Украшения из драгоценных камней и металлов. Отзвуки Древней Греции

Драгоценные металлы и камни издревле считались магическими, приносящими людям славу и власть. За ними охотились, о них мечтали, за них гибли. Как и много веков назад, драгоценности являются еще и показателями статуса, благополучия и состояния.
Независимо от того, какими – лечебными и магическими – свойствами наделен тот или иной минерал, их объединяет одно – они даны человечеству природой. Верит ли человек в тонкие материи и магические силы или является отъявленным сторонником науки, существует множество доказательств их пользы с обеих позиций.
Прежде, чем заговорить о конкретных свойствах камней и металлов, следует понимать, что именно их всех объединяет. И металлы, и минералы даны нам природой. В эзотерике данной теме посвящены тысячи книг. В природе ничего не бывает просто так и у каждой ее частички есть свое предназначение. Прежде всего, это природные амулеты, защитники и помощники человека. Так же, как огонь, воздух и вода, они необходимы нашему организму. Относиться к ним стоит как к необходимости, а не излишеству. Пользоваться ими можно как в виде изделий (украшений, предметы быта), так и в природном виде – просто кусочек металла или необработанные камни.

Драгоценные камни, значение

Камень представляет собой замороженную природную энергию, и открываться она начинает только с момента обретения хозяина. Поэтому изделия на витрине ювелирных магазинов или на прилавке торговца не обладают той мощью, которая им присуща. Как только камень обретает владельца (куплен для себя или подарен кому-либо), он начинает проявлять себя.
Камни не только мощные помощники и союзники. Они очень справедливы по своей природе, поэтому могут быть опасны человеку, затевающему нечистое. О некоторых камнях ходят легенды и притчи о том, как они убивают своего хозяина или причиняют ему вред. Эти камни, как правило, были насильно лишены своего хозяина и, оставаясь верными ему, борются с теми, кто тем или иным способом ими овладевают.
В зависимости от жизненной ситуации камни должны быть разными. Их можно носить в ювелирных изделиях, самостоятельным аксессуаром на шнурке или просто иметь камень дома, иногда класть его в сумку, держать в руках.
Бриллиант – лучший среди камней проводник энергии. Свою максимальную мощь проявляет бриллиант, преподнесенный в качестве подарка. Не случайно, золотое кольцо с бриллиантом дарят при обручении – символ чистой любви, защищенной высшими силами.
Мистическим является то, что в случае с бриллиантами не человек, а камень выбирает себе хозяина. Почувствовав тепло вашей руки, камень либо остается холодным – и он вам не понравится. Либо привораживает так, что вы влюбитесь в него. Кто-то находит свой бриллиант сразу, а кому-то приходится еще не раз посещать ювелирные магазины. И совсем не важен размер бриллианта, если вы ищете украшение-оберег, а не показатель вашего финансового положения. Сила камня не зависит от цены и размера.
Горный хрусталь поможет развить интуицию, поскольку является камнем чистоты и ясновидения. Его можно как носить в украшении, так и использовать во время медитаций – класть его на лоб, где располагается так называемый третий глаз.
Сапфир – вечность, победа, власть. Носите его на важные переговоры – и все сложится с пользой для вас.
Сердолик – повышает сексуальную привлекательность, помогает наладить семейные отношения, делает своего обладателя рассудительным.
Янтарь – является смолой дерева, своего рода кровью природы, а, значит, тоже наделен энергией солнца.
Жемчуг является особенным по своему происхождению и действию. Этот камень не только своеобразен в действии, но и в характере. Прежде всего, нужно знать, что он очень ревнивый и хранить его нужно в отдельных шкатулках, причем открытым. Находясь в темном пространстве, он засыпает. Его называют хранителем семейного очага, он оберегает два любящих сердца от угасания чувств. Неспроста женщинам уже много веков дарят жемчужные нити. Жемчугом украшают волосы и шею невесты. Также жемчуг помогает людям, стремящимся к поставленным целям и занимающимся самосовершенствованием.
Значение силы того или иного минерала можно найти в статье « ».

