Интеллектуальное развитие детей при гендерном воспитании. Особенности гендерного воспитания дошкольников. Участие родителей в гендерном развитии

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Когда мы говорим о гендере, то имеем в виду все поведенческие проявления, присущие мальчикам (мужчинам) и девочкам (женщинам) как носителям социокультурных норм и установок. При этом различаться мужчины и женщины могут и психофизиологическими особенностями, однако биологический пол далеко не всегда связан с социальными ролями, которые общество предписывает выполнять людям.

В детстве половых различий в структуре темперамента не только не наблюдается, но и не выявляется. Однако с возрастом половые различия в темпераменте появляются, и их количество возрастает: у мальчиков отмечается более высокая активность и агрессивность .

Выражение собственного мнения также зависит от свойств темперамента. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга .

Исследование, проведенное коллективом ученых под руководством

II. Л. Горбачевской, показало, что в период от 6 до 10 лет показатели слухоречевой памяти у девочек лучше, чем у мальчиков, а показатели зрительной памяти, наоборот, лучше у мальчиков. Однако в дальнейшем у мальчиков происходит улучшение показателей памяти, более значительное для «зрительных параметров», а у девочек - резкое ухудшение слухоречевой памяти .

Результаты исследования мнений учителей различных учебных предметов, проведенного О. Ю. Ермолаевым, свидетельствуют о том, что внимание девочек на всех уроках, за исключением математики, оценивается учителями как более высокое. По оценкам учителей, разница между мальчиками и девочками 2 класса оказывается весьма значительной в основном по четырем предметам: математике, русскому языку, чтению и трудовому воспитанию. Педагоги оценивают не столько познавательные процессы, сколько их проявление в общем стиле учебной деятельности школьника. Так, характеризуя внимание учащегося, они фактически говорят о его умении организовать свое внимание, о внимательности как поведенческой характеристике и личностной особенности. Видимо, поэтому девочки, демонстрирующие постоянную готовность следовать указаниям педагога, получают в основном более высокие оценки своего внимания. По экспертным оценкам учителей, девочки в основной своей массе лучше учатся и лучше ведут себя на уроках. В домашних контрольных работах девочки делают меньше глупых и неоправданных ошибок, вызванных дефицитом внимания. Наибольшее превосходство девочек, по мнению учителей, обнаруживается на уроках трудового воспитания. Единственный же учебный предмет, в котором мальчики не уступают девочкам и даже превосходят их, - математика, способности и успеваемость по которой учителя оценивают выше у мальчиков .

Однако представленные данные не столь объективно отражают имеющиеся половые различия во внимании и не отвечают на вопрос о существовании каких-либо объективных различий в свойствах внимания мальчиков и девочек и о предпосылках (физиологических или социально-психологических) этих различий .

Физиологи утверждают, что фактически в 1-3 классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста. Тот факт, что в физиологическом развитии мальчики весьма ощутимо отстают от девочек, объясняет различия их внимания. Именно в этом возрасте формируются высшие корковые центры регуляции поведения - лобные отделы коры больших полушарий. Их руководящая роль по отношению к подкорковым центрам, определяющим общий уровень поведенческой активности, нарастает постепенно. По-видимому, у мальчиков в начальных классах степень этого контроля в целом ниже по сравнению с девочками того же возраста. Отсюда худшая способность произвольно регулировать свое поведение, в частности внимание. В данном случае речь идет о способности организовать свое внимание, произвольно управлять им. По этому качеству мальчики в начальных классах действительно несколько отстают от девочек .

По данным психометрических исследований, среди учеников начальной школы различий между мальчиками и девочками до подросткового возраста в уровне математических способностей не обнаруживается, они начинают проявляться в начале подросткового возраста в 11 - 12 лет и касаются в основном сложных форм математического мышления .

