Как детям рассказывать о городе. Портал образования. Дидактическое упражнение «Для тот, чтобы»

Программное содержание:
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному городу, его жителям; желание сохранять красоту родного города и приумножать её. Воспитывать привычки культурного поведения, закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства, правила поведения в общественных местах.
Обогащать представления детей о городе, в котором они живут, о достопримечательностях, о взаимодействии человека и природы через реализацию разных образовательных областей.
Развивать познавательный интерес, желание знакомиться с родным городом: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Друзья мои, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Но сегодня я хочу вам предложить игру со словами, которая называется кроссворд. Разгадав его, мы с вами узнаем ответ на вопрос: как называется место, где мы родились и живем.
1. Центр Яковлевского района (Строитель)
2. Птица, изображенная на гербе России? (орел)
3. Здание, в котором мы живем? (дом)
4. Как называют людей, живущих в России? (россияне)
5. центральная улица нашего города (Ленина)
6. Здание, в котором ученики получают знания (Школа)

Итак, место, где мы родились и живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, называется – РО-ДИ-НА.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Край, где с вами мы живем!

У каждого человека есть Родина. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное.
- Как называется город, в котором мы родились и живем? (Строитель)
- Почему он так называется? (потому что вначале сюда приехали строители и на кукурузном поле начали строить дома для того, чтобы жить со своими семьями, потом начали строить завод и рудник).
- Вы любите свой город Строитель – свою Родину?
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по нашему любимому городу, чтобы еще раз полюбоваться его улицами и достопримечательностями.
Прежде чем выйти на улицу, нужно одеться по погоде

На прогулку собираюсь,
Очень быстро одеваюсь,
Сапоги я надеваю,
Как обулись - проверяю,
Ножками я топаю,
Топаю я по полу!
Шапку надеваю – уши закрываю.
Куртку быстро застегну,
На себя я посмотрю.
Хватит всем уже стоять,
Нам пора идти гулять!

Как вы думаете, на чем мы можем совершить экскурсию? (ответы)
- Нас с вами ждет экскурсионный автобус. Но прежде, чем мы займем места в автобусе, каждому из вас я раздам билеты - номер билета соответствует номеру кресла в автобусе.
- Занимайте места в автобусе, а пока вы рассаживаетесь, я напомню вам о том, что во время движения автобуса вставать со своих мест запрещено, а тем более передвигаться по салону.
Мы в автобус дружно сели и в окошко поглядели,
Наш шофер на газ нажал и автобус побежал!
Первая наша остановка ХРАМ. Давайте выйдем из автобуса и поближе подойдем к зданию.
2. Строительство храма длилось 5 лет, много труда вложили люди, чтобы он стал одним из красивейших зданий нашего города.
- Как вы думаете, для чего нам нужны храмы? (ответы) (чтобы, молясь просить у Бога здоровья себе и своим близким, чтобы не было войны, чтобы люди жили в мире, чтобы отмечать радостные и печальные события)

Отличается ли здание храма от других зданий в нашем городе? Чем?
Стены храма имеют окошки, похожие на узкие щели, да и тех очень мало. Они предназначены не для того, чтобы в них смотреть, а для того, чтобы в храм попадал свет. Поэтому они расположены высоко. Двери в храме массивные. Венчают храм купола. На что они похожи? (ответы) Они похожи на пламя горящей свечи.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (по системе ТРИЗ)
Скажите, свеча это хорошо или плохо? (ответы). Почему хорошо? Хорошо, что она освещает, греет, успокаивает, полезно для зрения, из расплавленного воска можно сделать разные фигурки. А я говорю, что свеча – это плохо. Почему? Можно обжечься, может случиться пожар, она дымит, коптит.
(Звучит запись колокольного звона)
Вы слышите, музыка над городом плывет,
Радостно, торжественно, красиво.
Колокольный звон, какая сила!
Чистый звук, что за душу берет!
- Зачем звонит колокол? Голос колоколов призывает православных горожан в церковь на утреннюю и вечернюю службу, возвещает о великих праздниках.
Наша прогулка продолжается, занимайте свои места в автобусе
Экскурсия наша продолжается
К лесу автобус приближается.
Притормозил автобус здесь
Остановка «МАРШАЛКОВО». Лес.

