Гендерное развитие дошкольников. Гендерное воспитание детей. Гендерное воспитание: что это

Галина Колесникова
Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик» , г. Серпухов

Современный, быстро меняющийся динамический мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер » (англ. Gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явления, вырабатывающиеся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации. Она рассматривается как комплексная психофизическая проблема , включающаяся в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В наши дни стало актуальным говорить и писать о полоролевом подходе в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться перечисленными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендера и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста .

Специалисты дошкольной педагогики стараются акцентировать гендерные аспекты во многих видах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной и др. В отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. Как считал педагог Ж. Руссо говорил, что «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»

В настоящее время один из центральных направлений в педагогике является личностью – ориентированные подход к каждому ребенку. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности , в том числе и пол. Физическое развитие дошкольника должно занимать в этом процессе одно из ведущих мест. Учет полоролевых особенностей позволяет добиться высоких результатов в физическом воспитании , не нарушая ход становления личности, заложенных природой.

Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки в биологическом и физическом развитии . Более явными становятся различия между мальчиками и девочками в освоении и выполнении движений, в двигательной активности и т. д. Отечественные учёные Ц. Какабадзе, И. Попов, В. Урицкая пришли к выводу, что цель, методы и подходы в физическом воспитании мальчиков и девочек должны быть различны.

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньше значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают : простота, угловатость, силовой атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.

Отмечено, что движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности, более связанными с музыкой, танцами.

Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек , используется дифференцированный подход в реализации задач в направление «Физическая культура » . Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества , которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Углубляются понимание половой принадлежности «Я – девочка» , «Я – мальчик» .

Для учета полоролевых особенностей дошкольников на таких занятиях следует учитывать, что подбор упражнений и оборудования только для мальчиков или только для девочек мальчики занимаются с набивными мячами, на гимнастической стенке, а девочки с лентами, обручем.

Различия по дозировке и по времени выполнения упражнения : мальчики могут отжиматься 10 раз, а девочки 5.

Различия в обучении сложным двигательным движениям, таким как : метание на дальность легче даётся мальчикам, прыжки на скакалке девочкам.

Следует обратить внимание на требования к выполнению одних и тех же движений : у мальчиков больше четкости, они прилагают больше усилий, ритмичности, девочки же наоборот более пластичны, выразительны, грациозны в движениях.

Необходимо сделать акцент внимания детей на мужские и женские виды : мальчики предпочитают подвижный спорт на хоккей, футбол, гонки, а девочки более спокойный такой как фигурное катание, художественная гимнастика, плавание.

Требования в оценке деятельности мальчиков и девочек также не мало важный аспект : мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности, способы выполнения , требованиях к качеству, с девочками чаще стоит прибегать к образцу, имитации, сравнению.

Различия в распределении ролей в подвижных играх : мальчики выбирают мужские роли (медведи, волки т. д., девочки женские (пчелки, лисички, зайки и т. д.) . Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы, в цель используя при этом всё предоставленное им пространство если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную поверхность : лазание по гимнастической лестнице. В противовес мальчикам девочки играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

На физкультурных праздниках используется показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте : перетягивание каната, упражнения под музыку с гантелями, маршировка, игры, гибкость в упражнениях под музыку с лентами, обручами.

Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек : мальчики всегда стремятся помочь девочкам, у девочек приемлемо материнство заботы о других.

Таким образом современным педагогам необходим обращать внимание на полоролевое воспитание девочек и мальчиков . Физическая культура является не только важнейшим аспектом здоровьесбережения, но и действенным средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста . В процессе физического воспитания происходит усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способностей .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Верекса. Н. Е, Комарова. Т. С, Васильева. М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы – Москва Мозаика – Синтез., 2012., с. 332

2. Градусова. Л. В., Гендерная педагогика . – Москва., Издательство Флинта., Издательство. наука., 2011., с.

