Международный женский день. Эмансипация женщин в россии, до и после революции. "Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

Революцию в России - "бабской" стране - сделали, конечно же, бабы. "Февральская" революция началась на самом деле 8 марта (по старому стилю), в международный женский день. Именно в этот день митинги, посвящённые Дню работницы, начали стихийно перерастать в массовые стачки и демонстрации.

Здесь необходимо отметить, что за несколько дней до 8 марта в Петрограде начались перебои с поставками хлеба (вызванные срывом графика грузовых перевозок из-за снежных заносов), и у магазинов образовались длинные очереди-"хвосты". Понятное дело, что в этих "хвостах" стояли в основном женщины. Женщины стали "бузить", выражать своё недовольство. И тут, прикрываясь женщинами, появились погромщики. 6 марта на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу. Толпы женщин окружали пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двигались по улицам. В самый ответственный момент - 7 марта - царь Николай II покинул Петроград и уехал в Ставку в Могилёве (как позднее Горбачёв - в Форос). Ну а 8 марта на улицы Питера вышли десятки тысяч людей, в основном женщин. В центре города произошли первые стычки с казаками и полицией. Полиция и казаки стали разгонять баб нагайками; за баб стали заступаться мужики; так и началась революция. Отмечались отдельные случаи нелояльного поведения казаков. Во время одного из инцидентов казаки прогнали полицейского, ударившего женщину нагайкой.

А это Кирпичников - "первый солдат революции".

Как и питерские бабы, Кирпичников - никакой не революционер, а в революции оказался "замешан" по собственной глупости, чисто случайно, волею обстоятельств. Служил в Петрограде старшим фельдфебелем учебной команды запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка, старшим унтер-офицером. Вообще, это была большая глупость царского режима - сконцентрировать в Петрограде и его окрестностях миллионную армию солдат и матросов, ничем не занятую; в таких "праздных" условиях моральное разложение войск просто гарантировано (советская армия с её "дедовщиной" - наглядный тому пример). Тимофей Кирпичников подговорил своих помощников, «взводных», отказаться от участия в подавлении беспорядков. Восставшая учебная команда с оружием в руках двинулась к резервному батальону своего полка и увлекла его за собой. Потом Тимофей Кирпичников повёл солдат дальше — поднимать соседние полки. Преодолевая сопротивление часовых и офицеров, они смогли в течение нескольких часов вывести на улицы многие тысячи вооружённых людей. В какой-то момент сам Кирпичников перестал контролировать действия толпы, которая произвольно открывала огонь, штурмовала занятые жандармерией объекты и в конце концов побудила государственные учреждения, включая правительство, свернуть свою деятельность, а позже и вовсе разбежаться. В течение дня к вооружённому мятежу присоединились другие части Петроградского гарнизона, что в конечном итоге привело к свержению монархии и к победе революции.

В ноябре Кирпичников смог сбежать из столицы на Дон, где попытался примкнуть к формируемой генералом Л. Г. Корниловым Добровольческой армии. На своё несчастье, обратился к полковнику А. П. Кутепову, одному из последних защитников самодержавия в Петрограде 27 февраля 1917 года. Между ними состоялся разговор, зафиксированный А. П. Кутеповым в воспоминаниях: "Однажды ко мне в штаб явился молодой офицер, который весьма развязно сообщил мне, что приехал в Добровольческую армию сражаться с большевиками «за свободу народа», которую большевики попирают. Я спросил его, где он был до сих пор и что делал, офицер рассказал мне, что был одним из первых «борцов за свободу народа» и что в Петрограде он принимал деятельное участие в революции, выступив одним из первых против старого режима. Когда офицер хотел уйти, я приказал ему остаться и, вызвав дежурного офицера, послал за нарядом. Молодой офицер заволновался, побледнел и стал спрашивать, почему я его задерживаю. Сейчас увидите, сказал я и, когда наряд пришёл, приказал немедленно расстрелять этого «борца за свободу»." По приказу Кутепова Кирпичников был расстрелян.

В Петрограде летом 1918 года начался настоящий голод. Перебои с поставками хлеба в феврале 1917 года были - ничто, по сравнению с этим голодом.

