Кризисы у детей по годам психология. Антикризисные меры. Какие существуют кризисы детского психического развития

В период роста и развития ребенка его психика и поведение постоянно претерпевают возрастные изменения. На протяжении переходных этапов детский организм плавно переходит с одной ступени своего развития на другую, однако не следует путать возрастные кризисы со скачками в развитии ребенка.

Кризис новорожденности

Проявляется в первые полтора-два месяца жизни . С физиологической точки зрения малыш только приспосабливается к окружающему его миру – учится постепенно отвыкать от своей внутриутробной жизни. Психологически это достаточно неспокойный период, когда грудной ребенок часто плачет и находится в эмоциональной зависимости от находящихся рядом взрослых. По истечении примерно двух месяцев малыш успевает освоиться с обстановкой, становясь более спокойным и даже в некоторой степени приветливым.

Кризис раннего детства

От года до полутора лет ребенок вступает во вторую кризисную полосу, когда он учится ходить и говорить. В зависимости от режима дня и собственных потребностей малыш постепенно вырабатывает свои привычки и биоритмы для комфортного развития. В данный период он особенно привязан к матери, тем не менее осознавая, что она принадлежит не только ему одному. Ребенок даже способен проявлять свои первые «акции протеста», но любящие родители должны мягко и настойчиво корректировать его поведение.

Кризис 3-х лет

Детские психологи характеризуют данный этап как самый острый и сложный, когда упрямство и строптивость ребенка могут достичь своего апогея. Малыши не только проявляют своеволие, но и нередко даже идут наперекор установленным ранее правилам. Однако это всего лишь проверка своих родителей на прочность и силу характера, насколько далеко можно дойти в своем непослушании. Не следует агрессивно реагировать на подобные эмоциональные всплески, достаточно бывает просто переключить внимание ребенка на какую-либо интересную деталь.

Кризис младшего школьного возраста

Кризисная волна ребенка 6-8 лет напрямую связана с изменением его социального положения – бывший детсадовец становится школьником. Чтобы снизить возможные переутомления и тревожное состояние, родителям необходимо максимально комфортно обустроить быт ребенка, окружив его вниманием и заботой. Если новоявленный ученик не заинтересован в дополнительных занятиях и посещениях разного рода кружков и секций, психологи не советуют идти наперекор желаниям ребенка. Чрезмерная перегрузка обычно негативно сказывается на физиологическом и психологическом развитии детей.

Подростковый кризис

Переходный возраст для большинства родителей обычно не проходит незамеченным. В возрасте 12-15 лет любимое чадо уже перестает быть ребенком, хотя и взрослым его тоже еще не назовешь. Несдержанность порою может даже перерасти в агрессию, а уверенность в своей правоте делает подростка довольно упрямым и своевольным. Ему очень важно самоутвердиться среди сверстников, при этом способы достижения цели часто приводят к асоциальному поведению. Для взрослых важно наладить доверительный контакт со своим ребенком, чтобы без особых волнений вместе пройти через неспокойный период переходного возраста.

Через периодические возрастные кризисы обычно проходят все дети, однако их проявления напрямую зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Доброжелательные отношения с родителями способны смягчить острые углы и сделать неспокойный период максимально комфортным.

Как распознать начало первого возрастного кризиса?

Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.

С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках. С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца. Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.

Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.

Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.

В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив. Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.

Как помочь ребенку пережить кризис 1 года?

Взрослые тяжело переносят возрастной кризис потому, что он сопровождается резкими переменами настроения у малыша. Чтобы лучше справляться со слезами и капризами, нужно выяснить, какая из трех причин их вызвала.

  • Первым поводом для истерики является запрет или отказ родителей выполнять сиюминутные пожелания крохи. В этом случае ваша задача - отвлечь малютку разговором, игрой или новым интересным занятием.
  • Второй вид капризов - это манипуляция с целью добиться от взрослых желаемого. Если ваше чадо не плачет навзрыд, а лишь канючит, просто заговорите с ним о том, что происходит вокруг, переключите внимание.
  • После насыщенного новыми впечатлениями дня часто случаются «истерики усталости» . Наблюдайте за состоянием крохи, чтобы не доводить его до подобного состояния. Если же вы упустили момент начала капризов, успокойте малютку сказкой на ночь, колыбельной или создайте тихий фоновый шум, открыв краны в ванной.

Что делать родителям, чтобы свести проявления кризиса к минимуму:

  • Сохранять спокойствие и терпение, не срываться на крик.
  • Уделять ребенку больше внимания, особенно если кроха сам просит об этом.
  • Правильно организовать расставания, если приходится оставлять малыша.
  • Отвлекать карапуза от истерики при помощи забавных присказок или стишков.
  • Давать крохе право выбора в мелочах.
  • , чтобы он учился выражать свои мысли и желания.
  • Создать дома безопасную среду, перенести все опасные предметы повыше. (см статью )
  • Вместо категорического и непонятного запрета использовать слово «опасно».
  • Наказывая, акцентировать внимание на том, что вас разочаровал не сам малыш, а его конкретный поступок.

Причины кризиса 3 лет и его основные симптомы

Критический этап наступает в возрасте от 2,5 до 4 лет и длится не меньше 4-6 недель. Это минимальное время, требующееся для серьезной психологической перестройки и освоения новых поведенческих навыков.

Малыш достигает перехода от раннего возраста к дошкольному, и его главным приоритетом становится исследование мира и своих возможностей. Именно в три года формируется личность. Малышу хочется все делать самому, принимать решения, но он по-прежнему нуждается в любви и заботе родителей. Если же родители ограничивают независимость крохи, назревает бунт.

