Русский охотничий спаниель дрессировка. Выращивание и воспитание щенка спаниеля. Миска для воды и еды

Осознайте, что не существует правильного образа жизни для подростков или надежного способа жить в свое удовольствие . Все люди разные, особенно на таком этапе. Создавайте свой собственный "путь", который подарит вам радость, ведь универсального рецепта счастья просто не существует! Кто-то предпочитает проводить все время с друзьями, кто-то впитывает знания и работает. Кто-то выбирает спокойствие и одиночество, а кто-то без страха заявляет о себе во весь голос. Единого для всех образа жизни нет и быть не может, а данная статья содержит только лишь общие советы и не требует неукоснительного соблюдения всех рекомендаций!

  • Другие могут не разделять того, что дарит вам радость, но это совершенно нормально. Многие вкусы и взгляды подростков совпадают, но не всегда. Если вам исполнилось 13 лет, то это вовсе не значит, что с этого момента все резко изменилось.

Не оценивайте себя по канонам средств массовой информации. Подростковые годы не проще и не сложнее других жизненных этапов. Несмотря на количество и размах перемен, вовсе не нужно воспринимать юношество как главное испытание в жизни. Вопреки преставлениям о том, что это самый драматический и шаткий момент, все люди переживают подростковый возраст так же, как и младенчество за десяток лет до этого.

  • Следует понимать, что СМИ рисуют очень неточный портрет среднестатистического подростка. В фильмах, музыке и литературе жизни подростков показаны крайне ограниченно. Не стоит судить о юности по кинолентам, телепередачам или сериалам на каналах для подростков. Вымышленные истории намеренно сгущают краски и драматизируют будни среднего образования, которые вовсе не такие мрачные. Также не стоит сравнивать себя или других с актерами из драматических лент о подростках. Многим из них уже больше 20, а иногда даже 30 лет. Не всем людям дана модельная внешность, выдающиеся способности и другие яркие качества. Домашние ролики для YouTube, в которых снимаются настоящие подростки, имеют гораздо больше общего с реальной жизнью, чем фильмы и телесериалы. Многие фильмы для подростков, особенно картины прошлого столетия, стали ностальгическими для нынешнего поколения взрослых, а современные передачи и фильмы на каналах для подростков чаще ориентированы на детей.
  • Каждый год юности не похож на предыдущий. Возраст в 13 и 19 лет разделен шестью годами, и все они отличаются друг от друга. Средняя школа не похожа на старшую школу, которая сильно отличается от университета и первого опыта работы. Робкий и щуплый подросток в 13 лет может превратиться в уверенного и статного молодого человека в 18 лет.

    Часть 2

    Развивайтесь
    1. Работайте над собственной личностью, сосредоточьтесь на личных мыслях и целях, не думайте о чужом мнении. Для многих людей юношество - это годы переживаний. Не реагируйте так остро! Многие волнения связаны с чужим мнением ("Что, если я разочаровал их таким поступком?" или "Наверняка мама разозлится, если я не захочу поступать в медицинский университет?"), а вовсе не собственными мыслями. Занимайтесь тем, что вам по душе, не нужно полагаться на мнение окружающих. Покрасьте волосы в необычный цвет и носите такую одежду, в которой вам удобно. Не нужно гнаться за модой. Позвоните тому, кто вам нравится, выбирайте свой жизненный путь и не думайте, как другие отнесутся к вашим решениям! Только вам надлежит прожить свою жизнь, поэтому живите так, как считаете правильным.

      • Конечно, всему есть разумные пределы. Например, если вам хочется высказать свое мнение , то это вполне естественно, но нельзя оскорблять других или пререкаться с людьми в неподходящем месте. Важно следовать принятым общественным нормам (например, нельзя бить тех, кто вас раздражает). Различайте ситуации, в которых необходимо прислушаться к социальным правилам, а не к собственному мнению.
    2. Замечайте и развивайте свои увлечения. В детстве вам часто повторяли, как важно найти себе хобби. Наверняка у вас есть несколько увлечений. Превратите их в преимущества. Уделяйте чуть больше времени полезным навыкам (например, учитесь играть на инструменте) или углубляйтесь в свои интересы (вместо дневника начните писать стихи или рассказы). Не пугайтесь пробовать новое, ведь никогда не поздно искать новые увлечения. Возможно, что ваше новое хобби станет главным увлечением в жизни !

      • Всегда стремитесь к "золотой середине". Например, если вы больше всего интересуетесь компьютерным программированием , то можно попробовать более творческие занятия - рисовать или выучить иностранный язык. Необязательно ограничивать интересы одной сферой деятельности, даже если вы являетесь "асом в технике" или "искусствоведом". Узкие интересы - это скучно.
      • Исследуйте свой стиль и увлечения. Настало время экспериментов. Не нужно крепко держаться за что-то одно. Интересуйтесь всем на свете от мира моды до музыки и фильмов. Не обращайте внимания на ярлыки и традиции: вполне нормально одеваться как рокер и при этом слушать джаз. Занимайтесь тем, что дарит вам радость.
    3. Избавьтесь от предрассудков. Даже если вы считаете, что лишены предубеждений, у вас могут возникать отрицательные представления о разных группах людей. Неявная предубежденность по отношению к представителям разных религий или рас мешает ясно видеть окружающий мир. Все предрассудки губительны. Никто - это тоже стереотип, поэтому не рассматривайте группы людей как "такие же, как те", ведь подобное отношение не позволяет понять истинную суть отдельного человека.

