Два выходных в ссср когда. Эксперименты со временем в ссср. а вы знали про это

Кто из читателей слышал от предков (а не прочитал в книжке), что до 1940 года была рабочая шестидневка с фиксированными по числам днями отдыха, приходящимися на разные дни семидневной недели? Мало кто. А ведь в 1940 году это знал каждый. Эта статья о том, что все позабыли: о регулировании рабочего времени в СССР…

При проклятом царизме

Вероятно, он подсчитал, что если ему удастся заставить людей хорошо поприветствовать «Христа» и совершить рождественский праздник с большими требованиями к их времени и фондовому рынку, они будут в значительной степени забыты, что смерть человека Иисуса, который забирает для них грехи мира.

Кроме того, исследователи Священного Писания согласны с тем, что декабрь не может быть истинной датой рождения Иисуса, но что истинная дата его рождения связана с тем, что Он был внуком Ноя и жил вскоре после Потопа. Он взял свою собственную мать, Семирамиду к жене, и оба предались страсти, охоте и пить. Наконец, Нимрод был убит, а Семирамида, под влиянием дьявола, которому она служила, провозгласила, что ее сын и муж поднялись и стали теперь невидимым Богом. И люди верили в эту ложь. В поддержку их мошенничества Семирамис использовал символ, коррумпированный пень, который должен был представлять мертвого Нимрода.

Царская регуляция рабочего времени относилась, при некоторых исключениях, лишь к промышленным рабочим (и то так называем цензовым, то есть с исключением мельчайших предприятий) и горнорабочим.

Рабочий день был ограничен 11.5 часами, предполагалась стандартная семидневная рабочая неделя с одним днем отдыха в воскресенье, при этом перед воскресеньями и праздниками предусматривался 10–часовой рабочий день (так называемые канунные дни).

Семирамида теперь объяснила, что вытащило вечнозеленое дерево из этого сухого сундука, представляющего восходящий и славный Нимрод. Она дала сыну титул «Отец богов» и «Шпрос», и она назвала ее «Матерью Богов» и «Королевой небес». Мы находим эти титулы повсюду в языческих религиях, и они все еще существуют сегодня в так называемом христианстве. Нам хорошо известно, что Иисуса также называют «росток» в Библии, и что Эвергрин используется в Библии как символ вечной жизни Вавилонской империи, и построил Вавилонскую башню, а на каменных табличках, которые были недавно раскопаны в районе древнего Вавилона, Нимрод изображен, когда он раздавил голову змея, другими словами, он изображается как ложный Мессия и, конечно же, Сатане удалось принять и признать этот ложный Мессию в Вавилонской империи, как говорит Священное Писание, истинный Мессия даст миру дар даров воскресения из мертвых, свободы, счастья, мира и вечную жизнь.

Праздников, приходящихся на любой день недели, было 13, кроме того, еще 4 праздника всегда приходились на будние дни. Оплачиваемый отпуск не предусматривался. Таким образом, на средний невисоскосный год приходилось 52.14 воскресенья, 4 праздника, всегда приходящихся на будни, и еще 11.14 праздничных дня, попавших не на воскресенье, итого в году получалось 297.7 рабочих дней.

Обратите внимание на искажение этих даров сатаны. Наша рождественская елка сегодня имеет свое происхождение на вечнозеленом дереве, которое, как говорят, возникло из сухого уныния. Семирамида утверждала, что это дерево, каждый день, в день, когда произошло воскрешение Нимрода, было повешено с подарками, которые должен был повесить Нимрод. Здесь у нас есть происхождение рождественской елки, а декабрь - не день рождения Иисуса, а Нимрод. Празднование этого дня и дерево, которое не называлось «Христобамом», было языческим обычаем, который был принят в четвертом веке после Христа христианской религией.


Из них 52.14 были субботними, а еще 7.42 создавались подвижными праздниками, не прилипшими к воскресенью. Итого, 59.6 рабочих дней было короткими, и 238.1 длинными, что дает нам 3334 нормативных рабочих часа в году.

На самом деле, в промышленности работать так много никто уже не был согласен, да и фабриканты понимали, что люди будут трудиться эффективнее, если предоставить им больше времени для отдыха.

Изида и Осриус, в Индии Изида и Исвара, в Азии, назывались Кибелле и Диою, которые были первыми, кто был найден в Египте, в языческом Риме Фортуна и Юпитер в Греции Церера маленький ребенок на груди или Ирины с мальчиками Плутоном на руках, в Китае Чинг Мао - святая мать с ребенком на руках.