3. Еремеева. В. Д., Хреуман. Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира – Москва., Линка – Пресс., 1998., с. 280

4. Мелихина. Н. А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста . // научно – практический журнал : Инструктор по физкультуре №2., 2011., с. 111

Дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику.

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения "он" или "она". При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила).

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли.

К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.

Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними .

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте .

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства -- куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки .

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы - фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .

В рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.

ИРИНА БРАТЦЕВА
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста .

1. Классификация гендерных типов

Под «гендером » принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности . Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками) .

Когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина) .

Эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной) .

Поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина) .

Выделяют 3 гендерных типа :

Классификация гендерных типов .

Гендерный тип Характеристики мужчин Характеристики женщин

маскулинность Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность Ценят человеческие отношения, чувствительны Нежные, заботливые, верные

андрогинность Сочетают чувствительность и продуктивность Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов , тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

2. Актуальность гендерного воспитания .

Актуальность и важность основ гендерных знаний в системе образования выражается в следующих документах :

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» .

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний , гендерной политики , методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год» (Приложение 1 - 3) .

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее :

Унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;

Притупление чувства гендерной принадлежности ;

Рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

Рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка , хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия , потребностей и социальном поведении детей разного пола . Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли . В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость . Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно -образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями :

3. Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста .

Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие , то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии .

Изобразительная деятельность

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения , следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей , чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями . При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей .

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы) .Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание .

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности :

Различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

Различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

Различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

Различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

Различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

Ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

Различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

В подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

Акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково . Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе : толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы изучения проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование уровня развития общения детей. Анализ результатов и выявление особенностей межличностных отношений дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2016

    Роль мотивации в системе межличностных отношений. Выявление особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с различными типами темперамента. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Выявление основных особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Эмпирическое исследование проблемы развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Психологическая характеристика и выявление особенностей межличностных отношений слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование межличностных отношений у детей с нарушенным слухом: методика, результат и рекомендации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Развитие позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. Характеристика дошкольного возраста. Сказка как средство развития восприятия детьми. Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Характеристика тревожности у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания. Организация, этапы и методики исследования гендерных особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях образовательной среды. Диагностический инструментарий для изучения проблемы.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

Елена Позднякова
Особенности гендерного воспитания дошкольников

Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край.

Особенности гендерной социализации дошкольников .

Исследование практики свидетельствует о том, что в настоящее время в дошкольном образовании , существуют серьезные проблемы гендерной социализации . Т. Н. Доронова указывает на то, что программное обеспечение и методическая поддержка дошкольных образовательных учреждений России не принимают во внимание гендерные аспекты . В итоге, содержание воспитания и обучения нацелено на возрастные и психологические особенности детей , а не на мальчиков и девочек данного возраста, которые, по мнению ученых отличаются :

В физическом развитии и социальном поведении;

В умственных и зрительно-пространственных способностях и уровне достижений ;

В проявлении агрессии и многих других вещах.

Период дошкольного детства - это этап , в течение которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему открыть для себя уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим, чтобы из мальчиков и девочек выросли в настоящих мужчин и женщин. В важный период формирования гендерной устойчивости , дети дошкольного возраста в течение длительного времени, находятся в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, и подвергаются только лишь женскому влиянию.

Анализ практики выявил, что в настоящее время педагоги и воспитатели в обращении ограничивается словом "дети", это не способствует идентификации образа - Я у ребенка с определенной социальной ролью. Таким образом, основным приоритетом является внедрение в жизнь дошкольных образовательных учреждений гендерно -ориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это необходимо.

