Естественное родительство. Что в мешочке. Продолжаем освоение пространства

Итак, предположим, что до долгожданного двухлетия крохи осталась всего лишь пара месяцев. И на этом волнительном этапе педиатры и детские психологи настоятельно рекомендуют молодым мамочкам изучить информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, чтобы сопоставить эти сведения с уже приобретенными навыками и умениями малыша. Данная рекомендация отнюдь не является праздной, ведь, анализируя то, как развивается ребенок, можно своевременно выявить некоторые пробелы и благополучно устранить их.




Однако стремясь к тому, чтобы кроха развивался соответственно своему возрасту, не следует прикладывать чрезмерных усилий, насильственно загоняя малыша в рамки стандартов. Предложенная ниже информация является условно-обобщенной, но не строго обязательной. По сути, эти сведения представляют собой результаты наблюдений педиатров, воспитателей и психологов за малышами в возрасте 1 года 10 месяцев.



К указанному этапу жизни детки приобретают способность перемещаться вниз-вверх по лестнице, приставляя одну ножку к другой после каждого подъема на новую ступеньку. При этом помощь взрослого или наличие опоры поблизости, как правило, не требуется.
В преддверии двух лет малыши уже могут сделать несколько шагов на цыпочках,

не держась за руку взрослого, а многим в этом возрасте даже удается без поддержки подпрыгивать на месте вверх, не заваливаясь в сторону и не падая.

Если ребенок полноценно физически развит, то к 1 году и 10 месяцам своей жизни он способен неплохо играть в мяч, удерживать его одной и двумя руками, бросать вперед и подкидывать вверх. Кроме этого, у малыша хорошо получаются несильные удары по мячу, задающие игрушке движение вперед и в стороны.



В возрасте 1 год и 10 месяцев ребенок умеет кушать самостоятельно, правильно удерживая в руках столовый прибор, т. е. держа его между указательным и большим пальчиками. Жидкую и полужидкую пищу (супы, пюре, каши) к этому времени малыш кушает ложкой довольно аккуратно. Столь же аккуратно он умеет пить из чашки, не расплескивая содержимое.


На этом этапе жизни взрослеющий человечек уже учится понемногу самостоятельно одеваться – надевать шапку, тапочки, носки, рукавички. Некоторые смышленые ребята пробуют даже самостоятельно обувать ботинки, правда, не всегда на нужную ножку. Также постепенно ребенок может и раздеться, к примеру, снять с себя без помощи взрослых обувь, штаны или колготки, носки.


В 1 год и 10 месяцев малыши активно принимают участие в совместные утренних процедурах, умываясь и чистя зубки вместе с родителями. При умывании ребенок сам ополаскивает личико, вытирается полотенцем.


Понемногу малыш привыкает и к правильной технике чистки зубов щеткой. На первых порах, конечно, обязательна помощь и контроль процесса со стороны родителей). Здесь педиатры напоминают, что привычку к утренним гигиеническим процедурам лучше закладывать в самом раннем детстве, чтобы у ребенка в дальнейшем они стали неотъемлемым пунктом в режиме дня. И указанный возрастной период является одним из самых подходящих.


Спектр бытовых умений и навыков на данном этапе развития неустанно расширяется. В указанном возрасте ребенок умеет поворачивать дверные ручки, помнит, где находится его шкафчик с одеждой, коробка с игрушками, полка с обувью. При напоминании мамы он пользуется носовым платочком, салфеткой.


Во время сна на данном возрастном этапе большинство детей уже понемногу начинают контролировать свои физиологические потребности при условии, что до засыпания ребенок справил нужду на горшок. Во время сна, ощутив позыв к мочеиспусканию, кроха может стать беспокойным, суетливым. Услышав, что малыш начал крутиться и беспокоиться во сне, мама должна помочь ему проснуться, чтобы посадить на горшок.


Очень важно правильно разбудить ребенка, не испугав его и убедившись в том, что он действительно проснулся. Высаживая на горшок спящего малыша, можно закрепить в нем рефлекс мочиться во сне.



