Развлечения в дороге на машине для детей. Счет в дороге. Игра "Кто летает"

Путешествие в автомобиле или долгая дорога домой в пробке ограничивает маленькому непоседе возможность резвиться. Двигаться - естественное состояние растущего организма, поэтому ему порой бывает так трудно усидеть на месте. И в эти моменты родителям приходится быть особо изобретательными, чтобы занять своего ребенка и избежать истерик, криков и испорченного настроения.

С технической стороны всё выглядит довольно несложно - все мы знаем, как и где пристроить в машине детское кресло или бустер, а как же психологическая сторона? Не травмирует ли ребенка поездка в шумной и рычащей железной коробке? И чем его занять во время поездки, чтобы и от процесса вождения не отвлекаться и чадо было довольно и счастливо? «Колеса.ру» поговорили об этом с детским психологом Верой Келим.

Всё зависит от возраста

Можно ли сказать, что для ребенка поездка в автомобиле - это стресс? Для каждого возраста есть свои тонкости.

Детям до полутора лет сложно переживать «отрыв от родителей», так как кресла для младенцев в целях безопасности повернуты в другую сторону и нет возможности быть на руках у родителя, у детей складывается ощущение покинутости. В результате - слезы.

Для ребенка от полутора до трех лет поездка на автомобиле тоже может быть стрессом, потому что детям сложно быть привязанными к креслу - они крайне непоседливы в этом возрасте. Справиться с этим очень легко - в дальних автомобильных путешествиях можно (и нужно) останавливаться каждые два часа, чтобы размяться и погулять.

А вот для ребят старше трех лет поездка будет скорее не стрессом, а настоящим приключением. Но если вы собираетесь гнать 8-10 часов без остановки, то ребенок устанет и будет капризничать. Во всем нужно знать меру.

Как же увлечь ребенка?

Примерно после пяти лет ребенок в состоянии сам себя развлекать, пока родитель отдыхает или сидит за рулем.

Впрочем, этот ценный навык - самостоятельно развлечь себя - может сформироваться и раньше. Тут главное - обучать. Сначала вы развлекаете ребенка, а потом он продолжает все делать сам.

А может, просто дать ему планшет с мультфильмом?

Вопреки расхожему мнению, в компьютерах и мобильных устройствах как таковых нет ничего плохого. Просто нужно грамотно их использовать.

Прежде всего, нужно внимательно отнестись к подбору контента. Давайте детям играть только в те игры и смотреть только те мультики и кинофильмы, в которых вы уверены.

Планшет, безусловно, увлекает ребенка. Но использовать его нужно в последнюю очередь, когда вы поиграли уже во всё и нет возможности выйти на улицу. Также маленький компьютер пригодится, если вы вынуждены ехать наедине с ребенком, и у вас нет возможности отвлекаться от дороги.


Долго оставлять ребенка с планшетом наедине не стоит

Для маленьких детей - от полутора до трех лет - разумный лимит составляет 20 минут в день. Короткометражные мультики идеально подойдут для этого возраста.

Для ребят старше трех лет - 1,5 часа в день. Лучше показывать один полнометражный мультик или кино - это связано с утомляемостью. Если при этом вы будете прислушиваться к происходящему на экране и комментировать, ребенку будет смотреть интереснее и полезнее. Он будет учиться оценивать происходящее, отвечать на ваши вопросы про сюжет или учиться описывать внешний вид героев.

Экран в подголовнике работает лучше

Естественно, необязательно покупать люксовый автомобиль со штатными экранами. Можно купить, к примеру, держатель для планшетного компьютера. В руки же устройство давать не следует. Это опасно! Можно легко травмировать ребенка и испортить планшет.


Аудиокниги тоже помогут

Радиоспектакль или качественно записанная аудиокнига - прекрасный вариант для развлечения в дороге для всех возрастов. Но нужно учитывать нюансы:

  • Детям до трех лет тяжело воспринимать сюжеты на слух, следовательно, эта задумка бесполезна. Зато с маленькими детьми можно слушать и петь детские песни. И необходимо, чтобы родители участвовали в этом процессе - это не только объединит вас и вашего ребенка, но и поможет развить слуховое внимание.
  • В возрасте от трех до шести лет лучше всего подойдут простые детские пьесы и аудиоспектакли. И только после шести лет разумно включать чаду настоящую аудиокнигу.
  • Прежде, чем включать аудиокнигу ребенку, поставьте ему аудиоспектакль - не монотонное чтение, а разнообразные интонации и звуки. Лучшие аудиоспектакли были из советской коллекции Гостелеоадиофонда - их до сих пор можно найти в уже современных форматах.


