Роль отца в воспитании детей. Роль отца в православной семье

Значение участия отца в воспитании ребенка

Значение отца в воспитании ребенка, его развитии и жизни очень большое. При этом чтобы передать своему сыну или дочке собственные жизненные ценности, общаться с малышом нужно с первых дней его появления на свет. Мужчина должен ежедневно уделять достаточно много времени для малыша, чтобы тот ощущал его присутствие и физически, и эмоционально. Каждый мальчик или девочка должны быть уверены в том, что отец в любую минуту сможет отодвинуть на второй план все свои дела и провести с ними своё время. При таком поведении мужчины в семье дети всегда будут обращаться к нему с любой проблемой. Чувство отцовства приходит гораздо позже, чем ощущение роли материнства. Участие отца в воспитании ребенка во многом зависит от поведения женщины, ее задача – привлечь своего мужа к уходу и воспитанию малыша. Для этого достаточно попросить мужа посидеть с крохой и присмотреть за ним, пока мама будет заниматься домашними делами. Одни мужчины сами проявляют желание помочь своей супруге, других – нужно очень хорошо попросить.

Функции отца в воспитании ребенка

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии своих детей:

  • Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидывания вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а также у него с ранних лет будет формироваться и развиваться хороший вестибулярный аппарат.
  • Мышление. Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.
  • Сбалансировать отношения ребенка и матери. Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала в его жизни практически 24 часа в сутки. Связано это может быть как с отлучением от груди, так и с выходом мамы на работу или оформлением самого ребенка в дошкольное заведение. Папа может помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи также отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или становится инициатором переселения крохи в отдельную комнату, то в данном случае процесс отделения от матери проходит гораздо менее болезненно.
  • Социализация. Папа предъявляет малышу определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он также учит малыша уважительно относиться к окружающим людям и правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца ребенок узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.
  • Половая идентификация. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо с пеленок привить сыну. А вот тесное общение папы с дочерью позволяет ей быстрее понять свою женскую роль в жизни.

Роль и авторитет отца для сына

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения в жизни. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

  • Папа как образец для подражания. Папа всегда будет являться ярким примером для сына. Именно папино поведение, характер, его привычки и образ жизни закрепляются в сознании мальчика как основополагающие. Поэтому папам следует всегда обращать внимание на своё поведение и вовремя его корректировать, дабы не стать плохим примером для своего крохи.
  • Полная семья: знакомство с культурой отношений. Сын, наблюдающий за отношениями родителей, постигает культуру общения мужчины и женщины. Этот долговременный процесс формирует у будущего юноши представления о семье, о том, как мужчина должен относиться к женщинам, какова роль мужчины в современном мире. Очень часто происходит так, что модель семейных отношений, увиденная в детстве, воспроизводится в собственной семье.
  • Здоровье сына в папиных руках . Кто, как ни отец, позаботится о физическом развитии сына? В этом направлении у отцов все возможные преимущества. Папа научит сына ловкости, силе, быстроте и выносливости. Именно папа расскажет сыну о важности физической подготовки, потому что для мальчиков очень важна функциональность собственного тела. Папа откроет сыну весь спектр видов спорта и, наряду с этим, будет обучать порядку, организованности, аккуратности, и дисциплине: ведь известно, что физкультура и спорт развивают позитивные качества характера, волю.
  • Папа – лучший друг . Одобрение со стороны отца, похвала, радость успехам собственного сына – очень важны для мальчиков. Отцовская доброта не влияет на сына отрицательно, как многие думают. Поощрение и поддержка – очень важные моменты, которые указывают именно на отцовскую дружбу и на хорошее взаимопонимание, а не на стремление относится к сыну как к девченке. Учёные утверждают, что сильные и успешные мужчины вырастают в тех семьях, где царит любовь, гармония и взаимопонимание.