Все языческие религии имеют те же основные идеи, на которых основаны фестивали и обычаи последующих эпох. В связи с рождественским праздником детям рассказывают о всякой лжи со стороны слуги Рупрехта или святого Николая, который приносит хорошие вещи хорошим детям, а он ставит непослушных в мешок, да, можно сказать, что этот Николаус больше на переднем плане как самого ребенка Иисуса. Каждое великое издание лексики или энциклопедии говорит нам, что Николай - это имя дьявола.

В среднем в началу Первой мировой войны на заводах работали 275–279 дней в году, по 10–10.5 часов (различные исследования давали разные результаты), что дает нам приблизительно 2750 - 2930 часов в год.

Временное правительство. Ранняя Советская власть: военный коммунизм и НЭП

Временное правительство с мая 1917 года попало в руки социалистов, десятилетиями обещавшими трудящимся восьмичасовку. Социалисты не изменили свой курс, то есть продолжали обещать восьмичасовку в неопределенном будущем, которое (для Временного правительства и эсеров) так и не наступило.

Так называемая христианская церковь полностью разрушительна. Дьяволу удалось погладить низкую напряженность человека, гордость, тщеславие и эгоизм, с его триумфом фестивалей и святых праздников Церкви. С этой целью у нас есть свидетельство самой Католической Церкви. Кардинал Ньюман пишет в своей книге «Развитие» на страницах 359 и 360 о включении этих языческих обычаев в Церковь и говорит: «Это средства и последствия демонического поклонения, но они освященный приемом в церковь».

Здесь у нас есть неопровержимое доказательство того, что эти дьявольские обычаи были сознательно включены в так называемую церковь. На протяжении веков люди вели обман с резными изображениями, святой водой, освященными свечами, быстрыми днями и пепельными лунками, елочными деревьями и Николаем. Они подобны доктринам вечной муки, триединства и бессмертия души, богов, глупых и ребяческих, и поэтому мы должны порвать с ней, вернуться к учению о Библии и дать Богу славу.

Всё это имело мало значения, ибо промышленность разваливалась, а рабочие обнаглели и не слушались начальства; к концу лета 1917 года по факту никто не работал более 5–6 часов в день (ну а выработка была такая, как если бы работали 3–4 часа).

Уже 29 октября 1917 года большевики выполнили один из главных пунктов своей дореволюционной программы - особым декретом провозгласили восьмичасовой рабочий день, то есть получилась семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Кодекс законов о труде 1918 года еще более расширил эти положения.

Почему все это может быть задано. Как это часто бывает, для этого также есть формальный поворот. В дальнейшем текст из этого издания может говорить сам за себя. Тихая ночь, святая ночь - христианин или язычник? Это невысказанное мнение основывалось на обществе с большими рекламными расходами из года в год в своих публикациях. Из обилия материала мы обращаем внимание на «Золотой век», который является темой, которую мы выбрали сегодня для нашего вклада.

С чисто оптической точки зрения изображение не нуждается ни в каких словах, поскольку оно говорит все. Для каждого зрителя это прямое приглашение отпраздновать день рождения Иисуса. Свет джентльменов, окруженный светом, доминирует над всей сценой, в то время как другие участники деликатно интерпретируются, тем самым подчеркивая возвышенность и высоту этой уникальной ночи. Фактически, именно ангел провозгласил пастыря великим посланием о рождении Спасителя мира и призвал других ангелов подчеркнуть важность этого рождения по их похвале.

Был введен месячный оплачиваемый отпуск; а между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно было быть 42 часа, что при односменной работе с обеденным перерывом давало пятичасовой рабочий день в субботу; перед праздниками рабочий день сокращался до 6 часов.

Уже на странице 2 вышеупомянутый журнал назвал крестину ярким примером роли общества в проекте Бога в рождественском вопросе. И на стр. 11 она позволяет немецкому отделению Пола Бальзерейта, который в стихотворении под названием «Моя рождественская песня» катит все его благочестивые мысли и желания в отношении ребенка Иисуса в верующее сердце. Никаких фруктов и все еще сладких, делает меня счастливым.

Между тем тяжелое земное ярмо дается моему телу. Мы хотим щедро игнорировать поэтические качества отрасли. В конце концов, стихотворение трогает и трогает. Это приводит к мысли ассоциации с читателем, который также предназначен. Резерфорд ничего не знал об этом ни в одной из своих книг. Свидетели Иеговы и их спутники с тех пор очень хорошо знакомы с этим религиозные праздники как нечто отвратительное. Кроме того, цитируется книга «Лексикон библейских ошибок» Вальтера-Йорга Лангбейна. Лангбейн также подтверждает две «основы» Свидетелей Иеговы; поскольку есть отказ от доктрины триад и отвержения веры, человек будет иметь душу.

