Проблемы усыновления. Основные проблемы приемных детей Усыновленный ребёнок проблемы

В жизни бывают случаи, когда люди задумываются об усыновлении приемного ребенка. Это может быть следствием разных причин: альтруистичным желанием помочь ребенку, оставшемуся сиротой, невозможностью в силу каких-то причин родить собственного ребёнка, стремлением к многодетной семье при отсутствии здоровья для самостоятельного рождения множества детей. Но какой бы ни была настоящая причина усыновления, перед будущими родителями (или родителем) непременно встанет вопрос о том, насколько сложно будет воспитывать приемного ребенка, какие проблемы могут появиться в связи с усыновлением и как помочь приемному ребенку адаптироваться в новой семье?

Главные проблемы, связанные с усыновлением ребенка и его воспитанием, можно разделить на 3 группы:

1) Адаптация ребенка и взаимоотношения с приемными родителями

Приемным родителям очень важно понять одну вещь: в каком бы возрасте вы не приняли ребенка в свою семью, негативный опыт прошлого все равно будет давить на него. И как бы вы не показывали свою любовь к нему, как бы ни старались быть для него хорошими родителями – душевная травма ребенка все равно проявится. Такого рода проявления могут быть различными: беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление неадекватных реакций на любые поступки приемных родителей. Обычно родители, принимая в дом приемного малыша, думают: «Сейчас мы обеспечим ему теплый, уютный дом, вкусную еду, окружим его теплом и заботой. Мы сумеем подарить ему ту любовь, которой его обделили биологические родители». Но, думая про себя так, приемные родители не учитывают одну важную деталь: им намного проще подарить любовь усыновленному ребенку, чем ему – ее принять. Дело в том, что брошенные дети – особенные, и в общении с ними и их воспитании возникают трудности, которые одной любовью не разрешишь. Груз прошлого приемного ребенка рано или поздно приведет к тому, что он начнет задаваться вопросом: почему так произошло, почему меня бросили? И на этом этапе необходимо оказать малышу своевременную психологическую поддержку, иначе его внутренние переживания выплеснутся наружу, проявляясь в виде плохого, провоцирующего или отвергающего поведения: он может начать материться, раскачиваться, сосать палец, мазать на стенки экскременты, писаться или придумать что-то более «оригинальное» для того, чтобы только вызвать отвержение себя.

Но есть и другая крайность. Бывает так, что ребенок, не получив в младенчестве должной заботы взрослых, наоборот, может быть очень доверчивым и легко идти ко всем на руки, всех подряд называть мамой и папой, но так же легко забывать при этом. Такой ребенок легко соглашается со всем, что ему говорят, он пассивен и, по сути, ни к кому не привязан. Такие дети испытывают серьезные трудности в установлении близких контактов и постоянных отношений, что необходимо учесть при их воспитании.

И обе эти крайности – нормальная психологическая реакция человека на то, что его когда-то бросили и предали. Дело в том, что и та, и другая крайность направлена только на одно: не привязаться к кому бы то ни было, чтобы снова не быть обманутым и преданым. Первая крайность направлена на отторжение от себя любящих людей, являющая собой установку: спровоцировать на отвержение, которого он сам боится, то есть отвергнуть самому до того, как бросят его. Вторая крайность направлена на то, чтобы не позволить себе ни к кому привязаться. Таким образом, ребёнок подсознательно решает для себя, что позволить себе любить и быть любимым для него чересчур опасно.

Как правило, приемные родители не могут понять, что происходит с их ребенком: он может уйти с кем угодно или провоцировать, чтобы его бросили. В такой ситуации самое важное в воспитании приемыша - не оставаться наедине со своими проблемами, а обратиться к психологу за профессиональной помощью.

Иногда ребенок может проявить особую «изобретательность» и вместо того, чтобы стать «связующим звеном», предпочесть какого-то одного члена семьи - маму или папу. Если семья не слишком крепкая, это может привести к разводу. Многие семьи в подобных ситуациях спешат отказаться от дальнейшего воспитания такого ребенка, тем самым нанося ему еще одну психологическую травму. Но у органов опеки на это счет есть своя санкция: приёмные родители-отказники лишаются родительских прав, и больше ни один орган опеки не даст им на попечение приемного ребенка. Помимо этого, согласно ст.143 Семейного кодекса, "Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка...".

