Обеспечение безопасности в детском саду. Консультация для родителей "Безопасное кресло". Правила безопасности в детском саду во время аварийных ситуаций

Безопасность дошкольного образовательного учреждения

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.

К основным объектам безопасности в детском саду относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество, детский сад (его материальные и духовные ценности). Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной ДОУ, органы опеки, уполномоченного по правам ребёнка и т. д.

Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока.{1}

1. Безопасность ДОУ, то есть обеспечение безопасных условий в ДОУ и охрана ДОУ.

2. Личная безопасность.

Документы по комплексной безопасности в каждом ДОУ разрабатываются и готовятся группой разработчиков, назначаемой руководителем учреждения под руководством одного из заместителей и при участии представителя охраняющей организации, по специальным вопросам согласуются с органами управления образования, ОВД района, руководителем органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций городского округа (муниципального района).

В целях практической организации работы по планированию и проведению мероприятий по обеспечению комплексной безопасности руководитель образовательного учреждения издает приказы:

«Об организационных мероприятиях по обеспечению безопасности в ОУ»;

«О создании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций (КЧС)»;

«О создании формирований ГО»;

«О назначении ответственных по пожарной безопасности в целом и по отдельным помещениям»;

«О создании комиссии по предупреждению травматизма»;

«О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»;

«По предупреждению террористических актов»;

«О создании антитеррористической группы»;

«О дополнительных мероприятиях по обеспечению безопасности учащихся, педагогического и обслуживающего персонала, соблюдении требований охраны труда».

Требования к организации безопасности в условиях ДОУ

1. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений

2. Гигиенические требования к освещенности

3. Воздушный режим помещения

4. Санитарное содержание помещений группы

5. Требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу

С 1 октября 2010 г. введены в действие санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266010 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 г. № 164 утверждены изменения СанПиН 2.4.1.273110 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.266010». Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией объектов дошкольных организаций. В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Гигиенические требования к проектированию ДОУ охватывают широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждениях деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.

Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений: {12}

Возрастная, групповая и индивидуальная изоляция;

Создание благоприятного светового режима;

Создание оптимального воздушно-теплового режима;

Создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности;

Создание условий для рационального питания детей.

Следует обратить внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение - это не только здание. Неотъемлемой частью ДОУ является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей. Поэтому требования санитарных норм предъявляются как к зданию, так и к территории дошкольной организации.

Обобщив опыт работы по экспертизе проектной документации на строительство дошкольных образовательных учреждений на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, хочется указать на наиболее характерные ошибки:

По планировочной организации земельного участка:{12,15.3}

1. Не соблюдается принцип функционального зонирования территории. Хозяйственная зона не изолируется от игровой зелеными насаждениями, а расположение здания на участке и организация входов в здание предусмотрены таким образом, что пути движения детей из групповых ячеек на прогулочные площадки пересекаются с проездом транспорта к разгрузочной площадке пищеблока либо проходят через хозяйственную зону. При такой организации участка не обеспечивается безопасное пребывание детей на территории.

2. В планировке игровой зоны не обеспечивается принцип групповой изоляции: не предусматривается ограждение кустарником по всему периметру каждой групповой площадки, не предусматриваются индивидуальные проходы на каждую групповую площадку.

3. Групповые площадки для детей младенческого и раннего возраста располагаются на удалении от выходов из соответствующих групповых ячеек. Групповые площадки для детей этого возраста должны быть в непосредственной близости от выхода.

4. Не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста. В каждую из групповых ячеек ясельных групп следует предусматривать самостоятельный вход с участка - это требование обусловлено большой восприимчивостью детей первых трех лет к детским инфекционным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем.

5. Не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка: не обеспечивается нормативный процент озеленения территории, свободной от застройки (не менее 50%); не предусматривается озеленение полосой деревьев или высокорослого кустарника по периметру земельного участка; для озеленения применяются колючие кустарники (барбарис и др.).

6. Не выполняются требования по обеспечению каждой групповой и спортивной площадок непрерывной 3-часовой инсоляцией не менее чем на 50% площади площадки независимо от географической широты.