Интересно, многие ли из тех женщин, что участвовали в демонстрациях 8 марта в Питере, сожалели о том, что принимали участие в тех событиях? Нет, скорее всего, они не могли "связать" причины и следствия и воспринимали всё случившееся как "напасть".

Фельдфебель Кирпичников, судя по всему, тоже ничего не понимал в происходящем; само его появление в штабе Добровольческой армии выглядит курьёзом; он, как Бумбараш, "мыкался" туда-сюда, не зная, какую сторону принять, пока его не расстреляли.

Можно прочитать в Сети о том, что революцию 1917 года сделали "жиды", или "масоны", или "жидо-масоны", или "большевики на германские деньги", или "капиталисты, желавшие порулить самостоятельно". Но вот без обыкновенных русских баб и глупого фельдфебеля Кирпичникива ни те, ни другие, ни третьи ничего бы сделать не смогли. Поэтому революция 1917 года была, конечно, русской революцией. Без деятельного участия самих русских никакие "масоны" ничего не смогли бы сделать.

О том, что 8 марта ежегодно отмечают букетно-конфетный Международный женский день, без запинки расскажет даже дошкольник, но далеко не каждый взрослый знаком с необычной историей этого любимого всеми праздника. Как же зародилась традиция поздравлять прекрасную половину человечества, и что именно послужило поводом для появления в календаре этого замечательного весеннего праздника?

История происхождения

Исторические корни веселого и наполненного цветами и подарками праздника имеют феминистический и политический аромат. Впервые день 8 марта фигурирует в событиях далекого 1901 года. В тот день американские домохозяйки заполнили улицы Чикаго с перевернутыми вверх дном кастрюлями и тазами. Таким оригинальным способом они хотели привлечь к себе внимание общества и властей. Участницы шествия требовали уравнения политических прав, уважения к себе, возможности работать на производстве и служить в армии рядом с мужчинами. Через семь лет феминистки повторили свои требования, но уже в государственном масштабе. После чего в США был провозглашен Национальный женский день.

Родительницей Международного женского дня считается Клара Цеткин - немецкая коммунистка, женщина-реформатор, внесшая огромный вклад в отстаивание женских прав. Именно она, будучи лидером женской группы социал-демократической партии Германии, в непростом для коммунистов 1910 году на Международной женской конференции вынесла предложение учредить День солидарности трудящихся женщин всего мира.

Клара Цеткин считала, что ежегодный праздник, отмечаемый в один день, сплотит женщин различных стран в борьбе за равные права. Главным предназначением нового праздника была борьба за свободу и равноправие работниц женского пола. Эта инициатива получила отклик в виде прокатившейся по Европе волны митингов. Первые женские праздники в различных странах отмечались в разные даты марта. И только в 1914 году свой праздник труженицы мира отметили 8 марта.

В 1957 году 8 Марта за свои права вышли бороться работницы швейных предприятий Нью-Йорка. Они активно требовали улучшений условий труда, сокращения нечеловеческого 16-часового рабочего дня и повышения мизерной по сравнению с мужчинами заработной платы. В результате этого мероприятия появился женский профсоюз, который в дальнейшем продолжил свою деятельность.

ООН приняла празднование Международного Женского дня в 1975 году, этот год также был объявлен международным годом женщин, а последующие десять лет, с 1976 по 1985 год, провозгласили Международным десятилетием женщин. В 1977 году была выпущена резолюция, согласно которой День борьбы за права женщин был приурочен к 8 марта. Сейчас весенний женский праздник отмечают более чем в 30 странах мира. В некоторых государствах он до сих пор остается рабочим днем.

В России Женский день впервые отметили в дореволюционном Петербурге 2 марта 1913 года. В этот день прошло одобренное правительством «научное утро по женскому вопросу», в его повестке дня стояли проблемы материнства, инфляции и права голоса женщин. В мероприятии участвовало полторы тысячи человек.

В революционном 1917 году действующее правительство не дало возможности петербурженкам отметить международный женский праздник. Попытки примкнуть к женщинам других стран закончились столкновениями, перешедшими в демонстрацию и в февральскую революцию. В 1921 году на заседании 2-й Коммунистической женской конференции было постановлено приурочить празднование 8 Марта к памяти об этой демонстрации, которая невольно стала предвестницей февральской революции.