2) Наследственность

Не будем лукавить - конечно же, тема наследственности волнует приемных родителей и является определенной проблемой в воспитании, из-за которой очень многие просто боятся принимать в свою семью детей из детского дома. Ведь всем известен тот факт, что психологические проблемы исправить можно, а вот «против наследственности не попрешь». В основном, эта боязнь связана с много лет бытовавшим и бытующим мнением, что дети в детских домах все сплошь рождены от алкоголиков, наркоманов и преступников, а пороки их родителей обязательно передадутся по наследству и рано или поздно проявятся. Но генетики имеют на этот счёт свое мнение. Они говорят, что воспитание и наследственность одинаково влияют на развитие личности. А от преступления, наркомании или алкоголизма не застрахован никто – иначе почему во вполне благополучных семьях порой появляются люди с такими пороками?

Есть также мнение, что биологические родители малышей, оказавшихся в детских домах, часто имеют наследственные психические заболевания. Да, действительно, у многих брошенных детей родители страдают такого рода недугами, но надо также заметить, что далеко не все они являются наследственными.

Да и вообще, генетика – это довольно неточная наука. Ведь гены обладают свойством «скрываться» на несколько поколений, а проявляться лишь в третьем-четвертом. А так или иначе, «плохие» гены есть у каждого человека – и когда они проявятся и проявятся ли вообще – это вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.

3) Здоровье

Вопрос здоровья приемного ребенка можно считать связанным с вопросом наследственности, так как оба этих вопроса провоцируют схожие страхи и проблемы в воспитании приемных детей и решаются тоже схоже. Откуда же берутся эти страхи?

Дело в том, что многие потенциальные приемные родители считают, что дети, содержащиеся в детских домах, не отличаются крепким здоровьем. Отчасти это так. В медицинских картах таких детей указано множество диагнозов, однако значительная часть этих диагнозов устанавливается сразу после рождения детей и большинство их при хорошем уходе и воспитании быстро исчезает. Однако чем дольше малыш находится в доме ребенка, где уход за ним, конечно, оставляет желать лучшего, тем больший «багаж» диагнозов он может собрать для себя. Но все эти проблемы в большинстве случаев можно решить, если ребенок попадет в любящую семью, где ему обеспечат достойный уход, лечение и воспитание. Стоит также оговориться, что только небольшая часть диагнозов, занесенных в медицинскую карту приемного ребенка, может требовать длительного лечения. Но, конечно, не будет лишним провести медицинскую диагностику нового члена семьи, чтобы предупредить появление каких-то болезней, о которых приемные родители могут и не догадываться.

Единственный подводный камень – это то, что некоторые болезни могут проявиться с возрастом. Но, к сожалению, никто от этого не застрахован. Ведь такое может, не дай Бог, случиться и с собственным ребенком, но вы же не станете отказываться от него из-за этого? Поэтому, как заводя собственного, так и решившись на приемного ребенка, необходимо определить для себя, что вы готовы принять его таким, каков он есть. И, как показывает практика, решив это для себя, приемные родители забывают все свои страхи и перестают беспокоиться о возможных болезнях своего приемного ребёнка. И, конечно же, стоит помнить, что в домах ребёнка есть и абсолютно здоровые дети, которые оказались сиротами по различным трагическим стечениям обстоятельств.

Заключение

Какой можно подвести итог и чем нужно руководствоваться, решившись на такой серьёзный шаг – взять в свою семью на воспитание приемного ребенка? Прежде всего, надо ясно представлять, что вы берете больного малыша - больного, прежде всего, душевно, а порой и духовно, излечение которого потребует времени. И если вы не готовы к этому - лучше не делать ошибки.

Также важно для себя уяснить, что для воспитания приемного ребенка недостаточно просто доброго, любящего сердца и желания помочь. Нужно, прежде всего, руководствоваться здоровым реализмом. Да, вы готовы взять этого малыша, он готов вас принять – но это ещё далеко не все. Прежде всего, представьте, каким вы хотите видеть своего ребенка: как он должен выглядеть, говорить, что любить, как учиться. Представили? А теперь поймите: ваш ребенок, как бы вы ни старались воспитать его именно таким, НИКОГДА не будет соответствовать этому образу. И это касается не только приемного ребёнка, но и родного тоже. Поэтому ещё раз повторим, наверное, самую важную вещь при принятии решения взять ребенка из детского дома: вы должны принять его таким, какой он есть. И ни в коем случае не ждать от него того, что он оправдает все ваши ожидания и станет таким, каким вы хотите его видеть. Только в этом случае ваше начинание увенчается успехом, проблемы воспитания приемного ребенка не будут выглядеть так угрожающе - и малыш будет счастлив в вашей семье.