Эти данные подтверждаются другим исследованием, проведенным

С. В. Зверевой. Исследование интеллектуальной сферы воспитанников и учащихся со средними интеллектуальными способностями в условиях дошкольных образовательных учреждений и школ с типовыми образовательными программами позволило установить отсутствие очевидных и устойчивых в возрастном отношении гендерных различий в развитии отдельных сторон интеллекта. Воспитанники и учащиеся как мужской, так и женской групп характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью. Исследование особенностей интеллектуального развития учащихся с высокими и сверхвысокими интеллектуальными способностями не позволило установить существенных гендерных различий. Высокоинтеллектуальные учащиеся гимназий как мужской, так и женской групп так же характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью .

В отношении гендерных особенностей пространственных способностей данные различных исследований достаточно неоднозначны по разным аспектам. Однако зрительно-пространственные способности - эта та сфера, где с детства лидируют мальчики . Имеются данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. Е. Е. Маккоби приводит результаты американских тестов, согласно которым в 12 из 18 исследованиях мальчики обнаруживают лучшие результаты, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей .

Как показывают современные данные, в академической успеваемости существуют половые различия. У девочек успеваемость более высокая, чем у мальчиков. Этот факт может быть объяснен особенностями учебного процесса, в котором упор делается в большей степени на воспроизведение готовых схем и запоминание, нежели на творческую деятельность. Но с данной точкой зрения можно согласиться только до известной степени, так как факт низкой успеваемости не определяется лишь стереотипизированностью процесса обучения, а имеет более широкий спектр причин и оснований для этого. В подтверждение указанной точки зрения можно привести исследования, которые указывают на то, что в основе более высокой успеваемости девочек может лежать большая их чувствительность к социальным сигналам и большая податливость руководству со стороны взрослых .

В целом современные исследования показывают, что девочки имеют более высокую психологическую устойчивость, чем мальчики. Это подтверждает теорию о разнице в предназначении гендерных представителей - консервативности и устойчивости женщины и изменчивости и прогрессивности мужчины. Мальчики ощущают себя социально более благополучными, нежели девочки. По всей видимости, это является результатом защитной функции психики из-за недостаточной способности к изменениям под влиянием окружающей среды, в том числе и образовательной .

Мальчики превосходят сверстниц в силе, телесной ловкости и логическом мышлении, а девочки - в гибкости. Это, возможно, объясняется генетически обусловленными гендерными различиями. Достоверное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, вероятно, из генетической предопределенности и характерологических качеств. Недостоверное превосходство девочек по показателям социального компонента указывает на большие возможности социального влияния в формировании личностных качеств .

В настоящее время в реальной образовательной практике учитель ориентируется на некоего среднего ученика без учета его психофизиологических особенностей. В условиях гетерогенного класса половозрастные особениости детей не принимаются во внимание. Типовые программы и стратегии реализации этих программ учителями не отвечают логике и психофизиологическим особенностям развития познавательных процессов учащихся разного пола. Это находит отражение уже в младшем школьном возрасте, который имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола. В связи с этим организация личностно ориентированного обучения в начальной школе предполагает необходимость учета того, что интересы и возможности девочек и мальчиков в изучении различных предметов подчас оказываются противоположными .

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензи гивным для формирования психологической гендерной идентичности .

Формирование гендерной идентичности у девочек и мальчиков проходит по единой схеме, но отличается качественным своеобразием. Одним из наиболее важных условий формирования гендерной идентичности является идентификация ребенка с родителями. При этом условия воспитания девочек таковы, что им значительно легче идентифицировать себя с родителем того же пола (матерью, бабушкой), поскольку ожидания общества, ближайшего окружения, усвоение приоритетных ценностей и требований к поведению (послушание, подчиняемость) не противоречат друг другу. У мальчиков процесс формирования гендерной идентичности сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к детям обоего пола (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство). Нельзя нс отметить и важную роль эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит вся жизнь ребенка этого возраста .

