Влияние взрослых на мировоззрение ребенка

Анастасия Зелепукина
Эссе «Место ребенка в современном обществе»

«К ребенку полагается относиться

с наибольшим почтением,

то есть взрослым следует беречь

его нравственную чистоту,

не показывать дурного примера».

Наше время – время высоких технологий и высоких рисков. Современное общество – результат технического прогресса, где информация занимает главенствующее положение. Чем моложе поколение, тем легче человеку приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни.

Общество оказывает большое влияние на человека, особенно, на ребенка . Он способен очень быстро адаптироваться к меняющимся условиям и больше других подвержен влиянию социума.

Если вспомнить приоритеты общества 90-х годов , то мы можем увидеть, насколько кардинально они изменились сейчас. В современном обществе , по-прежнему, остается много проблем, которые оказывают негативное влияние на ребенка :

социально неблагополучные семьи;

детский алкоголизм;

большое количество детей-беспризорников;

повышенная занятость родителей на работе;

тотальная компьютеризация.

Как можно представить современного ребенка ? Сразу рисуется картинка, где ребенок сидит за компьютером, с планшетом, телефоном. Ребенку проще отправить «смс» , чем просто пообщаться со сверстниками, выразить свои мысли при непосредственном общении .

Сейчас социальный запрос государства в соответствии с ФГОС на всех уровнях образования ставит перед собой цель : воспитание всесторонне развитой личности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка .

Я считаю, что современное общество приоритетным направлением для себя выбрало воспитание успешного, здорового, благополучного будущего поколения. Все ценности закладываются в детстве. А откуда брать ребенку пример , как не со взрослого, с окружения, в котором он находится.

Каково же место ребенка в современном обществе ? Я считаю, что дети должны занимать ведущее место , как залог нашего успешного будущего. Как только ребенок рождается , его окружает общество . Сначала – это семья, потом - сверстники, родители других детей. И вот, ребенок уже идет в детский сад : его социальное окружение приобретает форму мини-общества . У него появляются права и обязанности в отношении сверстников, воспитателей. Задача взрослых, как воспитателей, так и родителей, привить навыки нахождения в обществе , создать условия, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в этом обществе . От того, как взрослые сумеют организовать пребывание ребенка в социуме , зависит его дальнейшее развитие, поведение и место в обществе .

Отчего зависят ценности взрослых, которые они передадут ребенку ? Круг замыкается. Это зависит от современного общества : какие ценности являются ведущими для него; каков социальный запрос общества ; какие условия создать для ребенка , чтобы он сумел найти свое место в обществе , в мире, был способным адаптироваться к меняющимся условиям жизни, результатам технического прогресса.

Публикации по теме:

Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует.

Место игры в развитии личности ребенка «Место игры в развитии личности ребёнка» Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания.

Доклад на педагогическом совете Педагогическая наука. «Развитие педагогической профессии в современном обществе» Народная мудрость Учись, поколе хрящи не срослись (рус.) Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.). Учиться и в шестьдесят.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.

Приобщение воспитанников к нормам и ценностям принятым в современном обществе, по средствам сюжетно ролевой игры Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этом уютном зале, людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов.


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Ребенок и «детское общество»

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генетически несколько позже, чем к взрослым, - в конце первого года жизни. Однако постепенно он становится все более настоятельным, особенно в дошкольные годы.

Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его возможности общения с другими детьми. С того момента, как ребенок попадает в группу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады становятся всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой степени определяют его развитие.

«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, - отмечала А. П. Усова,- является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей. (...)

Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе». Я. Л. Коломинский (1984) рассматривает дошкольную группу как генетически раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным коллективом, имеющую свою внутреннюю структуру и динамику.

Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно, несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых. Почему? Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Интерес в этом отношении представляет исследование В. Кисловской, проведенное с помощью проективной методики. Детям показывали картинки с изображением различных ситуаций: взаимоотношений ребенка с детьми и воспитателем в детском саду, с членами семьи дома. Предлагаемые ситуации могли иметь двойной эмоциональный смысл. Он был заключен в выражении лица главного героя картины, которое давалось в контурах. Ребенку предлагали веселое и огорченное изображение лица, он мог вставить любое из них, какое находил наиболее подходящим для данной ситуации. Идентифицируя себя в значительной степени с героем картинки, одни дети наделяли его веселым, другие - грустным лицом, по- разному объясняли свой выбор в зависимости от того, какие они сами испытывали переживания, связанные с посещением детского сада, с эмоциональным климатом там: «Она рада, что пришла в детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Она любит детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Уже, наверное, Катя пришла, мы с ней дружим»; «Ей грустно (подставляет «грустное лицо»), никто не хотел с ней играть, она потом не хотела сама с ними играть»; «Подставлю девочке грустное лицо, не любит она в детский сад ходить, а мама ее привела и сказала, что ей надо на работу идти» (по материалам В. Кисловской).

