Что означает фраза связь малыша с мамой. Связь матери и ребенка после рождения. Эмоции и развитие ребенка

Психология 4

Здравствуйте, дорогие читатели! Связь матери и ребенка — это невидимая нить, которая крепко соединяет их сердца на протяжении всей жизни. Где бы не находился малыш, мать всегда мысленно с ним, она молится за его здоровье, ее сердце наполнено любовью и жизнь имеет огромный смысл. Эта связь не имеет границ и ее невозможно разрушить.

Психологическая связь

Став матерью, вы уже с первых дней ощутите эту непреодолимую тягу к крошечному созданию. А что же ребенок? Он в свою очередь требует вашего присутствия каждую секунду, он еще многого не понимает, но природа наделила детеныша инстинктами, которые срабатывают практически по любому поводу. Ему может быть страшно, ему может быть больно и холодно, ему может быть скучно, и он громким плачем требует присутствия мамы.

Ни одна любящая мать не в состоянии проигнорировать , хотя столь частое требование ее присутствия может злить и раздражать. Тем не менее, природа не зря наделила кроху способностью громко плакать. Уже в роддоме вы легко определите плач своего чада, даже если будете находится в отдельных палатах, так и по жизни, призыв о помощи ребенку всегда будет услышан его матерью.

Малыш часто просится на руки? Это не прихоть, это нормальная физиологическая потребность. Многие матери , в руках, усталость из-за работы по дому и ухода за ребенком. Фраза «не надо приучать дитя к рукам» слышится все чаще, а между тем в некоторых племенах Африки, женщины не спускают детей с рук с самого рождения и приблизительно до трех лет. У них и мысли такой нет, оставить дитя и идти заниматься делами. В этом есть огромное преимущество, ребенок всегда под присмотром, ему спокойно рядом с мамой, он не плачет. Привязав кго к себе платком, можно сделать немало работы по дому.

К тому же, исследователями выявлено, что дети, растущие у мамы на руках или в слинге, гораздо смышленее и развитее своих сверстников, которых в младенчестве часто оставляли одних в кроватке. Находясь всегда при маме малыш запоминает, что делает мама и учится тому же. Вообще, если бы беременность у людей длилась, к примеру, как у слонов два года, то может быть и не нужно было бы донашивать ребенка на руках, он бы уже через пару часов встал и следовал бы за мамой, тем не менее, даже за слоненком до пятилетнего возраста необходим тщательный присмотр, а что уж говорить о человеческих детенышах, столь не приспособленных к жизни после рождения.

Очень болезненно детёныш воспринимает, если отделить его от матери до трехлетнего возраста. Все та же самая, невидимая связь матери и дитя будет крепко соединять их, а находясь в разлуке, оба будут испытывать тревогу и волнение. У женщины появится чувство вины перед ребенком, а он почувствует себя беззащитным, слабым и очень одиноким.

Неизвестно, чем разлука обернется в дальнейшем, некоторые дети замыкаются в себе, другие становятся нервными и раздражительными, а у кого-то могут появиться проблемы со здоровьем, отсутствие аппетита, тревожный сон с частыми просыпаниями, плач без повода. Никогда не оставляйте чадо с малознакомыми людьми, прежде чем отдать его в ясли или в садик, пройдите все этапы подготовки к дошкольным учреждениям. Об этом читайте .

С малышом до года старайтесь не расставаться, тем самым вы выстроите базу взаимного понимания и доверия, вы не лишите себя самого прекрасного времени, когда он скажет заветное «Агу», или, когда однажды вы его сможете увидеть самостоятельно сидящим в кроватке, а первые шаги, когда они так неустойчивы и требуется поддержка любимой мамы. Все эти чудесные моменты существуют лишь однажды и их не пережить еще раз…

На что еще толкает тесная связь матери и дитя?

Как часто вам приходится вставать ночью, чтобы успокоить малыша, покачать, если он расплакался, чтобы укрыть, если в комнате холодно? Вы не высыпаетесь, у дитя нарушается режим. А происходит это с теми, кто рано спешит отделить чадо от себя и пытается приучить его спать в своей кроватке.

У детей до определенного возраста есть физиологическая потребность спать рядом с мамой. И предусмотрено это, все той же природой. Если бы в древние времена матери спали отдельно от своих детей, то они замерзали бы в холодной пещере, и человеческий род уже давно бы закончил свое существование.