Проведенное Е. В. Лабутиной исследование формирования полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте показало, что они (стереотипы) формируются под влиянием стереотипов родителей и включают общие для родителей и детей личностные качества. Содержание полоролевых стереотипов родителей младших школьников оказывает воздействие на изменение стереотипов у детей. Мальчики присваивают преимущественно гендерные и внсгендерные качества отцов. Девочки присваивают одноименные качества обоих родителей .

В связи с этим интересно исследование Н. Ф. Сухаревой об особенностях проявления агрессии младших школьников и представлениях об агрессии их родителей. Девочкам более свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, мальчикам - физические и прямые. Гендерные особенности проявления агрессии обусловлены влиянием социально-культурных факторов: стереотипами маскулинности/фемининности, специфическими требованиями к поведению мальчиков и девочек, конструированием определенных социальных ролей. Большинство родителей разделяют традиционные полоролевые представления об агрессии, причем у отцов они более выражены, нежели у матерей. У педагогов также обнаруживаются гендерные стереотипы относительно агрессии мальчиков/мужчин и девочек/жен- щин .

Полоролевые стереотипы младших школьников формируются также под влиянием телевидения. Интересные школьникам телепередачи меняют гендерные и внегендерные характеристики в структуре полоролевых стереотипов детей на каждом этапе формирования. Полоролевые характеристики родителей и интересных детям телеперсонажей становятся для младших школьников, как для мальчиков, так и для девочек, эталонными и включаются в полоролевые стереотипы на протяжении всего возрастного периода .

Система школьного образования оказывает непосредственное влияние на формирование того или иного типа гендера школьников. Важным фактором в данном процессе становится опыт, полученный в образовательном учреждении начиная с младшего школьного возраста. Анализ отечественной педагогической практики, проведенный А. В. Дресвяниной, свидетельствует, что современная школа ориентирована на формирование жесткой гендерной идентичности, основанной на стереотипах в отношении женщин и мужчин . Наиболее устойчивыми представлениями являются: способность мальчиков к точным наукам, а девочек - к гуманитарным; ориентация на исполнение семейных и профессиональных ролей по признаку пола; приписывание школьникам и школьницам альтернативных социально-психологических качеств и т.д. Стереотипизация по половому признаку ограничивает возможности самореализации полов, проявления активности, самопознания и самоутверждения. Кроме того, в школе продолжает действовать принцип «бесполой педагогики» и практически отсутствует опыт профессионально организованной деятельности, направленной на формирование гендерной идентичности.

В качестве примера конструктивной социализации в современном обществе все чаще признается андрогинная личность, обладающая гибкой гендерной идентичностью и вбирающая в себя все лучшее из обеих половых ролей. Формирование андрогинной личности предполагает взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на развитие у детей осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностных установок на принципах эгалитаризма, готовность мальчиков и девочек принимать различные типы гендерной идентичности, способность видеть и уважать в «другом» человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами. Следовательно, гибкость гендерной идентичности приводит к пластичности поведения, а жесткое, строгое следование стереотипам ведет к возможности возникновения внутриличностного конфликта. Познание и принятие двуединства мужского и женского начал обеспечивают целостное развитие личности ребенка, что является одной из ведущих целей образовательного процесса.

В целом специфика гендерных взаимоотношений младших школьников (от 6 до 10 лет), характеризующих девочек и мальчиков новым социальным статусом «школышк/школышца», проявляется в ведущем виде общения - взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола через понимание окружающего мира:

  • 1) со взрослыми (оценки учителей и воспитателей более значимы, чем оценки родителей, так как достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов);
  • 2) со сверстниками своего пола (однополые компании наиболее предпочтительны для взаимоотношений девочек и мальчиков младшего школьного возраста);
  • 3) со сверстниками другого пола (наблюдается сегрегация, сопровождающаяся открытой конфронтацией и скрытым интересом к противоположному полу);
  • 4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление жен- ского/мужского образа «Я») .

