Стоит ли брак достоевский бальзак. Соционика и сексуальное влечение. Блок ИД*7-я позиция*Наблюдательная функция* "Интуиция возможностей"

Социальный заказ со стороны подзаказного.

Эти таинственные Бальзаки… Лично у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, они чем-то манят. Доста очень интригует их внутренний мир, хочется узнать о человеке гораздо больше. К тому же не следует забывать, что ЭИИ мастера в определении состояния человека, и может возникнуть желание узнать и помочь Балю с его трудностями (как бы он не пытался скрыть это от посторонних глаз). Так же привлекает их эрудиция, знание исхода каких-либо событий (в т.ч. и твердая уверенность в своей правоте), а так же умение разложить все по полочкам. Но с другой стороны, эта самая уверенность может и раздражать. Особенно, когда знаешь, что он на самом деле ошибается (особенность Гаммийцев: не знаешь детали? сам додумал, сам поверил) А так же их пессимизм и цинизм. Ну не могут мягкие Достики выслушивать мрачные прогнозы.

Что касается самих Бальзаков, то не редко Досты их как бы смягчают. Могут даже немного повеселить. Дост кажется Балю маленьким наивным ребенком, витающим в облаках.

Отношения в этой паре нельзя назвать спокойными или полностью комфортными. Ссоры, конфликты, дискуссии… Как бы ни пытался Дост подстроиться под своего партнера и сгладить углы, перепалки неизбежны. Но не всегда эти трения заканчиваются плачевно, после очередной ссоры отношения могут только укрепиться. Проверенно на личном опыте)) Во время самой ссоры может так случиться, что Баль даст волю своим негативным эмоциям (Да-да, это только с виду ИЛИ такие холодные, хотя в душе может бурлить целый океан эмоций и чувств). Вот это для Доста тяжелее всего – он не переносит давления по ЧС. Так же Дост теряется, когда вообще не понимает, из-за чего конфликт. Ввиду своей БИ в программной, Бальзаки видят шире и глубже, нежели другие, но забывают (не хотят?) объяснять остальным в чем же дело, считая, что и так всё понятно. В итоге Дост не понимает, за что же его ругают, считает это несправедливым и будет мучиться на сей счет несколько дней. Сами Досты если и будут инициаторами скандалов, то только в целях восстановить ясность и подправить отношения. Именно подправить, а не испортить! Это всего лишь своеобразный сигнал к действию, намек на то, чтобы исправиться. Если бы мы были не заинтересованы в поддержке общения, мы бы не стали прибегать к таким мерам.

Что-то я всё о конфликтах…) Не так всё плохо на самом деле. Бали и Досты могут стать очень близкими друзьями (и не только). Было бы желание и терпение к особенностям друг друга. Дост может помогать Бальзаку в моральном плане, как советами, так и просто поддержкой. Досты, запомните: если Баль рассказывает вам о своих проблемах, значит он действительно вам доверяет. От самого ИЛИ идет помощь по логике и в прогнозировании событий. А в перерывах между этим может следовать череда милых бесед о вечном, простой болтовни и циничных шуток.

Напоследок хотелось бы предупредить еще об одном подводном камне. Если отношения достаточно долгие, а главное – идеально мирные и тихие, Бальзак будет чувствовать себя угнетенным. Причина в его виктимности. Для простоты понимания процитирую одного ИЛИ (кстати, совершенно не знакомого с соционикой): «Ты мне нравишься, честно. Но тебе нужен тот, кто будет нуждаться в твоей мягкости и спокойствии. Со мной же отношения не могут быть сладкими. Я привык к страсти и боли… сможешь мне всё это дать – только тогда мы станем идеальной в моем извращенном понимании парой»

(с) Валерия Королева

Касаясь в статье «Великая надежда Достоевского» вопроса о роли западной культуры в творчестве русского писателя, Ю. Селезнев говорил следующее: «Постигая и творчески претворяя опыт своих предшественников, Достоевский открывал перед художественной литературой новые цели, задачи, возможности, он возводил литературу в новое качество, и именно с этой точки зрения мы должны определить и мировое значение Достоевского». Здесь, думается, вполне уместны слова главного героя романа писателя «Идиот» князя Мышкина: «Мы такие разные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть…». И эти «общие точки» мы можем вернее отыскать в христианстве как первооснове православного и католического виденья мира. Здесь, думается, наибольший интерес представляет сопоставление образов идеальных литературных героев с Христом в западноевропейской и русской классике XIX века (Бальзак – Достоевский).

В «Предисловии к “Человеческой комедии”» (далее – «Предисловие…») Бальзак приводит следующее утверждение: «Христианство, и особенно католичество <…> представляя собою целостную систему подавления порочных стремлений человека, является величайшею основою социального порядка». В то же время нужно отметить, что писателя в его творчестве сдерживали оковы физиологизма, от которых он – будучи продуктом своего времени и заложником собственной системы – так и не смог, на наш взгляд, избавиться. Роман «Отец Горио» – произведение «узловое», «от которого протягиваются тематические нити ко многим романам и повестям Бальзака» (О. Данилова), здесь не исключение. Что же касается идеи всей бальзаковской эпопеи, то писатель в самом начале «Предисловия…» указывает, что она «родилась из сравнения человечества с животным миром», иными словами, она основана на сопоставлении различных человеческих чувств с животными инстинктами (а нередко и на приравнивании к ним).

Все персонажи романа «Отец Горио» – как и творений последующих –наблюдаются автором со стороны, а их мыслям и поступкам даются научные определения. Действительно, идея, возникшая из такого сравнения, никогда не сможет обеспечить ту ясность смысла, к которой – в процессе обнаружения, «в чем человеческие Общества отдаляются или приближаются к вечному закону, к истине, к красоте (то есть к Богу – В.П.)» – стремился Бальзак. В то же время мы можем отметить существенные отступления мысли писателя от такого, скажем, художественного зоологизма, с которыми как раз и связаны высшие достижения творчества Бальзака, в итоге принесшие ему мировую славу. «Бальзак велик! – с восхищением напишет в письме брату Михаилу 17-летний Достоевский. – Его характеры – произведения ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека».

«Общие точки» между Бальзаком и Достоевским можно отыскать в общей для католичества и православия вере в возможность поступательного развития человеческой личности. Бальзак: «Я верю в совершенствование самого человека. Те, кто думает найти у меня намерение рассматривать человека как создание законченное, сильно ошибаются». Достоевский: «Человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное».

Замысел «Человеческой комедии» в «Предисловии…» Бальзак определяет как «драму с тремя-четырьмя тысячами действующих лиц», как «историю человеческого сердца», «историю нравов». Однако смысл этого титанического по объему замысла для самого его творца остается неясным. Эта неясность, думается, напрямую связана с отсутствием нравственной сверхзадачи в силу того же подавляющего характера католичества. У Достоевского такая сверхзадача была. Она вытекает из православного понимания сущности Христа и идеально сформулирована, как нам представляется, Гоголем в письме «Исторический живописец Иванов» («Выбранные места из переписки с друзьями»): «<…> изобразить в лицах весь ход обращения человека ко Христу!».

Одной из ведущих в творчестве французского классика была проблема власти денег. Писатель явно симпатизирует тем своим героям, которые борются с этим социальным злом. Может быть, именно подобные мысли на время сблизили молодого Достоевского с творчеством Бальзака. Во всяком случае, первой печатной работой начинающего писателя был перевод романа «Евгения Гранде», главная героиня которого долгое время ведет неравный бой за личное счастье со своекорыстными интересами своего отца-деспота.

Такое узкое понимание разграничения добра и зла впоследствии было отвергнуто Достоевским. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» писатель приводит слова одного француза о Гарибальди, который, обладая двадцатью миллионами казенных денег, «не утаил ничего и сдал правительству всё счетом до последнего су», хотя вовсе мог этого не делать. «Это почти невероятно!!» – восклицает француз. Русский путешественник со скрытой иронией отмечает, «как наивно, как чистосердечно он это проговорил» и в свою очередь удивляется: «Но в добродетель, в добродетель-то зачем возводить?». «Такой катехизис о добродетелях составляет худой симптом в жизни нации», заключает автор.