Роль отца в воспитании дочери

Как для сына, так и для дочери папа является определённым образцом поведения:

  • Отец — как модель будущего спутника жизни. Девочка воспринимает папу как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.
  • Воспитатель любознательности. Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит дочь с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы или исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, тем самым развивая и воспитывая её.
  • И главное — не баловать! Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин гораздо позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо старательно учиться, чтобы стать хорошим папой. По-настоящему заботливый отец – это тот, кто способен быстро реагировать и всегда откликается на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично, интеллектуально, эмоционально и физически развитыми. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, и вследствие этого дети которые воспитывались в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку полное представление о том, как мужчина должен заботиться о семье и относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.

Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите между собой семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семейных отношений даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Реферат

Тема: «Место ребёнка в семье. Функции отца и матери».

Выполнила:

Проверила:

Барнаул 2007


Введение…………………………………………………………………………..3

Место ребёнка в семье…………………………………………………………...4

Функции отца и матери…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11


Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

В данной работе мы попытаемся установить место ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери.


Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного

единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.

Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо ответить уже в первые дни супружеской жизни. Обычно в счастливых, стабильных семьях рождается второй и последующие дети. Семьи конфликтные ограничиваются одним ребенком. Наиболее рациональный вариант – родить ребенка в первые же годы супружества.

Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов – куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи, растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются. Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка. Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.

Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика. Опять он - любимый, единственный, ухоженный...

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон… но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.


Функции отца и матери

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.

Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. - вот первостепенная задача отца. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количествоневрозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. - это, прежде всего обязанность отца. Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.


Заключение

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.


Список использованной литературы

1. Бедный М. С., «Семья-здоровье-общество», М., 1986

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

3.Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

4. Давлиев И. А., «Я и моя семья», Тат. книгоиздательство 1984

5. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. «Социология», М., 1990

6. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

7. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её

Что такое патриархальная семья многие, могут только догадываться, не вникая в ее сущность и важность значения для общества. Патриархальной называют то семейство, где правит патриархат, то есть главенствующую роль играет муж, мужчина, отец.

Истоки патриархальной семьи

В Древнем Риме, Греции, Египте право на наследство передавалось по мужской линии. Женщина во времена патриархата оставалась хранительницей рода.

В современном православии патриархальный уклад, изменился, но основы остались прежними. Возможно, для кого слово «патриарх рода» звучит, как сочетание, относящееся к древности, однако, это не так. Счастливо то семейство, в которой главенствует мужчина. Первоначально Бог создал патриархальную семью, где мужчина играл главенствующую роль, оставался добытчиком и защитником.

Патриархальная семья - тип семейных отношений, где последнее слово принадлежит мужчине.

В патриархальной семье под одной крышей живут несколько поколений

Логично, что если существовал патриархат, тогда был и матриархат. Матриархат возник в период охраны, рождения детей, продолжения рода, но продлился он недолго, род мог существовать при организации добычи и защиты.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину - один муж и одна жена, при полигинии - муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель - так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством.

Традиционная патриархальная семья

Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям

В такой семье мужчина остается:

  • обладателем неограниченного авторитета;
  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • хозяином;
  • главным распорядителем финансами.

Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.

Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.

Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5).

Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.

Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.

Типы патриархальной современной семьи

  1. Семья, построенная на взаимопонимании доверии, где мужчина является основным добытчиков и кормильцем, а жена - устроительница уюта и комфорта в дома, мудрая воспитательница детей, является самой крепкой и счастливой.
  2. Перебиваясь случайными заработками, мужчина не может обеспечить свою жену и детей всем необходимым, но при этом пытается оставаться для них командиром и руководителем, он обрекает семейное существование на конфликты и ссоры. Нестабильность финансовая и моральная часто приводят к разрыву семейных отношений.
  3. В современном мире возник еще один вариант общения, когда богатый олигарх берет в жены красивую, молодую женщину, обрекая ее на роль Золушки. Ее устраивает финансовое положение, его - наличие красивой жены.

Желание жить под опекой мужчины не означает ущемление женских прав.