Отмечается, что школьная успешность по-разному значима и отражается на личностном развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Как отмечает Т. В. Архиреева, для мальчиков успешность в учебной деятельности имеет большее влияние на самоотношение, чем для девочек . Для девочек связь самоотношения с успешностью в учебной деятельности определяется лишь идентификацией с социальной ролью ученика, тогда как у мальчиков еще и с общим уровнем удовлетворенности собой.

Выявлен также ряд гендерных особенностей развития «Я-концепции» младших школьников. Так, в исследовании Е. А. Талаковой отмечается, что развитие Я-концепции младших школьников происходит не только в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и с учетом содержани я, которое предлагается детям в условиях их гендерной социализации посредством трансляции культурных норм мужественности и женственности и присвоения девочками и мальчиками этих социальных стандартов . В младшем школьном возрасте в содержании Я-концепции личности находят свое отражение преобладающие в их социальном окружении гендерные нормы и стандарты, которые становятся внутренними регуляторами поведения девочек и мальчиков. Девочки более ориентированы на культурные нормы внешней привлекательности и направлены на конструктивные межличностные отношения с другими людьми, а мальчики - скорее на культурные нормы физической и умственной компетентности и поддержание гомосоциальных связей со сверстниками, закрепляющих гендерную сегрегацию.

Таким образом, гендерные особенности развития младших школьников во многом определяются этнокультурными (социокультурными) контекстами развития.

  • Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.

Елена Позднякова
Особенности гендерного воспитания дошкольников

Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край.

Особенности гендерной социализации дошкольников .

Исследование практики свидетельствует о том, что в настоящее время в дошкольном образовании , существуют серьезные проблемы гендерной социализации . Т. Н. Доронова указывает на то, что программное обеспечение и методическая поддержка дошкольных образовательных учреждений России не принимают во внимание гендерные аспекты . В итоге, содержание воспитания и обучения нацелено на возрастные и психологические особенности детей , а не на мальчиков и девочек данного возраста, которые, по мнению ученых отличаются :

В физическом развитии и социальном поведении;

В умственных и зрительно-пространственных способностях и уровне достижений ;

В проявлении агрессии и многих других вещах.

Период дошкольного детства - это этап , в течение которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему открыть для себя уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим, чтобы из мальчиков и девочек выросли в настоящих мужчин и женщин. В важный период формирования гендерной устойчивости , дети дошкольного возраста в течение длительного времени, находятся в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, и подвергаются только лишь женскому влиянию.

Анализ практики выявил, что в настоящее время педагоги и воспитатели в обращении ограничивается словом "дети", это не способствует идентификации образа - Я у ребенка с определенной социальной ролью. Таким образом, основным приоритетом является внедрение в жизнь дошкольных образовательных учреждений гендерно -ориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это необходимо.

Особенности воспитания и обучения , форм и методов работы с детьми, используемых в детских дошкольных учреждениях , в основном предназначены для девочек. В то же время воспитанием мальчиков и девочек в детских садах занимаются женщины : в домашних условиях это мамы, бабушки, и в детских дошкольных учреждениях чаще педагоги-женщины. В итоге у большинства мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков по причине, того что у них другой тип мозга и тип мышления. К тому же, женщины – педагоги, не имеют опыта переживаний у детей, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Таким образом, при работе с мальчиками, многие педагоги руководствуются только тем, что, если это мальчик, то он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате, несмелые, трусливые, физически слабые и очень уязвимые мальчики систематически подвергаются психологическому стрессу со стороны воспитателей . К примеру, педагог задает вопросы детям, то первыми обычно поднимаю руки девочки. Отвечая на вопрос педагога, девочки стараются дать более полный, развернутый ответ, смотрят прямо на педагога. Мальчики не спешат отвечать, потому что им необходимо более тщательно обдумать ответ. Как правило, у мальчиков речь хуже, словарный запас меньше, чем у девочек в дошкольном возрасте , поэтому мальчики вынуждены тратить больше времени, чтобы найти правильные слова и выразить их. Из этого следует, что девочки на фоне мальчиков выглядят более знающими, поэтому и получают чаще похвалу и высокую оценку. На этом фоне, у мальчиков формируется заниженная самооценка, у них ослабевает уверенность в себе, своих способностях и возможностях . Исходя из этого, основным приоритетом является подготовка педагогов, которые будут реализовывать дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как в общении с ними, так и в организации и управлении различными видами деятельности в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.