Усыновляя ребенка, необходимо знать, что могут возникнуть некоторые трудности, связанные с усыновлением. Конечно, трудности возникают в любой семье, но все же существует ряд конкретных проблем, которые возникают только в семьях, усыновивших ребенка.

Основные факторы, провоцирующие появление проблем

Психологи отмечают три основных фактора, которые зачастую провоцируют возникновение проблем в семье с усыновленным ребенком. Обычно на взаимоотношения между приемным ребенком и родителями влияют такие факторы, как причина, толкнувшая родителей усыновить ребенка; сокрытие факта усыновления; негативное отношение членов семьи к родителям усыновленного ребенка.

Очень часто люди идут на усыновление ребенка в том случае, если родной трагически погиб. Тогда на усыновленного ребенка возлагаются надежды, что он будет полностью соответствовать характеристикам утраченного, его рассматривают как некий заменитель, совершенно не обращая внимание на его психологические особенности, способности, характер и желания. В таком случае приемный ребенок начинает испытывать недостаток доверия родителей, чувствовать, что его постоянно сравнивают и пытаются подогнать под некий эталон. Все это может спровоцировать понижение самооценки ребенка, и, как следствие, возникают проблемы в семье. Бывают также случаи, когда ребенка усыновляют по причине невозможности родить собственного, тогда его могут окружить слишком навязчивой опекой, которая также может негативно сказаться на взаимоотношениях в семье. Если ребенка взяли только из желания помочь, не испытывая острой потребности в самом ребенке, тогда родители могут ожидать благодарности за столь благородный поступок и тем самым нагнетать обстановку.

Сокрытие факта усыновления

Сокрытие факта усыновления может негативно влиять на приемного ребенка. В этом случае родители живут в постоянной тревоге, что их тайна раскроется. Они насторожено относятся ко всем окружающим, все вопросы, касающиеся ребенка, рассматривают, как вероятность раскрытия тайны. В таких семьях нередко отсутствует контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями, так как усыновители не до конца откровенны, а дети чувствуют это и замыкаются в себе.


Плохие отношения в семье

Если же тайны об усыновлении нет, а родные и близкие люди часто упрекают родителей в присутствии ребенка, это может негативно сказаться на самооценке приемного ребенка. Ребенок на уровне подсознания проецирует все, что говорят взрослые, на себя и чувствует вину из-за плохих отношений в семье. Конечно, проблем, возникающих в семье с усыновленными детьми, значительно больше, и каждый случай по-своему индивидуален, но усыновители должны правильно оценивать свои истинные мотивы, толкнувшие их на усыновление. Только будучи честными перед собой можно избежать некоторых проблем, которые рано или поздно возникают в любой семье.

В России немало семейных пар желает усыновить ребёнка. Но это не так просто сделать! Существует множество проблем, как законных, так и нет, которые предстоит решить будущим родителям, прежде чем решение об усыновлении будет принято в их пользу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятия

Усыновление – это форма устройства детей на воспитание в семью. Усыновление подразумевает установление родственных связей между ребёнком и родителями.

Усыновление – это юридический факт, который необходимо регистрировать должным образом.

Усыновлённому ребёнку:

  • меняется фамилия и отчество;
  • а также выдаётся новое свидетельство о рождении.

Усыновление – это важная форма обеспечения достойного воспитания детей, оставшихся, по тем или иным причинам, без попечения родителей.

Законодательство

Усыновлению посвящена целая глава в Семейном Кодексе –

Здесь подробно расписано:

  • кто может усыновить ребёнка;
  • какие дети могут быть усыновлены;
  • порядок изменения данных об усыновлённом ребёнке;
  • соблюдение тайны усыновления, а также ответственность, которая предусмотрена за разглашение этой тайны;
  • другие нормы и положения об усыновлении.
  1. Конкретно о тайне усыновления и об ответственности за её разглашение говорится в
  2. Если речь идёт об усыновлении иностранного ребёнка и о присвоении ему гражданство РФ, то нужно руководствоваться положениями
  3. Кроме этого, нужно руководствоваться положениями Международных конвенций и договоров.