7. Не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней (ПДУ) шума на территории ДОУ и на групповых площадках в соответствии с требованиями СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

8. Не выполняется требование о беспыльном покрытии групповых площадок материалами, безвредными для здоровья детей. В проектной документации нередко применяется песчано-гравийная смесь по ГОСТ 5607-94*, которая предназначена для покрытий автомобильных дорог.

9. При подборе оборудования игровых площадок не учитываются росто-возрастные особенности детей, предусматривается установка одинакового набора оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп. Оборудование подбирается без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру).

10. На контейнерной площадке в составе хозяйственной зоны не предусматривается раздельный сбор и хранение мусора и пищевых отходов. На площадке должно быть не менее двух промаркированных контейнеров с крышкой.

11. В составе хозяйственной зоны не предусматриваются места для сушки постельных принадлежностей, чистки ковровых изделий и иных бытовых принадлежностей.

По организации воздушно теплового режима:

1. Занижаются расчетные температуры воздуха в помещениях ДОУ. Воздушно-теп-ловой режим помещений в дошкольной организации является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей. Действующими национальными стандартами и сводами правил (СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») установлено, что для расчета систем отопления и вентиляции ДОУ расчетную величину температуры внутреннего воздуха и кратность воздухообмена следует принимать по СанПиН 2.4.1.2660-10. Следует отметить, что допустимые параметры температуры внут-реннего воздуха помещений, регламентированные ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ГОСТе допустимые температуры для ряда помещений ДОУ занижены на 1-2 градуса).

2. В текстовой части раздела «Объемно-планировочные решения» отсутствуют сведения об организации естественного проветривания помещений ДОУ. Чистота воздуха помещений ДОУ достигается правильной организацией проветривания помещений. Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее 2 м от пола.

2.1. Требования к естественному и искусственному освещению помещений ДОУ

2.2. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.

2.3. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.

Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не ниже 1,0%.

Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.

2.4. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

2.5. При одностороннем освещении глубина групповых помещений - не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.

2.6. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

2.7. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

2.8. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.

2.9. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.

2.10. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники и окна должны иметь защитные устройства.

2.12. В районах севернее 65° с.ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

2.13. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на территории ДОУ - недопустимо.

2.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников - не реже 2 раз в год.

2.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

Микроклимат.{12,5.2}

Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами (температура, влажность, ионизация и пр.), а также химическими и биологическими. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.

Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой -- правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5--8 м3 воздуха.

Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает па естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части степы и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.

Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.

Борьба с пылью.{12,7.3}

Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1--2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.

Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Отопление{12,9.1}

Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных -- 23--26°С, в комнате для детей до двух лет -- 21--22° С, в комнате для детей 2--3 лет--19--20° С, в групповых комнатах детского сада -- 18-- 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30--60%, скорость движения воздуха -- не более 0,2 м/сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90--95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами -- во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Следует отметить, что в детских учреждениях иметь паркетные полы нецелесообразно. Дети, особенно маленькие, играя на натертом паркетном полу, нередко падают, ушибаются, пачкают мастикой руки и одежду. Кроме того, при уборке натертых полов возможно нарушение санитарных правил, нерегулярное использование пылесвязующих средств.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, дошкольные, школьные, семейные.

Здоровье и жизнь человека во многом зависит от образа жизни и среды обитания. Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.

· комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать нарушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Следовательно, поддерживание комфортного или допустимого состояний является способом повышения защищенности человека

Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований.

Условия нормального функционирования организма человека:

питьё воды;

еда (питание);

движение;

цель в жизни.

Безопасная среда.

Опасная ситуация - ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая. Экстремальная ситуация - это такая опасная ситуация, при которой возникает реальная угроза жизни человека, его здоровью и имуществу.

В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано c освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

В дошкольном учреждении, как и в любом другом образовательном учреждении, исключительно важным является создание безопасной среды. Проблемы обеспечения безопасности в дошкольном учреждении затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.{8,63}

Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты. В нашем исследовании рассматривается безопасность среды дошкольного учреждения с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов.