3. Динамическая пауза «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать (маршируют)
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом (змейкой)
А шагая по дороге, поднимаем выше ноги.
Чтобы весело шагать, никогда не уставать!
Как красиво в весеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

4. В нашем парке «Маршалково» есть зоопарк. А вот какие жители в нем есть, мы узнаем, поиграв в игру «Разрезные картинки» (дети собирают картинки с изображением косули, оленя, кабана, павлина, белки)
В зоопарке над клетками висит табличка, на которой написано “Животных кормить запрещается”. Как вы думаете, почему? /ответы детей/
- Представьте, что вам целый день будут давать конфеты, печенье, свежий хлеб, бананы и многое другое. Что будет с вами к концу дня /ответы детей/ верно, заболят животы и зубы. И животные на воле тоже не едят целый день. Кроме того, многие люди не знают, что можно есть тому или иному животному, и люди бросают в клетки что попало. Животные от этого очень болеют и даже могут умереть.
- Что ещё не стоит делать в зоопарке? /ответы детей/ Правильно, близко подходить к клеткам и тем более просовывать туда руки. Ведь клетка – это дом животного и он этот дом будет охранять. И, конечно же, нельзя шуметь в зоопарке! В зоопарке всегда много народа, а животные привыкли к тишине в лесу. Поэтому, приходя в наш городской зоопарк вместе с мамами и папами, помните об этих правилах и постарайтесь их не нарушать!(под музыку змейкой возвращаются из леса и занимают места в автобусе)
5.
Автобус скорость набирает,
Едет, едет все быстрей
То налево, то направо
И шумит: «Скорей! Скорей!»
Очень скоро мы доедем,
Собираться нам пора.
Останавливайся, автобус,
Выходите, детвора!

6. А теперь, ребята, мы с вами подходим к самому святому месту в нашем городе – к Парку ветеранов.
Русские люди никогда не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших и был возведен памятник воинам, которые не жалея своих жизней в той страшной войне, подарили нам голубое, мирное небо.
Благодарные жители нашего города возлагают живые цветы к памятнику воинам-защитникам, к могилам неизвестных героев и чтят память всех погибших в этой войне минутой молчания.
(звучит музыка)
Священны места всех сражений.
Где воины к подвигу шли,
Стране День Победы весенний
Они из боев принесли.
На площадь приходим с цветами,
Бессмертный солдат там стоит.
И Вечный огонь – наша память –
Всегда озаряет гранит.

7. Особая гордость нашего города – центральная площадь с газонами, фонтанами и множеством красивых цветов.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Цветы, растущие в нашем городе, дарят людям хорошее настроение, восхищение и все любуются этой красотой.

Красота подобна чуду,
Красота живет повсюду:
Рядом с нами, вдалеке,
В каждом маленьком цветке

Сегодня мы с вами посадим цветы, которые вы высадите весной на клумбы детского сада, и они будут радовать не только вас, но и всех гостей вашего сада.
(трудовая деятельность)

8. Ну а это что за дом –
Музыку услышишь в нём!
Пенье, танцы, игры, смех –
Удовольствие для всех!

Это Дворец культуры «Звездный», ставший подлинным украшением города. Он стал настоящим досуговым центром – каждый может найти занятие по душе в художественных коллективах, студиях, театрах и кружках. Кто-то из вас посещает кружки во Дворце культуры? (ответы) И сейчас нам с вами предоставляется возможность почувствовать себя настоящими артистами.

Выступлением оркестра
Вас порадуем сейчас
Музыканты-оркестранты
Постараются для Вас.
(Музыкальный оркестр)

На этом наша прогулка подошла к завершению, давайте займем места в автобусе и поедем в наш любимый детский сад.
9. Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Давайте вспомним места, где мы побывали? Что бы ты рассказал своему другу о нашей прогулке? Где бы вам ещё хотелось побывать?
Вы любите свой город? Я предлагаю каждому из Вас сейчас сказать хорошие слова и подарить нашему городу Букет добрых пожеланий! (ответы).

Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!

Ореховская Светлана Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д\сад №6"
Населённый пункт: город Ухта Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем "Главная улица города Ухты"
Дата публикации: 18.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем

«Главная улица города Ухты»

Цель: Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему. Обобщать и

конкретизировать знания детей о родном крае, об истории города Ухты, его достопримечательностях, о

людях прославивших наш город.

