Благотворительность разная и удивительная сафронов. Фальшивая благотворительность: как родители зарабатывают миллионы на болезнях детей. Полицейские задержали хакера из Сызрани

Здравствуйте, граждане и гражданки.

Меня зовут Рустем, мне 33 года. До недавних пор я был совершенно нормальным, адекватным человеком, но четыре с половиной года назад меня внезапно снесло в непростую и неоднозначную тему, тему благотворительности. Причем снесло настолько плотно и всерьез, что год назад наше (мое и единомышленников) сообщество деньдобрыхдел.жж.рф доросло уже до настоящего, полноценного благотворительного фонда "День добрых дел" с красивой бумажкой о государственной регистрации и кучей сопутствующих этому неприятностей, а мы перешли из категории волонтеров-энтузиастов в категорию пусть начинающих и нифига не умеющих, но все же профессионалов. В силу вот этой самой профессиональной деятельности, помимо чужих проблем, которые надо решать, мы регулярно сталкиваемся с разнообразными мошенничествами и аферами, построенными на человеческом сострадании. Стакливаемся настолько часто, что впору уже книгу на эту тему писать. Так что этот пост (между прочим, мой первый пост в качестве резидента) можно считать пробой пера.

Итак, благотворительность, разная и удивительная. Первое, что вам нужно знать о благотворительности: не верьте, нафиг, никому. То есть вот вообще никому. Никому и никогда. Имей я острую, жизненно важную потребность в деньгах без перспектив заработать их честно, я недели за две экспроприировал бы у доверчивых лохов пару-тройку миллионов рублей. Легко, непринужденно, и меня бы никогда не поймали. Если среди читателей этого блога есть те, кто не брезгует такими способами добычи средств к существованию - валите к чертовой бабушке отсюда, мы рано или поздно до вас доберемся и распплющим. Тех, кто брезгует и не хочет стать очередным сердобольным кормильцем очередных жуликов - велкам под кат.

1. Уличные попрошайки. В последнее время эта категория как-то стремительно расплодилась, хоть отстреливать начинай. Тут все просто: на улице, как правило - у парковки торгового комплекса, т.е. там, где гарантированно ходят люди с денежкой, к вам подходят драматического вида юноши и девушки и рассказывают о благотворительной акции в пользу какого-нибудь детского дома. Суть благотворительной акции: драматическим юношам и девушкам надо дать бабла, наличкой, прямо сейчас. Некоторые особо ушлые не попрошайничают, а "продают" вам за 150-200 р какую-нибудь ненужную фигню типа брелка или влажных салфеток - как правило, эта фигня продается в магазине по соседству рублей за 20-30. Естественно, ни в какой детский дом эти деньги не идут, хотя "собиральщики" прекрасно проинструктированы и умеют красиво отвечать на неудобные вопросы. Как только градус неудобных вопросов повышается до опасных пределов или начинаются придирки к документам, драматические юноши и девушки обычно покидают сцену быстрым шагом, демонстрируя при этом изрядную прыть.

Дабы быть пусть и не мамонтом, но хотя бы не лохом, вам необходимо знать, что у собиральщика должны быть приходные ордера организаци либо опломбированный ящик для сбора, официальный документ (доверенность), подтверждающая его право на сбор наличных пожертвований, документ, подтверждающий личность, Положение о целевой программе, на которую собираются деньги, и телефон руководителя, который должен сообщит вам, где вы можете ознакомиться с отчетом о расходах. Все документы должны быть с синими печатями, отчеты о сборах и расходах все организации, принимающие благотворительные взносы, обязаны публиковать в открытых источниках. Но проще взять драматического юношу (или девушку) под локоток и предложить ему прокатиться в ближайший отдел полиции для подачи административной жалобы на факт попрошайничества. Если организация нормальная, до появятся руководители и все отрулят, если жулики - то тоже могут появиться руководители и попытаться набить умнику лицо. Хотя в 99% случаев собиральщик просто дает деру.