В физической безопасности были выделены три фактора:

1. Экологический. Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды. При этом слабые раздражения не всегда проходят бесследно, а могут изменять сопротивляемость и функциональные свойства организма. И на таком фоне даже безвредный фактор среды может негативно сказаться не только на состоянии ребенка в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровень здоровья, готовность к социальным воздействиям

2. Медико-гигиенический. В данный фактор входят два компонента: а) соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и б) медицинское сопровождение образовательного процесса.

3. Биолого-педагогический. В данном факторе целесообразно выделить также два компонента: а) оптимизация режима двигательной активности детей и б) обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями.

В психологической безопасности в исследовании рассматривались следующие факторы:

1. Статусно-возрастной. Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

2. Этнический. В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности - длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

3. Инклюзивный. Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.

Выделение данных факторов, по нашему мнению, будет способствовать систематизации результатов исследований по проблеме безопасности образовательной среды дошкольного учреждения.

Согласно Федеральному закону РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».{6}

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.{6}

Субъекты обеспечения безопасности ДОУ: руководство ДОУ, персонал учреждения, в том числе службы обеспечения, спасения и помощи (добровольная пожарная дружина и т.п.), правоохранительные органы; департамент образования, органы здравоохранения.

Для обеспечения безопасности ДОУ разработан САНПИН ПО ДОУ ОТ 15.05.2013 г. {12}

1. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в групп

Требования к размещению дошкольных образовательных организаций

2. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

3. Физическая защита здания ДОУ: освещение здания и территории; ограждение, запоры.

4. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

5. На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны.

6. Игровые зоны перед прогулкой детей сотрудник ДОУ должен проверить и привести в порядок участок(собрать колющие предметы, камушки, сломанные игрушки,…..).Воспитатель постоянно должен находиться вместе с детьми. Он обязан создавать игровые ситуации.

8. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд.[ 3.16.]

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Обеспечивается администрацией и работниками учреждения, а задача родителей знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц. Почему родителям достался контроль лишь базовых требований? Потому что многие факторы лежат вне возможности и компетенции родителей.

У руководителя детского учебного заведения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей находящихся на территории ДОУ. При этом директор руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, нанимает необходимый персонал, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада и привлекает подрядчиков. Родители также имеют право участвовать в организации и контроле обеспечения безопасности детей в детском саду.

Теперь подробнее и обо всём по порядку.

Какие же меры безопасности должны быть применены в детском дошкольном учреждении для недопущения трагических случаев?

Родителям следует обратить внимание, ведется ли в выбранном детском саду следующая работа.

Деятельность администрации по обеспечению безопасности в детском саду

  • охрана труда работников сада;
  • охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);
  • гражданская оборона;
  • антитеррористическая защита.

Работа по обеспечению безопасности в детском саду должна планомерно вестись в течение года: документация, наглядная агитация, проведение бесед с детьми и родителями, прохождение специальных курсов воспитателями, организация и проведение мероприятий, направленных на предупреждение террористических актов и т.п. Родители должны своевременно получать информацию о безопасности нахождения ребенка в стенах учреждения.

Режим безопасности внутри детского сада. Кто должен охранять спокойствие малышей?

На сегодня самым распространенным видом охраны является сторож или вахтер. Но один человек не сможет препятствовать проникновению группы лиц на вверенный объект. Существуют новейшие технологии, которые можно часто увидеть в садах и школах - турникет и видеонаблюдение. Еще более продвинутым способом является биометрический контроль – пропуск человека по отпечаткам пальцев. К сожалению, денежные средства на такие новейшие технологии защиты, государство не может выделить. Все закупается за счет спонсорских или родительских пожертвований. Поэтому самым востребованным методом охраны, на сегодняшний день, является организация охраны детского сада сотрудниками частных охранных предприятий (ЧОП).

Особое внимание следует уделить детской игровой площадке.