Есть некоторые различия между детьми разного пола. Девочки нужны стимулы, в значительной степени, построенные на основе слухового восприятия . Мальчики плохо принимают на объяснение педагога, слушая их, для них предпочтительнее использовать наглядные пособия , построенные на визуальном восприятии . Девочки очень чувствительны к тону голоса, интонации, форме оценки. Для них важно восхищение ими в присутствии других детей, родители и т. д. У мальчиков, наиболее значительным признаком является то, что они добились результатов в той или иной деятельности : научиться самостоятельно, одеваться, чистить зубы, проектировать что-то или рисовать и т. д. Любой приобретенный навык, у мальчиков несет положительный эффект в его личностном росте, позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но, мальчики, как правило, довольствуются достигнутыми результатами в какой-либо деятельности, они радуются им, поэтому готовы проектировать, или делать, то, же самое, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но в тоже время хотят правильного понимания и одобрения от педагога.

Мальчикам нравятся дружеские бои, это не проявление агрессии, а создание положительного эмоционального фона. Педагоги не всегда правильно понимают необходимость мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их игры, лишая мальчишек радости, которую они испытывают в этой игре.

Мальчишкам, как правило, необходим простор в играх, они любят играть на больших пространствах, для того, чтобы бегать прыгать, скакать, а вот девочкам наоборот, нужны укромные уголочки, маленькие «домики» . Мальчики и девочки по-разному относятся к куклам. Свои чувства, девочки проявляют более эмоциональней и активней, чем мальчики. При описании своей игрушки девочки используют слова "красивый", "добрый", "дорогой", "хороший", пытаются отметить детали игрушки и внешний вид. Мальчики чаще указывают на возможности своих игрушек : "как стрелять", "никого не боится".

В игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста имеются существенные различия. Исследования выявили, что различное содержание и игровые стили, порой не могут быть реализованы у детей, потому что педагог – женщина и ей как правило, ближе тихие, спокойные игры для девочек. Шумные, подвижные игры мальчиков обычно раздражают педагогов, так как им кажется, что такие игры просто бессмысленны и порой опасны для других детей, могут привести к травмам, а, следовательно, они не имеют значения в развитии детей, и они должны быть остановлены. Таким образом, мальчики оказываются, лишены "мужских игр", которые оказывает негативное влияние на их личностное развитие.

Изучение поведения детей приводит к однозначному выводу : мальчишки заинтересованы в вещах, их устройстве, как они работают, а девочки - людьми и их отношениями. Проверить научное определение, измерить различия между полами, позволяют зафиксировать, как видится один и тоже мир, в зависимости от наклонностей мозга. Детям дошкольного возраста было предложено протестироваться с использованием бинокулярного устройства, с помощью которого одним глазом виден объект, а другим его лицо. С помощью этого устройства выявлено, что девочки чаще запоминают лицо и его выражение, а мальчики фиксируют форму объекта.

В конструировании и играх со строительным материалом, девочки обычно выстраивают низкие, компактные дома и здания, так как для них главное – выдуманные люди, которые в них будут жить. Мальчики всегда пытаются построить конструкцию больше и выше. Они стараются сделать это ради соперничества. Мальчишки много бегают, прыгают, борются, представляют себя машиной или какой-либо другой техникой, девочки много говорят, обсуждают свои наряды, игрушки. Обычно девочки всегда знают, как кого зовут в их группе или даже в детском саду, мальчики могут не помнить имени нового мальчика в группе или ребят в коллективе, но зато они запоминают его способности , например, ловко кидает мяч, метко стреляет, насколько он хорош в игре. Девочки открыто дружат, в то время как мальчики любят совершать заговоры против других. Девичий коллектив более дружелюбен, они сочувствуют более слабым, мальчики могут подшучивать над слабостями и недостатками других.