    Все эти нормативные акты до сих пор имеют свою юридическую силу.

Порядок

Порядок усыновления указан в СК РФ и других нормативных актах.

Кто может быть

В этот перечень входит:

  • заявление с просьбой дать разрешение на усыновление;
  • автобиография обоих родителей;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья обоих родителей.

    Оно действительно в течение 3-ёх месяцев.

Это первоначальные документы. Как только будет получено разрешение, в процессе усыновления будущие родители должны будут подготовить ещё один пакет документов.

  • справка с места работы каждого будущего родителя с указанием должности и заработной платы;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости;
  • документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость, в том числе на жилое помещение, где будет проживать ребёнок;
  • семейные документы – свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей (если они есть), справка о составе семьи и прочее;
  • паспорта обоих родителей.

С некоторых документов необходимо снять копии.

Куда подавать

В первую очередь, необходимо подать заявление на разрешение быть усыновителями в органы опеки и попечительства по месту жительства будущих родителей.

В течение 15 дней после получения заявления, представители опеки обследуют жилое помещение и проверят условия жизни будущих родителей.

На основании осмотра они составляют акт. После этого, в течение 15 дней они готовят заключение о разрешении или запрете усыновления.

  1. Если органы опеки принимают отрицательное решение, то все документы, а также письменное обоснование отказа, возвращаются заявителям.
  2. Если же решение принимается в пользу заявителей, то они становятся на учёт.

    Только после этого их допускают к Банку данные на детей, которые остались без попечения родителей.

Выбрав себе ребёнка и ознакомившись с его медицинскими документами, будущие родители подают иск в суд на установление юридического факта усыновления.

Факт усыновления устанавливается в гражданском процессе. Пример заявления можно

Как принимают решение

В суд нужно подать заявление на усыновление. К нему необходимо приложить все документы, которые собирались для органов опеки.

Если усыновляемому ребёнку более 10 лет , то необходимо приложить его письменное согласие ().

Суд выносит решение на основании собранных документов, с учётом мнения ребёнка (если оно учитывает по закону) и представителя органа опеки и попечительства.

Права и обязанности

Права и обязанности усыновителей точно такие же, как и у родных родителей. Права и обязанности родителей перечислены в

К ним относятся:

  • обязанность дать своему ребёнку достойное воспитание и образование;
  • забота о здоровье ребёнка;
  • обязанность заботиться о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии;
  • родители имеют право выбора образовательного и медицинского учреждения для своего ребёнка;
  • родители обязаны защищать и представлять интересы своих детей в суде и других государственных органах.

Выплаты и льготы

В зависимости от возраста усыновлённого ребёнка, его родители имеют право на получение некоторых федеральных выплат:
1. Пособие по беременности и родам со дня усыновления и до истечения 70 дней. Если усыновляемых детей 2 и более, то до истечения 110 календарных дней.

Такое пособие выплачивается только при усыновлении ребёнка в возрасте до 3-ёх месяцев.

2. Единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. В 2019 году оно равно 14 497 рублей на одного ребёнка.

Оно состоит из базового пособия (8 000 рублей ) с учётом индексации в соответствии с

Если усыновлённым является ребёнок – инвалид, ребёнок, которому уже исполнилось 7 лет , или при усыновлении братьев и сестёр, размер такого пособия увеличивается до 110 775 рублей на каждого ребёнка.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, пока ему не исполнится 1,5 года.

Размер такого пособия равен 40% от оклада матери на дату усыновление.

4. Материнский капитал, при усыновлении второго или последующего ребёнка после 01. 01. 2007 года.

Регионы имеют право устанавливать дополнительные выплаты усыновителям.

Никаких льгот усыновители не имеют. В том случае, если в семье 3-ое и более детей (даже если не все являются усыновлёнными), такая семья признаётся многодетной и имеет все льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Усыновлённые дети имеют право на первоочередное устройство в дошкольное учреждение и право на посещение летних детских оздоровительных лагерей 1 раз в год.

Проблемы

Существует ряд проблем усыновления детей в России, которые приходится решать будущим родителям.

Социальные

Многие усыновители сталкиваются с такой проблемой, как недостаток социальных возможностей для усыновления.
То доход не такой высокий, то жилплощадь не большая.

Во многом быть или не быть родителями зависит именно от местных органов опеки и попечительства.