Дети в возрасте 1 года и 10 месяцев активно познают окружающий мир, и здесь родителям очень важно своевременно усилить контроль за безопасностью своих чад. Дело в том, что на этом отрезке жизни у ребенка еще не сформировано чувство опасности и тревоги, которое возникает у взрослых людей на интуитивном уровне при виде объекта, представляющего угрозу.


Согласно наблюдениям воспитателей и психологов в указанном возрасте детки охотно подражают умениям взрослых. Например, продемонстрировав малышу, как собирается башенка из нескольких кубиков, родитель может удостовериться в том, что ребенок постарается собрать точно такую же конструкцию.


Приближаясь к двухлетнему рубежу, многие малыши начинают испытывать интерес к игрушкам вроде пирамидок, кубиков, объемных геометрических фигур. Очень интересной для них кажется и игра с матрешками, которые, различаясь по величине, легко помещаются одна в другую. Предпочтительно, чтобы такие развивающие игры происходили вместе с родителями, которые бы разъясняли и демонстрировали крохе отличие фигурок по размеру, и принцип их помещения друг в друга.


Работаем с вкладышами, продолжаем сортировать предметы по форме, размеру и цвету.


Занятие 1. Потребуется трафарет с тремя отверстиями: круглым, квадратным, треугольным и вкладыши к ним.


Вырежьте отверстия необходимой формы и вкладыши к ним. Это описано в занятии 3 для детей 1года 6месяцев до 1года 7 месяцев.



Перед малышом положите трафарет и вкладыши. Обратите его внимание, на то, что все окошки разные, и закрывать их нужно разными ставенками.


На первом трафарете вырежьте домик из квадратика и треугольника, но отделенные друг от друга. Над домиком вырежьте круг для солнышка.


Перед малышом положите собранную картинку, рассмотрите ее, обсудите, что выложено на картинке. Потом достаньте вкладыши, перемешайте их и попросите малыша восстановить картинку. Если ребенок затрудняется, то попросите примерить вкладыши, куда они могли бы подходить.


На втором трафарете вырежьте не сложные, составленные из 3-5 деталей предметы: это может быть вагончик (прямоугольник и 2 круга), снеговик (3 круга, разных по размеру и треугольник для шапочки), неваляшка (4 круга, большой для тела, средний для головы, 2 маленьких для рук) и т.д.


Занятие 3. Понадобятся 2 стаканчика или ведерка разных цветов (желтый -зеленый, красный -синий) и таких же цветов одинаковые предметы от 6 до 10 штук (кубики, шарики, карандаши, счетные палочки).


Перемешайте все предметы и попросите малыша разложить их в стаканчики своего цвета: желтые карандаши в желтый стаканчик, а зеленые – в зеленый.


Занятие 4. Понадобятся 3 разборные матрешки контрастных размеров: большая, средняя и маленькая, а также 3 кубика разных размеров.


Перед малышом раскладываем матрешки в разобранном виде. Он самостоятельно пытается подобрать и соединить детали. Затем собранные матрешки попросите расставить на кубики: большую матрешку на большой кубик, среднюю – на средний, а маленькую – на маленький.


Задание 5. Понадобятся 6 карандашей основных цветов (белый, красный, желтый, черный, зеленый и синий).


Покажите малышу один из карандашей и попросите его найти в доме предмет такого же цвета. Это может быть игрушка, мебель, книга и т.д. При этом проговаривайте: «Найди такую же вещь, -синюю», показывая карандаш.


При повторном проведении занятия, если малыш показывает те же предметы, скажите: «Ты уже находил эту красную игрушку, найди другую вещь, такую же, -красную».


Занятия для детей от 1 года 10месяцев до 1года 11месяцев. Развиваем внимание, сосредоточенность, аналитическое мышление.


Поскольку Ваш малыш становится все более физически развитым, у него может появиться склонность снимать с себя одежду, например шапку, носки, туфли (особенно, если они не на шнурках), кофту, майку и даже трусики. В то время как ребенок радуется своим способностям самостоятельно раздеваться (самостоятельно одеваться он начнет позже), Вам придется приложить усилия, чтобы одеть ерзающего малыша и не дать ему раздеться. Вы, к примеру, надеваете на него носки, а он их тут же снимает. Вы укутываете его в холодный зимний день, а он предпочитает идти без шапки.