Эмоционально положительное отношение к сверстникам, детскому саду, воспитателю выражали, как правило, дети, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений в группе. Отрицательное же отношение - те, в чьей группе был неблагоприятный эмоциональный климат.

А как чувствует себя ребенок, если ему в группе симпатизирует только один человек? Большое значение, оказывается, имеет то, взаимная это или односторонняя симпатия. Если она взаимная, этого достаточно, чтобы ребенок испытывал эмоционально-положительное отношение к сверстникам, группе и даже детскому саду в целом. Если же симпатия односторонняя, неразделенная, ребенок может остро переживать свое положение, неудовлетворенную потребность в избира" тельном общении.

Проходит лень, другой. Наташа сторонится и детей, и меня. Мне понятно состояние ребенка, причины его: обиделась на Сему и Лену, досадует, что нельзя участвовать в празднике, да и долгая болезнь сказалась. - Распрями свои сердитки, Наташа, - шутливо говорю я, поглаживая ее нахмуренный лоб.

И тут, не выдержав, Наташа поверяет мне все свои горести. Да, она в большой обиде на Сему за то, что он все время играет с Леной, а на нее не обращает никакого внимания. И Лена с ней не играет. Ира не дает серебряную бумажку. Боря хотел показать электрический фонарик и не показал, наверное, Лена отговорила. Наташа вспоминает, что она всегда всем давала со своей куклой поиграть. Девочка плачет, уткнувшись в мои колени... (по материалам М. М. Скудиной).

Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, развитые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся обычно противоположными свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные дети или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные » дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Воспитатель не должен оставлять без внимания таких детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить положение их в системе личных отношений. Нужно пересмотреть и свое личное отношение к этим детям, ведь в число «непопулярных» входят, как правило, те, кого воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит незамеченным для других).

Опасным может оказаться спокойное отношение воспитателя и к «звездам»- наиболее предпочитаемым детям. Важно, чтобы роль лидера, какую часто занимают эти дети, не развила бы у них зазнайство, высокомерие, желание «командовать во что бы то ни стало», тенденцию унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, ценностные ориентировки «популярных» детей являются положительными. Иногда в роли лидера Может выступать и маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, такой лидер нередко принимает в свою игру лишь за определенную «взятку» («если ты отдашь мне свою коробочку» и т. п.). Влияние таких людей на других членов группы бывает иногда столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент отсутствия их.

Я подарил ему открытку, потому что боюсь его. А то он будет драться и не будет играть со мной, - говорит экспериментатору робкий, застенчивый Гена (в ходе индивидуальной беседы) про своего сверстника Колю. - Но ведь он же не узнает, кто ему положил? - Все равно я его боюсь... (по материалам Е. А. Панько).

Существенное влияние на развитие личности ребенка имеют его братья и сестры. Об этом свидетельствует опыт воспитания в многодетных семьях, специальные исследования. Братья и сестры входят в ближайшую микросреду ребенка, занимают в ней одно из центральных мест. Не без основания некоторые исследователи приходят к выводу, что с увеличением семейного созвездия уменьшается влияние родителей и увеличивается влияние братьев и сестер. Особой привязанностью и любовью часто окрашены их отношения. В окружении старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, а роль старших брата, сестры доставляет немало удовольствия, дает большие возможности проявить свои умения, знания, добрые чувства, опеку, покровительство, организаторские способности: «Брат катает меня на санках. Он сильный и всегда за меня заступается » (Олег); «Я люблю братика Валеру. Он слушает мои сказки, я с ним часто играю» (Таня).

Дети гордятся достоинствами, успехами своих старших братьев и сестер, стремятся им подражать: «Мой брат мечтает сделать робота. Это человек такой железный. Так этот робот будет помогать людям. Мой брат умный» (Андрей); «Это Лена (показывает на рисунок), моя сестра. Она очень хорошая, учится и помогает маме» (Ира); «Мой брат служит в Бресте и охраняет его. Я тоже пограничником буду» (Сергей).

Ценят дошкольники заботливость, доброжелательное отношение к себе, те умения и знания, которые получают с помощью братьев и сестер, возможность поиграть, повеселиться с ними: «Люблю сестричку Марину. Она меня научила читать и писать. Всегда дает все что я ее попрошу» (Оля); «Он (брат) хороший. Не дерется, учит кататься на „Орленке"» (Павел); «Он меня любит, покупает значки, играет со мной» (Яша).

