Васильев вечер. Гадание на полотенце. Васильев вечер – что за праздник

. Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого , приходившегося на этот день ( 13 января по новому стилю ).

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году.

В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью , кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И. П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространилось не только на еду, но и на остальные блага жизни. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

***

Васильев Вечер

Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской, память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Другое, более архаичное, название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских (см. Рождество Христово). У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках (см. Колядование).

Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). В Тульской губ., например, верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св.Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг.

С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения (см. Святочные бесчинства); одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в наши дни.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания).

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. замечали: "На Новой гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота" (Макаренко А.А. 1993. С. 42). Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул.

Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народный праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар -Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра.

Другие названия

рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Василь-вечер, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха; болг. Сурваки, Васил вечер; ю.-серб. и макед. Сурва, серб. Сировари; польск. Szczodry wieczór, Tłusta wilija, Sylivester; сил. Starý Rok, Wigilja Nowego Rok; словацк. Sylvester.

Обряды

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет:

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями:

Овсень

В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд овсеньканье.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней - форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень - не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщённых величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.

Щедрый вечер

Начало Щедрой недели, или Богатой Коляды. В Западном Полесье этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.

Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».

Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном. В некоторых районах белорусы ходили по домам со «Щедрой» - нарядной девушкой, а украинцы - с «Василём» и «Маланкой».

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью - «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских колядарей, они не надевают маски.

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

Болгарские традиции

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд сурвакане - новогоднего колядования. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», то есть пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. В ночь под Новый годили в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера.

У западных славян

У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра (у лужичан Новый год - Nowe leto). Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» (польск. szczodry wieczor - щедрый вечер), в противоположность чехам и словакам, у которых «штедрым» зовётся Рождественский сочельник.

В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» - (польск. tlusta wilija), потому что в этот день едят много жирной пищи и обязательным блюдом на столе является лемеха (польск. lemiecha) - похлебка из пшеничной муки, сваренной на воде. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье.

В польском Поморье совершалось «выщелкивание» (польск. wytraskiwanie) старого года: по деревне ходили конюхи и щёлкали кнутом перед усадьбой помещика, перед домом управляющего и приходского священника. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. «Дед», придя к девушкам на подрядухи, старался засунуть кость в их пряжу. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами.

Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» (словацк. kuriná baba) - мужчина, одетый в женское платье, на голове у него была соломенная корона с колокольчиком, вплетенным в середину. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом. Солому от этих нарядов в каждом доме понемногу отрывали и клали в гнездо курам для того, чтобы они хорошо неслись в предстоящем году.

Васильев день в старину приходился на восьмой день святок, именно в то время, когда среди девушек проводились гадания. Все обряды и гадание на Васильев вечер непременно сбывались. Они позволяли ответить на самые важные вопросы, которые волновали девушек: о замужестве, суженом, любви и будущем.

Особенности гадания на Васильев вечер

Васильев день назван в честь Святого Василия, память которого чтится 14 января, а вечер накануне 13 января в народе называется Васильев вечер. В этот день все гадания являются самыми точными, с древних времен считалось, что в этот вечер ведьмы крадут с неба месяц и максимально озорничают. К гаданиям девушки готовились заранее, для этого необходимо было взять веточку вишни и поставить в воду в углу комнаты. Если она расцветала к 13 января, значит, девушка могла увидеть своего возлюбленного.
Большая роль отводилась и васильевскому огарку, который имел защитные свойства и не допускал в дом негативную энергию. Огарок получали следующим образом. Накануне Нового года лучину поджигали углями из печи и, когда она обгорала, получали огарок, которым впоследствии поджигали свечу или лампу. Перед обрядом девушка подожженной лучиной проводила вокруг себя круг, чтобы защититься от нечистой силы. По завершении ритуала она по той же линии проводила с помощью лучины повторный круг.

Интересные и правдивые гадания на Васильев вечер

Рассмотрим самые распространенные и правдивые гадания, которые можно проводить дома самостоятельно.

Гадание на расческе

Для того чтобы увидеть своего суженого во сне, перед тем как лечь спать, необходимо положить под подушку расческу и проговорить: «Суженый, ряженый, приди, причеши меня!». Тот, кто приснится этой ночью, тот и будет суженым. Если девушка встречается с парнем, и ей приснится, как во сне он ей расчесывает волосы - значит, в этом году они поженятся.