2. Токсичные сборщики в соцсетях. "Токсичное" - это такой полупрофессиональный жаргонизм, которым определяют подозрительные либо откровенно мошеннические сборы денег в соцсетях. Это вообще прекрасная тема для докторской диссертации по криминологии. Если вкратце, то в популярных соцсетях ежедневно регистрируется несколько десятков групп типа "Поможем всем миром!", "Спасем Алешеньку (Петеньку, Сереженьку)" и тому подобное. Каждая из этих групп за неделю может собрать 5-6 миллионов рублей, особенно если делом занимаются настоящие, профессиональные лоховоды, или, как мы их называем, "сволонтеры". Тут все просто: психологически грамотно составленный текст,в котором подчеркивается фактор срочности ("счет идет на минуты!"), фактор спасения жизни ребенка и фактор важности любого минимального участия("даже 50 рублей спасут малыша!!!") начисто сносят мозг свежерожавшим ранимым мамашкам, а то и вообще достаточно обширному множеству неравнодушных людей. "Токсики" работают на эмоциях, при которых рациональное мышление уходит на второй план, и на эффекте "с бору по сосенке": вы вряд ли будете устраивать разборки из-за 50-100 рублей, отправил - и забыл. Посмотрите, сколько народу по состоянию на сегодня зарегистрировано "Вконтакте", умножьте на 50 рублей - не правда ли, прекрасный, перспективный рынок?

Как не нарваться на "токсиков":

Просто подумайте головой. Погуглите диагноз, погуглите имя ребенка и номера кошельков, на которые ведется сбор (отсутствие нормальных реквизитов, сбор денег только на электронные кошельки, Киви и номер мобильника - первый признак токсикоза). Запросто может всплыть интересная история, например, очень часто разные сборы под разными именами иллюстрируются фотографией одного и того же ребенка.
- почитайте профильные сообщества, например . Там просто куча прекрасных историй, в том числе неоднократные упоминания самых одиозных токсичных сборщиков Рунета.
- посоветуйтесь со специалистом, действительно ли при этом заболевании нужно именно это лечение именно в этой клинике, и сколько оно на самом деле может стоить.
- внаглую, без излишней нежности, затребуйте документы. Их вам, скорее всего,покажут - отсканированные счета на оплату действительно есть почти в каждой токсичной группе. Не поленитесь позвонить в клинику, выставившую счет, и узнать, какую на самом деле они просят сумму и известен ли им вообще этот ребенок.

3. "Благотворительные" фонды. К сожалению, таких дофига, и становится все больше и больше. Погуглите на предмет того, какое количество фондов собирало (и собирает) деньги для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке, и просуммируйте результаты их деятельности. На эти деньги не то что Дальний Восток, всю Россию можно коттеджами застроить (коттеджи, кстати, наверняка появятся, но не у пострадавших от наводнения).

С благотворительными фондами все сложнее, чем с двумя предыдущими категориями мошенников. Там все может быть красиво: учредительные документы, отчетность, регулярные публикации в прессе - не специалист не разберется, где подвох. Напрячься имеет смысл при обнаружении тех же признаков, которыми грешат подозрительные интернет-магазины: отсутствие обновлений и отчетов об акциях на сайте, отсутствие сведений о попечительском (наблюдательном) совете и сотрудниках, отсутствие финансовой отчетности (как правило, ссылка есть, а файла нет), собирание денег на лечение детей, для которых по всей сети собирают все, кому не лень. Основная фишка, на которой живут фонды-аферисты - медицинский туризм. Действительно больному ребенку действительно собирают деньги и действительно оказывают ему по сумасшедшим ценам ненужные медицинские услуги. Ребенок в конечном счете умирает, а деятели фонда оставляют себе комиссию от клиники, которая "приземлила" на своих счетах "плату" за "лечение", плюс остатки собранных пожертвований, которые не успели потратить.

Если вы не готовы потратить несколько часов жизни на изучение специфики отчетности и правил деятельности благотворительных фондов, но хотите поддержать проект какого-то из них, самый простой способ - честно признаться самому себе, нагляден ли для вас результат, который фонд берется обеспечить за ваши деньги, прозрачна ли работа фонда, или вы так никогда и не сможете достоверно выяснить, как именно был потрачен ваш взнос и принес ли он пользу кому-то, кроме сотрудников фонда.

