Целебный пар (Илья Мельников). Что такое — «легкий пар» и как его получить в парной русской бани? Не любишь баню, значит, не русский

Мы всё ищем какие-то чудодейственные лекарства и средства от старения. А у наших предков на сто недугов был один ответ: русская парная. Она и женщинам здорово помогала. Застудила, милая, свое женское хозяйство? Пойди-ка посиди на горячей каменке. Муж охладел? Изволь пройти банную процедуру омоложения. Лишний вес появился? Бегом париться! Но у этой оздоровительной процедуры есть правила, которых нужно придерживаться. В этом материале мы расскажем, как правильно париться в бане женщинам.

Своя всегда лучше

К счастью, мы не лишены возможности ощутить на себе ее целебные свойства, хотя в современном жилье со всеми удобствами она и не предусмотрена. Спасибо предприимчивым людям, которые этот «недостаток» цивилизации устранили, организовав частные бани общего пользования.

Очень удобно иметь собственное место, где можно париться в любое удобное время

Однако и у таких заведений, в свою очередь, есть недостатки. Во-первых, там бывает много людей. В будние дни, да еще с утра, конечно, поменьше. Но не каждый(ая) может себе позволить пропускать работу или вовсе туда не ходить. Поэтому все ходят в баню в основном по субботам и воскресеньям, создавая в ней столпотворение. Представать нагишом перед чужими глазами (пусть и женскими, но иногда это еще хуже), пользоваться тазиком, неоднократно бывшим в употреблении, стоять в очереди в душ – не самые приятные моменты посещения общественной бани. Можно, конечно, заказать отдельную кабину, но стоит это дороже, да и всё равно не исключает наличия предшественников.

То ли дело – иметь собственную баньку. Многие, у кого есть загородный дом или, по крайней мере, дача, – так и делают: строят баню на своем наделе, как в старые добрые времена в русских деревнях. Кстати, в этом случае есть возможность максимально приблизиться к оригиналу, построив настоящую печь, а не используя ее электрический аналог. Электропечь, конечно, по-своему хороша – удобна в использовании, не требует особых усилий для разогрева. Но разве может она сравниться с уютно потрескивающими в топке, испускающими головокружительный аромат березовыми поленцами? А подкидывание дров, плескание воды на каменку для получения пара – в общем, двигательную активность – тоже можно считать элементом оздоровительной процедуры и частичным ответом на вопрос «Как правильно париться в бане для здоровья».

Качественный и правильно подобранный веник окажет лечебный эффект

В любом случае – построите ли вы собственную баню или будете посещать общественную, вам нужно будет приобрести персональный банный комплект. В него входят:

  • резиновый коврик (для сидения в самой бане)
  • большое плотное полотенце (для сидения в парилке)
  • фетровая шапочка или полотенце (для защиты волос от высоких температур в парилке)
  • небольшой тазик (для запаривания веника)
  • веник (для оздоровительного массажа)
  • резиновые шлепки или «мыльницы»
  • полотенце (для вытирания)
  • простыня (для закутывания после процедуры).

Кроме того, женщине нужно приготовить всё для наведения красоты: шампунь, бальзам и маску для волос, скраб, пилинг для лица и тела и не забыть бутылочку с водой (но без газа) или термос с травяным настоем.

Русская баня: как правильно париться

Почему именно русская баня – спросите вы. Почему не финская сауна – тоже сейчас очень популярная? Разве эффект от их посещения так уж разнится? Может быть, все дело в патриотизме?

Конечно же, нет. Хотя соответствие местным климатическим условиям играет далеко не последнюю роль: естественная влажность, образующаяся в парилке, более привычна для нашего организма.

Поймите правильно: никто вас не отговаривает от финской сауны. Ее польза также несомненна. Для астматиков так вообще лучше не найти. Но есть важные различия, которые в некоторых случаях делают использование именно русской бани предпочтительнее.

Париться полезно всем

Главное, что есть в русской бане и чего нет в финской сауне, – это пар, причем легкий пар. «Ошпаренная» о нагретую каменку вода распадается на мелкие частицы, благодаря чему в парной легко дышится. Так что пересыхание дыхательных путей, как в сауне, где влажность составляет всего 8-9 процентов против 60 в бане, посетителям не грозит.

Вода в парообразном состоянии, поникая через поры в организм, восстанавливает его водный баланс и омывает кожу, избавляя ее от отмерших клеток эпидермиса. А обратно она вместе с потом «выводит на чистую воду» мерзкие шлаки и токсины, мешающие женщине быть здоровой и красивой. Вот вам и рецепт Конька Горбунка: сходила в баню – и помолодела.

А банька на дровах хороша вдвойне. Воздух в ней не только целебный, но еще и «вкусный» – насыщенный запахом дерева той породы, которым топят печку.

Так как правильно мыться и париться в бане, чтобы ощутить на себе ее максимальный эффект и в то же время в погоне за здоровьем не перестараться, навредив себе?

Готовим тело к повышенной температуре постепенно. Сначала принимаем теплый душ. Потом 5 минут сидим в предбаннике, надеваем фетровую шапочку или обматываем голову полотенцем и только после этого заходим в парилку – на 8 минут. Сразу подниматься на верхний полок не стоит, даже если чувствуете себя комфортно. Действуем не торопясь, не подвергая организм сильному стрессу. После перерыва, проведенного в предбаннике или под прохладным душем, делаем следующий заход. Его можно увеличить уже до 10 минут. На третий раз снова поднимаем планку – до 12 минут. А на четвертый – подключаем массажные процедуры веником. Веник для этого запариваем в тазике (или деревянной кадушке), налив в него горячей воды. Кстати, этот травяной настой потом лучше не выливать – им можно сполоснуть волосы.

В предбаннике можно приятно провести время в компании друзей или родных

Как часто ходить в баню? Каждый день не рекомендуется – слишком большая нагрузка для организма. Но если уж так нравится париться, остановитесь на 3-4 посещениях в неделю. Оптимальное же количество – 1 раз в 7 дней, но для получения устойчивого оздоровительного эффекта делать это нужно регулярно.

Как правильно париться в бане женщине?

Для прекрасного пола банные процедуры имеют даже большее значение, чем для мужчин. Они положительно влияют на разные стороны женской жизни.

