Детские страхи причины пути преодоления. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Причины детских страхов

Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка. Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия . Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье . Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни . Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз . Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет : пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним» , прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам . Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи . Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи . Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи . Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют . Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого. Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты). Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся: того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка. Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть. Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха. Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей. Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью. Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют . Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями. При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я» , но и «мы» . Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение. Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся . Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха. Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку. Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно. Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю» — ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют. В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся. В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня. Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться. Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха. Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова. Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами. Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют . Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся. Ребенок продолжает испытывать страх смерти. Только уже больше переживает за родителей. Начинает бояться нападения незнакомцев, плохих оценок, пожаров, ограблений, Детские страхи становятся, в основном, конкретными. Однако все эти страхи не сильные, потому что школа перенаправляет внимание с себя на других. Но может развиться чувство вины, если ребенок ведет себя «не так» или он не такой как все.

Как ограждать от страха. Сейчас вам надо взяться за уверенность своего ребенка, чтобы преодолеть его детские страхи несоответствия другим. Покупайте ему ту одежду, которую он просит, старайтесь больше к нему прислушиваться. Не заставляйте дружить с теми, с кем он не хочет. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не получается учиться и учителя ставят плохие отметки. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность, даже если она проявляется нечасто.

11-16 лет

Что из себя представляют . Этот возраст – самая нелегкая пора. Ребенок устанавливает свои принципы, у него меняется мировоззрение. Он начинает здраво рассуждать. Порой эти изменения настолько молниеносны, что родителям кажется, будто ситуация уходит из-под контроля. Ребенок начинает учиться быть собой в межличностных отношениях. От его самооценки зависит все.

Чего боятся . Подростки больше всего боятся непонимания. Появляется двоякий детский страх: с одной стороны ребенку хочется влиться в общую массу и замаскироваться, с другой же он пытается не растерять свою индивидуальность. В этом возрасте очень трудно преодолеть детский страх изменения своей внешности. Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. В 12 лет дети очень эмоционально чувствительны и вы их легко задеваете своими словами. Пик тревожности – это 15 лет. Далее страхи уменьшаются. Они могут перерождаться в фобии и навязчивые состояния. Ребенок помимо прочих страхов боится позора и порицания.

Как ограждать от страха. Вам следует повышать самооценку подростка, хвалить его за хорошие поступки. В девочек нужно вселять понятие красоты. Несмотря ни на что, говорите дочке, что она очень красива. А сыну внушайте, что доверяете ему решения в своей жизни. Чем больше конфликтов в жизни подростка – тем больше у него страхов. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому, в первую очередь, начинайте работать над собой.

Страхи школьников

Школьные страхи можно отнести в отдельную категорию детских страхов. Впервые они могут появиться у первоклассника, когда ребенку еще трудно разлучаться с родителями. Если родитель сам боялся школы, отзывается о ней негативно и боится плохих отметок ребенка, он навязывает ему свой страх. Выполнение домашних заданий вместо детей приводит к тому, что они не могут отвечать за свои поступки, начинают бояться совершить ошибку и во всем полагаются на то, что родители решат их проблему.

Легче всего справляются со страхом дети, которые с детства приучены оставаться какое-то время без родителей. К тому же школьные трудности легче преодолеваются детсадовцами. В школе ребенок пытается подстроиться под учителя, одноклассников. Он пытается соответствовать устоявшимся требованиям.

В школьные годы вам как родителям важно не быть зацикленными на оценках. Чтобы преодолеть школьные детские страхи, старайтесь обсуждать их с ребенком, будьте в курсе его дел и не взваливайте слишком много обязанностей. Приучайте ребенка не только делать уроки, но и уделять время своему хобби и общению со сверстниками.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры . Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки . Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение . Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки . Как бороться с детскими страхами эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких . Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты . Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками . Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком . Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой . Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка . Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы . Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры . Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья . Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Занимаясь воспитанием ребёнка, большинство родителей выполняют привитые обществом функции: играют с ним, учат, хвалят, ругают за провинность, отдают в детский сад, потом в школу, ну а затем отпускают во взрослую жизнь, надеясь что сделали всё, для того чтобы вырастить сильную и уверенную в своих силах личность.

