Александр лобок доктор психологических наук тесты. Александр Лобок: Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас. – И темных сил

Экология жизни. Люди: Александр Лобок, кандидат философских и доктор психологических наук, помогает детям справиться с образовательной депрессией, а родителям – понять...

Александр Лобок , кандидат философских и доктор психологических наук, помогает детям справиться с образовательной депрессией, а родителям – понять, почему дети в ней оказались.

Как быть, если подросток занят только своим смартфоном? Стоит ли ругать за «неуспеваемость»? Почему мы сами строим бронированную стену между собой и детьми?

Ответы на эти и другие вопросы – в интервью.

«А вы-то его слышите?» – «Всё, что просит, делаю!»

– Распространенная ситуация: трехлетний ребенок исчеркал листок бумаги какой-то бурной калякой-малякой. Взрослый спрашивает: «Это что?» «Машина!» – радостно отвечает ребенок. “Да какая же это машина? – возмущается взрослый. – Машину надо рисовать вот так!” И ему, взрослому, невдомек, что ребенок в свои три года вовсе и не пытается ИЗОБРАЗИТЬ машину.

А что же он делает, в таком случае? Ну, например, помечает свое ощущение от быстро несущейся машины, от ее крутящихся колес. А взрослому недосуг задуматься и расшифровать детский рисунок. Взрослый мыслит стереотипами. И неудивительно, что радость ребенка от совершенного им открытия угасает, доверие к взрослому исчезает…

А взрослый просто обязан понимать, что трехлетний ребенок в принципе не рисует «по схеме». И рисунок его – это вовсе не то, с помощью чего он пытается что-то изобразить. Он с помощью своего рисунка метит какие-то свои переживания, свое воображение. И оттого за каждой «калякой-малякой» у него может скрываться целый мир воображения и фантазий.

Это могут быть и страшилки, и приключения – да мало ли что. И очень важно, чтобы эти тайные детские миры были интересны окружающим ребенка взрослым. И если мы оказываемся способными прислушаться к этому миру – ребенок будет нам благодарен, он будет прислушиваться к нашим мирам. Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас. Это абсолютный закон.

Вот ко мне приходит очередная мама и жалуется: «У меня такой непослушный ребенок! Я ему сто раз одно и то же говорю, а он меня не слышит!» Я спрашиваю: “А вы-то его слышите?” – «Всё, что просит – всё делаю!» «Э, нет! – говорю. – Слышать – это пытаться понимать, что происходит ВНУТРИ вашего ребенка. Что происходит в его чувствах и мыслях в тот или иной момент времени!» И, представьте, для мамы это абсолютное открытие. Ей в голову не приходило, что важнейшая задача родительства – это вчувствование в мир детских переживаний .

Вечная история: пятилетний ребенок играет на ковре в какие-то свои игры и что-то сам себе при этом бормочет. Я спрашиваю маму: «Как вы думаете, о чем он сейчас сам с собой говорит?» – «Да ерунду какую-нибудь, какая разница?!» А я присаживаюсь рядом с ребенком и начинаю вслушиваться.

И в какой-то момент какие-то его фразы начинаю воодушевленно повторять. Просто повторять – слово в слово. Но – раскрашивая своими интонациями. И я еще не видел ребенка, которого это не привело бы в состояние радостного восторга: ведь это так здорово, когда тебя СЛЫШАТ .

И это стимулирует ребенка к тому, чтобы говорить всё больше и всё интереснее. Стимулирует к тому, чтобы вступать со взрослым в диалог. И… научает ребенка слышать то, что говорит взрослый. А ведь обычно взрослые никогда не вслушиваются в детскую речь. Она для них какой-то привычный фон, на который можно не обращать внимания.

Взрослые прислушиваются к детской речи только тогда, когда ребенок учится говорить. Вот тогда – да, каждое новое слово, каждая новая фраза – это событие. А вот потом, когда у ребенка начинается настоящий речевой поток, интерес почему-то пропадает.

И распространеннейшая история: ребенок говорит, говорит о чем-то для него важном, а мама его слушает вполуха или вообще не слушает. А потом возмущается, что ребенок не слышит ее. Но стоит начать вслушиваться в детскую речь, как эта речь начнет дарить нам настоящие жемчужины. Мы обнаружим, что в речи взрослеющего ребенка очень много надбытового, очень много парадоксального, волшебного и поэтического.

А если мы начнем записывать эти жемчужины детской речи на бумагу, это станет одним из мощных стимулов целостного развития ребенка. И, в частности, научит его читать. И откроет дорогу к рождению его собственной письменной речи. И станет мощным инструментом развития его мифопоэтического мышления.

– А как найти такого учителя, который будет слушать ребенка и прислушиваться к нему?

– Прежде всего, искать такого учителя в себе. Да, со школьным учителем может не повезти. Учителя загнаны в прокрустово ложе урока и учебника. И хотя я знаю гениальных учителей, которые умеют слышать и вслушиваться во внутренний мир ребенка, это всё-таки невероятная редкость.

