Дидактический материал из шаблона

Татьяна Заднепровская

Задачи : расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года ; обогащать словарный запас; активизировать речь, развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями; формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности; воспитывать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками; любовь и бережное отношение к окружающему миру. Описание дидактического пособия Основа пособия - фанера , которая разделена (в определнной последовательности) разными цветами (голубой, розовый, зелный, желтый) . В центре размещается ствол дерева с ветвями (вырезанный из самоклеющейся пленки коричневого цвета) . Ветки дерева раскиданы на каждый цвет пособия . Цвета символизируют последовательность времн года (зима, весна, лето, осень) . В комплекте имеются предметы (на липучках) разного цвета, отражающие характерные признаки времн года .

Данное пособие будет полезно для детей всего дошкольного возраста (с 1,5 до 7 лет) .

направления пособия :

На облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;

Развитие познавательного интереса;

Формирование элементарных математических представлений;

Сенсорное развитие;

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие зрительного восприятия, самостоятельности.

Такое дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей . Основные достоинства дидактического пособия «Дерево «Времена года » :

Доступность;

Мобильность;

Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);

Возможность замены учебного материала;

Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

Публикации по теме:

У многих в группе есть дерево " Времена года", где представлено четыре стороны дерева, каждая украшена по временам года. Мне тоже захотелось.

Назначение: Дидактическое пособие будет интересно детям дошкольного возраста педагогам и родителям. Пособие направлено: - на облегчение.

Рассмотрев разные макеты дидактического материала я решила изготовить для своих ребят пособие четырех сезонов года. Вот что у меня получилось.

Макет «Времена года». Представляю Вашему вниманию пособие для дидактических игр по изучению сезонных изменений. Идея появилась при оформлении.

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для детей "Времена года". Работ видела очень много, но сама решила сделать в виде прямоугольного.

Дидактическое пособие-кукла "Времена года" Цель: Развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: Обучающие: формировать.

Для ознакомления с сезонными изменениями в природе в нашей группе "растёт" дидактическое дерево липа, которое способствует эффективному.

В настоящее время большинство родителей и детей заняты просмотром телевизоров, играми на планшетах и компьютерах. К большому сожалению, с каждым годом все больше теряется связь человека и природы. Люди реже посещают лес, поля, луга, реже наблюдают явления, изменения в природе.

А ведь ребенку нужно дать возможность вдохнуть запах цветов, поймать на ладошку бабочку, послушать пение птиц, увидеть первые листочки, поймать прохладную капельку дождя, рассмотреть тающую на ладошке снежинку.

Многие дети, пришедшие в детский сад, с трудом могут назвать четыре времени года, мало знают о сезонных изменениях в природе. Не все дети знают и называют дары природы – овощи, фрукты, ягоды, грибы.

В связи с этим создано панно «Дерево. Времена года» .

Панно можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Предназначение: панно предназначено для занятий с детьми в возрасте от 2,5 лет.

Цель дидактического пособия: Развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе, развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностях.
  • учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями природе.
  • расширять и обогащает словарь детей по теме «Времена года» , «Фрукты»
  • развивать кругозор, память, внимание, восприятие, речь, мелкую моторику;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Описание пособия

Дерево обтянуто велкротканью, что позволяет легко закреплять липучки

Съемные детали и карточки с играми хранятся в коробочке.

«Найди предмет»

Цель: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов.

Воспитатель выкладывает на дереве разные фрукты и просит ребенка найти, например, яблоко. Или, воспитатель показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди других.

«Найди по описанию»

Цель: учить детей находить предмет по описанию.

Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному

признаку, обобщать.

Воспитатель выкладывает четыре детали на панно, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали.

«Что бывает осенью? (летом, весной, зимой) »

Цель: формировать знания о характерных признаках каждого времени года.

Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.

«Один-много»

Цель: формировать представления о количестве (много – мало, один – много. Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один» .

«Больше-меньше»

Цель: Учить сравнивать предметы путем приложения

«Один-много»

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падежах. (Лист-листья, яблоко-яблоки, лимон-лимоны, цветок-цветы)

«Назови ласково»

Цель: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

«Угадай загадку, покажи отгадку»

Цель: учить детей внимательно слушать загадку, выделяя в ней характерные признаки предмета (вместе с воспитателем) ; развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на панно. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку.

«Угадай, что изменилось»

Цель: Развивать память, внимание, речь

На панно выложены элементы, характерные для Весны (осени, зимы, лета) . Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.