Гадание на горящей бумаге на Васильев день

В Васильев вечер на листе белой бумаги напишите имя любимого, загадайте на него желание и сожгите этот листок над тарелкой. Если он полностью сгорит - значит, желание непременно исполнится. Если же часть листа останется, не следует ожидать полного исполнения желания.

Гадание на луковице

В вечер 13 января несколько девушек берут луковицы, помечают их и ставят в баночки с водой. Первой выйдет замуж та девушка, чья луковица прорастет первой. Для этого ритуала понадобится терпение.

Гадание на полотенце

С помощью этого обряда каждая девушка может на утро Васильева дня определить, выйдет ли она в текущем году замуж. Для этого необходимо полотенце белого цвета повесить с вечера на улицу. Если на утро оно станет влажным - значит, быть девушке в этом году замужней.

Гадание на имя на Васильев вечер

Многие девушки мечтают узнать о том, как будут звать ее суженого. Для этого вечером 13 января девушка выходит на улицу и спрашивает имя первого встречного мужчины. Такое же имя будет у будущего возлюбленного.

Гадание по цепочке

Вечером 13 января необходимо взять любую цепочку, желательно, чтобы она принадлежала гадающей девушке, и уединиться в отдельной комнате. В правую ладонь берут цепочку в комок и подбрасывают ее над столом. Хорошо, если стол будет с полированной поверхностью. По форме, которую приобретет упавшая на стол цепочка, толкуют результат гадания.

  • круг - вы обязательно найдете выход из затруднительного положения, в котором сейчас находитесь. Если внутрь круга попала часть цепочки - значит, вас ждет болезнь и неприятность;
  • бантик - вас в скором времени ждет романтическое свидание;
  • ровно расположенная цепочка свидетельствует о том, что вас ждет удача во всем, что вы задумали;
  • змея - остерегайтесь предательства со стороны близких людей;
  • треугольник - у вас обязательно все сложится положительным образом;
  • буква алфавита предвещает новый любовный роман, а по ее очертанию вы можете определить имя будущего возлюбленного.

Гадание на картах на Васильев вечер

В Васильев вечер перед тем, как лечь спать, необходимо взять четыре карточных короля, положить их под подушку со словами: «Суженый мой, приди ко мне во сне» и лечь спать. В зависимости от того, какой король приснится, толкуется результат ритуала:

  • Пиковый - суженый в солидном возрасте и будет отличаться сильной ревностью.
  • Червовый - молодой суженый с большим состоянием.
  • Крестовый - жених будет находиться на воинской службе или иметь бизнес;
  • Бубновый - суженый будет желанный независимо от материального состояния и положения в обществе.

Приметы и суеверия на Васильев вечер

Старый Новый год богат приметами и суевериями, наиболее популярными являются следующие.

  1. Утром 14 января люди всегда обращали внимание на то, кто первым войдет в дом. Удачу и счастье всегда приносил мужчина, если же входила первой женщина - это означало несчастье на целый год.
  2. В Васильев день нельзя никому было давать деньги взаймы, и если в доме были деньги - значит, целый год семья не будет знать в них нужды.
  3. Если первый день в году был наполнен радостью и весельем, то и весь год обещал быть таким же.

Вы можете самостоятельно провести гадание на Васильев вечер, для таго, чтобы узнать судьбу.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Татьяна ВАСИЛЬЕВА Т. Васильева (Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. Ее родители (отец родом из-под Пскова, мать - из Петербурга) познакомились в институте, где учились на экономическом факультете.Когда началась война, отец Татьяны в числе первых добровольцев

Вера ВАСИЛЬЕВА

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Вера ВАСИЛЬЕВА Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в деревне Сухой Ручей Калининской области в рабочей семье. «Мои родители тверские. Мама родилась в городе, в семье рабочего-гравера, где было девять человек детей, а отец - в деревне. Мама, увлеченная

Вера ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Вера ВАСИЛЬЕВА Первая любовь Васильевой оказалась мучительной и тяжелой. В 1951 году она влюбилась в известного театрального режиссера Бориса Равенских, который ставил в Театре сатиры, где играла Васильева, спектакль «Свадьба с приданым». На тот момент Равенских был женат