Драгоценные металлы, их значение

Металлы – проводники энергии. Они не только проводят чистую энергию к нашему организму, но и защищают от попадания в наши энергетические поля чужих энергий, в первую очередь негативных.
Металлы также способны накапливать и хранить информацию. Отсюда значимость и ценность семейных реликвий. Они годами, десятилетиями накапливают родовую силу. Кем бы ни были ваши далекие предки, какими бы ни были ваши отношения, вы связаны семейной кармой. Нельзя ни в каких ситуациях продавать семейные реликвии. Разумеется, если это действительно было реликвией, а не просто средством вложения капитала «потомкам на черный день».
Золото считается металлом солнца, несущим его энергию. Наукой даже доказано наличие некоторой доли золота в крови человека. Доля эта очень мала, но она оказывает немаловажное значение на деятельность нашего организма. Появились разные способы использования золота в косметологии и медицине.
Также соприкоснулись мнения мистики и науки о золотой посуде. В древности еда из золотой посуды была залогом того, что пища не отравлена. Мнения эти основывались на магических свойствах солнечного металла. Но позже было доказано обеззараживающее свойство золота, его носили во время эпидемий. То же целебное действие оказывает и серебро, но с меньшей интенсивностью. Поэтому даже в наши дни популярны золотые и серебряные ложки для детей, для воды. И польза их очевидна, независимо от того, верят ли в их магическую силу или опираются на научные знания.
Говоря о меньшей интенсивности действия серебра, следует упомянуть, что данный металл относится к планете Луна, женской планете. Женская энергетика мягче и нежнее мужской, солнечной. Поэтому и металл считается женским.

Украшения из драгоценных камней и металлов

Золотые цепочки полезно носить в самых разных случаях. Находясь на уровне солнечного сплетения (сердечной чакры), они помогают сдерживать эмоции, сохранять психологическое равновесие. Особенно это полезно людям, чья повседневная деятельность сопряжена со стрессами, а так же вспыльчивым личностям, которым порою излишняя эмоциональность доставляет неприятности.
Особенно полезными будут в таких случаях цепочки с аметистами и аквамарином – символы здравого смысла, красоты и стабильности.
Кулон с бриллиантом на уровне солнечного сплетения защитит сердце от физических и энергетических ударов и болезней. Бриллиант на уровне горловой впадины (Вишудха-чакра) поможет в общении с людьми, поскольку эта чакра является коммуникативной. Бриллиант на данном уровне поможет сделать речь такой, какой ее смогут услышать люди.
Браслеты нежелательно носить людям, которые опасаются попасть в эмоциональную зависимость от другого человека. Если же человек энергетически устойчив – таким украшением его не поработить, но при этом отношения станут теплее и ближе. Наверно, именно поэтому мужчины так любят дарить любимым женщинам браслеты – с помощью него два сердца чувствуют друг друга даже на расстоянии. Причем дарящий энергетически несколько весомее того, кто принял подарок.
Броши и булавки защищают нас по принципу щита, брони. Правильно подобранный камень в булавке защитит ребенка от болезней и сглаза, поможет иммунитету. Пожилые женщины любят броши – они защищают их наработанные силы от распыления чужими влияниями, помогая сохранять покой.
Правильный камень в зажиме для галстука будет хорошим помощником мужчине.
Серьги. Эти украшения помогают услышать все необходимое, не пропустить информации, которая может повлиять на судьбу. И в то же время защитить уши человека от ненужной, тяжелой информации. К тому же, серьги – достаточно заметный аксессуар, и камни в них будут не только защищать, но еще и очаровывать окружающих, лишая их желания причинить вам вред.
Камни в сочетании с металлами не теряют своей силы. Особенно когда их силы однонаправленные. Например, кольцо с бриллиантом: золото является проводником солнечной энергии, жизненной (а энергия жизни – это энергия Творца).
Очень интересным является кольцо из серебра с золотом с изображением сил инь-янь. Серебро – женская энергия, золото – мужская. Такое кольцо поможет найти свою половинку, наладить правильный контакт и взаимопонимание с противоположным полом.

