Уроки рисования для 1 года. Польза рисования для годовалых детей. Наблюдение ребенка за тем, как рисует взрослый

Рисование пальчиковыми красками мало чем отличается от размазывания пюре и киселя по столику во время кормления. Кому-то оно приносит радость - ну и на здоровье! Но об особом развитии для нормально развивающегося ребенка здесь речь не идет. Иное дело - мелки, карандаши и кисточки с красками!

Мелки

Мелки покупай для маленького ребенка, который все пробует на зуб, только детские фирменные. Их можно откусить и съесть без особо печальных последствий для организма.

Дешевые китайские мелки для рисования малышам не подходят!

Возьми его руку с мелком в свою и помоги оставлять след на бумаге. Привлекай его внимание к штрихам. Хороши как восковые мелки, так и пастельные (их можно размазывать пальцем).

Рисуйте как на белой бумаге, так и на цветной, а еще - на картоне и упаковочной бумаге.

Карандаши

После того, как ребенок освоит самую легкую технику - мелки, переходи к карандашам. С ними сложнее, так как рисует только один заточенный кончик, а не вся поверхность. Лучше купить трехграные - они легче ложатся в руку правильно. Но если ребенок берет карандаш неправильно, но при этом с увлечением что-то изображает на бумаге, не поправляй. Перед тобой творческая индивидуальность. Твоя задача - не мешать и вовремя подсовыватить новую бумагу!

Помогай учиться рисовать круги: бери его ручку в свою и вместе рисуйте колечки, блины, солнышки, личики, колеса, баранки, оладушки! Обычно, круги дети учатся рисовать к 2 годам. Но можно ускорить события!

Кисточки с красками

Это уже высший пилотаж! Берем руку ребенка с кисточкой в свою и поехали: водичка - краски - бумага! Водичка - краски - бумага! У ребенка должен закрепиться двигательный стереотип: сначала кисточку смачивают в воде, потом в нужной краске, затем ею проводят по бумаге. Да, это немного дрессировка. Но в овладении любым видом искусства есть элементы дрессировки. Это база мастерства.

Главное - не забывайте рассматривать, какой красивый след остается на бумаге и восхищаться!

Краски лучше бери акварельные: они делаются на меду (если из стран СНГ или Германии. Китайские не бери - отрава). И цвет у них изысканный, не такой плакатный, как в гуаши.

Ребенок больше заинтересовался тем, как окрашивается вода в банке? Отлично! Художественная натура!

Не стол, а мольберт!

Почему дети так любят рисовать на стенах и пренебрегают полом или столом и подоконником? Изображение на вертикальной поверхности дает мощную энергетическую подзарядку! И, кстати, так рисовать намного профессиональнее: изображение не искажается из-за того, что уходит в перспективу.

Нет возможности купить мольберт? Переверни тот же детский столик на бок. И прикрепи к его столешнице лист бумаги скотчем!

Цвета

Маленькие дети любят цвета, которые отчетливее всего видны на бумаге: черный, красный, синий, зеленый. Не забывай называть их во время занятий: при рисовании ребенок особенно хорошо развивает речь (движения пальцев и языка регулируются соседними зонами мозга).

От 1 до 2 лет для ребенка очень нежный возраст. Ребенок только - только научился ходить. Его интересует всё, что можно уронить, просыпать, пролить, попробовать на вкус. Его привлекает еда, не только из-за того что её можно съесть, а потому что ее можно размазать по столику, по себе и по вам. И ребенок будет это делать с большим удовольствием.

Стоит ли начинать рисовать в таком, совсем маленьком, возрасте? Конечно, стоит! Раньше одного года может и не имеет смысла, так как малыш только осваивает окружающий мир и развозить кашу по столику вполне достаточно. Не раз было замечено, что чем больше ребенок совершает манипуляций руками, тем он сообразительней. Развивая мелкую моторику рук, развивается мозг малыша.

Занятия рисованием - это еще один способ установить доверительные отношения с ребенком, потому что занятия будут проходить с мамой. И хоть с возрастом он будет набираться опыта и будет со многими заданиями справляться самостоятельно, ему всегда будет приятно делать всё вместе с мамой или хотя бы в ее присутствии.

Для такого маленького возраста можно использовать пальчиковые краски, нам подойдет плотная бумага любого цвета, листы большого формата (что бы у малыша был простор для действий), печатки (для них мы будем использовать все, что находится у нас под рукой), всевозможные губки, тряпочки, мятые салфетки, восковые мелки. Но в основном будем рисовать пальчиками. Кисть возьмем в руки только тогда, когда наберемся опыта. Так же можно использовать готовые изображения, напечатайте их на принтере. Только вместо обычного, тонкого листа используйте более плотный, альбомный.

По времени, занятие может длиться от нескольких минут до пару часов, все будет зависеть от юного художника. Заканчивайте занятия, если малыш завершил работу и рисовать больше не хочет. Все занятия должны проходить добровольно, без принуждений. Это важно! Иначе малыш будет сопротивляться, и делать многие действия наперекор вам.