К сожалению, не все родители обладают мудростью помочь ребёнку в моральном плане. Дети, которые привыкли самостоятельно решать все свои психологические проблемы, вырастают недоверчивыми и хладнокровными людьми.

Близость с родителями играет главную роль в становлении личности ребёнка. Особенно её не хватает тем детям, которые страдают от чувства страха и тревоги. В жизни ребёнка страх появляется с самого раннего детства и даже может остаться с ним навсегда. Чтобы не дать страху пустить корни и прочно обосноваться в детской психике, необходимо ознакомиться с его причинами и понять, как с ними бороться.Рассмотрим самые частые страхи у малышей.

1.Боязнь одиночества

Не нужно воспринимать недавно родившегося ребёнка так, будто он неспособен что-либо понять. Примерно с 3 месяцев младенец отлично осознает, что рядом находятся родные люди. Громкий плач после ухода матери является самым явным тому подтверждением. Ребёнок начинает плакать и беспокоится именно из-за страха перед одиночеством. Когда мама рядом ему ничего не страшно, но стоит ей отойти на какое-то время малыш изводится криком.

Наверняка многим мамочкам знакома подобная ситуация. Если младенца не успокаивать нежным голосом и не брать на руки, это травмирует его, а в дальнейшем спровоцирует к появлению других страхов.

2.Страх перед чужими людьми.

По достижению ребёнком 6 месяцев заботливые родители могут обнаружить у него страх к незнакомым людям. Сидя на руках у матери, малыш может крепко сжимать её своими руками, при появлении незнакомца. Ребёнок будет всячески отворачиваться от него, и пытаться спрятаться. Если незнакомый человек попытается взять его на руки он станет сопротивляться и даже может заплакать.

Обуславливается этот страх инстинктом самосохранения. Малыш опасается вреда от постороннего человека. Большинство родителей игнорируют этот фактор и не придают значения такому беспокойству. Однако если боязнь не проходит до трёхлетнего возраста она может плохо повлиять на дальнейшее поведение ребёнка в социуме. Необходимо дать понять ребенку, что окружающие не желают ему зла и привить здоровое отношение ко всем людям.

Малыши до трёх лёт могут испытывать страхи, провоцируемые инстинктами. Дети в возрасте от трёх до шести лет начинают бояться уже вполне конкретных вещей.Давайте обратим внимание на самые известные страхи детей дошколят:

1.Выдуманные персонажи

Магия, чудовища, волшебники и злодеи – всё это становится реальным в воображении маленького фантазёра. Родители любят поощрять это и с радостью пускают в ход всяческие страшилки, которыми можно мотивировать ребёнка на определённое поведение. Говоря о каком-либо злодее, родители имитируют испуганный голос, а ребёнок, ещё не до конца осознавая свой страх, копирует его у взрослых. По мере взросления его страх может увеличиваться, а далее и вовсе переключиться с выдуманного персонажа на реальный типаж определённого человека.

Чтобы не дать пострадать детской психике, необходимо обозначить рамки выдуманного и реального мира . Напуганному ребёнку нужно дать понять, что он любим и находится под защитой своих родителей. Отличным способом для борьбы с подобным страхом считается рисование. Нужно мягко предложить ребёнку нарисовать того, кого он боится, а затем в юмористической форме обсудить готового персонажа. Выраженный на бумаге страх уже не будет казаться таким пугающим, а добродушная семейная атмосфера поможет с лёгкостью забыть о страшном чудище.

Также следует попросить ребёнка нарисовать его будущее. Задумываясь о том, кем бы ему хотелось стать, малыш обязательно нарисует себя в одиночестве или же рядом с близкими людьми. В любом случае, пугающего объекта на рисунке не будет и это поможет ему осознать то, что в реальности этого персонажа не существует.