Еще один пример с животными, вы видели когда-нибудь, чтобы собака или кошка спала отдельно от своих детенышей? Период, когда крохе необходимо спать с мамой, у всех разный. Одному требуется год, два, а кому-то достаточно полгода, а то и меньше. Если вам хочется приучить кроху спать отдельно как можно быстрее и без неприятных последствий, то почитайте об этом в статье , более подробно.

Дорогие мамочки, наслаждайтесь тем временем, когда ваш малыш в вас особенно нуждается, берегите эти прекрасные моменты и дарите ему заботу, внимание и любовь. Пройдет совсем немного времени, когда он полностью отделится от вас и будет жить своей личной жизнью, но связь между вами будет прочной, а отношения теплыми и доверительными.

Если информация оказалась для вас интересной, делитесь ею с друзьями, нажимая на кнопочки внизу. Сохраняйте мой блог в закладках, чтобы не потерять. Всего вам хорошего!

Во время беременности вы были неразлучны. И хотя теперь вы уже два отдельных человека, вам тяжело разлучаться. Беременность — это магический период. Ты носишь под сердцем второго человечка, который дышит твоим воздухом, питается твоей едой, которого ты защищаешь, о котором ты заботишься. Вы вместе 24 часа в сутки и хоть вас двое, вы функционируете как один организм. Роды вас разделяет. Но еще долгие месяцы вы живете, словно пуповина никогда не была перерезана. Близость между матерью и ребенком необычная — соединяет вас неразрывная связь. И все же для блага ребенка ты должна медленно, мягко, но решительно отлучать его от себя, чтобы он двинулся на покорение мира. Ты знаешь об этом в совершенстве, так почему это так трудно?

Два тела, одна душа

После родов и матери и ребенку трудно привыкнуть к новой ситуации. Некоторые женщины чувствуют себя пустыми, лишенными чего-то необыкновенно существенного. Мать, хотя малыш лежит уже в отдельной кроватке, вместо плавать в ее плодовой воде, в дальнейшем чувствует с ним неразрывную связь. Ребенок чувствует то же. Младенец до 5 месяца думает, что он и мама — это одно целое. И только около 8 месяца понимает уже, что мама отделена от него. В связи с этим начинает бояться — ибо поскольку мама отдельная, то когда уходит без него, может исчезнуть навсегда. Малыш не умеет еще хранить картины матери и поэтому около 7-8 месяца младенцы резко реагируют на расставание. Не видят матери, следовательно отсюда появляется отчаяние. Появляется так называемый страх отделения.

Дальнейшее развитие склоняет ребенка к исследованию окружения, но в дальнейшем он чувствует себя безопаснее, когда мама есть в кругу зрения. Только двухлеток умеет оставаться без матери и не ощущать страха, что она никогда не вернется. Ребенок, вместе с течением времени, со всем справляется. А мама?

Ты заметила, наверное, часто тебе случается проснуться за минуту перед, прежде чем заплачет малыш. Прежде чем вытянет руку за бутылкой, ты ему ее подаешь. Прежде чем захочет есть, ты накормишь. Неудивительно, что так прекрасно ты понимаешь малыша. Ты чувствуешь, что никто так как ты не понимает твоего ребенка и никто так хорошо не удовлетворит его потребностей. Ты должна быть все время около своего сокровища. А оно с каждым днем отдаляется от тебя, чтобы знакомиться с миром.

На встречу миру

Хоть ты любишь безумно малыша, ты обожаешь с ним находиться и в совершенстве ты понимаешь его потребности, ты должна разрешать ему побыть без тебя. Пожалуй, трудно это понять, но именно позволяя ему быть самостоятельным и поощряя к тому, чтобы он узнавал мир, ты показываешь ему любовь. Ведь ты хочешь воспитать малыша, как самостоятельного, храброго, открытого человека, правда? Если так, постарайся:

показать ребенку, что не только с тобой хорошо и безопасно. Старайся оставлять ребенка на несколько часов с папой, бабушкой, любимой тетей. Малыш убедится, что с ними также хорошо, узнает новые игры, научиться общаться с кем-то другим.