В самом начале все ваши шедевры будут напоминать каляки - маляки. Наберитесь терпения! Не торопись поправлять малыша, тем более в таком возрасте. Дайте ему волю, и возможность повозится с краской. Покалякать в своё удовольствие. Используйте старые обои в рулонах, которые наверняка пылятся у вас в каморке после ремонта. Если таких у вас не нашлось, то всегда можно приобрести в магазине рулон самых дешевых обоев. Встречается, что альбомы для рисования стоят дороже, чем целый рулон самых простых обоев.

Сначала малыш будет просто пробовать разные пишущие принадлежности. Выбирать будет то, чем легко рисовать. Скорей всего это будут фломастеры, которые однозначно нужно выбирать на водной основе. Но учитывая возраст малыша, лучше фломастеры отложить на более поздний период развития. А вместо них предложить ему восковые мелки.

Как уже говорила не стоит малыша ограничивать в калякании. Когда интерес к ним утихнет, он начнет сам обращать внимание на линии, цвета и формы . Но это все потом. А начнём мы с малого!

Первое занятие - рисуем пальчиками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Направим интерес малыша к размазыванию каши по всему и по всем во круг себя, в творческое русло.

Для этого вам понадобится очень много терпения! Потому что творческий беспорядок ни кто не отменял. Неожиданности в виде клякс по всей комнате не избежать. Если вы собрались с духом, то вперёд!

Начните своё знакомство с пальчиковых красок . Какой фирмы покупать выбирать вам, но лучше покупать специализированную краску для малышей. Почему знакомиться лучше не с карандашей или других красок? Все просто! Карандаши будут у малыша использоваться как барабанные палочки, которую можно погрызть, или ткнуть куда-то (что может быть чревато). Для такого возраста карандаши трудноваты тем, что нужно прилагать достаточно усилий, что бы оставить хоть какой - то след на бумаге. Да и линии, на первом этапе, будут получаться тусклыми и не вызовут у вашего крохи восторга. С другими красками, тоже не очень, так как нужно использовать кисть. И уж поверьте, краска с кисти летит куда дальше и более непредсказуемо.


Значит, остановились на пальчиковых красках. Они самые приспособленные для самых маленьких крох. Не токсичны, но даже если они безопасны, ложками их есть не надо. Для малыша от 1 -2 не нужно огромное количество цветов, достаточно самых основных.

Первое занятие

Для первого своего занятия попробуйте выбрать ванную комнату и саму ванну. Оденьте ребенка и себя в одежду, которую не жалко. И дайте волю своему малышу. Белые стенки ванной послужат белыми листами. Кроха получит массу удовольствия. А Вам остается расслабиться, и присоединится к своему сокровищу. Рисуйте, смейтесь, радуйтесь и не забудьте запечатлеть все на камеру.

Отмывать ванную комнату куда проще, чем ковры, стены и потолки в комнате. Одеждой займется стиральная машина.

Удачи вам в первом начинании!

Второе занятие - рисуем ладошками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Материалы: пальчиковые краски, губка или толстая кисть, ватман или другой плотный лист меньших размеров.

Ход работы: закрашивание ладошки краской при помощи губки или толстой кисти и делаем отпечаток на бумаге.

Когда вы освоили пальчиковые краски в ванне. Привыкли к творческому бардаку после. Успеваете поймать маленькие ручки за секунду до того, как будет измазано то, что не должно быть измазано. В этом случае можно переходить в комнату.

Это очень простое задание. Если есть возможность, то пусть участвует вся семья. Это будет большая памятная картина. Скорей всего лучше разместится на полу, что бы у каждого был доступ к полотну. Используя большую кисть или губку, разукрасьте ладошки. Ладошка может быть одноцветной, или можно проявить фантазию и добавить какие - то узоры. Может у каждого члена семьи будет свой цвет ручек. Решать вам. Если все разукрасили свои ручки, то смело прикладывайте их к бумаге и оставляйте свои отпечатки.

Вот такое сегодня легкое, но увлекательное занятие, от которого вся семья получит массу удовольствия! А кроха будет счастлив, что все в сборе и заняты общим делом.

