Что нужно для открытия детского лагеря. Сезонный бизнес: детский палаточный лагерь

* В расчетах используются средние данные по России

Наверное, каждый из нас хотя бы раз за свои детские годы побывал в летнем лагере. Такие лагеря не потеряли свою популярность и в наши дни. Более того, детские лагеря стали для многих предпринимателей прибыльным, хотя и непростым бизнесом. Детский лагерь представляет собой специальную программу для отдыха и полезного времяпрепровождения для детей и подростков, которая реализуется обычно в течение летних месяцев.

Главная цель большинства лагерей – образовательное и культурное развитие. Существует несколько основных видов лагерей для детей. Детские оздоровительные лагеря располагаются, как правило, за пределами города. Это может быть как стандартная база отдыха (со стационарными постройками – жилыми корпусами, столовыми, душевыми и т. д.), так и палаточный городок (вариант туристского лагеря).

Второй и, пожалуй, самый распространенный вид летнего лагеря – это школьный лагерь дневного пребывания, который располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. По своей форме и назначению они напоминают детские сады, хотя и предназначены для детей старшего возраста. Такие лагеря работают только в дневное время (с утра до вечера или с утра и до обеда). В течение дня дети могут посещать различные кружки или спортивные секции, гуляют на площадке у школы под присмотром педагогов или ездят на различные экскурсии.

Документы, регламентирующие деятельность летних детских лагерей

Если вы собираетесь открывать лагерь одного из вышеперечисленных типов, то ознакомьтесь с двумя основными документами, которые регламентируют их деятельность: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 года» (для стационарных лагерей) и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10».

Согласно санитарным требованиям для работы детских туристических лагерей и учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, отряды для детей младшего школьного возраста должны состоять максимум из 25 человек, старших детей – до 30 человек, а одна смена не может продолжаться менее 21 дня. При этом кормят отдыхающих в зависимости от времени их пребывания в дневном лагере – два или три раза. Документы регламентируют почти все нюансы, включая запреты на глазунью и окрошку в детском меню и требования к весу одной порции фруктов (который должен составлять не менее 100 граммов).

Не менее подробно прописаны указания для лагерей и во втором документе «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», который касается работы учреждений для детей от 12 лет, путешествующих с палатками или живущих в них на территории базы. Так, например, принимать детей в такой лагерь можно лишь при температуре ночью не ниже 15 градусов, а днем – не выше 30 градусов (что во многих регионах просто невозможно соблюсти). Там же прописаны все детали организации детского туристического отдыха вплоть до состава снаряжения (палатка, костровый набор, аптечка, гитара и фонарь).

Основные виды детских летних лагерей

Лагерь санаторного типа располагается на базе медицинских центров или школ, которые находятся рядом с поликлиниками и другими медицинскими учреждениями. Главное назначение такого лагеря – не столько отдых и развлечения, сколько общее оздоровление пребывающих в нем детей и профилактика различных заболеваний. Как и в любом другом лагере, здесь тоже есть свой врач. Отличие в том, что этот медработник при приеме ребенка тщательно осматривает его, изучает выписки из медицинской карты и справки от участкового педиатра или профильного специалиста, если ребенок стоит на учете у такового (например, невролог, отоларинголог и т. д.), и составляет для каждого поступившего в лагерь индивидуальную программу оздоровления.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Обучающие лагеря также называют летними школами. Они бывают трех основных видов: для детей, которые не успевают по обычной школьной программе (для отстающих), специализированные (психологические, языковые, математические, исторические и т. д.) и подготовительные (для старшеклассников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ и/или определяются с выбором своей будущей специальности и высшего учебного заведения). Занятия в обучающих лагерях могут проходить в виде небольшого количества уроков (обычно не более трех) или же, вообще, в виде игр, викторин и конкурсов. Кроме собственно обучения здесь также предусмотрены различные культурно-развлекательные программы.

Спортивные лагеря предназначены не столько для отдыха и развлечений (хотя и без этого не обходится), сколько для физического развития детей. Такие лагеря бывают двух видов – специализированные (на базе определенных секций и спортивных школ) или общие (на базе обычных школ с программой общей физической подготовки). Кроме программы с упором на спортивные мероприятия, такие лагеря отличаются от обычных тем, что детей при зачислении в них делят по отрядам не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки. Лагери актива, которые образовываются на базе определенной зарегистрированной детской организации, многие относят к пережиткам советского прошлого. Хотя они встречаются и до сих пор, но распространены намного меньше, нежели спортивные лагеря. Часто они образовываются на базе загородного лагеря и могут быть как полнофункциональными, так и на одну лагерную смену.

Кроме того, среди других видов лагерей стоит также упомянуть и семейный лагерь , хотя он и не носит коммерческого характера и не может стать основой для собственного бизнеса. Такой лагерь организуют обычно несколько семей или общин по интересам, по территориальному признаку, по возрастам детей и т. д. Все расходы по организации отдыха, питания и развлечений детей берут на себя их родители.

Лагерь выходного дня работает с вечера пятницы до вечера воскресенья. Основная программа начинается, как правило, с утра субботы и продолжается до вечера воскресенья. Там предполагается та же программа развлечений и отдыха для детей, что и в обычном лагере, но в сокращенном варианте. Питание и медицинское обслуживание также не отличается от других вариантов лагерей. Выезды лагерей выходного дня могут быть приурочены к каким-либо праздникам, причем далеко не всегда они выпадают на теплое время года (например, они могут устраиваться на новогодние каникулы). Такие лагеря встречаются довольно редко.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Трудовые лагеря предназначены для подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Как понятно из названия, пребывание в таком лагере предполагает не только отдых и развлечения, но и определенную трудовую деятельность (обычно в первой половине дня и строго не более четырех часов в сутки). Как правило, до обеда дети работают (например, собирают ягоды, кукурузу, бахчевые, яблок и т. д.), а после обеда отдыхают и развлекаются. По итогам своей работы они получают небольшую заработную плату (ежедневно или в конце смены), которая идет обычно на частичное покрытие оплаты путевки в лагерь. Сам же лагерь заключает договоры с различными организациями, которые нуждаются в сезонных работниках.

Профильные лагеря похожи на образовательные и оздоровительные одновременно. Они имеют определенную направленность и создаются на базе различных секций и досуговых центров. Зачастую они даже не представляют собой автономные лагеря, а существуют в виде отдельных групп, которые организованно выезжают на отдых. Встречаются профильные лагеря для юных техников, экологов, краеведов, журналистов, математиков, спасателей, моряков, волонтеров. Как правило, они выступают в роли летних профильных школ по различным видам детского творчества и пр.
Кроме этой классификации, детские лагеря подразделяются по времени деятельности (круглогодичные и сезонные) и по месту организации отдыха (стационарные, палаточные, выездные).

Безусловно, наибольшим спросом пользуются традиционные лагеря на морском побережье. Единственный государственный лагерь, на котором практически не отразились проблемы бюджетных учреждений, склоки, скандалы и борьба за землю, - это легендарный «Артек». Остальные же либо уже закрылись, либо, как утверждают эксперты, в скором времени разделят эту печальную участь. Однако родители не перестанут отправлять своих детей на море на длительное время, чтобы те могли отдохнуть вдали от душных и пыльных городов.

Поэтому специалисты не сомневаются, что будущее – за частными детскими лагерями спортивного и образовательного типа, где дети могут не только отдохнуть, но и укрепить свои здоровья, развить уже существующие и освоить новые навыки. Спрос на путевки в детские лагеря от спортивных клубов и лингвистических школ только возрастает с каждым годом.

Собственные оздоровительные лагеря для детей начинают открывать и крупные туристические агентства. Одна смена продолжительностью 16 дней приносит владельцам лагеря до $620 тысяч! Впрочем, средний доход такого лагеря оценивается в сумму около $300 тысяч, что тоже не так плохо.