Братья и сестры оказываются способными (иногда даже в большей степени, чем родители) разделить интересы, заботы дошкольника, выразить сочувствие, удовлетворить потребности, в том числе такие важные, как социальную потребность в общении и в новых впечатлениях. Вступая в разные виды общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное), братья и сестры образуют ложную систему взаимопонимания. Важным является то, какое место занимает ребенок среди своих братьев и сестер, какие функции выпадают на его долю, в какой мере он активно действует в семейном коллективе. Это в значительной степени определяет различие в поведении, характере детей одной семьи, в том числе и близнецов (И. И. Канаев, В. С. Мухина и др.).

Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные виды отношений с другими детьми, которые в значительной степени определяют становление его личности.

В выявлении системы межличностных отношений детей в группе/классе воспитателю и педагогу помогает наличие психологической и социально-психологической наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседы> социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения, с тем чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Появившись на свет, каждый человек (индивид) начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью – т.е., происходит его социализация, которая включает в себя следующее:

- приобщение к культуре;

- обучение и воспитание;

- взаимодействие с другими людьми;

- освоение им ценностей норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности;

- приобретение определенных прав и обязанностей взглядов, привычек и т.д.

В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе.

Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубины старости.

В раннем детстве закладывается основа человеческого характера, начинают формироваться определенные черты его личности. Никогда потом ребенок не меняется и не развивается так стремительно, как в первые 3-4 года. За это время он совершает громадный скачок от бессмысленного создания, умеющего только пищать, сосать соску и пачкать пелёнки, к человеку, конечно, маленькому еще и беспомощному, но обладающему уже всеми человеческими качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением к познанию и даже творчеству. В применении к раннему детству психологи и ученые чаще произносят слово «старт» и придают ему все большее значение. Некоторые ученые считают, что

«половина общего развития умственных способностей человека происходит в течение первых четырех лет жизни, 30 % – между четырьмя и восемью годами, а остальные 20% – между восемью и семнадцатью.

Маленький человек ко всему присматривается с жадным вниманием, он чрезвычайно наблюдателен, все схватывает на лету, все подличает, старается как – то «переварить» и увязать в своей голове, чтобы разобраться в окружающей действительности.

Глядя вокруг, он день за днем вырисовывает для себя картину мира, решает, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо, как следует вести себя в той или иной ситуации. Воспитывая малыша, важно постоянно помнить, что он рядом, все видит и слышит; помнить, что молчаливый собственный пример вдесятеро важнее, чем самый умный совет, чем самые красноречивые словесные поучения. Слова могут, что называется, пролетать мимо ушей (особенно, если все время надоедливо твердить одно и тоже), а поступки окружающих врезаются в сознание прочно и глубоко. Социализация в детстве и главным образом в семье, характеризуется наибольшей глубиной эмоциональных связей. Воздействие семьи во многом определяется последующее участие ребенка в жизни общества.

Другим важным фактором социализации личности является творчество.

« Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (Л.С. Выготский). Одним из основных условий развития творческой личности ребенка является игра и творческая деятельность. Благодаря творчеству люди совершенствуют себя и окружающий мир. Создание субъективно нового в процессе деятельности порождает оригинальные идеи, и при этом возникают нестандартные способы деятельности и человек включается в процесс « познавательной самодеятельности».

Важную роль на отдельных этапах становления и развития личности ребенка оказывают детские общественные объединения. Влияние их является временным и продолжается на протяжении всего нескольких лет. Но годы эти приходятся на самый важный период жизни человека.

Центры детского творчества и другие УДО ориентированы на реализацию процесса социализации детей и подростков. Способности детей формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей детей. Для того, чтобы творческая деятельность положительно влияла на развитие способностей она должна удовлетворять некоторым условиям:

1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие.

2. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

3. Организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

В подростковом возрасте ведущей становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная деятельность. Именно она является способом самоутверждения для подростка.

В связи с этим передача социального опыта должна осуществляться в объединениях УДО посредством организации совместной общественно – полезной и культурно – досуговой деятельности детей и взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий тип деятельности подростков должен быть организован как творчество, в процессе которого развиваются их способности. Основной мотив такой деятельности – социальное самоутверждение среди сверстников и взрослых. Участвуя в сознательной деятельности, подросток решает жизненно важные задачи: познает себя, утверждается в среде сверстников, определяется в плане будущей профессии, создает круг своего общения с окружающими. Деятельность подростка в объединении, где собираются близкие по духу люди, способствует самораскрытию внутреннего мира личности, выявлению в нем главного, устойчивого, и внешнего - того, от чего можно отказаться. На занятиях в объединениях происходит знакомство ребенка с ценностями культуры, с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру.