Игры и общение без современной техники - еще лучше

Игрушки

Малышам подойдут подвесные игрушки и игрушки среднего размера от 5 до 20 см в длину. Не маленькие, чтобы не проглотили, и не большие, чтобы не были громоздкими. Детям постарше можно давать и мелкие игрушки.

Важно! Игрушки малышам выдавать лучше по одной. Чем младше ребенок, тем быстрее его внимание рассеивается. Если дать ему сразу все игрушки, то через 5 минут он наиграется, а вы даже не успеете выехать из двора.


Книжки с картинками и раскраски

Такой набор подойдет ребятам старше трех лет. Если нет специальной книжки, то подойдет любой блокнот или альбом. Только не давайте ребенку ручки и фломастеры, а то он разрисует вам салон автомобиля. Наиучшим образом подойдут цветные карандаши.


«Житель автомобиля»

Есть один отличный прием, распространенный среди педагогов, подходящий для всех детских возрастов. Необходимо иметь какой-либо вид развлечения, который находится только в машине. Например, это «суперкарандаш» или игрушка, которые «живут» в автомобиле. Так у ребенка к вещице будет намного больше интереса.

Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» - естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве, да еще «смирно». Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности. Поэтому для того, чтобы развлечь малыша, возьмите с собой в дорогу сумку, положите в нее несколько маленьких игрушек, куклу, одевающуюся на пальцы, игрушечный самолет, стеклянную призму (которая предназначена для детей постарше) и кассетный плейер с записями нескольких сказок или песен.

Чтобы содержимое сумки вызвало интерес ребенка, положите в нее и необычную игрушку - «волшебную» грифельную доску, маленькую доску для мела или несколько игрушечных персонажей из сказок. А для детей постарше придумайте простые «волшебные» фокусы. Дети часто испытывают голод во время длительных поездок в автомашине. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров и сухих завтраков.

Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, - это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.

Запиши рассказ на пленку.

Возьмите с собой в машину магнитофон и пустую кассету, тогда в пути ваш ребенок сможет записать на пленку свой «радиорассказ». А чтобы обеспечить творческий процесс, сначала подскажите место, где может происходить действие, - лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам. При этом не забудьте вовремя включить магнитофон. Когда малыш закончит свою историю, выключите магнитофон и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рассказал. Пусть время от времени рассказчик перематывает пленку и слушает ее сначала. Если в машине несколько детей, они могут создавать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.

Продолжайте рассказ в течение нескольких путешествий, или каждый раз можно придумывать новый. Некоторым детям нравится сам процесс - записывать истории на пленку, но потом они теряют к ним интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.

Эта затея семьи Шлессингер может понравиться всем, независимо от возраста. Вам удастся рассмешить своих пассажиров всего лишь одной простой надписью «Помашите рукой, если вы знамениты». Лучше ее написать огромными буквами на картонке или на большом листе бумаги. Пусть дети держат плакат в окне и забавляются тем, как реагируют на него окружающие.

Первая Буква.

Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М", который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?» Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.

Приметы времени.

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда вы проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, и какими - вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова.

Слова - это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай.

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение.

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особенного случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены - когда-нибудь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню.

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Быстрая зарисовка.

Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.

Совет путешественника.

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать - поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом - машины, на третьем - люди, на четвертом - деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.

Хор в автомобиле.

Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль - прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам.

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских песен или ваших любимых народных песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я.

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию.

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полосках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть их.

Печальный вид.

Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» - и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.

Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.

Систематика.

Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.

Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы - пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение - библиотека, почта, больница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.

Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.

И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по церквам».

Эхо.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук.

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры - «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

Совет путешественника.

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д».

«Т»-слова.

По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.

Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше - рисовать предметы, которые они видели.

Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.

Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.

Сочини стишок.

Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:

Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.

Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:

Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.

Угадай, что это.

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге.

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до по только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.

Номерной знак.

В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:

Дуплеты и триплеты - ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;

Государства - посмотрите, сколько номерных знаков различных государств вы сможете обнаружить;

Необычные номерные знаки - ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;

21 - ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы при думаете;

Алфавит - находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.

Как мы слышим Буквы.

Пока младшие дети играют в номерные знаки, вы можете с помощью другого упражнения развивать у старших способность различать буквы на слух. Для этого кто-то из вас называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист. Играйте по кругу против часовой стрелки. Предложите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем проверьте себя - получится ли это у вас быстрее.

Путешествие «куда-нибудь».

Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.

Совет путешественнику.

