суп.

Тарелка. Предназначена для еды. Тарелки бывают глубокие, неглубокие; для супов, вторых блюд или десертов; и т.д.

Чашки и стакан. Из них мы пьем. Разница по сути в строении предмета, с ручкой – чашка, без – стакан.

Кастрюля. Предназначена для приготовления пищи, в ней можно варить и тушить продукты.

По аналогии расскажите о сковороде, противне, дуршлаге, мясорубке и пр. предметах на Ваше усмотрение.

2. Украшаем посуду

Возьмите тарелки и стаканчики и включайте всю свою фантазию для того, чтобы украсить их. Вы можете слепить из пластилина цветы, вырезать из цветной бумаги овощи, фрукты или просто затейливые орнаменты. К посуде Ваши украшения можно крепить либо клеем, либо пластилином

День 3:

Вам понадобится:

  • овощи, фрукты и другие продукты, с которыми Вы хотели бы познакомить ребенка, или на которых хотели бы сделать акцент,
  • непросвечивающий пакет или тканевый мешочек,
  • раскраска на тему продуктов питания (можно купить или скачать в интернете).

1. Игра «Волшебный мешочек»:

В мешок заранее спрячьте приготовленные продукты. Малыш должен доставать по одному и называть.

Для деток постарше Вы можете разбить продукты на смысловые группы. Например, свекла, морковь, картошка, капуста, подсолнечное масло. После того, как все компоненты вытащили и назвали, спросите у малыша, что можно из этого приготовить. Наверное, салат или вегетарианский борщ.

2. Раскрашиваем овощи и фрукты:

Вы приготовили для малыша тематические раскраски, поэтому предложите ему их пораскрашивать! Причем задача – раскрасить правдоподобно. А потом можно будет сравнить рисунок с оригиналом из холодильника.

День 4:

Вам понадобится:

  • книга К. Чуковского «Федорино горе»,
  • цветная бумага и цветной картон,
  • клей и ножницы,
  • маленький пакет или сумочка.

1. Чистота на кухне:

Начинаем с беседы о том, что на кухне готовят еду, а значит это место, где всегда должно быть чисто и опрятно. Почему? Чтобы не заразиться микробами, которые могут жить на грязных овощах и фруктах. Чтобы было приятно кушать из белоснежных тарелок. Чтобы из-за груды немытой посуды и заставленных столов ничего не падало и не разбивалось. А может быть Ваше чадо предложит еще какие-то интересные ответы?! Здесь же стоит напомнить ребенку, что перед едой всегда нужно мыть руки!

В продолжение темы прочитайте «Федорино горе» Чуковского.

2. «Давайте знакомиться! Повар!»:

Ну, а после дневного сна или прогулки придет пора познакомиться с профессией «Повар».

Расскажите ребенку сами или спросите у него, что он знает об этой профессии. Порассуждайте, почему у поваров всегда светлая униформа, а также зачем ему колпак (вспомните утренний разговор о чистоте и гигиене на кухне).

А в конце почитайте стихи для детей о профессии повара. Например, такие:

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Повар готовит для детки

Супчик, картошку, котлетки,

Варит кашу-манку,

Салатик со сметанкой,

Крендельки, лепешки

Приготовьте ложки!

Я нашёл кастрюлю, овощи, укроп,

Шкурки от банана - вкусно было чтоб,

Бабушка похвалит за мои труды.

Не хочу картошки и противных круп,

Шоколад добавлю - славный будет суп!

Посмотри, бабуля, как доволен я.

Я отличный повар! Радуйся, семья!

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трет:

Взад-вперед да взад-вперед.

Суп мешает поварешкой

И толкушкой мнет картошку,

Режет ножиком укроп:

Вжик-вжик-вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы,

Лично с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

Если мама готовит обед.

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда, не пойму, в чём секрет!

Очень трудно готовить обед!

День 5:

Вам понадобится:

  • простой рецепт любимого всей семьей блюда,
  • бумага и фломастеры.

1. Готовим вместе:

Предложите ребенку побыть настоящим поваром! Рецепт Вы выбрали заранее и так же заранее подумайте какие именно обязанности Вы доверите крохе. По возможности малыш должен поучаствовать в создании Вашего совместного кулинарного шедевра на всех стадиях его приготовления.

2. Всех приглашаем в кафе:

Вы приготовили самое вкусное на свете блюдо! Но съесть его просто так будет совсем неинтересно. Предлагаем «открыть» на Вашей кухне кафе «У Светы» (Вани, Кати, Пети, Маши, Насти), т.е. каat должно называться именем малыша. А посетителями кафе, конечно же, станут мама, папа, старшая сестра, бабушка и дедушка.

На входе в кафе повесьте вывеску с названием (на двери кухни разместите табличку с соответствующей надписью). На столе лежит «меню» с названием предлагаемых блюд кафе «У Светланы». Основное блюдо можно назвать примерно так: «Авторский суп от Шеф-повара Светланы », а дальше перечислите все, что планируется предложить к столу.

После еды не забудьте лично поблагодарить Повара за удачное и вкусное блюдо.

День 6:

1. Отправляемся семьей в настоящее кафе или ресторан:

Конечно, самый идеальный вариант, если Вы выберете место, где видна работа поваров и кухни. Чаще всего, это рестораны восточной кухни. В японских ресторанах вообще все блюда могут приготовить перед вами, устроив за одно и небольшое огненное шоу. Ребенку это обязательно понравится. Главное, не забывайте обговаривать все увиденное, не стесняйтесь комментировать действия повара или задавать вопросы малышу «Какие овощи использует повар? Чем он режет салат? Для чего поливает поверхность плиты маслом? и т.д. »

Если такой возможности нет, то можно отправиться и в обычное кафе. Тогда обязательно предложите крохе представить, что происходит за дверьми кухни, пока Вы ждете Ваш заказ.

День 7:

1. Играем в сюжетно-ролевую игру «Кухня»:

Пусть Ваш малыш побудет «Поваром», и сам решит: какие блюда он сегодня приготовит и почему, подберет подходящие продукты и посуду, красиво накроет на стол и помоет посуду.

Вы может использовать для игры подручные материалы, настоящие продукты и посуду или детские игровые наборы. Играйте тем, что действительно есть в Вашем доме и что подходит ребенку по возрасту. Еще раз напомним, что опасных предметов в руках малыша ни с коем случае оказаться не должно!

Надеемся, что наши идеи покажутся Вам и Вашему малышу интересными!

Играйте со вкусом!