Уход за украшениями

Иногда украшения теряют свою привлекательность, чернеют, тускнеют или вовсе теряются. Происходит это от того, что наши обереги неустанно работают – спите вы или бодрствуете – они на страже вашего покоя и здоровья. Они по мере своих возможностей перехватывают негативные пожелания, адресованные вам, черные мысли о вас или энергетические удары. Если таких нападок случается много – по роду вашей деятельности, ваши личные отношения с неприятными людьми и др. – оберег может не справиться и уходит (теряется), унося с собой максимально посильное ему количество негатива. Если потеря случилась по такой причине, то украшение вы не найдете уже никогда.
Чтобы такого не случилось, украшения не стоит носить регулярно. Давайте им отдохнуть. Особенно камням.
Есть все же украшения, которые мы носим регулярно – нательный крест, обручальное кольцо и др. В этом случае их нужно иногда очищать, освобождать от накопленного негатива. Точно так же вы стираете свою одежду и обувь, моете свое тело.
Как известно, соль обладает огромной силой. И это не только с точки зрения эзотерики, но и наукой доказано не раз. Основное ее свойство – запоминание информации. Поэтому именно она является основным средством очистки амулетов и оберегов. Следует положить украшение в соль, засыпав его полностью, на три дня. После чего вытащить, промыть большим количеством холодной воды (текучей, не в тазу!). Использованную соль выбросить туда, где не ступит нога человека (особенно ваша или ваших близких). В современных условиях это может быть унитаз. Или закопать в огороде в почву. Соль с негативной энергией уйдет, и силы природы трансформируют все.
Вода тоже имеет свойство запоминания, поэтому мы ею очищаем все. И именно из-за этого свойства в наших сказках есть живая и мертвая вода – зависит от источника. Тем и ценны природные родники – они несут в себе живую энергию природу, не тронутую человеком.
Чистку водой и солью нужно делать практически всем украшениям из металлов.

При желании можно самим создавать себе амулеты. Определитесь, какие камни необходимы вам, какие цели вы имеете, и каких качеств вам не хватает. Современное ювелирное мастерство дает такую возможность.
О том, какую именно силу имеет камень, можно найти достаточное количество информации в современной литературе. Но знать – не означает уметь. Купить – еще значит завладеть. Научитесь находить свои обереги, и они станут действительно помогать, и их помощь будете вы ощущать каждый раз, надевая украшение.

Как и много веков назад, самое оживленное место города ранним утром – это рынок. Под деревянными навесами, крытыми циновками, разложены горки яблок, апельсинов, лимонов, непременная зелень, без которой не обходится ни одна трапеза сирийца. Покупатели - в основном мужчины. Это их семейная обязанность. Жена дома занята заботами о многочисленном потомстве, а муж с сумкой в руке обходит рыночные ряды, сосредоточенно и спокойно приценивается, неодобрительно щелкает языком, ощупывает товар, и все это не спеша, со знанием дела и определенным удовольствием.

С заходом солнца город пустеет. Он рано погружается в сон. Светят лишь уличные фонари да лавки, где даже в поздний час ведется торговля, рассчитанная на прибывающих моряков. Трудно поверить, что набережная всего час назад била запружена толпой гуляющих – целые семейства, стайки хорошеньких девушек и отдельно группы юношей. Если же девушка и юноша идут вместе, то они непременно обручены. На девушку, которая ему понравилась, юноша смотрит только издали, не вправе обратиться к ней, а тем более вместе прогуляться по набережной. Родители зачастую выбирают детям невест и женихов, а те покорно соглашаются. И часто жених с невестой встречаются впервые на своей свадьбе. Развод же в Латакии – явление исключительно редкое.

В Латакии интересно все – и ее история, и памятники прошлого, и традиции, и жизнь сегодняшнего дня. И побывать в этом городе стоит каждому.

11.3. Халеб.

На протяжении своей истории Халеб наблюдал огромное количество трагедий, был ареной многих жесточайших столкновений, опустошительных набегов древних народов. Стон и плач сопровождали толпы уводимых в рабство. Стены древней цитадели могли бы поведать немало рассказов о мужестве жителей города. Только за период с X по XV были совершены десятки набегов на город. Но город продолжал жить, устояв не только перед завоевателями, но и перед землетрясениями, оставившими на нем свои следы.