4. Морально разложившиеся родители. Халява, как известно, развращает. Некоторые родители детей-инвалидов, получившие помощь для своего ребенка один, два и более раз, приходят к очевидному и логичному выводу, что, размахивая диагнозом своего малыша и его грустной фотографией, можно нахаляву собирать деньги и жить на эти деньги вполне припеваючи. Родители, закладывающие в сборы на лечение две недели проживания для себя в пятизвездочном отеле на теплом побережье рядом с клиникой - это еще цветочки. Некоторые натурально умудряются покупать машины, квартиры и вообще комфортно существовать на пожертвования, которые наловчились собирать. С такими гражданами очень сложно разговаривать: они качественно давят на жалость, а на все неудобные вопросы отвечают убийственным аргументом - не считайте чужие деньги, хотите помочь - помогите, не хотите - идите мимо. Что самое ужасное, некоторые считают себя абсолютно правыми и не видят в таком попрошайничестве, а иногда и откровенном вымогательстве, ничего предосудительного.

Какие неутешительные выводы следуют из всего вышеизложенного. Что нельзя участвовать в благотворительных проектах? Нет, можно, и даже нужно. Лично я считаю, что для человека, обладающего какими-то излишками, лучший способ ими распорядиться - отдать тому, у кого недостаток. И речь необязательно идет о деньгах - это может быть излишек свободного времени, знакомств, чего угодно. Собрать своими руками детскую площадку в соседнем интернате - это ведь тоже благотворительность, просто в неденежной форме. Думать не только о себе, но и о других, потратить хотя бы один день в году на добрые дела, не связанные с заботой о собственном благополучии - это же реально самый эффективный и едва ли не единственный способ создать более лучший мир, чем тот, что есть сейчас.

Просто во всем, как бы банально это не звучало, думать надо не только сердцем, но и головой. Особенно в том, что касается оказания благотворительной помощи. Не верьте никому, никогда никому не верьте - проверяйте. Самостоятельно, въедливо и дотошно. Не ведитесь на эмоции, жулики только этого от вас и ждут. Считайте, проверяйте, задавайте вопросы. Чем придирчивее вы будете, тем больше шансов, что ваша помощь действительно достанется тому, кто в ней нуждается, а не уйдет очередному аферисту на покупку очередного "Порше-Каен". Давать денег или как-то иначе помогать благотворительному проекту имеет смысл только в том случае, если ваша помощь обеспечивает наглядный, прозрачный, понятный, количественно и качественно измеримый результат, и вы совершенно точно можете проследить причинно-следственную связь между своим участием и этим результатом.

И если у вас пропадет привычка репостить в соцсетях непроверенные призывы о помощи, я буду считать, что прожил этот понедельник не зря.

Немного истории

В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой формой "милосердия" был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы "не мучился". Знаете, откуда идут корни выражения "салазки смазать", то есть умереть? Оттуда, из язычества. В те тёмные времена престарелых родителей, немощных родственников ритуально убивали: привязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий овраг, где несчастные находили свою смерть.

С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания.

В монастырях, постепенно появлявшихся на Русской земле, монахи оказывали бесплатную медицинскую помощь, помощь странникам, создавались сиротские приюты, школы, лечебницы при монастырях и храмах. Такая форма благотворительности получила широчайшее распространение, вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Князья, их вдовы и состоятельные люди в те времена, часто принимали монашеский постриг, раздавая при этом своё имущество нищим.

Народ, живущий общиной, также был готов к оказанию помощи "ближнему своему". Для крестьянина-смерда благотворительностью стала простая помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посевным материалом, лесом, постройкой дома, когда, например, всей деревней за несколько дней ставили новую избу погорельцам. В Средней Азии и доныне существует такая форма помощи - хашар.