      • Если говорить о небольших масштабах, то прекратите считать плохими тех людей, с которыми у вас не сложились отношения. Если человек не нанес вам физическую или психическую травму, то он не так плох, как вы о нем думаете. Ваши представления о человеке основаны на чужих словах? Никогда не спешите верить слухам! Необязательно быть лучшими друзьями, но почему бы вам не проявить хоть капельку уважения . Будьте дружелюбны. Малознакомые люди часто оказываются не такими, какими мы их представляем после кратковременного общения!
    4. Развивайте трудовую этику. Да, в школе всегда непросто, но в подростковые годы требуется еще больше усилий. Все ваши успехи в этот период могут стать определяющими в дальнейшей жизни. Находите время для учебы, чтобы получить прочные знания в средней и старшей школе . Стремитесь все выполнять в срок и не откладывать на последний момент. Учитесь расставлять приоритеты в учебе, работе и любых других занятиях. Старайтесь хорошо учиться (и получать удовольствие от процесса !). Не все предметы и темы кажутся интересными, но они пригодятся в дальнейшем и со временем могут увлечь не только “ботаников”!

      • Не обязательно быть круглым отличником и получать похвальные грамоты, но вовремя сдавайте все предметы. Старайтесь не сачковать, иначе потом будет еще труднее.
      • Не выполняйте домашнее задание впопыхах, чтобы скорее увидеть друзей. Приобретайте новые знания. Многие забыли о том, что в школе нужно учиться, а не провести положенное количество часов.
    5. Неспешно разбирайтесь в себе. Подростковые годы полны сумбура и перемен, поэтому высока вероятность постоянной смены увлечений. Люди постоянно меняются в любом возрасте, растут и развиваются как личности на протяжении всей жизни. Не пытайтесь полностью разобраться в себе еще в юности. Если другие твердят, что вам пора определиться с будущим, то они ошибаются. Не удивляйтесь, если будут меняться ваши самые нерушимые планы и убеждения, поскольку ваш жизненный путь - это загадка.

    Часть 3

    Работайте над отношениями
    1. Развивайте социальные навыки . Некоторые подростки испытывают проблемы в общении, причины которых могут быть самыми разными. Так как социальное взаимодействие - важный аспект успешной жизни, стремитесь избавиться от застенчивости и социальной тревожности . Развивайте свои социальные навыки в компании с друзьями или родственниками вашего возраста. Такой опыт всегда полезен, хотя и не заменяет новых знакомств.

      • Подросткам с аутизмом и другими психическими расстройствами вроде синдрома дефицита внимания и гиперактивности или социальной тревожности общение дается намного сложнее. При аутизме учитесь развивать свои социальные навыки , понимать язык тела , различать переносные выражения и сарказм, чтобы лучше взаимодействовать с окружающим миром. В случае с СДВГ и похожими расстройствами учитесь не перебивать других, направлять разговор, концентрироваться на других людях и задачах.
    2. Будьте вежливы с малознакомыми людьми. Каждый день в школе и других местах вам встречаются незнакомые люди. Смеяться над ними может показаться забавным, но это грубо, а вы всегда можете оказаться на месте такого человека. Позднее вам придется работать с новыми людьми, поэтому старайтесь вести себя вежливо с незнакомцами. Проявляйте дружелюбие , насколько это возможно. Люди ценят такое отношение, даже если вы этого совсем не замечаете.

      • Если незнакомый человек проявил неловкость и все над ним смеются (например, выронил свои книги), лучше помогите ему и не насмехайтесь. Человек всегда оценит вашу доброту, пусть даже не покажет этого.
    3. Найдите близких друзей . Не нужно быть на вершите социальной пирамиды и знать всех до единого в школе, но стремитесь найти парочку близких друзей. Дружба позволяет развивать социальные навыки , а попытка построить крепкие отношения поможет понять, что вы цените в дружбе и отношениях с противоположным полом. В конце концов, друзья сделают вашу жизнь проще и ярче. Хорошие друзья никогда не будут унижать вас или вовлекать в неприятности. В подростковом возрасте нужно радоваться жизни, а не страдать из-за фальшивых "друзей"!

      • Находите друзей, с которым приятно общаться и которые вдохновляют вас становиться лучше.
      • Старайтесь чаще бывать с теми, с кем вам действительно интересно, и не переживайте о тех, кто ничего не привносит в вашу жизнь. Друзья сменяют друг друга, поэтому вам встретятся разные люди, количество которых будет непостоянным. Так и должно быть. Количество друзей неважно, гораздо важнее их качества, как бы шаблонно это не звучало!
      • Если никак не удается найти друзей, то старайтесь знакомиться с людьми, которые разделяют ваши интересы. Любите рисовать? Запишитесь на курсы и найдите единомышленников, ходите на факультативные занятия в школе. Если вам больше по душе литература, чем шумные компании, то найдите кружок литераторов. Лицам с аутизмом можно искать друзей, которые сталкиваются со схожими проблемами.
      • Используйте социальные сети, если не удается найти друзей в реальной жизни. Будьте очень осторожны, так как дружба в сети разительно отличается от традиционного общения. Часто люди выдают себя за другого человека. С другой стороны экрана может происходить все, что угодно. В некоторых случаях это вообще не человек. Будьте осмотрительны при знакомстве онлайн и никогда не соглашайтесь на встречу без посторонних. Не сообщайте личную информацию, если не знаете человека в реальной жизни. В интернете лучше общаться с теми, кто вам уже знаком.
    4. Не торопитесь с романтическими отношениями. Некоторые подростки заинтересованы в таких отношениях и стремятся найти партнера. Если у вас есть пара, то не торопитесь и работайте над гармоничным общением, чтобы в перспективе построить здоровые отношения. Также не нужно слишком привязываться к партнеру. Отношения не должны лишать вас друзей и личных хобби. Не начинайте отношения, если вы к ним еще не готовы.

