Ребенок кусается и дерется что делать. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями. Ребенок дерется с родителями

Селиванова Дарья Александровна

Многим мамам знакома ситуация, когда вдруг их замечательный малыш со слезами бьет родителей кулачками или с гневным взором бросается кусаться. Некоторые впадают в ступор, некоторые гневно отвечают тем же «чтоб знал, как это больно!», а некоторые начинают задумываться: «Нормально ли, если малыш кусается или дерется»? Как правильно вести себя в подобных ситуация? Стоит или не стоит за это наказывать?

Давайте попробуем разобраться в причинах подобных явлений.

Природа наделила человека несколькими базовыми эмоциями: это радость, печаль, гнев и страх. У каждой эмоции существует огромный вариант чувственных проявлений. К примеру, страх может быть как ужасом, так и легким опасением, как переживанием, так и замешательством. И гнев, в свою очередь может проявляться в форме раздражения, недовольства, обиды, злости или даже ярости. Вы уже догадались, что в основе таких поведенческих проявлений, как укусы или удары лежит гнев.
Для чего эта эмоция дана человеку?
Изначально, природа даровала ее как помощника в преодолении препятствий. Гнев помогал выжить и наделял силой, чтобы дать отпор, отстоять свои интересы или показать превосходство и силу. Не имея такого помощника, древним людям тяжело было бы выжить. Однако времена существенно изменились, сейчас уже нет столь сильной необходимости в мобилизации резервных сил организма для самозащиты. Все спорные вопросы можно решить путем диалога и поиска компромиссов. И гнев из помощника превратился во врага, с которым стали усердно бороться. Ведь большинство людей считают, что испытывать и проявлять гнев – невоспитанно, некультурно и недостойно. Поэтому когда родители сталкиваются с проявлениями гнева у своего малыша, они начинают задумываться: а все ли в порядке с их крохой?

Стоит их успокоить: проявления гнева – совершенно нормальное явление.
Ребенок пользуется тем, что ему дала природа. Он пока не умеет по-другому проявлять свое недовольство. Однако здесь нужно обратить внимание на частоту и интенсивность этих проявлений. Потому как если такие ситуации повторяются изо дня в день, лишь усиливаясь и появляясь все чаще и чаще, то стоит бить тревогу и начинать искать причину переизбытка таких эмоциональных разрядок. Почему малышу постоянно приходиться выплескивать свой гнев?

Дело, как ни странно не в конкретных причинах и не в избалованности малышей. Гнев, как и любая другая эмоция, имеет различную степень выраженности и силу своего проявления.

К примеру, Вы вышли из дома в отличном настроении, у Вас замечательно складывается день и Вы всем довольны. И вдруг кто-то в общественном транспорте нечаянно толкнул Вас. В ответ у Вас, скорее всего, возникнет небольшое недовольство, которое быстро улетучится после извинения «обидчика». А если такая же ситуация случиться, когда Вы в ужасном настроении, злитесь на начальника, да еще и предвкушаете выяснение отношений с супругом? Скорее всего, Вас обуяет злость: «Смотри, куда лезешь!» - таким может быть Ваш ответ. В обсуждаемой нами проблеме ситуация совершенно аналогична.
Скажем, в семье поддерживается дружелюбная атмосфера, к малышу относятся с уважением, не игнорируя его потребности и предпочтения. Родители стараются прислушиваться к его эмоциям и переживаниям. В таком случае он вряд ли будет кусаться или драться каждый раз, когда Вы будете собирать его гулять или же усаживаться кушать.
Но вот если в семье все строится по принципу авторитарного главенства родителей, если только они решают, как можно и нужно поступать, да еще и наказывают за непослушание, то у ребенка будет постоянная обида, злость на родителей, или на кого-то одного из них. И поэтому Ваш очередной запрет будет вызывать бурю протеста и даже попытку физической агрессии со стороны малыша. Ведь детям от рождения дается только эмоция. А вот как ее проявлять, они учатся на основе той модели, которая принята в семье. В том случае, если родители постоянно испытывают недовольство поведением малыша, его одергивают и поправляют; его активность и чрезмерная шумность вызывает постоянное раздражение, то родители подавляют «неудобные» проявления через наказание. Оно не обязательно может быть физическим. Уход из комнаты, эмоциональный шантаж («если ты не перестанешь, то я не буду тебя любить» и пр.), запугивание («волк заберет, отдам в интернат»), окрик или равнодушное игнорирование – это все тоже наказание. И тогда малыш четко усваивает – своего нужно добиваться силой. «Ведь родители добиваются своего силой, авторитарным навязыванием «нужного» поведения, то и я буду делать то же самое». Только у малыша еще нет такого арсенала воздействия на родителя. Он пользуется тем, что умеет: а именно дерется и кусается. Причем в том случае, если в семье принято физическое наказание, то процент физической агрессии со стороны малыша возрастает в десятки раз.