Князья выкупали за счёт своей казны пленных русичей у татар. Они завещали: "Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание", "Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу". Для власть имущих той поры благотворительность стала обязательной по велению сердца. Правитель, жадный и скупой на милостыню, сидящий на княжении, был абсолютно нереален.

Примером и духовным руководителем благотворительной деятельности стала Русская Православная церковь. Социальная составляющая Церковного служения в России во все времена была особой, в отличие от Западной Церкви. Благотворительность состояла не только в призрении больных, престарелых, немощных, сирот, но и в заботе о душах несчастных, исцелении их духовных недугов.

В течение нескольких веков благотворительность воспринималась как выражение христианской любви к ближнему и, в основном, была частной, личной инициативой каждого благотворителя, определяемой его христианским мировоззрением.

Примерно с начала-середины XVI века благотворительность перестала быть частным делом князей, а превратилась в заботу государства. Тем более, что непрекращающиеся войны и бедствия привели к большому числу нуждающихся.

Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые за счёт государственной казны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосердие, доброта и благотворительность стали основными духовными ценностями Российской Империи.

Окончательно система государственной и частной благотворительности сложилась в XIX веке. Были изданы законы о благотворительной деятельности, а в сознании народа сложились неписаные правила благотворительности, в соответствии с духовно-моральными устоями Православия. Крайне дурным тоном в высшем российском обществе считалось неучастие в делах милосердия. Русские Императоры, чиновники высокого ранга жертвовали весьма крупные суммы на устройство благотворительных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заведений, больниц. Что касается традиционного русского купечества, представителей нарождающегося промышленного капитала, то купец, фабрикант, не творящий добро и милосердие становился изгоем среди своих. Так в древнем Суздале, деревне Дунилово купцами построены не только десятки красивейших храмов. Если ты не построил храм, детский приют, то с тобой никто не будет иметь дела. Купцы и промышленники строили также музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, места общественного отдыха, обустраивали и благоустраивали свои города, заботясь и о духовном, культурном развитии соотечественников.

Активно создавались и действовали различные благотворительные общества: сестер милосердия, посещения бедных и т.д.

В 1897 году Николай II издал указ об отказе "принимать подношения к стопам августейшей фамилии". В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, Император в дальнейшем отказывается от них и "единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные".

С начала 60-х годов XIX века наблюдалось бурное развитие меценатства и благотворительности. Ежедневно возникали новые благотворительные общества и фонды, организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы, создано было несколько десятков школ для слепых, обучаемых чтению по методу Брайля.

Быстро развивалась частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Железные кружки для милостыни висели на стенах приютов, магазинов.

Впереди всех была благотворительная деятельность Церкви. Церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе.

К концу XIX века благотворительность в России стала широчайшим общественным явлением. В стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

В годы Советской власти благотворительность, как явление, было уничтожено. Функции благотворительности целиком перешли к государству. Лишь в годы Великой Отечественной войны, русский народ, вдохновляемый Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) активно участвовал в сборе средств для нужд фронта. Было собрано 200 миллионов рублей. На собранные средства были построены танковая колонну имени св. блг. Князя Димитрия Донского и авиационная эскадрилья имени св. блг. Князя Александра Невского.

В лихое время реформаций

В 90-х годах XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями и изменениями в сознании людей, повлекшими за собой огромное имущественное расслоение, криминализацию, духовное одичание населения, появлением класса нищих и бездомных, миллионов беспризорных, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.

Первыми активными "благотворителями" в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные организации. Как правило, они использовали благотворительность для прикрытия иной, разрушительной деятельности на территории России. Поддерживая весьма сомнительные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь тем российским ученым, музыкантам, художникам, которые своим, так называемым "творчеством", способствовали разрушению традиционной русской культуры, насаждению откровенного сатанизма в сознание людей. Эти фонды пытались расширить свою деятельность в России, но после ряда скандалов и протестов общественности практически убрались восвояси.

