Что такое помолвка в православии. Правила проведения свадьбы: как проводить обряд обручения. Свадьба: обряд объединения двух сердец

Казалось бы, когда два человека хотят стать мужем и женой, зачем чинить им преграды и ставить перед ними испытания? Это современная свадьба может пройти без соблюдения обычаев и традиций. Ранее помолвка являлась обязательным этапом перед самым важным событием в жизни молодоженов – свадьбой. Она имеет свои обычаи и традиции. Давайте разберемся, что особенного в этом обычаи, как организовать праздник и как подготовиться.

Немного фактов из истории обряда помолвки в Древней Руси

В древней Руси помолвка являлась точкой отсчета. Именно во время празднования торжества обсуждались все детали предстоящей свадебной церемонии. С этого дня жених и невеста уже берут на себя часть обязанностей, несмотря на то, что из их уст еще не прозвучали клятвы верности и любви.
Обручение является этапом, на котором жених делает предложение руки и сердца невесте в присутствии ее и своих родных и близких, но обращается он в первую очередь к отцу возлюбленной. После этого аналогичный вопрос звучал в адрес ее матери, после чего девушки. Если родители сдавали свое согласие, то жених дарил возлюбленной кольцо с бриллиантами, которое являлось символом вечной любви. До свадьбы кольцо должно было оставаться на безымянном пальце будущей жены.
Помолвка всегда отмечалась с размахом. От обручения до свадьбы проходило от трех до шести месяцев.

Традиции помолвки в других странах

Каждая страна имеет свои традиции и обряды.
Обручение в Германии – это начало совместной жизни супругов, при этом на данном этапе супруги могли остановиться не на один год. За эти годы супруги проверяли свою совместимость, обустраивали жилище.
В Италии традиции более строги и жених мог лишь под присмотром родителей общаться с будущей невестой.
Обручение в Японии – это, по сути, знакомство молодоженов, так как браки все заключались по договоренности родителей. Если жених изъявлял желание взять девушку в жены, он вручал ей девять подарков. Он мог отойти от традиции, но тогда его родители вручали маме и папе невесты деньги, которые компенсировали недостающее число подарков. Родители девушки, в свою очередь, вручали родственникам половину от той суммы, которую получили.
Обручение в исламских странах – это представление невесты будущему жениху. Она могла ему в этот день показать лицо. Жених не мог даже коснуться невесты до свадьбы.
В Швейцарии после помолвки пара шла к священнику – это своеобразная проверка отношений.

Современный обряд помолвки в России

Современные молодожены считают, что обручение происходит у них в тот день, когда они . Именно с этой даты и начинается обратный отсчет времени до самого лучшего дня их жизни. Как известно родители жениха и невесты должны договориться о предстоящей свадьбе, поэтому обручение тут будет как нельзя кстати. Предпраздничные хлопоты превратятся в настоящее торжество и семьи хоть на шаг, но станут ближе друг к другу. Подарок жениха остается, как и было по традиции Древней Руси – драгоценное кольцо с одним бриллиантом или несколькими. Обручение в современном мире – это добровольный обряд, поэтому праздновать его можно как захотят молодые. Следует помнить, что самая ответственная помолвка – это та, которая проходит в церкви, потому что этот этап связывает молодоженов на всю жизнь, ведь за этим шагом следует венчание.

В преддверии помолвки нужно тщательно подготовиться, чтобы не допускать ошибок.
Подготовительный этап должен начаться с предупреждения родителей обеих сторон о намерениях стать мужем и женой. После этого стоит подготовить сценарий торжества.
Жениху, в свою очередь, нужно подготовить речь и продумать, как он будет просить руку и сердце любимой у ее родителей.
Каждый человек, приглашенный на торжество должен сочинить поздравление и подготовиться к его прочтению.