Свое отношение к вере и к современности Достоевский раз и навсегда определил на страницах известного письма Н. Фонвизиной, написанного по выходе из омского острога зимой 1854 года: «Я – дитя века, дитя неверия и сомнения <…> до гробовой крышки <…> И, однако же <…> я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины <…> мне хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Содержание романа «Отец Горио» Бальзак выразил в следующем кратком наброске: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50 000 франков дохода; умирает, как собака». Писатель напрямую сравнивает Горио с Иисусом, видя божественный образ сквозь призму полотен гуманистов эпохи Возрождения: «Чтоб описать лицо этого Христа-отца, пришлось бы поискать сравнений среди образов, созданных великими мастерами кисти для изображения муки, которую претерпел спаситель человечества за благо всего мира».

При таком сравнении как бы на второй план отходит даже, скажем, небезупречное прошлое старого вермишельщика. Он нажил свое богатство, «когда в Париже установилась огромная цена на хлеб. У дверей булочных люди дрались до смертоубийства, а в это время некоторые лица преспокойно покупали макароны в бакалейных лавках». За этими сухими фактами стоят человеческие трагедии гораздо страшнее той, что описывает нам автор. По логике писателя получается, что горячая любовь к людям близким, подкрепленная отказом от денег в их пользу, может искупить и перевесить любые человеческие слабости и даже пороки. Находясь в огне своих чувств к дочерям, Горио сам сравнивает себя с Господом, причем далеко не в пользу последнего. В избытке отцовской страсти Горио доходит до откровенного богохульства: «Ведь я бы продал Отца и Сына и Святого Духа, лишь бы избавить моих дочек от одной слезинки!».

Эти слова сразу же вызывают в памяти широко известное высказывание одного из героев Достоевского Ивана Карамазова – «От высшей гармонии отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка», которое нередко приписывалось самому Достоевскому. Однако нужно помнить, что, во-первых, в данном случае оно принадлежит фактически идеологу убийства собственного отца, а во-вторых, из слов Ивана мы узнаем, что причины появления детских слез совсем иные, более страшные, нежели те, которые называет бальзаковский герой.

То чрезмерное чувство, которое старый вермишельщик испытывает к своим дочерям, трудно назвать любовью, причем любовью отцовской. Сомнения вызывают хотя бы такие строки: «Он ложился у ног дочери и целовал их <…> творил такие безрассудства, на какие способен только любовник…». Сам Бальзак характеризует это чувство следующим образом: «Папаша Горио был великолепен <…> в озарении пламенной отцовской страсти <…> Взять хотя бы самое невежественное существо: стоит ему проявить подлинную, сильную любовь, оно сейчас же начинает излучать особый ток, который преображает его внешность, оживляет жесты, скрашивает голос». Иными словами, для самого писателя понятия «любовь» и «страсть» здесь являются синонимами.

Другой синоним любви у Бальзака мы находим в его характеристике отношения Горио к своей жене, рано ушедшей из жизни. Автор романа определяет эту любовь как «горячую признательность всех честных душ к источнику их наслаждений». Но ставя любовь на одну доску со страстью и источником наслаждений, Бальзак противоречит сам себе, отмечая, что «со смертью жены привязанность Горио к детям перешла разумные границы». Примечательно, что, неоднократно приравнивая своих дочерей к ангелам, Горио подчеркивает исключительно их внешнюю красоту. Красота внутренняя ему неведома, не смог он ее воспитать и в своих дочерях.

Старый вермишельщик ради мимолетного наслаждения дочерей готов переступить через все заповеди Христа, продолжателем которого он якобы является. «Я убью другого человека <…> Кабы знать, где можно украсть…», – восклицает он, узнав, что у Максима де Трая, любовника его дочери Анастази, без которого она якобы не может жить, остался карточный долг в двенадцать тысяч франков. Поведению Горио можно дать лишь единственное объяснение: он готов страдать, чтобы избавить дочерей от страданий эвдемонистических, хоть на миг продлить их наслаждение комфортом.

«Нет счастья в комфорте, – провозгласил Достоевский, формулируя идею «Преступления и наказания» и одновременно выявляя специфику православного воззрения, – покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты». «Тут нет никакой несправедливости, – продолжает свою мысль писатель, – ибо жизненное знание и сознание <…> приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».

Истинность чувств старого вермишельщика к своим детям раскрывается полностью тогда, когда он уже лежит на смертном одре: «За деньги купишь все, даже дочерей. О, мои деньги, где они?!». Но постепенно, параллельно стремительному усилению физических страданий героя, начинается медленное исцеление души, отзывающееся в длинном и противоречивом монологе умирающего старика: «Господи <…> почему же ты заставляешь меня мучиться теперь? Я вполне искупил свой грех – свою чрезмерную любовь». Здесь герой Бальзака впервые называет свое изначальное отношение к дочерям его собственным именем (грех), что несомненно указывает на возможность нравственного перерождения, хотя бы и в последние минуты жизни. Однако бывший торговец не признает справедливости выпавших на его долю испытаний, поэтому он спорит, даже торгуется с Богом, а не молит об облегчении страданий. Читателя в данном вопросе может удивить тот факт, что подобное поведение Горио не осуждается другими героями и самим писателем. Ответ здесь можно найти в истории формирования католического мировосприятия.

Известный русский публицист и богослов М. Новоселов (1864 – 1928), опираясь на значимые европейские и отечественные первоисточники, отмечал, что западное христианство с самого начала впитало в себя дух Древнего Рима, который «по справедливости считается носителем и выразителем права, закона», поэтому «становясь христианином, римлянин и христианство старался понять именно с этой стороны – он и в нем искал прежде всего состоятельности правовой». Западный христианин ощущал себя в правовом союзе с Создателем, где он сам «стоит пред лицом Божиим совсем не в положении безответного, всем ему обязанного грешника; он наклонен представлять себя более или менее независимым, обещанную награду он ожидает получить не по милости Божией, а как должное за свои труды». Вернемся же, однако, к умирающему Горио.

Проходит немного времени – которое для человека, испытывающего страшнейшие телесные муки, должно быть, кажется вечностью – и, казалось бы, полное раскаяние свершилось: «Я жалкий человек, – признается Горио, – и наказан поделом. Один я был причиной распущенности дочерей: я их избаловал». Но он, даже находясь при смерти, не может изжить в себе торговца: «Напишите им, что я могу оставить миллионы! <…> Если даже они придут из жадности, лучше я обманусь, но их увижу. Я требую дочерей! Я создал их! Они мои!».

Образ отца Горио у нас может вызвать лишь жалость и сострадание, но никак не преклонение и даже не оправдание. В то же время этот образ очень близок католическому постренессансному восприятию распинаемого Христа, когда акцентируется сам факт Его безмерных страданий, но не их направленность (Спаситель) и качество («претерпеть в чистейшей непорочности все мучения» по словам Филарета Московского).

В. Кожинов справедливо замечает, что Достоевский в своих произведениях «испытывает людей до конца. И все же человек остается человеком в полном смысле слова – и в это нельзя не верить, живя в художественном мире Достоевского». По Достоевскому отказ от денег, от комфорта – далеко не самый значимый поступок в жизни человека и уж тем более не повод для безоговорочной святости, поскольку он очевиден и естественен для православной личности. И это ощущают все герои писателя, у которых, выражаясь словами гоголевского Тараса Бульбы, осталась та самая «крупица русского чувства». Вот сцена из романа «Идиот». Настасья Филипповна бросает в огонь пачку денег – целое состояние. Даже процентщик Птицын на вопрос генерала Епанчина отвечает, что этот поступок, «может быть, не совсем сумасшествие». Собравшиеся у Настасьи Филипповны по-разному реагируют на это неординарное действие: «Все <…> лезли смотреть, все восклицали… Иные даже вскочили на стулья, чтобы смотреть через головы. Дарья Алексеевна выскочила в другую комнату <…> Красавица немка убежала». Вот уж невольно вспомнится: что русскому хорошо, то немцу (читай – западноевропейцу) смерть. Иволгин «не мог отвести глаз от огня, от затлевшейся пачки; но, казалось, что-то новое взошло ему в душу <…> через несколько мгновений всем стало ясно, что он не пойдет за пачкой, не хочет идти». В итоге он отказывается сделать последний шаг ради достижения своей «наполеоновской» цели, так долго бывшей для него основной, едва ли не единственной. А вот как оценила тот поступок Настасья Филипповна: «А не пошел-таки, выдержал! Значит, самолюбия еще больше, чем жажды денег. Ничего, очнется!». Личность по-своему сильная и волевая, Настасья Филипповна, смело бросив вызов комфорту, не может преодолеть самого главного своего недостатка – самолюбия. Она по своей мерке оценивает этот важный перелом в душе Иволгина. Возможно, это и стало одной из главных причин непризнания князем за ней абсолютного совершенства.

