Воспитание детей в древние времена. Воспитание детей на руси. Древний Иран — за непослушание ребенка могли казнить

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые чтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое уделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Интересным фактом можно назвать «кормильство», т. е. своеобразный метод воспитания, когда старшего княжьего рода отдавали на воспитание в одну из выбранных семей из числа знати.

В обязанности «кормильца» входило наставническое воспитание своего воспитанника с целью воспитать в нем воинственные качества, сделать физически и умственно сильным, привлечь к делам княжества.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Еще одной формой воспитания было наставничество родного дяди (брата матери) – «дядьки», а детей сестры воспитывал отец ребенка. Проще говоря, дядьки занимались воспитанием своих племянников, которые были их первыми помощниками. Таким способом был воспитан сын князя Святослава – Владимир, наставником которого был прославившийся его родной дядя Добрыня.

Другой способ – «кумовство», при котором был избран духовно-нравственный наставник-воспитатель детишек в родительской семье. Княжичей, воспитанных «кумовством» называли «пестунами». В Древней Руси, именно эта форма воспитательного наставничества была самой распространенной в феодальной среде.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Как воспитывали детей на Руси видео

Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими. Но интерес к ним остается, и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях. Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Без спорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается." В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги. Другая форма воспитания – "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало "кумовство" – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси. Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу. Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой. Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса – это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай" Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка. Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов. И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку. Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик. В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование. Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

В сис-те-ме ду-хов-ных цен-но-стей вос-точ-ных сла-вян со-хра-не-ние пле-ме-ни бы-ло ос-нов-ным по-ня-ти-ем. Жизнь от-дель-но-го че-ло-ве-ка все-це-ло за-ви-се-ла от се-мьи, об-щи-ны и пле-ме-ни. Ук-лад жиз-ни сла-вян оп-ре-де-лял тра-ди-ции в вос-пи-та-нии де-тей, нрав-ст-вен-ные цен-но-сти, пе-ре-да-вае-мые из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. В де-тях вос-пи-ты-ва-ли ува-же-ние к по-все-днев-но-му тру-ду, как к наи-бо-лее дос-той-но-му и зна-чи-мо-му за-ня-тию че-ло-ве-ка..

В дох-ри-сти-ан-ской Ру-си вос-пи-та-тель-ные ме-то-ды бы-ли тес-но свя-за-ны с язы-че-ски-ми пред-став-ле-ния-ми о при-ро-де и ок-ру-жаю-щем ми-ре. Вос-пи-та-ние бы-ло на-прав-лен-но, пре-ж-де все-го на то, что-бы раз-вить в ка-ж-дом ре-бен-ке важ-ные и по-лез-ные для об-щи-ны ка-че-ст-ва ха-рак-те-ра, та-кие как тру-до-лю-бие, че-ст-ность, ис-пол-ни-тель-ность, ува-же-ние к стар-шим и т.д. Че-рез тра-ди-ци-он-ные об-ря-ды и фольк-лор ре-бе-нок учил-ся ос-но-вам раз-лич-но-го ви-да дея-тель-но-сти, уз-на-вал при-ро-ду и ок-ру-жаю-щий мир.

О де-тях за-бо-ти-лась вся се-мья, и опе-ка это на-чи-на-лась за-дол-го до его по-яв-ле-ния на свет. Из-древ-ле чле-ны сла-вян-ской се-мьи ста-ра-лись ог-ра-дить бе-ре-мен-ную жен-щи-ну от вся-ких на-пас-тей. На-при-мер, в по-след-ние пе-ред ро-да-ми ме-ся-цы жен-щи-ну да-же не вы-пус-ка-ли из до-му, по-то-му что в до-ме она на-хо-ди-лась под опе-кой до-мо-во-го и свя-щен-но-го ог-ня до-маш-не-го оча-га. Да и во-об-ще, бо-ясь сгла-за, да-же сам факт бе-ре-мен-но-сти жен-щи-на пы-та-лась скрыть по воз-мож-но-сти доль-ше, а срок ро-дов хра-ни-ла в стро-жай-шем сек-ре-те. Но са-ма бе-ре-мен-ная счи-та-лась лю-би-ми-цей бо-гов и мог-ла при-но-сить сча-стье и уда-чу. Жен-щи-ну, жду-щую ре-бен-ка, ино-гда спе-ци-аль-но при-гла-ша-ли в сад и уго-ща-ли яб-ло-ком. Со-глас-но при-ме-там, ес-ли бе-ре-мен-ная от-ве-да-ет яб-ло-ко с мо-ло-дой яб-ло-ни, де-ре-во весь свой век бу-дет бо-га-то пло-до-но-сить.