Задачи : 1. Формировать интегративные качества личности ребенка: любознательность,

активность, эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитывать бережное отношение к родному краю, своей Родине, родному городу;

чувство гордости, стремление продолжать традиции земляков.

3. Познакомить детей с учреждениями, находящимися на проспекте Ленина.

4. Развивать речь, память, мышление. Развивать бережное отношение к городу, его

достопримечательностям.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о родном городе. Посещение, совместно с

родителями музеев города. Экскурсия по городу, ознакомление с достопримечательностями.

Изготовление фотоальбома о городе Ухте, оформление стенда о родном городе, заучивание

стихотворений коми поэтов об Ухте.

Материалы: 1. Фотография с видами города.

2. DVDпроигрыватель.

3. Аудиозапись с песней об Ухте. («Моя Ухта» Иван Воронин).

4. План проспекта Ленина.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в наш детский сад пришло видеопослание от жительницы города Лондона. Зовут ее

Бони. Дети смотрят видеопослание, где Бони просит рассказать детей о своем городе.

Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бони. Я живу в Англии, в городе Лондоне. В моем

городе протекает река Темза. Еще есть в нашем городе центральная улица – Авеню-стрит и имеется

площадь «Пикадилли», кинотеатр «Одеон». Я много слышала о Севере и хотела бы узнать о вашем

родном городе. Буду ждать ответного письма».

Дети, а как вы думаете, Бони будет интересно узнать о главной улице нашего города? (да)

Тогда давайте расскажем Бони о нашей северной Ухте, о главной улице города. Также составим

план этой улицы.

В какой Республике мы живем? (мы живем в республике Коми)

Как называется наш город? (наш город называется Ухта)

А как называют людей, которые в нем живут? (мы – ухтинцы)

Чтение стихотворения про Ухту:

Нашей славной истории

Мы не забудем.

По тайге и болотам

Не просто шагать.

Но пришли в этот край

Беспокойные люди,

Воздвигать новый город

И нефть добывать.

Они победили-

И стал ты такой

Нефтяников город-

Зовется Ухтой.

Сегодня у нас большой и красивый город, но не всегда он был таким. Давным- давно на месте нашего

города была непроходимая тайга с белоствольными березами с беспокойными осинами, с красавицами

елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники. Но вот более 60-ти лет

назад прибыла экспедиция и остановилась на берегу реки. Руководил этой экспедицией Михаил

Константинович Сидоров.

Им было очень трудно начинать строительство. Продукты питания и все нужные материалы

перевозили на лошадях, тащили волоком до речки, а затем переплавляли на лодках. (фотография)

Жили люди в темных маленьких избушках, которые строили сами, не было электрического света и вот

через некоторое время, на этом месте появился поселок, назвали его поселок Чибью (по имени ручья,

впадающего в реку Ухту).

Город рос, развивался, строились новые дома, красивые здания, площади.

Ребята, какие площади в нашем городе вы знаете? (Комсомольская, Первомайская площади)

Какие вы знаете улицы города? (дети называют)

На какой улице стоит наш детский сад? (Наш детский сад находится на центральной улице города –

проспекте Ленина)

Чтение стихотворения о главной улице Ухты:

Я люблю свою Ухту,

Где родился и живу,

Много здесь красивых улиц-

Расскажу вам про одну.

Нет красивей улицы,

Чем Ленина проспект.

И этой главной улице,

Совсем не много лет.

Высотные дома стоят,

Культуры Дом, Газпром,

Аптеки, магазины,

И мой, конечно, дом.

Вдали от шумной улицы,

Стоит мой детский сад.

И каждый день без устали

Ходить сюда я рад.

Также на проспекте Ленина много других учреждений. Давайте назовем их. (Дети перечисляют)

В самом начале проспекта Ленина находится здание кинотеатра Юбилейный, который открыли 30

апреля 1967 года. (фотография)

В нем идет показ кинофильмов и мультфильмов для детей и взрослых.

Давайте на нашем плане улицы обозначим место, где находится кинотеатр (Воспитатель прикрепляет

фотографию на план улицы.)

Двигаемся от кинотеатра «Юбилейный» и берем направление к детскому саду. Нам встречаются

жилые дома, аптеки, магазины. Их тоже обозначим на нашем плане улицы (воспитатель располагает

на плане фотографии домов).