Жизнь Сирии на протяжении многих веков отражает Музей в Халебе. Он расположен в центре города, в светлом доме, окруженном небольшим садом. Символична судьба этого здания. Оно было выстроено во времена французского мандата и предназначалось для городского муниципалитета. Однако политические события изменили многое. Городом стали управлять сирийцы, и решением национального городского совета здание было передано музею.

У входа в музей 3 огромные фигуры из серого камня подпирают портик. Это триада из древнего арамейского города Гузана – статуи двух богов и богини. Массивные ноги богов топчут спины животных. Композиция на редкость выразительна. Пасти львов злобно оскалены, глаза сверкают, рога быка угрожающе выставлены вперед. Непропорционально огромные, с яркими белками и черными обсидианоновыми зрачками глаза богов производят неизгладимое впечатление. Этими мистическими глазами смотрит на нас сама древность. Когда-то скульптуры поддерживали портик дворца арамейского правителя. На платье женского божества Иштар выбит клинописный текст: «Это дворец Капара. Мой дед и отец умерли и стали бессмертными, но не смогли сделать того, что сделал я. Если кто-либо сотрет мое имя, чтобы поставить свое, то пусть семь его сыновей будут сожжены перед Хаддадом (главный бог Гузаны)».

От ворот музея можно прогуляться до стен цитадели, с которой виден весь Халеб – город серо-желтый, со стрелами минаретов, куполами мечетей, многоэтажными современными домами, здесь причудливо перемешаны стили эпох.

Халеб имеет самый длинный в мире крытый рынок, который почти не изменился в течение веков. До сих пор на этом огромном рынке существует корпоративная система продажи пряностей, текстиля, веревок, шатров и прочего. Чего только не встретишь здесь! В золотых рядах вам предложат кольца и серьги – старинные и самых последних моделей, чеканные пояса, височные украшения. Нависающие толстые своды создают особую атмосферу. Здесь прохладно летом, тепло и сухо зимой. Лавки на рынке совершенно не перестраивались с XV. И выглядят эти лавки действительно своеобразно. Узкие и длинные отверстия входов обрамлены деревянными створками с нарисованными на них цветными узорами. В стороне лежит огромный замок, место которому давно в музее. Ощущение возврата в глубокое средневековье дополняется видом массивных ворот хана – старого караван-сарая на территории рынка. Пуст обширный двор, где когда-то стояли нагруженные верблюды. На галереях, окружающих двор с четырех сторон, заколочены окна. Сейчас там находятся склады.

Недалеко от рынка находятся древние ворота города. Здесь множество мечетей и медресе. Красивый портал, украшенный резьбой по камню. Это медресе Шарафия, построенное в 1242 году. Сейчас в этом здании находится библиотека, известная тем, что хранит редкие манускрипты. На серых камнях внутреннего дворика белые квадраты. Один маленький – в центре, другой больший, окаймляет первый.

Среди многочисленных мечетей особое место занимает Большая мечеть Омейядов, возникшая на территории христианского храма, в свою очередь построенного на месте языческого, что весьма характерно для Сирии. Над мечетью возвышается стройный квадратный минарет, до сих пор считающийся лучшим в городе. Михраб мечети украшен дорогим деревом, инкрустированным слоновой костью.

Халеб является центром обширных сельскохозяйственных районов. Поэтому именно здесь сосредоточенны мног8очисленные предприятия по обработке оливок, сахарной свеклы, производству соков, масла, сыра. Известен на всю страну халебский пивоваренный завод, выпускающий пиво «АШ-Шарк». Большой популярностью пользуется тракторный завод, продукцию которого можно увидеть на полях страны.

Халеб широко известен своими культурными традициями. Из этого города вышло немало художников и композиторов, поэтов и писателей. Неизменно внимание привлекают концерты молодого композитора, музыканта и певца Абеда Азри. Этот талантливый певец, обладающий красивым и сильным голосом, переложил на музыку несколько текстов из древней эпической поэмы о Гильгамеше, некоторые поэмы суфиев, современные стихи сирийских, ливанских и иракских поэтов. Музыка Абеда Азри всегда опирается на лучшие образцы арабской поэзии. И если поэзия остается сугубо национальной, то музыка, по его мнению, должна меняться и соответствовать духу времени: «Мы не должны идти назад и использовать только наши традиции. Мы должны развивать национальную музыку и, развивая, сближать ее с жизнью». Таково художественное кредо Абеда Азри.