      • Конец отношений - это не конец света. Если вам сделали больно, то иногда возникает желание навсегда отказаться от отношений, но не будьте предвзяты. Люди меняются и растут. Отношения, которые удачно складывались полгода назад, сегодня могут оказаться губительными. Помните, что лишь незначительное количество пар остаются вместе после окончания школы. Среди причин - расстояние и другие факторы.
      • Остерегайтесь жестоких отношений . Если вам приходится постоянно ходить на цыпочках вокруг партнера, чтобы он не разозлился или не применял силу, если партнер рассматривает разговоры с другими людьми как измену, то это громкие сигналы, предупреждающие о нездоровых отношениях, которые нужно прекратить! Это же касается токсичных друзей.
    5. Поддерживайте хорошие отношения с семьей. Члены семьи (особенно родители) переживают за вас и вашу юность. Многие подростки становятся замкнутыми, нелюдимыми, отдаляются от своей семьи. Не допускайте этого. Семья - это самые близкие люди, кирпичики всех будущих отношений - дружеских, романтических, вашей собственной семьи. Вдобавок, вам приходится видеть друг друга каждый день, так почему бы не сделать общение приятным?

      • Необязательно быть лучшим другом каждого члена семьи, но относитесь ко всем с добротой и проводите время вместе. Играйте в видеоигры с сестрой, помогайте брату по учебе, ходите в магазины с мамой или играйте в шахматы с папой. Не сидите целый день в своей комнате, чтобы вечером выйти к ужину и снова спрятаться.
      • Укрепляйте отношения с братьями и сестрами. Нестрашно, если вы иногда спорите и ругаетесь, но помните, что такие отношения - одни из самых продолжительных в жизни. Брат и сестра могут стать вашими верными союзниками, наставниками и друзьями не только сейчас, но и в старости.
      • Давайте отпор жестоким членам семьи . Родственники могут быть не только близкими друзьями, но и оказывать отрицательное воздействие на жизнь. Родители постоянно унижают вас? Это моральные издевательства. Брат часто бьет вас? Это уже физическое насилие. Обычно беседа с близким другом или
      • Репетиторством можно заниматься бесплатно и за вознаграждение. В последнем случае берите умеренную плату за свои услуги. Мало кто обратится к вам при завышенной стоимости.
    6. Участвуйте в сборах средств и мероприятиях, цели которых вам близки. Некоторые организации проводят сбор средств на определенные цели. Так, марш в поддержку исследования раковых заболеваний позволяет собрать средства и передать их ученым, которые исследуют эту болезнь. Также можно информировать общество о разных заболеваниях или поддерживать инвалидов. Не отказывайтесь от участия в таких мероприятиях.

      • Всегда изучайте вопрос. Некоторые организации имеют противоречивую репутацию. Тщательно изучите такие вопросы и только потом соглашайтесь принимать участие. Не нужно поддерживать сомнительные мероприятия, которые приносят больше вреда, чем пользы.
      • человеком, так как единой "нормы" для подростков не существует. Всем необходимо развиваться, чтобы найти себя! Сейчас самое подходящее время для экспериментов!
    7. Не каждому нравится подростковый возраст, но так уж устроена жизнь. Если вам никак не удается радоваться жизни в юношестве, то старайтесь быть добрым по отношению к другим и переждать этот возраст. Если вам пришлось пережить удары судьбы, то это не повод бросать карты на стол и выходить из игры!
    8. Подростки часто драматизируют ситуацию. Не поддавайтесь унынию и радуйтесь жизни.
    9. Учеба - это не всегда скучно, старайтесь извлекать из школы максимальную пользу! Подростки делают первый шаг во взрослую жизнь и возлагают на себя новые обязанности, поэтому всегда выполняйте домашние задания, старайтесь учиться и заводите друзей!
  • Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.

    Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми. Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.

    Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении. Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они- возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес. Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.

    Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь. Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: «Сначала отучись, а потом уже люби». Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь. У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далёкой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.

    В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу 2, 3, 4, 5, 6 класс

      Все люди по разному проводят своё личное время, тратя его на те или иные вещи, которые им приходятся по душе. Но так как я учусь в школе, свободного времени у меня не так много как бы мне того хотелось

    • Сочинение Современная молодежь

      Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

    • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
    • Я мечтаю о том, чтобы школа, в которой я обучаюсь имеет привлекательный внешний вид. В ней сделан современный ремонт, и она оборудована современной техникой и мебелью

      Мою бабушку зовут Анна. Она очень хорошая и добрая. Я её всегда называю бабуля, потому что она заслуживает этого слова. Бабуля всегда со мной играла, покупала мне много вкусняшек, учила меня печь пироги. Она мне всегда читала на ночь разные сказки

    Аксенова Э.А. 1

    Карелина О.В. 1

    1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипное мышление свойственно не только детям, но и взрослому поколению. Так, родителя и учителя в школе нередко придерживаются негативных стереотипов о современных детях, полагая, что их поколение было лучше и более ответственным, а современных школьников ничего не интересуют кроме интернета и улицы.