Большинство жилых домов на проспекте Ленина построены из кирпича, который делали на

территории ухтинского района, т.к. в то время работало четыре кирпичных завода. (фотография)

Стихотворение

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные

Полезные, прекрасные-

Дома бывают разные.

А сейчас, ребята, мы пришли на площадь.

Как она называется? (Комсомольская площадь) (фотография)

Что находится на комсомольской площади? (детская библиотека)

(Воспитатель показывает фотографию детской библиотеки)

Детская библиотека – это дом, где живут книги для детей. Сюда приходят маленькие читатели, чтобы

познакомиться с новыми книгами.

Давайте на нашем плане улицы обозначим место, где находится детская библиотека. (Воспитатель

прикрепляет фотографию на план улицы).

На Комсомольской площади находится самое большое здание – головной офис предприятия

«ГазпромТрансГаз Ухта». Люди, которые работают здесь ведут добычу газа, осуществляют контроль

над транспортировкой газа.

(Воспитатель показывает фотографию и прикрепляет на план улицы).

Физкультминутка.

На противоположной стороне Комсомольской площади находится городской Дворец Культуры. В

котором два зрительных зала, просторное фойе, комнаты для занятий художественной

самодеятельности. Раньше он назывался Дворец Культуры и техники. (Воспитатель прикрепляет

фотографию на план улицы).

И вот мы уже подходим к детскому саду, наш детский сад стоит немного в стороне. Но он очень

красивый, маленький и уютный. Сюда каждый день спешат ребята, чтобы встретиться со своими

друзьями и воспитателями.

(Воспитатель прикрепляет фотографию на план улицы)

На проспекте Ленина также находится Центральная библиотека. Это дом для взрослых, которые

любят книги и спешат туда, чтобы узнать много нового и интересного.

И последнее здание, о котором мы расскажем Бони – это выставочный зал, который находится в

самом конце проспекта Ленина. Здесь можно увидеть и узнать об истории газовой промышленности

Севера. Перед зданием выставочного зала стоит красивый памятник «Прометеям Севера»,

посвященный работникам газовой отрасли.

(Воспитатель прикрепляет фотографию на план улицы).

Стоит ли говорить, что проспекту Ленина, важнее, чем другим улицам, быть красивей и нарядней.

Ведь на нём лежит почетная обязанность встречать гостей города и проводить праздничные

мероприятия.

Ребята, вот мы составили план проспекта Ленина. Давайте его и отправим Бони в Лондон.

Итог занятия:

Что мы хотели сделать в начале занятия?

Что у нас получилось, а что нет?

Чтобы вы хотели еще узнать о родном городе?

Что мы можем рассказать родителям.

У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом. Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств.

Внимание ребенка, полезно привлечь, к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, носит то или иное название. Необходимо познакомить его с памятными местами родного города. И в этом родителям принадлежит особая роль. С помощью взрослого дошкольник постепенно усваивает следующее: у каждого человека есть родной дом и город (село, деревня), где он работает и живёт. Когда говорят павловопосадец, москвич и т. д. это указывает на принадлежность к тому городу, где он живёт. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; знать отдельные достопримечательности, символы и исторические места родного города, главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники. Для знакомства с городом можно широко использовать экскурсии и целевые прогулки, разнообразные средства и методы. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улиц; объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, сведениях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов, наборов открыток, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей, любящих свой город и принимающих активное участие в его общественной жизни. Пусть ваша влюбленность в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужат примером сыну, дочери.

Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Программные задачи: уточнить, расширить, закрепить знания детей о родном городе.

Продолжать учить отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя.

Воспитывать любовь и уважение к родному городу, к Родине, чувство гордости за свой народ, живущий в мире и дружбе со всеми народами земли.

Предшествующая работа:

Чтение книг: рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о городе. Экскурсии по памятным местам города.

Ход занятия:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лыжах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

О чем говорится в стихотворении?

Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его З. Александрова.

Подумайте, что такое для вас ваша Родина?

Родина, для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

И с этой дороги проселочной,

От сердца ее не отнять…

Какие вы знаете пословицы о Родине, о дружбе, братстве?

«Жизнь дана на добрые дела».

«Доброе слово опускает саблю,

От хорошего слова миру светло».

«Береги землю родную, как мать любимую».