Как организовать обряд помолвки

Как организовать празднование торжества зависит не только от желаний, но и от возможностей. Однозначно, желание молодых стать мужем и женой должно быть окончательным и бесповоротным. Помолвка может проходить дома или церкви.
Первоначально следует рассчитать бюджет на празднование торжества. Варианты проведения торжественного празднования:
обручение при наличии небольшого количества денежных средств. Свадьба – это немалые затраты, а тут еще и празднование обручения. Определенно ясно, что для семейного бюджета это немалый удар. Но не стоит отменять помолвку, можно отметить ее дома в кругу самых близких людей;
помолвка при соблюдении древнерусских традиций. Можно отметить торжество дома или кафе. Следует учитывать то, что главными блюдами стола будут – национальные. Жениху при таком проведении обряда следует соответствовать и соблюдать все правила и нормы традиционного обряда. Можно нанять тамаду, чтобы сделать вечер еще более красочным и интересным;
обручиться в западноевропейском стиле – это еще один вариант. Стиль данного мероприятия – вечеринка-коктейль, приглашения на которую высылаются заранее. Наряды следует подобрать согласно стилю тематической вечеринке. Гости уже на этом торжестве вручат подарки молодоженам;
помолвка класса люкс. В этом варианте бюджет неограничен или же имеет лимит, но установлен он на высокой планке. Здесь стоит пофантазировать: можно скопировать сценарий «звездного» обручения, организовать великолепный банке, покататься на лимузине, отпраздновать где-нибудь на известном курорте или что-либо другое. В целом, можно сказать, оказаться в центре всеобщего внимания.
Где бы ни проходило торжество или как бы оно ни было организовано не стоит забывать о том, что поздравление для молодых должно быть искренним.

Обряд, проводимый в церкви

Церковный брак первоначально был обязательным только для боярского и княжеского родов. Лишь в семнадцатом веке стал доступен для народа, причем супруги, имеющие на тот момент детей, могли повенчаться.
Обручение в стенах церкви проходит в присутствии самых родных и близких людей. Благословение родителей на проведение обряда или свадьбу необязательно, но молодым желательно им заручиться. Обряд в церкви состоит из нескольких этапов:
благословение. Молодожены стоят на расстоянии друг от друга в притворе церкви: место невесты – слева, жениха – справа. Священник выносит Крест и Евангелие, после чего епитрахилью обвязывает руки будущих супругов и позволяет встать им ближе друг к другу, затем благословляет их;
великая ектения – молитвословие, в котором просится о спасении будущих молодоженов, о даровании молодым детей;
иерейские молитвы – священник просит у Бога благословить союз молодых;
обменивание кольцами. Кольца одевает будущим супругам священник, после того как произнесет молитву и осенит голову каждого крестным знаменем;
отпуст – читается короткая молитва и утверждается помолвка.
При проведении обряда девушка облачается в платье белого цвета, но допустимы голубые, небесные, нежно-розовые, кремовые оттенки или иные светлые тона. Не следует выбирать наряд в фиолетовом цвете. Платье неприменимо должно прикрывать колени, руки и плечи тоже - закрыты. Голова девушки покрывается фатой, а также может использоваться шляпка или же покрывало.
Жених для церемонии одевает в брючный костюм темного цвета, голова не покрыта.
Эта церемония наиболее значимая и требует ответственного подхода, так как церковь не прощает разводов.
Обручение или помолвка – это значимый шаг для молодоженов, о котором не стоит забывать. Проведение торжественного мероприятия поможет сблизить семьи, которые впоследствии станут одним целым.

Как происходит обручение

Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.

Кольца, которыми будут обручаться брачащие, во время литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева – золотое, справа – серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к новоневестным с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.

Свет – это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно этот символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом и тьмою, теплом или холодом, отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и себялюбие побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, а одно существо.

Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй или третий раз, напоминая о евангельской притче, где говорится о том, что девственницы выходили навстречу Жениху, с возжженными светильниками (Мф. 25,1). Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся. Вслед за обычным началом "Благословен Бог наш…" произносится Великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачующихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: "Яко да Господь Бог дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся…"

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоневестных. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве чистой – Церкви Христовой.

Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)".

При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палей правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя", – и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.

Золотое кольцо символизирует своим блеском солнцем, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих неразделенным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое – у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.

Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученными. Вспоминается о чудесном знамении "водоношения", поданным слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака, эта честь была предуготована только той, единственной деве – Ревекке, напоившей гонца водой.

Священник просит благословить положение колец благословением небесным, сообразно с силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари. Вспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшимся в отчий дом: "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его…" (Лк. 15, 22).

"И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою", – говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо надевается на палец правой руки, ибо этой рукой приносят обет верности, творят крестное знамение, благословляют, приветствуют, держат меч в праведной битве.

Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути, и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели – Царства Небесного. Поэтому священник просит: "И ангел Твой да предъидет пред ними вся дни живота их".

Последование обручения завершается краткой ектенией с добавлением прошения об обрученных.