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации вашего внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2-3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Кассета со сказкой.

Поездка в автомашине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плейер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине.

Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.

Забота о меню.

Поберегите ваши вкусовые рецепторы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.

Слова по алфавиту.

Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных, - это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: антилопа, баран, волк, гиена… Маленьким детям можно подсказать. Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова.

Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет антилопу, затем старший назовет других животных на «А», например, акула или аллигатор. Взрослый тоже может играть или помочь каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.

Домашнее задание.

Когда вы вернетесь домой, выберите какой-нибудь предмет или животное, о котором не знает ваш малыш, и почитайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Сладкие Бусы.

Полка универсама предлагает больше, чем просто пищу. Это богатый материал для разных занимательных поделок. Например, купите сухой завтрак «Колечки». Из этих вкусных кружочков могут получиться отличные бусы и браслеты. Привяжите конец нитки к столу, и пусть ваш ребенок, соединив потом концы нитки, сделает из этих кружочков длинные бусы. Затем положите бусы в пластиковый пакет до следующей поездки в машине. А тогда наденьте их ребенку на шею, и пусть он грызет их, когда захочет.

Направления.

Если ваш ребенок пытается выучить, где право, а где лево, помогите ему, посвятив пять минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку скажет вам повернуть влево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает влево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Пространственные отношения.

Когда ваш ребенок станет чуть старше и уже будет знать, где правая, а где левая сторона, вы можете использовать машину, чтобы помочь ему развить чувство дистанции. Для этого вы проезжаете четверть километра, полкилометра, километр, а затем называете расстояние - 250м, 500м и 1000м, то есть то, которое вы проехали.

Кто увидит первым.

Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу - поднять обе ноги, а если увидите собаку - залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы.

В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы - улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом - три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Начнем с пальчиковых игр. В них можно играть с ребятишками любого возраста где угодно: в автомобиле, поезде, самолете, на вокзале или в аэропорту. Не забудьте разучить перед путешествием несколько новых игр для маленьких пальчиков!

Свинка. Легонько сжимайте пальчики на ножках малыша, начиная с большого, приговаривая стихотворение:

Эта свинка ест сосиски,
Эта – сладкие ириски,
Эта свинка ест варенье,
Этой нравится печенье.
Эта говорит: «Хрю-хрю,
Я картошечку люблю!»

В конце пощекочите пяточку малыша. Точно так же можно играть с пальчиками на ручках, пожимая их или загибая.

Цап-царап! Положите ручку малыша на свою раскрытую ладонь. Рассказывайте стишок, слегка покачивая ладонью. А на словах «цап-царап» хватайте малыша за ручку. При этом приговаривайте: «Скорее, скорее убирай ручку! Прячь ручку! Схвачу-схвачу!» Сначала малыш будет просто смеяться, потом поймет смысл игры и станет прятать свою ручку, едва услышит команду «цап-царап».

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка.
В пушистые лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!

Чем занять ребенка в дороге: ку-ку и другие забавы

Нередко простые игры оказываются самыми эффективными. Как только ребенок в путешествии начнет капризничать, вспомним любимые «ку-ку» и всевозможные прятки – капризы как рукой снимет!

Ку-ку! Можно придумать множество вариаций этой игры. Сначала закройте лицо ладонями, потом откройте и скажите: «Ку-ку!» Каждый раз, убирая руки, меняйте выражение лица, стройте гримасы, смешите ребенка, показывая только часть лица (например, губы, нос, один глаз). Можно закрывать лицо носовым платком или же прятать под платок самого малыша. Еще можно прятаться за спинку кресла и выглядывать оттуда. Попробуйте несколько раз выглянуть с одной и той же стороны кресла, а потом – с другой. Для малыша это станет сюрпризом: ведь он ждал вас совсем в другом месте.

Паучок. Представьте, что ваша рука – это паучок. Пусть «паучок», перебирая лапками-пальцами, ползет по ножке малыша, затем по животику, добирается до груди, падает вниз и снова начинает свое восхождение под ритмичный стишок:

Отважный паучок
На дерево взбирался,
Поднялся ветерок,
И паучок сорвался.
Но скоро ветер стих,
И солнышко сияет.
Наш паучок опять
Вершины покоряет.

Где игрушка? Возьмите небольшую игрушку и на глазах у малыша спрячьте ее в зажатом кулаке. Пусть кроха достанет игрушку, разгибая ваши пальцы. Игрушку можно прятать в разные коробочки, заматывать в носовой платок и т.п. А малыш пусть находит и достает.