Таким образом, если у Вашего малыша случаются частные приступы гнева, сопровождающиеся физической агрессией, то необходимо обратить внимание не на его «ненормальность», а на эмоциональное состояние взрослых, которые его окружают.
Возможно, Вашей семье необходима психологическая помощь, причем в первую очередь именно взрослым. Дело в том, что данные приступы можно научиться пресекать, подавлять. Но это не решит проблему. Вы только загоните имеющуюся агрессию вглубь психического мира малыша. Эмоция не проходит, если ее не выразить.

Чем это чревато?
Во-первых, такие дети обычно являются «драчунами» в детских садах. Они обижают других детей, потому что те не могут как родители им «ответить». Отсюда постоянные склоки в песочницах, жалобы воспитателей и учителей. Научно доказано, что дети, которых наказывают дома, являются более агрессивными, чем их сверстники.
Во-вторых, это может вызвать «покорность» родителям и перерасти в другую крайность. Если наказание за проявления гнева очень серьезные, то малыш будет абсолютно послушным не только дома, но и с другими людьми. Таким деткам сложно постоять за себя, когда есть необходимость. Они не умеют отстаивать свое мнение, интересы. А ведь не забывайте, что модель поведения, заложенная в раннем возрасте, определяет характер человека на всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, стремление подавлять свои чувства привод к тому, что во взрослом возрасте человек не умеет проявлять свои чувства и понимать чувства других людей. И, наконец, постоянно подавление какого-либо чувства, будь то злость или обида, приводит к формированию психосоматических заболеваний. Дело в том, что при возникновении гнева, на уровне физиологии происходят вполне ощутимые изменения: повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, появляется напряжение в мышцах, повышается уровень сахара в крови. И в том случае, если эмоция подавляется и не выводиться, то все эти изменения остаются. Через какое-то время такое состояние «боевой готовности» организма становиться нормой. Однако органы и системы нашего тела не могут работать на пределе долгое время без ущерба для здоровья. Через какое-то время что-то может выйти из строя, и человек заболевает. Причем заболевание уже вполне «ощутимое» и требующее медицинского лечения. Но, зачастую, оно становиться хроническим, сопровождая человека по жизни.

Давайте разберем, как же стоит себя вести в момент физической атаки со стороны Вашего чада.
Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».

Обращаю Ваше внимание на следующие нюансы:
Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» - этого делать не стоит.
Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.

Обязательно в момент Вашей реакции опуститься на один уровень к ребенку и установить зрительный и телесный контакт. Дело в том, что на бессознательном уровне это сигналы к обретению спокойствия, так как мама рядом. И даже если сейчас преобладает злость по отношению к Вам, то все равно это подействует успокаивающе.

Фразу, с которой Вы начнете свое обращение к ребенку, нужно строить обязательно в утвердительной форме и обязательно с обозначением эмоционального состояния малыша. Это необходимо для того, чтобы дать ему понять, что Вы понимаете его чувство. Ведь фактически атака устраивается с целью продемонстрировать свое чувство. А если Вы его поняли и обозначили, то цель достигнута и дальнейшее продолжение становится бессмысленным. И Ваш тон не должен быть приказным, поучающим или повелевающим. Интонация должна быть по возможности нейтральной.