Психологи выделяют семь основных симптомов кризиса трех лет:

  1. Негативизм проявляется в резком отрицании любых предложений взрослого. Кроха стремится делать все наоборот, по-своему.
  2. Детки часто проявляют упрямство , когда хотят добиться чего-то «из принципа», а не из-за сильного желания.
  3. Строптивость проявляется в недовольстве, попытках сломать привычный уклад жизни, отказаться от используемых родителями норм воспитания.
  4. Желание независимости пробуждает детское своеволие. Малыши желают делать все сами, не осознавая, что некоторые занятия им пока не по силам.
  5. Протест -бунт часто превращает дом в поле боевых действий. Малыш раздувает конфликт на пустом месте, доводя и себя, и родителей до истерики.
  6. Обесценивание проявляется в том, что свою ценность для ребенка теряют многие предметы и понятия: игрушки, привычки, авторитет родителей.
  7. Деспотизм наблюдается у детей, которые пытаются управлять действиями окружающих, не отпускают от себя маму, командуют бабушками.

Эти симптомы не всегда проявляются одновременно и с одинаковой силой. Обычно два-три признака заметны в детском поведении наиболее ярко, а другие лишь дополняют картину.

В конце статьи мы подготовили чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке" Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Верные способы укрощения маленького строптивца

  • При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Если истерика уже разгаре, остается лишь переждать ее.
  • Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
  • Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
  • Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать.
  • Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
  • Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
  • Не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом.
  • Используйте детский негативизм в своих целях. Предложите строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку.
  • Оставьте кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Ему быстро станет скучно и легче согласится на ваши предложения.
  • Давайте ребенку право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду.
  • Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость.
  • Избегайте резко негативных оценок, ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.

Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку. Сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.

Понять, что кризис закончился можно по нескольким признакам. Эти психологические и поведенческие изменения сигнализируют о начале периода дошкольного детства:

  • Стремление ребенка получить результат собственной деятельности. Препятствия на пути к цели больше не останавливают кроху, а лишь повышают значимость конечного результата.
  • Желание получить отклик на свои действия со стороны окружающих. Ребенок не просто демонстрирует результаты, но жаждет услышать положительную оценку своих достижений.
  • На фоне обострения чувства собственного достоинства формируются новые черты характера. Ребенок может преувеличивать свои достижения, хвастаться, а также обижаться на отсутствие похвалы.

Причины кризиса 7 лет и его признаки

В возрасте семи лет детки теряют свою непосредственность. Теперь вы больше не сможете понять, о чем думает ваш шалопай по одному его внешнему виду. Кроха учится заранее обдумывать последствия своих поступков. Благодаря этому, он не бросается моментально воплощать в жизнь свои затеи, а предварительно оценивает вероятную реакцию взрослых и возможные наказания.

Самосознание семилеток позволяет им различать и оценивать собственные переживания и эмоции окружающих. Яркие эмоции и переживания могут вступать в противоборство, из-за чего дошкольник становится раздражительным, капризным и нервным.

На фоне психологических изменений происходят корректировки детской самооценки. Как и дошколята, семилетки также стремятся к достижению идеала, но собственные способности не считают выдающимися, потому оценивают их более объективно.

В конце статьи мы подготовили чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке". Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Признаки кризиса выделяются на фоне других проявлений взросления:

  • Внезапные вспышки непослушания начинаются с «пауз», когда в ответ на мамину просьбу малыш задумывается и не спешит выполнять поставленную задачу, оттягивает неизбежное.
  • Споры появляются , когда кроха напрочь отказывается выполнять ваши просьбы и поручения. Чаще всего используются аргументы, приводящие в пример поведение старшего брата или сестры, знакомых или мамы с папой.
  • Непослушание проявляется и в постоянных противоречиях . Малыш делает все наперекор, отказывается следовать правилам и выполнять просьбы.
  • Маленькие бунтари часто прибегают к хитрости , в попытке уклониться от навязанного взрослыми поведения.
  • Они используют скрытность , чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.
  • На пике критического этапа семилетки пытаются всячески показать свою «взрослость» . Они отказываются от любимых игрушек, примеряют взрослую одежду, подражают старшим членам семьи.

Хотя в период кризиса дошколят тяжело заставить слушаться, они с охотой берутся за «взрослые» задания, которые сами себе назначают. Выполнение домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогают крохе почувствовать себя самостоятельным и независимым, ведь именно к этому он и стремится.

Правила поведения для родителей семилетки

  • Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
  • Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
  • Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
  • Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
  • Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.

Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.

Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.

А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!

Скачайте чек-лист "Что делать, если сорвались на ребенке"

​Как тяжело держать себя в руках во время детских капризов и истерик, знает каждая мама! Скачайте чек-лист и действуйте правильно если конфликт уже произошел!​​

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть , если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит .

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным , то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже . На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в . Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать . Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса . Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие . Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется : чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и .

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например : он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки :

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка . У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша , но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

В два года

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность .

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость .

Большинство детей в этом возрасте говорят: "не хочу", "не буду", "нет", "я сам". Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать . Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать "нет". Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности . Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

3 года

В три года ребенок становится еще самостоятельнее : пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм . Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость . Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм . Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие . Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

6 лет

Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

Чадо уже не , не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

Перестройка организма проявляется по-другому:

  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов . Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

В 7

Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья , нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость . Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и , может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом , но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение .

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка .

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка .

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

За первые полтора года жизни ребенок переживает колоссальные изменения. Больше никогда в жизни его развитие не будет настолько стремительным. Это настоящие скачки роста у детей! Рост, вес, физические и умственные возможности – темп развития ребенка поистине поразительный!

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка .

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.

Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.