Количество праздников уменьшилось до 6, все на твердую дату, это были знакомые нам Новый год, 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции) и совсем незнакомые: 22 января (день 9 января 1905 года (sic!)), 12 марта (день низвержения самодержавия), 18 марта (день Парижской Коммуны).

При методике расчета, показанной выше, в средний год, с учетом отпуска и сокращенных дней, выходило 2112 часов, на 37% меньше, чем по царскому Уставу о промышленности, на 25% меньше, чем в царской России работали реально. Это был большой прорыв, если бы не одно неприятное обстоятельство: реальная промышленность не работала вообще, работяги разбегались из городов и помирали с голоду. На фоне таких событий писать в законе можно было что угодно, только бы немножко порадовать опорный класс.

В этих пунктах он соглашается с Свидетелями Иеговы, но это не мешает ему указывать, что их использование имени Иеговы является неточным. На тему Рождества Лангбейн среди прочих. Не было единого рождественского праздника. Эта неопределенность нарушала благочестивых архенистов. Они исходили из предполагаемой даты смерти: поскольку из библейских трудов можно было предположить, что Иисусу было 29 лет и три месяца, один считался обратно.

Декабрь считался священным, особенно в Средиземном море. Солнечный герой родился от девственницы. Исида, например, египетская небесная королева, родила Хоруса как девственницу. В царстве персов небесный скипетр был почитаем как Таммуз, его мать Милитта. Римляне терпели такие культы и приняли религию римлян как иностранную религию, культ стал среди нескольких императоров государственной религией Римской империи: около 204-275 года нашей эры.

Так как народ той эпохи был еще сильно привержен религиозным праздникам, но упоминать это в законе большевикам было неприятно, их переименовали в особые дни отдыха , каковых полагалось 6 в году. Дни назначались на любые даты по усмотрению местных властей; если эти дни оказывались религиозными праздниками (что неизменно и происходило в действительности), то их не оплачивали; поэтому мы не включаем добавочные праздники в наши расчеты.

В первые века после поворота времен христианство и Мидрастокт боролись за родословную. Степень, в которой молодая христианская община самостоятельно развивалась или просто приобретала религиозную собственность и культовую жизнь, уже не была определена.

Поскольку молодая христианская церковь не могла подавить иностранный культ в своих подобных вариациях, она взяла его и установила рождение новорожденного Иисуса. Языческие богини были заменены Марией, безукоризненно родившимися сынами солнца через Иисуса. По-видимому, можно было продолжать праздновать тысячи лет празднования, но они постепенно христианизировались. При императоре Константине это было официально. Молодой бог солнца был теперь Иисусом. Астарта и Изида, богини небесные, теперь были Мэри.

В 1922 году промышленность начала потихоньку оживать, а большевики потихоньку одумываться. По КЗоТу 1922 года отпуск был сокращен до 14 дней; если на отпуск приходились праздники, он не удлинялся. Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год.
С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП.

Но установленный факт заключается в том, что это хотят не только производители и рекламные люди, но и основная масса американского народа. Западная церковь определила, что праздник должен был отмечаться в день, когда рождение солнца отмечалось в Митракле, и это был последний день Сатурналии, потому что день рождения Христа не был точно известен. Среди германских и кельтских племен зимнее солнцестояние считалось важным временем года и праздником праздника, который отмечался в память о возвращении солнца и который, как и другие языческие праздники, был адаптирован к рождественскому празднику.


В 1927–28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов.

Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда.

И если бы было установлено, что посторонний человек может быть моим «святым Николаем» в фактическом содержании этого фестиваля, то это утверждение также имеет аналогичную длину волны. С помощью описанной коммерциализации также становится ясным, что фактические религиозные корни все больше исчезают, в значительной степени уже достигли статуса оболочки без содержания.

На этот вопрос можно ответить еще на один вопрос. Является ли человек религией? Или это религия для человека? Человек должен быть порабощен за религию. Она также практикует это в ряде других областей, включая переливание крови и многое другое. Их отказ от народных фестивалей, включая Рождественский фестиваль, также являются частью этого контекста.

Великий перелом и первые пятилетки

В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. В 1929/30 хозяйственном году страну начали энергично переводить на непрерывную рабочую неделю с одним плавающим выходным днем в пятидневку и семичасовым рабочим днем (НПН).