С точки зрения Вашего малыша все эти одевания и раздевания просто увлекательная игра, неотъемлемая часть его борьбы за самостоятельность и контроль над ситуацией. С Вашей точки зрения, постоянно раздевающийся ребенок, особенно в общественных местах, хоть небольшая, но неприятность. Где же выход? Признайте, что Вашему ребенку необходима физическая независимость. Смотрите на Ваши сражения по поводу одежды философски так ли уж необходимо одевать ребенку шапку, если на улице 17 градусов тепла? И помните, что, в крайнем случае, если уже ничего не помогает, Вы можете надеть на малыша вещи на молниях и пуговицах, которые труднее расстегнуть, чем кнопки и липучки.


Возможно, еще недавно Ваш малыш протестовал, если разные блюда соприкасались в одной тарелке или если Вы наливали ему молоко в красный поильник вместо синего. Теперь список ритуальных требований растет каждый день. Он может требовать, чтобы ему каждое утро накладывали кашу в одну и ту же тарелку, чтобы его любимой мягкой игрушке выделили почетное место за обеденным столом, чтобы каждый вечер ему читали одну и ту же книжку, и каждый день одевали один и тот же свитер независимо от перемены погоды. Малейшее отклонение от подобных правил может вызвать бурю протеста! Конечно, родителям трудно понять, почему так важно пить именно из красной чашки, а не из синей, и почему Вашему малышу так нравится слушать на ночь одну и туже сказку. Однако, ребенку, эти простые, но важные ритуалы дают чувство предсказуемости и контроля. Так что, пусть это выглядит глупо усаживать Микки Мауса за стол или в сотый раз слушать сказку про колобка, все эти предсказуемые действия дают Вашему малышу ощущение счастья и уверенности.


Малыши учатся за счет многократного повторения, так что не удивительно, что им хочется снова и снова слушать одну и ту же песню, читать одну и ту же книжку и смотреть один и тот же фильм. Таким образом, они расширяют свой словарный запас и уровень восприятия и запоминания. Через некоторое время они будут с увлечением «угадывать» следующую строчку песни, сказки или фильма. Вы можете воспользоваться такими моментами и, учитывая интересы Вашего ребенка, развить беседу о его любимых персонажах, используя новые слова и понятия. (например, «правильно, репка выросла очень большая, больше чем капуста»). На прогулке можно еще больше расширить тему («В нашем саду репка не растет, зато там много клубники и смородины, пойдем, посмотрим»). Разговаривая с Вашим малышом, приводя ему примеры из жизни, Вы делаете язык для него живым!

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ 10 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ

Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?

Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Что вам потребуется?

Обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или, в домашних условиях, мебель, которую ребёнок не сможет сдвинуть, опираясь на неё.

Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.

Не мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений.

Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.

Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п.

Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинают формироваться причинно-следственные связи. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Что вам потребуется?

Любые игрушки, в которых нужно положить предмет в отверстие и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.

Различные рамки-вкладыши.

По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. д.

Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.

Сенсорное развитие.

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.

Что вам потребуется?

Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.

Развитие слуха.

Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

Сенсорные дорожки

Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.

Сенсорные книжки

Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Развитие речи.

Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.

Что вам потребуется?

Книжки серии «Мои первые слова».

Речевые коробочки для расширения словарного запаса (фигурки животных, фрукты-овощи, транспорт и т. п.).

Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.

Малыши растут быстро, приобретают новые навыки, копируют поведение взрослых. Родители могут способствовать гармоничному развитию, опираясь на обобщённые характеристики, составленные опытными педиатрами, психологами и педагогами. К возрасту год и десять большинство детей учатся самостоятельности и начинают проявлять характер.

Физическое развитие малышей в год и десять месяцев

В этом возрасте движения крохи становятся более уверенными. Ребёнок пытается самостоятельно передвигаться? и эти попытки всё чаще оказываются успешными. Некоторые дети могут подпрыгивать на месте, не теряя равновесия и не заваливаясь на бок.