    Стоит отметить, что современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

    Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить. Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исходя из этого, цель данного исследования : выяснить, каких стереотипов о подростках придерживаются учителя и родители, что думают о школе и о роли образования в их жизни сами подростки.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

    Изучить различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека, с точки зрения учёных - психологов.

    Узнать, какие стереотипы у хорольских школьников, их родителей и учителей.

    Проанализировать пути возникновения и работы стереотипов.

    Выяснить, как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими.

    Гипотеза: существующие стереотипы у современных подростков, их родителей и учителей имеют более негативный характер, чем позитивный.

    Объект исследования: стереотипы учащиеся 5-9 классов, родителей учеников, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района.

    Предмет исследования: характер и процесс воздействия стереотипов на жизнь человека.

    Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе школьных учителей, психологов и родителей.

    Глава 1. Стереотипы и их влияние на жизнь человека

    Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Так что же такое стереотипы? Существуют различные определения. «Стереотип - устойчивый образ какого-либо человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми». Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т.е. упрощают и сокращают процесс восприятия . В другом источнике стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно» . В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по - разному. Однако общая их идея одинакова - это устоявшееся мнение насчёт людей, национальностей, поступков или действий .

    Анализ статей, опубликованных в сети интернет, показал, что большинство исследователей, авторов научных публикаций отмечают негативные влияния стереотипов на жизнь людей. «Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно» .Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д..

    Выделим положительное и негативное влияние стереотипов на поведение людей.

    Стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий.

    Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов.

    Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: укоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

    За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

    Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

    Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

    Стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определённую модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может привлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия, и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только помогают определить правильные жизненные ориентиры, но настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и «чужих».

    Стереотипы мышления настолько сильны, что мы принимаем их за безоговорочную истину и обычно не сомневаемся в правильности тех или иных своих убеждений. Иногда мы называем это своим характером или мировоззрением. Невозможно представить себе, как выглядело бы наше существование, если бы, каждый раз заново, нам приходилось решать как вести себя на дороге или в театре, на лекции в университете или среди болельщиков на стадионе. Однако нередко мы имеем дело с такими стереотипами, которые блокируют наше развитие и продвижение в той или иной области. Чаще всего, они проявляются как страхи и опасения. Например: страхи, связанные с получением денег, избегание риска, страх перед сотрудничеством, боязнь успеха и т.д. Это так называемые ограничивающие убеждения. Каждый из нас, при желании, может найти их в своём репертуаре. Естественно, что как в профессиональной деятельности, так и в личном развитии, изменение ограничивающих стереотипов приносит неизмеримую пользу. Именно поэтому множество тренингов, семинаров и мастер классов уделяют этой теме такое серьёзное внимание.

    Глава 2. Стереотипы хорольских подростков о школе и об образовании

    В ходе данного исследования был проведён социологический опрос среди подростков (учащихся 5-9 классов) МКОУ школы №3, их родителей, учителей данной школы и учителей истории Хорольского района (Приложение 1, с. 20-21. Анкеты 1 - 3.)

    Всего: 165 респондентов.

    Для проведения соц.опроса, мною были разработаны анкеты для различных категорий респондентов. Подросткам было предложено выразить своё мнение о стереотипах, связанных с образованием и обучением в школе. Предложенные стереотипы были взяты из личного опыта, общения со сверстниками и со страниц СМИ.

    Одним из самых распространённых стереотипов о школе является следующий: « В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся». Большинство опрошенных (47%) частично согласны с данным утверждением. Удивил тот факт, что около половины подростков (43%) считают, что многие знания, получаемые в школе, пригодятся в дальнейшей жизни.(Приложение 2, с 22. Диаграмма 1.)

    Во все времена многие ученики были не довольны тем, что в школе много задают домашнего задания. Современные школьники также придерживаются данного мнения. Причём, даже некоторые родители поддерживают своих детей в этом вопросе. Интересно, что только 29% опрошенных подростков считают, что в школе много задают на дом. Большинство же респондентов (60%) лишь частично согласны с данным утверждением. Скорее всего, только некоторые учителя, по их мнению, много задают на дом.(Приложение 2, с.22. Диаграмма 2.)

    В общении со сверстниками, родителями и их знакомыми, в сети интернет, в телевизионных передачах часто можно услышать, что в школе очень сложно учиться. Данная фраза была предложена учащимся в ходе анкетирования. Поразило то, что всего 15% полностью согласны с данным мнением, частично согласны - более половины подростков (54%). (Приложение 2, с.22. Диаграмма 3)

    Многие ученики считают, что все учителя много требуют от них. Действительно ли это так? Большинство опрошенных частично согласны с этим утверждением (45%). Возможно, всё- таки не все учителя очень требовательны. Только 16% ребят полностью поддерживают предложенное высказывание. (Приложение 2, с.23. Диаграмма 4.)

    Не все ученики удовлетворены своими оценками, возможно, поэтому некоторые считают, что многие учителя занижают оценки. Как выяснилось, чуть больше половины респондентов (54%) согласны с данным утверждением, причём, только 19 учащихся высказали полное согласие (Приложение 2, с.23. Диаграмма 5).

    В 2014 году в нашей школе была введена школьная форма. На сегодняшний день большинство подростков (69%) утверждают, что школьная форма никак не влияет на успеваемость. Только 12 респондентов полностью поддерживают учителей в данном вопросе (Приложение 2, с.23. Диаграмма 6).

