Новорожденный ребенок и отношения в семье. Как пережить первые недели с новорождённым ребёнком, или Из хрустальной вазы – в ломовую лошадь

Первые дни после рождения новорожденный проводит в родильном доме, где большую часть забот о нем берет на себя медицинский персонал. Но вот мама с ребенком дома - торжественное и радостное событие. Однако перед родителями сразу встает множество новых проблем: как кормить, одевать, купать малыша, а главное - как с ним общаться, чего от него ждать, чему его учить…

Среди всех представителей класса млекопитающих новорожденный человечек - самое беззащитное и беспомощное создание природы; еще много лет после рождения он будет в большей или меньшей степени зависеть от окружающих его взрослых.

Ребенок рождается с полностью «укомплектованным» набором нервных клеток (нейронов) - таким же, как у взрослого человека. Однако процесс их структурной и функциональной организации на момент рождения отнюдь не завершен: не все связи между отдельными клетками образованы (это произойдет лишь к 20-22 годам), многие функции жизнеобеспечения либо отсутствуют вовсе, либо еще не могут работать «в полную силу», продолжает формироваться и развиваться сосудистая система мозга. И все же природа удивительно мудро устроила это крохотное и на первый взгляд абсолютно беспомощное создание. К моменту рождения целый ряд жизненно важных функций организма у ребенка уже сформирован: сосание, глотание, дыхание, сердечная деятельность.

Ну а что еще умеет ваш малыш и чему ему предстоит научиться? Начнем с самого начала, то есть с первого месяца жизни.

Зрительные реакции

Даже преждевременно родившийся на сроке 28 недель младенец реагирует на яркий свет миганием. Малыш, появившийся на свет на 32-ой неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (37-40-ая неделя) поворачивает глаза, а чуть позже и головку, к источнику света и движущимся предметам. Когда малыш бодрствует, не закрывайте кроватку - пускай наблюдает, зрительная информация для него сейчас поистине бесценна. (Кстати, не забудьте, что примерно раз в неделю рекомендуется перекладывать ребенка головкой к другому концу кроватки. Это предупредит деформацию черепа, ведь косточки его мягкие, и швы между костями черепа не закрыты, при постоянном повороте головки в одну сторону меняется ее конфигурация.)

Сразу после рождения ребенок в состоянии кратковременно фиксировать взгляд и некоторое время следить за движущимся объектом, чаще - за обращенным к нему лицом матери. Положите свою руку под его головку, чуть-чуть приподнимите ее и, ласково разговаривая с малышом, поймайте момент, когда он зафиксирует взгляд на вашем лице (учтите, что ребенок плохо фиксирует взгляд на предметах, находящихся вблизи от него, оптимальное расстояние от глаз ребенка до вашего лица, если вы хотите, чтобы он его рассмотрел, - 40 см). Отклоните голову в сторону - вы увидите, как он проследит за вами. Вот вам и первая возможность общения с ребенком! Проделывая эту процедуру многократно во время бодрствования крошки, вы отметите, что он дольше фиксирует взор, а через 2-3 недели уже начинает вас рассматривать, прислушиваться, появляется интерес в глазах и примитивная эмоциональная реакция - мимические гримасы. Начался процесс обучения! Первый цвет, на который ребенок обращает внимание, - желтый, поэтому хорошо, если у вашего малыша есть игрушки желтого цвета. Как и у взрослого, оптический аппарат новорожденного воспринимает окружающее в перевернутом виде - по отношению к «картинке», воспринимаемой взрослыми. Установлено, что со временем кора головного мозга, анализирующая изображение, «переворачивает» его. Но какое-то время малыш видит мир таким, каким он отображается на сетчатке его глаза.

