Тип мужчины попрыгунья стрекоза в психологии. «Попрыгунья Стрекоза…. Басня Стрекоза и муравей - анализ

Жучки, бабочки, паучки

Мир насекомых словно напрашивается на аллегории. Мотыльки, пройдя несколько
трансформаций,устремляются к солнцу, жуки зарываются поглубже, пауки плетут
сети… Человек восхищался, боялся и внимательно присматривался к сожителям
по планете, наделяя их мифическими способностями и недостатками. Шустрые
насекомые «примерили» на себя множество личин и прокрались на холсты художников,
где заняли свое место.

Стрекоза любви

Попрыгунью-стрекозу, как и большинство насекомых, в христианстве недолюбливали и
воспринимали как воплощение дьявола. Так что если на картине младенец Христос
крепко зажал в ручонке насекомое, то это не просто детские шалости, а
свидетельство победы над злом.

Мадонна и Младенец со стрекозой Мастер святого Эгидия 1500-е

Благодаря бурному развитию энтомологии в XIX веке стрекозу, да и не только ее,
реабилитировали ювелиры, превратив в уникальные произведения искусства. Это
позволило расширить ассортимент изделий, разнообразив новыми формами. Женские
прелести уже украшали не только привычные бабочки скарабеи, но и пчелы,
стрекозы, кузнечики, пчелы, пауки.


Женщина-стрекоза Рене Жюль Лалик 1898

Фото: Лампа для чтения «Стрекоза», ок. 1905 года. Студия Тиффани.
Дизайнер — Clara Driscoll.

Мозаика из стекла, филигрань, бронза, инкрустация


Лампа для чтения «Стрекоза», деталь основания лампы, ок. 1905 года.

Особенно «отличилась» эпоха ар-нуво. Напрмер, в 1914 году великая Павлова
исполняла короткий номер "Стрекоза" на музыку Фритца Крейслера (Fritz Kreisler).


Польская картины времен расцвета Европейского символизма. Художник Йозеф Мехоффер
(Józef Mehoffer ,1869-1946) создал поистине странное полотно. В верхней части
картины над всей композицией тяготит гигантская стрекоза. Почему художник выбрал
именно этот образ? Один писатель, например, охарактеризовал стрекозу как
насекомое одновременно "нелепое и тревожное".


Йозеф Мехоффер "Dziwny Ogród" ("Странный сад")

"Мехоффер... создал канонический образ Польской Символистской Живописи в своей
работе, на которой изобразил свою жену и ребенка в сопровождении прислуги."

- Ричард Брэттел
В древнейшей японской книге, Кодзики, образ стрекозы оказывается синонимичен
образу Японских островов.


В 130 Главе "Кодзики" приводится эпизод, в котором император Ю:ряку отправляется на
охоту, и ему на руку сел слепень. Тут же откуда-то появилась стрекоза, которая
сожрала этого слепня и улетела прочь. В память об этом чудесном событии император
сложил стихотворение.

"И так, чтобы увековечить
Память об этом событии,
Небом созданную
Землю Ямато стали называть
Островом Стрекоз"

Басё писал:

Все кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы


Ещё о Басё и стрекозах.

Конрад Тотмэн (Conrad Totman) в своей работе припоминает встречу Басё с одним из
его учеников: "Однажды, прогуливаясь с Басё по полю, его ученик Какаку был так
вдохновлен образом стремительной стрекозы, что составил стихотворение:

Оторви пару крыльев
У стрекозы -
Получится стручок перца.

Говорят, что Басё на это воскликнул: "Нет! Это не хокку. Если хочешь сложить хокку
об этом, сложи вот так:

Добавь пару крыльев
К стручку перца
И появится стрекоза."

Если присмотреться, видно крысу, которая выбирается из прорехи
в бумажном фонарике слева.


Киёчика Кошка и фонарик

" Остроумная гравюра, сохраняющая игривый тон Кошки и фонарика. На фоне рассыпающегося
сарая, увитого плющом, две курицы ошеломлены одной-единственной стрекозой. Петух -
самим насекомым, курица - ее тенью на земле. Неясно, придумал ли такую игру с тенью
сам Киёчика, или нет, но гравюра, безусловно, показывает то, что он обладал отличным
чувством юмора..."