Охотно ты наклонила бы ему небо, но помни, что ничто не влияет на малыша так хорошо как ясно определенные правила игры. Он не знает, что можно, чего нет, как он должен вести себя, чего ожидает от него мир. Малыш нуждается, в том, чтобы ты ему это сказала. Ты не приносишь ребенку никакого вреда, запрещая сунуть пальцы в розетку или совать в рот всякий мусор. При тебе ребенок имеет шанс научиться, как справляться со всем.

Помни! То, что ты больше не носишь малыша под сердцем, не значит, что ты прекратишь быть для него важнее всего. В конце концов ты его мама.

Пока ребенок находится в утробе матери, он является ее неотъемлемой частью. Но на самом деле, когда он приобретает индивидуальность формы и поведения, они становятся еще ближе. Новорожденный наделен всем необходимым для того, чтобы выжить, но это срабатывает при условии, если он будет находиться в непосредственной близости с матерью.

При отсутствии опыта ребенок не может объяснить многого в нашей полной приключений жизни. Он нуждается в пище, в тепле, в отдыхе и в безопасности общения с другими людьми. Его восприятие людей и вещей является скорее проницательным - посредством ощущений, прикосновений, слуха, зрения, вкуса и обоняния. С самого момента рождения для выживания он нуждается в защите от вредных воздействий и в безопасности - в самом широком смысле этого слова. В поисках этой безопасности новорожденный ребенок обращается к матери.

Узы с новорожденным

Связь устанавливается уже с того момента, как мать протягивает руки, чтобы помочь своему ребенку выйти на свет. Часто, когда глаза ребенка открыты, они встречаются с глазами матери, одновременно происходит и визуальный контакт.

В идеале отец и новорожденный также устанавливают контакт в момент рождения. Отец может положить руки под ребенка и поднести его к матери. Младенец немедленно прикладывается к груди матери. После того, как прекращается пульсация в пуповине, отец перерезает пуповину. О, это символический акт! Затем, чтобы не прерывать связующую нить, отец может продолжать держать руки на своем сыне или дочери под одеялом, которым накрыты оба - ребенок и мать. Тепло материнского тела поддерживает оптимальную температуру для ребенка.

Оценки по шкале Апгар проводится через пять секунд после рождения и еще раз через пять минут - и все это без перемещения ребенка от матери, впрочем, так же как и другие медицинские осмотры. Единственное их разъединение, когда ребенка обмывают теплой водой от крови и мекония, и взвешивают, нужно производить не ранее, чем через двадцать-тридцать минут. Вся первородная сыровидная смазка остается на ребенке, который и в этом случае должен быть возвращен матери как можно быстрее. Закапывание в глаза ребенка нитрата серебра или другого альтернативного препарата лучше отложить на несколько часов, чтобы не прерывать визуальный контакт.

Определение связи. Клаус и Кеннелл в их классической книге об узах между детьми и родителями отмечают особо значимый период времени, следующий сразу же за рождением, во время которого возникает взаимосвязь. Связь между родителями и новорожденным очень глубока и стремится продолжаться всю жизнь. Это рефлекс, который свойственен и многим другим животным. Замечено, что наиболее благоприятный период для установления связи - это первые два часа жизни ребенка (первичные узы). Следующие, не менее значимые двадцать четыре часа называются вторичными узами. Фактически период тесной взаимосвязи ребенка и родителей продолжается и позже до исполнения ребенку девяти месяцев (третичные узы).

Очень трудно всесторонне, всеобъемлюще описать физические, физиологические и психологические аспекты этой связи, но вот некоторые из ее характеристик:

1) взаимосвязь устанавливается между новорожденным и непосредственным окружением, в котором он родился (обычно между ним и матерью);

2) взаимосвязь осуществляется за счет пяти чувств - слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния;

3) для младенца взаимосвязь с матерью оказывается наиболее необходимой и важной в первые несколько минут, следующие прямо за рождением;

4) взаимосвязь проявляется во всех отношениях не только в первые сутки жизни ребенка, но и в течение последующих девяти месяцев;

5) воздействие взаимосвязи влияет на всю последующую жизнь ребенка; первичная взаимосвязь является результатом особых отношений, которые складываются между новорожденным и родителями в период, непосредственно следующий за рождением, способом, который запрограммирован генетически и инстинктивно; взаимосвязь устанавливается непосредственно прикосновением к ребенку, разговором с ним, поглаживанием, кормлением грудью , вкусами, запахами и т.д. Многие дети начинают сосать грудь даже до того, как перерезана пуповина.