Играть с мячом теперь намного интереснее, потому что его удаётся крепко удерживать в руках и бросать вперёд или в сторону . Всем этим новым умениям родители умиляются и радуются, за исключением активно развивающейся способности стаскивать с себя одежду.

Ближе ко второму году детки начинают снимать c себя заботливо надетые мамой вещи — шапку, варежки, кофточку. И всё, что получается стащить, оказывается на полу.

Не наказывайте ребёнка. Так он отстаивает свою самостоятельность. Покупайте одежду с застёжками, с которыми малышу труднее справиться, чем с липучками и кнопками.

У большинства малышей ко второму годику вылезают 18 зубиков, а у кого-то начинают лезть коренные. Если меньше, не надо паниковать — зубы растут у каждого с индивидуальной скоростью.

Особенности развития психики в возрасте 1 год и 10 месяцев

На этом этапе все дети активно продолжают знакомство с окружающим миром. Им интересно всё и все.

Родителям необходимо быть особенно внимательными. Потому что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован инстинкт самосохранения. Малыш, оказавшись один на один с объектом, который может быть опасен, не может испытать чувство тревоги, присущее взрослым.

Помимо этого, чадо начинает подражать родителям, повторяет их действия. Многим нравится умываться вместе с взрослыми. Они тщательно копируют последовательность их действий.

Не удивляйтесь, если дочка проявляет повышенный интерес к косметике и пытается сделать макияж. Так она проецирует действия мамы, которые наблюдает каждый день.

В играх дети в год и 10 предпочитают сбор конструкторов, изучение объёмных фигурок, построение башенок. Наблюдая за тем, что строит взрослый в процессе игры, карапуз будет усердно пытаться повторить.

Спектр эмоций расширяется. Развивается способность к сочувствию и заботе.

Близким людям необходимо проявлять внимание и заботу, дарить ребёнку любовь, выказывать понимание и считаться с его мнением. Семейное тепло и поддержка помогают в формировании гармоничной личности.

Общение с окружающими людьми

К одному году и десяти месяцам карапузы способны понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их. На улице они обращают внимание на других деток, а некоторым крохам нравятся коллективные игры.

Но не все дети с энтузиазмом играют с другими. Заставлять малыша не надо. Наблюдая со стороны за чужими детьми, он присматривается к сверстникам и их играм.

К возрасту год и десять малыши начинают различать интонации в разговоре и способны отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?», если указать им на предмет или изображение людей, которые им знакомы.

Что уже должны уметь дети в год и 10 месяцев?

Каждый день малыш учится чему-то новому. К этому возрасту, год и 10 месяцев, кроха начинает часто общаться с окружающими, издавая не только звуки, но и слова. Встретив на улице или в гостях своего сверстника, малыш может проявить попытки пообщаться и подружиться.

В развитии речи помогает постоянное общение родителей с ребёнком, чтение сказок, просмотр мультфильмов. Дети в этом возрасте требуют повторного прочтения одной и той же сказки или просмотра одного и того же мультфильма. Многие слова и предложения они запоминают и пытаются воспроизвести.

Одежду карапузы этого возраста не только снимают. Большинство деток сами надевают варежки, шапочку, шарфик, а некоторые пытаются обуться без посторонней помощи.

Не удивляйтесь, если в этот период кроха начнёт разбирать свои игрушки на детали — так происходит изучение нового. Родителям не помешает бдительность, в этих ситуациях необходимо проверять, чтобы в игрушках не было мелких деталей, которые малыш может проглотить, и острых углов, о которые можно пораниться.

К этому возрасту карапузы самостоятельно держат столовые приборы и могут пить из чашки, не расплёскивая её содержимое.

Питание детей в год и 10 мес

С каждым месяцем детский рацион пополняется новыми продуктами и блюдами, они необходимы для роста и развития.

В ежедневном меню должны присутствовать такие продукты, как:

  • каши;
  • рыба, яйца (чередовать);
  • молочные продукты;
  • мясо;
  • фрукты;
  • овощи.