Где носик? Спросите ребенка: «Где твой носик?» Ответьте: «Вот носик!» и коснитесь его носика. Потом спросите: «А где мамин носик?» Возьмите ручку малыша и коснитесь ею своего носа: «Вот мамин носик!» Точно так же поищите ротик, лобик, ушко, щечку и другие части тела сначала у ребенка, потом у мамы.

Глядим в окошко. Начиная с 8–9 месяцев ребятишки уже активно интересуются всем, что происходит вокруг. Обращайте внимание малыша на мелькающие за окном домики, речки, мосты, собачек, птичек и т.п. Повторяйте звукоподражания: «Вон машинка поехала – би-би, а вон трактор – тр-тр-тр, смотри, лошадка – иго-го!» Так вы не только займете малыша в дороге, но и потренируете его внимание и мышление, будете развивать его речь.

Игра со шторкой. Если вы летите в самолете и сидите у окна, пусть малыш поиграет со шторкой: поднимает и опускает ее. Большинство маленьких детей в путешествии предается этому простому занятию довольно долго. В поезде или автобусе тоже можно найти шторке полезное применение, двигая ее вперед и назад.

Чем занять ребенка в дороге: творчество

Развлечь ребятишек постарше в дороге проще: можно рисовать, раскрашивать, делать поделки из бумаги. Но и для годовалых карапузов найдутся дела.

Коллаж из наклеек. В дороге вам пригодится обычный альбом для рисования и несколько листов крупных наклеек с животными, фруктами, машинками и т.п. При необходимости помогайте маленькому творцу, отклеивая наклейку и вкладывая ему в ручку. А дальше он сам найдет ей место на листе.

Будем рисовать! Сначала наклейки в альбом наклеим, а потом там же порисуем. Вложите крохе в руку фломастер или маркер, и пусть пробует черкать им по бумаге. Когда малышу надоест, порисуйте вы – например, изобразите кошечку, зайку, солнышко, елочку и другие узнаваемые предметы. Обязательно называйте все, что рисуете.

Магнитная доска. А можно рисовать не в альбоме, а на магнитной доске! Это очень удобная игрушка для путешествий: малыш покалякал, потом все стерли, и перед вами снова чистое поле для творчества!

Что видим, то и рисуем! Рисовать можно и то, что вы с малышом только что увидели в окошко. Заинтересовался кроха козочкой? Нарисуем ее и рассмотрим: «Тимоша видел в окошке козочку? И мама нарисовала козочку! Вот козочка! Ме-ме!» А потом нарисуем домик, машинку, трактор.

Чем занять ребенка в дороге: игрушки-помощники

Незадолго до путешествия с ребенком купите несколько новых игрушек и возьмите их с собою в дорогу. Они помогут увлечь маленького путешественника и сделают дорогу легче и приятнее.

Книжки. Возьмите с собой несколько книжек для малыша. Любимые книжки помогут маленькому путешественнику справиться со стрессом и напомнят о доме, а новые – на некоторое время его займут. Лучше всего подойдут картонные книги с толстыми страничками и яркими рисунками. Еще хороши всевозможные книжки-игрушки с мягкими вставками, пищалками, подвижными элементами. Чем больше разных «спецэффектов», тем интереснее малышу.

Руль. В качестве дорожной игрушки, особенно во время путешествия в машине, малышу наверняка понравится руль. Ребенок сможет не только сигналить, нажимая на кнопочки, но и, подражая папе, рулить прямо в своем автокресле.

Игровые панели. Приготовьте в дорогу новую игровую панель с разными кнопочками, рычажками, гремелками. Пусть она будет вашим неприкосновенным запасом на тот случай, когда простые игры уже перестанут удовлетворять малыша.

Куклы-перчатки. В дороге вам могут пригодиться куклы-перчатки. С их помощью можно разыграть для малыша импровизированную сказку, рассказать стишки и потешки, спеть песенку.

Волшебный мешочек. Сложите в небольшой мешочек или косметичку разные интересные и безопасные для малыша «штучки»: погремушку, четки, ленточки, платочки, бумажки, старую магнитофонную кассету... Дайте малышу мешочек с сокровищами, пусть вытаскивает оттуда предметы, изучает и использует по своему усмотрению. Если он не догадается потянуть пленку из кассеты, подскажите ему. Наверняка разматывание пленки увлечет кроху надолго.

Чем занять ребенка в дороге: игры из ничего

Иногда, чтобы развлечь малыша во время автомобильного путешествия, достаточно одной только маминой фантазии. А игрушками могут стать любые предметы, которые окажутся под рукой.