В мире животных для описания этого процесса существует термин "импринтинг". Чем больше животное идет против инстинктов и генетической программы, тем более из ряда вон выходящим является его поведение, когда оно взрослеет. Так почему мы удивляемся, когда сталкиваемся с некоторыми проблемами наших молодых людей, ведь среди них встречаются очень многие, чей опыт рождения и установления взаимосвязи с родителями является насилием над их генетической программой и инстинктами. Разве в наших больницах очень часто не стремятся сделать противоположное тому, что советует Маргрет Риббл - разъединяют мать и новорожденного и тем самым только уменьшают потенциал ребенка? Я здесь не говорю о тех крайних, и в общем-то нетипичных случаях разделения, когда дети удаляются от матерей на несколько месяцев. Нет, я говорю о том, что повсеместно происходит в роддомах нашей и западных стран. Образец отношений, установленных в роддоме, затем продолжается дома. Младенец лежит изолированным в детской кроватке, пока его мать выполняет домашнюю работу. Между тем Харлоу и Висконсин в работах с приматами выявили, насколько важным может быть нахождение у материнской груди. Ученые обнаружили, что удаление детеныша обезьяны на долгий срок от матери пагубно влияет на развитие его способностей, способствует возникновению отклонений в психике.

А как насчет эффекта импринтинга, которое Несс описал в отношении детей человека? Разве нам недостаточно того, что мы узнаем об импринтинге из работ Конрада Лоренса, разве не убедительны его доказательства важности раннего непосредственного телесного контакта матери и ребенка и его продолжения? Джейм Кларк пишет о здоровых отношениях в первобытных племенах, где забота о новорожденном ребенке имела естественное продолжение. Редко встречаются люди, разводящие животных, которые поощряли бы раннее разделение новорожденного и матери. Те, кто разводит собак и заинтересован в темпераменте подрастающего поколения, придают особое значение близости матери и детеныша и не отделяют щенков от самки до достижения семи недель. Обширную информацию об этом можно найти в трудах Кларенса Пфаффенбергера, Джона Пола Скотта и Джона И. Фуллера, к примеру, в их книге "Генетика и поведение собак". Маргрет Мид сообщает много интересного о так называемых малоцивилизованных странах, о том, какие там наблюдаются отличия от Соединенных Штатов в практике раннего воспитания ребенка. Обо всем этом следует поговорить с будущими родителями, когда будут обсуждаться потенциальные возможности новорожденного.

Из сказанного в книге "Рождение ребенка: социальные и психологические эффекты" (вышедшей под редакцией Стефана А. Ричардсона и Алана Ф. Гутмачера) становится очевидным, что культурные, социальные и психологические факторы значительно влияют на течение беременности, на рождение и на результат. Результат - это, конечно же, качество ребенка. Доктор Норман Моррис, профессор акушерства из Лондонского университета, на симпозиуме в Нью-Йоркском Центре Ассоциации материнства заявил, что если бы мы целенаправленно использовали время беременности для изучения развития новорожденного и правильного планирования будущей семейной жизни, то последствия этого для нашего общества были бы неоценимыми.

Многое в будущем новорожденного зависит от позиции и отношения к нему родителей, начиная с момента рождения, первых контактов и грудного вскармливания. Все это, несомненно, важно для роста и развития ребенка. Однако у нас очень часто игнорируют работы известных исследователей, таких, как Конрад Лоренс (Австрия) или Гарри Харлоу из университета Висконсин. Да, мы многое узнали об импринтинге у обезьян, собак, птиц и даже рыб, но что нам известно об импринтинге у новорожденного человека? Скажите, кому-нибудь из разводящих животных когда-либо приходит в голову мысль о том, чтобы отобрать новорожденного от матери? Только среди людей это делается. А разве не может быть такого, что некоторые из наших социальных болезней берут начало именно из-за отсутствия импринтинга у человека в течение первых нескольких месяцев жизни? Мы живем в обществе, которое ищет ответы на вопросы о причинах напряжения, беспокойства и депрессии, о причинах неспособности родителей и детей общаться друг с другом. Может быть, не следует высокомерно игнорировать так называемые малоцивилизованные народности, которые оказались способными воспитывать детей с низким уровнем агрессии, ненависти: конкуренции. В этих, на мой взгляд очень здоровых обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А если к этому еще добавить тот факт, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей , то уже не остается сомнений в том, что в развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и установления связей с родителями.