Особенности воспитания и обучения , форм и методов работы с детьми, используемых в детских дошкольных учреждениях , в основном предназначены для девочек. В то же время воспитанием мальчиков и девочек в детских садах занимаются женщины : в домашних условиях это мамы, бабушки, и в детских дошкольных учреждениях чаще педагоги-женщины. В итоге у большинства мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков по причине, того что у них другой тип мозга и тип мышления. К тому же, женщины – педагоги, не имеют опыта переживаний у детей, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Таким образом, при работе с мальчиками, многие педагоги руководствуются только тем, что, если это мальчик, то он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате, несмелые, трусливые, физически слабые и очень уязвимые мальчики систематически подвергаются психологическому стрессу со стороны воспитателей . К примеру, педагог задает вопросы детям, то первыми обычно поднимаю руки девочки. Отвечая на вопрос педагога, девочки стараются дать более полный, развернутый ответ, смотрят прямо на педагога. Мальчики не спешат отвечать, потому что им необходимо более тщательно обдумать ответ. Как правило, у мальчиков речь хуже, словарный запас меньше, чем у девочек в дошкольном возрасте , поэтому мальчики вынуждены тратить больше времени, чтобы найти правильные слова и выразить их. Из этого следует, что девочки на фоне мальчиков выглядят более знающими, поэтому и получают чаще похвалу и высокую оценку. На этом фоне, у мальчиков формируется заниженная самооценка, у них ослабевает уверенность в себе, своих способностях и возможностях . Исходя из этого, основным приоритетом является подготовка педагогов, которые будут реализовывать дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как в общении с ними, так и в организации и управлении различными видами деятельности в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.

Есть некоторые различия между детьми разного пола. Девочки нужны стимулы, в значительной степени, построенные на основе слухового восприятия . Мальчики плохо принимают на объяснение педагога, слушая их, для них предпочтительнее использовать наглядные пособия , построенные на визуальном восприятии . Девочки очень чувствительны к тону голоса, интонации, форме оценки. Для них важно восхищение ими в присутствии других детей, родители и т. д. У мальчиков, наиболее значительным признаком является то, что они добились результатов в той или иной деятельности : научиться самостоятельно, одеваться, чистить зубы, проектировать что-то или рисовать и т. д. Любой приобретенный навык, у мальчиков несет положительный эффект в его личностном росте, позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но, мальчики, как правило, довольствуются достигнутыми результатами в какой-либо деятельности, они радуются им, поэтому готовы проектировать, или делать, то, же самое, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но в тоже время хотят правильного понимания и одобрения от педагога.

Мальчикам нравятся дружеские бои, это не проявление агрессии, а создание положительного эмоционального фона. Педагоги не всегда правильно понимают необходимость мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их игры, лишая мальчишек радости, которую они испытывают в этой игре.

Мальчишкам, как правило, необходим простор в играх, они любят играть на больших пространствах, для того, чтобы бегать прыгать, скакать, а вот девочкам наоборот, нужны укромные уголочки, маленькие «домики» . Мальчики и девочки по-разному относятся к куклам. Свои чувства, девочки проявляют более эмоциональней и активней, чем мальчики. При описании своей игрушки девочки используют слова "красивый", "добрый", "дорогой", "хороший", пытаются отметить детали игрушки и внешний вид. Мальчики чаще указывают на возможности своих игрушек : "как стрелять", "никого не боится".

В игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста имеются существенные различия. Исследования выявили, что различное содержание и игровые стили, порой не могут быть реализованы у детей, потому что педагог – женщина и ей как правило, ближе тихие, спокойные игры для девочек. Шумные, подвижные игры мальчиков обычно раздражают педагогов, так как им кажется, что такие игры просто бессмысленны и порой опасны для других детей, могут привести к травмам, а, следовательно, они не имеют значения в развитии детей, и они должны быть остановлены. Таким образом, мальчики оказываются, лишены "мужских игр", которые оказывает негативное влияние на их личностное развитие.