Единственное средство, которое по мнению князя Мышкина максимально приблизит человека к Богу, – это сострадание. Вот что говорит герой о возможности духовного воскресения Рогожина и Настасьи Филипповны, а равно и всех заблудших душ: «Когда он (Рогожин – В.П.) узнает всю истину и когда убедится, какое жалкое существо эта поврежденная, полоумная (Настасья Филипповна – В.П.), – разве не простит он ей тогда все прежнее, все мучения свои? Разве не станет ее слугой, братом, другом, провидением? Сострадание осмыслит и научит самого Рогожина. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

При всем этом князь Мышкин персонаж отнюдь не статичный, абсолютно идеальный изначально. Пожертвовав ради несчастной, гонимой всеми Мари в самом начале своего жизненного пути своей единственной материальной ценностью – бриллиантовой булавкой, – он не остановился на половине дороги и сумел показать десяткам местных школьников, где проходит настоящая граница между добром и злом. И здесь перед ним бессильны вековые предрассудки, подкрепленные силой местной власти. Он способен научить состраданию других потому, что сам учится ему всю жизнь, постепенно, по капле выдавливая из себя дьявола.

Как известно, на первых этапах работы над романом Достоевский именует Льва Николаевича Мышкина не иначе, как князь-Христос. В самом же произведении – в отличие от романа Бальзака – мы подобного определения ни разу не встретим. Уже на этом основании, на наш взгляд, едва ли стоит соглашаться с теми исследователями, которые пытаются доказать или опровергнуть адекватность личности князя Мышкина «идеалу человека во плоти» (определение Христа Достоевским). Писатель мог взять на себя смелость попытки изображения человека, строящего всю свою жизнь по заповедям Христовым. Он не просто хотел изобразить в своём романе идеал Христа на земле, которому можно и должно следовать человеку, но и показал этот образ в развитии. В этом и заключается, на наш взгляд, особый смысл «Идиота» как русского романа: читатель должен сам проследить путь стремления князя к идеалу Христа, поверить в возможность, казалось бы, невозможного на земле. «Человек – справедливо замечал М. Новоселов – спасается тем, что он находится в самом тесном единении со Христом, как ветвь с виноградной лозой». Тут православный богослов приводит слова Христа: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода <…> Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15, 1 – 6).

В «Предисловии…», датированным июлем 1842 года (то есть через 7 лет после написания романа «Отец Горио»), Бальзак не упоминает имени Горио в числе «безупречных (в смысле добродетельности) лиц» – героев «Человеческой комедии». Это позволяет нам если не утверждать, то хотя бы обоснованно предполагать, что гений Запада и гений России, исходя из «общих точек» христианской первоосновы, осознавали невозможность абсолютного достижения на земле идеала Христа, позволяющего смело ставить дефис между именем Богочеловека и самым что ни на есть «положительно прекрасным» (Достоевский), или «безупречным» (Бальзак) героем.

Объясняет все аспекты, функции и практические способы применения.
Кто осилит, тот разберется что это за зверь такой.

1) Итак, в соционике существует 16 типов
2) Можно видеть, что каждая функция бывает и в качестве базовой, в качестве творческой, болевой и т.д. На всех местах она бывает. Другими словами, существует ровно 2 типа, для которых функция (например, черная логика, равно как и каждая другая) присутствует в качестве базовой, ровно два типа, у которых она - творческая и т.д.
3) В соционике 16 отношений. Можно видеть, что каждый тип имеет все типы отношений, с разными остальными типами. Другими словами, для каждого типа X существует такой тип Y, что между X и Y дуальные отношения, отношения активации, конфликтные и т.д.
4) Можно видеть, что каждая из 8 функций может играть важную роль в дуальных отношениях, в конфликтных отношениях, в отношениях ревизии и т.д.
Например: есть деловые отношения по черной логике, есть дуальные отношения, где черная логика востребована одним типом и предоставляется вторым, есть конфликтные отношения, где черная логика - болевая у одного и базовая у второго и т.д.
5) Можно видеть, что каждый тип отношений - например, конфликтные - представлен каждой из восьми функций. Например, деловые отношения есть по черной логике, по белой логике, по черной интуиции, по белой интуиции, и так по всем функциям.
6) Есть 8 пар дуалов. 8 пар конфликтеров, 8 пар суперэгоистов, 8 пар ревизор-ревизуемый, 8 пар заказчик-подзаказный, 8 пар активаторов, 8 пар зеркал и т.д.
7) Дуал - занимает исключительное положение "в глазах" каждого типа. Мало того, что он - лучший вариант просто среди 16 соционических отношений. В соционике есть также более грубая классификация, причем не одна. Одна из них - "хищники, жертвы, взрослые, дети". Другая - "душевные, деловые, хладнокровные, страстные" . Так вот, дуал - всегда попадает в дополняющий класс. То есть для хищника дуал - жертва. Для хладнокровного дуал - страстный. Например: дуальная пара Наполеон-Бальзак. Наполеон - хищник, Бальзак - жертва. Наполеон - страстный, Бальзак - хладнокровный. Для других пар, недуальных, это неверно. Какая-нибудь более грубая классификация окажется таковой, что эта пара типов окажется не в дополняющих друг друга классах.
8) Есть общая программа поведения у всех хищников, всех жертв, взрослых, детей, а также у всех хладнокровных, страстных, деловых, душевных.
9) существуют "кольца заказа". Таких кольца - 4 штуки, и в каждом "кольце" присутствуют 4 типа.

(3) (4) (1) (2) (3)
Наполеон -> Штирлиц -> дон Кихот -> Гамлет -> Наполеон

(3) (4) (1) (2) (3)
Бальзак -> Достоевский -> Дюма -> Максим Горький -> Бальзак

(3) (2) (1) (4) (3)
Драйзер -> Есенин -> Робеспьер -> Габен -> Драйзер

(3) (2) (1) (4) (3)
Джек Лондон -> Жуков -> Гюго -> Гексли -> Джек Лондон

Символом "->" обозначено отношение "заказчик -> подзаказный".
Кто не верит- пусть проверит. Велком в "мои фотографии"

В скобках сверху - указана принадлежность к квадре. Можно видеть, что два кольца крутятся в сторону увеличения номера квадру, другие два кольца - в сторону уменьшения номера квадры.

Если говорить об "энергетическом вампиризме", то если поместить в одну клетку все звенья какого-то из этих колец - то все будут кушать друг друга, так что в целом никто не будет в обиде. Забавно будет наблюдать за их поведением, ведь это - замкнутые в кольцо отношения управления!

10) Существуют "кольца ревизии". Таких кольца - 4 штуки, и в каждом "кольце" присутствуют 4 типа.

(4) (1) (2) (3) (4)
Достоевский >-> Дон Кихот >-> Максим Горький >-> Наполеон >-> Достоевский

(4) (1) (2) (3) (4)
Штирлиц >->Дюма >-> Гамлет >-> Бальзак >-> Штирлиц

(4) (3) (2) (1) (4)
Гексли >-> Драйзер >-> Жуков >-> Робеспьер >-> Гексли

(4) (3) (2) (1) (4)
Габен >-> Джек Лондон >-> Есенин >-> Гюго >-> Габен

Символом ">->" обозначено отношение "ревизор >-> ревизуемый".
В скобках сверху - указана принадлежность к квадре. Можно видеть, что два кольца крутятся в сторону увеличения номера квадру, другие два кольца - в сторону уменьшения номера квадры.

Если посадить в одну клетку какое-нибудь кольцо ревизии, то страдать в нем будут все.

11) Теперь поговорим о самих квадрах. Оказывается, у каждой квадры есть своя функция.
Первая квадра - это начинатели нового. Они генерят разные "теории всего". Концепции, гипотезы, теории. Как можно более широкие и фундаментальные. Особенно этим сильны Робеспьер и дон Кихот - помесь черной интуиции с белой логикой. Как черные интуиты, они могут ориентироваться в недостающих и противоречивых данных - то есть как раз пограничных условиях между известным и неизведанным. А как белые логики - они строят связи между объектами. То есть строят теории.

А Дюма и Гюго:
Сенсоры - это вообще, слуги интуитов. Есть такое циничное мнение среди социоников.

ПЕРВАЯ КВАДРА.

Демократы. Все равны. Да здравствуют права человека, всеобщая гласность и открытость. Они всегда готовы к диалогу. Для первой квадры характерны искренние, чистые, высокие чувства. Эти люди могут по-настоящему преданны своему делу, любимому человеку, своей Родине, своей партии и т.д.
Они могут служить идее.