    Для многих учащихся, их родителей, и даже учителей слова ОГЭ и ЕГЭ наводят ужас и вызывают панику. Значительная часть родителей внушают своим детям мысль, что если они будут плохо учиться, то не сдадут экзамены, тем самым формируя стереотип, что экзамены сдавать очень сложно. Учителя тоже постоянно пугают, если мы не будем учиться, то не сдадим экзамены. Сами же подростки ещё не сталкивались с экзаменами, только учащиеся 5-7 классов писали ВПР и комплексные работы, которые по своей структуре немного напоминают экзамен. Как показало анкетирование, больше всего переживают за будущие экзамены, учащиеся 8 «А» класса. Выпускники же школы настроены более оптимистично. В то же время все девятиклассники в той или иной степени согласны с мнением, что экзамены сдавать очень сложно. Причём, во всех классах большинство опрошенных полностью придерживаются данной точки зрения.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 7.)

    Другим устоявшимся стереотипом в современном обществе, в формировании которого значительную роль играют родители, является следующий: « не имея высшего образования, невозможно построить карьеру». Что же думаю подростки по этому поводу? Более трети респондентов (38%) полностью согласны с данным убеждением. Только 23% считают, что и без высшего образования можно добиться успеха в работе и финансового благополучия.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 8.)

    Ещё в 90-х годах XX века в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы. За плату могли получить высшее образование в государственных вузах те студенты, которые недостаточно хорошо сдали вступительные экзамены. Сегодня в высшие учебные заведения поступают на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Многие же учащиеся получают низкие балы по результатам итоговой аттестации и родители вынуждены платить за обучение, желая, чтобы их дети получили именно высшее образование в выбранном ими учебном заведении. Причём, некоторые специальности можно получить только на платной основе. Что же думают ученики по этому поводу? Большинство респондентов (34%) не согласны с тем, что обучение в вузах платное и всё зависит от денег. Полностью согласны с данным утверждением всего (20%) ребят. Как видим, данный стереотип не закрепился в сознании подростков.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 9.)

    Выпускники школы стремятся поступить в вузы для того, чтобы получит престижную и по их мнению, (или мнению родителей) - высокооплачиваемую профессию. С точки зрения школьников, самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: юрист (24 ч.), депутат (19 ч.), полицейский (12 ч.), военнослужащий (11 ч.), врач (10 ч.). Сегодня в сети интернет можно найти много публикаций, в которых перечисляются самые престижные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире. Списки несколько различаются, но есть ряд профессий, которые указываются в топ-10 чаще всего: юристы, программисты и специалисты IT-технологий, врачи, банкиры и предприниматели, дизайнеры и артисты, экономисты и аудиторы, менеджеры, инженеры, лётчики и космонавты . Как видим, мнение детей по некоторым позициям совпало с данными соц.исследований, размещённых в сети интернет. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 10)

    Самые модные профессии для хорольских подростков связаны с творческой деятельностью: дизайнер (32 ч.), стилист (16 ч.), видеоблогер (16 ч.), модель (15 ч.) , модельер (14 ч.). (Приложение 2, с.25. Диаграмма 11). Самыми скучными профессиями подростки считают профессии библиотекаря (13 ч.), учителя (10 ч) и дворника (9 ч.). По приведённым результатам видно, что стереотип, связанный с профессией библиотекаря, наиболее устоявшийся в сознание различных возрастных категорий населения. Очень удивил тот факт, что учащиеся назвали профессию учителя скучной. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 12)

    Известное детское стихотворение В. Маяковского « Кем быть» заканчивается следующими словами: « Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!». Какие же профессии, по мнению ребят, являются самыми нужными? Первое место «присудили» врачу - 47%, «серебро получили» сотрудники полиции - 30%, замыкают тройку самых нужных профессий пожарные (21%), чуть меньше учащихся указали в своих анкетах профессию учителя в данном списке (Приложение 2, с.26. Диаграмма 13).

    Таким образом, итоги социологического опроса, проведённого среди 5-9 классов, показали, что большинство респондентов придерживаются следующих взглядов о школе: знания, которые дают в школе, в дальнейшем пригодятся; большинство учителей немного задают домашнего задания; учиться в школе не очень сложно.

    Данные результаты не ответствуют наиболее устоявшимся стереотипам о школьном образовании в современном российском обществе.

    Глава 3. Взгляды учителей и родителей на подростков

    Взрослые привычно жалуются, что современные дети испорчены интернетом, компьютерными играми, Голливудом и ни во что не ставят традиционные ценности. Конфликт поколений, ничего нового. Так было всегда.

    В современном мире существуют различные стереотипы о подростках, большинство из которых - негативные. Так, большинство взрослых считают, что многие подростки курят, пьют и все ругаются матом. Своё мнение о подрастающем поколением высказали в ходе анкетирования учителя МКОУ СОШ №3 с.Хороль, учителя истории Хорольского района и родители учащихся 5-9 классов.