У макаки резус, разделенной с матерью с рождения, позже обнаружились различные степени эмоционального расстройства. Причины и следствия здесь очевидны. Один фермер отказался продавать трехдневного теленка только потому, что животное не было вскормлено в течение первых четырех часов жизни, и фермер был не уверен, что теленок выживет, несмотря на то, что тот казался абсолютно здоровым. И, действительно, животные в таких случаях часто погибают - то ли из-за недостатка импринтинга с матерью, то ли из-за недостатка молозива с его антителами. Возможно, что существует реальная связь и между неожиданной смертью младенцев и отсутствием их контактов с матерью. Статистические отчеты роддомов также подтверждают эту мысль, они отражают зависимость неожиданных смертей от отсутствия грудного вскармливания. Но, говоря это, я имею в виду грудное вскармливание , начинающееся с самого момента рождения, а не то, что принято в нашем обществе.

Взаимосвязь матери и ребенка при вагинальных родах в роддоме. Необходимо, чтобы сторонниками установления взаимосвязи между матерью и ребенком сразу же после родов был весь персонал роддома, начиная от администрации и заканчивая санитарками, чтобы все прониклись этой философией. Акушер, наблюдающий за женщиной, особенно должен понимать, насколько это важно. Медсестры, кстати, тоже не должны суетиться и ухаживать за младенцем сами. Врач должен сделать осуществление взаимосвязи главным приоритетом для каждого младенца, которому он помогает при рождении. Если все эти условия будут выполняться, при таком типе взаимодействия взаимосвязь в роддоме может установиться даже более полно, чем при рождении дома, особенно когда супружеская пара сама не понимает важности установления неразрывных уз.

Взаимосвязь при кесаревом сечении . Очень важно, чтобы пациентки после кесарева отделения знали, что они смогут полноценно кормить грудью и что в других отношениях их ребенок также не будет обделен. Если при кесаревом сечении использовалась местная анестезия, то ребенка необходимо немедленно после извлечения передать матери, чтобы она коснулась его, поговорила с ним, чтобы между ними установился зрительный контакт. Затем, пока о матери заботятся врачи, ребенка отдают отцу для продолжения установления контакта. Отец должен расстегнуть рубашку и прижать к себе голое тельце ребенка, сверху на них следует набросить одеяло. Ребенок остается в руках отца до тех пор, пока в родильной комнате не появится мать.

Установление взаимосвязи с ребенком, рожденным преждевременно . Для недоношенного ребенка установление контактов тоже очень важно. Родители должны иметь доступ в детское отделение интенсивной терапии и, если это реально, время от времени держать ребенка на руках. Общаться с ребенком необходимо так часто, как только возможно, пока он не станет, достаточно крепким для отправки домой. Мать может сцеживать грудное молоко для увеличения количества молока, а как только ребенок будет готов принимать пищу, она должна быть немедленно допущена в детскую, чтобы покормить его.

Связь новорожденного с братьями и сестрами. Как было замечено ранее, связь ребенка с родными братьями и сестрами может быть установлена до рождения. Дети могут сопровождать мать в дородовых визитах к врачу, посещать больницу и т.д. Братья и сестры могут разговаривать с плодом до рождения, т.е. начинать общаться с ним задолго до появления младенца на свет.

Если дети не присутствуют при рождении, то им следует быть в непосредственной близости, чтобы они могли в течение уже первых десяти минут после рождения их нового брата или сестры пообщаться с ним или с ней: поговорить, прикоснуться, взглянуть в глаза.

Этот изумительный новорожденный

Слишком долго считалось, что новорожденный не способен чувствовать боль, видеть, различать звуки и запоминать то, что происходило с ним во время рождения и в первые дни жизни. Держа за ножки, новорожденного хлопали, затем взвешивали, измеряли, прикрепляли ярлычок, заворачивали в одеяло и отсылали в изолированную кроватку общей детской.

Последние научные исследования показали, что новорожденный -- такой же способный молодой организм, как и любой другой в животном мире. Один из экспертов неонатологии заявил, что "Новорожденные в первые дни жизни обучаются лучше, чем когда-либо". Они могут повернуться по направлению к звуку, будучи несколько секунд от роду, младенцы могут вращать не только глазами, но и головой в том случае, если желают увидеть то, что слышат.