Женское здоровье. Начав посещать баню, через некоторое время женщина может с удивлением обнаружить, что кроме общего улучшения самочувствия у нее, например, пропала молочница. Вот никакие назначения врача не помогали, а тут вдруг взяла и прошла. Оказывается, эта болячка развивается на нервной почве. А парная – это своеобразный антидепрессант и миорелаксант. Сам ритуал ее посещения помогает отвлечься от повседневных забот, на время забыть о проблемах, а сочетание воды и тепла позволяет телу расслабиться, снять мышечные блоки. В это время из организма выводится молочная кислота, которая как раз и поддерживала органы в состоянии спазма.

Под действием банных факторов отступает также цистит и другие воспалительные заболевания мочеполовой сферы. А еще баня показана при варикозе, от которого женщины также часто страдают. Она помогает укрепить сосуды. И это речь идет только о специфических женских заболеваниях. А так здесь можно подлечить и сердце, и остеохондроз, и насморк.

Женская красота. Здесь баня действует по трем направлениям:

  • Очищает кожу. Косметологические средства делают это поверхностно, а банный жар раскрывает поры и позволяет всем загрязнениям выйти наружу. В результате угри и прыщи оказываются побежденными. Кроме того, отшелушивается омертвевший слой эпидермиса – кожа становится нежной, как у младенца. Хорошо помогают в этом процессе веники. Они к тому же обеспечивают поступление полезных веществ. Как правильно париться в бане с веником? Главное условие — он должен быть натуральным и «свежим», а также сделан из нужного дерева. Березовый, например, снимает кожные воспаления, а дубовый борется с повышенной жирностью.
  • Улучшает рельеф кожи. Массаж вениками также способствует борьбе с целлюлитом. Здоровый вид кожа приобретает и благодаря насыщению влагой. Неслучайно в народе говорили: «После баньки, словно яблочко наливное, на свету блестит».
  • Сжигает лишний жир. На быстрое похудение рассчитывать не стоит, но в том-то и фишка, что при регулярном посещении бани вес снижается стабильно, не возвращаясь к исходным позициям. Происходит это благодаря ускорению обменных процессов.

Чтоб не было скучно париться одной — возьмите с собой подругу

Жизнь женщины. Банные процедуры подготавливает к выполнению двух главных женских функций: родам и кормлению грудью. Поддерживается эластичность связок, благодаря чему роды проходят легче и практически без разрывов. А расширение под действием высоких температур протоков в молочных железах способствует постоянному пребыванию молока.

После того как детородный период остается позади, баня снова приходит на помощь женщине, облегчая протекание климакса.

Можно ли в баню беременным?

Всем известно, насколько тяжко бывает выносить малыша – редко какая будущая мама не жалуется на самочувствие. Регулярное посещение русской бани (впрочем, как и финской сауны) помогает облегчить состояние: уменьшить отечность, избавиться от головных болей и снять напряжение. Однако оно разрешается только со второго триместра беременности, постоянным посетительницам и без нахождения в жаркой парной. Лучше посидеть в предбаннике, не подвергая себя стрессу и угрозе выкидыша.

Если есть противопоказания, то ощутить положительное воздействие парилки можно и в предбаннике

Врачи не случайно запрещают банные процедуры беременным, находящимся на ранних сроках. От горячего воздуха сердце начинает работать в два раза быстрее (частота сердечного ритма достигает 160 ударов в минуту), резко усиливается кровоток, поднимается давление, расширяются сосуды. Неудивительно будет, если в таких сложных условиях организм захочет отторгнуть обременяющий его плод.

Ну а когда первые три самые «ненадежные» месяца минуют, медики даже рекомендуют возобновить походы в баню. Ведь они являются хорошей профилактикой внутриутробной гипоксии плода и преждевременного старения плаценты. Само собой разумеется, при осложненной беременности (с угрозой прерывания, предлежанием плаценты, повышенным давлением) гинеколог вам такого не посоветует.

В бане женщины в старину и рожали. Это было самое стерильное место в доме. А повышенная температура в этот момент (в отличие первых месяцев беременности) была как нельзя кстати – способствовала расширению родовых путей.

После родов – снова добро пожаловать сюда, для скорейшего восстановления. Через три месяца можно начинать брать с собой и своего грудничка. Деткам очень нравится банная атмосфера. Забавно наблюдать выражение полного восторга у маленького человечка, который вроде бы еще ничего не смыслит. Он с удовольствием «общается» со своими сверстниками, широко улыбается и активно жестикулирует.

Конечно, он очень чутко реагирует на настроение мамы. Если она всем своим видом показывает, как здесь замечательно – тепло, можно плескаться в водичке, плавать, малыш последует ее примеру. В противном случае он начнет беспокоиться, начнет капризничать, плакать. Не стоит нести ребенка в баню, если он приболел, не выспался, голоден или, наоборот, переел.

Хорошо, если рядом есть бассейн. Деткам очень нравятся водные процедуры. Они чувствуют себя там, как в животике у мамы, откуда только недавно вышли. И это помогает им пройти процесс адаптации к окружающему незнакомому миру в более мягкой, щадящей форме.

Собираясь в баню с малышом, нужно обязательно запастись рекомендациями педиатра, а начинать процедуры следует всего с нескольких секунд.

Баня и месячные

Сложилась ситуация: подруги зовут попариться, а у вас вот-вот должна начаться или уже началась менструация. Пропускать такое мероприятие не хочется. Может быть, вставить тампон и пойти? Или это плохо отразится на здоровье?

Для организма это, конечно, двойная нагрузка. Один процесс очищения накладывается на другой, сосуды расширяются, кровопотеря возрастает – и вы можете не справиться. Слабость, головокружение, потеря сознания, обильное кровотечение – вот каким может оказаться итог вашего похода. Может случиться и наоборот: от стресса, вызванного перепадами температур, месячные могут резко прекратиться, что тоже нехорошо.

Однако если соблюдать определенные ограничения, этих неприятностей можно избежать. Главное – не заходить в парилку. Расслабиться и оздоровиться можно и сидя в предбаннике.