Классическую молочную кашу необходимо готовить, чтобы консистенция была слегка вязкой. В каши без молока желательно добавлять овощи, фрукты или отварное мясо. Разнообразить рацион и вкусовые ощущения позволяет приготовление каш в духовке. Получается что-то похожее на пудинг.

Количество молока в чистом виде необходимо уменьшить. Оно снижает аппетит и может спровоцировать проблемы с желудком и кишечником. Поэтому его лучше добавлять в супы и каши.

  • творог;
  • йогурт;
  • кефир;
  • сметана.

Яйца в меню должны встречаться не чаще 1 раза в 2 дня.

Свежие фрукты необходимые продукты в рационе, но желательно наблюдать за тем, как организм крохи среагирует на их введение. Какие-то фрукты могут вызывать аллергию, какие-то способны давать слабительный эффект.

В состав блюд можно включить сухофрукты , но не более 50 г в неделю. Сухофрукты добавляют в каши, используют для варки компотов и киселя.

Сырые овощи или овощные салаты перед обедом способствуют улучшению аппетита. Натирать овощи на тёрке не совсем обязательно. В этом возрасте дети способны есть продукты, нарезанные небольшими кусочками.

В поступающей пище должно быть не менее 70 % углеводов.

Интеллект и характер малыша в 1 год и 10 месяцев

Дети в год 10 месяцев от роду начинают понимать, о чём говорят взрослые, за исключением сложных, ещё не известных им слов. Поэтому необходимо внимательно следить, что и как говорить в присутствии крохи.

Помимо этого, детки учатся решать более сложные задачи, способны подбирать элементы того же цвета, что и их игрушка или одежда.

Мимика, интонации и жестикуляции становятся более разнообразными, а в играх малыши запоминают и воспроизводят правильную последовательность действий.

Ребёнок старается проявлять свою индивидуальность, отстаивать собственное мнение. Из-за этого случаются бунты и истерики, если ему приносят не «любимую» бутылочку, тарелочку или надевают «не тот» наряд.

Родители должны понимать, что это не просто капризы, а желание стабильности и попытки выражать своё мнение.

Свои эмоции ребёнок в год и 10 может выражать с помощью укусов.

Причины подобного поведения

  • Агрессия.
  • Возбуждённость.
  • Любопытство.

Необходимо объяснять ребёнку, что такое поведение неприемлемо, и что укусами он причиняет человеку боль.

Развивающие игры для деток в возрасте 1 год и 10 месяцев

Развитием малыша необходимо заниматься, пускать всё на самотёк не желательно.
В этом возрасте упор делается на игры для развития мелкой моторики, обучение правильному определению цвета и формы предметов, рисование.

Желательно использовать конструкторы и наборы, в которых есть много деталей разного цвета, формы и размера.

Зарядка по утрам поможет укрепить иммунитет и сделать движения малыша более уверенными.

Малыши в 1 год и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Занимайтесь с ребенком чаще, и ваша кроха будет развиваться правильно и гармонично.

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку - к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста - пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.