Реакция на звуки

Рожденный на 28-ой неделе внутриутробного развития малыш уже реагирует на звуковые раздражители - мигает при резких звуках. У родившегося на 40-ой неделе младенца имеется слуховое внимание - слыша ваш ласковый голос, он перестает плакать, как бы замирает. Разговаривайте с малышом, ласково обращаясь к нему, рассказывайте, как все его любят, какой он умный, красивый, что вы сейчас собираетесь делать, как обстоят дела дома, что вас заботит и т.д.: он понимает и запоминает гораздо больше, чем мы можем себе представить! Такое общение с крошкой уже на первом месяце жизни стимулирует развитие сложных зрительно-слуховых связей, подготавливает его речевое развитие.

Психо-эмоциональное развитие

Обратите внимание: пока еще во сне, особенно после кормления, у малыша появляется кратковременное подобие улыбки. Ваша задача в этот период - «научить» его улыбаться осознанно. Помочь в этом малышу вы можете, слегка касаясь кончикам указательного пальца верхней и нижней губок, уголков рта, кончика носика. Тем самым вы проводите точечную стимуляцию мышц, участвующих в формирование улыбки, гуления. И вот вам результат: в 2-4 недели ваш ребенок уже отвечает вам улыбкой, сначала несмелой, затем активной. Он начинает издавать гортанные гласные звуки («а», «у»), а затем и «агу» - он с вами разговаривает

Двигательное развитие

Психомоторное состояние новорожденного ребенка отличается большим своеобразием. Дело в том, что кора больших полушарий головного мозга у него еще очень незрела, она еще не взяла на себя функцию главного координатора работы всех «нижестоящих» отделов мозга. Последние работают фактически бесконтрольно - по собственным примитивным законам.

Именно этим объясняется преобладание у доношенного малыша на первом месяце жизни тонуса сгибателей во всех конечностях. Отсюда и особенность позы: ручки прижаты к туловищу, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах и несколько разведены в стороны. Вообще программа двигательного развития закладывается генетически, поэтому первое время после рождения недоношенного младенца врачам важен не только его реальный, но и так называемый концептуальный возраст. Концептуальный возраст складывается из срока беременности на момент родов и времени, прошедшего после рождения ребенка. Иными словами, он считается не с момента рождения, а с момента зачатия ребенка. Понятие концептуального возраста введено не случайно. Дело в том, что в концептуальном возрасте 40 недель (приблизительный срок доношенной беременности) поза и мышечный тонус недоношенного младенца соответствуют показателям доношенного ребенка при рождении.

На первом месяце жизни нет еще координированных движений. Они носят спонтанный, неупорядоченный характер - резкие, с большой амплитудой, несимметричные.

При беспокойстве, крике, эмоциональном напряжении (чувстве голода) может появляться мелкое дрожание конечностей, подбородка (тремор, который связан с незрелостью коры головного мозга); остановить его можно прикосновением. В редких случаях тремор в подобных ситуациях отмечается до пятимесячного возраста.

Врожденные рефлексы

Первичные (врожденные) рефлексы ребенка по мере созревания функций коры головного мозга претерпевают обратное развитие (т.е. постепенно угасают и в конце концов исчезают вовсе), каждый из них - в свой, отведенный ему природой, срок. Врожденных рефлексов довольно много. Вот основные из них:

Дольше всех сохраняется сосательный рефлекс , который чаще всего исчезает к году, когда постепенно заканчивается грудное кормление или кормление из бутылочки через соску.

Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание. При попадании предмета в руку ребенка он получает некую тактильную информацию об этом предмете, а это - начало знакомства с окружающим миром. Не надевайте малышу варежек, не зашивайте рукава рубашки, не лишайте ребенка новых стимулов!

Очень часто родителей волнует, что их ребенок пугается, кричит при резких звуках, резких движения. А ведь на первом месяце жизни это нормальное явление. Реакция испуга , на языке врачей - рефлекс Моро , проявляется разведением рук, а затем приведением их к груди, громким криком. В норме этот рефлекс может присутствовать до 4-6 месяцев. Отсутствие или, наоборот, частый, спонтанно возникающий рефлекс Моро (ничем не провоцируемый или возникающий при минимальном раздражителе) свидетельствует о неврологическом неблагополучии.