    Большинство респондентов, как среди родителей, так и среди учителей, уверены, что многие подростки курят и пьют. Полностью согласны с данным стереотипом 38% опрошенных, частично - 43%. На самом деле, некоторые учащиеся даже до занятий или на переменах выбегают покурить за угол школы или к магазину. Классные руководители и администрация школы стараются бороться с курильщиками, но принимаемые ими меры лишь ненадолго останавливают любителей вредных привычек. Курили старшеклассники и в советской школе, сейчас же снизился возраст курильщиков, и всё чаще можно встретить с сигаретой представительниц прекрасного пола (Приложение 2, с.26. Диаграмма 14)

    На улице, в школе, в кинотеатре и в других общественных местах можно часто услышать нецензурные слова. Причём, среди любителей бранной лексики встречаются не только подростки и старшеклассники, но и даже учащиеся более младшего возраста. Большая часть учителей и родителей (58%) считают, что многие подростки используют в речи нецензурные слова. Некоторые (23%) думают, что все подростки ругаются при помощи матершинных слов (Приложение 2, с.26. Диаграмма 15).

    На протяжении нескольких лет (2010 -2016 гг.) психолог Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей. «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» - пишут родители и воспитатели в анкетах . Родители и педагоги Хорольского района лишь частично согласны с тем, что « подростки не уважают взрослых» (60%). Около четверти опрошенных более оптимистично оценивают подростков, не согласившись с данным высказыванием (Приложение 2, с.27. Диаграмма 16). Стоит отметить, что «уважение к взрослым» и «желание выполнять указания взрослых» - высказывания не однозначные. Одной из психологических особенностей подростков всегда являлось стремление к самостоятельности и критичное отношение к указаниям взрослых.

    Один из самых устойчивых стереотипов о современных детях - «подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете». Полностью придерживаются данного мнения только 9 респондентов, большинство же опрошенных (58%) - не совсем согласны (Приложение 2, с.27. Диаграмма 17). На самом деле, многие мои одноклассники, знакомые посещают различные секции, ходят в школу искусств, участвуют в организации классных, школьных и районных мероприятий в свободное от учёбы время, и им некогда сидеть подолгу в интернете, если только для общения.

    Одной из особенностей подросткового возраста является снижение мотивации к учению, появляются другие интересы и увлечения. Очень часто можно услышать, что у современных школьников особенно у подростков - нет интереса к учёбе. Как выяснилось, учителя и родители также придерживаются данной точки зрения. Половина всех опрошенных частично согласны, а одна треть родителей полностью согласны с предложенным утверждением (Приложение 2, с.27. Диаграмма 18).

    Во все времена для подростков было характерно стремление к самостоятельности. Причём, по мнению некоторых подростков, самостоятельность - это непослушание, стремление всё делать по-своему. По сравнению с предыдущими поколениями сегодня школьники стали более безответственными и распущенными. Так считает и взрослое население Хорольского района. 83% респондентов, в той или иной степени согласны с этим стереотипом. (23% - полностью, 60% - частично). (Приложение 2, с.28. Диаграмма 19)

    Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, сейчас редко увидишь детей за чтением книг, некоторые ребята даже не утруждают себя чтением текстов учебников для выполнения домашнего задания. Наблюдается снижение техники чтения учащихся и затруднение осмысления прочитанного. 67% родителей, 52% учителей абсолютно согласны с тем, что школьники мало читают и обладают низким уровнем культуры. Как видим, учителя в данном вопросе настроены более оптимистично - 45% не совсем согласны с этим мнением (Приложение 2, с.28. Диаграмма 20).

    Учителям было предложено оценить уровень знаний современных школьников. Так, большинство педагогов (72%) считают, что уровень знаний учащихся ниже, чем был 10-20 лет назад, из них - 38% полностью согласны с данным утверждением. (Приложение 2, с.28. Диаграмма 21). Одной из причин снижения уровня знаний, по мнению родителей и педагогов, является усложнение школьных программ, учебников. 65% опрошенных родителей абсолютно уверены, что школьные программы усложнились, и стало сложнее освоить изученный материал. Учителя Хорольского района не так категоричны в данном вопросе: только 41% согласны с родителями. Большинство педагогов (45%) лишь частично согласны с этой точкой зрения. (Приложение 2, с.29. Диаграмма 22)

    Наряду с негативными стереотипами о подростках можно услышать и мнение о том, что современные дети стали лучше развиты, более уверенны в себе. Во время просмотра телевизионных передач « Лучше всех», «Пусть говорят», «Синяя птица» и видеороликов в сети интернет, удивляешься способностям и талантам детей. Большинство респондентов (54%) лишь частично согласны с утверждением, что «Современные школьники лучше развиты, у них шире кругозор», четверть опрошенных так не считают. При этом, 83% педагогов уверены, что у современных подростков больше возможностей для всестороннего развития (Приложение 2, с.29. Диаграмма 23). По-видимому, учителя думают, что некоторые хорольские дети не используют те возможности, которые сейчас хорошо представлены в Хорольском районе: занятия спортом, музыкой, танцами, робототехникой и т.д.

    «Многие родители считают, что дети, переходя в старшие классы, могут обходиться и без их помощи». Данное утверждение можно часто услышать от учителей, и поэтому в ходе анкетирования, педагогам было предложено высказать своё мнение. Полностью согласны с предложенным стереотипом 58% опрошенных (Приложение 2, с.29. Диаграмма 24). По моим наблюдениям только некоторые родители нашего класса регулярно посещают родительские собрания, принимают участие в мероприятиях класса и школы. Хотя ещё несколько лет назад, когда мы были учащимися начальной школы, фактически все родители активно участвовали в жизни класса и школы. Возможно, многим родителям, не хватает времени на то, чтобы уделять больше внимания школьной жизни ребёнка.

    Как показал социологический опрос, стереотипы о современных подростках абсолютно у всех респондентов сформировались на основе личных наблюдений.