Кольца могут быть изготовлены из одного металла – золота, серебра – и иметь украшения из драгоценных камней. При перемене колец нужно быть осторожными, чтобы не уронить их на пол, так как мужской палец толще женского, и поэтому кольцо невесты с трудом удерживается на пальце. Непосредственно вслед за этим идет венчание.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Обручение Пречистой Девы Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные во храме, должны были по достижении возраста вступать в супружество ради надежды, что Царь-Мессия произойдет из рода царя и пророка

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом] автора Найми Михаил

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит МИРДАД: Как странно, что вы, дети Пространства и Времени, все никак не осознаете, что Время - это всеобщая память, записанная на скрижалях Пространства.Если даже вы, ограниченные

Из книги Явления душевной жизни человека после его телесной смерти автора

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Обручение Последование обручения в требнике помещается отдельно от венчания, и прежде обручение и совершалось отдельно. Но в настоящее время венчание совершается тотчас же вслед за обручением. Перед началом обручения священник полагает на престоле перстни

Из книги Книга Песни Песней автора Гледхилл Том

4. Обручение и брак …В день бракосочетания его, в день радостный для сердца его (3:7–11).…Невеста! (3:7,11).…Сестра моя, невеста! (4:9,10,12;

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

ОБРУЧЕНИЕ У древних евреев обручение служило поводом для церемонии не менее пышной, чем свадьба. Как правило, обручение праздновалось за несколько месяцев до свадьбы. Исключение составляли вдовцы и вдовы, обручавшиеся всего за месяц до свадьбы. Видимо, предполагалось,

автора Гиппиус Анна

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета – Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто

Из книги Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться автора Русская Православная Церковь

Обручение Современное чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство Брака напоминает Таинство Крещения, также состоящее из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно Крещения), и Евхаристию,

Из книги Многие поищут войти, и не возмогут... автора Гончаров Иоанн

Как происходит исповедь Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ? Духовность - основа существования человека, главная составляющая его жизни. Ошибаются думающие, что это абстрактная отвлеченность, которая может быть, а может и не быть. Само понятие «бездуховный человек» неверно, ибо человек всегда духовен, вот

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Как происходит Причащение Итак, исповедались.Бережем себя от любого греха – хотя бы до утра стараемся не нагрешить наново.Дома нужно прочитать «Правило к Святому Причащению». Оно есть в молитвословах. В составе правила: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу

Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета– Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто знает,

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. великомученица Екатерина (Обручение со Христом души христианской) I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.Много было

Из книги автора

Обручение Как пишет протоиерей Геннадий Нефедов: «В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получат благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Инга Маяковская


Время на чтение: 7 минут

А А

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Помолвка - это традиция, которая существует много веков. Она является залогом крепкой семейной жизни. Её цель - получить разрешение или благословение от родителей на будущий брак.

Наши предки называли этот обряд «рукобитье» или «сговор», во время которого родители жениха и невесты принимали решение о свадьбе.

Традиции обручения в современном мире

О серьёзности намерений, вступающих в брак, свидетельствует помолвка в храме

Православные верующие считают, что в церкви происходит закладка основ уважительных отношений в семье. Церковный обряд обручения и последующего отличается осмысленностью и святостью . В присутствии многочисленных свидетелей молодые дают обещание в церкви перед Богом, родственниками и друзьями, быть вместе в горе и радости до конца дней.

Но перед тем, как совершить таинство этого обряда, необходимо знать что такое помолвка

Традиционно жених делает официальное предложение о заключении брачных уз в момент помолвки. Для этого он приходит в дом невесты и просит её руки, но о визите нужно проинформировать заранее, чтобы избежать непредсказуемых моментов.

Сначала обращение жениха должно адресоваться отцу, затем матери невесты и своей избраннице.

Если «добро» на предстоящую свадьбу получено, то происходит обряд дарения помолвочного кольца . Жених вручает суженой кольцо, которое является залогом крепкой любви.

Девушка должна надеть подарок на безымянный палец и носить до свадьбы. На момент бракосочетания поверх него одевается свадебное кольцо.

Какое кольцо выбрать для помолвки

Дарение помолвочного кольца говорит о том, что намерения жениха серьёзны.

  • Кольцо обязательно должно быть с камнем.
  • Популярны у большинства невест формы «принцесса» и «овал».

Главное условие помолвки заключается в положительном ответе на предложение сочетаться законным браком и чтобы невеста осталась довольна подарком.