Если Вам поведение малыша причинило боль, то говорить об этом стоит именно с позиции «Я-высказывания». Это такое предложение, где используется только местоимения «Я», «мне», «меня», но нет места для «ты, тебя, твое». А действие малыша лучше сформулировать безлично. То есть не: «Не кусайся, сколько раз ТЕБЕ говорить!», а «мне не нравиться, когда меня бьют». Не: «меня раздражает, когда ТЫ кусаешься, не делай так!», а «Я очень недовольна, когда дети кусаются». Казалось бы, несущественное изменение несет в себе более глубокий смысл. В нем не содержится обвинения, которое неизбежно есть в «ты-высказываниях». А «я-сообщения» приводят к тому, что ребенок не начинает обороняться и защищаться от нападок, что еще более способствует «остыванию» и уходу эмоции. Воспитание о том, что так себя вести не стоит, необходимо проводить после случившегося, когда эмоции уже схлынули. Тогда малыш будет способен Вас услышать. В момент атаки это делать бессмысленно.

Однако гораздо более полезным является регулярная профилактика таких атак. В связи с тем, что гнев является естественной эмоцией, которая возникает даже у самых спокойных детей, пока малыш не научился выражать свое недовольство спокойно, стоит проводить специальные игры. Их условно можно обозначить как «гнево-профилактические», поскольку основная их цель – это моделирование телесного и звукового проявления гнева. Они позволяют в игровой форме снять тот эмоциональный накал, который мог скопиться у Вашего малыша. Приведу общие рекомендации и примеры таких игр:

Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами. Любимыми играми детей, в которые мы играем на консультациях, являются:
Драка воздушными шариками или подушками. Не редко я совмещаю ее с игрой на профилактику вербальной агрессии, которую назвала «шпрот». Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты - чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание меча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.

Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов. Например:
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.

Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.


Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.


Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.


Психологи практически единодушны - основная причина детской неосознанной агрессии - в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев - проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.


Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают , говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия - это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.


Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил - сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно - контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.


Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт - он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.


«Все дети рождаются невинными и добрыми», так сказал Джон Грей, в своей книге Дети с небес. Так от куда же в этих невинных существах просыпается агрессия по отношению к другим детям? С этим я бы и хотела сегодня разобраться.

Пока мой малыш сидел в коляске и миленько улыбался, я с ужасом смотрела на старших детей и не понимала, как же можно себя так вести, кусаться, драться, отбирать игрушки и т.д. «Конечно же мой таким не будет, я все для этого сделаю», я так думала, пока меня это не коснулось.

Новый этап взросления

Стукнуло моему малышу первый год, милое создание, хороший мальчик, но это продолжалось недолго. Он очень скоро тоже стал таким же забиякой. Как говориться, чего боялись, на то и напоролись. Он стал кусаться, драться, отбирал игрушки, вел себя неадекватно с другими детьми. В нашей песочнице с моим сыном случилось это раньше всех, видимо, у каждого по-разному этот этап наступает. В общем, дети натерпелись от моего забияки.

Настал сезон отпусков и мы поехали на море, с нами отдыхали еще четыре мальчика, наших кумовей, вот там-то и началась жара. Каждую минуту раздел игрушек, снова покусанные и побитые дети, сын вел себя на уровне с самым старшим мальчиком, которому было 3 года. Они там были самыми ярыми задирами.

Меры наказания

Я конечно пыталась всячески бороться с этим кошмаром. И разговаривала с ним, хотя что ж тут добьешься от годовалого ребенка, и кусала в ответ, если он кого-то укусит, и била по попе, честно сказать, ничего не помогало. Я была на грани, и детей жалко, да и моего малыша жалко, а объяснить никак не удавалось. Он все равно продолжал кусаться и драться.

Такая ситуация продолжалась у нас два месяца. Мои старания ни к чему не привели, только нервы измотала себе. В итоге, все прошло само собой.

Итоги

Как теперь я понимаю, кусался он из-за того, что лезли активно зубы, и ребенок всячески пытался их об кого-то почесать и жертвами выбирал таких же детей, как и он сам – жестокая, но правда. Или когда отбирали игрушку, тогда зубы для него были средство защиты.