Перед началом любого дела надо ставить правильные цели. В развитии творчества это тоже очень важно. Насмотревшись лент инстраграмма, ББ и других соцсетей, мы невольно начинаем ориентироваться на результат. Мы ждем «головоногов», милых зверюшек или семейный портрет. Чтобы не получить комментарии «а я не ждала», уточню, что не все, но многие ждут. А ждать-то еще рано. Перед тем как начать ожидать результата, надо привить любовь к рисованию. Потому что только при интересе к рисованию и частых занятиях ребенок «обгонит» сверстников и выдаст «шедевр». Поэтому цель №1 — привить любовь к рисованию . У кого эта цель достигнута, цель №2 — постепенно совершенствовать навыки, расширять их спектр и ждать «шедевра» . «Постепенно» — это для того чтобы не потерять интерес. СтОит чуточку поторопится, переусердствовать как ребенку становится неинтересно. Этим надо уметь маневрировать: вовремя завершать занятия, лучше на самом интересном, чтобы продолжить на другой день; вносить интригу (использовать нестандартные предметы и консистенции). Планирование творческих занятий для маленьких детей, на мой взгляд, имеет общее с работой режиссера фильмов. Режиссеры лучше всех знают, как удержать внимание зрителя на протяжении всего фильма. Именно этим и надо заниматься если интерес к занятию рисованием уже получен.

В целом заниматься творчеством с ребенком надо не для получения красивой картинки, а для души. Я стараюсь настраиваться на получение удовольствия от занятия и на совершенствование техники, предлагая различные варианты занятий. Пусть будут объективно некрасивые рисунки, главное, чтобы ребенку нравится процесс и устраивал результат. Если ребенок будет заинтересован при дальнейших занятиях результат естественным образом улучшится.

Рисование для малышей | Направления развития

Я бы хотела выделить характеристики, на которые я делаю упор при занятиях рисованием. Чтобы хорошо рисовать нам потребуется:

  • развитие моторики (навык правильно держать инструмент, ровность линий, умение регулирования нажима);
  • интеллект (умение находить простые формы в предметах, рассчитывать требуемый нажим, умение рассчитывать пропорции смешиваемых красок для получения определенного цвета);
  • художественное видение (подбор цветов и форм для получения гармоничного (приятного для глаз) изображения);
  • изучение техники рисования (это в первую очередь формирование набора мазков и линий, понятие фона, основных (центральных) объектов и деталей).

Я выделила эти характеристики потому, что считаю их необходимыми для проработки. Каждая из перечисленных характеристик должна должна прорабатываться. Некоторые характеристики автоматические прокачиваются каждое занятие. Часть надо целенаправленно прорабатывать и объяснять ребенку. Например, чтобы долгое время все рисунки не были мрачными из-за некорректного смешивания цветов красок, можно ребенка познакомить с сочетающимися цветами. Ниже приведен ряд примеров, которые рисовала Яна в рамках изучения техники рисования, смешивания красок, использования различных мазков.

Рисование для малышей | Фобии в организации рисования для детей

Когда Яне исполнился год я постаралась изучить современные подходы к развитию детского творчества. Оказалось, что начинать заниматься лучше с первого года. Т.е. я уже опаздывала:-). Кроме этого, я для себя вывела ряд правил, о которых написала . Три основных с которыми я, на данный момент времени, не согласна:

  • В передовых советах крайне не рекомендовалось рисование фломастерами . Ведь у них не смешиваются цвета. Получается, что фломастер является инструментом с ограниченными возможностями. Так, у меня появилась первая фобия — фломастеры. Когда Яне исполнилось два года, я поняла, что ей не очень интересны мелки, пальчиковые краски, гуашь. По совету подруги, дочка которой предпочитала именно фломастеры, я купила фломастеры. Благодаря ей я поняла, что большинству деток понравятся именно фломастеры. Они при минимальном нажатии дают максимально яркий интересный след и этим интересуют ребенка. А еще оказалось, что существуют прекрасные смываемые фломастеры. Малышам функция смешивания цветов нужна далеко не каждый день:-). Зато фломастером наиболее легко и просто работать над формой линий.
  • Вторая спорная рекомендация относится к использованию шаблонов (штампов). По мнению некоторых специалистов в детском рисовании, надо категорически избегать шаблонов. В данном случае под шаблонами имеется ввиду образец для рисования продемонстрированный взрослым. Оказывается, солнышко в виде кружка с лучами или цветок из 7 кружков, способны засесть в голове у ребенка и не дать дальнейшего развития художественного видения! На данный момент, эту теорию я считаю применимой для специфичных условий. Возможно, в каких-то объемах, для каких-то возрастов она вполне справедлива, но только не для большинства детей до 3-4 лет. Чтобы человек научился рисовать ему нужна техника. Умение рисовать линии, круги и сочетать их в одном рисунке — это часть техники рисования, которую может осилить ребенок в 2-4 года. Вы же понимаете, что рисовать одиночные линии и круги не очень интересно. Научив ребенка шаблонам солнышко, цветочек, снеговик и т.п., мы даем ему возможность «прокачать» моторные навыки в рисовании этих элементов посредством многократного повторения их на различных рисунках. Таким образом, рука будет получать тренировку, а мозг будет придумывать новые комбинации этих объектов с новым позиционированием, цветами, инструментами. Таким образом, ничего опасного в использовании шаблонов нет. Есть вариант крайности, когда ребенку в 3 года показали, как рисовать солнышко и цветок, и больше доступных занятий по рисованию не проводилось. В этом случае велика вероятность, что шаблоны запишутся в память навечно и испортят будущее потенциального художника, но это крайность. Шаблоны очень помогают на определенном этапе, просто не надо на них ориентироваться, как на основной инструмент знаний по рисованию. Я считаю шаблоны прекрасным инструментом для дошкольников. Хотя одними ими ограничиваться, конечно же, нельзя. Все должно быть в меру. Если ребенок нарисовал 25 одинаковых солнышек, пора предложить усложнение шаблона или переход на другие инструменты или материалы для творчества.
  • Третья рекомендация о доступности средств для рисования . Наверняка, Вы сталкивались с тем, что доступный объект со временем становится обыденным и неинтересным. Именно также, вопреки авторитетному мнению Марии Монтессори, игрушки и инструменты для творчества становятся скучной обыденностью для детей с раннего возраста. Это не значит, что надо все прятать подальше. Мне в этом плане очень понравился подход девушки под ником Жабыч. В одной из своих статей она написала, что фломастеры и мелки у ребенка в постоянном доступе, а краски по особым случаям. Т.е. для ребенка рисование красками некий праздник. У этой девушки есть большой опыт работы в ДХШ (по всей видимости, под аббревиатурой скрывается детская художественная школа) и она ведет дневник на ББ, пишет очень интересные факты. Занятия по рисованию и лепке для дочки она проводит только по просьбе и без шаблонов. Жабыч считает, что регулярные занятия могут отбить интерес к творчеству. Важно отметить, что её ребенок самостоятельно рисует примерно пару раз в день, используя материалы в свободном доступе. Её девочка уже в 2г.1м. начала рисовать головоногов. Это очень рано. к схематичным изображениям чего-либо дети приходят в 3-5 лет. Я из её дневника очень много почерпнула для себя. Но еще раз повторюсь, что условия у всех разные. В одной из статей она пишет, что иногда сама рисует. Как часто это происходит не понятно, но из этого становится ясно, что ребенку есть кому подражать. У нас в семье в плане рисования подражать некому и материалы для рисования в свободном доступе Яна может неделями игнорировать. Из этого можно вывести популярное: не развивайте детей, развивайтесь сами, и дети начнут подражать. И все-таки, получается, что при отсутствии объекта для подражания подход к занятиям творчества должен быть другим. По этой причине я стараюсь применять элементы различных взглядов. В целом дневник Жабыча очень полезный и интересный, но надо помнить, что всю информацию надо пропускать через фильтр сравнения жизненных условий.

Резюмирую: Учитывая разницу условий, я пришла к выводу, там, где есть творчество, правил НЕТ . Если у ребенка нет интереса к занятиям, надо пробовать даже те средства и методы, которые другие критикуют. Возможно они применимы, как раз к вашим условиям.

Рисование для малышей | Хронология

О стадиях прогресса детского рисунка читайте .

1 год. Я, начитавшись передовых советов, для первого знакомства с рисованием предложила Яны пальчиковые краски, мелки и бумагу большого формата. Из инструментов на первом году Яну больше всего привлекла крупная силиконовая кисть для выпечки. После преодоления моей фобии, к творчеству были подключены смываемые фломастеры. О своем открытии смываемых фломастеров я писала .

Типичные каляки. Большая часть архива рисунков за период 1-3 года имеет именно такой вид:-).

Из полученного опыта, в этом возрасте мне кажется нет смысла предлагать ребенку более 3 цветов красок. Лишние цвета отвлекают от процесса рисования. Чтобы рисунки были более гармоничные я выдавала Яне цвета красок, сочетающиеся между собой (красный + желтый, зеленый + синий). Самым первым идеальным инструментом для рисования я считаю масляные мелки и смываемые фломастеры, с закругленным выступом стержня.

2 года. В два года в творческих занятиях я подключила гуашь, валики, штампики и прочую канцелярию. Также я покупала различные трафареты, но для двухлеток трафареты оказались сложны. С года Яна много рисовала без определенной темы и без шаблонов. Прогресса за этот период времени практически не произошло. Как в год, так и в два получались одни каляки. Отличие только состояло в том, что часть каляк Яна начала наделять смыслом. Ниже приведены самые затейливые из каляк. При этом общая часть рисунков, выполненных самостоятельно, практически не отличалась от произведений, выполненных в 1 год.

Слева курочка и яички (красное — гребешок курочки, оранжевое яички). Яне 2г. 9мес. Справа собачка, которая спряталась в будке. Яне 2.10 мес.

Помимо каляк, в два года я начала Яне предлагать задания на смешивание цветов и рисование фонов. При этом я обращала внимание на важность заполнения цветом всего рисунка.