В новом советском государстве Женский день сразу же получил статус праздника, но продолжал оставаться рабочим днем. Труженицы советских предприятий постепенно получили равные права с мужчинами и на возможность работать, и на законный отдых, и на поучение образования, и на управление государством. Освобожденные от угнетения советские женщины морально поддерживали своих подруг из капиталистических стран на митингах и собраниях.

В праздничный день советским дамам не вручали цветов и не дарили подарков, но их раньше отпускали с работы, награждали почетными грамотами, благодарностями и премиями. Есть доказательства, что в некоторых магазинах работниц радовали приятными скидками. Правда скидки были не на духи и косметику, а на калоши - актуальную в те времена обувь.

Официальным выходным Международный женский день в Советском Союзе был объявлен в мае 1965 года. Начиная с 1966 года, 8 Марта является государственным праздничным выходным днем. Постепенно Женский день утратил первоначальную политическую окраску и яростный оттенок феминизма. Еще в советские времена появилась хорошая традиция дарить дамам цветы, конфеты, открытки и подарки.

В России Женский день официально вошел в список государственных праздников РФ в 2002 году. В новых условиях он постепенно стал днем преклонения перед женщинами, матерями, женами. 8 Марта мужчины особенно галантны и мужественны. Они с удовольствием берут на себя женские обязанности и освобождают представительниц слабого пола от домашней работы и повседневных дел.

В царской России специально для женщин делалось немало. Например, женское образование в дореволюционной России советская пропаганда умаляла и представляла отдельными, небольшими достижениями передовой интеллигенции в борьбе с реакционным царизмом. На самом деле на протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство - государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение женщин» с нуля...
(По материалам статьи «Положение женщины в России до 1917г.»: http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm)

Напомню чуть подробнее о школьном и высшем образовании в царской России:
http://proza.ru/2010/03/15/1426
Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно практически сделалось обязательным (3 мая 1908г Николай II подписал рамочный закон, предусматривавший резкое увеличение финансирования школ): хотя Дума и Госсовет "бодались" по вопросам финансирования и сроков введения полного охвата школьным образованием еще много лет (Госсовет хотел увеличить финансирование и отменить сроки, а Дума счтала, что финансирование достаточно, а вот сроки обязательны), но на практике финансирование увеличилось в разы, и охват детей образованием неуклонно и быстро рос. С 1908 года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать . Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия и до 1917 года занимала первое место в Европе. Неимущие студенты очень часто освобождались от какой-либо платы за обучение.

ЭМАНСИПАЦИЯ И ПРАВО ГОЛОСА
Россия была впереди планеты всей в официальных вопросах феминизма и эмансипации. В 1906 году в Финляндии женщины впервые в Европе были официально уравнены с мужчинами в правах. Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, без одобрения Санкт-Петербурга не принималось ни одно важное политическое решение. Т.о. российский царь Николай II был одним из важных деятелей европейского феминизма.
В царской России повсеместно существовали дамские комитеты, руководимые жёнами видных местных сановников; существовало движение феминизма (синоним: суфражизм), поддерживаемое, в частности, известными писателями, общественными деятелями-мужчинами.

ЖЕНСКИЙ ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Малоизвестна широкой публике трудовая деятельность женщин. Кроме женщин-портних, идеалисток, рвущихся к образованию и работе врачом, учительницей, публике о труде женщин в царской России, пожалуй, ничего не известно. Между тем, ситуация была не так безнадёжна и не слишком отличалась от современной. Женщины из образованного класса работали в гос. органах, в частных предприятиях.
Существовали законы, согласно которым запрещался и ограничивался труд женщин на производствах, вредных для женского организма1 . Это значит, что мужчины использовались на производствах, где наносился вред их здоровью, но женщины были ограждены от этого. Дискриминация? Ещё какая! Только дискриминация не женщин, а мужчин.
Многочисленные писания по вопросу дискриминации женщин почему-то всегда избегают конкретных цифр. Согласно обследованию фабрик и заводов Московской губ. с 1879 по 1885 г. (28 865 рабочих, на 109 фабриках):
-- взрослые мужчины в среднем зарабатывали в месяц 13 руб. 53 коп.
-- взрослые женщины в среднем зарабатывали в месяц 10 руб. 56 коп.
Сведения взяты из статьи П. Струве «Заработная плата» (Энц. словарь Брок. и Ефр). Как видим, женский заработок составлял 78% от мужского. Разница есть, но она не так велика, как можно вообразить. Женщины были в основном заняты в бумагопрядильном и механическо-бумаготкацком производстве (83 % всех работающих женщин), где заработки были ниже для всех, и для мужчин, и для женщин, чем в машиностроении, где работали в основном мужчины и где заработки были выше именно в силу характера производства. Такая же ситуация сохранялась и после 1917г, и до сих пор: машиностроение, тяжёлая индустрия была преимущественно мужской отраслью, а не женской. И не потому, что женщин туда не пускали. Наоборот, очень даже пускали; инженерное и рабочее образование было открыто для обоих полов. Но женщины в основной своей массе сами не предпочитали туда идти.