12. Что интересного?

12.1 Крак де Шевале – замок рыцирей.

Сирия – единственная страна на востоке, которая сохранила замки крестоносцев. Они возвышаются на побережье и в горах, представляя своеобразную архитектуру, являясь памятниками далекого тревожного времени битв и религиозного фанатизма знаменитых крестовых походов.

Приблизившись к замку Крак де Шевалье, забываешь на мгновение, что живешь в XX столетии. Узкий подъемный мост, железные ворота, многочисленные переходы, башни заставляют забыть действительность. Кажется, что вот-вот услышишь звук лошадиных копыт, звон мечей и голоса рыцарей.

Страница 3

Как и много веков назад, каждый вторник и субботу крестьяне привозят в столицу овощи, фрукты, сыр, цветы. Чуть реже в Берне открываются специализированные рынки, например луковый, народных промыслов или рынок, где можно купить одежду секонд-хэнд. А в мае на Бундесплатц торгуют исключительно геранью.

Вообще, цветы составляют предмет особой гордости бернцев. С начала прошлого века город удерживает титул "самого цветочного в Европе". Может быть, поэтому мифическая Блюменштрассе появилась именно в Берне. Швейцарский антураж фильма "Семнадцать мгновений весны" снимался в одном из восточногерманских городов. Однако нет такого россиянина, который бы не пытался отыскать в Берне эту самую Цветочную улицу. На нее здесь похожи чуть ли не все. Это лишний раз говорит о близости германской культуры и культуры немецкоязычной части Швейцарии.

Есть в Берне и Розенгартен, сад из роз. Отсюда открывается замечательный вид на столицу. Путешествуя в 1779 г. по стране, Гёте заметил, что Берн - самый красивый горд из всех, которые он когда-либо видел. Английская королева Елизавета II во время своего пребывания в Берне в сердцах воскликнула: "Швейцария - это рай!" И с этим нельзя не согласиться.

Смотрите также

Урбанизация в России в контексте глобального процесса
За последние 50-70 лет урбанистические процессы и структуры на огромных пространствах Европы и Азии испытывали сильное влияние тоталитарной системы и однобокого развития экономики. Это негативное вл...

Транспорт
Джакарта - единственный город с установленным стандартным обслуживанием автобусов любого размера. В остальных городах Индонезии турист может воспользоваться услугами рикши, вело-рикши и мини-ав...

Москва - столица России
Очень трудно сказать кратко, что такое Москва. Ведь она так многообразна и сложна. Это - столица, главный город Российской Федерации. Это - множество фабрик и заводов, вокзалы и а...

Когда нам хочется узнать, как выглядели люди прошлого - не только эры до фотографии, но и доисторических времен, - в нашем распоряжении оказываются лишь смутные фотографии скелетов и изредка портреты художников, которые еще не знали приемов живописи, так что такие картины выглядят немного по-детски.

Многие художники, имея лишь описания современников, пытались воспроизвести образ той или иной исторической фигуры на холсте, но их вряд ли можно считать достоверными. На помощь нам приходит наука, которая достигла таких высот, что может воссоздать, например, черты лица человека, жившего в эпоху Средневековья по сохранившимся останкам. И благодаря этому мы узнаем, что привычные образы в учебниках расходятся с реальностью.

Генрих IV, король Франции

Правил Францией с 1589 по 1610 год, был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком. Его прозвали Генрих Великий за то, что он пекся о благосостоянии своих подданных. Судебно-экспертную реконструкцию лица в 3D воссоздали на основе его черепа.

Процесс создания.

Ава

Ава умерла около 3700 лет назад, в бронзовый век. Ее останки были найдены в необычном захоронении для того времени - могила была вырыта в твердой породе, а не в земле, что было характерно для других погребений того периода. Ученые предположили, что женщина играла важную роль в жизни общества.