Бутылка-гремелка. Пустая пластиковая бутылка может стать и занятной погремушкой. Нужно только насыпать в нее несколько монеток, орешков или конфет. Хорошо закручиваем крышку и выдаем ребенку. Пусть гремит в свое удовольствие! Только важно внимательно смотреть за малышом, чтобы он не тянул мелкие предметы в рот.

Чудо-салфетки. Пачка белых бумажных салфеток способна надолго отвлечь кроху от капризов. Правда, потом родителям придется убирать клочки бумажного «снега». Пусть малыш разворачивает салфетки, мнет их, рвет на кусочки. Только внимательно следите, чтобы кроха в процессе игры не наелся бумаги.

Журнал. Взятые в дорогу книжки-картонки малышу уже наскучили? Тогда дайте ему прочитанный журнал. Малыши любят рассматривать что-то новенькое. Но, скорее всего, журнал разделит участь салфеток из предыдущей игры. Также можно аккуратно на глазах малыша вырвать из журнальных фотографий фигурки людей, животных или предметов и разыграть с этими «персонажами» небольшую сценку.

Куколка из салфетки. Из бумажной салфетки в считанные минуты можно смастерить пальчиковую куклу. Ее можно позвать на помощь, если малыш раскапризничался. Берем бумажную салфетку, смачиваем кончик в воде и наматываем на конец указательного пальца, как будто хотим его забинтовать. Затем обжимаем салфетку вокруг пальца, чтобы получился шарик. Из второй салфетки делаем платьице, обвязывая ее вокруг пальца ниже бумажной «головы». Фломастером рисуем кукле глаза, нос, рот. Готово! Кукла оживает, вызывая у малыша восторг. Ведь это и в самом деле волшебство! Вот была просто салфетка, и вдруг превратилась в живое существо, которое двигается, смотрит, разговаривает (пусть и маминым голосом), может похвалить или пожалеть.

Фонарик. Если за окном уже стемнело, а малыш не спит, развлекайте его с помощью фонарика. Посветите на ручки и ножки малыша, на свое лицо, на стекло машины, поезда или иллюминатора в самолете. Дайте крохе книжку и освещайте фонариком ее странички. Пусть и малыш попробует устроить свое собственное мини-солнышко.

Как ни крути, а много часов сидения на одном месте кроха не выдержит. Если вы путешествуете с ребенком на машине, периодически делайте небольшие остановки. Расстелите на траве плед и дайте малышу немного поползать. Если он уже ходит, поводите его по травке, покажите что-то интересное (цветочек, букашку, дерево). Усадите ребенка на плед и поиграйте в мячик, перекатывая его друг другу. Подобные перерывы улучшат настроение крохи и сделают дорогу приятнее. Счастливого пути!

Весна - время составления планов на летние каникулы, на поездки с детьми.

Использование гаджетов

Самый очевидный способ - взять с собой фильмы на диске или планшете. Но тут надо учитывать, что владеть вниманием детей даже самый любимый мультик может не более полутора-двух часов. После они устают. Особенно в поездке. Лучше поставить малышу аудио сказку. Этот способ еще хорош и тем, что можно обсудить сказку или рассказ с ребенком.

В путешествие стоит запастись жесткой папкой с кольцами формата школьной тетради. Готовые блоки для такой папки можно купить в магазине канцтоваров, а можно сделать отверстия в любых листах бумаги дыроколом. Если скомплектовать эту папку бумагой разного типа - писчей в клеточку и линейку, белой альбомной, разноцветной самоклеющейся - получится универсальная папка. Хорошо бы закрепить на одном из колец с помощью резинки или веревки ручку с пастой нескольких цветов. Если не полениться заранее и соорудить ожерелье из цветных карандашей, закрепив их на веревку сквозь предварительно просверленные отверстия, то у ребенка будет возможность рисовать ими без риска потерять.

Волшебная папка

Такая папка пригодится и для рисования, и для игр, типа морского боя, а если взять ножницы (обязательно с тупыми концами), то ребенок сможет делать аппликации.

Путешествие это хорошая возможность изучить окружающий мир. Ребенок с удовольствием будет описывать происходящее за окном. Для детей с высоким коэффициентом воображения, можно предложить сочинить сказку, например, о проплывающем мимо облаке, проехавшей машине и т.д. Можно включиться в его описание, вставляя свои дополнения или объяснения природных явлений. Если ребенок запишет или зарисует получившийся рассказ в своей волшебной тетради, воспоминания о поездке сохранятся надолго. Кстати, по возвращению листы из этого альбома, вместе с фотографиями достопримечательностей можно использовать и для оформления детского альбома путешественника.