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ВЛАСТЬ
При Николае II, после 1895г, Создаются крупные политические структуры: общество улучшения участи женщин, женская русская лига мира. В Русском женском взаимно благотворительном обществе действовали: профессиональные курсы, бюро по приисканию рабочих мест для женщин, отдел избирательных прав, юридическая комиссия. Союз равноправия женщин, который в 1906 г. имел 79 отделений и 34 пропагандистских пункта, трансформировался в Российскую лигу равноправия женщин, которая вплоть до 1917 г. оставалась ведущей общественно-политической женской организацией России. Структура женского движения приобретает многоуровневый характер, в его деятельность внедряются методы централизации и координации. Издаются женские политические журналы.
В декабре 1908 г. в Санкт-Петербурге прошёл Первый Всероссийский женский съезд. За ним последовали: Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910 год) и Первый съезд по образованию женщин (1913). Всё это не могло происходить без одобрения царского правительства.
В 1914 г. стал выходить журнал «Работница», известный и в советское время; ежегодно в феврале стал проводиться Международный день работниц (в России - с 1913 г.)
http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ
Имущественные правоотношения супругов по действовавшему до 1917 года законодательству были основаны на раздельной собственности супругов. Каждый супруг распоряжался своим имуществом самостоятельно, вступал в деловые отношения независимо (торговал, пускал в оборот, брал в долг под заклад), не нёс ответственности по долгам супруга. Это - основа полной эмансипации супругов. Известно, что неравные браки были очень распространены, как женщины, так и мужчины поддавались соблазну улучшить своё материальное положение выгодной свадьбой. Ведь совместная жизнь предусматривает совместное пользование наличными мат. благами, хотя бы они и были не в твоей собственности. Однако, за это приходилось расплачиваться подчинённым положением - в случае конфликтов более богатый супруг напоминал противнику, кто кого «осчастливил» и «на чьих хлебах ты тут живёшь». Естественно, в разных случаях господствующей половиной в доме могла быть и женщина, и мужчина.
Принцип раздельности собственности не был выдержан последовательно и нарушался в пользу женщины (но не мужчины). Признание косвенного права жены на имущество мужа проявлялось в обязанности мужа доставлять жене пропитание и содержание.
http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm
Напомню также, что после смерти пенсионера получателями становилась вдова (пожизненно) и дети (сыновья - до 17 лет, дочери - до замужества либо до достижения 21 года):
http://proza.ru/2009/06/05/1051