Если малыша, взяв подмышки, поднять и, поддерживая его, поставить на опору, он выпрямляет туловище и ноги. Это называется рефлекс опоры . После того как ребенок уперся ножками, наклоните его туловище вперед - и вы увидите, как он пытается «шагать». Это - рефлекс автоматической ходьбы . Эти два рефлекса, отчетливо выраженные в 1-1,5 месяца, затем постепенно угасают.

Не удивляйтесь, если положенный на животик новорожденный младенец на несколько секунд поднимает головку, поворачивает ее из стороны в сторону (защитный рефлекс ) и начинает ползти (врожденный рефлекс ползания , или рефлекс Бауэра ), а если приставить ладонь к стопам, то в движение включаются и руки. Эти рефлексы сохраняются до 3-4-месячного возраста.

Рефлексы опоры, автоматической ходьбы, спонтанного ползания выполняют очень важную роль в процессе родов - ведь ребенок сам продвигается по родовым путям матери, а сокращения матки лишь стимулируют его продвижение. Вносят свой существенный вклад в этот процесс и так называемые лабиринтные тонические рефлексы , основным из которых является асимметричный шейный тонический рефлекс . Он проявляется при повороте головки ребенка: с той стороны, куда обращено лицо, его ручка разгибается, и одновременно другая его рука сгибается («поза фехтовальщика»). Аналогичный ответ нижних конечностей не всегда выражен отчетливо. Этот рефлекс появляется к 35-ой неделе беременности, достигает максимума к 36 неделям; его окончательное угасание наблюдается к 6-7 месяцам жизни.

Итак, к месячному возрасту ваш ребенок сделал первые шаги в своем внеутробном развитии. Конечно, на этом этапе он еще много спит (18-20 часов в сутки), а когда бодрствует, то дает о себе знать в основном криком (хочет есть, что-то болит, требует внимания и т.п.). К концу первого месяца у младенца появляются слезы. У него уже сформировались первые психо-эмоциональные реакции, характерные для человека: он рассматривает лица, появляются первые признаки речевого общения - своеобразной мимикой или даже улыбкой он отвечает на приветливое обращение, формируется гуление, ребенок слушает обращенную к нему речь…

Родителям следует знать, что на первом году жизни ребенка необходимо показывать неврологу в 1, 3, 6, 9 месяцев и в 1 год, даже если все с вашей точки зрения благополучно. Каждый из перечисленных возрастов - своего рода веха в жизни грудничка, каждый отмечен становлением двигательных, психоэмоциональных и речевых навыков, оценить которые должен именно специалист.

Итак, за короткие четыре недели жизни малыш во многом, как мы видим, преуспел, и помогла ему в этом прежде всего, конечно, мама. В течение десяти лунных месяцев малыш и мама были единой биологической системой. Эта биологическая связь сохраняется и после рождения - хотя и проявляется уже по-другому. Мама кормит своего малыша грудью - в этот момент он окружен ее теплом, рядом бьется ее сердце. Она пеленает, подмывает, купает, часто берет на руки. Мама большую часть суток рядом с малышом. Роль матери в психомоторном развитии ребенка поистине колоссальна. Недаром Бальзак сказал: «Будущее нации - в руках матерей». Со временем - очень постепенно - биологическая связь между матерью и ребенком сходит на нет, малыш приобретает навыки, делающие его все более самостоятельным, - происходит социализация личности.

Вот так, шаг за шагом, из месяца в месяц мы вместе проследим за развитием вашего крошки, поможем вам ориентироваться в сроках формирования новых навыков. Если у вас возникнут вопросы, присылайте их в редакцию - мы непременно на них ответим.

Продолжение следует….

П оявление ребенка в семье –это серьезное испытание для будущих родителей. Во-первых, изменяется структура семьи, а значит, нужно заново адаптироваться, принять новые роли и самое главное взять на себя ответственность за новое беспомощное существо.