Инвестиции в открытие детского летнего лагеря

Впрочем, и здесь есть свои подводные камни. Если вы планируете открывать такой лагерь, то придется найти инвесторов, так как для организации собственного дела вам потребуется от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. В эту внушительную сумму входит и стоимость земли, и расходы на строительства корпусов, и заработная плата обслуживающего персонала, и обеспечение безопасности отдыхающих. При этом рентабельность этого бизнеса в начале и середине 2000-х годов составляла 7 %, а сейчас она сократилась до 4 %. Это связано с тем, что в лагерях старого типа основное внимание уделялось контролю над детьми, а новые лагеря предлагают отдыхающим относительно свободный режим.

Готовые идеи для вашего бизнеса

С детьми работают не студенты-вожатые, а квалифицированные педагоги, психологи и даже диетологи (если речь идет об оздоровительном лагере). В случае если лагерь принадлежит туристической компании, рентабельность этого бизнеса окажется существенно выше, так как турагентство может устанавливать собственную наценку на путевки, которая иногда достигает 40 %! Если же лагерь имеет собственную специализацию (например, лингвистическую), то наценка может доходить и до 70 %! Хотя, в большинстве случаев, туристическим компаниям выгоднее не открывать свой лагерь в России, а сотрудничать с зарубежными лагерями. При той же наценке стоимость путевки на отдых в зарубежном лагере может оказаться существенно ниже стоимости аналогичной путевки на тот же срок в лагере в Краснодарском крае.

Большинство современных лагерей предлагают, как и обычные гостиницы, три вида размещения – стандартное, улучшенное и элитное. Разница – в корпусах, где живут отдыхающие. В первом случае предполагается размещение от шести до восьми человек в больших комнатах. Туалеты, как правило, общие на этаже, а банно-прачечный комплекс располагается на улице. При улучшенном размещении в комнате живут не более пяти человек со всеми удобствами на этаже, а при элитном – по 2-3 человека в комнате со всеми удобствами тут же в «номере».

Согласно нормам, питание в лагере должно быть четырехразовым (включая завтрак, обед, полдник, ужин). Иногда предполагается и второй ужин. Питание может быть организовано в виде шведского или же порционного стола. Первый вариант был принят по примеру иностранных гостиниц, второй вариант считается традиционным и более оправданным, так как позволяет обеспечить сбалансированное меню и отвечает всем стандартам.

Подбор вожатых детского летнего лагеря

Особенного внимания заслуживает вопрос подбора коллектива вожатых. В большинстве случаев лагеря заключают договоры с различными педагогическими училищами и принимают на смены студентов-практикантов, которым работу в лагере засчитывают за практику. Реже в качестве вожатых работают члены студенческих организаций при различных вузах, для которых работа с детьми в лагере – это хобби. В большинстве случаев это увлеченные люди, умеющие ладить с детьми. У таких групп (которые называют педотрядами) обычно есть собственные сайты, через которые с ними связывается руководство лагеря, подбирающее вожатых на грядущий сезон.

До недавнего времени редкие лагеря имели постоянный штат работников. Однако теперь по мере распространения частных лагерей эта форма работы становится все более распространенной. Работники подбираются столь же тщательно, как и в любой частный развивающий центр. Вожатые, работающие в лагере, принимают участие в образовательных семинарах и являются профессионалами в своем деле.

Кроме прочих организационных вопросов, желательно еще в самом начале планирования обдумать, какую программу ваш лагерь сможет предложить отдыхающим. Условно все программы делятся на консервативные, обычные и инновационные. Консервативные программы разрабатываются на много лет вперед, праздники и все мероприятия проходят по тем же сценариям, что и полвека назад, с той лишь разницей, что из них убираются идеологические моменты. Обычные программы, по сути, основываются на консервативных, но вожатым разрешается немного изменять их, что добавляет немного разнообразия.

Наконец, инновационные программы предполагают постоянные изменения и доработки. Из них убирается то, что было детям из предыдущих смен не так интересно, и вводятся новые игры и развлечения. Благодаря такому подходу отдых в каждой смене одного и того же лагеря оказывается непохожим на другие. Государственные лагеря и лагеря без собственного штата работников не могут позволить себе внедрение таких программ, поэтому они становятся конкурентным преимуществом лагерей коммерческих. Разработкой инновационных программ могут заниматься не только специалисты, но и сами вожатые (особенно если у них есть опыт работы в сфере ивент-бизнеса, организации детских праздников и проведении общественных мероприятий).

По понятным причинам разработка таких программ и, главное, их внедрение требует немалых средств, времени и сил, но, с другой стороны, их использование повышает «ценность» лагеря в глазах родителей. Например, к инновационным можно причислить научно-приключенческие программы (одна из таких реализуется в оздоровительном лагере санаторного типа на Черноморском побережье). На территории такого лагеря расположены площадка для игры в пейнтбол, парк экстремальных развлечений, скалодром, тиры для стрельбы из луков и арбалетов, современные спортивные комплексы, теннисный корт и даже аудитория и лаборатории для научно-естественных дисциплин.

Разумеется, не каждый предприниматель может замахнуться на открытие полноценного детского лагеря на берегу моря. Его организация требует огромного капитала, связей, сил и времени. При относительно низкой рентабельности и при столь больших расходах сроки окупаемости такого проекта исчисляются не одним десятком лет. Поэтому наибольшее распространение получили специализированные летние лагеря.

Особенности открытия специализированного детского лагеря

Они не покупают и не строят собственные базы отдыха, а арендуют домики на уже работающих базах и этажи в пансионатах. При этом месторасположение такого лагеря может постоянно меняться: один год он сотрудничает с одной базой, а на следующий выбирает другого партнера. Такие лагеря представляют собой летние школы, которые используют нестандартные инновационные подходы к обучению детей. Они могут основываться и на базе уже существующих учреждений, что определяет их специфику: курсов (например, иностранного языка), студий развития (к примеру, подготовка будущих первоклашек к школе) или даже психологических центров (расширенный вариант тренингов для детей).

Сюда же можно отнести и спортивные лагеря, но, как показывает практика, современные родители охотнее платят за обучение ребенка летом, а не за активный отдых и физическое развитие. При таком формате работы (на базе функционирующих учреждений) затраты на организацию лагеря будут невелики, и работать они могут не только летом, но и в периоды школьных каникул, что позволит сократить сроки окупаемости.

Летние лагеря такого типа также называют развивающими площадками. Они набирают небольшое количество групп (например, две – для дошкольников и учеников начальных классов). В группах для детей помладше готовят к школе, а для детей школьного возраста предлагаются программы по обучению иностранным языкам и «подтягиванию» по основным школьным предметам. Кроме занятий, предусматриваются также прогулки, экскурсии и проведение различных игр. Специализированные лагеря могут предполагать только дневное пребывание детей (вечером их забирают родители) или при наличии условий – круглосуточное в будние дни (на выходные дети отправляются домой).

При расчете окупаемости такого лагеря учитывайте, что хотя бы 40 % от стоимости каждой путевки должно уходить в прибыль. Обычно выше этот показатель не бывает, иначе это идет в ущерб качеству отдыха или же снижает доступность стоимости путевки для родителей.

186 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Если вы хоть раз задавались вопросом: как организовать летний отдых ребят, то наверное уже знаете, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Солнце, воздух и вода, конечно важные друзья, но все ли упирается в формулу физического здоровья? Как быть родителям, которые беспокоятся о здоровье нравственном?

Столкнувшись с такой проблемой, родители могут задаться вопросы: нужен ли ребенку такой летний отдых вообще, а если нужен, то каким он должен быть?

Постараемся найти ответ на эти вопросы.