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ДО 1917 ГОДА
http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm
Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (ПСЗ -III. Т. V. № 3013) вступил в силу с 1.10.1885. Запрещал ночную работу (с 21.00 до 5.00) женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, а с марта 1886 г. в административном порядке это же было установлено для всего текстильного производства. Министр финансов распространил действие закона и на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах. (Источник: Т.Я. Валетов «Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции»)
Таким образом закон распространялся на все отрасли, где было занято подавляющее большинство женщин-работниц, наличествующих в России в то время. На остальные отрасли его распространять не было смысла - там преимущественно работали мужчины, а их, как известно, нечего баловать и распускать разными нежностями.
Дореволюционное законодательство включало особые нормы охраны труда женщин. Женщины не допускались к обслуживанию трансмиссий (смазка и чистка их, починка, сшивка, перешивка, надевание и сбрасывание канатов, цепей и т.п.), к работам, при которых они подвергались действию хромпиковой пыли, а также свинцовых пыли, газов и паров или соприкасались с веществами, содержащими свинец. Было запрещено допускать рожениц, состоящих участницами больничных касс, к работе по найму ранее истечения четырех недель со дня родов. Беременные женщины не могли привлекаться к перемещению тяжестей. В соответствии с Уложением о наказаниях (ст.14041, 14043) владельцы или управляющие заводами, фабриками, мануфактурами и ремесленными заведениями, виновные в неисполнении установленных законом правил относительно работы женского пола в промышленных учреждениях и заведениях, подвергались аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. (Источник: Литвинов - Фалинский В. П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1900. С.79. Устав о промышленном труде. Петроград, 1915. С.341.)
В 1912 г. комплексом законодательных актов было введено страхование болезни и несчастных случаев на производстве. При всех предприятиях учреждались больничные кассы, в которые в обязательном порядке вступали все рабочие/работницы и служащие со сроком найма не менее одной недели. Владелец предприятия был обязан обеспечить первую врачебную помощь и амбулаторное лечение, а также предоставить или оплатить больничное лечение и все медикаменты (в том числе роженицам) до выздоровления, но не более 4 месяцев. При этом больным выдавалось денежное пособие (от 1/2 до 2/3 заработка - имеющим иждивенцев, от 1/4 до 1/2 заработка - остальным) с четвертого дня болезни до выздоровления, но не дольше 26 недель в течение одной болезни и не дольше 30 недель в течение года, а при временной утрате трудоспособности в результате увечья - с момента несчастного случая до выздоровления, но не дольше 13 недель.
В случае родов выдавалось пособие от 1/2 до полного заработка - за 2 недели до родов и 4 недели после родов тем участницам кассы, которые состояли в ней не менее 3 месяцев до родов.
Средства страхового фонда составлялись на 3/5 из взносов самих работников и работниц, которые отчисляли 1-3% от своей зарплаты; и на 2/5 из взносов владельца предприятия. (Источник: Т.Я. Валетов «Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции»)
***
ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
Сначала немного о ситуации в мире в ХХ веке. Во всем мире прошлый век ознаменовался огромным снижением младенческой смертности, то есть смертности детей на первом году жизни. В начале XX века в Норвегии умирал, не дожив до года, каждый 12-й - 13-й новорожденный, во Франции - каждый седьмой, в Германии - каждый пятый, а в России - каждый четвертый. Уже к середине века положение разительно изменилось, а вторая половина века принесла успехи в снижении младенческой смертности, которые еще недавно могли казаться невероятными. Сейчас есть уже немало стран, в которых на первом году жизни умирает всего 3-5 человек на 1000 родившихся.
Если в конце XIX века детская смертность в России была в 2.5 раза выше, чем в среднем по Европе, то в 1955 году - в 1.9 раза выше. После 1960 года это сравнение для СССР ухудшилось. Таким образом, хотя улучшение по сравнению с началом XX века и было, но и в 1955 году СССР почти в 2 раза отставал по детской смертности от европейского уровня.
ТЕПЕРЬ о СИТУАЦИИ В 1912-1914гг:
Если в конце XIX века детская смертность по России была по разным данным 275-290 (на тысячу новорожденных), то к 1913г она снизилась примерно до 244. (по данным БСЭ - 269) В среднем по Европе к 1913 году детская смертность была примерно 144 (на тысячу). Следовательно, по этому показателю к 1913 году Россия отставала от Европы в 1.7 раза (если принять данные БСЭ, то 1.86 раза) - а в 1955 году в 1.9 раза! Таким образом, отставание при советской власти по сравнению с 1913 годом увеличилось!
При этом, не надо забывать два фактора:
1. Рождаемость в России в 1913г продолжала оставаться очень высокой (гораздо выше, чем в Европе или США),
2. Россия в 1913 году продолжала оставаться крестьянской страной, а в крестьянских многодетных семьях высокая детская смертность перекрывалась очень высокой рождаемостью.
Если сравнить детскую смертность городского населения России, то мы увидим (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HIS...LTH/HEALTH.HTM , таблица 6), что для семей со средним достатком детская смертность была 168 (на тысячу), и для малообеспеченных 191 - это где-то более половины городского населения. Для них отставание от европейского уровня в 1913г было всего 168\144=1,17 и 191\144=1.33 - сравните это с отставанием 1.9 в 1955 году!
В семьях самых бедных горожан (это примерно 17% населения города) в 1913 году детская смертность была 263 , и отставание от Европы = 263\144=1.8 - то есть отставание от Европы примерно как в деревне в 1913 году, но все же несколько лучше, чем в 1955 году!
Наконец, если брать группу зажиточных горожан (но не богатых - см. таблицу 6 по указанной выше ссылке), то в их семьях смертность в 1913 году была 115, то есть эта группа уже в 1913 году значительно опережала средние европейские показатели (144). Зажиточных было не так уж мало, 20-30% (а самых бедных, напомню, 17%) - по анкетированию 1913 года.