Генри Д. Смит Второй (Henry D. Smith II)


Киёчика Курицы и стрекоза

Наброски неизвестного художника из учеников Хокусая.



На укиё-э Кунисады, датированным примерно 1827 годом,
стрекозы на одежде женщины и мужчины

То, что осень настала,
Предрешено
Красной стрекозой

Сирао (1738-1791)


Красавица-попрыгунья Стрекоза и домовитый Муравей – герои басни Крылова. Весёлое стихотворение о непростой жизни.

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Басня Стрекоза и муравей - анализ

Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Есть несколько категорий женщин, с которыми мужчины не горят желанием сталкиваться. Речь, конечно же, не о профессиях, внешности или социальных статусах, а о характере, привычках и воспитании. Женщина может быть красавицей, но при этом совершенной хабалкой, или редкой умницей, но сумасшедшей истеричкой… Мы составили рейтинг типажей, от которых мужчины стараются держаться подальше.

Текст: Ксения Милевич

1.«Гламурная Кисо»

Один из самых распространенных сегодня типов женщин: молодая (до 30-ти, как правило) избалованная девушка, мечта которой стать содержанкой богатого папика. Внешне отличается гипертрофированными женскими прелестями: слишком большая грудь, слишком длинные ноги, слишком пушистые ресницы, слишком пухлые губы и слишком светлые волосы. Все это, как правило, ненастоящее. Корыстные девушки такого типа специально вкладывают ВСЕ в свою внешность, чтобы на нее поймать богатого мужчину. Как ни странно, есть мужчины, которые до сих пор ведутся. Но большинство из них уже устали от такого «слишком», и предпочитают настоящие прелести и искренность всему этому гламуру.

2.«Истеричка, которая всегда права»

Истеричность - это не только расшатанные нервы, но и темперамент, черта характера. Внешность тут вообще не показатель. Даже самая розовая и пушистая внешне девушка на поверку может оказаться истеричкой, закатывающей скандалы по самому малейшему поводу. Она права всегда и во всем, а если мужчина не согласен – спасайся, кто может! Даже самая сильная любовь не способна удержать мужчину рядом с такой женщиной, рано или поздно он все равно сбежит. И это понятно: кому приятно видеть рядом с собой вечно недовольную орущую женщину?

3.«Синий чулок»

Какого бы цвета носки или колготки не носила такая женщина, вся ее внешность как бы говорит: «Я не собираюсь наряжаться и наводить красоту ради каких-то там мужчин, в женщине главное ум, и если они, мужчины, его не ценят, то зачем мне они вообще нужны?» Весь ее образ – сплошной антисекс. Неухоженные, кое-как причесанные, плохо одетые, с расплывшимися фигурами и лицами… Словом, мужчины таких женщин обходят за версту. Да их и обходить-то не надо, обычно этот тип женщин кучкуется там, где их никто не видит: библиотека, какой-нибудь НИИ или «Бюро статистики».

4.«Базарная баба»

Эта простоватая, «что вижу, то пою» женщина вовсе не обязательно торгует на базаре или приехала из глубокой деревни. Но образования ей, для того, чтобы вести себя сдержанно и скромно, крайне не хватает. Некоторые, правда, находят очарование в такой непосредственности (вспоминается сразу Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра), но до поры до времени, пока ее прямолинейность и наглость не превысят все допустимые нормы. Мужчины все же любят больше кротких и ласковых женщин, чем громких и хамоватых.

5.«Рыба-прилипала»

Нет ничего неприятнее навязчивых и прилипчивых женщин. Их всегда слишком много и они все время лезут со своей любовью, чуть что, угрожая покончить с жизнью. Им невдомек главное правило: «чем меньше мы мужчину любим, тем больше нравимся ему». Они не умеют быть недоступными и загадочными, а именно это больше всего притягивает мужчин. Зато они бесконечно вешаются на шею, повсюду таскаются «хвостиком», звонят с вопросом «ты где?» через каждые полчаса и вообще… слишком унижаются и недооценивают себя. К сожалению, не всем мужчинам нравится такое излишнее внимание и прилипчивость. Это может польстить и поднять самооценку на какое-то время, но очень скоро надоест.