Следом за иностранными, появились российские благотворительные организации, работающие в различных сферах: поддержке научных, учебных проектов, помощи детским домам, больницам, различным группам населения, предоставление средств на дорогостоящее лечение и т.д. Создавались такие организации, как правило, крупными финансовыми и промышленными корпорациями для "отмывания" денежных средств путём их "прокачки" через созданные фонды и проведения PR кампаний в сугубо корыстных целях.

Некоторые фонды создавались откровенными мошенниками для получения грантов из государственных и частных источников под определённые благотворительные проекты, а фактически для "распилки" и банального расхищения финансовых средств. Принцип их работы таков: 10-20% средств шли на обозначение деятельности, остальные средства расхищались. И в настоящее время более половины благотворительных фондов и благотворительных организаций фактически лишь имитируют уставную работу.

Реальную благотворительную деятельность в России вели и ведут доныне преодолевшие чиновничьи барьеры инициативные одиночки, создавшие, вопреки ряду обстоятельств, различные благотворительные организации. Немало сделано приходскими священниками Русской Православной Церкви, ценой огромных усилий устроивших при храмах и монастырях сиротские приюты, воскресные школы, столовые и т.п., оказывающих помощь немощным на своих приходах. Их деятельность, как правило, не видна и в средствах массовой информации освещается мало, зачастую в искажённом виде.

С постепенным возвращением в лоно Православной Церкви русских людей, изменением их сознания на основе православных духовных ценностей, с укреплением авторитета Церкви, вновь, как во времена св. равноапостольного Князя Владимира, появилось немало обеспеченных людей, представителей бизнеса, готовых поддержать своих соотечественников, попавших в трудную ситуацию. Однако сегодня для развития благотворительности в стране существует немало серьезных препятствий. Главные из них - неблагоприятная для благотворителей и благотворительных организаций система налогообложения, негативная позиция государства по отношению к благотворительности, а также отсутствие доверия со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти и особенно за период разгула псевдоблаготворителей с 1990 по 2003 годы, утратило представление о добре и милосердии, как о неотъемлемой части жизни каждого гражданина России.

Значительная часть современных благотворителей - это некоммерческие организации. Обычно НКО создаются для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых велика доля социально незащищенных слоёв населения. Опыт зарубежных НКО и опыт молодых благотворительных некоммерческих организаций России показывает их эффективность. НКО, как правило, не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан и коммерческих структур.

Активные благотворители из коммерческих структур стараются остаться неизвестными, объясняя свое поведение тем, что налоговая полиция или иные представители государства, узнав о благотворительной деятельности предпринимателей, тут же насылают в их фирмы проверки с пристрастием и банально вымогают взятки. Граждане России также активно участвуют на добровольной основе в деятельности НКО.

О деятельности Благотворительного фонда "Русская Берёза"

"Русская Берёза" - единственная некоммерческая благотворительная организация, которая оказывает помощь частным лицам из глубинки России, которых государство фактически бросило на произвол судьбы: малообеспеченным многодетным, неполным семьям, матерям-одиночкам, детским приютам при православных храмах. Фонд взял под свое крыло совершенно покинутые, забытые всеми категории населения.

Существует неверное мнение, что современная российская многодетная или неполная семья сама справится со своими проблемами. Им очень тяжело справляться с воспитанием детей, потому что родители или мало зарабатывают, или вообще ничего не зарабатывают, потому что в местах проживания, особенно в сельской местности, нет работы.

Они ждут помощи от государства - но ее нет. Они из последних сил трудятся на своих огородах, но этого не хватает на большую семью. Многие из них так говорят в своих письмах: "не хотели просить, думали, справимся, не получается, вы - наша последняя надежда".

Жители московского региона, да и не только они, не представляют себе, насколько ужасна жизнь в глубинке России. Люди отрезаны от больших городов, нет никакой связи, почту им привозят пару раз в месяц, транспорт ходит раз в неделю, медицинская помощь отсутствует. Совхозы развалены полностью, предприятия закрыты, у людей нет вообще никакой возможности работать. Отцы семейств уезжают на заработки в большие города, некоторые не возвращаются, других обманывают работодатели и не платят деньги, которые были обещаны. Рабочие места в крупных городах в основном заняты гастарбайтерами.