Изучение поведения детей приводит к однозначному выводу : мальчишки заинтересованы в вещах, их устройстве, как они работают, а девочки - людьми и их отношениями. Проверить научное определение, измерить различия между полами, позволяют зафиксировать, как видится один и тоже мир, в зависимости от наклонностей мозга. Детям дошкольного возраста было предложено протестироваться с использованием бинокулярного устройства, с помощью которого одним глазом виден объект, а другим его лицо. С помощью этого устройства выявлено, что девочки чаще запоминают лицо и его выражение, а мальчики фиксируют форму объекта.

В конструировании и играх со строительным материалом, девочки обычно выстраивают низкие, компактные дома и здания, так как для них главное – выдуманные люди, которые в них будут жить. Мальчики всегда пытаются построить конструкцию больше и выше. Они стараются сделать это ради соперничества. Мальчишки много бегают, прыгают, борются, представляют себя машиной или какой-либо другой техникой, девочки много говорят, обсуждают свои наряды, игрушки. Обычно девочки всегда знают, как кого зовут в их группе или даже в детском саду, мальчики могут не помнить имени нового мальчика в группе или ребят в коллективе, но зато они запоминают его способности , например, ловко кидает мяч, метко стреляет, насколько он хорош в игре. Девочки открыто дружат, в то время как мальчики любят совершать заговоры против других. Девичий коллектив более дружелюбен, они сочувствуют более слабым, мальчики могут подшучивать над слабостями и недостатками других.

В группе девочек всегда присутствует сотрудничество, они могут взаимодействовать вместе, поэтому в этой группе трудно с первого взгляда определить, кто является лидером. Девочки ведут задушевные беседы друг с другом, у каждой, как правило, имеется лучшая подруга, с которой она делится своими секретами. В группе мальчиков обычно образуется иерархия, в которой сразу определяется лидер. Лидер всегда отличается авторитетным и уверенным голосом, уверенными действиями и жестами. Каждый мальчик в группе стремится стать лидером. Авторитетный статус имеет большое значение в группе мальчиков. Он, как правило, достигается через умение и способности мальчика или знаний , готовность жестко разговаривать с обидчиками. Девочки стремятся заслужить одобрение педагогов и друзей, мальчики предпочитают исследовать самостоятельно окружающее пространство. Девочки обсуждают поступки других : хорошо ли поступили или плохо, мальчики обсуждают вещи и деятельность : кто был в состоянии справиться с чем – то и как работает, то или иное устройство.

В совместном обучении и воспитании разнополых детей главной педагогической целью является преодоление разобщенности между ними. При организации совместных игр, в которых дети могут сотрудничать вместе, следует учитывать их гендерные особенности . Мальчикам следует поручать выполнять мужскую роль, следовательно, девочкам - женскую. Подобным образом могут быть построены и другие сферы деятельности разнополых детей в детских дошкольных учреждениях .

У детей в возрасте 5-6 лет понимание полового сознания весьма ограничено, однако следует вносить в воспитательно -образовательный процесс новые методы с учетом их гендерных особенностей . В этот период детства происходит осознание своих возможностей, осознание себя как личности. В ходе наблюдений за детьми была выявлена определенная закономерность : какие качества характера у ребенка окажутся лидирующими, например, застенчивость или уверенность, те качества будут присуще его характеру в течении жизни. В этом возрасте важно прививать детям такие качества как : вежливость, сдержанность, скромность, уважение, толерантность и т. д. Так же необходимо продолжать знакомить детей со своими правами и обязанностями.

Ребенок к 5-6 годам четко осознает свою половую принадлежность. В этом возрасте, по внешним признакам, ребенок легко различает окружающих его людей по половому признаку. Взрослые называют детей по именам, которые соответствуют их полу; используют интонацию, присущую мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию половой идентичности ребенка. Понимание детей о своей принадлежности к мужскому или женскому полу еще не устойчивы, и дети часто считают, что пол может быть изменен. В связи с этим немаловажно обращать внимание родителей на появление ложных стереотипов и субъективных взглядов в отношении пола ребенка, в ходе общения с детьми, необходимо указывать на привлекательность гендерного образа для мальчиков и девочек.