Есть, конечно, еще несколько дел; например, Саентология и К °. Но при этом ей удается убедить нищих вернуться к «чистому первобытному христианству». И нищие все еще думают, что они все еще находятся в «свободе сынов Божьих». Однако это было бы просто определено. Не все действительно свободны, кто издевается над цепями!

Чтобы праздновать временную задачу обычаев празднования рождественского фестиваля, возможно, стоит упомянуть. Уже в так называемых «немецких католических кругах», которые не могли окончательно утвердиться на «рынке мирового рынка». В то же время возникло много внимания. В некотором роде, когда Ронге протестовала против так называемого «священного камня», выпущенного католической церковью как реликвия. Сравнить также.

Это была самая странная реформа табель–календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников (22 января, теперь называвшееся Днем В.И.Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября).

День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.

Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым (это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей).

Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7–часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год.


Советский календарь на 1930 год. Цветом выделены разные дни пятидневной недели, однако традиционные семидневные недели и число дней в месяцах сохранились.

Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день.

На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.

С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по–прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа (а значит, кое–какие недели на самом деле были семидневными). От праздников по–прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские.

При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально (на 4.3%) увеличить и оплату труда; на практике это не имело значения, так как цены и зарплаты в ту эпоху росли очень быстро.

Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель–календарем и более или менее (по факту, на нее перевели около половины трудящихся) прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке.

Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной - типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.

Зрелый сталинизм

В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец. СССР готовился к завоеванию Европы. Уголовные наказания за опоздания, запрет на увольнение по собственному желанию - разумеется, эти меры выглядели бы странно без сопутствующего увеличения трудовой нагрузки.


26 июня 1940 года переход на семидневную рабочую неделю. Этот призыв ко всем трудящимся СССР прозвучал на IX пленуме Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. Помимо семидневки в ходе пленума также было предложено ввести восьмичасовой рабочий день.

С 1940 года была введена семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Праздничных дней стало 6, к старым праздникам добавился день Сталинской Конституции, 5 декабря. Укороченные предпраздничные дни, сопровождавшие семидневку до 1929 года, не появились.

Теперь в году оказалось 2366 рабочих часов, аж на 17% больше, чем ранее. В отличие от предшествующих эпох, власти не извинялись по этому поводу перед народом и ничего не обещали. С этим простым и понятным календарем, давшим исторический максимум (для СССР) рабочего времени, страна прожила до полной гибели сталинизма в 1956 году.

В 1947 году, на фоне общего возврата к национальной традиции, праздничный день 22 января заменили на Новый год.

Хрущевская и брежневская эпохи

В 1956 году справившийся с сопротивлением элит Хрущев открыл новую страницу - трудовое право снова резко смягчилось. С 1956 года страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем; на практике переход занял 3–4 года, но зато он был полным.

Кроме семидневки, страна получила новое смягчение - все предвыходные и предпраздничные дни были сокращены на два часа. Праздники остались те же. Это привело к резкому сокращению рабочего времени, в году теперь было 1963 рабочих часа, на 17% менее. В 1966 году к праздникам добавились знакомые нам 8 марта и 9 мая, что сократило рабочий год до 1950 часов, то есть почти что до времен полузабытой пятидневки.

И наконец, в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ, давшая знакомую всем нам сегодня форму рабочего расписания: была введена семидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и восьмичасовым рабочим днем.

Хотя рабочая неделя имела 5 рабочих дней по 8 часов, ее продолжительность составляла 41 час. Этот лишний час складывался, и образовывал за год 6–7 ненавистных народу черных (то есть рабочих) суббот; на какие именно дни они приходились, решали ведомства и местные власти.

Продолжительность рабочего года немного выросла и составляла теперь 2008 часов. Но народу реформа все равно нравилась, два выходных - сильно лучше, чем один.

В 1971 году был принят новый КЗоТ, содержавший одну приятную новацию: отпуск был увеличен до 15 рабочих дней. Теперь в году было 1968 рабочих часов. С этим трудовым правом Советский Союз и доехал до своего распада.

Для справки: сегодня, благодаря сокращению рабочей недели до 40 часов, увеличению отпуска до 20 рабочих дней, а праздников до 14 дней, которые всегда приходятся не на выходные, мы работаем 1819 часов в средний не високосный год.

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие доктор исторических наук Александр Безбородов и заместитель главного редактора газеты "Дело" Дмитрий Травин .