500-летний житель Дублина

В 2014 году археологи обнаружили останки мужчины, который умер около 500 лет назад. Он был одним из четырех человек, у скелетов которых были признаки хронического недоедания и тяжелого физического труда. Это дает возможность предположить, что умершие относились к людям бедным. У одного из скелетов сохранился череп, по которому и провели реконструкцию.

Иоганн Себастьян Бах

Один из величайших композиторов всех времен и народов жил и творил в XVII-XVIII веках. Шотландский антрополог Каролин Уилкинсон измерила лицевые кости Баха и воссоздала лицо композитора таким, как оно должно было выглядеть.

Меритамон

Дочь фараона Рамзеса II и его любимой жены Нефертари умерла около 2000 лет назад. Ученые из Мельбурнского университета по черепу определили, что ей было от 18 до 25 лет, ее рост составлял около 162 сантиметров, худощавого телосложения. Причину смерти определить не было возможности, поскольку остальное тело мумии так и не нашли.

Николай Коперник

Будучи одним из самых ярких математиков и астрономов эпохи Возрождения, Коперник создал модель Вселенной, в центре которой было Солнце, а не Земля. Умер в возрасте 70 лет.

(но это не точно)

ДНК-тесты показали, что мумия, известная как «Молодая леди», принадлежала сестре Эхнатона и матери Тутанхамона. Хотя о ее личности все еще ведутся споры, многие верят, что это царица Нефертити. Палеохудожница Элизабет Дейнис воссоздала бюст египетской правительницы.

Максимилиан Робеспьер

Был французским политиком и юристом, известным благодаря своей роли во Французской революции и Эпохе террора. Робеспьера казнили на гильотине 28 июля 1794 года в возрасте 36 лет.

Ученые использовали его посмертную маску и сохранившиеся записи о медицинской истории революционера, чтобы реконструировать его лицо и определить, от каких болезней он страдал.

Его современники писали о проблемах со зрением, каждую ночь у Робеспьера шла кровь из носа, также зафиксировано разлитие желчи («желтая кожа и глаза»), астения («постоянно уставал»), незаживающие язвы на ногах и частые болезни кожи, шрамы от оспы. Историки полагают, что он страдал от саркомы. Также у него постоянно дергался рот и глаз. Симптомы ухудшились к 1794 году. За день до казни Робеспьер получил огнестрельное ранение в челюсть при невыясненных обстоятельствах.

Джейн из Джеймстауна

14-летнюю девушку съели ее же соседи в XVII веке в Джеймстауне - первом поселении англичан в Новом Свете. В 2012 году ее изувеченный череп и разорванную кость ноги нашли среди останков скота в подвале. Дуглас Оусли (Douglas Owsley), главный судебный антрополог Национального музея естественной истории, изучил кости девушки и определил, что порезы и отметины на них остались после неумелых попыток отделить мясо и мозг. Первые поселенцы страдали от голода в Джеймстауне зимой 1609-1610 годов.

Святой Антоний Падуанский

Католический священник Антоний Падуанский родился в 1195 году в знатной семье в Лиссабоне. Умер в возрасте 35 лет в Падуе, Италия. Его современники отмечали его безграничную преданность и любовь к бедным и больным, а также его проповеди. Антоний стал одним из самых быстро канонизированных людей в истории церкви. В 2014 году группа исследователей Университета Сент-Энтони воссоздала его лицо, используя череп святого.

Мария Стюарт, королева Шотландии

Правила Шотландией с 1542 по 1567 год, причем унаследовала трон, когда ей было шесть дней от роду. 18 лет Мария провела под стражей по приказу королевы Англии Елизаветы I. В 1586 году была казнена по обвинению в заговоре против английской королевы. Ей было 44 года. Ученые из Университета Данди собрали все доступные портреты Марии Стюарт и воссоздали ее лицо, как она должна была выглядеть в период своего царствования.

Ричард III

Был королем Англии с 1483 по 1485 год. Был значимой фигурой в Войне оз и в битве при Босворте, последнем решающем сражении между Ланкастерами и Йорками, в ходе которого он и погиб. На момент смерти Ричарду было 32 года. Его останки были потеряны на протяжении пяти веков и обнаружены лишь в 2012 году. У скелета обнаружили следы сильного сколиоза, 11 ран, девять из которых на черепе.