6.«Недоступная звезда»

Эта женщина -полная противоположность «прилипале». Ей с детства внушили родители, что она достойна самого лучшего, и теперь ни один мужчина не может забраться на ее пьедестал, чтобы хотя бы постоять рядом. Кругом одни недостойные плебеи, которые должны за ней ухаживать, непрестанно дарить цветы и слагать сонеты. Хорошо, если она снизойдет хотя бы до одного свидания, а то и вовсе оставит старания мужчины без внимания. Нет, поначалу, конечно, мужчины, как существа азартные, пытаются добиться внимания всеми возможными способами, ведь запретный плод сладок. Но после нескольких безуспешных попыток сдаются даже самые настойчивые. А «звезда» так и ждет своего принца.

7.«Секонд-хэнд»

Женщина с «поношенной» репутацией, как правило, редко привлекает достойных мужчин. Будучи в свое время слишком доступной и раскрепощенной, не скрывая свою любовь к самому разному сексу и даже афишируя свои свободные нравы, в конце концов она останавливается и… никого не обнаруживает на горизонте. И мало кому из мужчин, когда речь идет о серьезных отношениях, захочется иметь дело с такой женщиной (хотя, не скрою, есть любители: фильм «Красотка» - яркий тому пример).

8.«Супер-бизнес-вумен»

Женщина-командирша, женщина-начальница, строгая и властная, возможно, и является чьим-то объектом желаний (к примеру, поклонников bdsm), но 90% мужчин не потерпят соперничества. Матриархат не в почете у большей части мужского населения планеты. Именно поэтому очень удачливые в бизнесе и просто сильные и самостоятельные женщины часто остаются в гордом одиночестве.

9.«Тусовщица-алкоголичка»

Этот тип – женский эквивалент песни «вечно молодой-вечно пьяный». Как правило, она представительница творческой среды – художница, актриса, поэтесса и т.д. Каждый день у нее – праздник, она вхожа во все клубы, ее знают по имени все бармены города. Она редко бывает одна, а потому вряд ли станет испытывать потребность в обществе одного-единственного мужчины. Но если так случится, то вряд ли какому-то мужчине понравится, что его обществу предпочитают очередную вечеринку или тусовку. А в итоге: «Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…»

10.«Безумная мамаша»

В такой женщине на первый взгляд нет ничего отталкивающего. Напротив, заботливая женщина – это приятно, естественно и вообще правильно. Если только она не сдвинута на этой заботе. Причем, под раздачу попадают не только дети (которые в принципе, нуждаются в заботе), но и мужья. «Ты завязал шарф?», «Ты надел чистые трусы?», «Ты зубы сегодня почистил?», «Едь аккуратно по дороге, не надо лихачить!», «Я положила тебе бутерброды, чтобы ты смог перекусить на работе»… Рано или поздно мужчина рядом с такой женщиной начнет вести себя так же, как когда-то со своей мамой: врать ей и сбегать из дома.

Если вы узнали себя в одном из этих образов, пора срочно что-то менять в своем характере и образе жизни! А еще лучше пройти один из тренингов или мастер-классов «Центра преображения женщины», где вам помогут познать свою женскую сущность и изменить свою жизнь к лучшему!

Все началось с того, что я решила подарить подруге на день рождения какой-нибудь «говорящий» подарок. «Чего ей не хватает?» – задумалась я.

Она, привыкшая все взвешивать и анализировать, напрочь лишилась легкости. Загруженность на работе лишила ее радости жизни. Зайдя в ювелирный магазин, я приступила к выбору кулона. Божья коровка? Нет! Бабочка? Нет? Стрекоза? Да... Тогда я не знала, что обозначает этот символ, но как-то интуитивно сделала выбор.

Этому нежному большеглазому насекомому, именуемому стрекозой, посвящено немало стихов. Например, поэтесса Ирина Букреева написала хокку:

В глаза стрекозе взглянуть.
Увидеть, как небо
полощет в озере облака...

А с легкой руки классика-баснописца Ивана Крылова, который в басне «Стрекоза и Муравей» показал нашу героиню легкомысленной, пошли ассоциации с несерьезностью и нестабильностью:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Вообще, стрекоза – одно из древнейших насекомых, ее останки найдены в отложениях каменного угля времён юрского периода. Эти изящные насекомые не только выжили, но и распространились по всем частям света.