2.Боязнь смерти

Когда ребёнок взрослеет и начинает больше понимать окружающий мир, в его сознание врывается страх смерти. Чаще всего он бывает замаскирован под другими видами страха: боязнь животных, людей, сказочных существ, стихий или болезней. Ребёнок может не понимать того как он появился на свет, но тот факт, что все рано или поздно умирают становиться для него ясным очень рано. Причиной возникновения такого страха нередко бывает и мнительность родителей. Дети склонны подражать поведению отца или матери, а также беспрекословно верить их наставлениям. Чрезмерная опека ребёнка от всего, что может хоть как-то навредить, вместо защищённости подарит ему лишь новые страхи и предрассудки.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх смерти необходимо создать внутри семьи более крепкие и доверительные отношения. Родители не должны ругаться друг с другом перед малышом или использовать в разговорах повышенные тона. Важно показать ребёнку, что его любят и понимают. Ребёнок не должен видеть похорон в таком маленьком возрасте. Однако если семья пережила смерть одного из родственников, не нужно переставать говорить о нём перед малышом. Таким образом, ребёнок поймёт, что после смерти человек не пропадает бесследно, а остаётся в сердцах любящих его людей. Это понимание уменьшит страх ужасающего факта смерти. Обычно этот страх исчезает, после того как ребёнок начинает ходить в школу.

3.Страх ошибок

Невинный страх не оправдать ожидания родителей может повлиять на характер будущей личности. Взрослые часто не осознают всю силу своих замечаний и могут ранить ими ребёнка. Если в семье любая оплошность или проступок всегда сопровождается язвительным комментарием или даже оскорблением ребёнок всю жизнь будет испытывать страх перед ошибкой. Это может сильно затормозить его развитие и привить ощущение дискомфорта в общении с людьми.

К счастью, пока ребёнок маленький этот страх можно устранить. Нужно перестать ругать малыша за ошибки и позволить ему самостоятельно разрешать ситуации, которые возникают из-за них. Таким образом, ребёнок не только прекратит бояться неудач, но и наберётся смелости решать мелкие, но крупные для его мира проблемы. Самостоятельность в некоторых вопросах позволит ему обрести уверенность в себе, а также покажет что ошибки – это естественный процесс жизненного пути.

Родители не должны оставлять без внимания детские страхи. Ведь они исполняют роль сигналов, которые ребёнок неосознанно посылает во взрослый мир, чувствуя себя нелюбимым или расстроенным.

Ребенок растет, развивается, познает окружающий мир и реагирует на него в соответствии со своей генетической предрасположенностью, лично прожитым опытом, особенностями характера, воспитания и поведения родителей. Страх – это естественная человеческая реакция на объекты, несущие реальную или предполагаемую угрозу. Детский страх обычно отличается от взрослого своим недолгим течением.

Среди факторов, влияющих на возникновение боязней у ребенка, можно выделить пол, ведь по статистике девочки подвержены страхам больше мальчиков. Количество детей в семье также влияет – один ребенок из-за высокой эмоциональной привязанности к родителям, испытывает больше страхов, чем обладатель братьев и сестер. Также причиной может быть детский невроз. Любые семейные конфликты способствуют возникновению неврозов у детей, ведь ребенок склонен винить себя во всем происходящем. Можно сказать, что это сигнал к тому, что в отношениях взрослых проблемы.

Какие же еще причины могут спровоцировать страх?


Виды

Детские страхи можно разделить на биологические (природные) и социальные. Первыми, конечно, проявляются природные страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения. К ним относятся боязнь темноты, резких звуков, чудовищ, животных. Со временем добавляются страхи своей и родительской смерти, а также боязнь грозы, воды, огня, высоты и замкнутого пространства. После знакомства с людьми в белых халатах могут возникнуть боязнь врачей, уколов, крови, стоматологии. Биологические страхи обычно присущи детям до 8 лет.

Социальные страхи начинаю проявляться немного позже. Старшие дошкольники и первоклашки начинают испытывать страх опоздания, одиночества, наказания, недовольства родителей и значимых взрослых.

Существует еще одна классификация страхов, подразумевающая разделение в зависимости от пугающего объекта или ситуации, причин возникновения, специфики протекания.

  • сверхценные – это природные страхи, подпитываемые фантазией ребенка. Эта группа является самой популярной и обширной;
  • детские фобии – сюда входят страхи высоты, воды, замкнутых пространств – те боязни, которые могут быть и во взрослом состоянии;
  • бредовые страхи – к ним относят необъяснимые с позиции нормы боязни. Очень часто фобии могут быть спровоцированы каким-то ошибочным стимулом, то есть, к примеру, ребенка постигла неудача, когда в гостях был определенный человек. В бессознательном малыша закрепилась связь и при следующем появлении этого человека он может испугаться.