Для каждой матери ее роль более-менее понятна, часть ее действий определяется инстинктом, часть - тем опытом, который передает ей ее собственная мать. Еще во время беременности женщина чувствует, что происходят с ребенком в утробе; в это время между ними уже устанавливается контакт. После родов, когда младенец обретает физическую «отдельность» от матери, он еще долгое время продолжает полностью зависеть от нее. Эмоциональный и физический контакт с матерью становится первичной чувственной тканью, на которую в дальнейшем будет накладываться весь последующий опыт ребенка. На этом этапе мать и ребенок образуют диаду, симбиоз.

На первых порах мама и малыш – это самодостаточная система

Чтобы папа не был третьим лишним

После появления на свет младенца отец зачастую чувствует себя лишним. На самом деле, диада мать-дитя остро нуждается в третьей стороне, хотя у мужчины не всегда есть возможность это почувствовать.

Порой «несносные» требования беременной иногда служат своеобразной проверкой: женщине, ощущающей возрастающую слабость, необходимо почувствовать, что она может что-то передоверить мужу, может на него положиться.

В первую очередь из-за того, что женщина теперь сосредоточена на другом человеке, ее любовь, внимание, забота, которые она дарила мужу, теперь адресованы младенцу, ее амбиции, надежды теперь направлены на него, именно он теперь является причиной ее гордости и восхищения. Но мир женщины теперь не просто сосредоточен на ее чаде, ее контакт с внешним миром ослабевает. По крайней мере, при достаточной заботе о ребенке. И мужчина, мир которого не успел измениться, становиться проводником, связывающим диаду с остальным миром.

Когда мать и ребенок сосредоточены друг на друге, отец (или кто-то третий, кто замещает отца в случае, когда родной отец ребенка недоступен) является внешней фигурой, призванной стать своеобразной оболочкой, которая охраняет и защищает на этом этапе довольно хрупкую семейную структуру от внешних воздействий.

Любая женщина, какой бы сильной она не была, уже после зачатия ребенка становится уязвимой. Широко известно, что уже во время беременности у женщины меняется характер, привычки, интересы. И это происходит не только за счет гормональных перестроек, но и в силу попыток психологически адаптироваться к своему новому положению.

Если мама лидер по натуре

Часто женщиной, которая привыкла быть лидером и которая по каким-либо причинам не может признать, что нуждается в мужчине на этом этапе, движет стремление миновать период зависимости от него. Она предпочитает не брать декретного отпуска, продолжает профессиональную деятельность, поддерживает широкие социальные контакты. В результате опыт материнства оказывается скомкан, а ребенок лишен физических и эмоциональных связей с матерью. Это накладывает отпечаток на его характер, личностные особенности, восприятие окружающего мира.

Дети, лишенные эмоциональной связи с матерью на ранних этапах своего развития, больше подвержены болезням, депрессиям, агрессивным вспышкам. Сами, становясь родителями, они испытывают трудности во взаимодействии со своим ребенком.

В 2 года и в 5 лет ребенок особенно нуждается в отце

Когда и для чего нужен папа?

Главнейшая задача отца – предоставить ребенку возможность в нужный момент отделиться от матери. Получая всё большую самостоятельность в освоении окружающего мира, ребенок будет стремиться к преодолению зависимости от матери. Отец открывает ребенку социальный мир, транслируя ему его нормы и требования, систему моральных запретов и санкций в случае их нарушения.

Как только ребенок становится чуть менее зависим от матери, он тут же начинает нуждается в отце, который бы позволил ему пробовать свои силы. Матери же предстоит занять теперь наблюдательскую позицию, сохраняя за собой статус «утешительницы» в случаях неудачи и «восторженного зрителя», когда ребенку что-то удается.

По мере своего развития и в зависимости от тех задач, которые встают перед ребенком, он нуждается больше то в матери, то в отце. От рождения до двух лет ребенок сильно зависим от матери, примерно в два года и затем в пять лет ребенок, преодолевая эту зависимость, в большей степени нуждается в отцовской фигуре.