Параллельно с рисованием Яна много раскрашивала. Пост о раскрашивании в 2 года . Новогодние раскраски для малышей 1-3 лет можно скачать . Также у нас много покупных раскрасок, если интересно, пишите в комментах, и я подготовлю обзор на эту тему. Кстати, одним из основных элементов повышения интереса к рисованию в 2 года у Яны стали многоразовые водные раскраски. Все элементарно: Такие раскраски зачастую для ребенка интересней, чем собственное творчество, так как результат получается более эстетичный. Многократно раскрашивая пластиковые водные раскраски ребенок тренирует моторные навыки. После этого ему становится удобно держать фломастеры, карандаши, кисти и ребен ок охотней рисует. Главное не зацикливаться на раскрасках и вовремя сместить акцент на самостоятельное рисование. Интересно, что именно на этот период пришлось начало бурного речевого развития. Мне сложно сказать, что явилось первопричиной, но обильное раскрашивание, начало разговорного периода и начало посещения детского сада пришлись на один и тот же момент времени. Из теории физиологии центр развития моторики и речевого развития расположены в мозге рядом, развитие одного из них может спровоцировать развитие второго.

3 года . Когда я только начала знакомить Яну с рисованием, я понимала, что результаты будут не скоро. Но мелькающие ленты инстраграмма и ББ невольно сформировали завышенные требования к результатам. В итоге, ни в год, ни в два, ни даже в три Яна так и не научилась рисовать милых мультяшных зверят . Вместо них Яна пачками рисует фантастические пейзажи. Типичные рисунки Яны в 3 года выглядят так:

Характерность изображений связана с изученными до 3 лет темами:

  1. использование всего пространства листа;
  2. различные мазки;
  3. смешивание цветов.

Дерево в середине нижнего ряда нарисовано после нашего совместного рисования деревьев. В нижнем левом углу не совсем типовая работа, так как нарисована совместно с папой.

Зайчик и лисичка на фото ниже получены в результате многочисленных просьб. Я этот рисунок нахваливала как могла. Уши, лапы есть, а что еще маме надо 🙂 . Сделать более точные линии и заяц будет вполне хорош. С умением рисовать лису в фас, конечно, нужна более серьезная работа, но изображения в различных проекциях до дошкольников вообще сложная штука. Похоже Яна рассчитывала на результат получше, разочаровалась и решила больше не рисовать животных. С тех пор прошло уже достаточно времени, рисунок висит на почетном месте, как мой любимый. Других попыток нарисовать зайца, лису или других животных у Яны больше пока не было, хотя я просила много раз её об этом.

Зайчик и лисичка. Ожидание/реальность. Яне 3г. 1 мес.

В 3 г. 1 мес. у Яны случилась попытка рисования людей. Поэтому в нашем архиве единственный рисунок с «головоногами».

Несмотря на единственный экземпляр рисунка с «головоногами», на данный момент Яна перешагнула этот этап развития. В 3 г. 8 мес. она начала рисовать снеговиков со всеми частями тела (фото примера приведено ниже). Получается, как и в любом прогрессе, в прогрессе рисунка некоторые этапы могут происходить скрыто.

Когда Яне исполнилось 3 года я проанализировала ситуацию с нежеланием рисовать персонажи и поняла, что делаю что-то неправильно. Пришлось разбираться с происходящим. В итоге я пришла к выводу, что прежде чем замахиваться на серьезные работы, ребенку надо дать основы техники. При отсутствии элементарных умений (регулирование нажима кисти, рисование ровных линии) результат рисования может разочаровать ребенка. В то же время для совершенствования техники нужна практика. Получается замкнутый круг. Ребенок отказывается рисовать без техники, а техники не будет без практики. Как раз в этот сложный момент на помощь приходят шаблоны. Практика невозможна без использования шаблонов и многократных повторений (с целью отработать маневр). Поэтому я окончательно пересмотрела свое отношение к шаблонам. На мой взгляд, в некоторых случаях они просто необходимы.

Приведу цитату из дневника Жабыча (блогер — преподаватель в ДХШ). Несмотря на то, что она очень критично относится к шаблонам, в одном из своих комментариев дает совет предоставить ребенку шаблон:

«мне кажется, он у вас на подходе рисования человечков, попробуйте сами нарисовать человечка при нем»

Этот комментарий показывает, что в некоторых условиях шаблоны полезны.

Ниже приведены примеры по знакомству с шаблонами простейшего цветочка и дерева. У Яны медленные темпы моторного развития, поэтому некоторые дети по идее с таким шаблонным рисованием уже в 2 года могут выполнить рисунки еще лучше.

Помимо прочего, в три года Яна хорошо освоила принципы смешивания красок, и я начала ей покупать краски с большим количеством цветов. Она уже осмысленно использует смешивание цветов. Большое количество цветов по логике должно исключить необходимость смешивания. У Яны пока это правило не работает, так как ей на данный момент нравится экспериментировать. Также мы перешли на акварель. В плане удобства детского рисования я нашла в акварели много преимуществ:

  • акварель не надо каждый раз распределять по палитре, а излишки после рисования перекладывать в баночки или прятать от засыхания в пакетик;
  • если цвет акварели испачкался его достаточно просто отмыть кисточкой;
  • проще дозируется.