Возрастная психология специализируется на особенностях каждого периода развития человека. Страхи являются важной составляющей, для каждого возраста есть свои характерные предметы, вызывающие тревогу и волнение у человека.

0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;

1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;

3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;

5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;

7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;

9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.

При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.

Особенности проявления

Проявления бывают самые разные. В легкой форме это может быть учащенный пульс, расширенные зрачки, дрожь и другие соматические симптомы. В зависимости от возраста, испуг может выражаться криком, плачем, жалобами и откровенным ужасом и паникой. Особенности детских страхов в том, что они возникают периодами, и продолжаются обычно не больше месяца. Однако существуют боязни, способные остаться с человеком до взрослого состояния и перерасти в полноценные фобии. К ним относятся акрофобия, гидрофобия, танатофобия и другие.

Возможны различные проявления страха у ребенка. Например, боязнь ночных кошмаров обнаруживается в момент укладывания спать, малыш будет проситься в кровать к родителям или категорически отказываться засыпать в одиночестве. Порожденный детской фантазией страх перед сказочным чудовищем провоцирует ребенка прятаться в шкаф или другие укромные места. В 6 лет острее всего чувствуется страх смерти, он является основой для большинства проявлений боязни:

  • чудовищ;
  • животных;
  • темноты;
  • нападения;
  • болезни;
  • природных стихий.

У школьников появляются новые боязни, связанные с учебной деятельностью. Трепет перед оценкой со стороны взрослых, боязнь опоздать на занятие, страх не быть собой. У некоторых детей, даже тех, которые нормально учатся, и не имею особых проблем с поведением, родительское собрание также вызывает волнение. Страх наказания часто испытывают те, к кому никогда не применялось физическое воздействие.

Психика ребенка формируется под влиянием среды, в которой он живет. Часто родители сами того не желая становятся катализатором в развитии детского страха. Ни в коем случае не стоит обесценивать жалобы малыша, пытаться пристыдить или уверять, что ничего страшного нет. Помочь ребенку побороть страхи можно лишь внимательным поведением, пониманием и любовью. Подробно расспросите даже маленького ребенка о том, что его тревожит. Вникайте и подходите осознанно к проблеме.

Не забывайте, что ваша собственная повышенная тревожность обязательно скажется на поведении ваших детей.

Как бороться с детскими страхами

Побороть детский страх можно с помощью услуг профессионального психолога. Существует немало методов, используемых специалистами при работе с детьми определенного возраста. Начиная с 4-летнего возраста клиента, психолог-консультант применяет сказкотерапию и арт-терапию для работы с фобиями. Психокоррекция происходит достаточно быстро, при должной поддержке со стороны родителей.

Сказкотерапия

Страхи в дошкольном возрасте эффективно устраняются с помощью данной техники. Разберем подробно этапы работы с терапевтической сказкой на примере мальчика 5 лет, который боялся уколов.

  1. Из имеющихся в кабинете игрушек, малышу предложили выбрать наиболее симпатичную ему. Он выбрал Человека-паука.
  2. Психолог предлагает маленькому клиенту послушать сказку про Человека-паука. Сказка имеет определенную структуру, располагающую ребенка. Ее главный герой обладает массой положительных качеств, и лишь одну небольшую проблему – он боится уколов. Терапевт обращает внимание, что этот страх вполне естественное явление.
  3. После этого психолог замолкает и предлагает мальчику высказать свои предположения, что именно так пугает Человека-паука.
  4. Выслушав все рассуждения клиента, терапевт предлагает ему выбрать из оставшихся игрушек, еще одного героя, который поможет Человеку-пауку. Мальчик выбрал Чебурашку.
  5. Обе игрушки ставятся рядом, и психолог предлагает клиенту придумать, каким образом Чебурашка поможет Человеку-пауку в преодолении страха уколов.
  6. Малыш рассказывает свой вариант счастливого финала сказки. После этого психолог интересуется чувствами клиента. Затем предлагает найти ему положительные черты, которые есть у него и у Чебурашки. Отдельно выделяются те «волшебные» слова Чебурашки, которые помогли Человеку-пауку справиться с боязнью уколов.