Настольные игры

Если предстоит долгое путешествие на поезде, то можно захватить с собой настольные игры, такие как эрудит (скрабл), домино или пазл. При этом надо быть готовым к тому, что какая-то часть мелких деталей может потеряться. В случае поездки на машине, возможности игр, конечно, более ограничены и здесь на помощь придут игры, которые не требуют реквизита.

Устные Игры

  • Угадай предмет

Легко отвлечь ребенка, загадав какой-либо предмет и отвечая на его наводящие вопросы «да», «нет». Например, «Этот предмет желтого цвета?» - «да». «Этот предмет круглый?» - «нет». После того, как он отгадал - загадывает он.

  • Первая буква

Можно развлечь ребенка, предлагая назвать как можно больше предметов на заданную букву, выискивая эти предметы за окном автомобиля.

  • Смешные загадки

Очень нравится детям игра в смешные загадки. Детская фантазия выдаст неожиданные ответы на необычные вопросы: «От чего кошки прыгают?» - «От пола». Обычно такие отгадки вызывают много смеха и радости.

  • Тренировка памяти

Игра на тренировку памяти. Первый участник говорит короткую фразу, например «Я пошел гулять и нашел на улице…». Второй участник подставляет слово, возможно прилагательное. Следующий - повторяет всю фразу целиком, добавляя свое слово. Выигрывает тот, кто сможет дольше повторять цепочку слов.

  • Игра в синонимы

Нужно придумывать по очереди синонимы к заданному слову. Победитель тот, кто придумал больше синонимов.

Очень полезно запастись «призами» для выигравших в соревнованиях. Это могут быть конфеты, цукаты и другие лакомства.

Музыкальная угадайка

Можно устроить игру «Угадай мелодию», напевая начало знакомых песенок.

Игры с предметами

Можно спрятать небольшую пластмассовую игрушку в мешочек или носок, и предложить ребенку на ощупь отгадать, что спрятано внутри. Наводящие вопросы не возбраняются.

Найди клад

Путешествуя на машине, можно организовать игру «Найди клад», спрятав заранее записки или картинки с указаниями местонахождения следующей подсказки в зоне досягаемости рук ребенка. Кладом может служить любимое лакомство или мелкая игрушка.

Лепим в путешествии

Если ребенок любит лепку, ни в коем случае не стоит брать пластилин - его потом крайне трудно отчищать с обивки автомобиля или одежды. Лучше заранее приготовить пластилин из муки. Рецепт - прост: в кастрюльку налить 2 стакана воды, добавить туда 1 столовую ложку растительного масла. Поставить на плиту, довести до кипения, но не кипятить. Отдельно смешать 2 стакана муки, столовую ложку лимонной кислоты или винного камня и стакан мелкой соли. В эту смесь добавить горячую воду с маслом и тщательно перемешать до однородной массы, которая постепенно будет загустевать. Когда смесь слегка остынет, домесите ее руками до консистенции эластичного теста, которое не липнет к рукам. Его можно разделить на кусочки и окрасить в различные цвета пищевыми красителями или акварелью. С собой его можно взять в пластиковом контейнере.

Из этого теста можно, например, вылепить кукол на пальцы и предложить ребенку стать режиссером спектакля с участием этих персонажей. Персонажей можно и просто нарисовать на пальчиках ребенка фломастерами.

Детям необходимо время от времени размять ножки и подышать свежим воздухом. Поэтому, при путешествии на машине нужно периодически делать остановки для коротких активных игр или разминок, а в поезде не стоит ограничивать физическую активность ребенка и, при всякой более-менее длительной остановке, следует выходить из вагона погулять.

Собираясь с ребенком в поездку, обязательно стоит заранее позаботиться о том, чем вы займете и развлечете его в дороге. Конечно, некоторые малыши любят проводить время, мило разглядывая окружающие пейзажи за окном. Но это, как правило, бывает не дольше 10-15 минут и не со всеми детьми. Чтобы ваше чадо до конца поездки оставалось веселым и беззаботным, и не мучилось от скуки и ограниченного пространства, подумайте, какие развлечения могли бы его заинтересовать.

Пусть малыш в первые часы путешествия освоится на новом месте. Ему наверняка будет интересно разглядывать купе поезда или пассажиров в салоне самолета. Даже если ваша поездка предстоит на автомобиле, ребенка не нужно пытаться развлекать с первых секунд. Только когда ему наскучит разглядывание видов за окном, предложите ему на выбор несколько занятий.