Особым уважением стрекозы пользуются у японцев, они считаются символом воинственной отваги. Их приносили в жертву богам, прося победы. Островом Стрекоз, согласно легенде, был назван остров Хонсю. А стрекоза томбо, символизирующая в Японии храбрость, приносит счастье и удачу. Но что парадоксально, японцы считают стрекозу также символом безответственности и ненадежности. Ей посвящены множество хокку.

В Китае стрекоза ассоциируется с наступлением лета, нестабильностью и слабостью. Эти насекомые – самые чуткие индикаторы окончания сезона дождей, грядущую смену погоды можно прочитать по их поведению. Миниатюрист Чен Фонг Шин на крыльях стрекозы не только рисовал, но и писал стихи.

В Малайзии стрекоза является символом призрачности, у американских индейцев – вихря, быстроты, активности. На Западе она часто ассоциировалась с ведьмами (На английском языке слово стрекоза звучит как «dragonfly», дословно – «драконовая муха»). Славянские народы относились к стрекозам со страхом и предубеждением, считали ее ездовым животным черта.

Вообще, насекомые – традиционный символ краткого человеческого существования на земле, а стрекозы и бабочки – символ спасения души. Сегодня стрекоза – символ лёгкости, грациозности, легкомыслия, скорости. Иногда, как и бабочка, она олицетворяет бессмертие, возрождение, что применительно и к нашим чувствам – их способности восстанавливаться.

Стрекоза как бы находится в двух мирах. Ее переливающиеся крылья навевают воспоминания о магических временах и помогают осознать, что в этом мире существует только видимая реальность. Глядя на стрекозу, думается о том, что наша жизнь так же быстротечна, что не следует превращать ее в унылую действительность. Если захотите что-либо изменить в своей семейной и сексуальной жизни, то обратитесь к энергии стрекозы, ведь по фэн-шуй символ Стрекозы используют, если хотят пожелать легкости и новизны в партнерских отношениях.

Современная женщина, обремененная многими проблемами, зачастую не может себе позволить стрекозиной легкости. Хочется надеяться, что этот символ каким-то колдовским образом способен подарить ей энергию полёта, беззаботности и радости! И напоследок – мое стихотворение:

Любить хочу на износ.
За все.
Ни за что.
Бесплатно.
Судьба на крыльях стрекоз,
На солнечном блюдце пятна...

Стрекоза и муравей рисунок

Басня Стрекоза и муравей читать текст

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей - Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Стрекоза и муравей

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Таким образом, суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие же, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помогать зная, что они даже не потрудились ничего сделать.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно. Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность. И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго. Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме. Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы. Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое. Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал. Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.

Главные герои

Муравей

Муравей - маленькое, трудолюбивое и степенно живущее насекомое. Однако прося у Муравья кров, «попрыгунья» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправиться, а только до «вешних дней» просит приютить, чтобы потом снова радоваться веселым летним денькам. Этим Крылов подчеркивает неисправимость «попрыгуний», их постоянную тягу к лености, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и зловредна для окружающих, а те, кто приютят подобных Стрекозе, могут нарваться на неблагодарность и попрошайничество. Автор осуждает людей, живущих только одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.

От лица Муравья Крылов выносит сухой приговор: «Ты все пела? Так поди же попляши».

В басне «Стрекоза и муравей», Крылов показал муравья как умное и трудолюбивое создание, которое трудится, не зависимо от поры года и думает о завтрашнем дне.

Стрекоза

В то время как стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «кума-муравья».

В жизни так часто случается с людьми: одни работают практически круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие попросту бездельничают в поисках легких денег, а потом просят помощи у близких ему людей. До воли часто случается, что одни люди живут за счет других без зазрения совести.
Мораль: Если хочешь зимой быть сытым и в тепле – нужно трудиться все лето. Об этом глаголет каждая строчка басни.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».

Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена. Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность.
Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.

Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.

Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать. Муравей удивлен, чем же была занята Стрекоза все летние дни? Ответ, что она «пела и плясала», вызывает у него возмущение. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», - советует он ей. В этих словах заключена основная мораль басни: за лень и беспечность обязательно приходит расплата.
Так бывает и с людьми: надо жить не только днем сегодняшним, но и думать о будущем.