В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам;
  • в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  • в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком;
  • воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек);
  • инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

Физическая безопасность детей в детском саду

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей необходимо систематически проводить контроль состояния ДОУ. Каждый работник детского сада должен иметь инструкции по взаимодействию со службами спасения и коммунальными службами. В первую очередь: полиция (милиция), скорая помощь, служба газа, пожарная и спасательная службы. Механизм взаимодействия с экстренными службами, план действий в случае ЧП, должны быть не только разработаны, но и проверены. Для этого, как правило, не реже чем два раза в год необходимо проводить тренировочные занятия по эвакуации, чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей. Всегда надо учитывать региональные особенности и опасности связанные с этим.

Очень помогает в обеспечение безопасности детей установка «тревожной кнопки», для вызова групп быстрого реагирования правоохранительных органов или ЧОП, а также световой и звуковой сигнализации. Для персонала должно быть разработано методическое пособие по обеспечению безопасности на территории детского учебного заведения.

Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям. Остальным людям можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания. А мы, взрослые, должны подготовить ребёнка к встрече с различными жизненными ситуациями и где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Дополнительный материал по теме «Охрана образовательных учреждений»

Если при просмотре данного материала, у Вас возник собственный вопрос, то Вы можете воспользоваться сервисом консультаций по охране и задать его в одном из ниже предложенных разделов.

ТЕМЫ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ОХРАНЕ.


Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.




Законодательная база по охране жизни и здоровья детей: - Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19; - Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ФЗ; -Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»; - Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»; - Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»; - Приказ Минобразования РФ от «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»; - Приказ Минобразования РФ от и Письмо Минобразования РФ от «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »; - Приказ Минобразования РФ от / «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»; - Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;


Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей: Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»; Приказ «Об организации экскурсий»; Приказ «О дежурных администраторах»; Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада; Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды; Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.






Педагогический персонал ДОУ Определяют основные направления своей деятельности по обеспечению безопасности детей при организации воспитательно- образовательного процесса; Проводят с воспитанниками беседы по основам безопасности жизнедеятельности (объясняют правила поведения с незнакомыми людьми и действия при обнаружении незнакомых предметов); Осуществляют прогнозирование, анализ и пресечение внешних и внутренних угроз, которые могут повлиять на безопасность жизнедеятельности детей.




Законодательные и инструктивно- директивные документы Охрана жизни и здоровья воспитанников Противопожарная и техногенная безопасность Предупреждение дорожно- транспортного травматизма Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов


Охрана жизни и здоровья воспитанников 1.Выполнение предписаний контролирующих органов; 2.Составление актов испытания оборудования, проверка состояний ограждений, кровли, технический осмотр здания; 3.Назначение общественного инспектора по охране и защите прав детей; 4.Утверждение программы работы по охране и защите прав воспитанников на учебный год; 5.Проведение практической отработки плана эвакуации при пожаре; 6.Организация мероприятий по профилактике гриппа и ОРЗ.


Противопожарная и техногенная безопасность Выполнение предписаний органов Госпожнадзора; Утверждение планов обучения работников по ГО и ЧС, пожарной безопасности; Инструктажи со всеми работниками по вопросам ГО и ЧС, пожарной безопасности; Корректировка и утверждение плана эвакуации по этажам; Назначение ответственного за обеспечение безопасности; Проведение практической отработки плана эвакуации при пожаре; Испытание внутреннего пожарного водопровода на водоотдачу; Сдача отчетов в УО о мероприятиях по обеспечению безопасности; Проведение противопожарных мероприятий при подготовке помещений к массовым праздникам.


Предупреждение дорожно- транспортного травматизма Утверждение планов работы с воспитанниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; Составление плана месячника по безопасности дорожного движения; Разработка программы по предупреждению травматизма среди воспитанников и работников на год; Проведение месячника по безопасности дорожного движения.


Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов Инструктажи для работников о правилах и порядке поведения при угрозе и осуществлении террористического акта, порядке приема сообщений по телефону, содержащих угрозу террористического характера, правилах поведения при обнаружении подозрительных предметов; Издание приказов об организации охраны в здании и на территории, организации антитеррористической защиты; Составление плана по обеспечению безопасности воспитанников от проявлений терроризма на календарный год.


Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Для этого необходимо сделать следующее: определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире; разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами; разработать и подготовить наглядно- дидактический материал; разработать систему планирования; обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.