Пожалуй, самый странный среди них - дон Кихот. У него нередко бывают проблемы в общении с людьми (болевая белая этика). Как жаждущий от собеседника белой сенсорики - дон бывает растрепан и неряшлив. Рассеян как и все интуиты. Способен на резкие движения в общении. В общении - не чувствует отношения к себе со стороны других!
Поэтому дон нуждается в дуале - Дюме. Дюма сглаживает проблемы дона по отношению к окружающим людям.
Без дуала доны, бывает, "ломаются". Сломанный дон - это вежливый, хорошо выглядящий человек. Проблем с людьми у него нет. Но нет и идей, которые генерит нормальный дон.

ВТОРАЯ КВАДРА.

Ее функция - РАЗВИТИЕ. Стабильное, устойчивое развитие. Жесткие правила игры задают помеси белой логики с черной сенсорикой - то есть Жуков и Максим Горький. Жуковы и Максы хороши, например, в качестве охранников, вахтеров. Нет пропуска - пошел вон. А там - хоть сдохнешь, Жука это не интересует. Не нарушай правила. Решай свои проблемы сам.

Удивителен Гамлет. Он способен "сыграть" любого другого типа.

ТРЕТЬЯ КВАДРА.

Это квадра смуты. Четких правил нет. Интриги, подковерные игры, политика, неизвестные заранее исходы игры. Этот тон задают Белые этики - черные сенсоры (Драйзер и Наполеон).

ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА.

Ее функция - консерваторы. Характерна довольно высокой этикой, духовностью. Этот тон задают белые этики - черные интуиты, то есть Гексли и Достоевский. Особенно богат духовностью Достоевский - базовый Белый этик, творческий черный интуит. У Достоевского имеет место резкое противопоставление духовного и материального, и предпочтение отдается духовному.
Четвертые характеризуются снобизмом.

Итак, первые - придумывают новое, вторые - развивают, третьи - перетасовка капиталов, четвертые - хранят то, что получилось. После четвертых опять приходят первые, чтобы породить еще что-то новое. Как бы закономерная смена фаз развития.

Кто читал Гумилева про возникновение цивилизаций - тот увидит сходство.

12) ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КВАДРАМИ.
Представители первой квадры относится ко "вторым" как отцы к потомкам. "Вторые" относятся к "третьим" как отцы к потомкам. Третьи - к "четвертым". Четвертые - к первым.

Соответственно, первые относятся к четвертым как к отцам. Четвертые так относятся к третьим. Третьи - ко вторым. Вторые - к первым.

Между представителями первой и третьей - мало непонимания. Между представителями второй и четвертой - мало понимания.

13) Выше уже говорилось, что личность развивает свою творческую. Даже выделяют "подтипы" - сенсорный Наполеон(неразвитый), этический Наполеон (развитый) и пр. Так что, определив тип, можно дальше задаться вопросом, понаблюдать: часто ли человек ведет себя по своей творческой? Если да, - то перед нами развитая личность. Если же он ведет себя по своей базе - значит, он неразвит.

Но на этом развитие личности не исчерпывается:
14) Закон: КАЖДЫЙ ТИП РАЗВИВАЕТСЯ В СТОРОНУ СВОЕГО ЗАКАЗЧИКА.
То есть развитый Наполеон (повидавший виды, поживший и много думавший о жизни) - ведет себя как Гамлет. Гамлет - как дон Кихот. Дон Кихот - как Штирлиц. Штирлиц - как Наполеон.

И все другие примеры - корректны.

То есть самый развитый случай - когда человек ведет себя ПО ТАБУИРОВАННОЙ. А на втором месте - у него та функция, которую он вообще-то больше всего ждал от дуала.
Пример: Наполеон. Его заказчик - Гамлет. Табу у Наполеона - черная этика. Развитый наполеон - эмоционален. А на втором месте у него - белая интуиция. Хотя исходно белую интуицию Наполеон (как базовый черный сенсор) - ждал от дуала.

15) Теперь практика. Выше я говорил - чтобы склонить человека к послушанию, нужно сыграть его заказчика. Верны и другие утверждения:
- Если хочешь доставить человеку приятное, сыграй его дуала. То есть для черных интуитов - позаботься о них физически. Для белых интуитов - прояви напор, волю. Для черных сенсоров - притворись жертвой. И так далее.

  • - Если хочешь "разогреть" общение - сыграй его активатора.
  • - Если хочешь дать понять, что у тебя с ним конфликт на равных, то сыграй его конфликтера.
  • - Если хочешь показать, что ты его ни во что не ставишь и принести страдание - сыграй его ревизора.

ЗАМЕЧУ, ЧТО ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ - ЭТО БУДУТ РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТАКОЙ "ИГРЕ" !

16) Сейчас более детально рассмотрим, как бить по болевой. Выше мы говорили, что болевой может быть каждая из 8 функций.

Рассмотрим как бить по каждой из них.

В скобках я укажу типы, у которых эта функция болевая (таких типов будет по два)

  • Черная интуиция (Драйзер, Максим). Нужно сказать какой-нибудь намек. Недомолвку. Выдвинуть версию, гипотезу. Сказать "мне кажется, что:"
  • Белая интуиция (Штирлиц, Гюго). Спросить, сколько времени. Сказать, "ты опаздываешь". Пожаловаться на то, что тебя обидели (то есть сыграть жертву).
  • Черная логика (Есенин, Дюма). Это, как мы помним, конкретная практическая деятельность.
    Нужно сказать "да ты бесполезен обществу, зря коптишь небо". "Твои действия не приведут к реальному результату". "То что ты говоришь - не будет работать".
    "так ты не заработаешь денег".
    Это все - упреки по черной логике.
  • Белая логика (Наполеон, Гексли). Это логика отношений. Субординация.
    Нужно сказать "да ты мне не начальник". Если это и вправду так. Если же наоборот, он начальник (и вы вдруг хотите его ударить!), то нужно сделать то, что выходит за рамки ваших полномочий. Нарушить субординацию. Например, не послушаться его указания. Или отдать указание его подчиненному. И посмотрите на реакцию.
  • Черная этика (Габен, Бальзак). Люди, у которых болевая черная этика - не выносят слез. Расплакаться - лучший способ вогнать их в депрессию. Или наоборот, веселиться, плеская эмоциями.Болевые черные этики поспешат уйти. Вообще, загадочные они, эти болевые черные этики. Не любят веселых вечеринок: к чему бы это?...
  • Белая этика (Дон Кихот, Жуков). Эти несчастные люди страдают при приветствиях и прощаниях, а также, когда им говорят слова благодарности, комплименты. Особенно если это происходит публично. Если хотите вмазать неподетски, то публично оскорбите такого человека. Вполне возможно, он будет вашим врагом. Вообще, ссоры и конфликты разрешаются этими людьми крайне тяжело. Если он провинился - то пыткой для него прийти попросить прощения.
  • Черная сенсорика (Робеспьер, Достоевский) - громко наорать. Угрожать. Или сказать, что у тебя сотовый телефон (автомобиль, дача, коттедж, фирма) - полный отстой, до бравых парней тебе никогда не дорасти. Просто похвастаться агрессивной косметикой или одеждой.
  • Белая сенсорика (Гамлет, Джек Лондон). Пришел Джек с вечеринки, а я его и спрашиваю - что вы ели? А что пили? А кто во что был одет? А потом смотрю - бедняга корчится уже.
    Одна девушка Гамлет сказала, что за слова "ты плохо выглядишь" она готова убить. Джек, я думаю, сказал бы то же самое.
    Также Джеку и Гамлету нельзя говорить, что они плохо приготовили пищу, либо что они не особенно хороши в постели. Секс - это тоже белая сенсорика.

16) Допустим, вы жестоки. И хотите вмазать по болевой так, чтобы человека согнуло в дугу. Соционика дает вам рецепт, как это сделать. Называется это "умышленный удар по болевой". Слово "умышленный" лично мне не нравится в этом случае. Умышленно - всего лишь означает "осознанно". Я бы назвал приведенный ниже рецепт "эффективный удар по болевой".

Рецепт состоит в следующем: в разговоре нужно перейти с ролевой (этого человека) на болевую(этого человека).

Пример:

Как ударить дон Кихота. У дона - ролевая черная сенсорика (агрессия), болевая - белая этика. Поэтому фраза "будешь рыпаться - тебя все признают как подонка" - это эффективный удар по дону. "будешь рыпаться" - агрессия. Ну а назвать подонком - это оскорбить, то есть по белой этике.
С доном можно поступить проще - просто громко и агрессивно сказать ему: "ты дрянь". Да еще прилюдно - чтобы белоэтический эффект был больше. Все, будьте готовы к тому, что дон выйдет из-под контроля.

