Какой стул у ребенка. Каким должен быть в норме стул у новорождённых? Почему стул у новорождённых при грудном вскармливании может быть зелёным. Стул у новорождённых. Каким должен быть в норме

На третьем месяце жизни и физическое, и нервнопсихическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он уже стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот пытается схватить висящую над грудью игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только головку, но и плечи...

Конечно, новые умения не приходят сами собой, с малышом надо продолжать заниматься. Поскольку он уже может бодрствовать 1,5-2 часа подряд, продолжительность занятий может быть увеличена до 25-30 минут. Необходимо продолжить "игры пальчиков": "Сорока-белобока кашку варила" и т.п. Эти упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых зон коры головного мозга. У здорового ребенка игры вызывают живую эмоциональную реакцию - улыбку, продолжительное гудение и к концу месяца - смех.

Продолжаются занятия массажем и гимнастикой. К концу месяца к начальному комплексу упражнений добавляются скрещивание и разведение ручек, затем - поворот на бок. Если малыш занимается плаванием, то эти занятия продолжаются и на третьем месяце - обычно после массажа и гимнастики, через день.

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Изнеживание, укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки (обрезанные ползунки, комбинезончик), носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования. Это одна из форм закаливания.

Режим питания остается прежним - шесть кормлений через 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом, но некоторых детей-искусственников к концу месяца уже бывает можно перевести на 5-разовое кормление (через 4 часа). Прежним остается также и набор рекомендуемых молочных смесей. На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.

После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

Разумеется, повышенная возбудимость - далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая современная "музыка" значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, телевизора быть не должно, нельзя также включать записи современной эстрадной музыки с подчеркнутым ритмом. В то же время необходимо продолжать напевать ребенку, прослушивать вместе с ним мелодичную негромкую музыку.

К концу 3-го месяца здоровый ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 граммов, рост его увеличивается на 2-2,5 см.

Увеличиваются также размеры окружностей головы и груди - окружность грудной клетки постепенно "догоняет" окружность головки, хотя еще остается меньше последней.

К третьему месяцу родители, как правило, привыкают к свой новой роли и новым обязанностям, а в семье складывается определенный режим. Жизнь входит в свою колею.

Для ребенка 3-го месяца жизни:

  • по-прежнему важно грудное вскармливание. Это самый естественный и простой способ вырастить здорового ребенка, как в физическом так и в психическом аспектах. Положительное влияние грудного вскармливания на гармоничный рост и развитие ребенка обусловлено не только уникальным и неповторимым составом материнского молока, но и самим фактом сосания ребенком груди в материнских объятьях. Комплекс психофизиологических связей, формирующихся в процессе естественного вскармливания между матерью и ребенком, станет в будущем основой для нормальных внутрисемейных взаимоотношений, а также залогом адекватной социализации ребенка. Поэтому, и для малыша, и для матери грудное вскармливание является действительно незаменимым;
  • так случается, что в ходе кормления ребенка грудью женщина сталкивается со многими проблемами. Чаще всего они связаны с нарушением элементарных правил кормления ребенка грудью и грубыми вмешательствами в естественный процесс лактации.

    Для сравнения. Существуют правила дорожного движения. Они не просто придуманы кем-то. Правила дорожного движения обусловлены логикой безопасности на дороге и являются квинтэссенцией накопленного водителями опыта. Вы, как участник дорожного движения, можете их придерживаться — тогда с вами все в порядке, или не придерживаться (или иногда нарушать правила) — тогда рано или поздно может случиться несчастье. Так же и при кормлении грудью. Вам необходимо знать правила кормления грудью и стараться не вмешиваться в законы природы. Тогда и вы, и ваш малыш будете здоровы.

Английские исследователи показали, что дети, вскармливаемые материнским молоком на первом году жизни, в возрасте от семи с половиной до восьми лет набрали в тестах на IQ в среднем на 8,3 балла больше, чем искусственники. При этом, чем больше материнского молока дети получили, тем больше они набирали очков. По мнению ученых, такая разница в интеллектуальном развитии не может быть объяснена большой заботой и вниманием, поскольку младенцы получали молоко через трубку.