Правовые

Проблемы законодательства в усыновлении также существуют. В нашей стране институт усыновления не так развит в законном плане, как в других странах.

И хотя у нас существует множество федеральных законов и других нормативных актов об усыновлении, они, по сути, дублируют сами себя, давая волю недобросовестным чиновникам.

При отмене

Отмена усыновления возможна с «подачи» органов опеки и попечительства только в судебном порядке.

Если родители не справляются со своими новыми обязанностями, то суд вправе отменить усыновление и вернуть ребёнка в социальное учреждение.

При иностранном усыновлении

При усыновлении ребёнка, являющего гражданином другой страны, предусмотрен другой порядок, нежели при усыновлении российского ребёнка. Кроме смены имени и фамилии, ребёнку предстоит сменить гражданство на российское.

Взаимоотношения с ребенком

Проблемы адаптации детей в новой семье существуют всегда. К сожалению, наше государство не может обеспечить такие семьи постоянной психологической помощью.

По мнению усыновителей, психолог должен оказывать ребёнку (а иногда и родителям) помощь в первый год после усыновления.

Наследственность и здоровье

Нередко дети, оставшиеся без попечения родителей, это дети из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав по причине аморального поведения. Такие дети могут иметь плохую наследственность и, как следствие, проблемы со здоровьем в будущем.

Сколько времени занимает усыновление ребенка

Как показывает практика, усыновление занимает порядка 9 – 12 месяцев с первого обращения в органы опеки и попечительства.

Пути их решения

Можно несколько ускорить процесс, наняв для сбора документов адвоката или специалиста по семейным делам. Он же будет представлять интересы семейной пары в суде.

Не знаете, как правильно должно выглядеть заявление в суд об усыновлении? Читайте нашу статью:

Подробно о том, какие нужны документы для усыновления ребенка жены, написано

Вся информация о том, как усыновить ребёнка из дома малютки одинокой женщине, представлена

Вопросы

У будущих усыновителей существует множество вопросов.

Усыновителю более 40 лет

Как показывает судебная практика, у человека после 40 лет резко снижаются шансы на получение положительного ответа на усыновление.

И хотя современный человек к этому возрасту имеет стабильной материальное положение, а также недвижимость в собственности, представители органов опеки отказывают ему.

Одинокий родитель

У одинокого родителя шансы на усыновление также не велики.

Как взять в семью братьев и сестер

Проблема международного усыновления

В последнее время участились случаи усыновления российских детей иностранными гражданами. Доля международного усыновления составляет 40% от российского.

Сирот

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:


Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. При-оритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот - помещением в государственные детские воспитательные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) - очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная привати-зация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках».
В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.
Мотивация усыновления
Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется следующими мотивами усыновления:
мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально- психологических особенностей приемного ребенка;
мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;
мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как зна-чимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;
альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;
мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь - того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок [Красницкая, 1997];
мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен;
прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.
Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.
Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью
Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о воз- растно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социаль-ная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).
Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.
Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать: 1) информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;
формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «роковой дурной наследственности»;
информирование.усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса; 4) формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной деприва- ции; 5) обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах; 6) помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необ-ходимости; 7) формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха; 8) информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.
Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье
Психологическая адаптация - двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.
Динамика процесса адаптации - фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность - определяется следующими факторами: 1. возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка - установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;
индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, но означает ли это, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях фатально обречена на провал? Известная модель «хорошего соответствия»(goodness offit) позволяет дать оптимистический ответ на этот вопрос. Модель «хорошего соответствия» ставит благополучие психического развития ребенка в зависимость от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей/плохой» среды и нет «хорошей/плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эф-фективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;
историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» бук- вально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;
продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга;
психологической готовностью родителей к усыновлению. Очевидно, что именно усыновителю принадлежит инициатива в создании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации;
возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон и строить новую жизнь и новые отношения «с чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.
Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений - прежней школы и класса, друзей, круга общения - в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.
Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы:
создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи);
установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и со-переживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности;
коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов;
помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления;
расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности;
помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».
Вопросы и задания
Назовите причины и факторы риска развода семьи.
Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.
В чем преимущества и «подводные камни» повторного брака?
Назовите основные мотивы усыновления ребенка.
Перечислите психологические проблемы усыновления и сформулируйте рекомендации по их разрешению.