Итак, что у нас есть? У нас есть летние каникулы – огромная территория жизни. И есть дети, которым так необходимы приключения, игры, открытия, новые друзья и яркие впечатления.

Что хотим мы, взрослые? Для начала – чтобы ребенок просто отдохнул от школы, сменил ритм жизни, выбрался, в конце концов, из города.

Эту задачу можно решить по-разному. Отправить свое чадо к бабушке в деревню, отправится в путешествия к жарким берегам всей (или почти всей) семьей, и, наконец, – взять путевку в оздоровительный лагерь. Все это хорошо, но в каждом из таких решений есть свои недостатки.

Допустим, мы с ребенком едем к морю. Плюсы – позитивное общение и смена обстановки. Но, к сожалению, поездка наша сильно ограничена временем нашего отпуска.

Вариант с деревней как бы решает проблему ограниченности отдыха. Можно отправить ребенка на все лето, если наши родители еще в силах справится. Однако в этом случае полноценная связь с ним теряется на долгое время и, вернув ребенка обратно, мы наблюдаем массу интересного в его характере. Всего того, с чем нам придется бороться не один месяц.

Схожая ситуация с оздоровительными лагерями. Сбыв ребенка «опытным педагогам» мы снова перекладывает ответственность на чужие плечи. Здоровье ребенка вам гарантируют (хотя случаи неприятностей ежегодны). Все остальное – увы. И еще: одно дело, когда речь идет просто об одной семье. Как быть в такой ситуации? Где гарантия, что наши дети просто не окажутся «вне формата», даже если заполнят всю смену лагеря.

Но и это не главное.

Что же мы упустили? Мы упускаем то, что помимо простой суммы впечатлений, которую мы предоставим ребенку в путешествии, нужна и отдача. Дети развиваются постоянно, а не только в течение учебного года. И если в учебном году, худо-бедно, но выстроена система требование, стимулов и приоритетов, то летом предоставленные сами себе дети, выстраивают такую систему самостоятельно.

Хорошо это или плохо обсуждать не будет. Из литературной классики нам известны примеры Тимура со своей командой и Мишки Квакина со своей. Из жизни – вторые встречаются, с первыми - проблема. Риск в этом плане вряд ли будет оправдан.

Это важный аргумент в вопросе о летних лагерях. Остановимся пока на мысли о том, что и летняя жизнь ребенка требует некой организации. И будет весьма полезно, если родители окажутся так же причастны к организации летней жизни.

Но почему же все-таки лагерь? Не секция и не кружок. Во-первых – кружки и секции, как правило, летом тоже не работают. Во-вторых – они все в городе, а мы уже пришли к мнению, что детям полезно побывать вне города. В-третьих – и это самое важное – именно лагерь может дать импульс развития личности ребенка.

Давайте посмотрим на среднестатистического ребенка из среднестатистической семьи. Распорядок его жизни. С утра – школа, потом – секция или снова школа, только музыкальная. Вечером, дома - родители, и родной компьютер. Так изо дня в день. Ребенок, как и любой нормальный человек, давно нашел в этом мире дорогу наименьшего сопротивления. В этом мире он знает, что можно спросить и у кого можно спросить. Что ответить и кому ответить. Прекрасно знает своих родителей со всеми их слабостями и достоинствами. Знает, что ждать от каждого учителя, одноклассника, продавца в магазине, контролера в автобусе… Во всем этом привычном пространстве ребенок являет себя окружающим в той степени и в том качестве, в котором его принимают. Он может быть тихим на уроке с учителем и шумным на перемене с одноклассниками, настойчивым в спортивной секции и совершенно беспечным в вопросах домашнего труда. Стереотипы поведения очень скоро подменяют собой саму личность и это тем пагубней, что речь идет о ребенке – человеке, который только находится в стадии формирования.

Лагерь эффективно решает эту проблему. Оказавшись в ситуации, когда надо самостоятельно налаживать жизненные связи - начиная от простейших бытовых условий и кончая межличностными, дети являют свои качества в истинном свете. Замкнутые в школе – становятся веселыми. Унылые плаксы (после того, как кончается заряд батареи в телефоне) – вдруг проявляют искренний интерес к сверстникам и окружающему миру.

Очевидно, все не происходит само собой, просто потому что мы вывезли детей на природу. Это процесс, и летний лагерь только его часть, хотя и часть важнейшая. Однако у этого процесса есть одно несомненное достоинство. На каждом этапе мы, родители, выступаем его организаторами и соучастниками. Мы решаем, как мы проведем это лето с нашими детьми, когда и где. Мы готовимся вместе с ними. Мы вместе с ними осуществляем задуманное.

Подведем итог. Проблемы летнего отдыха озвучены. Решение предложено. На страницах данного методического сайта все заинтересованные найдут ряд материалов, которые помогут качественно подготовить и эффективно провести летний детский лагерь.

Детский лагерь, как элемент воспитательной системы

Детский летний лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая - воспитательная задача, в которой лагерю отводится одна из важнейших функций. Лагерь - это значимый элемент воспитательной системы, которая может быть выстроена, например, вокруг перспективы формирования профессиональной или нравственной компетенции.

Большинство летних лагерей проводятся исключительно ради организации детского досуга и отдыха. В лагерях такой формы воспитательная система, по сути, становится лишь традиционным компонентом или набором знаковых атрибутов.

В лагерь собирают немалое количество детей из разных социальных, культурных слоев. Для проведения 5-6 летних смен, испытывая постоянный кадровый голод, лагерь вынужден привлекать педагогов и вожатых со стороны. И это еще вопрос, возможно ли в таких условиях за 2-3 недели научить детей каким-нибудь навыкам реально полезным им в дальнейшем…?

Существует эффект «обратной миссии», когда дети, набранные буквально по объявлениям и без разбора, начинают переносить в среду лагерного общения «ценности» массового бескультурья и просто дурные привычки.

Для того, чтобы подобного не происходило в такой разнородной среде одних атрибутов и слов не достаточно. Необходима здоровая атмосфера, попадая в которую дети понимают и добровольно принимают ее правила общения, стараясь им соответствовать.

Именно такую атмосферу стоит пытаться создать в вашем детском лагере. Ребят, которые приезжают, вы заранее предупреждаете, что они сюда не только отдыхать едут, но и трудиться. Трудиться, в первую очередь, нравственно. И этот труд заключается в том, чтобы научиться достойно взаимодействовать друг с другом и с невероятно красивым миром, который их окружает.

Детский лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая - воспитательная задача, в которой лагерю отводится важнейшая роль. Можно назвать его значимым элементом воспитательной системы, которая может быть выстроена далее уже вне летнего лагеря.

Почему лучше начинать с небольших (например. палаточных) лагерей?

В первую очередь это небольшое количество детей - 50-60 в смене, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Ребятам интересны естественные условия жизни на природе, без бетонных бараков и столовки «с запахами», но с удобными палатками и трапезной под открытым небом. Но самое главное в таком лагере - формируется команда людей, которые одинаково понимают цели лагеря, используют правильные средства и стараются придерживаться единого педагогического стиля. Дело это не простое и постепенное. Здесь необходимо удержаться от гигантомании (даже при наличии ресурсов) и не замахиваться сразу на большие проекты. Лучше постепенно искать единомышленников и нарабатывать совместный опыт проведения лагерей. Затем уже, по возможности, можно переходить и к более глобальным проектам, так например, методика стационарных пионерских лагерей, позволяет создавать детские лагеря с наполнением до 500 детей, без серьезного ущерба как для группового, так и индивидуального подходов.

Второй важный аспект в формировании команды лагеря - это мотивация. Участникам должен быть важен результат. Поэтому стоит привлекать к организации лагеря неравнодушных родителей, для которых важно, в какую среду попадет их ребенок. А также тех, кто хочет послужить такому благому делу, как работа с детьми.