Новорожденные не только двигают головой и глазами, но если держать их над столом, опираясь на ступни, они начинают имитировать хождение (через несколько дней эта способность исчезает, а затем появляется снова спустя несколько недель). Новорожденный может достать, толкнуть или схватить какую-нибудь вещь.

Проведенные исследования также показывают, что в возрасте меньше, чем неделя, младенцы отлично определяют цвет и форму предметов. Они могут имитировать выражение лица других людей. Например, если мать показывает язык, ребенок высунет свой. Если она моргает ресницами, он моргнет в ответ. Если мать открывает и закрывает рот, ребенок синхронно будет делать то же самое.

Новорожденный уже знает голос матери и отца. Помещенный сразу же после рождения на живот матери, он поворачивает голову и пытается делать плавательные движения по направлению ее голоса. Новорожденный не только видит родителей, он учится узнавать черты их лиц и в течение нескольких дней может просто отворачиваться от незнакомых.

Все инстинкты в ребенке генетически заложены с таким расчетом, что от момента зачатия до девятимесячного возраста он будет пребывать в теснейшем контакте с матерью. Так что укоренившаяся традиция удалять новорожденного от матери, якобы для того, чтобы сохранить его в тепле, завертывая в одеяло, противоречит его интересам. Кожа матери - наилучший термостат, поддерживающий нужную температуру. Одеяло только мешает ребенку, лишает его чувства безопасности, которое он ощущает при контакте с матерью "тело к телу". Поверьте, в течение первых двадцати четырех часов для ребенка не может быть ничего лучше контакта с обнаженным телом матери. Что может соперничать в чувстве безопасности для младенца с возможностью быть рядом с родителями, проводить с ними дневное время и прижиматься к матери или отцу ночью.

Ашлей Монтегю подчеркнул важность соприкосновений младенца с родителями, утверждая, что дети, которые недополучают этого, оказываются не в состоянии преуспевать физически, умственно и эмоционально. Джейнов также пишет:

"С момента рождения, в течение всего первого года жизни младенец должен общаться со своими родителями как можно чаще. Чем ближе к непосредственному моменту рождения, тем больше травма, когда этого нет. Если ребенок оставлен без физического контакта с матерью в течение первых минут, а тем более часов жизни, это может необратимо тяжело сказаться в течение всей его жизни, обернуться болью и напряжением. Хочу сказать, что по моему разумению, ребенок в первые дни жизни должен спать вместе с родителями, а не в отдельной кроватке. Только после нескольких месяцев жизни у ребенка начинает сохраняться чувство безопасности, когда мать, к примеру, выходит в магазин."

Эти факторы являются настолько важными для полноценного развития физического, умственного и эмоционального потенциала новорожденного, что им необходимо уделять особое внимание во время беременности и даже до нее. Необходимую информацию можно найти в книгах: "Пренатальные влияния" и "Наследственность человека" Монтегю, "Смысл жизни" доктора В. Кода Мартина и "Связь родителей с младенцем" Клауса и Кеннелл. Мария Монтессори пишет о том, что способности детей учиться и получать удовольствие от учебы развиваются в первые три года жизни.

Мама – самое важное, что может быть в жизни ребенка. И не только потому, что она заботится о малыше. Благодаря маме младенец развивается, познает мир. Связь с мамой – все, что есть у грудничка. А значит, эта связь должна быть прочной и безопасной.

Отношения между матерью и ребенком очень точно описывает фраза: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир». Для грудного младенца вселенная начинается с мамы – ведь ничего другого он пока не знает. В два с половиной месяца физическая взаимосвязь с мамой равна эмоциональной: мамины объятия не только дают ребенку ощущение безопасности и покоя, но и укрепляют иммунитет.

Наблюдая за мамой, младенец учится выражать эмоции; слушая мамину речь, он старается воспроизводить звуки. Неправда, что совсем маленькие дети ничего не понимают: даже если смысл ваших слов пока им неясен, они отлично поймут интонацию. Регулярно разговаривайте с ребенком, но не сюсюкайте: пусть малыш с рождения слышит правильную речь.