Еще одно предостережение – гигиеническое. Гарантировать стерильность в банях, предназначенных для общественного пользования, никто не может. А в критические дни женский организм становится особенно уязвимым для любых инфекций. Приоткрывшаяся шейка матки дает им беспрепятственный доступ к внутренним органам. Поэтому никуда не садитесь, не подстелив личное полотенце или коврик.

А в остальном – препятствий нет.

Много вопросов и непонимания законов физики в отношении пирога пара в бане побудили написать эти записки.
Тема всегда открыта, как для практических теоретиков, так и для тех, кто всегда ходит в баню с логарифмической линейкой и штангенциркулем.
Здесь можно выкладывать результаты измерений. Я пока без цифр.
ЗЫ: Все рассуждения о пироге пара ведутся в условиях нормального атмосферного давления при генерации его печью в помещении, называемом, парная.

Начнем с азов.

1. Чем мы паримся?
В бане мы паримся паровоздушной смесью, которая получается в результате (это отмечу особо) работы печи и после прохождения некоторого расстояния от точки генерации пара до соприкосновения с телом по открытому воздуху парной.

2. Что такое паровоздушная смесь и как она получается?
Паровоздушная смесь - это смесь пара с воздухом.
ЗЫ:
- в Акве сначала образуется насыщенный пар при кипении воды, при этом получается смесь насыщенного влажного пара (состоит из капелек воды) и насыщенного сухого (капельки воды отсутствуют) - итоге: влажный пар;
- вторая стадия: перегрев пара получается при дальнейшем нагреве влажного пара, перегретый пар характеризуется высокой температурой и более низкой плотностью;
- в печах с каменками пар получается в результате испарения на поверхности начинки каменки (вещества), выходя из нее, превращается в ту же паровоздушную смесь.

3. Почему пар всегда поднимается к верху и как получается его пирог?
Температура паровоздушной смеси, выдаваемой печью, всегда больше температуры окружающего воздуха парилки. Это обязывает эту смесь подниматься вверх и, встретив преграду (потолок), накапливаться, образуя ПАРОВОЙ ПИРОГ. Замечу - это происходит в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, хоть при испарении 1 грамма воды, хоть литра при любом состоянии парной. Пожалуйста, пользуйтесь пирогом пара!)

4. Чем характеризуется пирог?
Характеристики парового пирога (температура, влажность, плотность, время существования) зависят от множества исходных данных атмосферы парилки, куда он попадает. Другими словами, кондиции парной влияют на наличие или быстрое разрушение пирога пара. А объем испаренной воды на его количество. Испаряя воды не много, получим небольшое скопление паровоздушной смеси под потолком (или не получаем совсем, поскольку все поглотила атмосфера парной), испаряя большое количество воды - получим большой слой этой смеси под потолком.
Опытным путем, при воспроизведении нужных кондиций парной, можно научится получать паровой пирог нужной толщины.

5. Как образуется пирог?
Кондиции пирога пара всегда по показателям ниже, чем кондиции пара во время его генерации, в результате взаимодействия с атмосферой парной. Изменяются кондиции пирога пара после прохождения к месту его дислокации неравномерно. Их сложно проследить.
В итоге, получим под потолком самую горячую его часть, а чем ниже, тем он будет холоднее.
В подготовленной парилке, в любом случае, возникнет четкая ярко выраженная граница расслоения горячей части паровоздушной смеси, вышедшей из печи и провзаимодействовавшей с обстановкой парной, и остальной атмосферой парной.

6. Как понять, есть пирог или нет, зафиксировать его границу?
Граница пирога определяется человеком опытным путем, достаточно начать поднимать руку вверх к потолку и граница повышенной влажности и температуры будет очевидна. Пар очень горячий и рука рефлекторно отдергивается назад.

7. Сколько живет пирог?
Все это зависит от исходной температуры полученного от печи пара, РЕГУЛЯРНОСТИ его генерации и состояния атмосферы, предметов парной, влияния человека.

8. Какие факторы мешает пирогу жить?
А) Парилка, НЕ находящаяся в состоянии динамического температурного равновесия, где определенные нагретые предметы обстановки (обшивка, печь, дымоход, пол) по температуре, значительно превышают остальное окружение.
Возникает конвективное движение воздуха, которое производит смешивание атмосферы парной и разрушает пирог пара. Конвекция и движение воздуха по любой причине главный враг пирога.
Б) Парилка в РБ представляет собой перевернутый стакан с открытым дном. Всякие системы вентиляции во время создания пирога пара убивают его. Пирог должен быть неприкосновенен и только парильщик в праве распоряжаться его перемещением.
Дырявый потолок и щели в парилке на уровне расположения пирога пара, сквозняки, не правильная вентиляция...убивают пирог.

9. Как определить в динамическом температурном равновесии парная?
В парной, находясь на полке, человек закрывает глаза и по ощущениям своего тела не определяет источник направленного тепла в парилке. Тепло его окружает со всех сторон, окутывает. Это правильная подготовленная выстоявшаяся парилка.

10. Какие свойства пирога необходимо использовать при парении?
Пирог пара создает ИК излучение и находясь над человеком тоже прогревает тело. Опуская или поднимая пирог (устанавливая его высоту над полком) можно играть степенью прогрева тела на полке.

11. Как должен быть расположен пирог пара под потолком парной для парения?
В парилке Русской бани под потолком формируется при строительстве карман для парового пирога. Это защищенная пароизоляцией часть потолка и стен до уровня верхних срезов окна парной и двери. Они находятся на одном уровне и примерно 50-60 см от чистового уровня потолка. Парильщик берет его вениками и наносит на паруемого.
Запаса пара, в зависимости от размеров парной хватит на однократное парение, в случае, если печь не постоянной генерации пара.
Если парная оборудована печью постоянной генерацией пара, то пирог существует все время работы печи.

12. Можно ли париться прямо в пироге?
Нет! Потому как человеку невозможно выдержать воздействия ядреного пара. Возможно получить ожоги.
Поэтому, высота парилки выбирается по высоте парильщика с поднятыми вверх руками с вениками. Веник практически касается потолка. Это необходимо, чтобы парильщик мог пользоваться практически всем запасом пара в пироге. Но при этом, сам стоящий парильщик не должен головой находиться в ядреном пару. Если средний рост человека 160-190 см, то пирог должен располагаться выше него на этой высоте. Учитывая длину веников можно понять какой высоты должна быть парилка при запасе высоты для пирога 50-70 см. При суммировании крайних размеров получит высоту парной пироговой Русской бани в чистоте 190+70 = 260 см.