Арт-терапия

Избавиться от детских страхов очень помогает арт-терапия. Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях. Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели. Рассмотрим стандартную последовательность действий психолога-консультанта на сессии с ребенком.

  1. Установление контакта с ребенком, выстраивание доверительных отношений.
  2. Предложение изобразить свой страх. Это может быть рисунок, либо лепка.
  3. Разбор результата. Психолог внимательно оценивает все аспекты рисунка: что изображено, где именно, каких размеров, изображен ли сам ребенок, с каким нажимом выполнялись линии.
  4. Ребенку предлагают полюбить тот объект, который он изобразил. Например, нарисованная или вылепленная собака на самом деле не злая, а просто облаяла ребенка по долгу службы.
  5. Малыш начинает переосмысливать свое отношение, возможно сочувствовать даже объекту страха.
  6. В завершении ребенка спрашивают об эмоциях, которые он испытывает.

Рисование страха эффективно действует, когда объект порожденный фантазией, либо событиями, произошедшими давно. Иногда работа с рисунком происходит по-другому: клиенту предлагают добавить что-то, например, зачеркнуть (заштриховать) пугающее изображение, или уничтожить весь лист (порвать на мелкие кусочки, сжечь). После символического ритуала психолог обращает внимание ребенка, что страха больше не существует.

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком. Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания. И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс. При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя. Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки. Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки. Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах. Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора. Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

О страхах у ребенка рассказывает детский психолог Европейского Медицинского Центра Мария Звегинцева в следующем видео

Выводы

Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит. В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего малыша.

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и путями их преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

педагог-психолог МОУ «Гимназия №58»

г. Саратов, ул. Пономарева, д. 11/11, кВ. 36,

тел. 893724441310

е-mail: [email protected]

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и путями их преодоления.

Рецензент: кандидат педагогических наук О.С. Ежеватова

Методическое пособие подготовлено педагогом-психологом МОУ «Гимназия № 58» Е.В.Соковниной.

Вступление………………………………………………… стр. 4

Детские страхи и причины их появления…………………стр. 5

Проявление страхов. Их разновидности………………….. стр. 7

Зависимость характера детских страхов от возраста ребенка………………………………………………………. стр. 9

Как помочь ребенку преодолеть страхи? Советы родителям………………………………………………….. стр. 11

Заключение………………………………………………… стр. 15

Список литературы………………………………………... стр. 16

Вступление

А вы знаете, что под кроватью живет чудище, в шкафу прячется скелет, а злобная баба Яга так и норовит похитить зазевавшегося ребенка? Нет? Тогда поинтересуйтесь у детей – они вам и не такое расскажут.

Страхи – нормальное для детской психики явление, обратная сторона инстинкта самосохранения. Многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку.

Есть даже понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. По их наличию можно судить о соответствии психического и умственного развития ребенка своим годам.

Но есть и такие, что мешают нормальной деятельности ребенка, его адаптации в коллективе и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как с ними бороться, мы расскажем в данном методическом пособии.

Детские страхи и причины их появления

Каждый из нас прямо или косвенно встречался с проявлениями детских страхов, будь это страх темноты или боязнь людей в белых халатах, страх одиночества или чего-то неизвестного, а значит непременно страшного. Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребенку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребенка, считая со временем, это пройдет само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребенка, полагая, что все страхи ребенок выдумал с целью получить определенные послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. С поступлением в школу количество детских страхов может увеличится, поскольку в период адаптации к новым условиям увеличивается общий уровень тревожности ребенка. В этот момент очень важно вовремя обратить на это внимание и предпринять ряд мер по предупреждению возникновения детских страхов.

Детские страхи - весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако наряду с такими страхами существуют другие - устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай , который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, то малыш не хочет идти в детский сад, школу вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Хочется отметить еще одну немаловажную причину, влияющую на проявления страхов - это неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Я, как психолог, наблюдаю это в своей практике почти каждый день. Недостаток внимания и наоборот гиперопека могут стать почвой для возникновения страхов у детей. Из своих собственных наблюдений, могу сказать, что «кумиры семьи» имеют гораздо выше степень тревожности, а значит и количество страхов, чем дети, которым не достает внимания родителей.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

На патологический страх указывают его крайние, драматические стороны выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны

Проявления страхов. Их разновидности

Иногда выражения страха у детей так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. У более старших детей, подростков, типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение ненужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление вязкое, настроение временами мрачное и подавленное.