Половая и гендерная идентичность формируются особенно интенсивно у дошкольников игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует гендерной идентичности ребенка, управляет его эмоциональным поведением и помогает ему избавиться от возможных последствий стрессовых ситуаций. В этом возрасте, на темы детских рисунков влияют многие факторы. Один из них - принадлежность к определенному полу ребенка и степени его чувствительности к гендерным различиям . Содержание детского рисунка во многом зависит от распознания ребенком своей половой принадлежности. К примеру : мальчишки рисуют автомобили, а девочки кукол.

Дети этого возраста внутренне готовы принимать ценности, интересы и поведение соответствующего им пола. Этот процесс называется самосоциализация. Тем самым, дети раскрывают стереотипные представления о поведении мальчиков и поведении девочек. Например, мальчики никогда не плачут, а девочки любят капризничать.

В то время, когда раскрываются понятия об устойчивости пола и его постоянстве во времени, дети, как правило, очень строги к стереотипным представлениям о поведении того или иного пола. Эти нормы и понятия являются средством организации поведения и эмоций ребенка. В конце дошкольного возраста дети должны осознавать необратимость половой роли и тот факт, что пол не изменится. Если это не сформируется, то в дальнейшем будет сложно исправлять ошибки гендерного воспитания . Поэтому, гендерную идентичность и половое поведение необходимо формировать до 7 лет, воспитательную работу с детьми нужно проводить своевременно.

Психологи определили основные механизмы гендерной социализации - как сознательное или бессознательное воспроизведение и ассимиляции социального опыта. В сотрудничестве с людьми – в первую очередь подражание родителю того же пола, моделирования его поведения. Эффект этого механизма может четко отслеживается в играх дошкольников : ребенок строит отношения в игре (например, «Дочки-матери", по его поведению можно понять, что он видел в семье. Есть также механизм гендерной идентичности , суть которого заключается в выявлении себя с ребенком определенного пола, сосредоточиться на идеале гендерного поведения , который отвечает его системе представлений о положительных особенностях конкретного представителя (чаще всего это мать или отец) . Идентичность ребенка также отчетливо видно в детских рисунках "Моя семья".

У детей происходит принятие маскулинных и феминных признаков, под влиянием культуры, общественного положения, исторического времени в котором они растут. Сбой этого механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений мужественности или женственности, либо несоблюдения проявлений биологического пола. Такие проблемы обычно возникают при неправильном воспитании , например, при ожидании рождения девочки, рождается мальчик и ее родители перенесли на него свои ожидания, методы воспитания , и наоборот. Порой это происходит при воспитании детей одним из родителей, который демонстрирует только женское или только мужское поведение. Психологи говорят, что изменения в гендерной идентичности случаются под влиянием таких социальных явлениях, как мода, если она направлена на устранение различий в стиле одежды, манерах, характерных социальных проявлениях для мужчин и женщин.

Гендерное воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на личностное развитие мальчиков и девочек, различных сфер их индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельности эмоционального саморегулирования, направленная на овладение детьми гендерными навыками , культурой гендерных отношений , способствующая положительной гендерной социализации детей .

Принимая к сведению, гендерные и возрастные индивидуальные особенности детей дошкольного возраста можно определить задачи гендерного воспитания , нацеленные на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации :

1) развивать способности отождествлять себя с людьми того же пола;

2) развивать навыки гендерного поведения с другими , адекватно оценивать гендерное поведение свое и своих сверстников;

3) создавать условия для реализации знаний об образце "мужского" и "женского" поведения в игровой и повседневной жизни;

4) обучать и развивать навыки заботы о своем здоровье, теле (на доступном уровне, учитывая возраст, об опрятном внешнем виде;

5) формировать представления о "женских" и "мужских" профессиях;

6) Разработать понимание партнерства в семье и дошкольном образовательном учреждении, детском коллективе;

7) заложить основы гуманного отношения к взрослым, к своим сверстникам независимо от пола.