В фонд приходят письма от тех людей, которые оказались нашей стране никому не нужны. Это страшно и удивительно - часть населения России оказалась забыта, как будто ее просто нет. Во всех этих письмах присутствуют два момента. Первый: абсолютная заброшенность со стороны властных структур следующих категорий населения - многодетные семьи и матери-одиночки. Полная заброшенность, то есть они не нужны никому вообще. Люди брошены на выживание; как ты будешь жить там - это твои проблемы, никого это не интересует. В лучшем случае, может быть, соседи помогут, да и то не всегда. И второй момент, который определяет многое, - это полное отсутствие всякой работы. Нет работы в глубинке России! Что делать людям? И вот в таком положении находится вся сельская Россия. Без исключения.

Мало кто знает, как они выживают, выращивая на огороде свеклу или картошку и пытаясь ее продавать. Как они собирают грибы и ягоды, чтобы сделать по возможности заготовки на зиму, а чаще, для того, чтобы продать жадным перекупщикам, а вырученные деньги отдать за электричество, за дрова.

Нет продуктов, кроме выращенных на собственном огороде, а что уж говорить, про одежду или про школьные принадлежности и учебники для детей. Еле-еле сводя концы с концами, матери страдают еще и из-за того, что не знают, как объяснять детям, почему у кого-то есть зимние ботинки, а кому-то приходится ходить в легких осенних в любую зимнюю стужу. Матери больно еще и из-за того, что в её ребенка тыкают пальцем и говорят - "нищие". Больно из-за того, что она не может дать своему ребенку яркого, красивого, сладкого детства.

Люди пишут, что многие дети игрушек даже не видели никогда и конфеты никогда не ели. Одни благотворители в Челябинскую область ездили недавно навещать мать-одиночку с дочкой, привезли ей "киндер-сюрприз". Девочка не поняла, что это такое. Она шоколад никогда не ела. Держала его, держала в руках, мяла его, мяла…

Вот, что поражает, так это людская жестокость и эгоизм. "Нечего плодить нищету!" - вот лозунг "продвинутого" общества. Это законченные эгоисты говорят. Зачем мне уродовать свою молодую жизнь и тратить ее на детей, если я могу пожить для себя? То есть нынешнее общество в основном построено по принципу "живу только для себя". Не ради будущего. А что такое будущее? Будущее - это дети. Даже ради собственных детей они не живут, а уж ради чужих - тем более. "А зачем вы там наплодили детей? Вот сами и крутитесь". Многие чиновники - нам так люди и пишут - им так и говорят: "Сами нарожали - сами и воспитывайте!" Вот стандартный чиновничий ответ в глубинке России. Людские судьбы там не волнуют никого. Главная беда России сегодня - это равнодушие. Никто ничем не интересуется кроме своих собственных проблем, а как живут люди буквально за стенкой, это никого не интересует. Наше общество поражено равнодушием!

Людское безразличие, людская жестокость для многих становятся непреодолимым препятствием на пути какого-то доброделания. Как бы то ни было, добрых, отзывчивых, неравнодушных людей становится всё больше. На самом деле добрых людей в России много. Народ главное раскачать немножко. У русского народа доброта заложена гораздо глубже. Это так кажется, маска такая - безразличие, равнодушие к чужим бедам, а на самом деле у нас народ очень хороший и добрый. Только вот важно его направить в нужное русло.

Благотворительность такая разная и удивительная - так называется одна группа ВК, так сказать анализирующая благотворительность у нас. Благодаря этой группе я поняла, что таки да благотворительность и разная и "удивительная".
Мимо раздела Благотворительность не могу пройти мимо уже около года. Это конечно не срок, но всё же чем больше стараюсь понять эту тему, тем больше у меня возникает вопросов. В данный момент меня волнуют этические строны благотворителности.
Например, первый вопрос:
В последнее время стала обращать внимание на слово "токсичность" в благотворительности. Как я поняла, это сбор денег на лечение заведомо обречённого... Но ведь многим из нас понятно если кто-то даст хотя бы мизерный шанс нашему близкому, то мы же за него схватимся и при этом будем делать всё необходимое для выздоровления. Если не сможем сами, то обратимся за помощью к людям. Зачем тогда вешать ярлык "токсичный сбор"?
Не считаешь нужным помочь - просто пройди мимо. Зачем считать сколько было потрачено впустую? И кто дал право определять впустую ли?