Лучше всего взять с собой некрупные и многофункциональные игрушки. Конечно, все они будут зависеть от возраста ребенка. Маленьких детей заинтересовать сложней, но и тут есть множество интересных вариантов. Например, мелкие игрушечки или книжки с яркими картинками и интересными вкладышами — окошками. А детки школьного возраста с удовольствием поиграют в различные загадки и в устные игры, развивающие логику.

Мы подготовили для вас несколько способов развлечения детей в дороге, в зависимости от возраста.

10 Проверенных способов заинтересовать малыша в пути

  1. Детские книжки с яркими картинками, шнуровкамии вкладышами. С окошками и манипуляциями. Детки любят перебирать руками мелкие странички, открывать окошки и искать там спрятавшихся зверей или любимых мульт героев. Особенно хорошо, если книжка будет с множеством страниц, чтобы ребенок как можно дольше ее разглядывать. Так она ему долго не наскучит.
  2. Пальчиковый театр . Сейчас продаются различные наборы с героями русских народных сказок. Например, карточные с прорезями для пальчиков или тряпочные куколки, которые тоже легко одевать на пальцы и играть в любимые сказки. Они заинтересуют даже маленького ребенка, разговаривая с ним от имени сказочного героя.
  3. Наклейки, липучки, магнитики – все, что легко переставлять и переклеивать много раз, очень удобно. Транспорт, животные мира, народные сказки, герои мультфильмов, куклы с одеждой – каких только сюжетов нет в развивающих играх. Особенно удобными оказываются многоразовые наклейки, которые ребенок будет переклеивать с места на место бесконечное количество раз! Поверьте это очень увлекательное занятие, потому что сюжеты многообразны и интересны для ребенка. Начиная от машинок и транспорта с различными дорогами, заканчивая домиками для кукол с различными предметами интерьера и комнатами, это так же может быть кухня с разными столовыми и бытовыми приборами.
  4. Занимательные мелочи . У каждой мамы под рукой обязательно должен быть с собой такой «волшебный мешочек» с интересными мелочами. Сложите в косметичку мелкие игрушки из киндеров, фигурки животных, машинки, любые занимательные мелочи. Ребенок будет с удовольствием перебирать, расставлять их и снова собирать.Если малыш уже хорошо умеет говорить, попросите его вытаскивать игрушки по одной и не глядя на нее попытаться угадать, что он держит в руках. Такая игра развивает мелкую моторику и воображение.
  5. Доска для рисования . В детском магазине приобрести небольшой планшет для рисования: пластиковую доску, где фломастером рисуется картинка, а потом одним движением все легко стереть. Есть и другие варианты, где на самом фломастере с обратной стороны есть щеточка стирающая рисунок. Такие планшеты очень удобны для путешествий, потому что рисовать удобно прямо на коленках, при отсутствии стола.
  6. Масса для лепки . Она не липнет к рукам и окружающим предметам, не окрашивает, отлично держит форму, хорошо пахнет и очень приятная на ощупь. Пластмассовая доска для лепки займет мало места, но облегчит работу с пластилином. С массой для лепки легко выдумать очень много разнообразных игр.
  7. Во время вашего путешествия придумайте или выучите с малышом какой-нибудь веселый и короткий стишок .Он должен быть легко запоминающимся и забавным. Тогда ребенок будет повторять его всю дорогу, и тем самым потренирует память.
  8. Послушайте музыку или любимые сказки . Скачайте заранее на планшет или телефон различные интересные аудио-сказки и веселые детские песенки. Особенно хорошо подобрать песенки про дорогу и путешествия. Слушая их в дороге, малыш быстро запомнит слова и строчки из песен, а по пути назад уже будет сам подпевать выученные наизусть слова.
  9. Игрушка-сюрприз . Обязательно порадуйте малыша несколькими новыми игрушками. Достаньте их в тот момент, когда ребенку уже все наскучило, он начинает капризничать и не знает чем себя занять.Это могут быть мыльные пузыри, киндер сюрприз, кукла для девочки или новая машинка для мальчика, одним словом все, что порадует вашего ребенка.
  10. Игры на внимательность . Возьмите любые не крупные предметы, которые будут у вас под рукой. Например, ложку, ручку, расческу и игрушку. Расположите их в определенном порядке, пусть ребенок хорошо рассмотрит предметы и запомнит их расположение. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза на секундочку. Поменяйте местами или уберите какой-нибудь предмет. Пусть малыш скажет, чего не хватает или что лежит не на своем месте. Такая игра развивает концентрацию внимания и память. А маме не придется выдумывать сложные игры и занятия для ребенка.