Ариш

Ариш жил в Карфагене (на территории современного Туниса) 2500 лет назад. На момент смерти ему было от 19 до 24 лет. При помощи методов криминалистики и дерматопластики ученым удалось воссоздать, как Ариш выглядел при жизни.

Роберт Бернс

Известный шотландский поэт умер в возрасте 37 лет в Дамфрисе. Ученые использовали череп Бернса для создания 3D-репродукции лица поэта.

Роберт I Брюс

Король Шотландии правил с 1306 года вплоть до своей смерти в 1329 году, был одним из самых прославленных воинов своего времени. По сей день Роберт Брюс считается национальным героем в Шотландии, поскольку освободил страну от Английского правления.

Проходят года, века, меняется человеческая жизнь. Изменился ли сам человек, его сущность со времен мудрого древнегреческого Софокла? Стал ли он лучше, чище? Отнюдь нет, он все такой же, как и тысячу лет назад…

Борьба двух систем

Страшно подумать, сколько столетий минуло с той поры, когда древнегреческий драматург Софокл написал трагедию "Антигона", но и сейчас она остается актуальной. В ней долг и совесть сошлись в смертельной схватке. Кто или что победит и победит ли, и возможна ли вообще победа в данной ситуации? Кто прав? И насколько сильна бывает любовь?

Сюжет пьесы таков. Эдип, царь Фив, погиб. Два его сына договорились править по очереди, меняясь на троне каждый год. В конце первого года правления старший брат Этеокл отказался уступить место младшему – Полинику. Тот привел под стены родного города войска заклятых врагов. Этеокл и Полиник погибают в бою. Дядя братьев Креон против своей воли принимает правление на себя. Он повелевает похоронить героя Этеокла с почестями, а труп изменника Полиника бросить на растерзание диким зверям. Любой, кто осмелится предать его тело земле, – будет казнен.

Хотя, если по правде, еще неизвестно, кто из братьев подлее. Ведь Этеокл тоже замышлял отцеубийство, Полиник лишь опередил его. Только политическая игра привела к тому, что тело одного покоится в склепе, а тело другого клюют вороны. Дочь Эдипа – Антигона – решает похоронить своего брата, оставить тело не погребенным – страшный грех для родственников умершего. Креон пытается отговорить Антигону. В их споре сталкиваются несовместимые идеи о смысле жизни.

В противостоянии Креона и Антигоны выразилась борьба двух систем общественного бытия. Старой – управляемой неписаными, но непреложными правилами традиций, и новой – государственной, подчиненной закону. Ведомая чувством долга перед умершим братом, она сознательно идет на смерть, чтобы заявить протест против новой бесчеловечной логики жизни – моральный закон восстает против бездушной государственной машины. Креон, во имя правосудия, вынужден казнить племянницу, его сын Гемон – жених Антигоны – добровольно идет на смерть вместе с любимой. Эвридика, жена Креона, не выдержав гибели сына, перерезает себе горло.

Французский драматург Жан Ануй переписал пьесу на свой лад, осовременив ее, приблизив к нашему времени. Премьера состоялась в 1943 году в оккупированном немцами Париже.

Спектакль по пьесе Жана Ануя "Антигона" и был поставлен Зейским народным театром, премьера которого состоялась 23 апреля.

Отзвуки Древней Греции

Тревожная музыка с первых минут спектакля лучезарной радости и веселья не обещает. Лаконичные декорации настраивают на трагичность действа. Ворота древнего города Фивы – это скорее портал, через который происходит связь времен, через него выходят герои пьесы, шагнув в нынешнюю действительность.

Спектакль красочный. И в этом немалая заслуга художника-постановщика Сергея Голосова и художника по свету Сергея Злобина. Пожалуй, впервые в истории существования народного театра в постановке использовано много музыки, которая звучит почти на протяжении всего спектакля (звукорежиссер Павел Ужинцев), что делает постановку более ёмкой и эмоционально насыщенной. Замечательно смотрятся красочные костюмы, максимально приближенные к "моде" эпохи Древней Греции, выполненные Валентиной Лукиной, Тамарой Синдеевой и Ольгой Журавлевой.