Выводы При создании условий по обеспечению безопасности в ДОУ необходимо использовать не только теоретический. Но и практический опыт; В работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители; Необходимо обеспечивать безопасность в ДОУ по таким направлениям как: охрана жизни и здоровья воспитанников, противопожарная и техногенная безопасность, предупреждение дорожно- транспортного травматизма, обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

Справка дана Рябцевой Л. В.

Музыкальному руководителю.

09.11.2016 год

Заведующая МКДОУ

Соколова Т. И.

Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ

Приказ О безопасном функционировании МКДОУ д.с.с. Тимирязево

Календарный план подготовки и проведения противопожарной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций

Акт проведения практической обработки плана эвакуации

Приказ о противопожарных тренировках

Приказ об охране труда и технике безопасности

Приказ об установлении противопожарного режима

Приказ о создании добровольной пожарной дружины

Приказ об усилении мер пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

На сегодняшний день в ДОУ имеется:

1. Кнопка тревожной сигнализации.

2. Автоматическая пожарная сигнализация.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению в детском саду является:

Пожарная безопасность;

Антитеррористическая защищенность;

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

Соблюдение норм и правил охраны труда.

В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.

Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.

Мероприятия по профилактике детского травматизма

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.

5. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Предупреждение детского травматизма в ДОУ

Требования к работникам дошкольного учреждения

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
  • оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
  • Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данной организации в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольной организации все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:

  • расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
  • воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
  • формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
  • обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
  • чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом – падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью – падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой – падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей

Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.

Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения – с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода – проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню. Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты – оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.

Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольной организации была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения.

Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай, происшедший в детском саду.

* Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализации.

* Территория детского сада по всему периметру ограждена забором с запирающимися воротами; входные двери закрываются на засов.

* В ночное время помещения детского сада охраняются сторожами.

* С детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулках, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.

* С сотрудниками детского сада 2 раза в год проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.

* Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.

* С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.


Детская безопасность в детском саду зависит от комплексного подхода к этому вопросу всех сторон. В предупреждении развития опасности должны участвовать воспитатели детского сада, их непосредственный руководитель и, конечно, родители.

Для каждого любящего родителя их ребёнок - самое лучшее в жизни. Дети не всегда бывают послушны, особенно в маленьком возрасте. Именно поэтому возраст ребёнка, когда его приводят в детский сад, имеет большое значение в предупреждении детского травматизма.

Для того чтобы обезопасить малышей, были разработаны основные правила, отвечающие за безопасность детей в детском саду. Здесь за каждого ребёнка несёт ответственность тот человек, который был непосредственно рядом с ним в течение дня.

Техника безопасности в детском саду

Существуют основные для воспитателей. Эту должность разрешено занимать людям, достигшим 18-летнего возраста. Человек должен пройти медицинский осмотр и при поступлении на работу предъявить санитарную книжку.

После оформления на работу непосредственный руководитель проводит вводный инструктаж. Воспитателю необходимо знать основные правила работы и безукоризненно соблюдать их. Он должен чётко понимать, что от его действий зависит детская безопасность.

В детском саду воспитатель не имеет права оставлять без присмотра то место, где находятся дети.

Утром, приходя на работу, воспитатель осматривает все помещения в группе на наличие неисправностей. При их обнаружении информирует заместителя по АХР или заведующую.

Инструкции по работе с детьми во время рабочего дня

Воспитатель обязан обеспечить безопасное проведение занятий и, при необходимости, внести изменения в график учебных занятий для достижения лучших условий в образовательном процессе.

Большое значение в адаптации ребёнка к жизни играет созданный воспитателем в детском саду. В его задачу входит наглядная демонстрация поведения человека среди людей.

Уголки бывают разными. Одни направлены на развитие фантазии, творческих способностей, другие - на изучение правил дорожного движения, запоминание цветов и геометрических фигур. Благодаря таким формам игры дети быстрее развиваются и становятся более общительными.

Воспитатель обязан проводить занятия, на которых детьми изучается дорожная безопасность. В детском саду необходимо обучать детей элементарным правилам при пожаре, землетрясении и других природных катастрофах.