    Из всего выше перечисленного следует, большинство родителей и педагогов избегают крайностей в оценивании современных подростков. В большинстве предложенных вопросов, основная часть респондентов высказывают частичное согласие со стереотипами. Несмотря на то, что, по мнению и учителей, и родителей, школьные программы усложнились, ученики мало читают, и уровень их знаний ниже, чем был у школьников 10-20 лет назад. При этом у современных подростков по убеждению взрослых, больше возможностей для всестороннего развития и расширения кругозора.

    Заключение

    В ходе данного исследования были изучены различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека. По мнению учёных - психологов, стереотипное мышление - бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе.

    Как показал социологический опрос, большинство школьников не придерживаются негативных стереотипов о школе, учителях и объёме домашнего задания. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования в отношении подростков не нашла своего подтверждения. Самым поддерживаемым стереотипом у учащихся является стереотип об экзаменах. Подавляющее большинство респондентов уверены, что экзамены сдавать очень сложно.

    Взрослые респонденты оказались менее оптимистичны в своих оценках подрастающего поколения. Большая часть родителей и педагогов считают, что у современных подростков уровень знаний ниже, они мало читают, курят и используют в речи нецензурные слова. Также значительная часть подрастающего поколения, по их мнению, не уважает взрослых и стали более безответственными и распущенными. Свои взгляды взрослые усиленно внушают детям. Впрочем, так было во все времена. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н.э.) высказывался о молодёжи следующим образом: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Как видим, проблема взаимоотношений поколений не является новой и остаётся актуальной в современном мире, в котором подростки подвержены значительному влиянию СМИ и современных технологий.

    Стереотипы подростков приобретают отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего — с раннего детства. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта.

    Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стремление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

    Список использованных источников и литературы

    Результаты социологического опроса среди учащихся 5-9 классов, родителей, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района. - Хороль. - 2017

    Справочная и учебная литература

    Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 - 111 с.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. - М.: Bako, 2016 - 240с.

    Интернет - источники

    Закон о запрете на использование нецензурной брани принят Госдумой. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/(15.11.2017)

    Круподёрова О.Е. Преодоление стереотипов у современных школьников. - Режим доступа: https://infourok.ru(20.11.2017)

    Особенности современных подростков - Режим доступа: studwood.ru https://studwood.ru/ (20.11.2017)

    Психология жизни. - Режим доступа: http://lichnorastu.ru (19.11.2017)

    Работа и вакансии. - Режим доступа: http://www . SuperJob.ru (19.11.2018)

    Словари и энциклопедии. - Стереотип. - Режим доступа: https://dic.academic.ru (24.11.2017)

    Советы - твой журнал. - Режим доступа: https://sunmag.me/sovety/ (19.11.2017)

    Цитаты великих и известных людей. - Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_molodezh.html(19.11.2017)

    Школьники назвали самые востребованные профессии. - https://rg.ru/2012/02/07/opros.html (20.11.2017)

    Школьные знания. - Режим доступа: https://znanija.com/task/ (22.11.2017)

    Приложения

    Приложение 1. Анкеты для участников образовательного процесса

    МКОУ СОШ №3 с. Хороль

    Анкета 1 (для учеников)

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    1) В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

    2) В школе много задают домашнего задания.

    3) В школе очень сложно учиться.

    4) Все учителя много требуют от учеников.

    5) Многие учителя занижают оценки

    6) Школьная форма никак не влияет на успеваемость

    7) Экзамены сдавать очень сложно

    8) Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

    9) Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

    10) Профессии:

    А) Самые высокооплачиваемые профессии:

    Б) Самые модные профессии:

    В) Самые скучные профессии:

    Г) Самые нужные профессии:

    Анкета 2 (для родителей)

    В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    2. 1) У школьников нет интереса к учёбе.

    2) Школьники стали более безответственными и распущенными.

    А) Полностью согласен

    3) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    4) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

    5) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

    6) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

    Анкета 3 (для учителей)

    В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    1) Многие подростки курят, пьют.

    2) Все подростки ругаются матом.

    3) Подростки не уважают взрослых.

    4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

    1) Уровень знаний современных школьников ниже, чем 10-20 лет назад.

    2) У школьников нет интереса к учёбе.

    3) Школьники стали более безответственными и распущенными.

    4) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    5) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

    6) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

    7) У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

    8) Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

    9) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

    Приложение 2. Диаграммы по результатам социологического опроса

    Диаграмма 1 .В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

    Диаграмма 2 . В школе много задают домашнего задания.

    Диаграмма 3 . В школе очень сложно учиться.

    Диаграмма 4. Все учителя много требуют от учеников.

    Диаграмма 5 . Многие учителя занижают оценки

    Диаграмма 6. Школьная форма никак не влияет на успеваемость

    Диаграмма 7. Экзамены сдавать очень сложно

    Диаграмма 8. Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

    Диаграмма 9. Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

    Диаграмма 10. Самые высокооплачиваемые профессии

    Диаграмма 11. Самые модные профессии

    Диаграмма 12. Самые скучные профессии

    Диаграмма 13. Самые нужные профессии

    Диаграмма 14. Многие подростки курят, пьют.

    Диаграмма 15. Все подростки ругаются матом.

    Диаграмма 16. Подростки не уважают взрослых.

    Диаграмма 17 . Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

    Диаграмма 18. У школьников нет интереса к учёбе.

    Диаграмма 19. Школьники стали более безответственными и распущенными.