Единственная сложность в акварели для самых маленьких — её надо уметь наносить на кисть. Не все двухлетки с этим справятся. Это сложней, чем макнуть кисть в гуашь или пальчиковые краски.

Рисование цветов

Сделав вывод, что надо делать упор на технику я начала Яне предлагать простые рисунки для подражания с отдельными элементами техники. Начали мы с элементарного: цветок в форме кружка с серединкой и стебельком. При рисовании такого рисунка отрабатывается навык рисования кругов и линий. Ниже показаны различные варианты его исполнения. Использован один и тот же шаблон, но в каждом рисунке есть индивидуальность. Критикам шаблонов можно привести фразу «кради, как художник». Из публикаций о живописи можно узнать, что многие художники только тем и занимаются, что перенимают и совершенствуют чужие шаблоны и у некоторых это выходит лучше, чем в первоисточниках.

Первые цветы в 3г.1мес.

Слева расположен образец. По центру — рисование по образцу. Справа — рисование по образцу на заранее подготовленном фоне. Яне было 3г.1мес.

Слева — цветок с усложнением, справа — цветы, выполненные ватной палочкой.

Цветочное поле, выполненное масляными мелками. Яне 3г. 6мес.

Слева акварельный фон + цветы гуашью, справа — мелки. Яне 3г. 6мес.

Рисование дерева

Полагаю, что с помощью этого шаблона отлично автоматизируются навыки рисования линий. Яна его еще упростила — она рисует ветки перпендикулярно стволу .

Самое левое дерево — мой образец, другие нарисованы Яной в 3г. 0мес.

Слева рисунок выполнен в 3г.0мес. Справа в 3г.1мес.

Деревья. Слева рисунок выполнен в 3г.5м., справа — в 3г.2мес.

Креативные ёлочки. Рисунок выполнен в 3г. 9мес.

Рисование для малышей | Смешивание цветов

Попытки рассказать о смешивании цветов я делала со второго года. Осмысленно и целенаправленно пользоваться этой информацией Яна начала только с 3 лет 6 мес.

Я объяснила ей, что есть цвета-друзья и цвета-враги. Друзья при смешивании дают новые чистые, яркие цвета. Враги при смешивании дают серые, коричневые, мрачные оттенки. Изначально в одно занятие мы рассматривали не более двух вариантов смешиваний.

Рисунки-упражнения по смешиванию цветов:

Изначально была нарисована заготовка с кругами различного цвета. Яна к каждому из цветов добавляла друга и смотрела, как изменяется цвет.

Эти сочетания Яна подбирала сама. На момент раскрашивания ей было 3г. 6м.

Рисование фонов

Выше я уже писала, что приучала Яну с двух лет заполнять весь лист рисунком и рисовать на, заранее подготовленном, фоне. Нежные абстракции, как приведены на фото ниже, мы используем в качестве фонов. В два года к Яне так и не пришло понимание цепочки: 1. подготовка фона, 2. рисование на фоне. В три пришло понимание. Также в 3г.8м. мы смогли перейти к изучению насыщенности цвета и толщины слоя. Иногда Яна все еще забывает о регулировке насыщенности, но в целом она её уже понимает и умеет использовать.

В два года для получения нежных тонов в качестве инструмента Яна использовала кусочек губки для посуды с прищепкой в качестве ручки. Варианты нанесения и растушевки могут быть самые разнообразные. Можно сначала кистью добавить немного гуаши на лист, а затем губкой распределить краску по листу.

В три года Яна начала без проблем справляться с листом бумаги с помощью кисти.

Рисунок слева выполнен кистью в 3г. 7мес., справа губкой и кистью — в 2г. 9мес.

Другие приемы рисования (без категорий)

В этом разделе я приведу рисунки с демонстрацией проработки отдельных приемов, которые можно взять на заметку.

На фото ниже слева нарисованы каракули со смыслом с применением акварели в точечной технике. На них изображена синичка под именем «Чучело», которая мешала спать в детсаду. Рисунок нарисован в 2г.9мес. В такой технике обычно рисуют снег, дождь, листопад. Но Яне все перечисленное показалось неинтересным, она нарисовала креативную «синичку» .

Справа нарисована ёлочка по точкам. Трехлетки очень любят рисовать по точкам. Яна частенько рисует домики, геометрические фигуры и др. по точкам, которые предварительно ей рисуем мы. На этом рисунке точки Яна расставляла сама. Ей было 3г. 9мес.

На фото ниже рисунки с изображением узоров: бусы, коврик в клеточку и монетки. Самое простое из этого коврик. Его можно предлагать рисовать в том числе двухлеткам, с быстрыми темпами развития. Бусы и монетки посложней. Яна такие начала рисовать только в 3г. 6мес.