Как себя ведет каждый из типов, выйдя из-под контроля - об этом ниже.

  • Ударить Дюму (ролевая - белая интуиция, болевая - черная логика). Однажды я ударил Дюму простым вопросом: "ну и когда ты выходишь на работу?"
  • Ударить Робеспьера (ролевая белая этика, болевая черная интуиция) - нужно агрессивно рассуждать, справедливо ли он поспупает? Честно ли? Все ли этично?
    И даже если окажется все этично - посмотрите на Роба, он будет выглядеть несчастным.
  • Ударить Гюго (ролевая черная логика, болевая - белая интуиция) - "будешь мало зарабатывать денег - ничего-то в жизни не успеешь!"
  • Как ударить Жукова. У него ролевая - черная интуиция, болевая - белая этика. Потому фраза будет "мне кажется, что ты - подонок".
  • Ударить Есенина (ролевая - белая сенсорика, болевая - черная логика) - будешь плохо выглядеть - будешь мало зарабатывать денег.
  • Ударить Гамлета - (ролевая - черная логика, болевая - белая сенсорика) - "будешь плохо зарабатывать - у тебя не хватит денег на приличную одежду, чтобы выглядеть как нормальные люди". После таких слов - ждите скандала
  • Ударить Максима (ролевая - белая этика, болевая черная интуиция) -
    "будешь плохо себя вести - кто-нибудь будет подозревать тебя, и про тебя пойдут сплетни"
  • Наполеон. В ролевой - черная интуиция, в болевой - белая логика.
    Фраза "мне кажется, что тебя надо уволить" - является эффективным ударом по Наполеону. Слова "мне кажется" (или "можно предположить", "что если рассмотреть вариант" и т.д.) - это черная интуиция. А "вас надо уволить" - это белая логика, причем в совсем неприятном для Наполеона свете.
  • Ударить Бальзака (ролевая Белая сенсорика, болевая черная этика) - "будешь плохо выглядеть - люди вокруг будут смеяться над тобой. А маленькие дети будут плакать".
  • Ударить Драйзера (ролевая Белая логика, болевая - черная интуиция) - будешь нарушать субординацию - все будут подозревать, что с тобой что-то нечисто".
  • Ударить Джека (ролевая - черная этика, болевая - белая сенсорика) - "будешь волноваться - потеряешь внешний вид (плохо сготовишь обед, будешь неважным в постели)"
  • Ударить Штирлица (в ролевой - черная этика, в болевой - белая интуиция) - "чего ты волнуешься! Не волнуйся, гляди - ты от этого опоздал!"
  • Ударить Достоевского (ролевая белая логика, болевая черная сенсорика) - "нарушишь закон - получишь по морде!"
    нарушишь расписание, нарушишь субординацию - также сойдет.
  • Ударить Гексли (ролевая черная сенсорика, болевая - белая логика) - "будешь агрессивна - тебя уволят!"
  • Ударить Габена (ролевая белая интуиция, болевая черная этика) - "смотри, если опоздаешь - то все будут волноваться и плакать". "Ты почему поздно пришел? Я волнуюсь и плачу!" И в слезы:

Скажу, что это - только ПРИМЕРЫ фраз. Главный закон - это переход с ролевой на болевую для данного человека. А конкретные содержательные слова могут быть разными.

Сразу и не верится, что подобные фразы работают. Я бы тоже не поверил, если бы не

  • (1) испытал на своей шкуре, как работают фразы, эффективные для моего типа.
  • (2) видел своими глазами, как испытывают боль те, кто получил "свою" фразу.

Однажды была молодежная тусовка, человек под 100, и рядом со мной сидела небольшая группа парней и девушек, и через полчаса я определил их всех. И сказал, что могу кое-что про них сказать. Одна девушка заинтересовалась, и я, чтобы доказать, что это все работает, сказал: есть удары по болевой. Хочешь?
-Давай
Она была Наполеон, и я, чтобы долго не думать, спокойно так сказал
-Мне кажется, что тебя нужно уволить с твоего места работы.
Тут мое внимание привлекло что-то постороннее, и я отвернулся от нее. Через мгновение повернувшись - я обнаружил, что ее рядом нет. Но она была настроена на общение, это точно. Ну что ж. Доказательство ценой дальнейшего диалога. Бывает.

17) Теперь мы умеем бить всех. Если просто определили болевую - то можно говорить человеку фразы, относящиеся к этой функции. Если же точно определили тип, то можно эффективно бить.

Господа! Не бейте друг друга.

Я знаю по себе, как это больно. Однажды на моем столе зазвонил телефон, я взял трубку, и равнодушно говорю одному Гексли: "тебя вызывает начальник". Это сообщение по белой логике. Гексли был расслаблен и не готов к такому повороту. Блеая логика у него болевая. Но не знает соционики. И что же? Он побагровел, и мне пришлось вставить вежливым голосом несколько "человеческих" фраз: "слушай, ИЗВИНИ, тут тебя босс ПРОСИТ подойти, БУДЬ ДОБР". Гексли сразу успокоился и пошел. Пошел, в мыслях держа, что "да, нас связывают эти неприятные логические узы, но прежде всего-то мы люди, и между нами человеческие отношения, а все остальное - ерунда".

Рассмотрим следующий закон: что делает человек, получив сообщение по своей болевой.

Ответ. В человек во что бы то ни стало пытается перенести разговор с болевой на какую-нибудь другую функцию! Развитый тип переносит на творческую (смотрите какой-нибудь рисунок. Болевая - третья. Творческая - вторая, то есть рядом с третьей). Неразвитый тип - переносит разговор на ролевую. То есть на четвертую. Тоже рядом с болевой.

Но тут зависит еще и от силы удара. Если человек был расслаблен и не готов к удару - то большая вероятность, что он начнет переносить разговор на ролевую. Сильный удар - тоже будет перенесен на ролевую.

Пример. Взять и сказать дон Кихоту в агрессивной форме, что он подлец, дрянь и отстой. При других, в общественном месте. Дон, не ожидавший такого, начнет орать (черная сенсорика). Он будет орать с пеной у рта, материться и размахивать кулаками.

А если был спор, и дону сказать: ты нечестен, как тебе не стыдно (тоже упреки по белой этике), то дон может сказать: "давайте рассудим. Где именно что вас не устраивает. И доказательства, пожалуйста, ваших слов". То есть он сведет к белой логике.

Если сказать Есенину, что он никому не нужен что он зря коптит небо, то Есенин будет плакать. Так он черную логику переведет в черную этику (творческую). Как он может перевести в белую сенсорику (ролевую) - я не знаю. Но Есениных, получивших упрек по черной логике и начавших плакать, я видел.

Согласитесь - у Есенина содержательно ДРУГАЯ реакция на удар по болевой.
Но ФОРМАЛЬНО - РЕАКЦИЯ ТА ЖЕ.
Все примеры рассматривать не буду. Это можно сделать самостоятельно.

18) ПОВЕДЕНИЕ ПО БОЛЕВОЙ.
Однако не всегда человеку удается перевести разговор с болевой на другую функцию. Бывает, ситуация настолько сильна, что человек впадает в "поведение по болевой".
Поведение по болевой - феномен, который достоин внимания. Это АКТИВНОЕ поведение человека, в той области, которая ему болевая. На поведение по болевой человека вынуждают обстоятельства, которые сильно расходятся с его представлениями, сложившимися в его болевой области.
Пример.

Если идет дон Кихот или Жуков(болевая белая этика) и видит, как идет неравная драка - то болевая вынуждает его вступиться за слабого. Потому что нарушена справедливость.

Если Бальзак или Габен видит, как есть парочка, личная жизнь которой состоит из скандалов - то он ВМЕШАЕТСЯ в их отношения и разлучит их. Благо, черная логика, присущая и Бальзаку, и Габену - подскажет ему, что именно нужно сделать, чтобы этот союз разлетелся в щепки.

Замечу, что Бальзака(Габена) - не будет интересовать то обстоятельство, что это не его дело! Что он не имеет права! Плевать. Эти люди скандалят. Что может быть ужаснее? С точки зрения Бальзака - ужаснее в жизни ничего нет. Потому нужно срочно вмешаться, во имя всего святого.

Поведение по болевой - серьезная вещь. С ней нельзя шутить. Например, если оскорбить дона - то его выходки могут поразить всех своей дерзостью и хамством. И дону будет плевать, что перед ним, например, высокие начальники, или родители его невесты или еще кто-то. Дон "восстановит справедливость", а там - как хотите. Все остальное - менее важно, чем это!