Действующие лица и исполнители: Антигона – Надежда Киряева, Креон – Виктор Савельев, Гемон – Дмитрий Кузнецов, Исмена – Олеся Ерёменко, Эвридика – Елена Алексеева, Кормилица – Елена Климас, Хор – Сергей Логуненко, Вестник – Сергей Голосов, Стражники – Павел Романенко, Алексей Свояков, Глеб Самохвалов.

Как выяснится позже, скорее всего костюмы актеров и введут публику в заблуждение, вызвав некоторое недоумение и даже раздражение.

Мнения разделились

После просмотра спектакля публика из зала выходит молча. Оговорюсь сразу, что к Зейскому народному театру отношение зрителей особое. Не только уважительное, но и требовательное – слишком высока планка, которую в свое время он поднял. Нередко постановки режиссера театра Сергея Логуненко и игру актеров завзятые зейские театралы ставили на одну ступень с профессиональным театром.

Получился ли спектакль в этот раз, удалось ли режиссеру и актерам донести смысл и нерв пьесы – говорят зрители.

Интеллигентная дама бальзаковского возраста:

– Понравились и игра актеров, и декорации, и свет. Сначала немного резало слух, что в некоторых именах героев пьесы актеры ставили ударение не по общепринятым нормам. Но, может быть, так было задумано?

Симпатичная девушка лет 25-ти:

– Я ожидала большего. Сама по себе пьеса сильная, но спектакль, по сравнению с ней, мягко говоря, не очень. Явное противоречие заявленных костюмов и текста. Коробили слова, не соответствующие той эпохе: "сигареты", "застрелить", "закат, как на цветной открытке". Я уже не говорю о полевом планшете геолога у одного из стражников. Все это не из античного мира. Актеры, исполнявшие небольшие роли, как мне показалось, были более запоминающимися и убедительными, чем главные герои. Антигона на протяжении всего спектакля одинаково плачуще-дрожащая, что вначале вызывало скуку, а к финалу спектакля – раздражение. А вот Исмена – более разнообразна в своих эмоциях, но при этом выглядела простой деревенской девушкой, а не дочерью царя, уж слишком все бытово выглядело.

Молодой человек, лет тридцати:

– Спектакль очень понравился. Все актеры молодцы, играли на одном дыхании. Пьеса поучительная. Это битва между добром и злом. Хотя, с другой стороны, что есть зло? Что есть добро? Вечные философские вопросы. Понравились мудрый Креон и Хор, Антигона.

Супружеская пара лет шестидесяти:

– Печально. Куда подевался театр? Фактически постановки как таковой не случилось. Спектакль лишен динамики, действия, все статично и, простите, скучно. Персонажи… Впечатление такое, что режиссер просто-напросто подставил актеров, не выстроив спектакль. Сцена Антигоны и Кормилицы показалась никакой – нет тепла, а главное – нет отношения к происходящему. Или, например, кульминация – диалог между Креоном и Антигоной, там же по тексту такое противостояние! Ан нет! Только рыдания, сжатые кулаки и дрожь, а выхода, выплеска эмоций в зал не случилось. Креон получился с претензией на сильного и волевого царя, хотя по сути таковым не являющимся. Что касается Гемона. Как-то не верится, что этот инфантильный мальчик способен на сильный поступок во имя любви. В целом спектакль смотрелся, как цветная лубочная картинка, где каждой маске соответствовал определенный персонаж. Хотя, может быть, в этом и была задумка режиссера? Получился спектакль, где проиграли все.

На вопрос: "О чем спектакль?" – зрители отвечали по-разному. Одни говорили – о любви, другие – о политике, третьи ответить не смогли. Как показалось, спектакль не только о протесте Антигоны. Креон в диалоге с племянницей гневно сравнивает свое царство с тонущим кораблем, "…до отказа нагруженным преступлениями, глупостью, нуждой, где команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы. А офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. И эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках…". Не о нас ли идет речь?

Татьяна ТАРАСОВА.