Про-цесс ро-ж-де-ния сла-вя-не счи-та-ли один из са-мых са-краль-ных со-бы-тий. Они ве-ри-ли, что ро-ж-де-ние, как и смерть, на-ру-ша-ет тон-кую грань ме-ж-ду ми-ром жи-вых и мерт-вых лю-дей. По-это-му ро-ж-де-ние ре-бен-ка счи-та-лось опас-ным де-лом не толь-ко для ма-те-ри и но-во-ро-ж-ден-но-го, но и для всех ро-ди-чей. По этой при-чи-не жен-щи-на не ос-та-ва-лась ро-жать до-ма, что-бы не на-вре-дить ос-таль-ным. Она ча-ще все-го ухо-ди-ла в лес или хо-тя бы в дру-гое по-ме-ще-ние, на-при-мер, в ба-ню.

Су-ще-ст-во-ва-ло мно-го обы-ча-ев и об-ря-дов, цель ко-то-рых бы-ла по-мочь жен-щи-не в ро-дах. На-при-мер, что-бы те-ло ма-те-ри лег-че рас-кры-ва-лось, и ре-бе-нок бы-ст-рее ро-дил-ся, ро-же-ни-це рас-пле-та-ли во-ло-сы. Да-же в до-ме от-кры-ва-ли все ок-на и две-ри, раз-вя-зы-ва-ли уз-лы и от-пи-ра-ли зам-ки. В ро-дах бу-ду-щей ма-те-ри обыч-но по-мо-га-ла опыт-ная жен-щи-на, ко-то-рая са-ма уже име-ла не-сколь-ких здо-ро-вых де-тей. Не ред-ко на ро-дах при-сут-ст-во-вал и муж, это бы-ло обыч-ным де-лом и счи-та-лось, что нет ни-че-го дур-но-го в том, что ря-дом со стра-даю-щей жен-щи-ной на-хо-дит-ся лю-бя-щий и на-деж-ный че-ло-век.

Ес-ли ро-ж-дал-ся маль-чик, то пу-по-ви-ну пе-ре-ре-за-ли на то-по-ри-ще или стре-ле для то-го, что-бы он рос хо-ро-шим охот-ни-ком или мас-те-ро-вым. Ес-ли по-яв-ля-лась на свет де-воч-ка, то пу-по-ви-на от-се-ка-лась на ве-ре-те-не, что-бы де-воч-ка рос-ла тру-до-лю-би-вой ру-ко-дель-ни-цей. Пу-пок ре-бен-ку пе-ре-вя-зы-ва-ли льня-ной нит-кой, ку-да впле-та-лись во-ло-сы от-ца и ма-те-ри.

Са-мые пер-вые ма-ни-пу-ля-ции, ко-то-рые со-вер-ша-лись с но-во-ро-ж-ден-ным бы-ли свя-за-ны с мно-ги-ми об-ря-да-ми и ве-ро-ва-ния-ми. Кста-ти, хри-сти-ан-ский обы-чай при кре-ще-нии оку-нать ре-бен-ка в во-ду встре-ча-ет-ся у мно-гих на-ро-дов, да-ле-ких от хри-сти-ан-ских тра-ди-ций. Эт-но-гра-фы ви-дят в этом обы-чае от-го-ло-ски древ-не-го ри-туа-ла при-об-ще-ния че-ло-ве-ка к Кос-мо-су.

Гла-ва се-мей-ст-ва брал на ру-ки но-во-ро-ж-ден-но-го и по-ка-зы-вал его Не-бу и вос-хо-дя-ще-му Солн-цу, что-бы жизнь ре-бен-ка бы-ла дол-гой. За-тем мла-ден-ца по-ка-зы-ва-ли Ог-ню оча-га и рас-ту-ще-му ме-ся-цу, что-бы ма-лыш рос креп-ким и здо-ро-вым. По-том отец при-кла-ды-вал сво-его ре-бен-ка в Зем-ле-Ма-туш-ке и оку-нал его в Во-ду. Та-ким об-ра-зом, но-во-ро-ж-ден-ный пред-став-лял-ся всем Бо-же-ст-вам Все-лен-ной, все-му Ми-ру, Кос-мо-су и от-да-вал-ся под их по-кро-ви-тель-ст-во.

По-том ре-бен-ку да-ва-ли имя, од-на-ко оно хра-ни-лось в стро-жай-шем сек-ре-те. Сла-вя-не счи-та-ли, что имя во мно-гом оп-ре-де-ля-ет судь-бу че-ло-ве-ка. Имя нуж-но бы-ло обе-ре-гать от злых ду-хов и не-до-б-рых лю-дей, по-это-му у сла-вян дол-гое вре-мя су-ще-ст-во-вал обы-чай двой-ных имен: од-но имя тай-ное, да-ва-лось при ро-ж-де-нии, а дру-гое имя бы-ло мир-ским.