То есть в поведении по болевой человек совсем не склонен идти на компромиссы.
Вмешательство в такое поведение - зачастую может только ухудшить развитие событий. Потому РЕКОМЕНДУЮ!!! Только два выхода: (1) срочно транспортировать в место бедствия дуала этого человека. Только он может так "повести усами", чтобы безумец успокоился, никто другой так усами не поведет!
(2) если нет дуала - то нужно просто оставить человека в покое. Пар выйдет, еще подождать, пока остынет, и только тогда - продолжать человеческий диалог. Спешить не следует. Подойдите через час, господа. Если не желаете неприятностей.

Еще раз: вмешательство недуала - приведет совсем не к тем эффектам, которые вы хотите.

19) ПОВЕДЕНИЕ ПО ТАБУИРОВАННОЙ.

Один из основных законов, который нужно было вынести в отдельный пункт - это тот факт, что человек НАСТРОЕН НА ОБЩЕНИЕ С ДУАЛОМ. То есть, например, жертва рассматривает всех собеседников как хищников. Бывает, ее ожидания не оправдываются. Тогда она вздыхает и говорит "какие скучные люди!"

Теперь о поведении по табуированной.
Моя табуированная - это болевая моего дуала. Поэтому я всеми силами стараюсь каждого прикрыть по этой функции! Выглядят эти попытки, если знать соционику, довольно забавно.

Пример - Максим Горький. Его табуированная - белая сенсорика. То есть мало того, что он никогда не скажет, что "ты плохо выглядишь"

(однажды моя знакомая Гамлет рассказывала, как она вся в слезах пришла к Максиму. Косметика была размазана по лицу, вся зареванная. Макс посмотрел на нее и сказал коротко и властно: "иди в ванную, умойся!" Этот макс соционику не знал)

В случае, если есть проблемы с приготовкой пищи - ну не знает человек, как крошить лук! - макс тут же предложит свою помощь, а то и сам покрошит. Зачастую умеет готовить сам.

Но самое интересное - это его интимное поведение. Секс - белая сенсорика. Табу. И как быть? И вот, Макс устраивает ужин при свечах, играет тихая романтическая музыка, сам сидит в костюме и галстуке, шампанское, и прочее. Если его партнер - не Гамлет, то все выглядит, как шоу.
Либо макс тащит партнера в ресторан, где все дорого, где обстановка ЧЕРНО сенсорная.

И вот, уложив у Гамлета в голове этот романтический образ, Макс приступает собственно к близким отношениям. Действует при этом тоже властно, то есть черная сенсорика, вместо белой.

То есть поведение по табуированной - может иметь сложный характер.
Ну как тут не сказать, что люди действуют по программе?...

На этом я заканчиваю теоретическую часть своего изложения. Мне осталось изложить некоторые осмысления, с Вашего позволения.

1) Дуалов сразу не видно. Это первый закон подлости в соционике, я бы сказал. По своему опыту скажу, что я стал видеть своих дуалов последними. Просто натурально смотрю на человека и мучительно соображаю: "кто же он???" Перебрав 15 известных мне вариантов, я вдруг понимаю, что передо мной - мой дуал!!!

2) Конфликтеры - яркие друг для друга личности. Это ВТОРОЙ ЗАКОН ПОДЛОСТИ в соционике, я бы сказал. Люди не понимают, что эта яркость - яркость опасности. Они часто думают, что раз они бросаются друг другу в глаза - значит, это интересные/нужные им люди, их избранники и прочее.
Я видел много пар, представляющих собой конфликтеров, а также "ревозор-ревизуемый". Хорошего в их общении было мало.

3) Еще раз замечу, что каждый тип имеет ВСЕ типы отношений, с остальными типами. И если есть тип A и B, то вы можете сами привести примеры, когда тип C будет в хороших отношениях с типом A и в плохих отношениях с типом B. То есть у каждого типа - СВОЯ колокольня. Своя система координат. Свой мир, в котором что-то желанно, а что-то нежеланно.
ОДНИХ МЕРОК КОМФОРТНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ - НЕТ!

И следовательно, НЕ СУЩЕСТВУЕТ СПОСОБА ОБЩЕНИЯ, ПРИЕМЛЕМОГО ДЛЯ ВСЕХ.
Банально, но как это ярко подано соционикой.

Кроме того:
КАЖДАЯ ФУНКЦИЯ - МОЖЕТ БЫТЬ КАК ЖЕЛАННА, ТАК И НЕЖЕЛАННА.

Поэтому ВООБЩЕ ничего нельзя делать, не определив человека по типу! Вы скажете, перебор?

  • Допустим, вы поприветствовали его, а у него болевая белая этика.
  • Допустим, вы сказали, что он хорошо выглядит, а у него болевая белая сенсорика.
  • Допустим, вы пожаловались ему на жизнь, а у него болевая черная этика.
  • Или вы проявили к нему напор, волю, а у него болевая черная сенсорика.
  • А может, наоборот, он жертва, и то, что вы не проявили к нему напор -разочаровало его.

3) Соционика говорит, что мир НЕ устроен по принципу "ты мне, я тебе". Отнюдь. Человек ЭКСПОРТИРУЕТ свои сильные стороны, ему нужно их сбыть. Нужно, чтобы кто-то поглотил, принял их. Если этого нет - то, значит, "я никому не нужен". И человек ждет (такого же, бескорыстного) поступления тех функций, которые сильны у его дуала. Если их никто ему не предоставляет - то, щначит, мир жесток, в нем нет того, что мне нужно. Человек сам бывает, не осознает, что ему нужно. Но все равно ждет. Ждет счастья. И счастье у каждого типа - свое.

4) Соционика представляет собой мощное средство описания человеческих отношений. Вот, к примеру, конфликтные отношения. Как мы выше говорили, в этом типе отношений может быть задействована каждая из 8 функций. И вот, это влияет на характер конфликтов. Например, конфликтная пара "Гексли-макс". Болевые белая логика и черная интуиция. Эти люди не смогут вместе работать. Потому что если они начнут общее дело - то макс будет экспортировать свою базовую белую логику, с уверенностью, что партнер будет ее поглощать, и говорить "как вкусно". Но она будет в болевую точку для Гексли! А Гексли со своей черной интуицией - будет искать новые решения, будет сомневаться, будет строить догадки и гипотезы. Зачем это максу??? Конфликт. Но, допустим, они вместе лежат на пляжу, купаются и загорают. Проблем нет.
Конечно, это с первого взгляда их нет. В разговоре - все равно они будут проявлять каждый свою базу, что приведет к дискомфорту и конфликтам. Просто на работе это скажется ярко, а на отдыхе - менее.

Другая конфликтная пара - дон Кихот - Драйзер. Болевые: белая этика, черная интуиция. Из-за болевой белой этики у них не сложатся именно личные отношения. Но работать эти товарищи смогут - потому что ни черная логика, ни белая логика слабым местом ни у кого из них не является.

Итак, соционическое описание конфликтов - касается всех 8 сфер нашей жизни. Вроде механизм конфликтных отношений один и тот же, а содержание - получается в каждом случае свое.
В этом и мощь.
И то же самое касается других отношений.

5) Философский вывод. Глядя на соционику - можно сказать: не спешите с выводами относительно других людей. Если этот человек не по тебе, если он тебе неприятен и все делает не так - то еще нельзя говорить, что он вредитель, что он нарочно портит тебе жизнь. В этом мудрость, которую можно почерпнуть, изучив соционику.
И в конкретной ситуации - если кто-то принес тебе дискомфорт - не спеши вести себя по болевой Может, он ненарочно: Хотя важно также и знать, что при сильных ударах - слетают все маски, тщетны все усилия над собой, и у тебя же (и у другого) наружу вылезет Ее Величество Поведение по Болевой. Это тоже нужно знать и быть к этому готовым.

6) И другой вывод: знай, что могут быть недалекие люди, которые почувствуют несовместимость с тобой, но отнесут это к тебе. Будут плохо про тебя думать, хотя ты не сделал ничего плохого! К этому нужно быть готовым.

Общаясь с коллегами или друзьями, Вы наверняка не раз замечали, что с одним человеком гораздо проще договориться, чем с другим. Кто-то вызывает необоснованную радость, даже если Вы всего лишь встретили его в коридоре офиса, а кто-то - глухое недовольство. Однако мы не задумываемся над нашими эмоциями. И очень зря.