При состоянии хронического беспокойства и боязни человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Общение избирательно, затруднительны контакты с незнакомыми людьми.

Самые распространенные проявления страхов, те которые непосредственно связаны с ситуацией, в которой возник этот страх. Например, ко мне обратилась бабушка 3-х летнего малыша, который боялся пожара в доме. Все, что было связано с огнем, приводило мальчика в ужас. Дело дошло до того, что родителям пришлось поменять плиту с газовыми горелками на электрическую плиту. Как только ребенок слышал звук пожарной машины, он начинал сильно плакать. Никто не мог понять, откуда это?! Из разговора с мальчиком выяснилось, что однажды, когда они гуляли с бабушкой, где-то неподалеку случился пожар и бабушкино любопытство, стало впоследствии причиной проявления страхов у ребенка. В моей практике было немало случаев, когда дети боялись поднимать руку на уроках, зная материал, из-за страха сказать что-нибудь не то. Естественно, что потом их спрашивали в самый неподходящий момент и тогда страх просто парализовывал ребенка, И так было из раза в раз, как следствие этого, падала успеваемость. Мне приходилось работать с девочкой, которая ужасно боялась отказать своим друзьям и подружкам из-за страха потерять их уважение к себе. В итоге состояние девочки переросло в глубокую депрессию, так как дети очень быстро научились пользоваться ее слабостью. Таких примеров очень много и все они имеют разные причины, но итог один - страх, который живет рядом, по-разному проявляется и по-разному влияет на жизнь. Чем больше родители знают о причинах, приведших к страху, его проявлениях, тем быстрее и легче от него можно избавиться.

Психологи условно разделили страхи на 3 вида, в основе этого разделения лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Итак, навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Зависимость характера детских страхов от возраста ребенка

Каким бы странным это не казалось, но дети первого года жизни также подвержены детским страхам:

Страх перед новой обстановкой. Наверняка, любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомую обстановку.

Страх потерять маму. Этот страх настолько распространен, что его описывать просто не имеет смысла. Однако, к сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность.

Страх перед незнакомыми людьми.

Однако, в большинстве случаев, страхи таких крох абсолютно естественны и по мере взросления ребёнка исчезают бесследно.

В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи:

Детский страх темноты является наиболее распространённым. Очень часто родители сами провоцируют подобные страхи, пугая ребёнка «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.

Страх остаться одному хотя бы на одну минуту. Как правило, этот страх возникает именно из-за того, что потребность малыша первого года жизни родители сочли за обычную избалованность и малыш был лишён постоянного тесного контакта с мамой.

Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.

Для возрастной категории трёх – пяти лет наиболее характерны такие страхи, как:

Панический страх перед одиночеством.

Детские страхи темноты.

Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может вдруг начать отказываться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.

Детский ночной страх в этом возрасте вызываются сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отожествляет их с вполне реальными людьми.

В возрасте 5 – 7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни ребёнка могут появиться новые страхи.

Ночные страхи у детей 7 лет приобретаю новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.

Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на ребёнка не приносит ничего, кроме вреда.

Под воздействием разговоров взрослых людей, просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.

В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется детский страх перед собственной смертью, смертью родителей.

Кроме того, детский страх смерти, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

У детей в возрастном промежутке от 7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым этапом в их жизни.

Страх перед школой.

Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.

Страхи перед получением плохой оценки.

Возраст детей от 11 до 16 лет самый сложный период в становлении психики. Поэтому, к проявлениям страхов у подростков родители должны относиться с особым вниманием и пониманием

Страх быть не самим собой (физиологические и физические изменения: не удовлетворенность ими)

Страх связанный с инстинктом самосохранения (смерть родителей, себя, страх войны, страх нападения, болезни, страх замкнутого пространства и т.д)

Зная все это, родители должны отнестись к своему ребенку с пониманием и участием в любом возрасте.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Советы родителям

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и школьного возраста давно являются объёктом пристального изучения психологов всего мира. На данное время для выявления детских страхов и их коррекции пользуются несколькими основными методами, которые описаны ниже.