В это время он предпочитает проводить время с отцом, знакомится с особенностями мужского, т.е. менее эмоционального и в большей степени силового стиля реагирования. Появляющаяся при этом агрессивность необходима для преодоления зависимости и адаптации к внешнему миру, где, как известно, выживает сильнейший. Отец олицетворяет для ребенка «взрослость», принадлежность, к которой он хочет ощутить.

Когда в семье появляется новорожденный, даже у тех детей, которые с нетерпением ждали его, в душе часто начинают играть совсем иные струны - они могут чувствовать себя забытыми, отверженными, появляется зависть. Эти чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех одинаково интенсивны. И более того, не всегда полностью негативны, так как имеют определенный психологический смысл - поощряют ребенка к поиску новых форм поведения в семье. Дети пытаются больше придерживаться требований взрослых (ведь это путь к дополнительному вниманию родителей: «как хорошо, что можешь сам оставаться и помогаешь малышу - ты настоящий наш помощник!»), приобщиться всем своим поведением к миру взрослых.

Изменения в семье при благоприятных условиях становятся стимулом, толчком в развитии личности первого ребенка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве. Однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем. Попробуем проанализировать несколько ситуаций в семье и найти те причины, которые способствуют возникновению мучительных переживаний в сердце первенца.

Лина, девочка двух с половиной лет, была веселой, озорной. Несмотря на небольшой возраст, она уже хорошо разговаривала, любила подвижные игры, принимала участие в ролевых играх и сама играла. Лина любила, когда взрослые обращали на нее внимание, она старалась всегда быть в центре, придумывая разные небылицы, выступая в роли актрисы или клоуна. Тем временем в семье появился братик, которому родители очень радовались. Отец часто в присутствии девочки хвалился друзьям, что, наконец, у них родился не кто-нибудь, а сын; мать тоже постоянно была занята новорожденным. Лина на первых порах дружелюбно встретила братика, но постепенно ее чувства стали охладевать, появились первые агрессивные выпады против мальчика. Однажды мать наблюдала за тем, как Лина отняла у братика соску, кинула ее на пол. За это мать ее наказала. Через две недели Лина начала мочиться во время сна, стала плаксивой и раздражительной.

Разберемся в том, что произошло. Лина, как и большинство первенцев, почувствовала после рождения малыша большие изменения в семье, особенно по отношению к ней самой. Постоянным объектом внимания, восхищения и забот стал ее маленький братишка. Немудрено такое резкое изменение отношения (свержение с престола!) воспринять как отвержение, потерю любви родителей. Положение укрепилось и ухудшилось тем, что отец открыто выразил свое удовольствие тем, что родился мальчик, а не девочка, и этим занял, смотря глазами Лины, определенную позицию по отношению к обоим детям. Борясь против неудовлетворяющей ситуации и воспринимая новорожденного как ее первопричину, Лина начала открыто выражать враждебность к брату. Это был серьезный сигнал для матери, что в стороне остался старший ребенок, что ему необходимо уделять больше внимания и теплоты, однако она не придала реакциям Лины должного значения.

Тем временем Лина активно искала средство, как восстановить эмоциональный контакт с родителями, как добиться их внимания и утвердить собственную значимость в семье. Видя, что открытой враждебностью она ничего не выиграет, девочка «выбрала» другой путь к удовлетворению своих потребностей: «Мама заботится о беспомощном, неряшливом крикуне. И я могу быть такой же!» Ее поведение стало походить на поведение младенца: она стала плаксивой, капризной, перестала пользоваться горшком.

Подсознательно девочка пришла к выводу, что неряшливость и беспомощность есть верное средство завоевать любовь и заботу матери, удержать ее около себя. Конкурируя, таким образом, с братом, она добилась внимания и заботы матери и в то же время повернула в своем психическом развитии назад (психологи называют это явление регрессией). Если в семье складывается обстановка, что только такими примитивными способами поведения можно добиться любви и внимания родителей, то «возвращение к прошлому» ребенка может закрепиться и стать серьезной проблемой.