На занятиях в объединении не должно творчество подменяться простой учебной работой по образцу «делай, как я». Педагог д.о. всей своей деятельностью должен побуждать ребенка к творчеству. Нередко в общении с детьми преобладает авторитарный стиль – все держится на голосе педагога. Необходимо обращать внимание на манеру держаться, этические нормы поведения, правильную и образную речь. Все это, в конечном счете, достигается каждодневной работой над собой, повышением уровня образования через самообразование.

Творческая деятельность в большой мере способствует социализации. В процессе творческой деятельности школьник приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Активная преобразующая деятельность учащихся во внешкольной среде – реальная сфера проявления социально активной позиции личности, а её общественные организации и коллективы – реальные и социальные явления, поле тренировки социально - общественного поведения учащихся.

С самого момента его рождения у ребенка завязываются отношения внутри семьи. В первую очередь, конечно же, с родителями. Но кроме них отношения возникают и с сестрами, братьями, бабушками и дедушками. Качество таких отношений является предпосылкой для дальнейшего его социального развития. Они являются фундаментом, на котором ребенок впоследствии будет строить отношения со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми людьми.
На основе этих отношений ребенок впоследствии сможет расширить свои знания, завести отношения с другими людьми, познакомиться с другими местами. Они помогут малышу стать самостоятельным человеком, способным влиться в другие социальные группы. Вместе с развитием ребенка изменяются и его отношения с ближайшим окружением. До школьного возраста эти взаимоотношения меняются в основном благодаря встречам ребенка с другими детьми и взрослыми. По мере взросления в отношениях внутри семьи социальные нормы начинают применяться более строго. Это зависит от того в какой степени ребенок в состоянии усвоить, понять и даже вести обсуждение таких вопросов.
Начальные отношения позволят ребенку создавать новые социальные связи, необходимые для его будущего развития. Их основная задача сводится к тому, чтобы помочь детям проникнуться доверием к окружающим их людям. Таким как воспитателю в яслях и детском саду, преподавателям в школе, а впоследствии и к партнерам во взрослой жизни.
Большое значение имеет и опыт приобретаемый ребенком на следующем этапе его социального развития в яслях, саду и школе. Поступление в эти образовательные учреждения дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи. Хотя такие взаимоотношения и остаются для него наиболее значимыми.
Участие в таких отношениях заставляют ребенка изменять свои взгляды на сторонних людей. Они придают внутрисемейным взаимоотношениям другую тональность. При этом, ни каким образом не нарушая межличностные связи внутри семьи. Они лишь обогащают их благодаря встречам с людьми, принимающими участие в других социальных группах. На основе этого ребенок сопоставляет свой предыдущий опыт с новоприобретенным.
На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и внесемейной (ясли, сад, школа). В соответствии со своим развитием он может оказаться в гармонии или противоречии с ними. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью ребенок обязан научиться сочетать в себе различные области социализации. Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли, эмоции, слова и поступки.
Семья и прочие места социализации играют в жизни ребенка различные роли. Имеют разные по своему предназначению функции, планы и представления. Их ценности цели и нормы зачастую настолько различны, что могут даже вступать в противоречия.


Текст © Александр Павлов, 2010 (специально - www.сайт )

Стремление одеть в гранитные берега детство- характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы. Вопреки решитель­ным призывам выдающихся педагогов тех лет «вернуть детям дет­ство», избавиться от манеры «всех стричь под одну гребенку»,«пре­кратить муштру», наступление на детство приобретало необходи­мый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

«Детство- этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко време­ни «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образователь­ного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, от­нюдь не в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к детству как к самоценному времени жизни дела­ет детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

«Взрослый- для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок- для того, чтобы учиться и слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+ воспитание+ обучение детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, прояв­ление «личных чувств» и т.п.), становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неути­литарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспита­тельному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает «человеческий ради­кал». «Все лучшее- детям!»- пока этот лозунг-стереотип остает­ся только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого представле­ния является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует «остаточный принцип»,- это сказать не всю правду. Дети получают «остатки остатков». Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т.п.) непосредственно отража­ются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от«остаточного принципа» в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое дет­ство наших детей.

Ключевые позиции обновления советского детского сада- охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психиче­ского), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характе­ра подготовки педагогических кадров, условий финансирования до­школьного воспитания и перестройка системы управления.