Андрей Шарый : 40 лет назад советское руководство приняло решение об отмене шестидневной рабочей недели, существовавшей в стране со сталинских времен. Трудящиеся получили право на второй выходной день. В год 50-й годовщины Октябрьской революции эта мера должна была свидетельствовать о реальных успехах развитого социализма. Я беседу с доктором исторических наук, ректором Московского историко-архивного института Александром Безбородовым.


Конец 60-х годов – это окончание эпохи оттепели. Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев у власти. В той системе координат, какое значение имела отмена шестидневной рабочей недели?

Александр Безбородов : В конце 60-х годов в стране стали происходить очень серьезные изменения, связанные с политическим укладом жизни. Большое значение стало, в частности, уделяться помпезному, довольно празднованию различных дат юбилейных. 1967 год – это празднование круглой даты, годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. 7 марта было принято Центральным Комитетом КПСС, Совмином СССР, а также ВЦСПС постановление о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Перед 8 марта и в перспективе в год 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции это имело звонкое политическое звучание. Руководителем Совета министров был уже Косыгин. Кстати, он один из тех, кто наряду с Брежневым и Гришиным подписал это постановление. Пятилетка была восьмая, весьма успешная, одна из наиболее успешных у нас. Там просчитывалось очень много – просчитывалось и Косыгиным лично, и его аппаратом.


Социальная составляющая, задача укрепления Брежнева и его группы у власти очень серьезно коррелировались со всеми политическими юбилейными делами. Это было очень важно в социальном плане и для нового режима, и в целом для того, чтобы производительность труда повышалась. Ведь даже если следовать марксистским догмам – свободное время, которое имело место теперь у рабочих и служащих, они должны были способствовать тому, чтобы производительность труда, во всяком случае, не стояла на месте.

Андрей Шарый : Введение пятидневной рабочей недели не было вызвано действительными успехами советской экономики. Главную роль в этом решении играли политические и социальные факторы. Так считает петербургский экономист, заместитель главного редактора газеты "Дело" Дмитрий Травин.

Дмитрий Травин : В те годы, вообще, сильно менялся характер советской экономики. Со стороны, с Запада, советологам эта экономика часто казалось командной во всех своих основах, как выяснили наши российские экономисты, скажем, Виталий Найшель, Петр Авен и некоторые другие. Командную экономику можно было назвать где-то в сталинские годы, а потом она постепенно стала превращаться в так называемую экономику согласований или бюрократического торга. Всякий начальник должен был учитывать мнение подчиненного вплоть до простого работяги. В этом смысле, раз надо было торговаться с обществом, торговаться с простыми работягами, надо было что-то людям давать. Тяжелая шестидневная рабочая неделя, конечно же, не могла многим нравиться. Это был такой своеобразный пережиток квазиГУЛАГа. Это был один из элементов предоставления этой свободы, когда человек мог уже в освободившийся день что-то сделать для себя, распить бутылочку водки или погулять на природе.

Андрей Шарый : На одну шестую часть уменьшилось количество рабочего времени, которое трудящиеся Советского Союза проводили на производстве. Это огромные экономические потери. Чем они восполнялись?

Дмитрий Травин : Вообще, если посмотреть советскую экономическую статистику, то даже по ней мы видим, что брежневский период был далеко не самым эффективным. По-настоящему, как эти потери, так и многие другие потери, связанные с относительной либерализацией экономики, по сути дела, не возобновлялись. Как только распадается жесткая гулаговская система, такая вот социалистическая экономика не может существовать хоть сколько-нибудь эффективно. Поэтому люди работали хуже, больше отдыхали. Через какое-то время это привело к обострению дефицитов. В каком-то смысле компенсацией стало повышение цен на нефть, которое произошло, правда, не в 60-х годах, а уже позже – после 1973 года. И вот это, действительно, поддержало советскую экономику.

Андрей Шарый : Можно рассматривать это решение о сокращении трудовых часов, которые люди проводили на работе, как один из элементов экономической реформы Алексея Косыгина?

Дмитрий Травин : Реформой я бы это не назвал. Суть реформы, которая замышлялась еще в последние хрущевские годы и, действительно, начала реализовываться при вхождении Косыгина в высшую власть и состояла в том, чтобы предоставить предприятиям несколько больше самостоятельности, разрешить использовать хоть какие-то небольшие средства на собственные нужды, на поощрение работников, которые трудятся лучше других. То, о чем мы сейчас говорим, это не стимулирующий элемент. Я думаю, что это скорее свидетельствует не о желании преобразовывать режим, а ослабление возможности режима в целом.