Дрался малыш тоже из-за игрушек, и этому найдется объяснение, ребенок в таком возрасте совсем еще не понимает, как нужно вести себя с людьми, как нужно излагать свои желания. Конечно, еще тогда в годовалом возрасте я всячески объясняла ему, но год это совсем мало, чтобы понять такие серьезные рамки в отношениях. Проще было ударить, укусить и отобрать.

Теперь, по истечении времени, я могу сказать точно, что это был такой этап взросления. Конечно, бороться надо с этой проблемой обязательно, но как показала моя практика, шлепок по попе и моя сдача на его кусанье ничего не дали.

Возможно, помогло бы рассказывать ребенку сказки с любимыми сказочными героями, учитывая те ситуации, которые происходили с ними. Но это я только теперь стала понимать, тогда такие идеи не приходили в голову.

Если бы ситуация усугубилась, я, не сомневаясь, отвела ребенка к психологу, за подсказками для молодой неопытной мамы.

Каждый этап взросления обязательно нужно пережить малышу, это его опыт жизненного роста. Мы родители должным быть мудрее, стараться держать себя в руках, направлять и подсказывать, ведь наши малыши только начинают жить и у них еще очень много всего нового впереди.

А у вас были такие ситуации? Как вы с ними боролись?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).

Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.

Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.

Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.

Многие взрослые оказывались в ситуации, когда малыш вдруг бросался кусаться или агрессивно сжимал кулачки. Что делать в такой ситуации? Не обращать внимания? Откликнуться агрессией на агрессию? Сначала стоит задуматься, почему у малыша такое поведение.

Почему малыши кусаются?

Малыш сначала рождается с большим «набором» эмоций. А их проявление зависит от того, как их выражают взрослые. Если в вашей семье заведено делиться собственными чувствами, если нет давления на малыша, к его потребностям прислушиваются - и маленькая вероятность того, что он будет кусаться или драться, когда его забирают с детской площадки или усаживают кушать.

Если же взрослые все решают за малыша, да еще наказывают за неподчинение, у малыша накапливается обида, злость на взрослых. Поэтому ваш запрет может вызвать решительный протест со стороны ребенка вплоть до физической агрессии. Данные поступки можно пресекать, угнетать, но это не решит проблему. Вы только перенесете негативную эмоцию в глубину психического мира малыша, и кто знает, чем это в будущем закончиться.

Не редко такие малыши становятся драчунами в школе или в детском саду. А ведь детская модель поведения останется на всю жизни в человека. Каким бы вы хотели своего малыша видите в дальнейшем?

Как поступать родителям, если малыш агрессивно ведет себя в момент гнева?

  1. Сначала постарайтесь своевременно предупредить «зубо- и рукоприкладство» со стороны малыша. Если ребенок начинает злиться и нервничать - отвлеките его чем-нибудь, например, пускай прогуляется в магазин или поиграет в другую игру.
  2. Если это не помогло, необходимо остановить приступ агрессии. Сильно обнимите малыша. Не скрутите, не схватите - обнимите.
  3. Будьте на его уровне и смотрите в глаза.
  4. Поговорите о его чувствах: «Ты не хочешь отдавать игрушку. Я тебя понимаю». В такой ситуации ваша речь должна звучать реально и намечать эмоциональное состояние малыша. Покажите ему, что понимаете его, ведь цель этих действий - показать свое чувство. И если цель достигнуть - агрессия не продолжается.
  5. Если ребенок причинил вам боль - обязательно скажите об этом. Фразы формулируйте безлично. Не «я же говорила, что сражаться нельзя», а «Мне жутко. Я сержусь, когда кто-то меня кусает или бьет».

Как бы вам ни хотелось накричать на малыша, наказать или просто сказать «нельзя!» - не стоит этого делать. У ребенка в этот момент сильная злость и он не может осознавать своих действий. Также, если во время злости приказывают - это провоцирует к большому накалу страстей. Эти действия только усугублять гнев, а не предотвратят его. Даже если получиться остановить атаку ребенка, эмоция останется и через некоторое время найдет выход.

Основное, любите своего малыша не только послушным и ласковым, но и в порыве его гнева. Если он будет в вас уверен - он не будет проверять вашу любовь агрессивными методами.