И третье, что необходимо для организаторов лагеря и всей команды - методика. Как выстроить программу лагеря исходя из особенностей возраста, количества детей, места проведения, материальной базы и т.д. Каким содержанием наполнить такой лагерь и как создать правильную атмосферу. Как проводить различные занятия и состязания. Как выстроить систему мотивации для детей и приучить к ответственности друг за друга. Как наладить минимальное самоуправления, взаимодействие детей и взрослых. В конце концов, во что играть и что петь, как проводить костры – все те маленькие частицы мозаики из которых складывается общая картина.

Хотя, если просто снять на смену часть стационарного санаторного детского лагеря (например, один отрядный этаж), то большинство озвученных выше проблемм рещаются сами собой.

Лагерь: общее планирование

С чего начать подготовку лагеря? Каковы направления нашей работы. Что учитывать в первую очередь и как сделать, чтобы планы не оказались пустыми.

Поговорим подробно о последнем из перечисленных пунктов – о «координации и организации».

Почему о нем – потому что подготовка лагеря для малышей и более старших ребят во многом схожа. Вопрос первый – с чего начать?

Здесь мы не будем оригинальными и как герои известного романа Жюля Верна начнем с плана. Даже, как говорил мистер Фикс, - с двух планов! В первый план мы впишем темы, которые наполнят наш лагерь. Список не стоит делать абстрактным.

Под каждую тему неплохо сразу предполагать ответственных. Назовем их инструкторами (или кураторами). Поскольку в нашем плане речь не идет ни о сроках, ни об объемах (об этом можно будет говорить только в окончательной фазе подготовки), то этот план мы так и назовем – тематическим. Он может выглядеть так: лист бумаги, разделенный на два столбца. Слева – темы лагеря, справа – инструктор или инструктора. Если пока нет инструктора, можно поставить вопросительный знак и сделать отметку, к какому сроку мы обязуемся решить сей вопрос.

Важно понимать, что тематический план, это всего лишь план, а не догма. Составляем мы его не для того, чтобы, во чтобы то не стало следовать написанному, а для того, чтобы иметь полное представление о ходе лагеря. Обстоятельства случаются разные: кто-то заболел, что-либо не удалось найти, что-то сломалось. Хорош тот организатор, у кого все идет по намеченному плану. Но тот, кто в любой момент может внести коррективы, сделав этот так, что общая картина нисколько не пострадает – отличный организатор. Постараемся подробнее раскрыть этот вопрос в последующем.

Итак, составив тематический план, перейдем к плану другому. Назовем его общим планом подготовки. В нем – перечень задач требующих решения:

Поиск места и вопросы, связанные с согласованием.

Это администрация района, лесничество, и прочие структуры, от которых зависит наше устойчивое положение в ходе лагеря.

Лучше начать контактами с низов. Наше пребывание в лесу зависит, в основном, от непосредственно отвечающего за этот участок: лесника или главы местной администрации. Как правило, с ними проще найти общий язык. Обязательно пообщаемся с ними и пригласим в наш лагерь в качестве гостей. Если проблема на местном уровне не решается – тогда придется обращаться в управление лесным хозяйством, районный или областной департамент. Официальная бумага с указанием сроков и количества участников, как правило, всегда решает вопрос положительно. В противном случае необходимо искать другое место.

Поиск и приобретение оборудования.

В этом вопросе главный критерий - мнение специалиста. Уму непостижимо, сколько всякого походного инвентаря в современных магазинах. Не имея опыта лучше не браться за закупки – чревато последствиями. Речь даже не идет о напрасно израсходованных средствах. Гораздо серьезней – остаться в полевых условиях без какой-либо, на первый взгляд, мелочи: топора, котла, тента, хорошего репшнура. Здесь будет вполне уместна помощь родителей ваших детей. Наверняка среди них найдутся опытные папы (возможно и мамы), - с радостью помогут в выборе и закупке.

Ориентировочный список инвентаря: палатки (исходя из количества участников: 3-4 человека на одну палатку, плюс продуктовая палатка, плюс хозяйственная); тенты (из расчета один тент на 10-12 человек, плюс хозяйственные тенты для укрытия дров, костровых мест); топоры (2-3 хороших топора); ножовки (можно взять специальную цепь, двуручную пилу или даже бензопилу); котлы или эмалированные ведра (в зависимости от того, готовят еду повара или дети); посуда (пластиковые или металлические кружки, миски, ложки), металлические решетки для костра (для приготовления пищи, на них ставятся ведра и котлы, можно заменить металлическими крюками. Если речь идет о младших, то разумно приобрести специальную газовую плиту, баллон и соорудить отдельный кухонный блок); репшнур (8 или 10 миллиметров, для натяжки тентов и для устройства таких соревнование, как тур. полоса, переправа и т.п.); набор инструментов для ремонта (клей, плоскогубцы, точила, шило, изолента)…

Это далеко не полный список. В него нужно добавить тот инвентарь, который мы используем для организации соревнований и мастерских. Например, футбольные и волейбольные мячи, если у нас запланирован футбол, наборы шахмат и часы, если запланированы шахматы. Для мастерских нам могут понадобиться иглы, нитки, бисер, леска, глина… Если в наши планы входит туристическая практика, то обязательны хорошие компасы, карты местности максимально крупного масштаба. Если стрельба из лука – заранее изготовленные достойные луки и стрелы, если стрельба из пневматики – приобретаем ружье и пульки. Перечень инвентаря, хотя и имеет общие пункты, в каждом отдельном случае будет свой. Его необходимо составить сразу после того, как у нас появится тематический план. Собственно говоря, перечень инвентаря пишется на основе тематического плана. Так же как и тематический план – перечень инвентаря должен иметь графу «ответственные», чтобы на всех этапах знать – как обстоит дело с тем или иным оборудованием.

Работа с детьми и родителями.

Третья наша задача, по смыслу - самая важная. То, ради чего мы все начали. Будет неправильно, если в течение года мы всего несколько раз видимся с детьми, отмечая хорошие и радостные праздники. А потом вдруг объявляем о неком летнем лагере. Вряд ли дети нас поймут и обрадуются. К лагерю необходимо готовится не только в практическом плане, но и в психологическом. Он должен стать ожидаемым, желанным событием в жизни нашего сообщества детей и взрослых.

Подведем итог. У нас есть три направления подготовки летнего лагеря: поиск места и административные согласования, приобретение необходимого оборудования и непосредственная работа с детьми и родителями. Хорошо, если каждое из этих направлений курирует отдельный человек из числа организаторов, но это уже другая тема под названием – команда.

Команда лагеря

Пришло время поговорить о команде. Любое важно дело, а работа с детьми - дело безусловно важное, требует повышенного внимания к «кадрам». На повестке три вопроса: Кого искать, где искать, как объединить?

В одиночку лагерь не сделаешь. Нужны не просто помощники. Нужны единомышленники. Где искать этих людей? Как формировать команду.

Сразу сделаем оговорку – формирование команды – процесс длительный и деликатный. Каких либо стопроцентных способов и заповедных секретов нет. Речь идет о взаимоотношениях людей, причем разных людей, не объединенных никакими корпоративными интересами. Взаимоотношения эти должны быть естественными. Это не означает, что в нашей команде все равны и всяк другому запанибрата. Но это значит, что мы строим отношения на уважении, доверии, взаимопонимании и ответственности. Если мы хотим воспитывать в детях эти качества, то в первую очередь должны явить их сами.

Сказанное не относится к вопросу: кого искать. Действительно в слове «кого» можно увидеть оценочное суждение. Об этом поговорим позже. Сейчас мы решаем прагматический вопрос - кто нам нужен исходя из необходимости подготовки и проведения лагеря.