Екатерина ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Екатерина ВАСИЛЬЕВА Со своим первым мужем, кинорежиссером Сергеем Соловьевым, Васильева познакомилась в середине 60-х – они вместе учились во ВГИКе. Она – на актерском, он – на режиссерском. Искрометная Васильева тогда многим нравилась, и Соловьев не стал исключением. Он

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Татьяна ВАСИЛЬЕВА Когда в середине 60-х Васильева (Ицыкович) поступила в Школу-студию МХАТ, за ней пытались ухаживать сразу несколько тамошних студентов. Но Татьяна предпочла им уже достаточно известного актера Михаила Державина, который покорил ее своим отношением: он,

Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА)

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА) 25). Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА) - Шиндандт, в/ч пп 71205 (артполк рядом с госпиталем, через дорогу) с марта 1984 по февраль 1986 года:Мне очень хотелось поехать за границу, почему-то в Венгрию.Но Венгрии не было и не было…А романтики очень хотелось…И тут

ТАНЯ ВАСИЛЬЕВА

Из книги Розы на снегу автора Кринов Юрий Сергеевич

ТАНЯ ВАСИЛЬЕВА Весть о фашистском вторжении в нашу страну Таня Васильева восприняла серьезнее подруг. В свои девятнадцать лет она уже побывала на фронте - участвовала в советско-финляндской войне, была медицинской сестрой.Таня от зари до зари работала на сооружении

Елена Васильева

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Елена Васильева Первый раз я увидела Высоцкого, когда он шел с Людмилой Абрамовой. Они были очень молоды. Или только что поженились, или еще были женихом и невестой - точно не знаю. Когда-то мы с Людмилой жили в одном доме, тогда ее звали Пуха… И вот вижу, она идет, а рядом с

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА Он был моим кумиром. За последние несколько лет мы очень сблизились, стали друзьями. Евгений Александрович и Ира часто приглашали меня в гости после «Вишневого сада». И несмотря на адскую усталость, я никогда не могла отказаться от соблазна провести с

Светлана Васильева

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Светлана Васильева Где-то над Бискайским над заливом… Думая о рождении человека, нельзя не вспомнить место этого рождения, а также другие точки пространства, впоследствии соединенные линией человеческой жизни. В произведениях Василия Аксенова есть своя

2.2.6. Ночь тоски и печали в мифе о Фриксе - евангельская ночь в Гефсиманском саду

Из книги автора

2.2.6. Ночь тоски и печали в мифе о Фриксе - евангельская ночь в Гефсиманском саду Миф описывает ночь перед казнью (жертвоприношением) Фрикса как очень мрачную для всех. «Прошла ночь, полная тоски и плача» , с. 206. В Евангелиях же много говорится о печальной ночи, перед тем

ПОЯВЛЕНИЕ ВАСИЛЬЕВА

Из книги Асгард - город богов автора Щербаков Владимир Иванович

ПОЯВЛЕНИЕ ВАСИЛЬЕВА Витя Васильев явился на следующий день, явился без помпы, буднично, его глаз был оттенён синяком - саданулся на гонках.Мы ждали их в кафетерии за столиком, я сидел лицом к раскрытой двери, чтобы увидеть и пригласить их. Кофе остыл, но их не было. Мы

Ирина Васильева

Из книги Как я победила рак. Дневник исцеления автора Державина Антонина

Ирина Васильева У вас есть самое мощное оружие на Земле: любовь и молитва. Джон М. Темплтон В январе 1998 года я получила прекрасный подарок от соседки – она дала мне почитать книгу Васильевой «Сам себе целитель». Прочитала залпом, очень интересно.Ирина Александровна

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Ночь с четверга на пятницу. Ночь в Гефсиманском саду

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Ночь с четверга на пятницу. Ночь в Гефсиманском саду Вышел Иисус Христос из горницы, ученики его пошли следом за ним. Они медленно направились к горе Елеонской. У подножия её находился Гефсиманский сад, куда Христос раньше часто приходил со своими учениками.Здесь у

13 января Православная церковь почитает преподобную Меланию – богатую и знатную римлянку, жившую в V веке. Когда девушке исполнилось 14 лет, её выдали замуж. Её мужем стал юноша по имени Апиниан. Молодые супруги решили посвятить жизнь служению Господу. Они много путешествовали по Святой Земле и Африке, молились, посещали больных и помогали бедным. По молитвам Мелании совершались многие чудеса. Умерла она в 439 году.