Рисуем страхи. Рисование является отличным способом того, как можно избавиться от детского страха. Для рисования лучше всего использовать листы ватмана и краски. Попросите ребёнка нарисовать то, что его пугает. Рисуйте вместе с ним, изобразите свою версию событий. После того, как рисунок будет завершён, попросите ребёнка описать рисунок. Обязательно задавайте малышу уточняющие вопросы. Если малыш нарисовал волка, спросите у него, мальчик это или девочка. Если на рисунке изображён пожар, попросите ребёнка назвать причину его возникновения. Активно поддерживайте беседу, хвалите ребёнка.

После этого расскажите малышу на понятном ему языке, почему его опасения напрасны, если необходимо, подкрепите свои слова рисунками. После того, как вы убедитесь, что ребёнок вас понял, вы можете устроить «ритуальное сожжение» негативных рисунков. Однако не забывайте о правилах противопожарной безопасности – для этих целей как нельзя лучше подойдёт ванная комната.

Имейте в виду, что одного такого сеанса для избавления ребёнка от страха не достаточно. Вполне возможно, что вам для достижения успеха понадобится как минимум две недели. Подобные сеансы должны проводиться регулярно, так как побороть детский страх возможно только при систематических занятиях.

Как правило, подобные рисунки помогают побороть страхи, которые возникают в результате игры богатого детского воображения, то есть вымышленные им, а не происходившие в реальности. Немного реже рисование помогает освободить ребёнка от страхов, причиной которых стало какое – либо реальное событие, например, укус собаки или падение с высоты. Однако подобное средство недопустимо применять в том случае, если с момента происшествия прошло совсем немного времени – это значительно усугубит ситуацию.

Для того чтобы избавить ребёнка от страхов, связанных с проблемами социальной адаптации, боязни родительского наказания, замкнутого пространства, психологи советуют использовать предметно – ролевые игры.

«Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку.

Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.

Всем известная и с детства любимая игра «прятки» так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор.

Что касается старших детей, подростков основным моментов в преодолении страхов и тягостных душевных переживаний является доверительная беседа. Расскажите ребенку о своих страхах и переживаниях в этом возрасте, обсудите его проблемы, поделитесь опытом как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил подобную ситуацию и сумел преодолеть страх.

Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней и поставить перед ним цель, когда он психически готов принять ее и следовать ей.

Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.

В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами, и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к детскому психологу, который подскажет вам, как избавиться от детских страхов. Как правило, проблему можно устранить в любом, даже самом тяжёлом и запущенном случае, однако желательно не тянуть время, чтобы не травмировать детскую психику.

А теперь настало время дать несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения. Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие – либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это не звучало, меньше нервничать во время беременности.

Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность не занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама. Замечено, что у детей властных, строгих матерей детские страхи встречаются гораздо чаще, и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным. Даже если вы почти всё время проводите на работе, или же у вас родился младший ребёнок, или по каким – либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

Однако и прививать ребёнку чувства собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Говоря о том, как побороть детские страхи, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все детские страхи носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. И еще несколько пожеланий.

Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Заключение

Из всего выше сказанного делаем вывод, изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей. Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, помогите своему ребенку! Сделайте его жизнь яркой, интересной, насыщенной, научите его радоваться и сами удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним, цените каждое мгновенье жизни.

Помните, что на борьбу со страхом может уйти от пары минут до нескольких недель или даже месяцев. Какой бы способ Вы самостоятельно или вместе с психологом не выбрали, успех победы над детским страхом в первую очередь зависит от того, насколько искренне и доброжелательно Вы протянули руку помощи своему чаду и готовности измениться самому, чтобы помочь ребенку.

Мы твердо уверены в том, что человечек, который растет в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, наименее подвержен страхам, уверен в себе, любим другими и способен на многое в этой жизни.

Список литературы:

Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993.

Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб, 2000.

Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности». – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.

Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» / Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000.

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2000.