    Диаграмма 20. Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    Диаграмма 21. Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал

    Диаграмма 22. Школьники лучше развиты, у них шире кругозор

    Диаграмма 23. У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

    Диаграмма 24. Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

    Под дрессировкой собак русских спаниелей понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.
    Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.
    В свете этого учения дрессировка русского спаниеля представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

    Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.
    Безусловные рефлексы , иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.
    Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.
    Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.
    У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.
    Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.
    Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

    Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.
    Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.
    Раздражители подразделяются на безусловные и условные .
    Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.
    Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством.
    Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.
    Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.
    Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.
    Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.
    Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).
    Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов.
    Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.
    В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
    Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.
    Методы отработки приемов
    В дрессировке собак русского спаниеля применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный , механический , контрастный и подражательный . Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.
    Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.
    Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.
    Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».
    Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак русских спаниелей. Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.
    Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.
    Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.
    Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».
    Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.
    Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

    В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки спаниеля быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.
    Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.
    Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.
    Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.
    Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.
    Раздражители, применяемые в дрессировке собак
    Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.
    Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.
    Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.
    Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.
    Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.
    Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.
    В дрессировке собак русского спаниеля применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.
    Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.
    Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.
    Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.
    Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.
    В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.
    К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.
    Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.
    Пищевой раздражитель - «лакомство» - пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.
    Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
    Средства воздействия дрессировщика на собаку
    При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.
    Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.
    Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».
    Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.
    При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.
    Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.
    В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.
    Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» - один из признаков дисциплинированности собаки.
    Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак русского спаниеля
    Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.
    К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

    • неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь.
      В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает
      у собаки тот или иной новый навык.
      Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом - «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
    • нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка
      заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному
      раздражителю, а следует после него.
      Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
    • запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в
      том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит
      безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате
      чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.
      Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с
      подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп
      собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а
      когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
    • грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и
      воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
    • чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание
      собаки дома и на охоте.
      Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

    Инвентарь для дрессировки
    Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь удлиненный веревочный поводок длиною 15-20 м, толщиной 8 мм с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды «нельзя», «ко мне», «рядом» и «лежать», а также отучить собаку от гоньбы птицы после ее подъема.

    Многочисленные рассуждения собаководов о необыкновенной разумности их питомцев, к сожалению не более чем художественное преувеличение. Как бы ни была умна собака, она не в состоянии понять речь человека, осознать, чего от нее хотят. Именно поэтому, для адекватного введения четвероногого друга в человеческое общество, каждый ответственный хозяин обязан обучить пса самым необходимым навыкам – то есть пройти с ним курс дрессировки.

    В зависимости от предназначения собаки, курс может быть различным: от первичного обучения азам послушания до специального целевого натаскивания на конкретные задачи. Направленность целевого обучения собаки зависит от того, какую функцию ей придется выполнять. Хорошо известны собаки-поводыри, розыскные собаки, собаки-охранники и еще многие области человеческой деятельности, где применяются способности наших четвероногих друзей.

    Спаниели – охотничьи собаки. Это предназначение у них в крови. Трехмесячный кокер спаниель, никогда не видевший дичи, увлеченно идет по найденному следу и радостно приносит брошенный мячик. Однако превратить эти инстинктивные действия в отточенное мастерство серьезного охотничьего пса – задача специалиста по натаскиванию. Чаще всего спаниелей обучают охоте на боровую, луговую и озерную пернатую дичь, иногда – на зайца.

    Как дрессировать спаниеля, чтобы он стал незаменимым помощником на охоте? Существуют отработанные многими поколениями охотников методики натаскивания собак, пересказать которые в небольшой статье просто невозможно. Самое надежное – обратиться за советом и помощью к специалистам. Это защитит вас и вашу собаку от неизбежных ошибок, свойственных новичкам. Однако несколько общих рекомендаций о том, как научить щенка спаниеля командам, я позволю себе высказать.

    1. Одна из первейших вопросов, стоящих перед владельцем маленького спаниеля – как приучить малыша к туалету? Лужицы и кучки в квартире не доставляют удовольствия ни одному хозяину, а щенок, прекрасно чувствуя недовольство, также получает отрицательные эмоции. Конечно, процесс приучения потребует от вас времени и терпения. Внимательно следите за малышом, особенно после еды. Как только он начинает искать место, чтобы справить нужду, крутиться на одном месте, как бы «притаптывая траву», немедленно вынесите его на улицу. После того, как туалет совершен, похвалите щенка. Очень скоро он начнет сам проситься на улицу при необходимости. Конечно, первое время случайные срывы неизбежны. Но вы же не ругаете маленького ребенка за испачканные пеленки, правда?
    2. Дрессировку стоит начинать примерно в четырехмесячном возрасте. Начните с общего курса послушания. Прежде, чем начать обучение малыша охотничьим премудростям, необходимо научить его отзываться на свое имя, выполнять простейшие команды («Ко мне!», «Лежать!», «Сидеть!», «Нельзя!»). Это – азбука собачьей школы дрессировки, без которой невозможно освоение поэзии высокого искусства охоты… За каждую правильно выполненную команду не забудьте поощрить ученика лакомством или похвалой.
    3. Старайтесь как можно больше времени уделять щенку. В этом возрасте молодая собака создает свою картину мироустройства, и человек, находящийся постоянно рядом с ней, становится для собаки центром ее Вселенной. Потратьте свое драгоценное время на маленькое существо, которое вы сами принесли в свой дом, и однажды вы поймете, как это просто – дрессировать кокер спаниеля. Потому что он сделает все, чтобы оправдать вашу любовь.