У преподобной Мелании было двое детей. Вторые роды были очень тяжелыми, а появившийся на свет мальчик вскоре скончался. Поэтому святой часто молятся при тяжелом родоразрешении.

Васильев вечер – что за праздник?

День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и .

В это время шли полным ходом приготовления к праздничному застолью. Женщины наготавливали как можно больше блюд, веря, что чем богаче и разнообразнее новогодний стол, тем лучше будет настроение гостей и домочадцев и тем веселее пройдет застолье, а это особенно важно в наступлении первого дня нового года, потому что хорошо известно: как новый год встретишь, так его и проведешь.

Васильев вечер: традиции и обычаи

Наши пращуры в новогодние дни демонстрировали благополучие, довольство, сытость и добрые отношения. Считалось, что это принесет им счастье в наступающем году. По этой причиной с Меланией связано понятие больших приготовлений и изобилия:

Наряжается, что Меланья на свадьбу.

Меланины сборы.

Обязательным блюдом на столе наших предков в канун святочных праздников ( , ), а также в дни общего поминовения усопших (Масленичная и Троицкая суббота, ) была кутья – каша из цельных зерен и ягод с добавлением меда, который придает блюду сладкий вкус.

Значение кутьи обусловлено символикой её состава. Считается, что ягоды, зерна и мед возрождают жизнь через смерть:

  1. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис) символизирует плодородие и долголетие, потому что оно сохраняет, воссоздает и умножает жизнь.
  2. Ягоды (изюм, сушеная черемуха) – тоже семена, поэтому они имеют такое же значение, как и зерно.
  3. Символическое значение меда тесно связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», которая поставляет воск для свечей. Пчелу представляли божественным существом и верили, что жалит она только грешников. По этой причине мед использовали в обрядах в чистом виде, а также добавляли в состав ритуальных блюд (пряников, пирогов, хмельных напитков, кутьи и пр.). Ритуальное вкушение такой пищи приобщает человека к процессу вечного кругооборота жизни.

В связи с этим, кутья входит в состав блюд святочного периода, который открывает новый календарный круг, а ещё применяется в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (день рождения, свадьба, похороны).

Горшок с кутьей в ставили в красный угол рядом с необмолоченным снопом ржи. Часть кутьи, оставшейся после ужина, детки разносили по домам бедных людей, а другую часть вместе с недоеденными праздничными блюдами сохраняли на столе до утра для «поддержания душ» умерших предков.

Кутья настолько важное обрядовое блюдо, что в её честь были названы святочные трапезы. Трапезу в Рождественский сочельник назвали «постной» кутьей, в Васильев вечер – «щедрой», в – «голодной».

В южных регионах «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, пела щедривки, за что хозяева их щедро благодарили: угощали оладьями, пирогами, колбасами. Щедривками поздравляли хозяев домов с праздником. Раньше щедрование сопровождалось магическими действиями, танцами, музыкой, пантомимою, обрядовыми играми с масками, например, «Козой». «Козу» рядили в вывернутый наружу кожух, крепили соломенные рога, хвост и звоночек на шею. Как правило, «Коза» плясала, «умирала» и «оживала».

Часто разыгрывали шуточную свадьбу Меланки и Васыля. Имя жениха Мелании было выбрано не случайно, ведь следом за её днем наступал день памяти Василия Кесарийского, открывавшего Новый год. Следовательно, Меланина свадьба – это символическая встреча старого и нового года, с пожеланиями урожая и счастья в наступающем году.

Иногда молодежь разыгрывала настоящие театральные представления, для которых заранее готовили яркие костюмы, маски и бутафорию. Театрализованное действо состояло из трагических и комических сцен, карнавальных и мистериальных элементов: жестокий царь, желая взять в жены красавицу Меланку или (по другим версиям) сохранить языческую веру, казнит непокорную девушку, своего сына, оставшегося верным православию, и даже старика-гробокопателя, отказывающегося копать могилу. Но появившийся чародей или «французский лекарь» воскрешает героев, и драма заканчивается танцами и всеобщим весельем.