«На что похож предмет?» (яблоко, апельсин, лимон, слива)

Цель: учить детей находить предметы по цвету и форме.

Дети рассматривают деталь от панно, определяют ее цвет и называют предметы окружающего мира с таким же цветом. Также можно определить форму детали и назвать предметы, которые имеют такую же форму.

«Вверху-внизу, слева-справа»

Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости (на панно «Дерево» )

Воспитатель просит ребенка показать правую (левую) руку, после этого предлагает прикрепить с правой (левой стороны) какую-нибудь деталь (например, «Прикрепи с правой стороны зеленый листочек» )

«С какого дерева листок»

Цель: Учить детей определять с какого дерева лист, расширять представления о деревьях.

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Не так уж и просто объяснить малышу характерные особенности времен года. Взрослым такие понятия кажутся простыми и естественными, а вот маленькому ребенку эти вещи непонятны. Ведь их невозможно потрогать, попробовать на вкус, нет возможности пощупать. Единственный выход - это обучение временам года с помощью ассоциаций. Уже с двухлетнего возраста ребенка следует знакомить с такими понятиями, как холод - тепло, солнце - дождь, снег - трава и т. д. А уже с 4 лет ребенок сам сможет выстраивать ассоциации, подмечать характерные признаки времен года. Именно в этом возрасте будет полезным закрепление полученных знаний в игровой форме. Для этого как нельзя лучше подойдут всевозможные дидактические игры и наглядные пособия.

На прилавках книжных магазинов и интернете можно найти всевозможные карточки и учебные пособия, позволяющие в доступной форме закрепить знания по временам года, объяснить малышу многие явления природы. Но ведь ребенку будет гораздо интереснее играть и заниматься с тем дидактическим материалом, который предназначен именно ему. Поэтому лучше всего сделать такую развивающую игрушку с учетом всех детских предпочтений своими руками.

В статье вы можете ознакомиться с несколькими мастер-классами различной степени сложности по изготовлению дерева «Времена года». С такой поделкой можно в игровой форме объяснить юному гению многие природные закономерности, признаки той или иной поры года, а также выучить названия сезонов и месяцев. Не только во время игры с готовой игрушкой, но и во время совместной работы можно (и нужно!) рассказать ребенку о погодных явлениях и приметах, объяснить, что происходит в каждое время года, какая стоит погода. Только тогда малыш полностью почувствует и ярко представит себе полную картину сезона.

Необходимые инструменты

Чтобы сделать обучающую игрушку «Дерево с временами года», вам понадобятся вполне доступные материалы и инструменты, которые можно найти в любом доме:

  • картон (можно использовать картонные коробки);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • краски (гуашь) и кисти;
  • фигурки животных и птиц, искусственные цветы и зелень.

Пошаговое описание работы

  1. Из газетной бумаги вырежьте шаблон кроны дерева. Размеры выбирайте сами. Если игрушка предназначена для индивидуального пользования, то высота будущего деревца может быть не больше 40 см. А вот для поделки в детский сад лучше сделать макет побольше (50-60 см).
  2. Обведите шаблон на картоне и вырежьте 2 одинаковые детали.
  3. Сделайте прорези, как показано на фото, и вставьте детали в получившиеся отверстия. В итоге у вас должна получиться объемная фигура.

  1. Проклейте места стыка (можно воспользоваться клеевым пистолетом)
  2. Чтобы края поделки выглядели аккуратно и ровно, обклейте их небольшими кусочками белой бумаги.
  3. Чтобы сымитировать ветки и листву дерева, обклейте крону с каждой из сторон тонкой помятой бумагой (подойдут бумажные салфетки либо однотонная туалетная бумага).
  4. Когда заготовка полностью высохнет, каждую из сторон дерева покройте краской соответствующего цвета. У вас должно получиться примерно так: зима - белый или голубой; весна - салатовый (светло-зеленый), лето - ярко-зеленый, осень - оранжевый или желтый. Ствол со всех сторон покрасьте коричневым цветом.

  1. Теперь сделайте круглую подставку. Из картона вырежьте круг и обклейте бумагой.
  2. Разделите деталь на 4 равные части (секторы) и покрасьте аналогично кроне.
  3. Когда краска полностью высохнет, приклейте к основе ствол дерева. Следите за тем, чтобы цвета на основе и кроне дерева совпали.

  1. Теперь можно приступать к самому интересному - украшению и декорированию в соответствии с временами года. Для украшения «летней стороны» можно использовать фигурки декоративных яблочек, вырезанные картинки насекомых и птиц, маленькие искусственные цветы.

Для весенней стороны можно смастерить скворечник, приклеить бумажные цветочки одуванчиков.

Зимнюю сторону поделки можно украсить снежинками и фигурками Деда Мороза и Снегурочки, снеговика. Не забудьте приклеить птичек и кормушку (во время игры можно напомнить детям о проявлении заботы о животных, о том, что зимой следует кормить птиц).

Осеннюю часть деревца можно украсить цветными листочками, фигурками животных, дарами леса (грибами и ягодами).

Для украшения поделки можно использовать вырезанные плоды и листья из картона, фетра, готовые пластмассовые фигурки, маленькие игрушки из киндер сюрприза и прочие декоративные элементы. Часто дети сами предлагают варианты украшения. Позвольте им самим проявить фантазию и творческий подход в украшении сторон дерева в соответствии с определенным временем года. Вы удивитесь тому, как малыши правильно смогут расставить все элементы в соответствии сезонам.

Дерево «4 сезона» из фетра

Не менее красочной и наглядной можно сделать дидактическую игрушку из фетра для индивидуальных занятий. Уникальность такой поделки заключается в том, что она полностью безопасна и экологична. Изготовленное деревце из натуральных материалов понравится любому дошкольнику. Детям будет интересно украшать крону деревца в соответствии с предложенным временем года. Также вы можете сами угадывать название сезона по соответствующим признакам.

Принцип игрушки заключается в следующем: на основу-ствол приклеиваются соответствующие детали (фрукты, цветы, снежинки, облака и цветные листочки). Дети самостоятельно должны подобрать соответствующие детали украшения деревца, которые характерны тому или иному сезону.

Дидактический материал из шаблона

Для групповых развивающих занятий можно воспользоваться уже готовым цветным шаблоном. Вам останется лишь увеличить и распечатать предложенный вариант, затем наклеить заготовку на картон и вырезать детали по контуру. Собранный макет можно использовать для занятий с дошкольниками по развитию речи и пополнению знаний об окружающей среде.

Помните, что знания, полученные во время игры, усваиваются лучше и в дальнейшем с легкостью применяются в различных жизненных ситуациях. Сделайте игру с ребенком не только интересной, но и полезной!

Светлана Новикова

1. Название работы : развивающее пособие «Дерево . Времена года »

2. Возраст : от 3-5лет

3. Методика использования игры :

Цель : формирование представления о чередовании времен года и о её разнообразии .

Задачи :

Расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года ;

Обогащать словарный запас; активизировать речь, развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями;

Формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;

Воспитывать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками; любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Изготовление :

Основа пособия - фанера , выполненная в технике папье-маше. Она разделена (в определенной последовательности) разными цветами (голубой, светло-голубой, зеленый, желтый) . В центре размещается ствол дерева с ветвями (нарисованное гуашевыми красками) . Ветки дерева раскиданы на каждый цвет пособия . Цвета символизируют последовательность времен года (зима, весна, лето, осень) .

Украшения : животные леса, насекомые, птицы, растения, осенние листья, цветы, ягоды, грибы. Часть из них сделана из фетра, своими руками, остальное приобретено в магазине.

Описание пособия :

Дидактическая игра-макет, основанная на использовании данного дерева , может включать в себя :

Ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

Расширение и обогащение словаря детей : названия птиц, цветов, бабочек и т. д.

- ориентирование в пространстве : вверху – внизу, справа – слева;

Ознакомление детей с цветом, формой, величиной;

Формирование элементарных математических представлений - различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.

Дерево можно так же использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Публикации по теме:

Рассмотрев разные макеты дидактического материала я решила изготовить для своих ребят пособие четырех сезонов года. Дети активно помогали.

Макет «Времена года». Представляю Вашему вниманию пособие для дидактических игр по изучению сезонных изменений. Идея появилась при оформлении.

Задачи: расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года; обогащать словарный запас;.

Мне захотелось сделать такое дерево для своих ребятишек в уголок природы.

Мастер класс по изготовлению пособия «Дерево. Времена года» Необходимые инструменты: Ножницы Линейка Клей «Момент Кристалл» Распечатанные.

Добрый день, уважаемые коллеги! Скоро в мою группу придут малыши – дети младшего дошкольного возраста! Хочется обновить нашу группу новыми.