Такое уникальное влияние материнского молока на детский ум ученые объясняют действием гормонов и факторов роста, которые отсутствуют в искусственных смесях, а также особых жиров, которые способствуют структурному развитию нервной системы. Вывод исследователей один: чтобы дать хороший стартовый толчок интеллектуальному развитию своего ребенка, мама должна кормить своего ребенка грудью.

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрым темпом, так интенсивно развиваться он больше не будет.

Это вполне объяснимо, ведь ваш кроха рождается довольно неприспособленным к жизни в этом мире и сильно зависимым от мамы.

А в 1 год он уже практически самостоятельный человек, умеющий ходить, кушать, иными словами, способный выжить в этом мире, не находясь при этом на руках у мамы.

Но и на протяжении первого года жизни бывают периоды спокойного развития, и наоборот, очень бурного и интенсивного. Как правило, таким периодом является 3 месяц, в конце которого ваш малыш перешагнет определенный рубеж своего взросления.

Физическое и психическое развитие 3-х месячного ребенка, их взаимосвязь

Третий месяц также характеризуется довольно интенсивным ростом – ребенок наберет 900 грамм и вырастет на 3 см. Где-то в этот период вам придется отправиться в магазин за новыми покупками для малыша, его одежда становится мала.

На 3-м месяце продолжает развиваться «комплекс оживления», то есть ребенок все сильнее проявляет радость при виде мамы. Он улыбается, издает звуки восторга, машет ручками, что свидетельствует о его правильном развитии.

Кроха все увереннее держит голову. В вертикальном положении это практически не доставляет ему труда. Лежа на животе ему немного тяжелее, но в первые секунды ребенок даже может приподниматься на ручках.

Довольно важным показателем развития к концу 3 месяца, по мнению педиатров, является заинтересованность ребенка своими ручками.

Малыш начинает разглядывать попавшие в поле его зрения кисти, пальчики, он может также схватить одну ручку за другую. Ему все еще тяжело управлять своим телом, поэтому эта заинтересованность длится недолго, но родители обязательно должны обращать на это внимание.

Теперь вложенная игрушка не просто представляет для вашего крохи интерес, а он уже начинает с ней играть. Он пытается притянуть игрушку к себе, трясет ею и прислушивается к издаваемому при этом звуку.

Можно подвесить над кроваткой несколько игрушек, чтобы малыш мог случайно их задевать при движении ручками и ножками. При этом он будет удивленно замирать, а затем пытаться повторить эти движения снова. Ну, вот и можно сказать, что ваш ребенок начинает играть самостоятельно.

Но это не означает, что родителям можно не участвовать в этих играх. Нужно также помнить, что тактильные ощущения и движения рук способствуют развитию речи, поэтому давайте ребенку игрушки из разных материалов, вкладывайте их в ручку малыша самостоятельно, чтобы он ощупывал разные поверхности.

Появляются они чаще всего вечером, во время или после кормления. Ваш малыш вдруг начинает плакать, напрягаться, краснеть, не хочет брать грудь. Он может плакать так от получаса до нескольких часов.

Возникновение колик связывают, прежде всего, с незрелостью детского кишечника, его неумением переваривать пищу, даже в виде грудного молока. Также малыши еще не знают, как какать и пукать, и легче всего им это делать во время плача. Колики почти всегда резко начинаются, и также резко заканчиваются, и малыш мирно засыпает. Но можно попытаться облегчить состояние крохи, массируя ему животик по часовой стрелке или положив на живот теплую пеленку.

Так же на нашем сайте Вы можете узнать, как правильно делать ребенку в 3 месяца, и как заниматься с вашим малышом.

Ваши достижения в 3 месяца жизни

ребенок достаточно долго (30-40 секунд) сосредотачивается на игрушке, следит за ней, поворачивая голову на 180 градусов

малыш хорошо удерживает голову и даже приподнимает плечики, когда его положат на живот

возможно, но вовсе не обязательно, ребенок начинает переворачиваться с живота на спинку или наоборот

«комплекс оживления» уже хорошо развит

ребенок ищет глазами источник звука

В один прекрасный день вы зайдете в детскую комнату и будете награждены прекраснейшим подарком - искренней улыбкой вашего малыша, которую излучает все его маленькое тело. Вы поймете, что это создание любит вас, ваш голос, тепло вашего тела. И изнурительная ежедневная работа (пеленки, кухня, уборка, купание, бессонные ночи), все-таки не бесполезны. Малыш постепенно преодолевает все новые и новые ступеньки в становлении как Homo Sapiens.