13. Для чего нужен пирог?
Для парения вениками нужен пар. Как уже мы выяснили, в выстоявшейся и готовой парилке пар всегда будет накапливаться в виде пирога под потолком (его размеры зависят от количества испаренной воды).
В парилке с изъянами в конструктиве или при несоответствующей печи для РБ, пирог будет разрушаться и явного разделения на зоны не будет. Получится так называемый кондиционный пар.
Парение из пирога пара и кондиционным паром принципиально отличаются.
При пироге, парильщик вениками берет часть пара из пирога и распределяет его по телу паруемого, совершая припарки. Парильщик должен четко дозировать пар, частично смешивать его, чтобы пропарить тело и при этом не ошпарить.
При развалившемся пироге и получившимся кондиционном паре, способ парения меняется. Поскольку пар окружает человека, которого парят, значит он уже достаточно остыл и не обжигает. Припарки получаются за счет увеличения скорости прогона пара над телом. Не нужно поднимать высоко веники за паром.
Парение из пирога пара более затратно по энергетике для парильщика. Поэтому, профессиональные парильщики, у кого весь рабочий день в парилке, ратуют за кондиционный пар. Сил для следующего парения остается больше, устают меньше. И принцип дозирования облегчается.
По личному опыту скажу, для того, кого парят, эффект от парения пирогом пара и кондиционным паром совершенно разный. Я не могу себя пропарить кондиционным паром. Это касается припарок отдельных мест.
ЗЫ.
Ради справедливости, нужно сказать, что в классической Русской парной, парение начинается из пирога, а продолжается в кондиционном пару. Поскольку, парильщик разгоняет пирог и превращает его в кондиционный пар. НО, и в этом случае есть возможность взять более ядреный пар и сделать припарку в нужном месте.
В случае только кондиционного пара, такая припарка достигается за счет более быстрого прогона кондиционного пара вдоль тела.

14. Какой пирог в бане у ZYBY?
Высота парной 2,3 м. (мой рост 1,78 м) Высота верхних срезов окна и двери - 1,6 м. Карман для пирога 2.3-1.6 = 0,7 м.
Обычно делаю его толщиной 50-60 см. Если лечь на полок и поднять руку, то ладонь полностью входит в пирог пара. Существует резкая граница комфорта и ядреного пара. Для получения пирога пара много раз (7-8) поддаю воды в каменку, выливая при этом около литра кипятка. Почему не одним махом? Потому, что по ощущениям получается более сырой шпаркий пар. Если поддавать мелко получается пар посуше.
По ощущениям, температура пара в пироге не меньше 90 градусов. Руку держать даже секунду невозможно.
Этим паром пропариваю ноги и спину верхнюю часть.
Порядок работы с паром:
ЗЫ: в парилке при заходе не сушняк, потому что проводилась протопка и испарение воды в каменке для благовоний. Примерно 5-7 л.
А. Зашел, подкинул за несколько раз на камни для благовоний примерно 0,5 л кипятка или настоя трав. При этом примерно 150-200 гр в каменку. Идет прогрев лежа на полке. От 5-до 15 мин.
Б. После этого идет поддача для пирога пара суммарно около 1 л. Парение вениками.

Получить максимальный эффект от парения за полчаса не получится. Для этого требуется минимум час, а то и другой. Некоторые наиболее стойкие могут просидеть в парильной и 4 часа. Главное – знать правила поддавания пара.

Держим температуру в бане

Баню русскую можно отнести к разряду влажных. Пар образуется в результате опрокидывания воды на камни в печи, температура которых достигает 700-800 градусов.

Образующийся при взаимодействии разогретых камней и воды пар имеет высокую температуру и поднимается под потолок. Постепенно остывая, пар опускается вниз, к полу. С ним постепенно остывает и парилка. Чтобы пар остывал как можно медленнее, пар нужно поддавать правильно.

Правила для правильного пара в бане

1. Жар от дров должен быть равномерным. Достичь этого можно правильно выбрав дрова. Какие дрова дают равномерный жар вы можете узнать и . Кроме того, дрова не должны быть крупными.

2. Во время топки верхнюю заслонку следует постоянно держать открытой.

3. Нижнюю же можно держать как открытой, так и закрытой, в зависимости от того, что требуется на данный момент (закрытая держит тепло, открытая поддерживает тягу).

4. После того, как дрова прогорели и баня прогрелась (на это уходит часа 4, не меньше) проводит дезинфекцию помещения. Для этого поддают пар. Данные мероприятия помогут помещению быстрее прогреться.

5. Когда подаете воду на камни, старайтесь облить ею все камни, а не какую-то часть.

6. Знайте меру. Заливать камни водой не следует – на этом ваша помывка закончится.

7. За раз на камни следует выливать 300-400 мл воды. Этого хватит для создания легкого пара.

8. Шипящая на камнях вода свидетельствует об их остывании. По настоящему раскаленные камни мгновенно превращают всю воду в пар.

9. После того как пар поднимется под потолок его следует разогнать веником.

10. Пар поддается горячей водой часто и небольшими порциями.

Если начинает жечь уши, то пар поддается неправильно. В этом случае следует уменьшить количество воды в ковшике.

Вкусный пар для бани и сауны

Поддавать пар можно не только чистой водой. Различные добавки в воду могут придать ему целебные свойства и придать аромат. Многие для этого пользуются . А можно сделать, как наши предки. Это более долго, зато пользы больше. Для этого следует до похода в баню заварить настои на травах – зверобоя, ромашки, липового цвета, мяты. Настой обязательно процедить, иначе части растения, попав на камни, сгорят и начнут дымить. Далее раствор разводят чистой водой: на полковшика воды берут стакан отвара. И обливают этим раствором камни.

Легкого вам пара и здоровья!

Глава 3. В бане

Что делать в парной?

Распространенной ошибкой является пассивное лежание или сидение на первом полоке. А нужно провести самомассаж или легкое постегивание веником рук, ног, туловища для стимуляции кровообращения и ускорения разогревания.

Садясь на второй полок, нужно полностью согреть тело. Поэтому похлеще работайте веником. Тут критерием служит яркое покраснение кожи и интенсивное потоотделение.

На третьем полоке максимальная температура. Сюда забираются с определенной целью, ведь гигиенические задачи уже выполнены.

Например, если в старину крестьянин надсадился на тяжелой работе или растянул связки, то, заходя наверх, он брал с собой букет из травы грыжника гладкого и «парил натужное место, да сверх того натирал щепотным зелием». При ушибах и травмах отваривали листья дубовые и «парили одною водою с листьями». При ранах и порезах в банном пару прикладывали ранозаживляющие травы: подорожник, кипрей, коровяк, медуницу и другие.

К началу XX века число применяемых в бане трав исчислялось десятками. В книге «Верный путь к здоровью и продлению жизни – русская паровая баня», изданной в Москве в 1904 году, рекомендуются многие летучие мази, бальзамы и растирки для применения в бане. Для их приготовления использовали почти все разнотравье.

Прежде чем войти в парилку, рекомендуется немного (2–4 мин) постоять под душем (35–38 °C), чтобы разогреться. Особенно важно подготовить свой организм к встрече с горячим паром тем, кто не сразу адаптируется к высокой температуре, новичкам, пожилым людям, больным с нарушениями давления (если парная им не противопоказана), с вегетососудистыми неврозами. Очень полезна для них и горячая ножная ванна.

На голову надевается шляпа с полями (она как бы создает микроклимат, предохраняя голову от перегревания), или шапка, наконец, чалма из полотенца. Важно смочить головной убор водой, чтобы он не нагревался.

Мыться с мылом перед заходом в парилку не следует, потому что мыло снимает с кожи жир, который предохраняет ее от пересушивания паром.

Новичку рекомендуется заходить в парилку один раз – посидеть внизу не более 5 минут, а если подняться повыше, то полежать на полке 1–2 минуты. Похлестывание веником лучше отложить до следующего раза. Продолжительность посещения парной можно увеличивать каждый раз на 1 минуту и постепенно перейти к 2-3-разовым заходам, доведя общее количество времени в парилке до 15–35 минут (в зависимости от возраста и самочувствия). Вообще банная процедура занимает обычно около 2 часов, а в парной можно проводить не более 35 минут, независимо от количества заходов.

В парилке лучше всего сначала полежать, чтобы голова и ноги были на одном уровне. Еще лучше, чтобы ноги были чуть-чуть повыше. Если нет возможности лечь, надо присесть – стоя, вы подвергаете себя риску теплового удара, потому что голова в таком случае нагревается гораздо сильнее туловища (на 10–20 °C), а механизмы терморегуляции должны включаться постепенно.

Прогревшись в течение 5–7 минут, не вставайте резко на ноги: вы рискуете на мгновение потерять равновесие. И хотя это явление само по себе не опасно, можно упасть и сильно ушибиться. За минуту до выхода из парилки сядьте, если вы лежали, чтобы подготовить систему кровообращения к положению стоя. Интересно отметить, что, когда лежа парятся с веником, таких явлений не наблюдается.

Перед каждым посещением парилки надо отдыхать 15–20 минут (5–7 минут в мыльном отделении, а затем в раздевальне, хорошо укрывшись простыней). Проверьте, нет ли в раздевальне сквозняков. Для поддержания тепла и продолжения потоотделения можно выпить стакан крепкого чая (лучше с вареньем) небольшими глотками. Естественно, чай надо захватить с собой из дому в термосе.

В следующий заход в парилку можно попариться веником, выбрав его по своему вкусу. Дышать в парной нужно стараться носом: проходя через нос, воздух быстро охлаждается.

Между заходами в парилку принимают контрастные процедуры. Но тем, кто хочет сбросить вес, важно помнить, что любое охлаждение сразу же рефлекторно прекращает потоотделение, а это мешает дальнейшей сгонке веса.

Очень полезно проводить в бане массаж или самомассаж сразу после выхода из парного отделения. Перед массажем ни в коем случае не следует охлаждаться, даже выходить в прохладное помещение. Не стоит пить и холодные напитки. Горячий чай или молоко пьют медленно, маленькими глотками и не более стакана. Каждый прием самомассажа повторяется 3–4 раза, общее время самомассажа в бане – 10–15 минут, массажа – до 25 минут. Самомассаж можно прерывать посещениями парилки (на 3–5 минут).

После массажа принимают теплый душ (1–2 минуты) и приступают к мытью.

Следует помнить, что баня – средство укрепления здоровья. Поэтому никакие рекорды здесь не уместны. Рекордно длительное пребывание в парилке и рекордно высокая температура – ничем не оправданные факторы риска, которые и здорового человека могут сделать больным. В банях с высокой относительной влажностью (до 90 %) температура не должна превышать 60 °C (для пожилых и слабых людей – 40–45 °C). При влажности 30–35 % температура может подниматься до 70 °C, при 10–20 % – до 90 °C, при 5-15 % – до 110 °C.

Из книги Русская баня автора Иван Дубровин

Глава II «Секретные материалы», или что нужно знать о бане? Собственная баня Среди любителей бани очень много творческих и изобретательных людей, которые используют свои знания для того, чтобы максимально приблизить древнюю конструкцию бани к современным условиям. А это

Из книги Я и моё сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Глава 5 Как правильно принимать душ и париться в бане Душ и ваннаПерейдем наконец к приятным процедурам, а именно, к водным и тепловым.Сначала о том, как принимать душ и ванну, чтобы извлечь из этой процедуры максимальную пользу. Душ и ванну необходимо принимать два раза в

Из книги Целебный пар автора Илья Мельников

Глава 3. В бане Что делать в парной? Распространенной ошибкой является пассивное лежание или сидение на первом полоке. А нужно провести самомассаж или легкое постегивание веником рук, ног, туловища для стимуляции кровообращения и ускорения разогревания.Садясь на второй

Из книги Калланетика за 10 минут в день автора Лиз Бурбо

Массаж в бане Начинают самомассаж с бедер. Сначала проводятся поглаживание и энергичное выжимание двумя руками. Затем разминание: ординарное, двойное кольцевое; гребнями одного или обоих кулаков, в зависимости от массируемого участка – внутреннего, среднего или

Из книги Уникальный лечебник врача-гомеопата автора Борис Тайц

Ода бане На русском лексиконе довольно часто можно услышать выражения типа: «Иди в баню», «Прилип как банный лист...», ну и так далее. Возможно это связано с тем, что еще наши древние предки-славяне знали, что баня способна сделать с человеком.Баня нам нужна для тепла, в

Из книги Лучшие банные рецепты для молодости и красоты. Для всех видов бань, саун и ванн автора Светлана Филатова

Ода бане Неоднократно в моей книге упоминаются водные процедуры и, конечно же, первейшей в ряду гипертермических и скипидарных ванн, контрастных душей и обливаний стоит баня. Не говоря уже об удовольствии, доставляемом человеку банной процедурой, стоит вам обратить

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е) автора

Все о бане Баня парит – силу дарит. С латинского языка слово «баня» буквально переводится как «изгоняющая боль, хворь, грусть». Она издавна использовалась не только в гигиенических целях, но и для снятия физической и умственной усталости, а также для расслабления и

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Алексей Васильевич Галицкий

ГЛАВА ПЯТАЯ продолжает рассказ о русской бане, воспетой Пушкиным, и о том, как ее слава распространилась по белу свету Ощущение неизъяснимое Раскроем страницы пушкинской поэмы. Молодой Ратмир мчится на коне, стремясь «нагнать Русланову супругу». Когда сгустилась ночь,

Из книги Исцеляющая сила русской бани. Народные рецепты здоровья и долголетия автора Вадим Николаевич Пустовойтов

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ расскажет о том, как вести себя в бане и что такое игра жара и холода Лиха беда начало! Есть у бани свои законы, которые надо неукоснительно соблюдать Иначе не польза, а вред.Непременное «банное» правило: не ходите в парную после обильной еды Впрочем, об

Из книги Золотые правила водолечения автора О. О. Иванова

ГЛАВА СЕДЬМАЯ предоставляет слово известным спортсменам и тренерам. Читатель узнает, что думают о бане заведующий кафедрой гигиены Центрального института физической культуры академик, медицины А. А. Минх и кандидат медицинских наук Н. А. Кафаров В такой парной -

Из книги Современная энциклопедия бани автора Эдуард Доминов

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ рассказывает о банных дел мастере, русском «Суховее» и финских саунах, парной в обычной квартире и бане в чемодане Банных дел мастер Строитель знаменитого лужниковского стадиона лауреат Ленинской премии заслуженный мастер спорта Василий Петрович

Из книги Боли в спине... Что делать? автора Ирина Анатольевна Котешева

Баллада о бане Благодать или благословение Ниспошли на подручных твоих - Дай нам, Бог, совершить омовение, Окунаясь в святая святых! Исцеленьем от язв и уродства Будет душ из живительных вод. Это – словно возврат первородства, Или нет – осушенье болот. Все пороки, грехи и

Из книги Я и мое сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Все о бане В русском лексиконе довольно часто можно услышать выражения типа: «Иди в баню», «Прилип, как банный лист.» и так далее. Возможно, это связано с тем, что еще наши древние предки-славяне знали, что баня способна сделать с человеком. Баня нам нужна для тепла, в

Из книги автора

Из книги автора

О бане Уже в Древней Греции и Древнем Риме строили общественные бани – термы. Римский врач Асклепиад открыл баню для лечения различных болезней, и за приверженность к водолечению его прозвали «купальщиком».Первое письменное упоминание о русской бане встречается в

Из книги автора

Глава 10 Как правильно принимать душ и париться в бане Душ и ванна Перейдем наконец к приятным процедурам, а именно, к водным и тепловым.Сначала о том, как принимать душ и ванну, чтобы извлечь из этой процедуры максимальную пользу. Душ и ванну необходимо принимать два раза в

В очень древние времена бани топились «по-чёрному », т. е. дымоход в них отсутствовал. В более поздние времена бани «по-чёрному » заменились на бани с печью-каменкой, на так называемые бани «по-белому ». Если источником тепла в бане «по-чёрному » был очаг, располагавшийся непосредственно в парилке, а пар получали, поливая водой раскалённые камни очага, то в бане «по-белому » источником тепла была печь-каменка, которая загружалась дровами из другого помещения и имела дымоход. В парное отделение выходила только нагревающая поверхность печки, на которую для лучшей теплоотдачи и парообразования наваливали груду камней-булыжников (отсюда и название — печь-каменка). Поливая раскалённые камни водой, получали пар. Дым, копоть, угарный газ, зола не попадали в парильное отделение. Бани «по-чёрному » постепенно вытеснились более усовершенствованными банями с печью-каменкой, хотя в некоторых районах «по-чёрному » парились до конца XIX века. Некоторые зажиточные крестьяне ставили по две бани: одну, топившуюся «по-чёрному », вдали от жилья, другую — «белую » — во дворе .


Без бани никуда

На Руси издревле без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы, после «утренника », невеста приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку », которая уже была натоплена. Жених с дружками также парились в бане перед свадьбой. В баню шли молодожёны и на следующий день после свадьбы — такой был обряд. В дальнейшей совместной жизни с целью того, чтобы не было в браке дисгармонии, супруги перед тем, как лечь вместе в постель, были обязаны попариться в бане.

В обычае у русского народа было попотчевать гостей не только обильным угощением, но и хорошей парной «банькой ». Профессор П. И. Страхов отмечает, что русские цари, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали их в баню.

В докторской диссертации В. В. Годлевского показано, что парная баня является для народа незаменимым гигиеническим средством для поддержания чистоты тела, а при ряде болезней «баней можно достигнуть лучших результатов, чем иными терапевтическими средствами » .

Закаливание путём попеременного применения горячей воды и пара, холодной воды и даже снега, своеобразный массаж с применением веника, лечения ряда заболеваний в бане, в частности, путём усиленного потения — эти и многие другие особенности русской бани характеризуют её как сильнейшее средство физиологического воздействия на человеческий организм. Для усиления потоотделения на Руси издавна использовался следующий приём: в парной тело натирали одним из следующих веществ — солью, пивом, молоком, мёдом, тёртой редькой, дёгтем, скипидаром, перцем и т. п.