Изначально в наших занятиях я упустила из виду штриховку. Яна познакомилась с ней в детском саду. На самом деле это очень полезное упражнение. Оно укрепляет силу нажима. На фото ниже: слева задание на дорисовывание и раскрашивание дерева выполнено масляными мелками в 3г. 7мес. Ссылку на скачку комплекта креативных деревьев для дорисовывания и раскрашивания можно найти в . Справа пейзаж с любимым сюжетом Яны: в нижней части — травка, в верхней — закат.

Корректировка отношения к рисованию

Иногда Зачастую у Яны в рисовании наблюдается халтура. Так я называю маленькие невзрачные каляки на большом листе, которые не имеют смысла, и никто их не хочет дорабатывать. Если такой тип рисования задерживается дольше моего терпения 😀 , я начинаю предпринимать различные меры.

Эти советы не на каждый день и их использовать можно только в исключительных ситуациях, когда назревает необходимость корректировки. При регулярном использовании подобных уловок, у ребенка может ухудшится отношение к рисованию в целом.

У нас в практике бартер:

  • «я не хочу доедать» — «если нарисуешь мне рисунок, как мой любимый, то можешь скушать половину содержимого тарелки»;
  • «я хочу вкусненького» — «мне очень понравился твой последний рисунок, нарисуй мне еще такой же, но с перламутровыми пуговицами, будет тебе вкусняшка»;
  • Когда стемнело, но еще рано ложиться спать, я делаю вид, что пора в постель. В этот момент Яна готова на что угодно, лишь бы не спать. Тогда я предлагаем вариант бартера: «мы ляжем спать попозже, но ты мне нарисуешь…свои условия».

У меня в запасе есть еще очень действенный метод для мотивации к рисованию без побочных эффектов. Надо выбрать самые интересные рисунки и инструменты для рисования. Эстетично их разложить и начать фотографировать. На этом этапе у Яны всегда проявляется очень большое искушение, утащить что-нибудь из разложенного и порисовать. Хотя последнее время бывает и так, что Яна начинает дополнять и украшать кадр.

Наиболее безопасный метод манипуляции отношением к рисованию это смена инструментов и материалов для рисования. Если ребенок хочет рисовать фломастерами, а мы ему подсовываем мелки и краски, творчества не будет. Ребенок просто не захочет рисовать неудобными для него инструментами . Когда придет время он обязательно обратит внимание на мелки и краски.

В завершение

Я знаю, что мои советы далеко не всем подойдут, именно по этой причине я так тщательно описываю условия в которых их применяю. Многие при чтении моих статей не обращают на это внимания и после высказывают критические замечания. Если Ваш ребенок не нуждается в мотивации к рисованию и самозабвенно самостоятельно регулярно занимается рисованием, мои советы вам не нужны. У вас другие условия и скорее всего занятия должны проводиться по-другому. Все логично.

Помимо развития техники не забывайте о развитии художественного видения. Для самых маленьких для этого лучше использовать художественные книги с классическими иллюстрациями. По мере подрастания лучше всего подключать беседы по шедеврам живописи с обсуждением сюжета, цветов, постановки света. Содержание беседы, конечно же, должно варьироваться от возраста и понимания. Ниже привожу перечень полезных ссылок.

И ещё! Теперь, чтобы стать еще ближе к читателям, которые меня знают и любят, я выкладываю фото с заметками в инстаграмм . В моем профиле вы можете посмотреть , как прошли , . Кому интересно, подписывайтесь. Буду рада новым подписчикам!

Анонсы статей блога, как и прежде, публикуются в группе

Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

В каком возрасте дети начинают рисовать?

Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

Польза рисования для развития ребенка

Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

В общем же смысле рисование:

  • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
  • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
  • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

С чего начинать?

Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

Карандаши или фломастеры?

Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

А какие именно?

Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

Краски или мелки?

Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

Чудо техники!

В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

Что потребуется?

Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

Сколько времени уделять занятиям?

Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

Техники для развития навыков рисования

Свобода действий

Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

Губка, но не Боб

Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

Мокрый стиль

Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

Цветочек аленький

Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

Уроки рисования с детьми старше 4 лет

Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

Вдвоем веселее

Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

Рассказывайте обо всем

Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

Осваивайте фигуры

Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

Как нарисовать дерево?

В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

  1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
  2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

Учимся рисовать животных

Рисуем ежика

  1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
  1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

  1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

  1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

  1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

Рисуем ослика

Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

Поэтапно выполняем следующие действия:

  1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
  2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
  3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

Рисуем кошку и собаку

Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

Точно так же можно нарисовать и собачку:

Как нарисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

Схема изображения человечка в полный рост

1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

Кружок рисования: когда и почему?

К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

Индивидуальные уроки

Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

  • учитель посещает вас в удобное время;
  • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
  • уроки оплачиваются по факту занятия.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

Подводя итоги

Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.