Итак, главные выводы:
1. В правление Николая Второго детская смертность неуклонно снижалась, и отставание от Европы сократилось от 2.5 раз (в конце XIX века) до 1.7-1.86 раза в 1913 году, а детская смертность городского населения отставала от Европы всего в 1.17-1.33 раза.
2. Хотя к середине XX века показатели детской смертности в СССР, как и во всем мире, значительно улучшились, но относительное отставание от Европы увеличилось, в том числе даже по сравнению с 1913 годом!
Ссылки

Международный женский день - праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день».

Международный женский день ежегодно отмечается ООН. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.

История

Начало XX века

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с коммунисткой Кларой Цеткин.

Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта , по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая . В 1913 году женщины митинговали во Франции и России - 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, в Германии - 12 марта. В 1914 году единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год число 8 марта выпало на воскресенье.

Красный - Официальный праздник

Оранжевый - Праздник для женщин

Желтый - Неофициальный праздник

Празднование в России и СССР

«В рамках движения за мир … российские женщины отметили свой первый Международный женский день в первое воскресенье февраля 1913 года».

Февраль 1917 года стал важной вехой в истории праздника, поскольку 23 февраля (8 марта) 1917 года было ознаменовано революционным взрывом, положившим начало Февральской революции. Петроградские большевики воспользовались празднованием Международного женского дня для организации митингов и собраний против войны, дороговизны и тяжёлого положения работниц, которые особенно бурно происходили на Выборгской стороне, стихийно переходя в забастовки и революционные демонстрации. В этот день бастовало более 128 тыс. рабочих, а колонны демонстрантов с рабочих окраин направились к центру города и прорвались на Невский проспект, по которому к Городской думе прошла процессия с требованиями женского равноправия и хлеба.

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 23 февраля (8 марта) 1917 года, как одному из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия.

Некоторые современные историки, проанализировав публикации советского периода на тему Международного женского дня, говорят о том, что праздник был посвящён в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях.

С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём. Постепенно праздник потерял свою феминистскую окраску.

Празднование в других странах

С момента своего официального признания в России после Октябрьской революции 1917 года этот праздник отмечался, главным образом, в социалистических странах. Китайские коммунисты праздновали его с 1922 года, а испанские коммунисты - с 1936 года. После основания Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года день 8 марта был официально провозглашен женским праздником, в который китайские женщины работают неполный день.

С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Это решение было принято в связи как с Международным годом женщин, так и Международным десятилетием женщин (1976-1985 годы).

Посвящённые Дню борьбы за права женщин и международный мир, Организации Объединённых Наций мероприятия приурочиваются ООН к 8 марта.

В современном мире

Дальнее зарубежье

Международный женский день - национальный праздник и выходной в Анголе, Гвинее-Бисау, Замбии, Камбодже, Кении, КНДР, Мадагаскаре, Монголии, Уганде и Эритрее. В Лаосе - выходной день только для женщин. В Китае предусмотрен укороченный рабочий день только для женщин.

Бывший СССР

Этот праздник отмечают в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Узбекистане,Таджикистане, Украине, а также в частично признанных Абхазии и Южной Осетии.

При этом в Таджикистане (по инициативе президента страны) с 2009 года праздник сменил название и теперь именуется Днём матери.

Россия

После распада Советского Союза день 8 марта остался государственным праздником Российской Федерации. Празднование 8 марта в России включает устоявшуюся традицию дарения женщинам цветов и прочих подарков. «Цветы остаются самым желанным подарком к 8 марта: каждый второй мужчина хотел бы их подарить своей любимой, а каждая вторая россиянка хотела бы получить их в качестве подарка». При этом «первоначальный смысл этого дня - борьба против дискриминации одного пола - давным-давно забыт», и в результате этот день отмечают «просто как праздник женщин».

Некоторые авторы и организации критикуют сложившиеся на территории бывшего СССР восприятие Международного женского дня и характер его празднования, по их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы.

Современные феминистки регулярно проводят в этот день мероприятия, посвящённые гендерному равноправию, подчеркивая необходимость борьбы с такими фактами, как домашнее насилие в отношении женщин, занижение заработной платы, изнасилования, навязывание традиционных ценностей. В 2014 году феминистки провели акции в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других российских городов.

Протоиерей Всеволод Чаплин:

Начало XX века

Празднование в России и СССР

Празднование в других странах

Международный женский день и ООН

Дальнее зарубежье

Бывший СССР

Мероприятия, проводимые российскими феминистками

Отношение Русской православной церкви

Протодиакон Андрей Кураев:

Одновременно в Русской православной церкви постсоветского периода получило распространение мнение, что в православном церковном календаре имеется аналог Международного женского дня, «когда в православной традиции принято чествовать женщин», - Неделя святых жён-мироносиц, переходящий праздник, отмечаемый в третью Неделю по Пасхе .

Впрочем, единства мнений по этому нет. К примеру, Анна Данилова, главный редактор портала Православие и мир, отметила наличие

И высказала суждение, согласно которому в некоторых случаях «сила протеста перекрывает все возможное добро праздника гражданского». По её мнению, нечто подобное происходит в случае 8 марта. Она же отмечает, что Неделя святых Жен-Мироносиц, часто упоминаемая в качестве «православного аналога» женского дня, ещё не освоена в этом качестве: «не перенесли мы пока в этот день ту заботу и внимание, которое так хорошо прижилось именно в 8 марта».

Однако эта дискуссия в среде православных, скорее всего, уже потеряла свою актуальность, поскольку в число святых, память которых Церковь отмечает 23 февраля (8 марта), к настоящему времени вошла и чрезвычайно почитаемая Матрона Московская, обретение мощей которой состоялось 8 марта 1998 года. Решение установить ещё один день памяти блаженной Матроны было принято Священным синодом Русской православной церкви в 2013 году.

Темы Международного женского дня

Предложенная ООН тема 8 марта 2016 года - «Планета 50-50 к 2030 году: Мы выступаем за гендерное равенство».

Темы предыдущих лет:

  • 2015: «Расширение возможностей женщин - расширение возможностей человечества. Помните об этом!»;
  • 2014: «Равенство в интересах женщин - это прогресс в интересах всех!»;
  • 2013: «Обещание есть обещание - время для действий по искоренению насилия в отношении женщин»;
  • 2012: «Расширение прав и возможностей сельских женщин - нет голоду и нищете»;
  • 2011: «Равный доступ к образованию, профессиональной подготовке, достижениям науки и техники - путь к достойной работе для женщин»;
  • 2010: «Равные права, равные возможности: прогресс для всех»;
  • 2009: «Женщины и мужчины, сообща покончим с насилием в отношении женщин и девочек»;
  • 2008: «Инвестирование в интересах женщин и девочек»;
  • 2007: «Прекращение безнаказанности в случаях насилия в отношении женщин и девочек»;
  • 2006: «Женщины в процессе принятия решений: ответы на вызовы и осуществление перемен»;
  • 2005: «Равноправие женщин после 2005 года: за гарантированное будущее»;
  • 2004: «Женщины и ВИЧ/СПИД»;
  • 2003: «Гендерное равенство и ЦРТ»;
  • 2002: «Афганские женщины сегодня: возможности и реалии»;
  • 2001: «Права женщин и международный мир»;
  • 2000: «Единство женщин в борьбе за мир».