Вариант 2 Анализ басни Крылова Стрекоза и муравей 2 класс

Стрекоза и муравей. Одна из самых показательных, поучительных и актуальных в любое время басен. Для детей и для взрослых. Для представителей различных классов и прослоек населения.

Немногие об этом знают, но сама идея басни принадлежит не Крылову. Он лишь подсмотрел ее у другого баснописца – Лафонтена и переделал на свой лад. А Лафонтен – в свою очередь – за основу басни взял рассказ Эзопа . Это показывает, насколько стара сама идея басни и как точно была подмечена тема еще во времена расцвета Древней Греции.

Так устроена сама жизнь: чтобы пережить времена трудные да лютые (в басне – зима), необходимо к ним подготовиться во времена не столь тяжкие (в басне – лето).

За временами легкими и беззаботными, когда в мураве можно каждый час без души резвиться и петь, всегда следуют времена тяжелые. И это касается не только смены времен года. Богатые годы сменяются кризисами, мир – войной, урожайные годы – годами засухи. В басне времена года взяты за основу именно для наглядности. Для того, чтобы показать неизбежность смены времен, так очевидную для практичного муравья и почему-то оказавшуюся неприятным сюрпризом для ветреной стрекозы.

Итак: лето. В то время, когда в теории можно радостно плясать, муравей старательно готовится к зиме. Запасает еду, дрова, утепляет жилище. Кто знает: может он и сам рад поплясать да попеть. Но разум берет верх над эмоциями, и муравей понимает, что если он будет петь сейчас, то зимой он еще «ох как запоет». Муравей обладает взрослым взглядом на вещи. Он умеет делать выводы из ситуаций, умеет видеть жизнь через день, неделю, месяцы, понимает причинно-следственную связь между действиями сейчас и последствиями в будущем. Приготовился к зиме – не замерзнет, не помрет с голоду, выживет. Будет петь – зимой верная смерть. Кроме всего прочего, он, обладая взрослым взглядом на вещи, привык рассчитывать только на себя. Несмотря на то, что муравьи живут в огромном социуме себе подобных (равно как и люди), и вполне могут рассчитывать на помощь близких, он на всякий случай все делает сам.

Что же делает стрекоза? Стрекоза обладает инфантильным детским мышлением, несмотря на то, что в басне она представлена совсем не ребенком. Она живет днем сегодняшним. Ей не интересно, что же будет завтра, послезавтра, а – тем более – через несколько месяцев. «Сейчас тепло, хорошо, зачем терять время и себя в чем-то ограничивать? Зачем себя изводить работой, когда и стол, и дом мне готов под каждым листком?» - так она мыслит. Кроме того, у стрекозы совершенно нет представления о том, что жизнь может измениться. Сегодня лето, и каждый рад послушать ее пение. А завтра – зима, и людям не до песен. Второй момент инфантильного мышления стрекозы: она привыкла жить за чей-то счет. Ведь летом так и получалось. Потому она спокойно рассчитывает, что тенденция сия продолжится и зимой.

И наверняка рад бы муравей был приютить этого взрослого ребенка, если бы сам был большим поклонником пения. В конце концов, пение – если оно радует слух – также может стать работой. За искусство платят. Ценители. Муравей – не ценитель. Муравей – трудяга, а заодно и учитель. И небогатый, судя по всему. Главная задача – выживание. Он не бездушный. Он не жадный («я работал, а ты – нет! Ишь нашлась!»). Он принимает решение научить стрекозу немного уму-разуму. Когда муравей саркастично рекомендует стрекозе сменить амплуа с певицы на танцовщицу, он заодно рекомендует стрекозе «подвигаться», «потрудиться», поплясать, чтобы хотя бы не замерзнуть. Примерно как имеет двойной смысл выражение балерин «Хочешь жить – умей вертеться», имеет и фраза муравья «Так поди же, попляши». Быть может, выражение «Она у меня попляшет» имеет корни в этой же басне.

Хочется надеяться, что зима стрекозу многому научит. Даже если беззаботная мадам стрекоза и найдет добрую душу, готовую ее приютить за пение по вечерам у камина, ей вначале придется получить ряд отказов и нравоучений от мудрых муравьев.

  • Басня Эзопа Гадюка и Лиса

    Текст и анализ басни Гадюка и Лиса

  • Басня Толстого Белка и волк

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть.