Беседа об осени в подготовительной группе. «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла! Мероприятия по работе с родителями

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области

Проект

по теме «Здравствуй, осень!»

(краткосрочный)

в подготовительной группе

на 2016-2017 учебный год

Воспитатель: Смолянская Л.В.

2016-2017 уч.год

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с19.09.2016 по 21.10.2016г.)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Здравствуй, осень!».

Задачи:

    обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

    развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

    расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

    развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

    способствовать развитию памяти, восприятия;

    воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

    закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;

    расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

    применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

    отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

    заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

    составление плана совместной работы с детьми, родителями;

    разработка конспектов НОД;

    подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

    подбор художественного материала;

    оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

    беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Здравствуй, осень!»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим :

    «Приметы осени»

    «В гости к осени»

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

« Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

    «Мы гуляли на участке»

    «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.

Словесные игры: «Опиши словами осень!»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья».

Чтение художественной литературы:

    Пословицы, поговорки, загадки об осени

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

    А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

    А. Плещеев «Скучная картина»

    К. Бальмонт «Осень»

    Н. Сладков «Осень на пороге»

    Е. Благинина «Улетают, улетели»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».

Дидактические игры : «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы».

Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки»

Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?»

Трудовая деятельность:

    сбор природного материала на прогулке,уборка опавшей листвы

    подготовка клумбы группового участка к зиме

    укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседа по ОБЖ:

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

    «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

Лепка

    «Лукошко с грибами»
    «Белочка»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки.
«Осенний праздник»

    «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

    Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

    Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

    Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

    Организация выставок детских работ;

    Совместное творчество детей и родителей;

    Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

Фотогазета «Осень- славная пора»
Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»

Презентация проекта:

    досуг «Заглянула Осень в сад»;

    фотогазета «Осень – славная пора».

проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №10 __________________________________________________________________ 607650, Россия, Нижегородская область, г. Кстово, пер Гайдара, д 10 Проект «Осенняя пора - пора очарованья» СРЕДНЯЯ ГРУППА "ПОЛЯНКА" Кстово 2015

Актуальность проекта
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у детей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени. «Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 10 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект: «Осенняя пора-пора очарованья» Автор проекта: воспитатель Гришатова М.В.
Продолжительность проекта:
1 месяц
Тип проекта
: краткосрочный, творческо-познавательный.
Участники проекта
: дети средней группы, родители, воспитатели.
Возраст детей
: 3-4 лет
Цель проекта
: Формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Задачи проекта
.
Для детей:
Образовательные:  формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;  формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитательные:  привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;  воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;  воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды. Развивающие:
 развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;  развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;  развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)  развивать творческие и познавательные способности детей.
Для педагогов:
 Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.  Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления дошкольников с временем года - осень, ее признаками.  Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Для родителей:
 Стимулирование творческой активности родителей через участие в выставках.  Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.
Краткое содержание проекта «Осенняя пора-пора очарованья»:
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке; - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования; - анализ поведения человека в природе осенью; - отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой). Место проведения: МБДОУ Детский сад №10. Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2015 года. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Для детей:


Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения
импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
Для педагогов:
Систематизация и обобщение материала по данной теме.
Для родителей:
Осознанный интерес родителей к проблеме данного проекта.
Продукты проекта.

Для детей:
Аппликации, рисунки, исследовательские работы, страничка наблюдений.
Для педагогов:
Презентация проекта «Осенняя пора - пора очарованья»
Для родителей:
 Консультация для родителей «Мы пошли гулять. Осень»  Папка – передвижка «А что там за окном?»  Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».  Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
Содержание проекта:
1 этап. Подготовительный.  Обсуждение темы и составление плана проекта.  Подбор методического и практического материала по данной теме.  Сбор природного материала и помещение его в уголке природы.  Создание картотеки стихотворений, загадок по теме. 2 этап. Деятельный.  В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку, аппликацию, рисование), рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, элементарные опыты,
 В уголке природы размещали натуральные овощи, фрукты и муляжи, также различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть.  Организовывали цикл наблюдений за изменениями в природе, использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.  С целью эмоционального погружения детей в тему использовали стихи осенней тематики. 3 этап. Завершающий.  Выставка творческих работ детей и их родителей.  Развлечение - праздник "Осень".  Презентация проекта "Осенняя пора - пора очарованья" Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
Системная паутинка по проекту
«Осенняя пора - пора очарованья»
Направления развития

Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: « Овощной магазин », «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева) «Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала) Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса» «Приметы осени» «В гости к осени» Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); за красотой и богатством осенних красок; за цветником; за перелетными птицами; за насекомыми; за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Е. Благинина «Улетают, улетели» Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» А. Ерикеев «Наступила осень Л.Толстой «Дуб и орешник» З.Федоровская «Осень» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Осенние деревья» Вот уж последняя стая крыльями машет вдали» «Что нам осень подарила» Рисование: «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж) Лепка: «Деревья осеннего леса» «Овощи» «Грибочки» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» «Деревья осенью» Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети отгадывают загадки) «Осенний праздник»
Физическое развитие
Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» - Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. «Листопад» - Мы – листики осенние На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели…. «Грибы»: - Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть! Пальчиковая гимнастика: «Листья» Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад) Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Итоги проекта.

В ходе работы по проекту «Осенняя пора - пора очарованья» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая» рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005 «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008 «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981 «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005 « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс» «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981 ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту

спасибо за внимание!

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,
замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .

С Уважением.
Елена Медведева.

Программное содержание:
Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде, для употребления в пищу)
Уточнить представления о многообразии овощей, формировать умение обобщать по существенным признакам. Систематизировать знания о труде людей осенью, уборка урожая, заготовка на зиму продуктов, семян.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно, полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Словарная работа - корнеплоды, консервирование.
Развивающая среда - поднос с овощами, карточки с изображением овощей, банки с соленьями, семена овощей, шапочки с изображением овощей.
Предварительная работа.
Беседа об овощах и труде людей осенью, проведение дидактических и настольно- печатных игр, загадки, чтение стихотворений, рисование и аппликация овощей, сюжетно - ролевая игра в магазин, знакомство с работой продавца в овощном магазине.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка - течёт ручеёк дружбы
(дети с закрытыми глазами слушают музыку)
Пожелаем всем доброго дня.
- Ребята, какое сейчас у нас время года? Что было бы если бы после лета наступила зима?
Дети: Такого не бывает. В природе все идет по плану (одно время за другим)
- Как люди готовятся к холодной зиме? Что принесла в подарок осень?
(урожай овощей, фруктов)
Осень - дивная пора,
Любит осень детвора
Груши, сливы, виноград
Все поспело для ребят.
-Как называется первый осенний месяц? Какая осень, почему?
(ранняя, золотая, щедрая- урожай грибов, ягод, овощей)
- А где растут овощи?(на грядке)
Летом славно потрудились
Наши ручки не ленились
И богатый урожай
Дружно с грядки убирай
Вот капуста и морковка
Соберем их быстро, ловко
Будет на зиму запас
Закрома полны у нас.
-А кто выращивает овощи?
Показать семена(они все разные, у всех овощей есть имена)
-Что надо делать с семенами? (поливать, рыхлить, чтобы дышали, воздух поступал)

Есть такая пословица- « Что посеешь, то и пожнешь»

Все ли овощи растут на поверхности земли? Какие? (огурцы, помидоры, перец, кабачок, тыква)
Есть корнеплоды (корни находятся в земле).
-Что делаем с овощами? (выдергиваем из земли - редис, петрушка, репа, картошка, морковь, лук, свекла)

Игра 1: «Вершки, корешки».( на магнитной доске).
Игра 2: - «Вершок, вершок, где твой корешок ?» (дети вершки и корешки ищут себе пару)

Все овощи разные, отличаются друг от друга.

Игра 3: « Чудесный мешочек».
(дети на ощупь определяют овощ и рассказывают о нем)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Иван, Иван вырывай бурьян
(дети наклоняются и обеими руками вырывают сорняки, отбрасывают их в сторону от себя)
Чтоб росла редиска
Чтоб росла морковка
Зеленел лучок (имитируют посев семян)
Не ленись, дружок!
(имитируют работу граблями и другими огородными инструментами).
Чтобы была репка сладкая и крепкая
Чтоб капусты кочан рос большой, как чугунок.
(делают широкий круг - растягивая руки)

Все ли овощи можно есть сырыми?

Игра 4: « Определи на вкус.»
(показать кусочек овоща всем и положить в рот ребенку - глаза у него должны быть закрытыми)

А как вы помогали в огороде своим родителям, бабушкам и дедушкам?
- Как хранить овощи?
Есть такие овощи, которые долго не хранятся, их солят, консервируют.

Аппликация - Будем с вами консервировать на зиму огурцы и помидоры.
На столе лежит вырезанная из картона банка - дети вырезают огурцы и помидоры, наклеивают на банку.
- Как складываем полоски?
- Как срезаем уголочки? (плавно, поворачивая)
(Когда справятся с работой показать настоящую банку с соленьями (сравнить).
-Почему говорят, что овощи нужно есть круглый год.(полезные, в них много витаминов, экологически чистые).

Вот однажды овощи поспорили, кто из них вкуснее и полезней.
Стихотворение:
Однажды хозяйка с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла

Петрушку, и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка, капуста, морковка, горох
Петрушка и свекла ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу ох!
И суп получился совсем уж не плох.

Давайте послушаем и посмотрим какая история произошла с девочкой Таней.
Стихотворение
(инсценирование)
« Таня и овощи».
Таня: Посылает меня мама в огород,
И капуста и морковка здесь растет.
Но каких нарвать не знаю овощей!
Для салата, винегрета и для щей!
Как мне только разобраться и узнать
Что мне для обеда собирать?
Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
Морковь: Я - красна девица,
Зелена косица
Собою я горжусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей.
В пироги и в винегрет,
И…зайчишкам на обед.

Капуста: Я бела и сочна,
Я полезна и вкусна!
Стою на толстой ножке,
Скрипят мои одежки.

Зеленый лук: Говорят я горький,
Говорят не сладкий,
Стрелочкой зеленой,
Я расту на грядке
Я полезный самый-
В том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте,
Будете здоровы.

Свекла: Я, кругла и крепка,
Темно-синие бока,
Свекла молодая,

Красная такая.
Я гожусь на обед
И в борщи и в винегрет

Картошка: Я картошка - загляденье!
Я картошка- объеденье
Крах-ма-лис-та!
Без меня, нет, нет,
Не получится обед!

Козел: Не дам я морковки,
Не дам огурцов!
За каждый кочан
Я сражаться готов.

Овощи все вместе : Защити нас Таня,защити,
От козла нас сможешь
Ты спасти.
Прогони его ты поскорей.
Пусть идет дорогою своей!

Таня: Ты козел, козлище,
Зеленые глазищи,
Уходи, уходи,
Огороду не вреди
Не стучи ногами
Не крути рогами,
Уходи, уходи
Огороду не вреди,
Вот я тебе:

Овощи: Спасибо, спасибо,
Большое спасибо!
Мы выгнать козла без тебя не смогли бы
- Вот капусты кочан!
-Вот морковки пучок!
- Вот душистый огурчик!
- Вот свежий лучок!
- Вот свекла, красные бока!
- А вот картошка!
Мы все поделились с Танюшкой немножко.

Вот так мы помогли Танюше собрать урожай. Набрали полную корзину овощей. А теперь все сядем в машину и поедем домой.

Песня « Урожайная»