Второй вопрос: почему родственника такого больного или скажу прямо родителей такого больного ребёнка начинают сразу обвинять в том, что он хочет заработать на болезни своего ребёнка? Т.е. ситуация в моих глазах выглядит так: у Мани заболела дочь, смертельный диагноз, но есть шанс. Маня погоревала день-два и решила да и фиг с ним: дитяспасу- не спасу, а деньжат накошу... ТАК ЧТО ЛИ ВЫГЛЯДИТ ЭТО В ГЛАЗАХ ТЕХ, КТО ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ НАЗЫВАТЬ СБОРЫ ТОКСИЧНЫМИ, А РОДИТЕЛЕЙ ЧУТЬ ЛИ НЕ МОШЕННИКАМИ? Хотя, как оказалось, и такие родители тоже бывают...

Третий вопрос: почему рано или поздно в немилость в одинаковой степени попадают и "плохие " родители, и "хорошие"? Не отчитываешься о потраченных средствах и о состоянии ребёнка, ясное дело - плохой. Слишком усердно отчитываешься - тем более плохой: манипулируешь публикой. При этом ну не может мне моё воображение подсказать как можно думать ещё о каких-то манипулляциях когда на руках тяжёлый ребёнок.

Четвёртый вопрос: почему те, кто жертвует, переживает (не все конечно), считают, что имеют право вмешиваться в жизнь семьи этого ребёнка, Обсуждать правильность принятых решений, переходить на личности??? Не правильнее ли так сказать помогать молча? Помогай, следи за состоянием ребёнка, переживай (если хочешь), но зачем же грань переходить??? Создаётся впечатление, что некоторые люди просто думают, что принимают участие в неком шоу...

НО НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО Я УБЕЖДЕНА, ЧТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ БЫТЬ и помогать просто необходимо. Это необходимо как для тех кто нуждается в помощи, так и для тех кто может помочь!

Давайте перед Новым годом обратимся к главной теме — как доставить радость ближнему. Вот вы как это делаете? Получается?

Я стараюсь участвовать в благотворительных проектах, но вот признаюсь честно: чем глубже я погружаюсь в тему, тем больше вопросов у меня возникает. Одно дело, когда ты раз в месяц отправил деньги на лечение ребенка. Вторая ситуация - когда ты хочешь делать это на постоянной основе, и здесь как раз вопросы появляются: как это делать? с каким фондом? кому помогать? как понять отдачу от действий?

Вообще, что здорово, благотворительность стала нормой. Большинство крупных компаний и успешных людей занимаются благотворительностью, сборы проводятся в соцсетях и по телевидению. Вот сейчас есть повод: Новый год. И тут все кажется просто. Отправил смс или перевод с карточки - и ты уже хороший. Но в этом есть и опасность. Главное, что понял я в последнее время — одна смс может как помочь, так и навредить. Ненароком!

Как навредить? Тем более в праздники?


История вот в чем. Я не зря выше написал, что благотворительностью занимаются почти все. Это популярно. Это общественно поощряется. И поэтому это делают все. Но - делают часто не задумываясь, по накатанной. Отправляют деньги в детский дом, или закупают технику. Или дарят гаджеты. У меня друзья сейчас собирают в офисе одежду и игрушки для детского дома, над которым взяли шефство. Я спросил их: а вы уверены, что одежда и игрушки нужны этим ребятам? У них точно нет?

Как обиделась моя подруга, не передать. Ты жестокий, ты циник, сказала она. Мы радость дарим детям, чего ты пристал?
Я только за то, чтобы подарить счастье. Но! Ряд компаний в желании отчитаться за корпоративно-социальную ответственность в ушедшем году выбирают ближайший детдом, готовят подарки и отвозят их туда, не думая, нужны ли они на самом деле, или о будущем.