Приведено с некоторыми сокращениями

В этом возрасте необходимо обеспечить условия положительного эмоционального состояния, активного поведения ребенка во время самостоятельной деятельности. Поддерживать интерес ко всему окружающему и обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание должно быть обращено на развитие ведущих линий, а именно: развивать у детей дальнейшее понимание речи, формировать «первичное обобщение» знакомых слов в речи взрослого. Продолжать развивать способность подражать слогам и простейшим действиям с игрушками. Формировать первые осмысленные слова. Усложнять самостоятельную деятельность - обучать новым действиям с игрушками и создавать условия закрепления и овладения действиями и движениями в самостоятельной деятельности. Развивать самостоятельную ходьбу.
Перевести ребенка на режим с двумя отрезками дневного сна и обеспечить большую активность в процессе кормления, для чего обучить детей жевать протертую пищу и пить самостоятельно из чашки.
Режим дня . В этом возрасте детей переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2 1/2 до 3 1/2 ч. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2 1/2 ч, второй раз дети спят 2- 1 1/2 ч. Ночной сон длится 11 ч. Кормят детей 4-5 раз в сутки. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что отражается на его здоровье. Когда детей переводят на режим с двукратным дневным сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4 1/2 ч. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3 1/2 ч.
В этом возрасте уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может некоторое время подождать, поэтому дети, посещающие ясли или ясли-сад, завтрак (первое кормление) могут получать в учреждении. Однако интервал между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 мин, так как более длительное «ожидание» еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома следует дать ему молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли или ясли-сад накормить последним и уложить спать первым.
Детей этого возраста обедом и полдником кормят тут же после сна. Завтрак дети получают по мере прихода в детское учреждение.
Игры-занятия индивидуальные и групповые в детских учреждениях проводятся во все отрезки бодрствования.
До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение нескольких дней проверять длительность и характер каждого отрезка его бодрствования и сна. Участковая детская сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что режим дня с 2-разовым дневным сном значительно труднее, так как увеличивается длительность отрезков бодрствования. Нужно стараться, чтобы ребенок, особенно легко возбудимый или ослабленный, как можно дольше спал днем 3 раза.

Кормление, укладывание на сон и гигиенический уход

До 9-10-месячного возраста ребенок осваивает все основные пищевые умения, в этом возрасте следует их закреплять и усложнять поведение ребенка во время процесса кормления. В 10-11 мес он должен сам брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно; откусывать хлеб, чередуя жевание его с жидкой пищей. Для хорошего аппетита и правильной обработки пиши важно своевременное воспитание этих умений. В этом возрасте надо давать детям различные каши, пюре из разных овощей, провернутое мясо, протертые ягоды, фрукты и др.
Нередки случаи, когда матери кормят ребенка до 1 года только жидкой кашей и молоком из соски, объясняя это тем, что он не любит и не ест другую пищу. На аппетит ребенка в данном случае повлиял неправильный способ кормления и этим объясняется его отказ от еды. Начав посещать в этом возрасте детское учреждение, ребенок отказывается от другой пиши. Его начинают кормить насильно, закрепляют тем самым отрицательное отношение к еде, и еще более усложняется процесс адаптации.
В некоторых детских учреждениях, стремясь привлечь ребенка к активности, в 10-11 мес дают в руку ложку для самостоятельной еды полугустой пищи. Ложка вместо укрепления аппетита отвлекает его от процесса питания. У ребенка этого возраста еще недостаточно развита координация движений рук для того, чтобы самостоятельно съесть полагающуюся ему пищу из ложки. После нескольких попыток самостоятельных движений ребенок устает, перестает есть, а начинает играть ложкой и тем самым отвлекается от процесса кормления. В то же самое время он отказывается от того, чтобы его докармливали, так как ложка и действия с нею занимают его. Ложку для самостоятельной еды следует давать ребенку только в начале 2-го года.
Детей, начинающих и научившихся самостоятельно ходить, желательно кормить за низким столом с приставленными креслицами. Ребенка к столу следует вести за руку, используя этот момент для развития ходьбы.
В детском учреждении детей до 1-го года за одним столом кормит не более двух детей сестра-воспитательница, за другим - няня. Во время кормления следует следить за тем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу. Для этого давать каждому ребенку по 2-3 ложки пищи. В промежутках побуждать откусывать и жевать хлеб.
Во время купания для того, чтобы закрепить у ребенка положительное отношение и отвлечь его от неприятных ощущений (обычно дети не любят, когда им моют голову мылом), хорошо дать для игры гигиеническую игрушку.
Внимательно наблюдать за поведением ребенка и закреплять навык опрятности. Когда у него возникает потребность в мочеиспускании и дефекации, нужно следить за ребенком (иногда дети начинают «кряхтеть» и смотрят на взрослого) и сажать его на горшок. Следует делать это спокойно, не спеша, чтобы не затормозить у ребенка возникшую потребность. Ни в коем случае не следует сажать на горшок, если ребенок уже мокрый.
Все гигиенические процедуры, укладывание и процесс кормления для выработки соответствующих умений и навыков и развития движений и подготовительных этапов речи надо сопровождать речью взрослых.
Во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «спи», «садись», «откуси хлеб» и т. п. вызывать ответные движения ребенка: поднимать голову, протягивать при одевании ручки, ножки, при умывании подставлять ручки под струю воды, садиться, ложиться, вставать и т. д. Вызывать ребенка на подражание облегченных слов, связанных с данным процессом: чтобы при виде пищи ребенок сказал «дай-дай», «сейчас кушать будем „ам-ам"»; при укладывании: «Олечка будет спать - „баю-баю"»; «Сейчас Вовочка будет купаться: „куп-куп"». В этом возрасте надо вырабатывать у ребенка положительное отношение к хорошему и красивому. Для этого соответствующей интонацией и мимикой подчеркивать положительное отношение к чистой одежде, красивому бантику «ах, какой бантик красивый»; похвалить ребенка, если во время высаживания у него был положительный результат, и другой интонацией подчеркивать отрицательное отношение к грязному и неприятному.