Но что мешает нам в самих себе возделать вслушивающегося собеседника? Что мешает нам самим не перебивать ребенка, не забивать его нашим собственным потоком, а бережно возделывать его собственную речь? Что мешает научиться относиться к детскому слову как к слову священному?

– “Необучаемого” ребенка обычно приводят к психологу, и специалист говорит: надо изменить что-то в сознании ребенка. Вы почти единственный предлагаете менять не детей, а подход к их обучению, саму образовательную систему. Как вы поняли, что надо действовать в этом направлении?

– Что является главным внешним условием успешного развития ребенка? Наша способность его понимать. В том числе тогда, когда он сам себя понять не может. И всё, что требуется от нас – это научиться вслушиваться в тот его глубинный, внутренний мир, который ему самому зачастую недоступен и непонятен.

Но научиться вслушиваться во внутренний мир ребенка – это самая трудная педагогическая задача, которая только есть на свете. Взрослые не умеют слышать. И уж тем более – вслушиваться. А значит, пытаться понимать, что происходит на тайных, глубинных уровнях детского сознания, чувствования и воображения.

И если рядом с ребенком есть человек, который сопереживает тем внутренним напряжениям, тем болям, тем внутренним духовным поискам, которые всегда есть в детской душе, этот ребенок будет строить свою траекторию успешно в любых обстоятельствах.

– Многих родителей волнует вопрос об успеваемости и неуспеваемости. Есть ребенок, который «не успевает», что с ним надо сделать?

– Начнем с того, что школа, которая заточена на быстроту, – это плохая школа. Ведь само слово “успевать” предполагает, что я успеваю что-то быстро-быстро осваивать. Но ведь огромное количество чрезвычайно талантливых и даже великих людей были отчаянными тугодумами. Качество мышления вовсе не определяется скоростью. И когда ребенок не успевает что-то сделать – это не всегда плохо. Главное – сделать то, что делают все? Или важнее построить свою какую-то хитрую траекторию, гораздо более сложную, гораздо более трудную и, в конечном счете, более эффективную внутри того предмета, в котором он движется? Ребенок – это целая вселенная, она всегда уникальна.

– А как помочь ребенку выстроить эту его собственную траекторию? Как развить его способности и не упустить важного? Если ребенок любит рисовать, нужно ли его обязательно отдавать в художественную школу?

– Здесь нужна предельная осторожность. Мы знаем, что иногда художественная школа может загубить художественный талант, музыкальная школа – загубить музыкальный талант. Дело не в школе как таковой. Вопрос в том, чтобы найти талантливого учителя. Такого, который способен вступить в индивидуальный диалог со способностями ребенка, в осторожный диалог.

И начинать надо с самих себя. Готовы ли мы сами вступить в диалог с теми способностями, которые начинает открывать в себе ребенок? Именно в диалог, который, опять же, начинается с нашего деликатного вслушивания. Когда главное – не какие-то внешние цели и результаты, но состояние и развитие детской души.

Беда, если мы начинаем измерять развитие ребенка в первую голову какими-то внешними успехами и внешними достижениями. Развитие человека – это прежде всего процесс внутренний, а не внешний. Не то, что мы способны увидеть, а то, что происходит в некоем внутреннем таинстве. Если родители понимают, что ребенок – это не просто болванка, которую нужно заточить под какие-то образовательные цели, а что с самого начала это мир души и, в общем-то, неисчерпаемый мир, тогда очень многое может получиться.

Вот чему мы, родители, должны прежде всего учиться. Мы должны вслушиваться в эти тайные какие-то движения. И понимать, что душа – это то, что способно испытывать боль и радость. И если мы понимаем, что эта внутренняя способность к боли и радости – это и есть главное в нашем ребенке (как главное в нас самих), всё у нас получится.

Компьютерная игра гениально измеряет усилие и везение

– Мы имеем право оценивать наших детей? Говорить им, что нам нравится или не нравится то, что они делают?

– Начнем с того, что оцениваем мы не какими-то особыми словами, а прежде всего своими эмоциями, своими интонациями, блеском своих глаз. И ребенок это наше эмоциональное отношение всегда видит. А во-вторых, надо понимать, что главное – это не «конечный продукт», а сама деятельность, которой занят ребенок.

Если вы видите, что лицо вашего ребенка во время той или иной деятельности горит вдохновением, глазки его блестят – вот чему нужно бесконечно радоваться. И, наоборот, когда вы видите, что вашему ребенку плохо, нужно уметь ему сопереживать. Ваше искреннее сопереживание – это и есть ваша оценка.

– Педагог Дима Зицер в школе принципиально не ставит детям оценок, а просто выдает им живую реакцию. Как вы относитесь к такому подходу?

– Если вы называете оценкой балльное шкалирование ребенка, то это самый дурной тип оценивания, который только можно представить. Человек в принципе оценочное существо. И мы всё время находимся в оценочном отношении к окружающему миру и к самим себе. Но это оценивание проявляется не в баллах, а в чем-то совсем ином: прежде всего – в наших чувствах.