В группе девочек всегда присутствует сотрудничество, они могут взаимодействовать вместе, поэтому в этой группе трудно с первого взгляда определить, кто является лидером. Девочки ведут задушевные беседы друг с другом, у каждой, как правило, имеется лучшая подруга, с которой она делится своими секретами. В группе мальчиков обычно образуется иерархия, в которой сразу определяется лидер. Лидер всегда отличается авторитетным и уверенным голосом, уверенными действиями и жестами. Каждый мальчик в группе стремится стать лидером. Авторитетный статус имеет большое значение в группе мальчиков. Он, как правило, достигается через умение и способности мальчика или знаний , готовность жестко разговаривать с обидчиками. Девочки стремятся заслужить одобрение педагогов и друзей, мальчики предпочитают исследовать самостоятельно окружающее пространство. Девочки обсуждают поступки других : хорошо ли поступили или плохо, мальчики обсуждают вещи и деятельность : кто был в состоянии справиться с чем – то и как работает, то или иное устройство.

В совместном обучении и воспитании разнополых детей главной педагогической целью является преодоление разобщенности между ними. При организации совместных игр, в которых дети могут сотрудничать вместе, следует учитывать их гендерные особенности . Мальчикам следует поручать выполнять мужскую роль, следовательно, девочкам - женскую. Подобным образом могут быть построены и другие сферы деятельности разнополых детей в детских дошкольных учреждениях .

У детей в возрасте 5-6 лет понимание полового сознания весьма ограничено, однако следует вносить в воспитательно -образовательный процесс новые методы с учетом их гендерных особенностей . В этот период детства происходит осознание своих возможностей, осознание себя как личности. В ходе наблюдений за детьми была выявлена определенная закономерность : какие качества характера у ребенка окажутся лидирующими, например, застенчивость или уверенность, те качества будут присуще его характеру в течении жизни. В этом возрасте важно прививать детям такие качества как : вежливость, сдержанность, скромность, уважение, толерантность и т. д. Так же необходимо продолжать знакомить детей со своими правами и обязанностями.

Ребенок к 5-6 годам четко осознает свою половую принадлежность. В этом возрасте, по внешним признакам, ребенок легко различает окружающих его людей по половому признаку. Взрослые называют детей по именам, которые соответствуют их полу; используют интонацию, присущую мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию половой идентичности ребенка. Понимание детей о своей принадлежности к мужскому или женскому полу еще не устойчивы, и дети часто считают, что пол может быть изменен. В связи с этим немаловажно обращать внимание родителей на появление ложных стереотипов и субъективных взглядов в отношении пола ребенка, в ходе общения с детьми, необходимо указывать на привлекательность гендерного образа для мальчиков и девочек.

Половая и гендерная идентичность формируются особенно интенсивно у дошкольников игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует гендерной идентичности ребенка, управляет его эмоциональным поведением и помогает ему избавиться от возможных последствий стрессовых ситуаций. В этом возрасте, на темы детских рисунков влияют многие факторы. Один из них - принадлежность к определенному полу ребенка и степени его чувствительности к гендерным различиям . Содержание детского рисунка во многом зависит от распознания ребенком своей половой принадлежности. К примеру : мальчишки рисуют автомобили, а девочки кукол.

Дети этого возраста внутренне готовы принимать ценности, интересы и поведение соответствующего им пола. Этот процесс называется самосоциализация. Тем самым, дети раскрывают стереотипные представления о поведении мальчиков и поведении девочек. Например, мальчики никогда не плачут, а девочки любят капризничать.