Конечно совсем малышей, в возрасте около года сложно порой заинтересовать даже самыми интересными игрушками. Тогда на помощь приходят подручные средства. Многие детки, например, любят вытаскивать салфетки из пачки, особенно если это большая упаковка с крышечкой. Или с удовольствием разворачивать шуршащую фольгу. Заверните какую-нибудь мелкую игрушечку в несколько слоев бумаги или фольги и ваш ребенок с удовольствием будет несколько минут разворачивать шуршащую «капусту». Правда вам потом придется собирать всю разорванные и раскиданные бумажки, но это уже мелочи по сравнению с минутами тишины и спокойствием ребенка.

Игры в дороге для детей постарше

Игра «Загадай предмет» . Ребенок уже и поел, и поспал, и порисовал, а путь еще предстоит длинный? Не скучайте! Загадайте какой-нибудь предмет, который может встретится вам по пути. К примеру, машина определенного цвета, речка, дерево, заправка или мост. Тот, кто первый его заметит, тот и выиграл.

Отгадай рисунок .Если вы путешествуете на поезде, то отличной игрой станет «рисование» на спине. Просто водите пальцем по спинке ребенка, а он пусть попробует отгадать, что вы «нарисовали». Начните с самых простых фигур – круг, квадрат и т.д. Если ребенок уже освоился и хорошо угадывает нарисованный предмет, придумайте что-нибудь посложнее — домик, буквы или цифры.

Настольные игры . Сейчас в продаже естьогромное количество компактных игр, которые удобно брать с собой в дорогу. Ходилки, бродилки, детское лото и доминозанимают минимум места. Так жеприсмотритесь кразличным карточки для тренировки памятии внимания – мемори или«хамелеон»,которые захватывают не только детей, но и взрослых.

Наперстки . Для этой игры не требуется особенного реквизита, обычно все берут с собой в дорогу одноразовые стаканчики, которые отлично для нее подходят. На ровной поверхности поставьте несколько стаканчиков перевернутых вверх дном и спрячьте в один из них конфетку или монетку. Попросите малыша внимательно понаблюдать за стаканчиками, и угадать где оказался сюрприз. Меняйте и передвигайте стаканчики, но так чтобы ребенок успевал за вашими манипуляциями.

Устные игры – отличный вариант для младших дошкольников и школьников.

Первая буква . Кто назовет больше всех предметов на заданную букву, тот и выиграл. Пусть ребенок рассматривает виды за окном и называет различные предметы или перечисляет все, что находится вокруг него.

Отгадай слово . Вы загадываете слово, а ребенок должен угадать его, задавая вопросы о свойстве загаданного предмета. Играть будет интересней, если ответы будут только «да» или «нет». Если ответ неоднозначный, то допускаются небольшие разъяснения. Например, это слово самолет и участник спрашивает: «Этот предмет из металла?», ответ «Да, но не полностью из него». Затем меняетесь, ребенок загадывает слово, а остальные отгадывают.

Слова противоположности . Очень интересная и простая игра, от ребенка требуется всего лишь подобрать слово полностью противоположное по смыслу. Например, холодный — горячий, мягкий — твердый, летний – зимний.

Вот так зверь . Это развлечение основано на образовании одного сложного слова из двух простых. В русском языке для них даже есть свое правило соединения. К примеру, мы все хорошо знаем такие слова как: автопилот, пылесос, микроволновка, молоковоз. Предложите ребенку для соединения два любых слова, лучше, если они не будут связаны по смыслу. Так им будет еще смешнее образовывать новые слова. Такое занятие изрядно повеселит вашего непоседу.Потому что подобным образом получается не только странные существа, такие как, например, ёжиколев, рыбканог, слонорог, ложкопёс, автокот, но и многие другие непонятные инопланетные существа.

Очень важна в дороге смена обстановки, независимо от возраста. Нужно использовать любой перерыв в поездке, чтобы дать ребенку немного подышать свежим воздухом и размяться. А если вы путешествуете на поезде, то у вас есть возможность прогуляться к вагону-ресторану или добраться до самого конечного вагона и понаблюдать за убегающими рельсами. При остановках старайтесь выходить на улицу, чтобы ребенок смог подышать воздухом и подвигался, желательно даже сделать небольшую зарядку. Это замечательно поднимает настроение, и прибавляет силы для продолжения путешествия.

Конечно, когда игрушки не помогают, то проще всего включить планшет для просмотра мультиков или фильмов. Но все же полезнее скоротать часы поездки за увлекательными совместными играми, общением и развитием наблюдательности. Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут вашей семье провести время в пути весело и с пользой!