Существует такая наука, как соционика . Она изучает восприятие человеком разных событий и информации об окружающем его мире, и помогает устанавливать отношения между ними. Ученые пока не могут прийти к одному выводу - считать эту науку обособленной от психологии или вспомогательной. Однако этим нисколько не умаляется ее важность. Почему?

Зная основы соционики и умея определять типы личности, Вы сможете завести хорошие дружеские и партнерские отношения, или понять, насколько человек подходит Вам. В последнее время проходить соционические тесты при приеме на вакантную должность - работодатели хотят наперед знать, с кем им «придется иметь дело». Ответы на простые вопросы помогают узнать больше о тех людях, что находятся всегда рядом с Вами - родителях, парне/девушке, мужу/жене. Раскрыв их духовный мир, Вы сможете узнать их сильные и слабые стороны с тем, чтобы научиться обходить стороной конфликты.

Существует 16 соционических типов, или ТИМов, как их еще иногда . Перечислять подробные качества каждого из них было бы утомительно - их можно прочесть в любом учебнике по соционике. Поэтому приведем лишь некоторых из характерных черт, присущих каждому типу:

Бальзак . Ироничный собеседник с тонкой душевной организацией, которую демонстрирует далеко не всем, а лишь 1-2 близким людям. Ко всему происходящему , при этом нередко черным. Способен в один момент как довести окружающих , так и поднять «боевой дух» одним лишь словом. К рабочим обязанностям относится небрежно, т.к. главным недостатком этого ТИМа является лень. При своих логических способностях мог бы добиться многого, однако предпочитает довольствоваться тем, что имеет.

Габен . Люди этого типа умело скрывают свои эмоции под маской холодности и недоступности, однако при этом вовсе не означает, что у них их нет. Внутренний мир «Габена» полон переживаний, которые, тем не менее, тонки и понятны далеко не всем. Со стороны может показаться, что этот человек постоянно находится в состоянии покоя и лени, однако это не так - при одной лишь просьбе о помощи и открывающейся выгоды способен броситься выполнять все дела. Если говорить коротко - «сам себе на уме».

Гамлет . Про таких людей иногда говорят: «Да он из мухи слона сделает!» В некоторой степени это правда, ведь любая проблема в жизни этих людей становится глобальной, поиск ее решения может занимать дни и даже месяцы. Описывать свою жизнь «Гамлет» любит преимущественно в темных красках, постоянно рассказывая о своих переживаниях по тому или иному поводу. Несмотря на такое пессимистичное отношение к жизни, эти люди являются прекрасными советчиками, поскольку имеют очень тонкую душевную организацию и готовы прийти на помощь в любой момент.

Гексли . Веселый и общительный человек, «душа компании». Его шутки и смех способны многим, однако, в то же время, далеко не всем нравится его подвижность. Часто к таким людям приклеивается ярлык «непостоянных», «непосед». Берутся за множество дел, однако сложные и трудные задачи далеко не всегда способны довести до конца - им просто . По причине частой смены интересов за «Гексли» также закрепляется слава Казановы, хотя на самом деле он нисколько не стремится к этому. Его тонкий духовный мир способны понять не многие, и те, кому удалось задержать Гексли возле себя, заинтересовать его надолго, должны быть очень понимающими людьми.

Гюго . Представители этого ТИМа сразу же «раскрываются» в разговоре, стоит лишь завести речь о чем-либо. Являясь очень эмоциональными людьми, «Гюго» часто страдают от этого - не все способны выдержать их напор. Однако их неутомимая активность является лучшим помощником в различных делах - берутся за любую работу, стремятся выполнить ее во что бы то ни стало. Преданные своему партнеру, считают дом , в которой всегда стремятся навести порядок.

Джек Лондон . Представителей этого типа всегда можно узнать по внешности - несколько «растрепанный вид», подпрыгивающая походка. «Джек Лондон» - большой труженик, постоянно занят своим делом. Сталкиваясь с трудностями, бесстрашно бросается преодолевать их. Однако в перерыве между работой может и пошутить, что делает с очень большим удовольствием, ведь он - позитивный человек. В разговоре большое внимание уделяет романтическим похождениям - люди этого типа считаются если не , то очень большими повесами. Однако очень часто может и приврать, мнимых побед на личном фронте у «Джека Лондона» очень много.

Дон Кихот . Решительный, смелый человек, способный на различные авантюры, которые ему при этом сходят с рук, т.к. даже в самых нестадартных ситуациях этот ТИМ будет действовать логично и без ошибок. Представители этого типа - отличные руководители, поскольку всегда полны идей и ждут лишь их исполнителей. Логическое мышление позволяет построить работу грамотно, однако в то же время является минусом «Дон Кихотов» - во всем они стремятся увидеть правильность. От этого сильно страдают отношения с родными и близкими, которые отчаиваются увидеть искренние эмоции.

Достоевский . Если бы можно было говорить фразами о человеке, для него бы подошло: «Его душа - потемки». Люди этого типа наделены огромным внутренним миром с большой гаммой ощущений и переживаний. При этом свои эмоции «Достоевский» предпочитает демонстрировать лишь узкому кругу друзей или своим близким - ему нужен умный и внимательный слушатель, способный сопереживать. В разговоре тих и спокоен.

Драйзер . Тонкий психолог, прекрасно чувствует настроение людей, умеет подстраиваться под мнение большинства. При этом свои собственные эмоции никому «чужому» никогда не покажет, отчего со стороны иногда кажется слишком холодным. Однако в компании друзей это веселый общительный человек, готовый помочь не только словом, но и делом. Прекрасно подходит для выполнения мелких поручений и быстрой работы, результатами которой «Драйзер» может наслаждаться уже сегодня, т.к. ждать он не любит.

Дюма . Представители этого типа - люди заботливые, внимательные. В компании это остряки, постоянно сыплющие шутками. Однако дух донжуанства в них отсутствует - боятся связей как способа «привязать» к себе. Больше других ТИМов любят свободу и неограниченность. В действиях скованны, предпочитают подождать озвученной просьбы о помощи или личного приказа руководства.

Есенин . Мечтательный романтик, окружающий себя необычными людьми. Это необходимо для того, чтобы он мог черпать вдохновение для работы и отношений. Прекрасный слушатель, способен сопереживать и мучиться вместе с собеседником иногда даже в ущерб себе. К выполнению дел всегда подходит очень скрупулезно, т.к. мечтает о порядке и постоянной гармонии с миром, то есть правильности, уравновешенности, разносторонности.

Жуков . Как и знаменитый маршал, чьим именем названа эта категория, человек этого типа руководствуется лишь своим мнением при выполнении работы, так как считается себя специалистом в своей области. Подсказки и советы других его часто раздражают, о чем «Жуков» не побоится сказать в лицо. Его категоричность проявляется во всех сферах, включая семью - такого человека считают «домашним » несмотря на его постоянную заботу (как он думает) о близких.

Максим Горький . Исследователь-идеалист. Любое дело стремится изучить до мелочей, при этом хочет, чтобы результат получился отличным. Иногда при исполнении каких-то обязанностей способен «перегнуть палку» - ведь он считает, что только его дело является важным, остальное - мелочи. Однако это можно ему простить, ведь он - очень добрый и отзывчивый в душе человек. Любые тяготы и лишения стремится скрывать от близких, чтобы не огорчать их.

Наполеон . Несмотря на образ скучающего, пухлого человека, не интересующегося ничем (как его описывает Лев Толстой в «Войне и мире»), этот ТИМ нисколько не таков. Наоборот, это очень активные и подвижные люди, стремящиеся сделать если не все, то многое - во имя своих интересов. Такие способны воодушевить своим примером многих, поэтому в коллективе часто являются заводилами. Их деловитость имеет под собой логическую основу, поэтому беспокоиться о результатах работы, порученной «Наполеону», не стоит - он сделает все правильно и даже сверх того.

Робеспьер . Этот человек фантастически предан своему делу. Во многих фильмах часто изображается профессор в очках и с бородкой, занимающийся своей коллекцией / изучением атомной физики / построением машины времени - так режиссеры «обыгрывают» этот ТИМ. «Робеспьер» абсолютно не интересуется ничем, кроме своего любимого занятия. Однако, если увидит обиженного человека или несправедливость, способен бросить все и постоять за правоту.

Штирлиц . Как уже понятно из названия ТИМа, человек, относящийся к этой категории, обладает феноменальной памятью и логикой, способен трезво рассуждать в любой ситуации. Эти качества очень любят работодатели, ведь хорошо мыслящий человек поможет и дело организовать, и исполнительные функции правильно распределить. Единственный минус таких людей - недостаток эмоций, слишком «холодная» реакция на все происходящее. Последнее очень не любят родные и близкие «Штирлица» - стремясь сделать ему приятное, они натыкаются лишь на вежливое «спасибо ».