Уже писалось, об организаторах и инструкторах. Это верно, но было замолчано о технических работниках. Начнем с простого звена. Технические работники, это те, кто практически не участвуют в непосредственной работе с детьми. Те, кто помогают закупать, подвозить продукты и инвентарь, работают на кухне и т.п. Не забываем о враче (мед.работнике), присутствие которого в лагере обязательно, особенно если речь идет о лагере для младших. Планировать, какой технический персонал нужен нашему лагерю не сложно. Минимальные требования: водитель с авто, повар и его помощник, медицинский работник. Достаточно для лагеря с 30-40 детьми. Увеличение количества детей – это дополнительная нагрузка на кухонный блок, нужно будет найти еще помощника.

Организаторы это, как правило, начальник лагеря и его помощник. Для начального периода, когда наша команда только формируется, это почти наверняка. Им достается основная работа в период подготовки лагеря. Организаторы разрабатывают план, следят за общим ходом работы, решают материально-технические и административные вопросы.

Далее инструктора – те, кто работает непосредственно с детьми. Тоже не сложно понять, кто нам необходим. Главный критерий - программа лагеря. Но лагерь не ограничивается только мастерскими и соревнованиями. У детей наполненный событиями полноценные дни. Невозможно подобно школьному устройству, передавать их «с рук на руки» от одного инструктора другому. У ребят должны быть вожатые. А у вожатых – помощники и определенное количество детей. Оптимальная численность группы 10-12 человек. Таким образом лагерю в 30-40 ребят потребуется: 3 вожатых и 3 помощника, несколько инструкторов (3-5 человек) – это могут быть те же люди, 3 работника кухонного блока, мед.работник, и водитель с авто. Добавим к этому списку непосредственного руководителя лагеря и его помощника (можно назвать его начальником штаба) и получим в общей сложности около 10 человек. Почему не больше – как показывает практика, руководители совмещают должности инструктора и вожатого (и даже мед.работника).

В целом, соотношение руководители/дети характеризует степень подготовки детей к лагерю и уровень самоорганизации ребят. Для начинающих, и для младшего возраста, нормальным можно считать соотношение 1/3 – 1/4. Для старших и опытных 1/10 – 1/12.

Где же взять всех этих замечательных людей, которые поедут с нами в лагерь? И тех, кто будет заниматься с ребятами в течении года?

В первую очередь ищем среди родителей наших ребят. Для этого просто необходимо наладить чисто человеческие, добрые отношения. Родители – наши главные помощники. Родители в первую очередь заинтересованы в здоровом и плодотворном процессе. Без их помощи нам будет трудно.

Еще нужно обратить внимание на профессиональные сообщества и клубы по интересам. Как ни странно, на первый взгляд, но опытные школьные педагоги вряд ли вам помогут в силу ряда причин (хотя и это не исключено). А вот, к примеру, студенты охотно откликаются на подобные предложения.

Что ж, мы теперь знаем, кто нам нужен и где найти людей. Остается вопрос – как их организовать. Ответ очевиден. Только реальное дело способно сплотить. Летний лагерь – это прекрасно, но явно недостаточно. Нужна работа не от праздника к празднику и не от лагеря к лагерю, а в течение всего года. Выстроенный план, так, чтобы в заключительной фазе иметь долгожданный летний лагерь.

Тогда независимо от времени года будет чем заняться с ребятами: теория походов и практика небольших выходов, изучение ремесел, спортивная подготовка и многое, многое другое.

Открытие своего детского лагеря хоть и весьма хлопотное, но при этом достаточно прибыльное дело. Обычно предприниматели организовывают целые программы детского отдыха, в которых необходимо продумать большое количество тонкостей и нюансов.

Детский лагерь как бизнес носит сезонный характер, ведь дети, которые должны жить в вашем лагере, учатся в школе и имеют возможность хорошего отдыха только в летнее время. Правда, есть еще и такое направление развития, как детские лагеря на зимние каникулы Лучше всего площадку для лагеря подыскивать где-то за пределами города, в живописной местности. Для этого подойдет как бывшая база отдыха, где на территории уже имеются большее количество необходимых домиков и построек, или же можно организовать палаточный городок – в этом случае необходимо будет продумать концепцию туристического лагеря.

Конечно, можно не искать площадки за городом, а организовать подобие летней школы на базе любого учебного заведения. Здесь проживание детей ограничено временными рамками – с утра до обеда или до вечера, и за это время вы должны организовать им интересный досуг – многочисленные кружки и секции, экскурсии и интересные лекции.

Организация детского лагеря

Первое, что необходимо сделать, это составить бизнес план детского лагеря.

Если вы хотите организовать детский лагерь, вашими настольными книгами должны стать «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 года» (в случае организации стационарного лагеря) и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10».

Вот основные требования, которые указаны в первом документе: отряд ваших подопечных должен состоять максимум из 25 детей, если же у вас организованы старшие группы, то можете добавить к ним еще человек пять. Смена должна длиться не менее трех недель, и кормить вы их должны не менее трех раз в сутки. В этих документах прописано все – от запрещенных продуктов, до требований к весу порции фруктов.

Во втором документе можно узнать детали снаряжения, которой должен иметь при себе каждый ребенок, а также температурные и погодные условия на территории вашего палаточного городка.

Лучше всего организовать детский лагерь, который даст отдыхающему ребенку не только отдых и новые впечатления, но и новые знания или умения – наиболее прибыльным будет спортивный детский лагерь, или языковой детский лагерь. Ведь все родители хотят, чтобы их ребенок постоянно получал новые знания. Поэтому оформляйте «игровую» концепцию получения знаний и набирайте квалифицированные персонал! Такая программа отдыха способствует решению родителей купить путевку в детский лагерь.

Кстати, в вопросе набора персонала очень много подводных камней. Конечно, для вас, как для собственника, гораздо выгоднее будет набрать студентов-вожатых. Но и без квалифицированных педагогов, медиков, диетологов не обойтись!

Каждый детский лагерь может разрабатывать свою систему обучения. У вас есть несколько путей выбора основной программы отдыха.

Консервативный

Он не меняется с советских времен – убрали идеологию, добавили творчества – и можно воспитывать детей! Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Да и многие родители будут доверять системе, воспитавшей не одно поколение школьников.

Традиционный

Поработали одно лето с детьми по консервативной программе, обсудили все минусы и плюсы? Можно на следующее лето внести небольшие коррективы. Поменять День Леса на День Нептуна. Или убрать какие-то конкурсы, в которых дети не принимали активного участия.

Инновационный

В этом случае вам понадобятся опытные психологи и вожатые. Каждый год (а то и каждый сезон) можно менять программу. Это одно из главных конкурентных преимуществ перед государственными лагерями. Например, один из сезонов можно посвятить научно-исследовательским забавам, где дети смогут почувствовать себя спецагентами, играя в пейнтбол, стреляя из луков и арбалетов, и работая в лаборатории, где будут изучать физику и химию в опытах, адаптированных для детей.

При расчете окупаемости детского лагеря учитывайте, чтобы как минимум 40 процентов стоимости путевки уходило в прибыль. Выше 40 % окупаемость бывает редко, поскольку это скажется либо на низком качестве отдыха детей, либо на слишком низкой доступности путевки в детские лагеря для родителей.

Предлагаю вашему вниманию статью про интересный сезонный бизнес с небольшими вложениями. Причем, как он работает, подробно и с юмором описал сам предприниматель. Даю его текст без купюр и надеюсь, что в преддверии очередного летнего сезона эта информация будет кому-нибудь полезна.

Сезонный бизнес

Организация летнего лагеря для детей

Один из самых успешных видов курортного бизнеса, с малым вложением денег и быстрой окупаемостью, на моей памяти, это создание детского палаточного лагеря на берегу моря или озера. Сначала поговорим о том, как это делается, а потом плюсах и минусах данного предприятия. Я начинал с того, что сначала выбрал место, это очень важно. Должно быть сочетание природных условий (море, озеро, лес), рекреационные способности региона, возможности проведения хотя бы электричества (но можно обойтись) и лояльность властей по отношению к вашему мероприятию).