После появления малыша на свет, абсолютно все родственники хотят его увидеть, даже не дожидаясь выписки из роддома. Но не стоит спешить. Всему свое время!

Раньше роженицам разрешали сделать только один звонок, для того чтобы сообщить мужу радостную новость. Сейчас же в век высоких технологий стало все намного проще и быстрее. С помощью сотового телефона вы можете рассказать всем родственникам и друзьям, о том что вы стали мамой. И узнав эту радостную новость, все спешат вас проведать в роддоме и полюбоваться на малютку хотя бы из окна. Однако, после выписки из родильного отделения, они все придут к вам в гости, чтобы познакомиться с малышом поближе. Так как же это сделать правильно?

Здравствуй, папа!

В некоторых родильных домах разрешается посещение мамы и младенца уже в первый день после родов. Для этого необходимо иметь стерильную одежду и необходимые справки. Папа может немного пообщаться с малышом, взять его на руки. Разрешите супругу перепеленать малыша, покачать - эта посильная помощь вам очень пригодится в будущем. Вы сможете спокойно оставить маленького с мужем, для того чтобы выкроить время на себя и не думать как они там без вас. Это поможет формированию и развитию отцовского инстинкта, научит папу заботиться о малыше.

Родственники

В день выписки из родильного дома, встречать вас будет не только муж, но и бабушки с дедушками, близкие друзья. Они захотят увидеть малютку, подержать его и подарить первые подарки.

Постарайтесь не отказывать категорично всем! Объясните, что пока еще не настало время для тесного общения с крохой. Всё будет - но только позже. Из родильного дома постарайтесь вернуться в домой без гостей. Близкие должны прекрасно понимать, что вам нужно отдохнуть и освоиться с новой ролью - ролью мамы.

Не стоит отмечать рождение малыша шумным застольем в день выписки. В качестве своих доводов скажите, что не хотите, чтобы малютка заболел. Ведь все люди являются переносчиками различных бактерий и, в холодный период, даже вирусов и инфекций. Родственники конечно же не захотят заразить маленького.

Время «Ч»

Педиатры советуют не принимать гостей до того, как малышу исполнится месяц. Однако сами уже приходят на следующий после выписки день. Если придерживаться народной мудрости, то кроху нельзя никому показывать до крестин. Поэтому решайте сами, когда вы начнете принимать гостей. Определите для своих родителей и родителей мужа дни посещения, чтобы большое количество людей не было вам в тягость. Попросите их не засиживаться слишком долго, а лучше отправьте на прогулку с малышом. Так и у вас появиться свободная минутка.

Иногда, в тот момент, когда кто-то из родных берет кроху на руки, у некоторых мам срабатывает первобытный инстинкт: «Мой, и только мой. Никому не отдам!». Пусть вас согревает мысль о том, что доверяя кроху родным, вы даете ему возможность ощутить дополнительную любовь. Малыш понимает, что окружающий мир приятен, надежен и полон любви. Если вы будете переживать, отдавая кроху кому-то в руки, то ваша нервозность передастся малютке, он может даже расплакаться. Кроха полностью зависит от ваших ощущений, доверяет им. Так что мыслите позитивно, и он это почувствует.

Бывает, что после общения с родственниками малыш капризничает. Не идите на поводу у тех, кто заводит речь о сглазах. Вероятно, малыш просто устал быть в центре внимания, вот и плачет. Постарайтесь его успокоить нежными поглаживаниями по спинке и тихими покачиваниями.

Выход в свет

За границей мамочки берут с собой малютку и в магазин, и в гости, и даже в путешествия уже с первых дней его жизни. Можно только поучиться у них такой раскрепощенности и побольше гулять с малышом. Главное, научиться пресекать попытки окружающих потрогать малютку, дать ему что-то в руки. И не бойтесь выглядеть категоричной.

Понаблюдайте за малышом как он переносит активные прогулки: если они идут ему на пользу - продолжайте осваивать этот огромный мир, если же ребенок сильно устает - нужно немного подождать, он пока еще не готов знакомиться с окружающим миром. У него все впереди!