Еще совсем недавно вы боялись, что не сможете самостоятельно (без маминой помощи) справиться с грудным ребенком. А теперь понимаете желания малыша и с радостью следите за тем, как он изменяется.

Физическое развитие

Третий месяц характеризуется дальнейшим всесторонним развитием. Масса тела в конце месяца увеличится в среднем на 800 г, рост - на 3 см, окружность головы - на 1 см, грудной клетки - чуть более 1 см.

В этом возрасте или же, в крайнем случае, в четыре месяца, окружность головы должна уравняться с окружностью грудной клетки. Если же головка увеличивается весьма быстро и далеко к равенству с окружностью грудной клетки, проконсультируйтесь с педиатром, чтобы не пропустить заболевания головного мозга.

Большой родничок у малыша еще открыт (т.е., не имеет костной ткани), в размерах уменьшается (сравнительно с предыдущими месяцами), он мягкий, не напряжен, не пульсирует. Не бойтесь притрагиваться к нему, не пропускайте его, при уходе за ребенком. Это такой же участок кожи, как все другие, и его надо держать в чистоте!

Рефлекторная активность

Ребенок уже четко понимает свои нужды и симпатии. Объединение впечатлений от окружающего и собственного темперамента приведет к появлению личности в вашей семье. Улыбка становится основным проявлением удовлетворения от общения, пищи, отдыха или активной игры. Ребенок охотно рассматривает человеческие лица, особенно участок от верхушки носа ко лбу. В положении на животе, с ручками, выставленными вперед, малыш старается поднять свою грудную клетку, упираясь руками в опору. Если же ребенка поставить вертикально на ножки, ступни упираются, и малыш будто старается оттолкнуться от земли.

Движения

Движения руками становятся более координированными, и все, что в них попадает, сразу отправляется на "тестирование" в ротик. Большинство родителей шумно реагируют на такие вкусовые испытания и решают убрать все грязные предметы из окружения ребенка. С одной стороны, они правы. Иногда загрязненные, а особенно остроугольные предметы становятся опасными для малыша. Но помните, ни один из нас не создан для жизни в стерильном мире! Тело грудного ребенка, его внутренняя среда должны адаптироваться к окружающим микроорганизмам.

Есть смысл начать подготовку вашего дома к проявлениям активного изучения окружающей среды малышом с девизом: "Что это такое?". Даже, находясь у вас на руках, он хочет потрогать или попробовать на вкус фарфоровую вазу, которую вам подарила свекровь, или дорогой вашему сердцу флакончик духов. У всех родителей в мире двоякие взгляды на это. Одни считают целесообразным оставить все как есть, мотивируя, что их чадо с "пеленок" должно усвоить, что "можно", а что "нет". Другие советуют все драгоценности и реликвии спрятать до "лучших" времен, чтобы ребенок не знал (пока что) словосочетание "нельзя".

По нашему мнению, нужно избрать что-то среднее. Запланируйте осуществить временную перестановку тех предметов, которые могут быть испорчены "чрезмерным" любопытством малыша, и, зная вкусы ребенка, предложите что-нибудь другое. И все же, ваше "нет" рано или поздно придется применить.

Под конец третьего месяца жизни ребенок уже может спать ночью до 10 часов. Сон имеет неравномерный характер, малыш часто просыпается (внезапно для вас) и начинает кричать или же сосать свой палец. Это не сглаз! И не болезнь! Это нормальные явления для грудного периода. Даже мы, взрослые, спим, имея иногда то глубокий, то поверхностный сон. Малыш со временем начнет спать спокойнее, конечно, если вы не создадите ему стрессовую ситуацию, разбудив окончательно, лишь бы убедиться, что с вашим ребенком все благополучно. Это лишь приведет к тому, что ребенок привыкнет ночью просыпаться, чтобы бы "проверить", есть ли мама рядом. Так, один мой маленький пациент даже в два года каждую ночь просыпался и делал "перекличку": "Мама!", "Баба!". Только после того, как все откликались на такой призыв, спокойно продолжал спать дальше.