Я в то время жил в солнечном Крыму и выбор мой пал естественно на Южный берег. Поездив по берегу, я присмотрел небольшую балку в 7 километрах от Алушты. В километре располагался достаточно большой пансионат, но часть берега была дикой. Разведку я начал с посещения лесника, кордон которого располагался неподалеку. Затарившись средним коньяком, найдя незначительную причину, я принялся аккуратно расспрашивать, не против ли он, если на его вотчине недолго постоят несколько палаток, где детки будут отдыхать и познавать природу Крыма. Лесник, хитро улыбнувшись сказал, что ходят вас здесь много, а толку никакого… и налил нам коньяку:).

Не буду утомлять подробностями, но мы нашли с ним компромисс в размере 300 долларов за смену (10 дней), с условием, что вопросы с налоговой я буду решать сам. При этом дал разрешение провести от него к лагерю полевой электрический кабель. Итак, место было найдено. Попутно я задумывался, а как же все эти налоговые, санэпидемстанции и прочие хорошие организации, которые помогают нам работать.

Затеваю свой сезонный бизнес

Идея, если честно, пришла наутро после хороших посиделок с лесником. По образованию, я являюсь преподавателем географии, т.е. педагогом и по закону могу работать с детьми… Еще к тому же в студенчестве профессионально занимался альпинизмом и достиг звания мастера спорта. Идея пришла резко. Создать неприбыльную организацию, которая по закону могла бы водить детей в походы. В итоге родился спортивно-познавательный клуб «Перевал», который зарегистрировали в течение недели.

Вид на Алушту

Понадобилось несколько десятков гривен, несколько коробок конфет и бутылочка вискаря «Чивас». Пока регистрировали мой клуб, я читал законодательство Украины. Начитал, что согласно Конституции и еще разным статьям, никто не запрещает водить деток в поход, стоять лагерем в положенных местах, причем количество дней не оговаривалось. Стой сколько хочешь.

Теперь возникла проблема, как сделать так, чтобы налоговая не поймала владельца неприбыльного клуба за руку при передаче денег родителями за отдых ребенка. Ответ был найден. В уставе прописалось, что клуб принимает пожертвования в фонд закупки оборудования на проведение экскурсий и прочих мероприятий. Пятую точку от инстанций прикрыл:).

Теперь можно было заняться закупкой оборудования и обустройством непосредственно лагеря. Стал вопрос, где, в чем и по сколько будут жить дети. Ответ: в палатках фирмы «Пингвин» (есть такая хорошая фирма), которые ваш покорный слуга нашел по очень низким ценам, так как какие-то серьезные дяди распродавали гуманитарную помощь. Там же были найдены и синтепоновые спальники. Палаток закупил 35 штук, спальников 110. Человек я ответственный, поэтому купил еще и надувные матрасы размером 180+200 см., чтобы деткам было уж совсем комфортно спать.

Итак, с жильем решил. Теперь стал вопрос о калорийном, вкусном и безопасном питании (в Крыму летом жара до +40 в тени). Для этих целей была предпринята вылазка в ближайшую воинскую часть для вербовки прапорщика на предмет продажи солдатской полевой кухни. Прапорщик не нашелся, но нашелся один веселый капитан, которому скоро на пенсию и нужны деньги.

Маленькое отступление для тех, кто не знает. Солдатская полевая кухня состоит из топки (печи) и 4-х или 6-ти баков в которых готовится пища. Все это счастье водружено на колеса и выкрашено в цвет хаки. При этом у капитана нашелся друг — начальник столовой и за небольшие деньги были закуплены 150 ложек, 150 вилок, 120 солдатских кружек, огромный половник и еще куча гаджетов для обустройства полевого питания.

Когда я привез весь этот скарб на место будущего лагеря, лесник молчал полчаса, а потом, глупо улыбаясь, спросил: «Война?». Я мужик запасливый и недолго думая достал бутылочку коньяку и начал объяснять. Что будет детский лагерь небольшой, что всего 100 деток и всего стоять здесь будет 35 палаток, то есть такой маленький сезонный бизнес. Короче такса его возросла до 400 долларов и канистры пива ежесменно.

Для обустройства лагеря были подняты родственники данного лесника и впятером мы начали. Расставили палатки, сколотили столы, скамейки. Вместе с кухней мне достался хороший отрез масксети, метров 30. Из него сделали импровизированный навес. Палатки поставили по-армейски, рядами. Получилось 3 улицы. Провели электричество, лампочки повесили. Из дома я привез телевизор с ДВД.

Друзья нашли по закромам колонки и микрофон для вечерних посиделок. Короче говоря, хозяйство начало обрастать мелочами. И вдруг… Лесник сказал: «А ты их после моря, где купать-то собрался?» Я побежал за коньяком... Стали мозговать. В Симферополе на рынке была куплена 1000-литровая пластмассовая емкость, 50 метров шланга и насос «Струмок». Повезло, что в верховьях балки был родник с достаточно хорошим дебитом (расходом воды в минуту).

Потом родственник лесника зачем-то спросил: « А у тебя дети — дельфины?» «Почему?» — тупо спросил я. «А ср.ть они в море будут?». Выкопали еще 5 достаточно глубоких ям. Сбили дощатые домики и получились удобства. Через 5 дней работы готовый лагерь уже стоял в ожидании детей. Параллельно велась работа по набору этих милых созданий в наш палаточный «Хилтон».

Было объезжены директора школ, где мытьем, где катаньем нам разрешили выступить перед детьми, раздать визитки, и провести 15-ти минутный рассказ о том, как у нас хорошо возле моря. Для родителей отпечатались буклетики, рассказывающие о 4-х разовом питании, экскурсиях, где и как будут жить их чада. Ко всему этому была реклама во всемирной паутине.

Детский палаточный лагерь заработал

На первую смену набралось 102 ребенка и 7 взрослых (рекламная политика среди учителей заключалась в том, что если они набирают 20 человек детей, то сами и их дети едут к нам бесплатно). Теперь расскажу, где я брал кадры для работы в лагере. Выше я говорил, что закончил географический факультет. Оттуда кадры — студенты 4-го курса факультета. Они уже являлись бакалаврами, т.е. готовыми преподавателями, и могли согласно букве закона работать с детьми.

Итак, по персоналу: 10 человек вожатых. По 2 на группу в 20 человек, 1 повар и один подмастерье, врач. И ваш покорный слуга. Итак, настал первый день. Я подрядил 2 автобуса и поехал на ж.д. вокзал Симферополя. Когда я увидел ораву разновозрастных подростков, я ничего больше не хотел. Ни денег, ни вообще жить. Но скрепя сердце и выгнав из автобуса 5 человек студентов, твердым шагом подошел. Построив их и перемежая строгий голос с шутками начал знакомиться и грузить их в автобусы...

Ехали очень весело. Четырем девочкам и двум мальчикам стало плохо... Посадили вперед, побрызгали минералкой, обошлось... Наконец приехали, расселили по палаткам, покормили. Во время трапезы я начал выступление. О том, что лагерь экспериментальный, кто себя будет хорошо вести — получат грамоты и подарки, что будет много игр и экскурсий, что будет пейнтбол и зарница. Может мне повезло, но контакт с детками (от 8 до 16 лет) я нашел, днем старался загрузить морем, играми, вечером на территории лагеря дискотека.