Вос-пи-та-ние ре-бен-ка рас-смат-ри-ва-лось как про-цесс его взрос-ле-ния, ко-то-рый про-хо-дил в не-сколь-ко эта-пов: "мо-ло-дой" - 3-6 лет-нее ди-тя, "ча-до" - 7-12 лет-ний ре-бе-нок, "от-рок" - под-рос-ток 12-15 лет.

Де-ти до 3-4 лет на-хо-ди-лись под опе-кой ма-те-ри. Роль ма-те-ри в вос-пи-та-нии на про-тя-же-нии все-го пе-рио-да дет-ст-ва бы-ла весь-ма важ-ной. Вот от-че-го всту-пив-ше-го во взрос-лую жизнь че-ло-ве-ка на-зы-ва-ли "ма-тё-рым", то есть вос-пи-тан-ным ма-те-рью.

А как рань-ше рус-ские жен-щи-ны но-си-ли ре-бен-ка?

Рассказывает Екатерина Полянская:

Как показывала мне прабабушка из Смоленской области: методы ношения детей в подоле (переднике).

(с) photo by Татьяна Тактаева

Исходная:
Перед

На бедре:

Колыбелька:

За спиной:

На груди:

Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года.

Екатерина Полянская.

Все эти 3-4 го-да, что ре-бе-нок был ря-дом с ма-те-рью, он пре-ж-де все-го ока-зы-вал по-силь-ную по-мощь имен-но ей. С пя-то-го го-да жиз-ни ре-бе-нок на-чи-нал ак-тив-но при-вле-кать-ся к муж-ским или к жен-ским хо-зяй-ст-вен-ным де-лам, его по-свя-ща-ли в мир ска-зок ле-генд.

С се-ми-лет-не-го воз-рас-та и до 14-15 лет ре-бе-нок счи-тал-ся от-ро-ком. По ис-те-че-нию сро-ка от-ро-че-ст-ва де-воч-ки ос-та-ва-лись под при-смот-ром ма-те-ри и про-дол-жа-ли учить-ся ве-де-нию до-маш-не-го хо-зяй-ст-ва. Маль-чи-ки по-па-да-ли под опе-ку от-ца и обу-ча-лись муж-ским за-ня-ти-ям. Де-ти дру-жин-ни-ков, на-при-мер, учи-лись рат-но-му де-лу и уже с 12-лет-не-го воз-рас-та жи-ли в осо-бых до-мах - грид-ни-цах, где по-зна-ва-ли во-ен-ное ре-мес-ло.

Ко-гда маль-чик на-чи-нал ста-но-вит-ься юно-шей, а де-воч-ка - де-вуш-кой, их ста-тус в се-мье ме-нял-ся. Они пе-ре-хо-ди-ли в раз-ряд мо-ло-де-жи, бу-ду-щих же-ни-хов и не-вест, го-то-вых к се-мей-ной жиз-ни и про-дол-же-нию ро-да. Этот пе-ре-ход оз-на-ме-но-вы-вал-ся ри-туа-лом ини-циа-ции, сво-его ро-да эк-за-ме-ном на ду-хов-ную и фи-зи-че-скую зре-лость. Суть ри-туа-ла за-клю-ча-лась в сво-его ро-да «смер-ти» с по-сле-дую-щим «воз-ро-ж-де-ни-ем». «За-но-во ро-ж-ден-ный» ре-бе-нок по-лу-чал но-вое имя (ча-ще все-го это бы-ло пер-вое на-ре-че-ние име-ни), взрос-лую оде-ж-ду: юно-ши но-си-ли муж-ские шта-ны, а де-вуш-ки с это-го вре-ме-ни оде-ва-ли по-не-вы, род юбок из клет-ча-то-го по-лот-на, ко-то-рые но-си-ли на поя-ске по-верх ру-ба-хи. С то-го мо-мен-та как де-вуш-ка ме-ня-ла свою преж-нюю дет-скую оде-ж-ду на взрос-лую, ее мож-но бы-ло сва-тать. Так и на-чи-на-лась взрос-лая жизнь.

Особая Благодарность Екатерине Полянской за предоставленные материалы.

По материалам сайтов:
www.eduhmao.ru
www.westnik.com
www.swarog.ru
www.webboard.ru

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить - себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, - что он «только и может гонять в бабки».