Как создать крепкую патриархальную семью в современном мире

Современную ячейку общества трудно назвать традиционной патриархальной, ибо в ней жена может зарабатывать больше, проводить основное время на работе, но при этом не нарушаются основные библейские принципы об уважении и покорности к мужчине и мужу.

В традиционной семье муж и жена живут в верности и уважении друг к другу

Каждая женщина мечтает о том, чтобы мужчина обеспечивал семейство всем необходимым, или оставался главным советчиком и устроителем дома, обладая правом решающего голоса.

Совет! Мудрая жена, даже зарабатывая больше мужчины, всегда будет уважать мужа, и оставлять за ним руководящее право в решении семейных вопросов.

В счастливой традиционной семье:

  • мужчина поддерживает авторитет всех ее членов;
  • муж несет ответственность за детей и жену;
  • отец семейства является главным его обеспечителем или распорядителем семейного бюджета;
  • родители воспитывают детей в уважении к старшим рода;
  • муж и жена стремятся жить в верности и уважении друг к другу.

Бог построил иерархию, на вершине ее стоит Иисус, под Ним находится мужчина, которому корится жена. Женщина, которая хочет верховенствовать в православной семействе, автоматически переворачивает все с ног на голову, ставя себе под ноги и мужа, и Христа.

Патриархат или главенство мужчины в нуклеарной семье на основах христианства было и остается основой ее крепости, счастья и благополучия. Муж, отец, заботящийся о своем семействе, как Спаситель о Церкви, остается его защитником, покровом и мудрым водителем. Женщина, жена, умеющая кориться мужу, всегда будет правительницей рода, любящей и любимой женой и матерью.

Важно! Библейским обетованием счастливой семьи, живущей по патриархальным православным канонам, остается пятая заповедь, данная Творцом Моисею на горе Синай. Почитание родителей из рода в род принесет благо последующим поколениям.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец - глава, а мать - хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья

История первая: рождение семьи

Я полностью согласна с утверждением, что лучшая инвестиция в развитие и счастье ребенка, это правильно выбранный папа. Конечно, на сегодняшний день полная семья – это для многих непозволительная роскошь. И есть немало удивительных по силе и красоте духа примеров мам одиночек, справляющихся со всеми превратностями судьбы. В том числе, многодетных мам одиночек. И, в том числе, приемных. А есть даже такие геройские папы.

И все же образ полной семьи, где двое стали «единой плотью», лелея, воспитывая и ограждая от бед своих детей, был для меня всегда желанным, был моей целью и мечтой. Об этом я много раз просила Бога. О встрече с «моим» человеком. Главным в моей жизни, главой нашей будущей семьи. И Господь услышал.

После того, как появился блог, мне часто пишут потенциальные усыновители, задают вопросы. Часто звучит вопрос о том, как убедить мужа, «склонить» его к принятию в семью ребенка. И мне всегда дико, даже страшно. Ведь это ОГРОМНАЯ ОШИБКА – думать, что подобное желание можно навязать или привить.

Мне кажется, здесь любое «уговаривание» неуместно. Желание стать приемным родителем, искреннее, подлинное – либо есть в душе изначально, либо нет. Это не подвиг и не геройство. Скорее, это склонность, некоторое свойство личности – наличие ресурса полюбить чужого по крови человека, принять. Оно не всем присуще, и не стоит искусственно вытягивать из себя это. Нет ничего стыдного в том, что человек не хочет усыновлять детей. Это нормально.

Мне повезло. Вернее, я верю, что непросто так Бог соединил нас с мужем именно для того, чтобы наша семья могла родиться. И это самое большое счастье для меня.

С самого начала наших отношений было понятно, что мы хотим детей. Нам обоим был не так уж важен путь, которым дети пришли бы в семью. Муж знал об особенностях моего здоровья и о том, что возможность родить ребенка для меня под большим вопросом. Знал о моем желании усыновить малыша и это желание разделял. Фактически, мы с самого начала готовили почву для того, чтобы скорее этот момент – появление детей – настал.