И если мы даем ребенку зеркало наших искренних чувств и переживаний по поводу того, что он делает, это и есть самое настоящее оценивание. И это оценивание, которое бессмысленно переводить в баллы. Нельзя перевести в баллы восхищение, радость или горькое разочарование и обиду.

Однако в каком-то возрасте у ребенка возникает совершенно особый интерес к тому, чтобы его усилие оказалось измерено. И это одна из причин, почему дети с такой страстью погружаются в компьютерные игры. Компьютерная игра гениально измеряет усилие и везение. Компьютерная игра никогда не ставит баллы: ты получил три, четыре, пять. Но она очень четко измеряет.

Вы четко знаете, сколько вы набрали очков, и знаете, что завтра сможете набрать больше. И перейти на другой, более сложный уровень. Это создает живой азарт. Все дети, начиная с какого-то возраста, и все взрослые это невероятно любят. Но вот школа почему-то совершенно не умеет учиться у компьютерных игр, а продолжает настаивать на самом непродуктивном механизме шкалирования успешности. И ко всему прочему называет это примитивное балльное шкалирование успешности «оцениванием», приводя к смысловой каше в головах.

– Но в семьях-то родители хвалят именно за пятерки, а ругают – за двойки. Именно школьные баллы становятся предметом эмоционального отношения.

– Если отношение родителей к ребенку измеряется школьными баллами, это –настоящая катастрофа. Потому что главный вопрос, который должен стоять для родителя, – это не то, как ребенка прошкалировали в школе, а то, какие усилия он приложил, и насколько ему удалось продвинуться по отношению к самому себе. Точь-в-точь, как в компьютерной игре.

– А мы можем защитить ребенка в собственной семье от этой балльной системы, даже если в школе и вокруг она существует как что-то сверхважное?

– Только своей способностью противопоставить балльной однозначности свое умение видеть реальный детский прогресс. У школьной балльной системы есть один-единственный смысл: прошкалировать детей с точки зрения их сравнительной успешности. Но это не человеческая задача, а задача бюрократической системы. А вот задача истинного педагога и истинного родителя должна заключаться совсем в другом: измерить развитие ребенка по отношению к самому себе. Не сравнить его с кем-то, а оценить его собственный прогресс.

«Целыми днями лежит на диване и ничего не делает…»

– Что делать, если ребенок вообще ничем не интересуется, а целыми днями лежит на диване или сидит в своем смартфоне?

– Отвечу парадоксально: причина в том, что нам не интересен наш ребенок. Нам интересны только его внешние успехи, а не интересно то, что происходит в нем самом.

Да, приходят ко мне родители и жалуются, что ребенку не интересно ничего, кроме компьютерных игр. Я спрашиваю: «А в какие именно игры он играет? А как изменились его игровые пристрастия за последний год? А что именно увлекает его в этих играх? А кем он себя воображает в этих играх, кем чувствует, играя в ту или иную игру?»

И выясняется, что родители не имеют об этом ни малейшего представления. Они даже не задумываются о том, что, играя в те или иные игры, ребенок отыгрывает какие-то свои напряжения и страхи. Что, играя, он обязательно фантазирует и воображает. Что через игру он пытается решить какие-то свои психологические проблемы.


Например, идентифицируясь с каким-то монстром или злодеем, пытается избавиться от какой-то своей глубинной неуверенности в себе. Сегодня компьютерная игра – это зеркало души ребенка. И он в этой своей игре отыгрывает свои страхи, свои напряжения, свои боли. Но кто из родителей об этом задумывается и пытается понять и почувствовать, что происходит в душе ребенка, и какие болезненные проблемы пытается он разрешить с помощью компьютерной игры?

Или когда ребенок «целыми днями лежит на диване и ничего не делает» – вполне типичная родительская жалоба. Я спрашиваю: “Вы уверены, что он ничего не делает?” – “Совсем ничего! Просто лежит!” «Хорошо, – говорю я, – а когда вы просто лежите – вы что делаете? В вас в это время что-то происходит, или совсем ничего?..»

В этом-то и состоит суть: когда ребенок «просто лежит на диване», в нем много чего происходит. Он думает, он мечтает, он фантазирует, он переживает. Но никому нет до этого дела. Потому что для взрослых все эти его переживания и мечтания – это «глупости», не стоящие внимания. А для ребенка-то это и есть самое важное…

Так вот, я настаиваю, если нам будет интересно, что происходит во внутреннем мире ребенка – это будет главный мостик к тому, чтобы ему становился интересен наш мир. Если мы постоянно обесцениваем его внутренний мир: «Он о ерунде всякой думает!» – он будет всё дальше и дальше уходить от нас. А ведь на самом деле наша фантазия, наша мечта – это единственное, чем мы по-настоящему обладаем. Наши фантазии – это единственное, что нам с самого начала принадлежит. И самое ужасное, что делают родители, это когда они относятся к детским фантазиям с пренебрежением.

Подростковость – это совсем не про выбор профессии

– Что же делать, если отчуждение уже произошло, и подросток уже воздвиг между собой и нами бронированную стену?

– Мы можем начать вспоминать самих себя. Вспоминать, что с нами самими происходило в этом возрасте. Вспоминать остроту собственных переживаний. Пробуждать собственные чувства. И понемногу начинать понимать, что то, что происходит внутри подростка, лежащего на диване, возможно, и является самым важным в его жизни.

Потому что это вопросы о жизни и смерти, о счастье и несчастье, вопросы об одиночестве и непонимании… Подросток очень часто думает о своем праве на свою жизнь, а значит, и о своем праве на смерть. А кто из взрослых готов всерьез об этом думать и разговаривать? Единственный вопрос, который готовы обсуждать с ребенком взрослые – это вопрос его школьных успехов и жизненных целей.

И это горько. Потому что на самом деле единственный вопрос, который по-настоящему волнует подростка – это вопрос о смысле жизни. Но это вопрос, который он не столько «думает головой», сколько чувствует и проживает. Чувствует и проживает всем своим телом.

– Но как это совместить с тем, что именно в этом возрасте должен происходить выбор будущей профессии

– Подростковость – это совсем не про выбор профессии. Подростковость – это встреча с собой. А до выбора профессии еще шагать и шагать. И надо суметь полноценно прожить возраст подростковости – возраст встречи со своим новым телом, возраст встречи с совершенно новыми переживаниями, возраст встречи со смысложизненными вопросами.

И если этот возраст будет полноценно прожит, то и полноценная встреча с профессией произойдет. Но давайте понимать, что у каждого возраста свои законы и свои проблемы. И это очень опасно, если мы перепрыгиваем через какой-то этап психологического взросления ребенка.

Именно здесь, в подростковости закладываются какие-то наиболее фундаментальные вещи, связанные с переживанием себя. И если этот этап жизни прожит полноценно, это заложит фундамент для счастливой жизни.

Уверяю вас: один из ключевых источников всякого рода депрессий, алкоголизаций и других проблем, которые возникают у человека (порою весьма успешного) в зрелом возрасте – это неполноценно прожитый подростковый период. Это я ответственно заявляю как психолог-консультант, работающий с огромным количеством взрослых клиентов.

Вообще проблема психологической инфантильности, психологической незрелости взрослых – это одна из самых острых сегодняшних проблем. И корень этих проблем во многом как раз в том, что в свое время у человека не произошла полноценная проработка подростковых переживаний.

Мол, главное – это выбрать профессию. Да нет же, главное – это разобраться с собой. А человек спрятался за выбор профессии – и не решил самых главных вопросов своей жизни. И вся его личная жизнь до старости превратилась в замкнутый круг, где он постоянно наступает на одни и те же грабли. И не может построить счастливые отношения – ни с другими, ни с самим собой.

Однако своего собственного сына-подростка этот глубоко несчастный человек с пафосом воспитывает: «Ты должен хорошо учиться! Ты должен выбрать профессию! Ты должен поставить правильные жизненные цели!» То есть фактически предлагает своему ребенку повторить путь собственной жизненной несостоятельности.

Из благих побуждений, конечно же. Совершенно не думая о том, почему его собственная жизнь – при всей ее профессиональной успешности! – на самом деле совершенно не задалась… И это есть не что иное, как проявление глубокого родительского инфантилизма.

– То есть прежде всего психологическая помощь нужна самим родителям?

– Естественно. У нас невероятно неразвита эта массовая психологическая культура, психологическая мудрость. Мы стрелку слишком быстро переводим на ребенка, мол, это его проблема. А надо бы прежде про самих себя подумать. Мы-то сами что-то успели понять про самих себя? И если мы умеем ставить зеркало себе, своим собственным проблемам, то мы способны помочь и своему ребенку. А вот если мы со своими собственными проблемами не разобрались, то мы и нашему ребенку не поможем. опубликовано

Беседовала Анна Уткина

Помните песенку из старого фильма про Буратино: «Надоело ! Поучают, поучают! Поучайте лучше ваших паучат!» А ведь у многих из нас воспоминания о школе остались именно такие: зубрежки, выступления с дрожащими коленками у доски, контрольные… «Десять лет от звонка до звонка», как смеются выпускники. Но всегда ли привычное является единственно возможным? Может ли школа быть другой? Об этом я задумалась всерьез лишь тогда, когда у меня стала подрастать дочь. Ведь у нее-то, в отличие от меня, эти десять лет еще впереди…

Знакомство: виртуальное и очное

Я стала искать, читать, спрашивать у знакомых про другие варианты обучения, разные образовательные эксперименты. Узнала про вальдорфскую школу, гуманную педагогику Ш.А. Амонашвили, школу академика Щетинина. Также на страницах журнала «Домашний ребенок» встретила имя Александра Лобка, который тогда, в 2011 году, проводил в Москве в рамках проекта «Открытая школа» мастерские для детей и родителей. Прочла много восторженных отзывов… И, конечно, думать не думала, что спустя год сама окажусь на его семинаре, уже в Уфе, и, более того, буду сидеть с ним за чашкой чая и обсуждать волнующие меня вопросы образования и воспитания.

Лобок Александр Михайлович. Практический психолог. Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва) . Автор книг по психологии детства, создатель уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты «Первое сентября» А.М.Лобка назвали «учителем века», а его разработки - самым значительным открытием российской педагогики.

Благодаря этой встрече, я утвердилась во мнении, что то, что сегодня происходит в школе, это противоестественный процесс - как кормление младенца искусственной смесью, когда рядом есть мама и ее грудное молочко. Ребенок рождается с тягой к знаниям, жаждой открытий, но ему затыкают рот соской готовых истин. Эта тяга и эта жажда отказываются никому не нужны, ведь взрослых (тех самых, которые могут помочь ребенку открывать для себя мир - или хотя бы не мешать ему) интересуют только внешняя успеваемость, кем-то придуманные планы и сводки отчетов. И вот, по статистике, уже по окончании первого класса врожденное стремление ребенка угасает, а у выпускника школы неумолимо стремится к нулевой отметке. А на выходе мы получаем серую массу равнодушных людей, привыкающих жить по чужим планам и старающихся вписываться в рамки внешней успешности.

Но остаются все-таки идеалисты, которые верят в то, что может быть иначе. Что может функционировать школа, в которой учитель - это не первоисточник и даже не транслятор знаний, не строгий цензор и надзиратель, а создатель атмосферы для ребенка, в которой он может свободно и счастливо развиваться. Александр Лобок, например, в свое время создал такую уникальную школу и вместе с коллегами «выпустил» в большой мир несколько десятков нестандартно мыслящих молодых людей.

Как найти «своего» учителя

А.Б.: Александр Михайлович, я сейчас задам вопрос от лица родителей, у детей которых не за горами школа. Они находятся в поиске и в раздумьях: как найти такое учебное заведение и такого учителя, которые не испортили бы всего того прекрасного, что есть в ребенке дошкольного возраста? Пока растет малыш, семья бережет его от определенных вредных влияний, но ведь потом он оказывается в непредсказуемой среде, один на один с миром и школьной Системой

Александр Лобок: На самом деле, вопрос не в поиске школы, а в поиске «своего» учителя. Ведь есть учитель, который определенному ребенку подходит, а другому — нет. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что у нас нет таких пространств , где происходила бы полноценная встреча родителей и учителей, где они могли бы разглядеть друг друга как личности. Нет необходимости создавать какую-то новую систему образования, универсальную для всех. Выход не в этом. Нужно менять взгляд самого педагога на свою работу. И в этом может помочь вероятностный подход к образованию. Элемент вероятности - это то, что есть в деятельности любого учителя. Когда он встречается с неопределенностью и пытается «здесь и сейчас» решить проблему ребенка, это неизбежно. Настоящий учитель не работает по плану, ему постоянно приходиться экспериментировать, создавать какие-то новые реальности. Вот именно в них, в этих реальностях, мы проявляемся как педагоги, и позже, когда в общем кругу обсуждаем прошедшие жизненные, педагогические, психологические ситуации, когда открываемся друг другу, родитель может нас разглядеть. И сказать: «Ух ты! Вот этому педагогу я бы отдал своего ребенка». Если создавать такие группы , в которых будут встречаться родители и учителя и смогут просто поговорить о жизни, произойдет настоящее открытие школы.

Вероятностное образование - образование, которое полностью строится на непрограммируемой основе. Его приоритеты ориентированы «на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития». /Лобок А. М. Школа нового поколения. Журнал «Эксперимент и инновации в школе» №6 (2010)/ Жесткая плановость урока отрицается, оставляя свободу вероятности тех или иных событий в нем. Такой подход ориентирован на метод проб и ошибок, с помощью которого дети угадывают истину. Одна из важнейших целей такого образования: сформировать авторскую позицию ребенка, помогая ему проложить личную, уникальную траекторию в мире культуры.

Система неизбежно будет меняться

А.Б.: Но много ли, по-вашему, сегодня учителей, готовых вот к такому открытому честному диалогу?

Александр Лобок: Главное, что они есть. Сам факт того, что у человека есть желание приходить на такого рода «посиделки» с родителями и коллегами, уже дорогого стоит. Люди не могут только «вариться в собственном соку», они должны встречаться. Можно назвать такое место родительско-учительским или детско-родительским клубом, неважно. Но само слово «клуб» очень правильное, потому что клуб - это пространство в котором мы именно «клубимся». Здесь нет темы, которую мы заранее имеем, в рамках которой мы работаем. Здесь есть только наше реальное взаимодействие, рождающееся здесь и сейчас. Своей миссией я вижу то, что помогаю талантливым, неравнодушным людям находить друг друга. Их гораздо больше, чем нам кажется.

А.Б.: А все-таки, как быть со школьной Системой, с зачастую никому не нужными планами, оценками, отчетами?

Александр Лобок: Система неизбежно будет меняться. Вот, например, сейчас введен образовательный стандарт второго поколения - и страшно интересно, как теперь с ним будет школа биться. Потому что загнать мышление и самостоятельность в рамки планов очень тяжело. А ведь стандарт предполагает именно это. С другой стороны, это для думающего человека некий вызов. Идиотизм ситуации начинает становиться понятным. И тогда кто-то ставит на этом крест и уезжает, кто-то отправляет детей в британские школы…

А.Б.: Почему именно в британские?

Александр Лобок: Потому что сама сумма ориентиров, на которые работает британская школа, принципиально другая. Во главе пирамиды стоит не готовое знание само по себе, а развитие мышления и коммуникации. И случайно ли, что такое количество нобелевских лауреатов - выходцы именно из Великобритании?.. На сегодняшний день это так.

Психолог, психотерапевт, философ, кандидат философских наук, доктор психологических наук. Профессор Московского городского педагогического университета. Cоздатель Лаборатории вероятностного образования и Лаборатории Азартайнинга.

Александр Лобок окончил философский факультет Уральского государственного университета. Еще во время обучения заинтересовался психологией, и, как вспоминает сам, его становление как психолога началось именно во время получения философского образования.

В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по философии, в которой исследовал историко-генетические координаты формирования экзистенциального и социокультурного выбора личности.

С конца 80-х Лобок работал в области экспериментальной педагогики, создал систему обучения и психологического сопровождения ребенка с проблемами в обучении. Александр Лобок разработал и апробировал более ста оригинальных технологий, позволяющих формировать и развивать языковое и математическое мышление у детей 5-12 лет. За вклад в педагогику главный редактор газеты «Первое сентября» Симон Соловейчик назвал его «учителем столетия». В 1991 году организовал Лабораторию вероятностного образования.

В 1997 году Лобок защитил докторскую диссертацию по психологии по совокупности научных работ. Его оппонентами на защите стали психологи Александр Асмолов, Виктор Каган и Алексей Леонтьев.

С 2000 по 2007 год Лобок – профессор института образовательной политики «Эврика». В 2013 году в продаже появились игры для детей «Архикард», «Магнематика», «Шрифтомагия» и «Азбука смыслов», в основе которых – игровой инструментарий обучения, придуманный Лобоком. В это же время он создал Лабораторию азартайнинговых технологий, в рамках которой и сейчас продолжает заниматься разработкой и апробацией новых технологий совместно с детьми и их родителями. Азартайнинговые технологии обучения помогают бороться с синдромом образовательной депрессии и развивать у детей интерес к обучению.

С 2003 по 2008 работал редактором газеты «Первое сентября».

«Любая проблема ребенка или его родителей – это вызов педагогической и психологической креативности. Давайте учиться превращать дефициты в ресурсы» – профессиональное кредо Александра Лобока и главный принцип деятельности его лаборатории.

Образование Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ), философский факультет (1980)

  • «Подсознательный Маркс, или Евангелие, которое не состоялось»
  • «Антропология мифа»
  • «Другая математика»
  • «Вероятностный мир»
  • «Наука ученичества, или обратная сторона дидактики»
  • «Алмазная земля педагогики Олонхо»
  • «Преодоление морали, или парадоксы «нравственного искусства»

«Азартайнинг: развивающие игры нового поколения»

«Понимание»

Психологические программы «Ветер открытий»

«Искусство семейного счастья»

«Галерея культуры и психологических искуств»

«Психологическая мастерская «Рождение отца»

«Психологическая мастерская «Философия тела и танца»

«Искусство быть собой. Самоактуализационная супервизия»

«Самоактуализационные практикумы «Искусство наслаждения»

«Психодинамические тренинги личностного роста «Как?»

«Экзистенциальные группы «Линии понимания»

«Психологический фитнес»

«Тренинг педагогического понимания»

Лобок Александр Михайлович .

Лобок Александр Михайлович.

Практический психолог. Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития. УрГПУ, руководитель лаборатории сопровождения инновационных образовательных проектов.

Контакты

Опыт работы - 20 лет

    20 лет экспертно-методической работы с инновационными образовательными
    проектами в области дошкольного и школьного образования.
    20-летний опыт индивидуального психологического консультирования
    20 лет практического опыта ведения учебных и развивающих групп
    дошкольников и младших школьников
    Эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института
    образовательной политики «Эврика» (2000-2007 гг).

    В настоящее время
    Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества
    «Смысл»

Профессор кафедры психологии развития УрГПУ

Научный консультант Школы самоопредения А.Н. Тубельского (г. Москва)

Автор нескольких книг по психологии детства, в том числе таких, как: «Антропология мифа». Екатеринбург, 1997 «Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6-10 лет» (М., 1998, Изд-во Народное образование, в наст. время готовится к изданию на немецком языке), «Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента» (Екатеринбург, 2001) «Лаборатория детской письменной речи» (М., 2005) «Лаборатория детского художественного перевода (М., 2006) «Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики» (совместно с С.Л.Соловейчиком), М., 2005 «Алмазная земля педагогики Олонхо» (Якутск, 2008)
«Гений детства» (М., 2009)

Специалист по игровым методикам развития ребенка.

Специалист по образовательным технологиям «открытого» типа (Монтессори-технологии, технологии школы Френе, технологии вальдорфской педагогики, технологии развивающего обучения, технологии школы Диалога культур,технологии КСО, технологии вероятностного образования, парк-студийные технологии Милослава Балабана и др.)

Автор авторских, уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Статьи о личной педагогической деятельности А.М.Лобка печатались на страицах ведущих российских изданий: в «Учительской газете», газете «Первое сентября», «Новой газете», «Московских новостях», в журналах «Отечественные записки», «Народное образование», «Школьные технологии» и др.

В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты «Первое сентября» ее главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М.Лобка «учителем века», а его разработки – самым значительным открытием российской педагогики.

Консультации:


1. Личностные проблемы:

 Жизненные кризисы, в т.ч. кризис жизненных целей и возрастные
кризисы
 Депрессия
 Тревога и страхи
 Повышенная эмоциональная возбудимость
 Горе, связанное с утратой, расставанием
Эмоциональная неустойчивость
 Последствия перенесенного насилия
 Неуверенность в себе, заниженная самооценка
 Нераскрытость и нерализованность творческого потенциала
 Желание разобраться в своем Я и его возможностях

2. Взаимоотношения с другими людьми

 Одиночество
Неразделенная любовь
 Трудности взаимоотношений с противоположным полом
 Дисгармонии сексуальных отношений
Эмоциональная зависимость в отношениях
 Подверженность психологическим манипуляциям

3. Семейные проблемы

 Конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье
 Дисгармония в супружеских отношениях
Супружеская измена
 Ревность
 Развод, расставание
Семейные кризисы
 Проблемы во взаимоотношениях с родителями

4. Трудности с детьми

 Трудности в общении с ребенком
 Ухудшение взаимоотношений
 Кризисные состояния у детей и подростков
 Трудности общения ребенка со сверстниками
 Дети в ситуации развода
 Консультации по воспитанию
 Подготовка к школе
 Трудности в обучении
 Конфликты со школой и учителями

Александр Михайлович Лобок Психолог, психотерапевт, педагог. Педагог и философ. Образование и звания: УрГУ философский факультет. Кандидат философских наук. Доктор психологических наук. Психолог высшей категории. Психотерапевт. Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург). Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва). Деятельность: 90-е годы создание модели вероятностного образования, модель реализована в Екатеринбурге, организовывал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите, Нижнем Новгороде. В модели вероятностного образования меняется не столько его содержательная часть меняется само образование, его методы и принципы. Традиционной школе с его жёсткой плановой структуре Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. Результатом чего является формирование высокой образовательной мотивации и развития креативных способностей. Концепция А.М. Лобка не подрывает само понятие культурных норм и правил, модель вероятностного образования это не произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М. Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" основа педагогической концепции Лобка, отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребёнком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре. 2000–2007 гг. эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института образовательной политики "Эврика". Многолетний редактор школьного отдела газеты "Первое сентября". Оригинальный мыслитель, автор замечательных книг "Антропология мифа", Екатеринбург, 1997 г., "Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6–10 лет" (Москва, 1998 г., издательство "Народное образование", в настоящее время готовится к изданию на немецком языке), "Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента" (Екатеринбург, 2001 г.), "Лаборатория детской письменной речи" (Москва., 2005 г.), "Лаборатория детского художественного перевода (Москва, 2006 г.), "Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики" (совместно с С.Л. Соловейчиком), Москва., 2005 г., "Алмазная земля педагогики Олонхо", (Якутск, 2008 г.), "Гений детства" (Москва, 2009 г.), "Картография внутреннего детства", "Педагогика мифа", "Подсознательный Маркс" и многое другое. Статьи о личной педагогической деятельности А.М. Лобка печатались на страницах ведущих российских изданий: в "Учительской газете", газете "Первое сентября", "Новой газете", "Московских новостях", в журналах "Отечественные записки", "Народное образование", "Школьные технологии" и др. Научный консультант Школы самоопределения А.Н. Тубельского (Москва). Автор тренинговых программ для детей, родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, тренер с двадцатилетним стажем автор уникальных методик по активизации творческого потенциала личности. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты "Первое сентября" её главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М. Лобка "учителем столетия", а его разработки самым значительным открытием российской педагогики. В настоящее время реализует проекты: Для педагогов школ, детских домов, интернатов, детских садов. Для родителей. Для детей. Индивидуального психологического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение школ и детских садов. Психологическое сопровождение трудных ситуаций и случаев школьной жизни: консультации и тренинги on-line и очно. Продуктивная помощь в работе с агрессивным поведением и с различными конфликтами в детской среде. Работа с аутичными и гиперактивными детьми. Тренинги восстановления и формирования учебной мотивации: как вернуть интерес к учёбе? Как сделать образовательный процесс по-настоящему захватывающим и интересным. Индивидуальное сопровождение "трудных" учеников и "трудных" родителей. Драмы подростковых переживаний. Смысложизненные кризисы. Депрессии. Подростковый суицид. Компьютерная и иные формы зависимости. Проблемы взаимоотношений внутри педагогического коллектива, а так же между педагогами и детьми, между педагогами и родителями. Эффективная помощь в ситуациях эмоционального выгорания педагогов. Экспертиза педагогической эффективности и инновационная модель аттестации педагогических кадров. Диагностика и решение психологических и педагогических проблем самого широкого спектра. Конкретная помощь в решении конкретных проблем (для родителей и детей). Детско-родительский клуб "Ветер открытий". Программы развития детских образовательных потребностей и способностей: занятия по уникальным авторским методикам, способным реабилитировать и развить глубинные образовательные потребности в любом возрасте, и в том числе восстановить интерес к школьной учёбе, преодолеть синдром "образовательной депрессии". Группы интенсивного развития для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. Школа неравнодушных родителей "Понимание". Программы реабилитации и развития позитивных детско-взрослых отношений. Реальная помощь в ситуациях, когда отношения между родителями и детьми зашли в тупик. Тренинги, позволяющие восстановить доверие и взаимопонимание. Тренинги, позволяющие научиться понимать. Персональный анализ и сопровождение "семейного климата", помощь по созданию индивидуального профиля "семейного счастья". Психологическая мастерская "Рождение отца". Рождение отца: проблемы, травмы, психологическое сопровождение. Что значит "стать отцом"? Испытание отцовством. Страхи, неуверенности и кризисы отцовства. Отцовство как груз и как ресурс личностного развития. Почему у нас существует психологическое сопровождение "рождающейся матери", но практически отсутствует сопровождение "рождающегося отца"? Как помочь человеку стать полноценным отцом? Эти проекты реализуется в Екатеринбурге, в Москве, Петербурге, Красноярске и других городах. Программы индивидуального психологического сопровождения. Программы телесной и речевой импровизации: взгляд внутрь себя с помощью метафор, праздник освобождения "внутреннего ребёнка", снятие речевых артикуляционных зажатостей, обретение свободы устного и письменного самовыражения, овладение искусством говорить о самом важном и сокровенном/ Программы психологического фитнеса: коррекция "психологической фигуры", формирование индивидуальной "психологической осанки", распрямление "психологического позвоночника", обретение силы и уверенности своего Я, снятие психологических зажатостей, разглаживание "психологических морщин", точечный психологический массаж "проблемных зон", обретение ни с чем не сравнимого "чувства самости", мощная психологическая разгрузка. Программы индивидуального глубинного сопровождения личности: профессиональная реконструкция поля личностных смыслов, создание персональной смысловой карты и карты личностных ресурсов, создание индивидуальных ресурсных культурных карт, персональное сопровождение в мире современной культуры, реконструкция и артикуляция индивидуальной жизненной философии, создание персональной философии жизни и индивидуального философского "путеводителя по жизни". Программы психологического сопровождения в кризисных жизненных ситуациях: антикризисная терапия в самых сложных жизненных ситуациях; уникальный опыт работы с самыми глубокими проблемами человеческого существования; эффективная работа с ситуациями смыслоутраты; восстановление позитивного смысложизненного пространства. Программы по овладению стратегиями и тактиками эффективной женской и мужской самореализации. Тренинги и индивидуальные консультации, позволяющие максимально развить и реализовать свои мужские и женские роли, способности быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной; тренинги, позволяющие научиться лучше понимать "логику" противоположного пола. Программы глубинных психоаналитических погружений в своё Я. Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка "Искусство быть собой. Искусство быть другим" (для психотерапевтов, психологов). Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка это уникальная возможность: Открыть, почувствовать и рационально описать своё психологическое искусство слышать, понимать и сопровождать другого человека. Обнаружить и развить свою психотерапевтическую индивидуальность. Научиться идентифицировать своё профессиональное психотерапевтическое "Я" и научиться вслушиваться в его скрытые ресурсы. Вступить в развивающий диалог со своей профессиональной психологической самостью. Открыть и обрести новые возможности своей полноценной профессиональной самоактуализации. Научиться строить продуктивный самактуализационный диалог в пространстве различных психотерапевтических практик и подходов. Самоактуализационные практикумы "Искусство наслаждения". Самоактуализационные практикумы это уникальная возможность встретиться с глубинным собой, пережить незабываемые минуты утончённого интеллектуального и душевного наслаждения и раскрыть свои неизведанные ресурсы и возможности. Ведь самое удивительное, что есть на свете это Вы сами. Эксклюзивный психологический уход за состоянием внутреннего мира. Техники расширения внутренних ресурсов. Индивидуальный SPA-салон для Вашей души. Экзистенциальные группы "Линии понимания", экзистенциальные тренинги и психотерапевтические группы "Линии понимания": Мужчина и женщина. Общение и одиночество. Драматургия одиночества. Любовь и ревность. Испытание сексуальностью. Обретение счастья. Способность быть другим. Счастье быть непохожим. Жизнь и смерть. По ту сторону смерти. Смысл жизни. Воображение и мышление. Восторг и разочарование. Зависимость и самостояние. Отчаяние и надежда. Вера и неверие. Сокровенное чувство. То, что в самой глубине нас. Быт и бытие. Душа и тело. Унижение и насилие. Боль и страдание. Беспокойство и страх. Успех и карьера. Структуры повседневности. Пространство повседневности. Эстетика повседневности. Личная жизнь. Александр Лобок