Отбой в 23.00. 3 вожатых еженощно дежурили у палаток. Скажу одно, некоторые дети до сих пор пишут мне на емаил. Все прошло без травм и особых происшествий. В тот год у меня было 5 смен. На следующий 7. Теперь о затратах и выгоде. Чтобы полностью обустроить лагерь мне понадобилось 4000 долларов (единоразово). Путевка в лагерь тогда у меня стоила 1000 гривен на 10 дней. Включалось все, кроме дороги в Симферополь.

Теперь давайте посчитаем затраты на еду, экскурсии и оперативные расходы за смену. В день на еду 120-ти человек у меня выходило примерно 1000—1200 гривен + бензин, экскурсии и зарплата людям = 2000 грн/день. т.е. 20 000 грн. за смену. Еще 5000 уходило на непредвиденные расходы. Всего 25 000 грн. А дети привезли 100 000. Выхлоп — 75 000 грн за 10 дней. По тем деньгам 12 000 долларов. Так что все затраты на оборудование, которое закупалось на 2 года отбились в первую же смену.

Вот такая раскладка... Плюсов в этом деле очень много. Но есть и минусы. Самый главный — это ответственность. Дети, причем в таком количестве, это некий живой организм который доставляет кучу хлопот и потребляет клубок нервов ежедневно. Но если правильно организовать работу, это можно свести к минимуму. Необязательно это делать в Крыму или на море, Россия, как и Украина богата красивыми местами, озерами, реками, лесами. Детский палаточный лагерь или спортивно-познавательный клуб можно организовать везде.

Естественно, я упомянул здесь только основные трудности и вехи. В процессе будет еще куча моментов, как приятных, так и не очень. При правильном подходе — нет, не решаемых ситуаций. И этим сезонным бизнесом может заниматься как мужчина, так и женщина. Дерзайте. Если кто-то надумает заняться — могу проконсультировать (раскладку по продуктам, меню и прочим вопросам). Обращаться к администрации сайта.

Похожие темы

    MasterVizitok в 23:21
    http://mastervizitok8.ru/

    Поэтому специалисты не сомневаются, что будущее – за частными детскими лагерями спортивного и образовательного типа, где дети могут не только отдохнуть, но и укрепить свое здоровье, развить уже существующие и освоить новые навыки. Спрос на путевки в детские лагеря от спортивных клубов и лингвистических школ только возрастает с каждым годом.

    Ответить

    Светлана в 12:00

    Здорово, что все прошло успешно! Но это не санкционированный лагерь. Странно, что родители и учителя согласились привезти туда детей. Для открытия палаточного лагеря, как минимум Роспотребнадзор должен был взять пробы воды (питьевой) и проверить места для купания (и не бесплатно), полевая кухня не является источником пищи для детей, если лагерь более 3 дней, даже список продуктов должен был ими проверяться, думаю, что проверки санитарных книжек педсостава и право на перевозку детей тоже не проверяли...а программа? заранее родители не интересовались ею? ну и не постесняюсь спросить, а в туалет вы куда ходили? по санитарным нормам необходимо строить туалеты (они даже размеры ямки прописывают) или био-кабинки. Может только в моем регионе строго относятся к палаточным лагерям, и это печально(

    Ответить

    Lyka135 в 05:42

    Хорошо написал чувствуется сам доволен проделанной работой.Идея конечно хорошая, сам в детстве любил походы,ночевки в палатках,но так конечно,как тут описано оставлять нельзя. Как только об этих не легальных лагерях узнают соответствующие структуры, придется все менять и тут уже не обойдешься вырытыми ямами ну и так далее.

    Ответить

Путешественник Матвей Шпаро сделал из своего увлечения успешный бизнес: туристический лагерь в Карелии принимает за сезон примерно 1500 детей, которые приносят ему выручку 60 млн руб.

Идея открыть​ собственный детский лагерь пришла в г​олову Матвею Шпаро 15 лет назад — после того как он побывал в детском лагере в США. Первоначальные инвестиции в $30 тыс. предоставил Kodak, а с развитием помогло имя отца — знаменитого путешественника. За летний сезон лагерь «Большое приключение» в Карелии зарабатывает около 60 млн руб., а чистая прибыль составляет 3-4 млн руб.

Первое приключение

Матвей Шпаро не скрывает, что рос хулиганом: в 18 лет бросил МГИМО, проучившись месяц. Отец Матвея, известный путешественник Дмитрий Шпаро, первым в мире добравшийся до Северного полюса на лыжах, в 1993 году решил в воспитательных целях взять сына в экспедицию на снегоходах по Чукотке и Аляске (предстояло пройти 3 тыс. км). Вернувшись, Матвей снова поступил в вуз. Параллельно с учебой он стал преподавать азы туризма в географической школе клуба «Приключение», основанного отцом в 1989 году. В 2000 году по обмену поехал вместе с группой детей в туристический американский лагерь на границе США и Канады. Спортивная, учебная программы, система логистики, уровень подготовки детей в лагере поразили Матвея. Вернувшись из трехнедельного путешествия, он решил построить лагерь такого же уровня в России.

Так появилась идея создать детский туристический лагерь «Большое приключение» на территории Карелии. Первым шагом на пути к запуску стало письмо Шпаро к главе республики Сергею Катанандову с просьбой разрешить организацию палаточного лагеря на лесной поляне площадью 12 га. После его одобрения Шпаро прошел комиссию в составе сотрудников республиканских Роспотребнадзора, МЧС и МВД, которые обсуждали с создателями лагеря требования по обеспечению безопасности детей. Взаимодействие с государством — нелегкий труд, признается Шпаро. Договориться о приемлемых условиях аренды, получить официальное разрешение на работу довольно сложно. «Мне в этом смысле повезло: отцовский 30-летний опыт развития детского туризма принес клубу «Приключение» прочную репутацию, — признает Матвей. — Дважды у меня была возможность докладывать о работе лагеря президенту. Вряд ли какой-то начинающий бизнесмен может похвастаться такой поддержкой».

Получив согласие госорганов, Шпаро стали закупать палатки, спальники и другую необходимую экипировку. Со стартовым капиталом помог Kodak, который в 1990-х активно спонсировал программы клуба «Приключение». В преддверии 100-летия своей работы в России Kodak объявил экологический конкурс, выделив фонду $30 тыс. (на тот момент около 950 тыс. руб.) на его проведение. Соревнование проводилось между школьниками всей страны, которые должны были представить на суд жюри собственные экологические проекты. Из 80 команд отобрали 10, которые в качестве приза получили поездку в новый туристический лагерь. «Сейчас открытие лагеря такого уровня обойдется в 6-7 млн руб.», — думает Матвей. По его словам, за 15 лет вложения в инфраструктуру лагеря превысили 10 млн руб.


«Большое приключение» в Карелии

950 тыс. руб. составили стартовые вложения в лагерь в 2000 году

12 га — территория лагеря

10 млн руб. ушло на строительство инфраструктуры лагеря за 15 лет

1400-1600 детей приезжают в лагерь ежегодно

33-50 тыс. руб. — составляет стоимость путевки в зависимости от срока

60 млн руб. — выручка лагеря за летний сезон

40-60 тыс. руб. составляет зарплата инструктора за месяц работы

450 руб. тратится на питание одного ребенка в день

Источник: данные компании

Экономика лагеря

В первый год «Большое приключение» приняло 100 детей от 8 до 17 лет. В 2001 году приехали 168 детей, в 2002-м — 700. Каждый последующий год количество желающих попасть в лагерь увеличивалось, пока в 2008 году не достигло 2300 человек. «Мы поняли, что эта цифра может расти и дальше, но тогда будет страдать качество, и ограничили количество путевок. В каком-то смысле помог кризис 2008-го: многие желающие отсеялись сами», — объясняет Шпаро. Сейчас число желающих попасть в лагерь — 1400-1600 детей за летний сезон (июнь—август). Стоимость путевки в Карелию колеблется от 33 тыс. до 50 тыс. руб. и зависит как от срока, так и от маршрута путешествия. Транспортные расходы (проезд на поезде и автобусе туда и обратно стоит около 8,7 тыс. руб.) оплачиваются родителями отдельно. Общая выручка «Большого приключения» за одно лето составляет около 60 млн руб., прибыль — 3-4 млн руб., говорит Шпаро. По данным «Контур.Фокус», выручка благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение», который организует лагерь, составила в 2013 году 51,2 млн руб., чистая прибыль — 223 тыс. руб.