Можно сказать, что на Руси бани служили прототипом современной перевязочной и родильной, где соблюдались антисептические мероприятия. В бане проводили своё лечение «чепучинные лекаря », специалисты по подагре и отложениям солей, балии «пользовали » раны, переломы костей, кожные и венерические болезни, лечили разные гинекологические заболевания, в том числе и женское бесплодие путём «вправления пупка », в бане же принимались роды и вели у женщин послеродовой период .


Не любишь баню, значит, не русский

О любви русского народа к парной бане свидетельствуют многие исторические факты, литературные произведения и труды учёных. Известный русский историк, знаток жизни русского народа в XVI-XVII веках Н. И. Костомаров пишет: «Русские вообще ходили в баню очень часто; она была первой потребностью в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для какого-то наслаждения » . По его словам, почти в каждом зажиточном доме была своя баня — мыльня, а для простого народа и для приезжих в городах существовали общественные или как их тогда называли, «царские » мыльни, где за вход платили деньги, которые составляли одну из ветвей доходов царского двора. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки, отапливались они дровами и имели три помещения: раздевальное, мыльное и парное. В холодное время года мыльни топились один-два раза в неделю. В летнюю жару, во избежание пожаров, бани запрещалось топить. Были исключения лишь «для больных и родильниц по воле воевод… » Однако, отмечает Н. И. Костомаров, — «Баня для русского человека была такой необходимостью, что по поводу запрещения топить их жители грозили правительству разбрестись врозь из своих домов » . Приверженность к бане была, можно сказать, характерной национальной чертой русского человека. Примечательный факт привёл в своих исторических исследованиях знаменитый русский историк и писатель Н. М. Карамзин , автор капитального труда «История государства Российского» : «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители Московские заключили из того, что он не Русский! »

Некоторое представление о банных обычаях и нравах тех времён можно получить из исторических очерков Н. И. Костомарова : «Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась от этого вредных последствий. Жар был нестерпимый. На скамьях и полках постилалось сено, которое накрывалось полотном. Русский ложился на него и призывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бросался летом в озеро или реку, подле которых обыкновенно строились мыльни, а зимой катался по снегу или обливался холодной водою на морозе. Всегда, кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения, мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то, и в другое был один; и мужчин, и женщин, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с другом нагишом, закрывались вениками и без особенного замешательства разговаривали между собою, а иногда разом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу ».

«В более отдалённую старину, — продолжает историк, — было в обычае и мужчинам и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и черницы (монахи и монахини — авт.) мылись и парились вместе » . Необходимо заметить, что в XVIII столетии вышел Устав, где строго запрещалось «мужскому полу старее семи лет входить в торговую баню женского пола и женскому полу — в торговую баню мужского пола, когда в оных другой пол парится ». Владельцы бань поступили просто — печь была перенесена на середину строения бани, а само строение разгородили надвое, сделав два выхода. Можно дополнить картину, написанную Н. И. Костомаровым, следующим малым штрихом, чтобы проникнуться атмосферой того времени: в день, когда топилась баня, банщик ходил по улицам и зазывал народ: «В баню! В баню! »

Собиратель русских обычаев и обрядов М. Забелин пишет: «Обычай мыться, по многим случаям доставлял удовольствие и наслаждение, да иначе и быть не могло по многим предрассудкам, а также и по многим домашним суевериям, тесно связанным с религиозными правилами » .

Чужестранцы, посещавшие Россию, с неизменным удивлением и, как правило, с уважением отмечали русский обычай много и часто мыться и париться в бане, повторяя, что у себя на родине ничего подобного не видели.

Немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий (1603-1671), секретарь Шлезвиг-Гольштейнского посольства в России в 30-х годах XVII столетия, в своём труде «Описание Московии» сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных. Он пишет, что «…если русский человек чувствует себя больным, он выпивает хорошую чарку вина, всыпав предварительно в неё заряд ружейного пороха или смешивая напиток с толчёным чесноком, и немедленно затем идёт в баню, где в нестерпимой жаре потеет часа два-три ». Учёный делает вывод: «Такая энергичная терапия не лишена была некоторого практического смысла » .

Побывав в одной из бань Астрахани, Адам Олеарий так описал свои впечатления: «Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть своё тело разгорячёнными берёзовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из неё голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню ». «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью » — делает вывод учёный .


И хлещу я берёзовым веничком…

В записках Айрамана , который пешком прошёл от Кенигсберга до Нарвы, говорится: «О банях московитов или их привычках мытья я тоже хочу вкратце вспомнить, потому, что у нас это неизвестно… Но они не пользуются, как мы, скребком для чистки нечистоты с тела, а у них есть так называемый веник… В общем, ни в одной почти стране не найдешь, чтоб так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее своё удовольствие… »

Один из иностранных путешественников по России в своём дневнике от 13 ноября 1709 года, опубликованном в сборнике «Русский быт по воспоминаниям современников XVIII века», отмечал: «…за городом мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. Несмотря на сильный мороз, они выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как варёные раки, и прыгали в протекавшую поблизости реку. Затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню, но прежде чем одеться, выскакивали ещё и долго, играя, бегали нагишом по морозу и ветру. В баню русские приносят берёзовые веники в листьях и скребут и царапают себе тело, чтобы в него лучше проникала теплота и шире отворялись бы поры ».

Камер-юнкер Берхольц , находившийся некоторое время при дворе Петра I, записал в своём дневнике, что побывал в русской бане: «Нашёл, что она очень полезна и положил себе наперёд почаще прибегать к ней ». Далее Берхольц рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскалённые печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. Он так описывал свои впечатления: «Вначале спокойно лежишь на полке, устланной соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить берёзовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому, что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи… Окачивают, по желанию, тёплой или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рождённым… »

Английский посланник в России граф Карлэйль , вернувшись к себе на родину, так писал о русских банях: «Польза их дознана опытом, можно считать средством и предохранением от болезней » .