Многие мамы стремятся как можно скорее вернуться на работу. Разумеется, этому могут быть вполне объективные материальные и бытовые причины, но все же, если ситуация позволяет, не стоит спешить выходить из декрета. Хотя, разумеется, это не значит, что надо проводить с малышом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Все-таки быть мамой – не только удовольствие, но и очень тяжелый труд. Вам необходим отдых, смена обстановки, так что лучше время от времени все же выбираться куда-то, передав ребенка няне или родным.

От того, как малыш взаимодействует с мамой, начиная с самого раннего детства, зависит, насколько активно и гармонично он будет развиваться и как относиться к жизни и другим людям. Помните: дети растут очень быстро, все трудности, без которых не обходятся первые месяцы жизни ребенка, скоро закончатся – а ваша связь, заботливые и доверительные отношения останутся.

Еще в период вынашивания женщиной ребеночка их связывает тоненькая, но в тоже время очень прочная невидимая нить. Эту связь называют эмоциональная связь матери и ребенка. И чем дольше длится беременность, и становится старше еще не родившийся малыш, тем эта связь становится крепче и крепче. Ну а после того, как малыш появится на свет и почувствует мамочкины объятия, тепло ее рук и заботу, то эта взаимная связь и привязанность малыша и матери усиливается в разы. Эта связь нужна ребеночку для того, чтобы он мог правильно развивать свои способности, выражать свои эмоции, познавать окружающий его мир и непременно взрослеть.

Эмоции и развитие ребенка

Процесс познания малышом окружающего мира происходит в несколько этапов. Первый этап - это время от момента его рождения и приблизительно до двухмесячного возраста. Эмоциональная связь матери и ребенка на данном этапе укрепляется при помощи обычных прикосновений. Это происходит в то время, когда мамочка своего малыша качает на руках, купает его, кормит и ухаживает. Маленький кроха шевелится, машет ножками и ручками, постоянно меняет позы. Таким образом, посредством эмоций происходит становление физического состояния малыша, укрепляются мышцы его тела. В этот период происходит интенсивное развитие вкусовых рецепторов и обоняния малыша, которые являются на данном этапе самыми сильными двигателями прогресса в развитии ребеночка. Ведь самым главным в этом возрасте для новорожденного – это материнское молоко и ее знакомый запах.

Затем, когда малышу исполнится два месяца от рождения, начнется следующий этап его развития. В этом возрасте малыши для познания всего нового и интересного для них уже активно начинают использовать слух и зрение. Они поворачивают голову в сторону издаваемых звуков и пытаются сосредоточиться на предметах, расположенных вблизи них и на лице своей мамочки.

До шестимесячного возраста выражение боли, радости, и некоторых желаний у малышей происходит исключительно через проявление определенных эмоций. По детскому агуканию, улыбке, движению рук многие мамочки запросто понимают эмоциональное настроение и желания своего малыша. Эти реакции получили название – «комплекс оживления». Чем чаще и больше мамочка общается со своим малышом, прикасаясь к нему, тем отчетливее и ярче проявляются его эмоции.

В полугодовалом возрасте общение ребенка приобретает уже другую форму. Малыши в этом возрасте уже четко узнают свою мамочку и тянутся к ней, требуя внимания. Дети, как первооткрыватели, пытаются копировать мимику и все жесты своей мамы. Эмоциональная связь матери и ребенка в этот период особенно отчетлива. Если у мамочки хорошее настроение, то и малыш всем доволен. Мамочка начинает нервничать, и малыш начинает горько плакать. Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций он проявляет к своей маме – целует ее, обнимает, не может с ней расстаться на долгое время. Такие реакции детей называют «поведение привязанности».

Чем крепче связь, тем сильнее эмоции

Необходимо понаблюдать за своим малышом. Его эмоциональное поведение сможет многое рассказать – доволен ли он всем, сыт ли, правильно ли вы за ним ухаживаете, а может он, даже чем-либо огорчен. Часто случается, что эмоциональная связь детей и их матерей проходит посредством взглядов. Ученые уже давно доказали, что контакт взглядов учит малышей концентрировать свое внимание.

Когда мамочка прикасается к своему малышу, он делает попытки что-то ей рассказать, издавая при этом всевозможные звуки, выражающие его эмоциональное состояние. Чаще улыбайтесь своим детям и они вырастут открытыми и эмоциональными.

Статьи по теме: Воспитание детей