«Большое приключение» получает и госконтракты (например, на 17,2 млн руб. в 2014 году, преимущественно с правительством Москвы): в лагерь отправляют учеников коррекционных школ и подростков, проходящих профилактику девиантного поведения. «Мы воспринимаем такие группы не как возможность заработать, а как нашу социальную ответственность, — говорит Шпаро. — В походных условиях абсолютно все дети — и из неблагополучных семей, и из семей банкиров — оказываются в одном социальном положении. Это помогает им взглянуть на собственную жизнь под другим углом».

Основные затраты «Приключения» приходятся на оплату труда инструкторов, психологов, тренеров и медперсонала (всего около 70 человек) и на питание детей. В день на питание одного ребенка заложено около 450 руб. (с учетом труда шести поваров). Зарплата сотрудника лагеря в Карелии — 40-60 тыс. руб. в месяц (с налогами). Кроме основных затрат существует много мелких статей, которые в итоге составляют внушительную сумму. «Только на солярку за один сезон мы можем потратить около 3 млн руб.», — говорит Шпаро.

Еще 2,1 млн руб. лагерь тратит на ежегодное обучение тренеров. Их отбор — одна из основных трудностей в работе лагеря, рассказывает Матвей: «Большое приключение» не может обеспечить молодым людям круглогодичную занятость, поэтому они находят постоянные места работы и на площадки не возвращаются. Каждый год на роль инструкторов претендуют 70 молодых людей и девушек. Все они проходят через 360 часов занятий, разбитых на 3 этапа. В течение 10 дней под руководством уже опытных сотрудников будущие инструкторы слушают курс теории, сдают экзамены и спортивные нормативы на подмосковной базе лагеря. «Например, подтянуться 10-12 раз должны уметь и парни, и девушки. Во-первых, если в походе произойдет несчастный случай, нести пострадавшего ребенка придется именно инструктору. А, во-вторых, в каждой смене есть такой шкет, который пытается взять вожатого «на слабо». Если взрослый не может переплыть озеро или отжаться, он потеряет уважение и управлять группой будет намного сложнее», — объясняет создатель «Большого приключения». На первом этапе обучения отсеиваются около 20 человек. Оставшиеся 50 в конце апреля отправляются в поход на катамаранах. После этого отсеиваются еще около 20 претендентов. Оставшиеся 30 человек в течение полутора месяцев работают в базовом лагере под контролем других инструкторов, и только после этого получают разрешение на самостоятельную работу с детьми. Оплату труда преподавателей и расходы на питание будущих инструкторов берет на себя лагерь.

Лесной маркетинг

Все родители, желающие отправить детей впервые в «Большое приключение», проходят собеседование, поэтому 90% продаж лагерь Шпаро осуществляет напрямую. При личном общении с родителями Шпаро использует нестандартные маркетинговые приемы: «Первое, о чем я спрашиваю, — знаете ли вы разницу между комарами и мошками? Чаще всего, не знают. Комар просто кусает, а мошка выкусывает кусочек кожи. Ребенок будет спать не на мягкой кровати, а в палатке, времени для гаджетов не остается, да и заряжать их негде. Если после этого родители все еще слушают меня, я приступаю к рассказу о прелестях приключения, которое ждет ребенка в лагере», — говорит Шпаро.

Шпаро говорит, что условия в лагере хорошие, но спартанские. «Так сложилось исторически: сначала у нас просто не было средств, а потом мы превратили это в плюс. Развили концепцию «другого отдыха» — без горячей ванны по вечерам, шведского стола и дискотек». Каждый вечер в лагере проходят посиделки у костра с обязательными разговорами о смысле жизни, а испытания, пройденные за время похода, заставляют детей вести себя по-другому в общении с родителями и друзьями, утверждает Шпаро. «Природа творит чудеса даже с «компьютерными» детьми. Мы подсчитали: 92% родителей говорят, что после возвращения из лагеря их ребенок меняется к лучшему», — говорит Матвей.


Кроме привычных городских удобств в лагере отсутствует понятия «смена»: логистика лагеря повторяет модель, заимствованную Шпаро у американского лагеря. Каждый день летнего сезона (июнь—август) из Москвы отправляется 2-3 группы по 10 человек. Когда они прибывают на стоянку базового лагеря, оттуда в поход отправляются предыдущие 2-3 группы, место освобождается. Таким образом, одновременно в базовом лагере находятся не больше 140 человек. Также у детей нет свободного времени (каждая минута чем-то занята) и отбоя. «Костры тушатся в 22:00, после этого ребенок волен хоть всю ночь сидеть у палатки в темноте, если ему хочется. Но в 8 утра он уже должен доедать свою порцию каши. Есть, кстати, мы тоже никого не заставляем — проспав пару завтраков, дети волшебным образом начинают сами раньше ложиться и раньше вставать», — улыбается Шпаро.

По оценкам основателя, 40% детей, побывавших на одной из площадок, приезжают в лагерь во второй раз. Маркетинговой находкой прошлого сезона стали «письма счастья» родителям. Инструктор за время похода должен отметить что-то хорошее в поведении каждого ребенка, запомнить это и после завершения смены отправить письмо родителям. По словам Шпаро, такой простой, на первый взгляд, ход вызвал бурю эмоций: «Нам постоянно приходят отзывы о том, как приятно слышать что-то хорошее о своем ребенке, особенно если преподаватели в школе не балуют его частыми похвалами», — говорит Матвей. Затраты на эту затею оказались ощутимыми: не все 70 инструкторов безупречно грамотны, поэтому к расходам на конверты и марки прибавился оклад человека, проверяющего орфографию и пунктуацию в «письмах счастья».

Спартанская Карелия

Программы в лагере различаются в зависимости от возраста ребенка (приехать могут дети от 8 лет и даже вполне взрослые юноши и девушки в возрасте до 23 лет), от сложности маршрута (1-3-й категории по туристской классификации), от длительности путешествия (14, 21, 28 дней) и от содержания приключения. Работает около десяти различных программ: сплав по карельским рекам на катамаранах, велосипедные и комбинированные походы, путешествия через горы к морю. Большой популярностью пользуются походы с хаски, которых в лагере 60, — собаки этой породы считаются одними из самых дружелюбных.

Инструкторы, двое на каждую группу из 10 ребят, водят детей по 30 маршрутам. Все они согласовываются с МЧС и паспортируются, но предсказать, как пройдет тот или иной день похода, невозможно. Роль играют не только погодные условия, но и уровень физической подготовки детей в каждой группе. «Если инструктор видит, что дети готовы к подвигам физически и морально, группа может пройти часть водного маршрута против течения. Если вожатый видит, что ребята устали, маршрут можно сократить», — объясняет Шпаро.

Первые три дня путешествия дети остаются в базовом лагере, где проходят инструктаж и тренировки перед походом. Чтобы получить разрешение на долгосрочное путешествие, они должны выдержать тренировочный однодневный поход неподалеку от территории лагеря. Там инструкторы тестируют возможности каждого ребенка и проверяют, на что способна группа в целом. На пятый день дети отправляются в основное путешествие, которое длится 7, 14 или 21 день. После возвращения группа отдыхает, устраивает прощальные выступления, получает сертификаты о прохождении похода. Каждому ребенку присваивается звание туриста (если поход был первым) или категория более высокого уровня.