А в этот Новый год давайте задумаемся. Как сделать нуждающихся действительно счастливей? Может, игрушки и лекарства — не единственное работающее средство?

Большая и важная проблема современной благотворительности — ее неравномерность, поток подарков к праздникам при минимальных пожертвованиях в другое время. С одной стороны, это логично - никому не нравится, что одинокая бабушка или малыши в детдоме останутся без новогоднего подарка. С другой стороны, это медвежья услуга для воспитанников детдомов. К ним приезжают спонсоры с подарками или волонтеры из фондов — часто к праздникам, для которых ребята готовят концерт. После концерта все получают подарки, и спонсоры уезжают. А дети остаются в том же искусственном, казенном мире с четкой уверенностью, что подарки они получают за свой статус сирот. Звучит не очень круто, правда? А если задуматься, что дети начинают относиться к таким вещам небрежно, они чувствуют, что подарками от них откупаются?.

И что ты предлагаешь, спросите меня?
Отвечаю: я предлагаю выйти за пределы зоны комфорта: да, да, даже в благотворительности такое бывает. Выйти, например, в регионы. Узнавать больше о судьбах людей, фокусироваться на помощи им. Создать ощущение праздника не подарками, а действиями: прийти и сделать что-то своими руками вместе с воспитанниками и пациентами.


Есть организации и фонды, которые оказывают адресную помощь конкретным людям с конкретными историями. Например, на главной странице сайта фонда «Подари жизнь» - фотографии ребят и отчеты об успешных сборах. Прекрасную инициативу прорабатывает фонд «Лучшие друзья» — помочь людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь.

Недавно я наткнулся на новость о новогодних спектаклях для детей. Помимо традиционных новогодних сказок, в статье рассказывалось еще и об инклюзивных представлениях. Я первый раз услышал о таком, начал изучать.
Оказывается, бывают специальные спектакли для детей с нарушениями зрения. Например, «Спектакли-невидимки» музея-театра «Булгаковский дом». Все зрители, независимо от уровня зрения, смотрят спектакль со светонепроницаемыми повязками на глазах. Ребята чувствуют брызги воды, аромат мандаринов и елки, слышат пение соловья, скрип калитки, хруст снега, шелест травы. Здорово, правда? Вот вы слышали, что благотворительность может быть такой? Я тоже был удивлен. И удивлен приятно. Представляю, сколько эмоций и новых впечатлений получили ребята. Они точно запомнят это надолго! Сам проект успешно объединил сотни детей из 10 регионов нашей страны. К слову, фонд основан российским предпринимателем Алишером Усмановым, который недавно получил премию «Меценат года». Эта новость недавно облетела все СМИ. На мой взгляд, абсолютно заслуженно, и деятельность как самого благотворителя, так и фонда это лишь справедливо подчеркивают.


Фонд «Искусство наука и спорт», организовавший «Спектакли-невидимки», присоединился и к интересному проекту Музея современного искусства «Гараж»: слабовидящие посетители смогут не только слушать об экспонатах, но и трогать их.

Есть и другие классные проекты, занимающиеся не только здоровьем или подарками: благотворительный забег дедов Морозов, игровые комнаты в больницах.
Фонд «Дети России» за последние годы создал пять игровых комнат и комнат психологической разгрузки в детских больницах, реабилитационных центрах в Свердловской области, Волгограде, Республике Башкортостан. Фонд «Здесь и сейчас» помогает выпускникам детдомов решать бытовые вопросы, продолжить учебу по выбранной специальности. Именно такие проекты позволяют ребятам почувствовать себя нужными кому-то, ощутить тепло людей.

Поэтому — если хотите подарить счастье на Новый год тем, кто сможет это оценить — ищите проект по душе, выбирайте подопечных, присоединяйтесь. Я в следующем году обязательно это сделаю.

А вы готовы? И если готовы, что выберете?