Нравственное воспитание подростков. Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание подростков

.
Вопрос о значении семьи в воспитании подрастающего поколения являлось всегда предметом споров и дискуссий.

Многие ставили под сомнение значение семьи, ее нравственного микроклимата, считая, что можно стать добропорядочным человеком под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

Другие наоборот считали, что только семья закладывает основы нравственности.

Сегодня мы очень хорошо понимаем, что основы нравственности безусловно формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьей и в семье.

Каждый человек имеет ценностные установки –то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит их вплоть до создания собственной семьи.

Понятие « нравственный человек» очень сложное.

Нравственный человек добрый, честный, совестливый, справедливый, трудолюбивый, ответственный и т.д.

Основным в воспитании нравственности является активное участие в нем ребенка. То есть, когда он сам хочет быть хорошим. Именно здесь коренятся истоки поведения человека. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает моральный климат семейного окружения. Доброжелательность в отношении друг к другу , спокойная ласковая речь, спокойный он в общении - хороший и обязательный фон в формировании нравственных чувств.

И в этом конечно огромную роль играют родители, которые создают атмосферу в доме, являются образцом для подражания, задают нравственные ориентиры для ребенка.

Школа не может подменять ребенку его родной дом. Она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможности для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа помогает ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. И в этом отношении по своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Ведь в семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того , какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Часто родители вкладывают в понятие воспитания только материальную сторону. Одет –обут, что еще ему надо? А надо ребенку доверительные, теплые отношения, любовь, уважение.

Воспитание в семье зависит, конечно, и от материального достатка, но есть еще моменты оказывающие влияние на этот процесс . Это – культурный и образовательный уровень родителей, морально- психологический климат в семье, традиции и обычаи семьи, система ценностей и требований, предъявляемых в семье, авторитет родителей в глазах детей , степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

Существуют так называемые Законы Семьи , на основе которых в семье развивается нравственно здоровая личность.

1. каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего;

2. каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты;

3. ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение; подростки любят рассуждать и в ходе этих рассуждений постигают суть нравственных понятий. Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает и без нас. Надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать отчитываний и проповедей. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

4. исключение из жизни семьи безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание не должно оскорблять достоинства. Это сочетание строгости и доброты.

5. понимание ребенком слов «можно», «нельзя», «надо». Т.е. обучение ребенка разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Потворство родителей действует очень вредно.

6. традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

7. культивирование в семье положительных привычек . Ведь можно говорить о вреде курения и при этом самому взрослому - курить, не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.

8. создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра должны строго контролировать свое поведение, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Видео с YouTube по теме статьи:

Проблема воспитания подростков связана с тем, что подростковый возраст является для человека переходным. В возрасте двенадцати-четырнадцати лет у ребенка происходит перестройка всего организма, появляются вторичные половые признаки, у мальчиков ломается голос, у девочек наступают периоды менструаций. Все это для ребенка, как правило, является полной неожиданностью, и сказывается на его психическом состоянии. Очень часто в этот период у подростков наступает депрессивное состояние, может проявляться беспричинное беспокойство, агрессия. В этот период некоторые подростки начинают пробовать «запретные плоды» взрослой жизни – алкоголь, секс, наркотики.

Кроме того, этот период выпадает на выпускной период неполного среднего образования, что требует от подростка активного усвоения знаний для подготовки к экзаменам. В этот же период подросток должен определиться с выбором будущей профессии, чтобы решить для себя, стоит ли учиться дальше или следует поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение.

Для учителей и родителей этот период является не менее сложным. Постоянные перебранки на повышенных тонах из-за непонимания, неуважения, максимализма и циничности подростков вызывают у взрослых людей ответную и не всегда адекватную реакцию, что способствует различным разбирательствам, вплоть до суда. В этот период для педагога очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.

Многие педагоги огульно обвиняют подростков в социальном инфантилизме, скептицизме и иждивенческих настроениях. Однако надо понимать, что подросток в таком возрасте еще не является полноценной, социально ответственной личностью, ведь он только вчера был простым ребенком, к которому не предъявлялось никаких особых требований. Отсюда следует, что необходима предварительная нравственная подготовка подростков к этому сложному этапу в его развитии.

Целостный и противоречивый диалектически процесс нравственного воспитания исходит из принципов жизни со всеми ее идеалами и недостатками, требующими от человека недюжинного самообладания и силы воли. Главными целями и задачами нравственного воспитания является преодоление противоречий между личностью ребенка, его самоутверждением и реальной жизнью. От того, какие качества приобретет школьник в процессе воспитания, хорошие или плохие, сможет ли он правильно выйти из сложной жизненной ситуации, каким будет его нравственный выбор, какие он совершает поступки, зависит и то, какой он станет в конечном итоге личностью для общества. Нравственное воспитание подростков должно быть необходимым компонентом образовательного процесса, поскольку школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Очень важно, чтобы все компоненты воспитательного и образовательного процесса были пронизаны нравственным содержанием.

В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в школьнике самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Эту задачу ставили перед педагогами мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит, советские исследователи – А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и И. Ф. Харламов, Н. И. Болдырев, а также российские ученые – Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и Л. Г. Григорович. Каждый из них внес свою лепту в формирование методики нравственного воспитания.

Этика как наука о нравственном аспекте жизненных позиций личности в обществе, о взаимоотношениях между людьми, моральных принципах и традициях, способствует разъяснению значения нравственного воспитания для становления социально значимой личности. Этические беседы с подростками необходимо проводить регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог учителя, который воспринимается как назидательные наставления. Между учителем и учениками должна быть именно беседа, причем открытая, с возможностью высказать каждым ее участником свое личное мнение и аргументировать свое высказывание. При этом необходимо приучить подростков уважать мнение собеседников, а для этого учитель должен сам внимательно выслушать каждого ученика до конца, не прерывая его на полуслове. Уважение учеников к словам учителя только в том случае может быть достигнуто, когда оно будет взаимным. Недостатки и недочеты семейного воспитания в подростковом возрасте могут проявиться особенно явно, поэтому с родителями также необходимо регулярно проводить этические беседы, разъясняя основные принципы нравственного воспитания и его значения для формирования всесторонне развитой, целостной личности.

Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.

Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.

Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.

Какие ценности надо развивать у детей?

Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:

  • ответственность;
  • чувство долга;
  • патриотизм;
  • совесть и честь;
  • умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
  • готовность преодолевать жизненные невзгоды;
  • милосердие и сочувствие, доброта;
  • терпение и терпимость;
  • способность любить.

Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.

Какие лучше использовать методы воспитания?

Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.

  1. Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
  2. Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
  3. Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
  4. Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, - образ жизни его родителей.

Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.

Показывайте пример

В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.

  1. Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
  2. Стремление не причинить зла , которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
  3. Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить . Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.

Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.

С какими проблемами могут столкнуться родители?

В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.

Первая – это негативное влияние извне . Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, - это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.

Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания , а признать необходимость и начать меняться очень непросто.

Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.