Поведение на улице

Во время прогулки воспитателю нельзя отвлекаться на посторонние разговоры, не имеющие отношения к детям. Он должен следить за каждым ребёнком, знать каждого в лицо и следить за его местонахождением. Категорически запрещается оставлять ребёнка одного на улице, даже на площадке, где постоянно играют дети. Если в группе остаётся хоть один человек, воспитатель обязан оставить младшего помощника наблюдать за ним во время общей прогулки.

Меры предосторожности в группе

Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бьющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке.

Воспитателю строго запрещается отдавать ребёнка незнакомому человеку и родственникам моложе 16-ти лет. То же относится и к родителям, явившимся за ребёнком в нетрезвом состоянии.

Прогулка за территорией детского сада

Во время выезда на экскурсию воспитатель должен избегать улиц с оживленным движением автомобилей. В это время воспитателя обязан сопровождать младший воспитатель или другой помощник.

Важно строго соблюдать правила дорожного движения. Каждый воспитатель должен проводить занятия для предупреждения детского травматизма на дорогах.

Они проводятся в игровой форме с помощью бесед, рисунков, тренингов, сюжетных игр, театрализованных представлений, дорожных рейдов и многих других игр. Безопасность в детском саду и за его территорией предусматривает изучение тем о правилах поведения детей на улице. Важно предлагать темы о причинах дорожно-транспортного происшествия, о правилах поведения при переходе улиц в транспорте. Изучаются сигналы светофора и дорожные знаки.

На прогулке важно следить за тем, чтобы ребёнок не съел незнакомые ягоды или грибы (в летний период).

Правила температурного режима и гигиены

Обязанность воспитателя - следить за температурным режимом. В жаркую погоду обязательно следить за тем, чтобы у ребёнка был головной убор, а зимой необходимо надевать не пропускающие влагу сапожки. Воспитатель обязан предупредить развитие заболевания методом подбора верхней одежды по погодным условиям.

Важно соблюдать элементарные У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щётка, расчёска и полотенце.

Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в детей. Аптечка скорой помощи должна находиться на полке вне досягаемости ребёнка. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

Медицинская помощь в детском садике

Для того чтобы была соблюдена детская безопасность, в детском саду обязательно есть медицинский кабинет, где находится квалифицированный медицинский работник.

В его обязанности входят действия по предупреждению простудных заболеваний и инфекций различного генеза (происхождения). Медицинская сестра должна находиться в детском саду весь рабочий день.

Для профилактики простуд очень важно соблюдать определённые режимы проветривания, но важно избегать сквозняков. Проветривание помещения проходит в то время, когда детей нет в группе.

Комнаты для игры и спальни должны быть достаточно светлыми, а температура воздуха и влажность не должны превышать допустимые нормы. Медицинская сестра и заведующий детским садом обязаны контролировать санитарное состояние кухни и всего детского сада.

Во многих больших садах предусмотрена ставка медицинской сестры по диетическому питанию. Ей необходимо проверять приобретённые продукты на срок годности, то есть её в первую очередь должна интересовать детская безопасность в детском саду. Медицинская сестра должна рассчитывать калорийность продуктов и составлять меню на каждый день для детей разного возраста.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда ребёнку срочно понадобится медицинская помощь. В этом случае мероприятия по оказанию неотложной помощи до приезда скорой оказывает медицинский работник, а если его нет - воспитатель.

Инструкции по работе с детьми в конце рабочего дня

В конце рабочего дня воспитатель сдаёт все материалы по работе воспитателю следующей, утренней или ночной смены. Если после ухода в помещении никто не остаётся, в обязанности воспитателя входит проверка группы. Необходимо выключить все электрические приборы, проветрить помещение, после чего закрыть все окна и форточки. После того как родители забрали последнего ребёнка, воспитателю необходимо подготовить материал для занятий на следующий день. Важно продумать его заранее.

Правила безопасности в детском саду во время аварийных ситуаций

Во время возникновения чрезвычайной ситуации нельзя поддаваться панике. Каждый воспитатель имеет определённую инструкцию действий в том или ином случае. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие.