Васильев вечер: приметы дня

В предновогодней суете особо некогда было наблюдать за погодой, но люди все равно обращали внимание на яркость звезд, силу мороза, ветер и т.п.:

  1. Если небо ясное и звездное, будет хороший урожай гороха и чечевицы. Если же звезды к утру померкнут, то горох благополучно не дозреет.
  2. Вьюга накануне Васильева дня – к большому урожаю орехов.
  3. Если ночью ветер с юга дует, год будет жарким и благополучным, с востока – к урожаю фруктов, с запада – к изобилию рыбы и молока.
  4. Если падает мягкий снег, то год будет урожайным.
  5. Теплый день – к дождливому лету.
  6. На деревьях много пушистого инея – к хорошему медосбору и урожаю зерновых.
  7. На деревьях гололед – уродят овощи и плоды.

Гадание на Васильев вечер

В Васильев вечер гадали о замужестве и погоде, а ещё ворожили по кутье. Если горшок с кашей в печи треснул или только что приготовленное блюдо вылезло из него, если кутья оказалась мелкой и белой, то все это было предвестником беды в доме. Если же кутья во время приготовления покраснела, а горшок с ней был полон, то в семье ждали счастья и удачи.

Чтобы определить, какая погода будет в наступающем году, старший мужчина в доме разрезал напополам луковицу, выбирал по числу месяцев в году чашечки из половинок чешуек и расставлял их в ряд, засыпая в них до половины соль. Потом слева направо давал чашечкам названия месяцев года, начиная с первого, и загадывал, какой месяц в году будет самым дождливым, а какой, наоборот, засушливым. Чашечки помещали на подоконнике, а утром смотрели, где соли больше растаяло, а где меньше. Это указывала, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие.

Гадания о замужестве в Васильев вечер

Мама завязывала незамужней дочери глаза и водила её по комнатам дома, потом отпускала и говорила, чтобы девушка шла туда, куда ей хочется. Если дочка подходила к двери – значит, она скоро выйдет замуж.

Ещё гадали на кольце. Для этого брали обручальное кольцо бабушки или матери, опускали его в стакан с водой. В полночь в кольце должен был показаться будущий супруг. Если же девушка увидит холмик, то замуж она не выйдет.

В блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если иголки в воде сойдутся, то гадающая выйдет замуж за любимого.

Чтобы узнать имя суженого девушки в Васильев вечер выходили на улицу, спрятав ложку кутьи под фартуком, и у первого проходящего мужчины спрашивали имя. С помощью кутьи узнавали, какие деловые качества будут присущи будущему жениху. С этой целью готовую кутью выставляли на колодец и ждали, кто прилетит её клевать: если сорока, жених будет проворным и болтливым, ворона – непутевым, голубь – добрым и заботливым, воробей – работящим.

Из середины поленницы доставали полено. Если оно гладкое, то муж будет красивым и добрым, если сучковатое – вспыльчивым и злым. Сколько на полене сучков, столько детей будет.

В народе верили, что гадания, проведенные в этот день, обязательно сбудутся.

Обряд «Кликанье мороза»

В Васильев вечер зазывали на трапезу мороза, чтобы угостить его ритуальной пищей. Мороза в период кликали на Рождество, в Васильев вечер и в Крещенский сочельник. Исполнял обряд хозяин или хозяйка дома, вынося для мороза угощения (кутью, овсяный кисель, блины). Мороза зазывали в полночь (перед сочельническими трапезами), утром (после приготовления пищи в Чистый четверг; после пасхального разговения) или днем (во время праздничного пасхального обеда). Зазывали мороз в открытое окно или выходили на крыльцо дома:

«Дед-Мороз, приходи есть блины и кутью. А летом не приходи, росу не убивай, огурцы не съедай, ребятишек не гоняй».

Если обряд проводили до еды, то морозу выносили первую ложку киселя или кутьи. Если же по окончанию трапезы, то отдавали остатки обрядового блюда. Кисель или кутью иногда оставляли снаружи на окне, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выливали через порог на улицу. Иногда оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда заключается в задабривании мороза.

Видео: 13 января – Меланья, Васильев вечер, Щедрый вечер