Организация бодрствования

Дети этого возраста проводят бодрствование на полу в отгороженной части комнаты, где расположены пособия для развития движений детей и действий с предметами. В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расположены таким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Особенно это важно при воспитании в детском учреждении, так как дети встают после сна не все сразу и часть бодрствования проводят без участия сестры-воспитательницы.
Игрушки должны содействовать дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала, отвечающие гигиеническим требованиям.
Детям старше 9 мес, кроме указанных игрушек, следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, крупные полые кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, которым обучили их взрослые. Для развития обобщения давать 2-3 игрушки, имеющие одно название, но различные по внешнему виду, например 2-3 куклы, 2 кошки, 2-3 петушка разного материала, величины и окраски.
Для самостоятельной деятельности детей нужно подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже научились производить какие-либо действия или которые они могут сами освоить в процессе самостоятельной практики. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой и грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если взрослые заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.
В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10-11-месячного ребенка не может без обучения взрослого появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должен научить взрослый.
Ребенка 10-11 месяцев можно также научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например «покорми кису», «покачай лялю» и т. п.
К концу 1-го года у детей во время самостоятельной деятельности возникают такие «игры», как кормление кошечки или собачки, «укладывание» куклы и др., которые являются воспроизведением действий, разученных взрослыми. Таким образом, умения, которым учит ребенка взрослый, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности ребенка и чередовать его с общением со взрослым. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий ребенка. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что ребенок не понял.
Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Олечка, собачка - ав-ав, как собачка лает „ав-ав"». Такие приемы взрослых не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам и др.
В 10-11 мес надо начинать формировать «первичное» обобщение некоторых слов в речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в результате специального обучения. Для этого в семье во время бодрствования, а в детском учреждении и во время специальных игр-занятий показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, целлулоидную, большую, маленькую и называть и просить принести. «Катенька, принеси лялю». «А еще где ляля, принеси». Если ребенок не понимает вопрос, показать - «посмотри, вон ляля, принеси». Если в этом случае ребенок не понимает обращения, надо дать куклу ребенку, говоря: «Вот ляля, Катенька, дай лялю тете Вале», протянуть руку за куклой. «Ну, теперь принеси еще лялю». Просить ребенка (примерно 11-месячного возраста) «покажи, где у куклы глазки», «а где у тети Вали глазки».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как ляля у нас ходит топ-топ-топ»,- говорит сестра-воспитательница ребенку, который «водит» куклу, приподнимая и опуская ее над столом. «Топ-топ» - повторяет он, продолжая «водить» куклу. При этом речь взрослого всегда должна быть образцом и в отношении интонации и громкости. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например при виде кошки произносит «кс-кс», при виде собаки - «ав-ав».
Чаще всего звукоподражание и слова возникают, когда ребенок видит человека или игрушку, которую при показе часто называли или когда ребенок на что-либо заинтересованно смотрит, а взрослые в это время произносят слово - обозначение, доступное для подражания. Для того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».
В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.
Многими движениями в этом возрасте дети овладевают во время самостоятельной деятельности. Для этого в семье и в детском учреждении нужно создавать условия для свободы и разнообразия движений. Однако для своевременного их развития и правильной последовательности в детском учреждении следует проводить с детьми специальные детские игры -занятия, а в семье помогать ребенку овладеть различными движениями.
Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10-11 мес водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой, использовать каталки, «омские ходунки» 1 и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и «омских ходунков», то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы только в тех случаях, когда ребенок уже научится ходить самостоятельно.
В детских учреждениях в каждый отрезок бодрствования, кроме общения, с каждым ребенком проводятся различные виды индивидуальных игр-занятий.

Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Развивать понимание речи взрослого. Увеличить количество названий предметов, игрушек, окружающих людей и действий с предметами; научить находить названную игрушку среди 3-4 игрушек, название которых ребенок знает, например куклу, кошку,- собаку, лошадку, машину и др.; учить выполнять одно и то же действие с разными предметами: кормить собачку, кошку или водить куклу, мишку, катать машину, тележку и т. п. По словесной инструкции взрослого отыскивать и находить знакомые предметы (куклу, мяч, машину, ведро и др.), давать их другому ребенку и взрослому.
2. Развивать первичное «обобщение» названий предметов - по просьбе взрослого давать игрушки одного названия, отличающиеся по внешнему виду, например, собачку плюшевую, пластмассовую, резиновую и др.
3. Вызывать звукоподражание и учить говорить первые слова (да, на, мама, баба, бах, би-би, дядя, га-га и т. п.).
4. Обучать новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции, а затем только по слову взрослого, например, укладывать куклу спать; кукла танцует; кормить кошку; снимать и надевать свободно снимающиеся кольца на стержень; открывать и закрывать- матрешку; втыкать грибочки, кегли, палочки в отверстия скамеечки и вынимать их и т. д.
5. Развивать умение ходить. Учить ходить вначале с поддержкой за обе руки, а затем без поддержки.
Игры-занятия с группой детей распределяются по дням недели. Проводятся они в 1, 2 и 3 отрезки бодрствования и повторяются в течение недели 2-3 раза.

Примерный перечень игр-занятий с группой детей в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Показы с целью развития понимания речи и ознакомления с окружающим, например, показа плавающих игрушек, сюжетных игрушек, расположенных в разных местах (отыскивание знакомой игрушки на вопрос «где?»); показа живых животных, например, кормление котенка, щенка, кролика и др.
2. Показы с целью развития понимания речи и подражания звукам и действиям.
3. Игры-занятия по развитию движений: игра в мяч, разбрасывание, шариков.
4. Проводить музыкальные занятия. Развивать устойчивость слухового внимания; вызывать подражание слышимому; побуждать детей к движениям и элементарным действиям под песню и показу взрослого.
5. Игры-развлечения.
Таким образом, если воспитание детей организовано правильно, то они нормально развиваются, спокойны и активны. К 1-му году они осваивают основные крупные движения. Много двигаются, ходят, влезают на невысокий диванчик, горку и подлезают под различные предметы. У детей повышается интерес ко всему окружающему. Их интересуют новые игрушки, движения взрослых и других детей. Понимают обращенную к ним элементарную речь; по словесной инструкции выполняют разученные с ними движения и простые действия с игрушками, знают названия игрушек и предметов, с которыми часто играют, поворачиваются, когда их зовут, и знают имена нескольких окружающих взрослых и детей.
Дети начинают более тонко дифференцировать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагируют на них. В ответ на обращение взрослых и во время самостоятельной деятельности лепечут, повторяют за взрослым различные звуки, произносят около 10 простых слов. Звуками они привлекают к себе внимание.
Во время самостоятельной деятельности дети производят некоторые разученные целенаправленные действия с предметами: вынимают и вкладывают, открывают и закрывают, снимают и надевают (свободно снимающиеся кольца), качают куклу, «кормят» игрушечных собачку, кошку и т. п. Некоторое время могут играть самостоятельно.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.