Ознакомившись с этой краткой характеристикой, «примерьте» эти образы на себя и своих знакомых. Зная «кто есть кто», можно избежать множества неприятных ситуаций и наладить одинаково хорошее общение с представителями всех типов. Ведь всем нам, подобно Есенину, хочется гармонии с окружающими, и положительных эмоций!

Ключевые слова для Бальзака: умение увидеть скрытую суть вещей, событий, интеллектуальность, скепсис, нестабильная работоспособность, охват больших временных интервалов, многовариантность подходов, перестраховка в работе, ожидание, когда проблема «созреет»; эмоциональная скрытность, далекая психологическая дистанция, неуправляемость в стрессовых ситуациях, невнимание к своему физическому состоянию, полярность волевых качеств в зависимости от ситуации, неконтролируемая привязанность к объекту чувств.

Ключевые слова для Достоевского: стремление к нравственным ценностям, неприятие манипуляций, ощущение психологического поля, подстройка под других, но необходимость отстоять свои главные принципы, желание понять смысл и суть проблемы, духовность выше физического влечения, непереносимость волевого давления, повышенная сексуальная ранимость, добросовестность при отсутствии деловой хватки и непрактичности, тяга к спортивному отдыху.

1. Шкала интертипности - соционический балл - 5.

В этой паре осуществляется заказ по деловой логике со стороны второй функции Бальзака на четвертyю - Достоевского. Казалось бы, деловая логика должна быть хорошо востребована Достоевским, у которого она слаба, ведь недаром Достоевский чувствует себя очень комфортно со своими дуалом Штирлицем и активатором Габеном. Но поддержки по деловой логике Достоевский при общении с Бальзаком не ощущает. И дело здесь в том, с чем сблокирована эта деловая логика. Достоевскому требуется помощь чисто практическая, которая связана с логико-сенсорным блоком (как у Штирлица и Габена), слабым у самого Достоевского. А у Бальзака деловая логика сблокирована с интуицией, что придает ей характер философских рассуждений, научной эрудиции, увлечения политикой, финансовых исследований итак далее, малоинтересных для Достоевского и мало приносящих пользы в решении бытовых проблем семьи.

Сенсорика у обоих - в слабых каналах. Поэтому в этой паре могут быть проблемы, связанные с сенсорной областью. Сенсорные функции, как мы знаем, ответственны, в частности, за умение наладить всю бытовую сторону жизни. Волевая сенсорика Бальзака четвертого канала предполагает, что этот психотип нуждается в сторонней активации для того, чтобы включиться в работу, особенно если дело касается работы домашней. Но у Достоевского волевая сенсорика расположена в болевом канале, поэтому он и сам не переносит давления, и не любит оказывать его на других. По его убеждению, каждый сам должен выполнять то, что от него требуется.

Не менее важна для супругов и интимная жизнь, которая также в значительной степени определяется сенсорикой. Если для Бальзака сексуальная сфера - это просто реализация естественных потребностей, то для Достоевского - ранимая область, которая требует особого деликатного отношения. Последнее особенно негативно может проявиться в интимной сфере отношений супругов этих психотипов.

У этих партнеров неплохое взаимопонимание интуитивных сторон жизни, поскольку интуиция, хотя и разной вертности, присутствует в сильных каналах обоих. Этика для этих психотипов реализуется первой функцией Достоевского, которая ненавязчиво поддерживает этику другой вертности Бальзака. В связи с тем, что давления здесь нет, Бальзак ощущает себя очень комфортно в обществе Достоевского, который внимательно выслушивает все рассуждения Бальзака и при этом, что называется, «глядит в рот» своему партнеру. А Бальзак любит чувствовать себя знающим мудрецом и очень подробно обо все рассказывать тому, кто готов его слушать. В итоге, для Достоевского такой партнер оказывается достаточно утомляющим.

К тому же в этой паре нет гармонии по ритмам жизни из-за различной радио-иррациональности, а также из-за обоюдной интроверсии.

БАЛЬЗАК И ДОСТОЕВСКИЙ. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ЗАКАЗНЫЙ БРАК.

2. Маскулинность и фемининность; 3. Кормилец и хозяйка.

В таком варианте психотипов жена - Достоевский вполне соответствует своей гендерной роли (фемининность = 3), в то время как муж - Бальзак принадлежит к андрогинным типам (маскулинность = 0).

В итоге вторая шкала дает вполне реальный положительный вклад в общую сумму. В противовес невысокой маскулинности мужчина Бальзак считает необходимым для семьи зарабатывать достаточное количество денег (кормилец = 7), внешние атрибуты мужского поведения ему кажутся несущественными. А в работе он реализует, как правило, свою интеллектyальность и скрытое чувство тщеславия.

Жена - Достоевский не очень способна к хозяйственной деятельности, здесь ей приходится напрягаться из чувства долга и ответственности (хозяйка = 4). И, к сожалению, на мужа она в этом положиться не может. Тем не менее, третья шкала в итоге оказывается достаточно благополучной (11).

Конечно, здесь может возникнуть недовольство жены - Достоевского своим мужем в том, что тот мало что умеет делать по дому (как Штирлиц), что не вызывает у Достоевского чувства уважения к Бальзаку как к мужчине. В итоге жена - Достоевский старается сама делать по дому и мужскую работу, постепенно копя обиды на то, что супруг уклоняется от реальной помощи.

Правда, эта ситуация чаще возникает в молодой семье, пока Бальзак еще не зарабатывает достаточно денег. Прочный материальный достаток, который Бальзак может впоследствии обеспечить, во многом снимает последнюю проблему, поскольку дает возможность оплачивать такой труд, например, нанять для этого рабочих.

В этом случае ко всем проблемам, о которых речь шла выше, добавляется еще и гендерное несоответствие супругов своим ролям и понижение общего балла по третьей шкале. Действительно, маскулинность мужа - Достоевского (маскулинность = - 2) отрицательна, а фемининность жены - Бальзака также нулевая, как и, для мужа этого психотипа (фемининность = 0).

Отметим, что сложности семейной жизни могут ожидать эту пару в том, что Бальзак часто является однолюбом, а Достоевский достаточно серьезно относится к любви вообще и склонен пережимать себя, считая себя обязанным ответить на чувства «хорошего человека».

В этом случае мужчина Достоевский, исходя из своих принципов гуманитарности, может идти на поводу привязанности женщины Бальзак, не будучи в силах отказать ей в ее чувствах. Такое положение может затем перейти уже в супружеские отношения, разорвать которые неимоверно трудно, особенно если оба супруга достаточно ответственно относятся к своим детям.

4. Конформность; 5. Эмоционально-сексуальная совместимость.

Нет проблем с четвертой шкалой - оба супруга стремятся сохранить хорошие отношения, не идти на конфликты. Во всем, что касается эмоционально-сексуальной области отношений (пятая шкала), могут вообще встретиться серьезные трудности. Во-первых, супруги принадлежат к противоположным квадрам, с разными ожиданиями и потребностями в области интимных отношений (- 3), оба - интуиты (- 2), и только то, что один - этик, а другой - логик, дает положительный вклад (2).

Дополнительные замечания. Как мы уже упоминали выше, сенсорика - болевая область для Достоевского, поэтому эта сфера жизни требует к себе особенно бережного отношения. Но у Бальзака сенсорика в четвертом канале, поэтому гармонии здесь трудно ожидать. Если учесть, что сексуальные отношения - один из приоритетов семейного счастья, то это счастье в такой семье под большим вопросом. Так что мы вынуждены поставить здесь как в одном, так и в другом случае дополнительно знак "минус".

Итоговый расчет выглядит следующим образом:

Муж - Бальзак, жена - Достоевский.

1. Интертипность: - 5

2. Маскулинность и фемининность: 0+3= 3

3. Кормилец - хозяйка: 7+4= 11

4. Конформность: 1+3 = 4

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2-2 = -3 ИТОГО: 10 (-)

Муж - Достоевский, жена - Бальзак.

1. Интертипность: - 5

2. Маскулинность и фемининность: -2+0 = -2

3. Кормилец - хозяйка: 4+4= 8

4. Конформность: 3+1 = 4

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2-2 = -3 ИТОГО: 2 (-)

Е.С.Филатова."Супружество в системе соционики".

ЭТИ СТРАНИЦЫ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: