Занятия подводный мир в первой младшей группе. Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в подводный мир. Интеграция по образовательным областям

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих - агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу, занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т. к., психологу доверяют. Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты, особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.

Изучение и разработка приемов помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок, до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Существует ряд специальных исследований, которые направлены на выявление трудностей семьи с аутичным ребенком, описывающих тот характерный отпечаток, который они накладывают на членов семьи аутичного ребенка, также исследуются адаптивные возможности семьи в целом, предлагаются специальные шкалы для оценки взаимодействия детей и родителей. Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать - ребенок с аутизмом, но и мать - отец, мать - здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основные направления помощи таким семьям:

  • - психотерапия членов семьи;
  • - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
  • - составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
  • - обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.

Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности. В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

  • - переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);
  • - совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;
  • - планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

  • - эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);
  • - укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);
  • - помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;
  • - способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);
  • - способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;
  • - помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы. Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • - Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок;
  • - У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать;
  • - Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка;
  • - Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним время;
  • - Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка;
  • - При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова;
  • - Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено;
  • - Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении;
  • - Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие;
  • - Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

4.1. Что такое агрессивность?

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает "нападение", "приступ". В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", которое впервые встречается в работах Чернышевского, затем пришло существительно "агрессия". Оно появилось в словарях в начале нашего столетия. И последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину: "Агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества. как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наооборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими "не замеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией. Эти данные приведены в книге Фурманова "Агрессивность".

4.2 Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия - это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева И.Л. поведение этих детей: агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать..., стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку". Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем." Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома Б. ударил Сашу К. совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал. Рома искренне ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня". По словам воспитателя, Саша К. не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял ситуацию именно как угрожающую.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Крометого, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Показаны публикации 1-10 из 331 .
Все разделы | Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА)

Логопедическое представление для ПМПК на ребенка с РАС Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются. Мама интересуется проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом. В анамнезе - задержка речевого развития. Нарушений в...

Конспект занятия с ребенком-аутистом 5 лет Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет . Оборудование : кубики Денеша, «сухой бассейн» с манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь. Ход занятия : 1. Приветствие. Педагог здоровается с ребенком (если ребенок не говорит, добиваться жестового приветствия) ...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС»

Публикация «Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для...» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик» - Жегалова Алина Дмитриевна. Цель: информирование родителей по данной теме, создание доверительных...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» Тема «Домашние животные» Задачи: - образовательная: закрепить знания детей о свойствах песка, о правилах поведения в песочнице; -...


Визуальное расписание является необходимым средством организации занятия для дошкольника с расстройством аутистического спектра. Зачем нужно визуальное расписание на занятии для ребенка с РАС? Визуальное расписание дает ребенку понять, что он будет делать на занятии и как долго...

Презентация «Организация взаимодействия с детьми с РАС в инклюзивном образовательном пространстве» Актуально для детей 2–7 лет Очень сложное и неоднозначное инклюзивное образование на сегодняшний день, формирует ученический, педагогический и родительский коллективов к принятию детей с аутизмом. Разрабатываются и создаются таких условий обучения, которые являются наиболее...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области « Институте развития образования» с 16 .11.2017г. по 17.11.2017 г. прошло обучение специалистов Калининградской области, работающих с детьми, имеющими особые образовательные...

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений развития. Среди них актуальной является детский аутизм. Существует множество методик по работе с аутичными детьми. Так, метод выбора...