Первоначальная задача каждого - спасти детей своей группы, после чего доложить о результатах заведующей или заместителю начальника по АХЧ. Очень важно чётко выполнять все их указания. Каждый воспитатель должен понимать, что несёт большую ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Виновных в нарушениях правил техники безопасности и охраны труда подвергают не только дисциплинарным взысканиям, но и административным штрафам и уголовным наказаниям.

Пожарная безопасность в детском саду является одной из основных тем, требующих внимания. Чтобы максимально обезопасить жизнь детей, перед приёмом на работу все работники этого учреждения должны в обязательном порядке прослушать противопожарный инструктаж и при надобности пройти учения по предупреждению развития пожара и методов его тушения. Проходят инструктаж один раз в полгода.

Основные правила поведения для предупреждения катастрофы

Чтобы предупредить развитие пожара, необходимо следовать инструкции по эксплуатации газовых и электрических приборах и не оставлять на ночь включённые отопительные системы, бытовую технику (кроме холодильника).

Нельзя использовать в группах, где находятся дети, электрокипятильники и чайники, а также устраивать в нежилых помещениях склады макулатуры или хранить легковоспламеняющиеся металлы и строительные материалы.

Нельзя устраивать в закрытых помещениях фейерверки и зажигать свечи, бенгальские огни. Не рекомендуется полностью выключать свет в помещении и одевать детей в маскарадные костюмы, сделанные из ваты и марли.

Очень важно следить за окружающей территорией детского сада. Мусор должен своевременно выноситься на специальную территорию за пределами здания. Чердачные помещения необходимо закрывать, а ключи от них оставлять в легкодоступном месте (конечно же не для детей).

Что делать если произойдёт возгорание

Безопасность детских садов и находящихся в нём детей во время пожара будет максимально зависеть от того, все ли правила пожарной безопасности в самом помещении были соблюдены.

В первую очередь необходимо проверить эвакуационные входы и выходы. Они не должны быть завалены ненужными предметами или аппаратами. Важно держать двери закрытыми изнутри с помощью небольшого, легко открывающегося засова. Подход к двери должен быть свободным.

Эвакуацию детей проводят в ближайшее от детского сада здание. Самое главное — вывести детей с верхних этажей детского сада. Первыми эвакуируют самых маленьких.

Детей необходимо накрыть мокрыми полотенцами или одеялами, открыть окна в задымлённом помещении. В случае если огонь проник в комнату, окна открывать нельзя, потому что из-за сквозняка возможно обильное возгорание.

Чтобы быстрее выбраться из горящего помещения, нужно встать на четвереньки и ползти к выходу, прикрывая в этот момент нос и рот мокрой тканью.

Если во время пожара загорелась одежда ребёнка, его нужно обернуть мокрой тканью и прижать ткань к телу, чтобы прекратить проникновение кислорода. Ни в коем случае нельзя пользоваться огнетушителем для тушения одежды. Из-за этого могут возникнуть дополнительные химические ожоги.

Поиск детей в горящем помещении прекращается только в том случае, если проверены все помещения детского сада.

Где находится план эвакуации

Нарисованный план эвакуации при пожаре обеспечивает дополнительную безопасность. План в детском саду должен висеть на стенах коридоров и помещений в строгой последовательности мест, указанных на нём.

Пожарная безопасность детских садов постоянно проверяется инспекторами пожарного надзора.

Знакомство детей с правилами безопасности на пожаре

Регулярные занятия "Безопасность в детском саду" воспитатель проводит с помощью плакатов и наглядных пособий. С детьми отрабатываются правила поведения при пожаре на практике. Учения в детском саду проводятся не реже 1 раза в квартал (4 раза в год).

Чтобы обеспечить безопасность в группе детского сада, родители должны предупредить воспитателя об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Каждый родитель имеет право самостоятельно провести осмотр группы, где занимается ребёнок, а также территории, где гуляет малыш. При обнаружении несоответствий с установленными правилами родители могут поговорить об этом с заведующей детского садика или обратиться с коллективным письмом в отдел образования.