Определенно, все, что последовало за нашей первой встречей – решение и заслуга моего мужа. Я не говорю о том, чьим было желание этих событий и перемен, появление Жени и Сашеньки в нашей семье. Понятно, что желание это было обоюдным. Я говорю о том, кто принимал решение, что вот теперь – пора, мы готовы и сможем. И о том, кто взял на себя ответственность за всех нас, за семью.

Со стороны могло показаться, что я – вся такая эмоциональная и горячая, живу идеей о детях, а муж мой вынужденно подыгрывает. Разумеется, это не так. Все мои эмоции в купе не выдержали бы первых же испытаний. Только благодаря его твердой воле, крепкому плечу и здравому смыслу, мы дошли до счастливого финала (он же – новый старт), и стали родителями.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Это очень отчетливо проявилось, когда мы принимали решение об усыновлении Жени. На тот момент, с ребенком мы еще не были знакомы, только знали некоторую информацию о нем, его здоровье, происхождении.

Меня раздирали сомнения. В период, когда мы проходили обучение в Школе приемных родителей, я умудрилась заочно «влюбиться» в малыша из Базы данных о детях на сайте уныновите.ру. Мало того, что я уже примеряла мысленно на себя роль мамы именно этого ребенка, я еще «познакомила» с ним всю родню, и будущие бабушки, и дедушки, и даже дядя, активно включились в эту заочную любовь и ждали встречи с этим конкретным ребенком.

Муж, всегда склонный к рефлексии, закономерно предполагал, что глупо так привязываться, не имея никаких подтверждений и гарантий, что ты сможешь усыновить этого ребенка, и его не возьмут другие люди до того, как ты получишь разрешение в опеке. Конечно, он оказался прав. В момент, когда мы пришли в министерство образования, тот мальчик уже попал в семью. Это было очень большим разочарованием для меня. По моей же глупости.

Понятно, что в первый момент «переключиться» было очень сложно. Казалось, что усыновить можно непременно «своего» ребенка, чтобы обязательно был какой-то знак, чтобы при одном взгляде на него «ёкнуло». Только что пережив разрушение воздушного замка, я мгновенно «влюбиться» заново не могла. И был страх, что я не смогу полюбить сына.

Мы взяли время подумать. Постепенно, вынырнув из переживаний, я обнаружила, как отдалился от меня муж. В эти несколько дней мы практически не общались. Как оказалось, он даже начал сомневаться в том, что наше решение принять ребенка в семью правильное и что я готова по-настоящему. Когда я была в состоянии спокойно обсуждать ситуацию, у нас состоялся разговор.

Меня пугает твое настроение, – сказал муж. – Ты ведешь себя не как взрослый человек, а будто играешь в игру, тобой же придуманную. Это несерьезно.

Для тебя несерьезно, - запальчиво бросила я. – Ты не понимаешь, я полюбила того мальчика.

Полюбила? - прервал мои излияния муж. – О чем ты говоришь? Какой ты будешь матерью, если ты готова назвать «любовью» свои эмоции и желания, ни на чем не основанные. Любовь – это о другом. Это желание помочь, это забота, это ежедневный труд. А я теперь не уверен, что ты к этому готова.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

В тот момент я была настолько ошарашена его словами, что не могла ничего ответить. Все, что сказал Сергей, было правдой. И я внезапно увидела себя со стороны. Увидела сквозь пелену переживаний и слез реального мальчика – Женю, чья судьба была в наших руках. Мне стало больно и очень стыдно.

Уже через несколько дней наша встреча с сыном состоялась. Я не могу описать словами весь шквал чувств, нахлынувших на меня, в момент нашего знакомства. Живой, тепленький, маленький, очень нежный и красивый мальчик. До чего ж я была идиотка, когда могла упустить свой шанс? Сергей смотрел на все со спокойной улыбкой. В его сдержанной нежности было куда больше силы и смысла, чем в моих душевных трепыханиях. Теперь я отчетливо видела это.

Двадцать восьмого декабря 2015 года наш сынок приехал домой.