Природа одаривает каждое дитя творческим началом. Но чтобы его разглядеть и развивать по мере взросления малыша, не обязательно с ранних лет покупать ему дорогостоящие игровые наборы и учебные центры. Один из доступнейших видов творчества, которыми можно увлечь кроху, – научить его рисовать.

Занятия рисованием благотворно влияют на развитие мелкой моторики карапузов, дисциплинируют юных художников, воспитывают эстетический вкус и правильное восприятие окружающего мира, а главное, помогают им раскрывать свое «Я» и воплощать в малеванье свои фантазии.

Напрасно некоторые взрослые откладывают развитие умения их ребенка рисовать до момента, когда он перестанет тянуть все в рот. Еще до достижения ребенком первого года жизни можете смело предлагать ему пальчиковые краски и ватман и далее поэтапно переходить на новые уровни. Для детей живописание яркими цветами – море радости и новых впечатлений.

Уроки рисования следует проводить поэтапно с самого начала. Как только малышу наскучат первые опыты создания незамысловатых узоров в технике «Свободного творчества детей», предложите ему ставить кончиками пальцев на бумаге точки или полоски, а также делать отпечатки ладошек и ступней. На дальнейших занятиях помогите ребенку на основе того, что он уже знает, создавать целые картины. Развитие ассоциативного мышления стимулирует образную память малышей.

В течение первого и второго года малыша попробуйте на ваших уроках и другие рисования красками:


Чтобы малышу не надоедало создавать шедевры, разжигайте его интерес разнообразными способами, например:

  • Сшейте маленькому художнику фартушек и нарукавники. Сколько бы ни было ему лет, он начнет воспринимать свои моменты творчества как нечто важное, сам будет брать необходимые принадлежности и внимать каждому вашему слову.
  • Удивите малыша, которому исполнилось 2 года, тем, как образуются новые цвета и оттенки путем смешивания разных красок, и позвольте ему самому поэкспериментировать.
  • Постепенно знакомьте ребенка с иными принадлежностями для творчества. Если малыш уже умело орудует ложкой, покажите ему, как рисовать пальчиковыми кистями, дайте кисточки для красок, палитру, позже карандаш и фломастеры и расскажите, как ими пользоваться.

Учим живописи детей в 3-4 года

Поэтапно обучают и умению рисовать карандашом или ручкой:

1) Для первых занятий подберите для ребенка мягкий грифель, след от которого остается при слабом нажиме. Покажите ему, как следует держать карандаш. Взрослый должен контролировать развитие навыка у ребенка правильно удерживать инструмент.

2) Сначала важно научить детей рисовать четкие, ровные, уверенные линии. К следующему этапу можно переходить, когда маленькая ручка не будет дрожать, а нарисованная линия будет одной толщины по всей длине. Посмотрите, как художник обучает таким базовым умениям деток:

3) Купите малышу тетрадь для обвода фигур и рисунков. Возьмите его за кисть, чтобы помочь нарисовать по штрихам его первые линии и фигуры. Позже позвольте ему самому повторить образец или завершить пунктирное изображение.

4) Со временем придет черед осваивать простые геометрические рисунки. Покажите ребенку, как можно поэтапно преобразовать знакомые фигуры в некое изображение, например, из круга сделать солнышко.

5) После дайте ему задание что-нибудь нарисовать, используя определенные фигуры (паровоз из прямоугольников и кругов, дом из квадрата и треугольника, снеговика из трех кругов, бабочку из круга и овалов и т.п.). Открывая для себя удивительный мир творчества, ребенок шаг за шагом научится творить прекрасное, а развитие его способностей станет стимулом для новых открытий.

6) Используйте печатные или электронные пошаговые руководства. Малыш научится с вами поэтапно рисовать животных, персонажей мультфильмов и других героев.

Используя инструкции, разработанные для детей и взрослых, можно изображать и людей, добавляя детали поэтапно. Вот, к примеру, как научить ребенка рисовать человека:

Стоит отметить, что банальное перерисовывание определенного изображения нивелирует развитие воображение и творчества юного создания. Тогда как научить ребенка рисовать человека, птиц и животных и прочие реальные предметы иным способом без этих азов? Попробуйте метод рисования с помощью цифр. Такое под силу обычно ребятам лет четырех-пяти.

Математика и художество детей 5 лет

Ваш ребенок усердно готовится к школе и уже овладевает техникой написания цифр, а возможно, он уже освоил это мастерство еще в 4 года, благодаря семье. В любом случае, такое умение пригодится, чтобы превращать цифры в рисунки, поэтапно добавляя к ним детали.

Как научить ребенка рисовать с помощью цифр животных подскажут схемы, поданные ниже.

Все приемы обучения рисованию малышей от 0 до 5 лет хороши. Неважно, будете вы следовать определенной методике раннего развития творческих способностей малыша или разработаете индивидуальную программу для ребенка, главное, чтобы ваши занятия были интересными и разнообразными.

Как избавиться от растяжек после родов?