Во времена правления Петра I парная баня и само банное дело в государстве Российском получили новый толчок к развитию. Сам большой любитель бани, царь Пётр понимал её лечебно-профилактическое значение, всемерно заботился о строительстве новых «лечительных бань ». Когда в 1703 году был основан Петербург, разрешено было строить бани всем желающим, и не бралось за это никаких пошлин. В одном из Указов, относящихся к 1704 году, речь идёт «о постройке бань в Новгороде и Пскове и об отдаче оных в оброк ».

Было бы неправильным утверждать, что европейцы не были знакомы с русским банным обычаем. Н. И. Костомаров , описывая жизнь Московского государства в XVI-XVII веках, отмечал: «Жившие в Москве немцы заимствовали от русских их мыльни, но придавали им более комфорта » . Но, тем не менее, в результате петровских реформ в области внешней политики, направленных на расширение культурных, научных и экономических связей России со странами Западной Европы, русская парная баня, как один из атрибутов национальной культуры и народных традиций, начала широко распространяться по европейским странам. Особенно усилился этот процесс после разгрома Наполеона I в 1812-1814 годах и вступления русский войск в страны Западной Европы. Бани, подобные русским, стали строить во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Голландии и других странах. Даже в Нью-Йорке была построена баня по русскому образу.

В книге «Новый способ лечения» немецкий медик М. Платен писал о том, что в средние века и последующие столетия в Германии свирепствовали болезни из-за несоблюдения простейших гигиенических правил, в то время как в соседней России даже в самой маленькой деревушке всегда имелись парные бани — прекрасное гигиеническое и оздоровительное средство. Далее М. Платен обращает внимание на тот факт, что сначала XIX века русская баня стала распространяться во многих европейских странах, особенно в Германии. «Но мы, немцы, — признаётся медик, — пользуясь русской баней, очень редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу » .

Возрождению обычая париться в бане в европейских странах в известной мере способствовали русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после парной бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал «Сын отечества» за 1819 год, опубликовавший рассказ, записанный со слов современника Петра: «В 1718 году, в бытности Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадёр баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгорячённые банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо де все перемрут. Пётр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабели, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура ».


Лечебное назначение бани

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню ». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать излишества, дабы на него жалоб не происходило ». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток ». Другая архивная запись сообщает об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации ».

Распространению русских банных традиций способствовали и сами европейцы. Португалец (1699-1783) двадцать лет прослужил медиком при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Р. Санчес поселился во Франции и там написал несколько трактатов, имеющих отношение к русским баням. Его первая книга вышла в Париже в 1764 году и называлась «О лечении оспы у русских с добавлением также применявшихся старинных методов». В ней высказывалось мнение, что широкое применение бани в русском быту обусловило не очень сильное распространение оспы в России. Здесь же упоминается о лечении посредством бани венерических заболеваний (глава IX), и болезни, «рак именуемой » (глава XII), так называемого «детского крикуна » и т. д. Признавая ошибочным заявление Р. Санчеса о том, что баней можно вылечить оспу, нельзя не отметить его высокую оценку русской парной бани как отличного гигиенического и профилактического средства для предотвращения инфекционных заболеваний и укрепления здоровья.

Но главный труд Р. Санчеса, как он сам подчёркивал, «уважительное сочинение » о русских банях, был издан в 1774 году, а затем переведён на многие западноевропейские языки. На русском языке книга вышла в Москве в 1779 году. Называлась она в стиле того времени: «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». В этом весьма обстоятельном трактате Санчес, иностранец, проникшийся большой любовью и уважением к русским традициям и обычаям, не только обстоятельно описал устройство русской парной бани и банные обычаи того времени, но и с удивительной прозорливостью передал основную суть полезного воздействия русской бани как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для поддержания «крепости и здравия тела » не только в России, но и за её пределами.

«Искреннее желание моё простирается только до показания превосходства Бань Российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимся ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней… » — так определяет Санчес цель своих изысканий. Далее он продолжает: «Когда помышляю о множестве лекарств, из аптеки и из химических лабораторий выходящих, приготавливаемых с толикими иждевениями и привозимых со всех стран света с неописанною трудностью, то коликократно желал я видеть, чтобы половина и три четверти оных всюду великими расходами сооружённых зданий превратилися в Бани Российские для пользы общества » .

По мнению доктора Санчеса, превосходство русской парной бани заключается в самой технологии получения пара. В русской бане пар образуется при помощи печи-каменки, на которой находятся раскалённые камни. Влажность, температура, словом, микроклимат парной регулируется просто — стоит только плеснуть ковш воды на раскалённые камни, как эти параметры резко изменяются. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут, — сообщает Санчес. Остудить баню и уменьшить её влажность, освежить воздух легко можно путем проветривания парной ».

«… В римских, турецких банях пар идёт оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковы в Российских совсем отвращены ». «Новый пар, — делает вывод Санчес, — рождает новый воздух ».

Как врач и учёный, Санчес не мог обойти вниманием физическое воздействие русской бани на организм человека. Вот некоторые строки из его трактата. «Сим образом производимый пар не расслабляет твёрдых частей тела, как пар древних римских и нынешних турецких бань: ибо сей пар в российских банях, будучи оставлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, мягчит и не расслабляет его; он расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем оне были прежде болезни ».

…Действие бани состоит во изведении тончайших макрот из нашего тела посредством теплового пара… Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою, действительностью и целительностью для укрепления и оживления тела человеческого… Сей толико действительный, столь проникающий и горячий пар прикоснувшись к телу лежащего нагим человека, вдыхающего столь же тёплый воздух, каковым и самое тело его питается, распускает кожу, умножает беспрепятственно обращение жизненных соков, способствует дыханию и делает свободным течение крови в становых и других жилах… Больной начинает тогда потеть и во всех чувствах своих ощущает приятное успокоение, что неприметно преклоняется ко сладчайшему сну, который продолжается полчаса, а иногда и более…

«Чувствующие усталость, имеющие напухлые и тяжёлые глаза, утрудившиеся от сильных подвигов военных, или от земледелия, или от работ на рудокопных заводах и солевых варницах, фабриках лучшим для себя лекарством найдут баню… » . Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. — М.: 1962, с. 143-144.
. Галицкий А. В. Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах. — М.: физкультура и спорт, 1986, 96 с.