В то время, когда раскрываются понятия об устойчивости пола и его постоянстве во времени, дети, как правило, очень строги к стереотипным представлениям о поведении того или иного пола. Эти нормы и понятия являются средством организации поведения и эмоций ребенка. В конце дошкольного возраста дети должны осознавать необратимость половой роли и тот факт, что пол не изменится. Если это не сформируется, то в дальнейшем будет сложно исправлять ошибки гендерного воспитания . Поэтому, гендерную идентичность и половое поведение необходимо формировать до 7 лет, воспитательную работу с детьми нужно проводить своевременно.

Психологи определили основные механизмы гендерной социализации - как сознательное или бессознательное воспроизведение и ассимиляции социального опыта. В сотрудничестве с людьми – в первую очередь подражание родителю того же пола, моделирования его поведения. Эффект этого механизма может четко отслеживается в играх дошкольников : ребенок строит отношения в игре (например, «Дочки-матери", по его поведению можно понять, что он видел в семье. Есть также механизм гендерной идентичности , суть которого заключается в выявлении себя с ребенком определенного пола, сосредоточиться на идеале гендерного поведения , который отвечает его системе представлений о положительных особенностях конкретного представителя (чаще всего это мать или отец) . Идентичность ребенка также отчетливо видно в детских рисунках "Моя семья".

У детей происходит принятие маскулинных и феминных признаков, под влиянием культуры, общественного положения, исторического времени в котором они растут. Сбой этого механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений мужественности или женственности, либо несоблюдения проявлений биологического пола. Такие проблемы обычно возникают при неправильном воспитании , например, при ожидании рождения девочки, рождается мальчик и ее родители перенесли на него свои ожидания, методы воспитания , и наоборот. Порой это происходит при воспитании детей одним из родителей, который демонстрирует только женское или только мужское поведение. Психологи говорят, что изменения в гендерной идентичности случаются под влиянием таких социальных явлениях, как мода, если она направлена на устранение различий в стиле одежды, манерах, характерных социальных проявлениях для мужчин и женщин.

Гендерное воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на личностное развитие мальчиков и девочек, различных сфер их индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельности эмоционального саморегулирования, направленная на овладение детьми гендерными навыками , культурой гендерных отношений , способствующая положительной гендерной социализации детей .

Принимая к сведению, гендерные и возрастные индивидуальные особенности детей дошкольного возраста можно определить задачи гендерного воспитания , нацеленные на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации :

1) развивать способности отождествлять себя с людьми того же пола;

2) развивать навыки гендерного поведения с другими , адекватно оценивать гендерное поведение свое и своих сверстников;

3) создавать условия для реализации знаний об образце "мужского" и "женского" поведения в игровой и повседневной жизни;

4) обучать и развивать навыки заботы о своем здоровье, теле (на доступном уровне, учитывая возраст, об опрятном внешнем виде;

5) формировать представления о "женских" и "мужских" профессиях;

6) Разработать понимание партнерства в семье и дошкольном образовательном учреждении, детском коллективе;

7) заложить основы гуманного отношения к взрослым, к своим сверстникам независимо от пола.

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей в детском саду и семье заключается в особой организации Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам - тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам - мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков - дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире .

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации .

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации – родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологические механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса .

Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами .

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже .

Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу .

“В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы” .

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает .

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки .

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот .

У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее .

У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) .

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания .

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях .

Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее) .

В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас .

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов - лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую .

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие .

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни .

Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей- дошкольников. Для родителей создана памятка родителям “Величие небольших различий”.

Величие небольших различий
(памятка для родителей)

    Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

    Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

    Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

    При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

    Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

    Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

    Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

    Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

    Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

    Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

    Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

    Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

    Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

    Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

    Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

    Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

    Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

    Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

    Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

Литература

1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.

3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.

4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.

9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.