Итак, не проявляйте чрезмерного испуга, когда ребенок проснулся. Дайте ему время успокоиться самостоятельно и заснуть, чтобы выработался условный рефлекс спокойного сна.

И еще: совсем не нужно кричать на малыша, принуждая его спать. Вы только вызовете чрезмерное возбуждение малыша, и он еще долго не сможет заснуть.

Если малыш не засыпает, когда вы его положили в кроватку, подумайте, что к этому могло привести:
Достаточным ли по времени был активный период между сном? Возможно, ребенок просто хочет еще проиграть с вами.
Содействовали ли вы вырабатыванию условного рефлекса на детскую кроватку? Старайтесь сделать так, чтобы весь период между сном проходил вне кроватки (в тележке, на другой кровати и т.п.). Тогда у ребенка сформируется установка: "Моя кроватка - значит надо спать!". Со временем малыш сможет проявлять желание поспать, указывая на кроватку.
Или не слишком эмоционально вы играли с ребенком или занимались гимнастикой незадолго до сна? Иногда много впечатлений в период активных часов весьма возбуждают малыша и удлиняют время бодрствования.
Устранили ли вы все причины дискомфорта? Тесные штанишки, сорочка, крошки на пеленке, мокрый подгузник, неудобное положение могут мешать засыпанию.
Не появились ли у грудного ребенка расстройства пищеварения (вздутие живота, колики, заглатывание воздуха)?

Время пробуждения малыша, как правило, зависит от того, когда и в каком объеме было последнее кормление. Хотя есть "соловушки", которые, несмотря на мамины ухищрения, всегда просыпаются в 6.00 (или и раньше). Тогда следует только набраться терпения и перестроить свой режим по ребенку.

Вокальные данные проявляются чаще, появляются новые звуки, интонации. Таким образом, малыш проявляет желание к общению с вами. Обратите внимание: ребенок "отвечает" только после окончания вашего обращения, будто прислушиваясь к вам. Конечно, сути вашего языка он еще не понимает, но желание к общению уже есть. Ученые провели такой опыт. После каждого звука ребенка появлялась мелодия звонка. Малыш прислушался, однако не "отвечал". Только когда звучал голос кого-то из людей, ребенок снова начинал "разговаривать".

Довольно часто желание "поговорить" у детей возникает наедине. Малыш играет своими ручками, сопровождая эту игру звуками. Доказано, что такие дети растут более спокойными, чем те, которые ограничены в общении.

В процессе ухода за малышом, пусть будет правилом - каждое свое действие сопровождать словами, будто бы объяснять, что вы делаете. И не обязательно подражать детям. Пользуйтесь своим, взрослым языком. Малыш вас еще не поймет, но это будет тренировкой к будущему общению.

Если вы нашли время для игры с ребенком, обязательно разговаривайте с ним при этом. И не комплексируйте, если кто-то скажет, что вы говорите сами с собой. Это не так!

Некоторые дети в свой активный период любят "слушать" спокойную или даже танцевальную музыку. Предоставьте им такую возможность! Возможно, вы воспитываете будущего Вивальди!

В поликлинику!

На этот раз встреча с вашим врачом должна состояться в детской поликлинике в установленный "День здорового ребенка". После беседы с педиатром и его осмотра, малыша должны посмотреть невролог, окулист, ортопед, а в случае необходимости - другие специалисты. Педиатр, по необходимости, назначит меры по профилактике рахита, анемии. В этом возрасте ребенку надо сделать контрольные анализы крови и мочи. И, в конце концов, подготовиться к прививке вакциной против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Вакцинация крайне необходима, чтобы предупредить целый ряд опасных инфекционных заболеваний. Итак, если малыш чувствует себя удовлетворительно, и комиссия специалистов не отклонила возможность проведения вакцинации, то она выполняется в условиях кабинета прививок вашей детской поликлиники в возрасте трех месяцев.

Будьте внимательными со своим малышом, старайтесь помочь ему адаптироваться ко всему новому в нашем мире, сделайте свой шаг для формирования личности, которая обязательно в чем-то повторит вас, приумножив и оценив вашу доброжелательность!