«Народная дружба и братство дороже богатства».

На берегу какого моря расположен наш город?

Как называется наш город?

Какая главная улица в нашем городе?

Какие площади в нашем городе вы знаете?

На какой улице расположен наш детский сад?

Почему наш город называют город-порт? (Построен большой торговый порт, есть причалы, к которым причаливают корабли из разных стран) .

Что перевозят пароходы? (Различные грузы: лес, нефть, рыбу, цемент, уголь, пшеницу и многое другое) .

Разные страны мира ведут между собой торговлю, обмен товарами. Этим они выражают свое желание дружить друг с другом и жить в мире без войн.

Какие есть заводы и фабрики в нашем городе?

На каких предприятиях работают ваши родители?

Кто из вас хочет подробно рассказать о том, где работают родители?

Кем работают?



Чем занимаются на работе или что изготовляют?

Какую пользу приносят своим трудом нашему городу? Рассказы детей (3-4 человека)

Очень хорошо, что вы все знаете о труде ваших родителей.

Наш город имеет государственные награды. А вы знаете какие?

6. "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.



Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

людмила чугунова
Что должен знать дошкольник о родном городе (консультация для родителей)

Что должен знать дошкольник о родном городе .

Консультация для родителей .

«Красота родного края … - это источник любви к Родине . Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина ».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы , человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе , селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края ? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам , представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детский сад : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия , Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах , полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь ; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города , а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит , он является ее сыном, значит Россия для него – Родина .

С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей , а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина » , «государство» , «общество» .

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома , улицы, детского сада, города . Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам , знать , чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители . Задача родителей – углубить чувство любви к Родине , помочь ребенку открывать Родину в том , что ему близко и дорого. Дать детям доступные исторические сведения, пополнить представления о родном городе , показав все то, что свято чтут люди.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, необходимо дать им первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны.

Нашему маленькому современнику надо рассказать о том, что любой уголок нашей страны неповторим, и показать Рузаевку, не только как красивый, цветущий город с его старинным прошлым, его памятниками и новыми районами, но и показать кипучую трудовую жизнь рузаевцев.

Старшему дошкольнику полезно рассказать : Рузаевка славится тружениками – машиностроители, железнодорожники и другие специальности. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты… и наша Рузаевка не исключение. Много достижений и достоинств у нашего города . Но самое большое богатство – это его люди, добрые, трудолюбивые, целеустремленные. Немало замечательных людей принесли славу рузаевской земле. В Рузаевке живут талантливые ученые с мировым именем, педагогии врачи. Рузаевская земля дала Мордовии замечательных писателей, художников, артистов, композиторов : А. А. Гагаев, Ф. К. Андрианов, И. И. Сидельников, М. Н. Антонова, А. Н. Куликова, Л. М. Денисова, Н. Н. Митин, А. Мишин, Ю. Курина, А. Зварыкин…. Рузаевцы гордятся своим городом и приумножают его славные традиции.

Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и рузаевцев . Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни города .

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине , родному городу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудится на благо Отчизны, бережно относиться к его богатствам. Труд ребенка невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города . Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Например : жители Рузаевки постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, уже который год участвуют в конкурсе на самый благоустроенный двор города . Значит, и он, маленький рузаевец, должен быть причастным к делам взрослых – бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения) . С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город .

Знакомя детей с родным городом , нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига рузаевцев в дни Великой Отечественной войны

Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам.

Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым : заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Напомнить мальчикам, что они, как и все мужчины, должны снимать головной убор возле памятника. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке родители учат детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Можно после прогулки предложить детям зарисовать свои впечатления.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов : наблюдения, изменения в облике города , улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях , связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом , но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.

Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом , воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет .

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу .

Городов больших немало ,

Взятых в мрамор и гранит,

Но Рузаевка, как мама,

И врачует и хранит.

В. Кузнецова.

Использованная литература :

1. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край » , Москва, Просвещение.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры » .

3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом . – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников . – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003 , № 6. С. 45 – 55.

6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста . // Дошкольная педагогика 2006 , № 6.

7. Л. П. Карпушина, О. В. Бурляева, Е. НКиркина, «Мы в Мордовии живем» Примерный региональный модуль программы дошкольного образования