Девушка, приняв кольцо, тем самым даёт согласие на брак .

При удачном браке, кольцо может превратиться в семейную реликвию и украсить свадьбы детей и даже внуков.

Можно ли расторгать помолвку? Если она по какой-то причине расторгнута, необходимо подарки обязательно вернуть. Дело в том, что такого рода кольца могут иметь фамильное назначение или бывают крайне дорогостоящими.

Во время помолвки решаются главные организационные вопросы

  • Планирование свадебного торжества, бюджет и вложения каждой семьи.
  • Обговариваются условия быта и место проживания будущих молодожёнов после свадьбы.
  • Обсуждаются вопросы формирования бюджета новоиспечённой семьи.
  • После проведения помолвки начинается детальная подготовка к бракосочетанию.

От помолвки до свадебной церемонии проходит от месяца до шести . Стоит ли продлевать подготовку к свадьбе на более длительный срок - решать будущим молодожёнам. Но в любом случае этот период даётся для решения основных вопросов совместного проживания, бюджета семьи и тщательной подготовки к свадьбе.

  1. Где провести торжество.
  2. Сколько пригласить гостей.
  3. Как оформить и кому разослать приглашение на торжество.
  4. Какой наряд подобрать.
  5. Где провести медовый месяц.
  6. И ещё много важных вопросов.

Немного истории

Помолвка в России со стародавних времён была обязательным этапом подготовки к вступлению в брак и проходила в следующем порядке:

В некоторых наших регионах существовала традиция, которая невесте не позволяла появляться на помолвке, в этом случае все договорённости оговаривались родителями в присутствии жениха.

Существовал запрет помолвленным встречаться до свадьбы.

Сценарий помолвки может быть следующим

  1. В изысканной обстановке жених предлагает возлюбленной стать женой.
  2. Затем они подгадывают удачный момент и ставят родных о своём намерении в известность.
  3. После этого следует выбрать удобный для всех день помолвки, приглашаются гости и организуется застолье.
  4. Далее, на семейном совете оговаривается сценарий предстоящего свадебного обряда.

Практикуются разные сценарии от экономичного, когда все проходит в узком семейном кругу, до премиум класса. В этом случае, молодая пара должна располагать внушительным количеством денежных средств и довериться профессиональному праздничному агентству, благодаря которому мероприятие запомниться надолго.

Главное - это сохранение смысла особой предсвадебной традиции и соблюдение всех этапов:

В русских традициях помолвка празднуется у невесты . После официального представления будет уместно устроить весёлое празднование в кругу друзей в кафе или боулинг-клубе, ночном клубе или на дискотеке. Любители отдыха на свежем воздухе могут совершить посиделки с шашлыками.

Интересные сценарии торжества

Помолвка, сценарий которой хорошо продуман и подготовлен, послужит неплохой репетицией перед свадьбой.

Наиболее распространены следующие варианты этого праздника.

Помолвка в древних традициях

Атмосферу этой тематики хорошо поддержит оформление помещения, наряды гостей и меню русской кухни с блинами и пирогами.

Фуршет в Европейском стиле

Западный стиль предполагает накрытие шведского стола или фуршета дома или в ресторане с вручением сувениров на память о празднике. На это мероприятие следует приносить для подарка жениху и невесте презенты в виде постельного белья, бытовой техники и другие необходимые в хозяйстве молодой пары предметы. Хорошая европейская традиция - вручать гостям конверты со словами благодарности за посещение праздника с приглашением на свадебное торжество. Дарение кольца с бриллиантом также пришло из европейских традиций.

Тематическая вечеринка предполагает наличие фантазии и индивидуальности. Программы можно организовать в пиратском, ретро, ковбойском и других стилях.

  • Время проведения помолвки не должно зависеть от похода в загс.
  • Помолвка является небольшой репетицией свадьбы и стоит продумать детали празднества: от оформления и сценария программы до продуманного меню.
  • Не нужно объединять помолвку с мальчишником или девичником.

Итак, что такое помолвка? Прежде всего это праздник для двух влюблённых, следовательно, всё происходящее - в их честь.

Вечеринка празднования помолвки может стать грандиозным событием, которое поможет проникнуться радостью в ожидании свадебного мероприятия и осмыслить всю важность решения - вступить в законный брак.

Независимо от выбранного формата праздника, он должен быть проникнут счастьем и теплом.